А что будет с нами ведущие ученые исследуя перспективы и противоречия

Стилистический анализ текста

Следующая степень – стилистический анализ, который углубляет и дополняет ЛАТ, заостряет внимание на особенностях использования языковых единиц в определенной сфере общения. Он предполагает исследование функциональной специфики произведения, стилевых черт, характерных для текста, языковых примет стиля, авторских особенностей текста. Этот метод позволяет рассматривать текст в точки зрения его коммуникативных свойств и коммуникативно-прагматической значимости, выявлять риторические приемы создания смыслов и образов.

Схема стилистического анализа текста:

1) стиль, подстиль и жанр текста,

2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован,

3) основные функции текста (общение, сообщение, воздействие),

4) характер адресата с учетом стилистических особенностей текста,

5) форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог),

6) стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической маркированности.

7) языковые приметы стиля, отраженные в тексте,

8) образ автора и цель его текстовой деятельности,

9) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

Данная схема учитывает коммуникативную природу текста (автор – адресат), лингвистические факторы стилеобразования (языковые особенности функционального стиля на уровне узуса и индивидуального авторского стиля), экстралингвистические факторы (сфера общения, ситуация, тип мышления, функции, цели).

ЧТО БУДЕТ С РОССИЕЙ ЧЕРЕЗ 50 ЛЕТ?

А что будет с нами? Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставила с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1.5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1–1,5 млн. человек. Затем замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое лихолетье.

Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90хх годов. Сейчас у нас насчитывается более 30-млн. пенсионеров – 21% населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин.

В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, национальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и выборочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989 г. и микропереписи в 1994 г. Государство боится сказать нам грустную и страшную правду?…

…По прогнозам, численность населения в России в ближайшее десятилетие уменьшится на 8% и составит 136 млн. человек, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира. Угроза демографической экспансии в начале третьего тысячелетия станет ведущей среди факторов риска для национальной безопасности России. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионе Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий. Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа… (АиФ. 1999. 24 окт.)

1. Стиль: публицистический. Подстиль: газетно-публицистический. Жанр: проблемная статья.

2. Сфера общения: публицистическая, массовая коммуникация, связанная с обсуждением общественно важной политической и социально-экономической темы. Характер ситуации: текст сообщает актуальную информацию с целью воздействия на читателей и формирования общественного мнения.

3. Функции текста: информационная (сообщение о современной демографической ситуации в России), воздействующая (убедить общество в целом и каждого читателя в отдельности в необходимости изменить демографическую ситуацию в стране в целях национальной безопасности). Доминирует воздействующая функция реализованная в структуре текста в отборе и организации речевого материала (ср. статистику в разные годы, выборочность современных сведений, неутешительный прогноз).

4. Характер адресата: текст предназначен для широкого круга читателей ввиду общественной значимости обсуждаемой проблемы.

5. Форма речи: письменная. Тип речи: рассуждение, имеющее дедуктивный характер с тезисом в начале текста (демографическая ситуация в России катастрофическая) и последующими доказательствами. Вид речи: монолог.

6. Стилевые черты, характерные для текста, отражают стилистический принцип соединения экспрессии и стандарта: эффект новизны, документализм, фактографичность, простота, доступность, собирательность, социальная оценочность, призывность.

Логичность в изложении сочетается со сдержанной экспрессией речевых средств, отражающих крайнюю озабоченность автора неутешительными прогнозами о будущем России. Последнее позволяет исключить предположение о том, что текст принадлежит к научному стилю.

7. Языковые приметы стиля, имеющиеся в тексте:

лексические:

а) использование дат, статистики для отражение документализма,

б) употребление терминологии по соответствующей теме (демографическая ситуация, убыль населения, демографические показатели, среднегодовой прирост населения, процесс старения, неблагоприятное соотношение полов, рождаемость, национальный состав, уровень продолжительности жизни, лица пенсионного возраста, данные переписи населения, микроперепись);

в) использование книжных слов (перспективы, противоречия. Феномен, статистические сведения, уязвимы),

г) употребление газетизмов (социальный процесс, годы сталинских репрессий, на пороге третьего тысячелетия. Занимать место в мире, период …, уровень продолжительности, угроза экспансии, факторы риска, национальная безопасность России, интересы страны),

д) ограниченная метафоризация терминов (гражданская междоусобица, демографическая экспансия),

е) использование языковых средств других стилей: беллетризмов (в пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье), применение разговорных средств (А что будет с нами?), книжных средств и терминов (феномен, геополитические интересы, факторы)

ж) употребление олицетворения и сравнения (как шагреневая кожа), прием вопросно-ответного изложения для усиления экспрессии, оценочности, для создания яркости и доверительности (А что будет с нами?… Государство боится сказать на грустную и страшную правду?)

Синтаксические: а) книжный характер синтаксиса (Ведущие ученые … считают, что …),

б) использование пассивных конструкций (Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны… Геополитические интересы страны особенно уязвимы…)

8. Образ автора: автор выступает и как обобщенное лицо, отстаивающее интересы страны, и как конкретная личность, владеющая не только арсеналом изобразительно-выразительных средств. Создающих сдержанную социальную оценочность и экспрессию текста (гражданская междоусобица; боевое военное лихолетье, демографическая экспансия; сживаться, как шагреневая кожа). Эффектно использование в заголовке вопроса, не оставляющего равнодушным читателя: Что будет с Россией через 50 лет?

9. Индивидуально-авторские стилистические особенности: текст имеет открытую, хотя и сдержанную, социальную оценочность, проявляющуюся в аргументированных рассуждениях автора о демографическом кризисе в России. Авторская индивидуальность выражается в явном предпочтении книжных средств разговорным, в умеренном использовании изобразительно-выразительных средств.

4.1.3. Схема анализа текста, предложенная в учебнике Г.Я. Солганика «Стилистика текста» (М., 2006):

1. Что представляет собой текст: предложение, СФЕ или фрагмент?

2. Как разделен текст на абзацы: абзац равен предложению, СФЕ или фрагменту, абзац меньше СФЕ, меньше предложения?

3. От какого лица написан текст?

4. Есть в тексте авторская речь? Выражена ли авторская оценка?

5. В какой форме передана чужая речь?

6. Текст по количеству лиц, участвующих в речи.

7. Тип речи (описание, повествование, рассуждение)

8. Какие виды связи встречаются в тексте (цепная, параллельная, присоединительная)?

9. К какому функциональному стилю относится текст?

Источник

прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставила с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталинских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1.5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1–1,5 млн. человек. Затем замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое лихолетье. Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90хх годов. Сейчас у нас насчитывается более 30-млн. пенсионеров – 21% населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин. В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, национальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и выборочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989 г. и микропереписи в 1994 г. Государство боится сказать нам грустную и страшную правду?… …По прогнозам, численность населения в России в ближайшее десятилетие уменьшится на 8% и составит 136 млн. человек, число лиц пенсионного возраста превысит количество детей и подростков, а по уровню продолжительности жизни Россия отстанет от многих стран мира. Угроза демографической экспансии в начале третьего тысячелетия станет ведущей среди факторов риска для национальной безопасности России. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в регионе Северного Кавказа и прилегающих к нему территорий. Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа…

Источник

Урок русского языка в 11 классе. Информационная обработка текстов разных стилей и жанров (стили и типы речи, лексическое значение сл

А что будет с нами ведущие ученые исследуя перспективы и противоречия. presentation bg. А что будет с нами ведущие ученые исследуя перспективы и противоречия фото. А что будет с нами ведущие ученые исследуя перспективы и противоречия-presentation bg. картинка А что будет с нами ведущие ученые исследуя перспективы и противоречия. картинка presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Урок русского языка в 11 классе. Информационная обработка текстов разных стилей и жанров (стили и типы речи, лексическое значение слова в различных текстах, морфологический анализ слова). Отчет учеников повышенного уровня по домашнему заданию.
Руководитель проекта Воловичева Н. П., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 16 г. Белгорода, ученики 11 «А» класса: Поддубровская О., Зебальд Т., Чуева Л, Фоменко С., Мерещенко А., Сачук Е.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Что должны знать?
Типы и функциональные стили речи;
лексическое значение слов в текстах;
порядок морфологического разбора;
структуру текста-рецензии.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Что должны уметь?
Определять типы и функциональные стили различных текстов;
проводить лексический и морфологический разбор слов;
проводить анализ языковых средств текста по алгоритму (1. Стиль 2. Сфера общения. 3.Основные функции текста. 4. Фактор адресата. 5. Тип мышления.6. Форма речи. 7. Стилевые черты. 8. Языковые приметы стиля: лексические, морфологические, синтаксические. 9. Образ автора. 10. Индивидуально-авторские стилистические особенности).
Создавать тексты различных функциональных стилей с последующим написанием рецензии на них.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Стилистический анализ научного текста
Археологи обнаруживают остатки древних поселений, раскапывают старые захоронения, находят там различные вещи, которые служили когда-то людям. Эти вещи реальны, конкретны, их можно пощупать, осмотреть, изучить. А где «копать» лингвисту? Правда, у лингвиста есть древние рукописи. Но письменность возникла сравнительно недавно, а как проникнуть сквозь тьму веков, заглянуть в те времена, когда люди не имели письменности (во всяком случае нам о ней ничего не известно)?

Описание слайда:
Описание слайда:

Воловичева Н. П.
1. Стиль: научный; подстиль: научно-популярный; жанр: учебное пособие.
2. Сфера общения: обучение, просвещение; характер ситуации: текст ориентирован на ситуацию доверительного общения с адресатом-неспециалистом для передачи научного знания.
3. Основные функции: 1) сообщение о том, где искать истоки, объясняющие научные факты; 2) воздействие на адресата с целью заинтересовать его поиском разгадок языковых тайн.
4. Характер адресата: текст предназначен для неспециалистов (учащихся старших классов). Об этом можно судить по использованию облегчающих восприятие текста приемов аналогии (между профессиональной деятельностью археологов и лингвистов), сравнения действий историка языка с действиями взрослых, желающих узнать свое речевое поведение в детстве на основе наблюдений над действиями детей.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
5. Тип мышления: обобщенно-абстрагированный, воплощенный в рассуждении в виде системы последовательных вопросов и ответов.
6. Форма речи: письменная; тип речи: рассуждение-объяснение о том, как лингвисты ищут ответы на различные загадки языка; вид речи: риторический монолог автора в вопросно-ответной форме.
7. Стилевые черты: дня текста характерны: отвлеченность; обобщенность; подчеркнутая логичность; точность, свойственные научной речи. Наряду с этим текст отличается сдержанной эмоциональностью, экспрессией, обусловленной желанием воздействовать на адресата (заинтересовать его).

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
8. Языковые приметы научного стиля, имеющиеся в тексте. Лексические: а) употребление научной лингвистической терминологии (лингвист, письменность, санскрит, семья славянских языков, романских языков, распределять слова по родам); б) использование отвлеченных и книжных слов и оборотов (древние поселения, рукописи, захоронения, тьма веков, сравнительно недавно; свидетельства, черты, родственные связи, естественно, позднейшие изменения; подвергшиеся).
Морфологические: а) употребление глаголов в «настоящем вневременном» значении (обнаруживают, раскапывают, находят, распределяются, употребляются); б) изложение ведется от 3 лица; в) употребление глагольных форм есть, быть (есть древние черты; есть косвенные свидетельства; есть общие черты; могут быть близкими родственниками).

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Синтаксические: а) использование составных именных сказуемых (Эти вещи реальны, конкретны. ); б) использование вводных слов (правда, возможно, естественно, например); в) употребление обособленных определений (Естественно, что ответы на эти вопросы скорее всего могли дать языки, менее других подвергшиеся позднейшим изменениям).
На научно-популярный характер изложения указывает: а) использование разговорных средств (А где «копать» лингвисту? А что если сравнивать разные языки? Ведь известно. ); б) употребление средств экспрессии и усиления (Сквозь тьму веков; даже они (языки) могут быть близкими родственниками); в) использование риторических вопросов, сравнения и аналогии.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
9. Образ автора: судя по тексту, за ним «стоит» личность увлеченного своим профессиональным делом лингвиста. Цель текстовой деятельности: заинтересовать адресата и приобщить его к основам лингвистической науки, её тайнам и загадкам.
10. Индивидуально-авторские стилистические особенности: умеренное использование научных терминов, опора на понятные адресату аналогии и сравнения, доверительный характер изложения и общая сдержанная заинтересованная эмоциональная тональность текста, виртуозное владение языковыми ресурсами русского языка, позволяющее просто и ясно излагать сложные научные истины.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Анализ текста официально-делового стиля
Статья 29.
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 5. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить или распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, опреде­ляется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Статья 30.
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
(Конституция Российской Федерации. Глава 2)

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Стилистический анализ текста официально-делового стиля

1. Стиль: официально-деловой; подстиль: законодательный; жанр: закон.
2. Сфера общения: деловая, правовая. Ситуация, на которую текст ориентирован: официальная, общение имеет неличный характер, предполагается обращение к массовому адресату в силу общественной значимости сообщаемого.
3. Основные функции текста: а) констатация сути законов; б) выражение долженствующе-предписующего характера информации.
4. Фактор адресата: текст предназначен для массового читателя и адресован гражданам России (. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право на объединение. ).

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Стилистический анализ текста официально-делового стиля
5. Тип мышления, отраженный в тексте: обобщенно-абстрагированный, опирающийся на использование понятий, относящихся к правовой сфере.
6. Форма речи: письменная; тип речи: особый способ изложения «с акцентированной констатацией» (М.Н. Кожина) прав и свобод гражданина; вид речи: монолог автора, имеющий обобщенный, абстрагированный характер.
7. Стилевые черты: сухость, строгость, точность, не допускающая инотолкований; стандартизованность, безличность изложения.

Описание слайда:
Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Морфологические: а) широкое использование неопределенных форм глагола в целях констатации и предписания (Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить или распространять информацию любым законным способом); б) употребление глагольных форм настоящего времени в значении «настоящего предписания (или долженствования)»: (гарантируется; не допускаются; запрещается; определяется и др.); в) преобладание глаголов несовершенного вида как более отвлеченных по значению (гарантируется, не допускаются и др.); г) отсутствие форм глагола 1 и 2 лица, использование форм 3 лица в неопределенно-личном значении (Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства и др.); д) использование местоимений в обобщающем значении <каждый, никто: Каждому гарантируется свобода мысли и др.).

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Синтаксические: а) употребление обособленных оборотов для разного рода уточнений (Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. ); б) отсутствие сложноподчиненных предложений с придаточными причины; в) использование пассивных конструкций <Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. ).
Экстралингвистические особенности текста: рубрикация, последовательность цифровых обозначений, характерных для текстов официально-делового стиля.
9. Образ автора: высказывание дается не то лица конкретного говорящего, а от «лица» обобщенного, абстрактного. Этим обусловлен неличный характер речи.
Цель текстовой деятельности: регламентация личной и общественно-правовой жизни гражданина.
10. Индивидуально-авторские стилистические особенности: отсутствуют ввиду неличного характера речи.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Анализ текста публицистического стиля
А что будет с нами? Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая. К середине 80-х годов Россия по численности населения занимала 4-е место в мире. С начала 90-х на 6-м месте. Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны и хуже демографических показателей России в период Первой мировой войны и гражданской междоусобицы. Даже в годы сталин­ских репрессий среднегодовой прирост населения составлял 1,5 млн. человек. В послевоенные годы прирост населения колебался в пределах 1-1,5 млн. человек. Затем замедлился и в начале 80-х остановился. Начался процесс старения населения России. В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Это своего рода исторический феномен. Процесс старения усилился в начале 90-х годов. Сейчас у нас насчитывается более 30 млн. » пенсионеров-21 % населения России. В 90-х годах еще больше ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин.
В Российской Федерации статистические сведения о рождаемости, национальном составе населения из года в год становятся все более усеченными и выборочными, со ссылкой на данные переписи населения в 1989г. и микропереписи в 1994г. Государство боится ска­зать нам грустную и страшную правду.

Описание слайда:
Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Стилистический анализ публицистического текста
1. Стиль: публицистический; подстиль: газетно-публицистический; жанр: проблемная статья.
2. Сфера общения: публицистическая, связанная с обсуждением общественно важной политической и социально-экономической темы; характер ситуации: текст ориентирован на массовую коммуникацию в связи с сообщением актуальной информации и воздействием на читателей с целью формирования общественного мнения.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
3. Основные функции текста: информационная (сообщение о современной демографической ситуации в России) и воздействующая (убедить общество в целом и каждого читателя в отдельности в необходимости изменить демографическую ситуацию в стране в целях национальной безопасности). Доминирует воздействующая функция, реализованная в структуре текста в отборе и организации речевого материала (ср. использование показателей численности населения в разные годы, констатацию выборочности современных статических сведений и неутешительный прогноз на будущее).
4. Характер адресата: текст предназначен для широкого круга читателей ввиду общественной значимости обсуждаемой проблемы.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
5. Тип мышления, отраженный в тексте: обобщенно-аналитический. Приводится убедительная аргументация для доказательства основного тезиса о катастрофическом характере сложившейся демографической ситуации (в цифрах и фактах с использованием приемов сопоставления и противопоставления, сравнения).
6. Форма речи: письменная; тип речи: рассуждение, имеющее дедуктивный характер с тезисом в начале текста («. демографическая ситуация в России катастрофическая. ») и последующими доказательствами (ссылками на данные о численности населения в разные годы с учетом социально-исторических событий); вид речи: монолог.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
7. Стилевые черты, характерные для текста, отражают стилистический принцип соединения экспрессии и стандарта (В.Г. Костомаров): эффект новизны, документализм, фактографичность, простота, доступность, собирательность, социальная оценочность, призывность. Логичность в изложении сочетается со сдержанной экспрессией речевых средств, отражающих крайнюю озабоченность автора неутешительными прогнозами о будущем России. Последнее позволяет исключить предположение о том, что этот текст принадлежит к научному стилю.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
7. Языковые приметы стиля, имеющиеся в тексте.
Лексические: а) использование дат, статистических сведений для отражения документализма (. В 90-х годах еще более ухудшилось традиционное для России неблагоприятное соотношение полов: население России состоит из 47% мужчин и 53% женщин); б) употребление терминологии по соответствующей теме (демографическая ситуация, убыль населения, демографические показатели, среднегодовой прирост населения, процесс старения, неблагоприятное соотношение полов, рождаемость, национальный состав населения, уровень продолжительности жизни, лица пенсионного возраста, данные переписи населения, микроперепись); в) использование книжных слов (. перспективы, противоречия, исторический феномен, статистические сведения, уязвимы и др.);

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
г) употребление газетизмов (социальный процесс, годы сталинских репрессий, на пороге третьего тысячелетия, занимать. место в мире, период Великой Отечественной войны, уровень продолжительности жизни, угроза экспансии, факторы риска, национальная безопасность России, интересы страны); д) ограниченная метафоризация терминов (гражданская междоусобица, угроза демографической экспансии); е) использование языковых средств других стилей: беллетризмов (В пенсионный возраст вступали поколения, не вовлеченные в боевое военное лихолетье); применение разговорных средств (А что будет с нами?), книжных средств и терминов (феномен, геополитические интересы, демографические факторы и т.д.); ж) употребление олицетворения и сравнения (Не исключено, что под влиянием демографических факторов Российская Федерация будет сжиматься, как шагреневая кожа); приема вопросно-ответного изложения для усиления экспрессии, оценочности, для создания яркости и доверительности (А что будет с нами. Государство боится сказать нам грустную и страшную правду. ).

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Синтаксические: а) книжный характер синтаксиса (Ведущие ученые, исследуя перспективы и противоречия социального прогресса на пороге третьего тысячелетия, считают, что демографическая ситуация в России катастрофическая); б) использование пассивных конструкций (Подобная убыль населения сопоставима с периодом Великой Отечественной войны. Геополитические интересы страны особенно уязвимы в Сибири и на Дальнем Востоке. ).
9. Образ автора: автор выступает и как обобщенное лицо, отстаивающее интересы страны, и как конкретная личность, владеющая не только арсеналом изобразительно-выразительных средств, создающих сдержанную социальную оценочность и экспрессию текста (ср.: гражданская междоусобица, боевое военное лихолетье, демографическая экспансия; сжиматься, как шагреневая кожа). Эффектно использование в качестве заглавия вопроса, не оставляющего читателя равнодушным: «Что будет с Россией через 50 лет?»

Описание слайда:

10. Индивидуально-авторские стилистические особенности: текст имеет открытую, хотя и сдержанную, социальную оценочность, проявляющуюся в аргументированных рассуждениях автора о демографическом кризисе в России. Авторская индивидуальность выражается в явном предпочтении книжных средств разговорным, в умеренном использовании изобразительно-выразительных средств.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Анализ текста разговорного стиля

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Стилистический анализ текста разговорного стиля
1. Стиль: разговорный; подстилы обиходно-бытовой; жанр: 6ытопой диалог.
2. Сфера общения: обиходно-бытовая. Ситуация, на которую ориентирован текст: непринужденное, непосредственное спонтанное общение двух близких людей на бытовую тему.
3. Основные функции текста: а) неофициальное общение; б) установление контакта (фатическая функция, судя по доверительному характеру общения).
А. Характер адресата: адресат Б является непосредственным участником общения и близким человеком для говорящего А. Немногословность адресата подчеркивается краткими репликами (А? // Не-ет. // Угу. //).

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
5. Тип мышления, отраженный в тексте: имеет конкретный (не понятийный) характер.
6. Форма речи: устная, сопровождается особой мимикой: А (смеется); жестами и движениями: А (приносит обед); тип речи: особое изложение в вопросно-ответной форме без элементов описания, рассуждения, повествования; вид речи: диалог на бытовую тему, и мест личностный характер.
7. Стилевые черты, характерные для текста: спонтанность, непринужденность, фамильярность, конкретизированный характер; непоследовательность (алогичность), эмоциональность, проявление личностного начала, эллиптичность.
8. Языковые приметы стиля, проявляющиеся в тексте. Лексические: а) отсутствие книжных средств, слов с отвлеченно-обобщенным значением; б) наличие окказионализма (голодоустойчивый человек).

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Грамматические: а) использование личного местоимения (ты); б) частиц (а, ну); употребление слов-предложений, выражающих несогласие (Не-ет) и согласие (Угу); в) неполнота предложений, легко восстанавливаемая в условиях конкретной ситуации (Ну I сейчас будем (обедать)).
Фонетические: а) ритмико-интонационное разнообразие реплик в диалоге; б) быстрый темп и связанная с этим краткость реплик, обусловленная ситуативно; в) эмфатическое ударение и сегмента­ия слова (Не-ет).
9. Образ автора: имеет личностный, конкретный характер (выражает внимание и заботу о Б, склонность к шутке).
Цель текстовой деятельности: а) установление контакта; б) общение с целью приглашения пообедать; в) выражение заботы и внимания к собеседнику.
10.Индивидуально-авторские стилистические особенности: доброжелательная тональность речи, склонность к языковому творчеству (голодоустойчивый человек); настойчивость (ср. тройной повтор фразы: «Проголодался?»).

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Анализ художественного текста
М.Ю. Лермонтов «Тучи»
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Анализ художественного текста
1. Стиль: художественно-беллетристический; жанр: стихотворение.
2. Сфера общения: эстетическая. Это текст, способный вызвать у читателя ответную лирическую эмоцию, эстетическое чувство сопричастности судьбе лирического героя, который гоним «с милого севера в сторону южную».
Ситуация, на которую текст ориентирован: как форма коммуникации, текст отражает воплощенные в словесно-художественной форме размышления лирического героя, обращенные к тучам, о Родине и о себе, полные горечи и любви к ней. Стихотворение адресовано широкому кругу читателей.

Описание слайда:

Воловичева Н. П.
3. Основные функции текста: I) эстетическая, включающая художественно-образную конкретизацию меняющегося эмоционального состояния лирического героя, который, как и тучи, гоним. Текст отражает динамику чувств: от сожаления, связанного с констатацией изгнания (ср. слова: странники, изгнанники), к эмоциональному усилению: горечи, скрытому страданию (ср. лексемы: зависть, злоба, преступление, клевета ядовитая) и осознанию безысходности. Наряду с горечью, стихотворение овеяно любовью к Родине (милый север, родина).
С эстетической функцией связаны эмотивная (выражение чувств) и экспрессивная (воздействие за счет выразительности использованных автором средств). Все эти функции опираются на коммуникативную: текст не только выражает в художественной форме чувства автора, но и обращен к читателю. Таким образом, наряду с сообщением об эмоциональном состоянии лирического героя и причинах этого, текст оказывает сильное эстетическое воздействие на адресата, вызывая ответную лирическую эмоцию.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Я: способность к страданиям, неволя, способность к страстям, есть Родина (милый север), изгнан
Жажда свободы, простора усиливается поэтическими перифразами: степь лазурная (небо); цепь жемчужная (тучки небесные).

б) Эстетически направленная экспрессивность обусловлена системой изобразительно-выразительных средств. Тема изгнания и связанное с этим чувство горечи, трагизма эксплицируются в тексте благодаря особым лексическим средствам: 1) обозначающим нравственно-этические понятия: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета ядовитая; 2) называющим явления природы (в связи с приемом психологического параллелизма): тучки небесные, степь лазурная, цепь жемчужная; 3) отражающим мотив преследования: странники, изгнанники, гнать, изгнание; 4) актуализирующим образ родины: родина, милый север.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Воловичева Н. П.
Рефлексия
Мне понравилось на уроке,
что я …
Я ощущал себя на уроке …
После урока я задумаюсь о …

Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *