А что говорила лиса о голосе вороны
Урок чтения и развития речи в 4-м классе. И.А. Крылов. «Ворона и лисица»
Цель урока: познакомить с произведением.
1) определять специфику басни,
2) ориентироваться в нравственном содержании прочитанного произведения,
3) осознавать сущность поведения героев,
4) корригировать и развивать навыки соотносительного анализа при работе с басней.
5) воспитывать интерес к чтению.
Словарь: взгромоздиться, пленить, царь-птица, вещунья, лесть, льстец.
Оборудование: рисунки животных, портрет И. А. Крылова, пословицы, тест.
1. Организация начала урока.
На доске рисунки лисицы, вороны. Кто из героев встретится в нашем произведении? Что вы знаете о лисе из сказок? А какая ворона?
Чей портрет вы видите на доске? Какой жанр использует Иван Андреевич Крылов в своих произведениях?
2. Подготовка к усвоению новых знаний.
Дружно – не грузно, а врозь хоть брось.
К какой басне Крылова относится она? (“Лебедь, Щука и Рак”)
“У страха глаза велики”. (“Мышь и Крыса”)
Что такое басня? (Это небольшой рассказ с нравоучением)
Выберите выражение, которое вы можете сказать, если вам надо кого- то упрекнуть в беспечности. (“Ты все пела…”)
— Если вам надо сказать, что одну работу делают по-разному. (“Лебедь рвется ….”)
Как сказать о том, что кому-то лучше обратить внимание на свои недостатки, чем указывать на чужие? (“Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя оборотиться”).
Как басня влияет на нашу речь?
Прочитайте полюбившиеся вам басни. Что общего между ними? (Во всех этих произведениях действуют звери, птицы, рыбы, но осуждаются пороки людей)
3. Изучение нового материала.
На этом уроке вы познакомитесь с басней И. А. Крылова “Ворона и лисица”. Наша задача – выяснить, какой же недостаток людей осуждает автор в своем произведении? Что советует помнить постоянно? Прослушайте басню и ответьте на вопрос. Какая история приключилась с вороной?
4. Физминутка.
5. Словарная работа.
Объясните значения слов:
Какими строчками из басни можно заменить словосочетания? Выборочное чтение.
Хитрит, заискивает (вертит хвостом), смотрит пристально, не отрываясь (глаз не сводит), утратила способность правильно рассуждать (вскружилась голова), каркнула очень громко (во всё горло), исчезла, скрылась (была такова).
5. Закрепление знаний.
6. Чтение по ролям.
Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую Ворону, а рядом хитрую и умную Лису.
7. Обобщение и систематизация знаний.
Почему же Лисе удалось обмануть Ворону? Прочитайте первые три строчки басни.
Эти строки являются моралью басни. Что же такое мораль? Обратимся к толковому словарю. Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми. О чем предупреждает своих читателей И.А. Крылов?
Что советует помнить постоянно? (Пока будут любители лести, будут и льстецы. Какие пороки людей осуждаются в этой басне? (Лесть, честолюбие)
8. Контроль и проверка знаний.
1. Кто написал басню “Ворона и Лисица”?
а) Иван Иванович Хемницер;
б) Александр Ефимович Измайлов;
в) Иван Андреевич Крылов;
4) Лев Николаевич Толстой.
2. Определите мораль басни И. А. Крылова “Ворона и Лисица”.
1) Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
2) “Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!”
3) “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума оборотиться”.
4) Лесть гнусна, вредна.
3. Закончи четверостишие.
“Голубушка, как хороша!”
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки, какой …
4. Найди лишнее слово:
5. Какая пословица подходит к басне.
а) Правда в огне не горит, в воде не тонет.
б) На языке мед, а под языком лед.
в) Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
г) Старый друг лучше новых двух.
9. Подведение итогов.
Сделайте вывод: Чему же учит нас Иван Андреевич Крылов в своей басне?
Вспомните, какое задание на уроке было самым интересным на уроке?
Страница 110 учебник литературное чтение Климанова, Горецкий 3 класс 1 часть
1. Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
Ворона, слушая комплименты Лисы, не подумала о том, что Лиса просто хочет ее обмануть. Такие речи дурманят разум, человек перестает трезво оценивать ситуацию, идет на поводу лести. Из-за этого ворона раскрыла рот и лишилась сыра.
2. Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов? Прочитай слова, характеризующие её.
Лисица в народе считается хитрой и способной на обман, так о ней говорится во всех народных сказках. Крылов так же изображает ее хитрой и способной на обман. Образ Вороны связан с неумением что-то сберечь, так и говорят «проворонил».
Лисица видит сыр — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
3. Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. Например: «голубушка», «сестрица»… Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
Лиса разговаривает с вороной ласково.
Голубушка, как хороша! …(и до) … При красоте такой и петь ты мастерица!
Лиса делает вид, что ей не терпится услышать прекрасное пение Вороны, а на самом деле ей хотелось, чтоб ворона открыла рот уронила сыр вниз.
У Вороны «с похвал вскружилась голова от похвал, от радости в зобу дыханье сперло»
4. Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Как Лисице удалось достичь своей цели?
Льстивые слова не соответствуют намерениям лисицы — цель ее ласковых слов не похвалить, а обмануть.
В своих речах она проявляла себя чуть ли не поклонницей и подружкой Вороны, а на самом деле просто затеяла воровство. Ворона поверила в лесть, и восторженные комплименты оказались сильнее ее здравого смысла. Она не смогла устоять перед соблазном запеть, когда лисица так упрашивает. Лиса знала слабости вороны и добилась своего, заполучив сыр хитростью.
5. Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью; с любовью; с нежностью; с состраданием; с юмором; с восхищением? Почему ты так думаешь?
Крылов высмеивает недостатки Вороны и Лисицы. У Вороны — доверчивость, глупость, желание похвалы и славы. У Лисы – хитрость, неискренность, коварство, способность на воровство. Он относится к героям своей басни с юмором.
6. Прочитай басню выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Как будешь читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе, с какой интонацией? Какие слова, по твоему мнению, следует особо выделить голосом?
Слова Лисицы нужно читать медленно, протяжно, с нотками лести в голосе, выделяя лживые похвалы. Слова автора нужно читать с нотками юмора в голосе, весело.
7. Найди в басне выражения, которые стали крылатыми.
Спой, светик, не стыдись!
От радости в зобу дыханье спёрло.
Ворона каркнула во всё воронье горло.
8. Выучи одну из басен И. А. Крылова наизусть.
Лермонтов Михаил Юрьевич «Утёс»
1. Прочитай внимательно, неторопливо стихотворение «Утёс». Какое настроение у тебя возникает? Какие картины рисует твоё воображение?
В воображении возникает картина, но которой тихо плачет большой старый утес, потому что он очень одинок и последняя тучка покинула его.
2. Тучку поэт изображает как живую. Докажи.
Лермонтов наделяет персонажей стихотворения способностями, которые свойственный живым существам: тучка ночевала, а потом умчалась, играя по лазури.
ТОП-10: Невероятные факты о воронах
Вороны давно ассоциируются с темнотой, предзнаменованием беды и смертью. Задолго до того, как По (Poe) увековечил воронов в жанре ужасов, они появились в Ветхом Завете в связи с разрушением страны Эдом. Никто не смог выжить в тлеющих разрушенных руинах, кроме воронов. Это было здорово, но, как вы понимаете, не способствовало улучшению их имиджа. Помимо того, что их воспринимают как предвестников смерти и украшение жуткого Хеллоуина, вороны, на самом деле, очень умные, легко адаптирующиеся и поистине удивительные существа.
10. Они очень умные
Люди всегда знали, что вороны умны. В этом нет ничего нового. Но мы только начинаем понимать, насколько, на самом деле, умны падальщики. Полагают, что интеллект воронов настолько развит, что его вполне можно сравнить с человеческим. В семейство Вороновые, частью которого являются вОроны, входят также ворОны, сороки, сойки и галки. Все входящие в это семейство птицы считаются одними из самых умных в мире. Исследование, опубликованное в издании Science в 2002 году, показало, что Новокаледонский ворон может согнуть кусок проволоки в крючок, чтобы с его помощью извлечь пищу из узкого пространства. Такая же задача была поставлена перед маленькими детьми, и они не смогли проявить такую же сообразительность, как наши пернаты друзья.
Исследование, проведенное в отделе биологии Московского университета, показало, что ворон способен рассуждать логически, после того, как птицы были протестированы с помощью ряда флеш-карт, среди которых нужно было выбирать. В случае правильного выбора, ворона награждали мучными червями. Выбор нужного варианта считается более высоким уровнем анализа, и эти птицы уже обладают такой способностью без необходимости интенсивного обучения. Воронов видели скользящими по снегу на самодельных салазках, сделанных из коры, и исследующими созданные человеком объекты, которые попадаются у них на пути. Они креативны и умеют приспосабливаться, а также доказывают, что не следует обижаться на заявление о том, что у вас «птичий» мозг.
9. У них особая дружба с волками
Нет никаких сомнений в том, что волки обладают силой и сообразительностью, что позволяет им охотиться самостоятельно, но, благодаря своим пернатым друзьям, это не лучший для них вариант. Недавнее исследование показало, что уже через минуту после того, как волки завалили волка, вороны уже были на нем. По некоторым оценкам, пара волков лишиться почти 40 процентов мяса лося в пользу воронов. Если речь идет о шести волках, то воронам достанется только 17 процентами туши. Хотя вороны и волки могут казаться плохими партнерами, это взаимовыгодные отношения, даже, если кажется, что волки не получают от него выгоды.
Для воронов имеет смысл следить за волками и уничтожать останки их жертв. Один ворон в день может уничтожить 1,8 килограмма из туши лося весом 450 килограммов. Теперь представьте себе, что могли бы сделать несколько воронов. Ученые полагают, что именно поэтому волки охотятся стаями. Чтобы повысить свою значимость в этой дружбе, вороны приводят волков к тушам животных, которые птицы не могут есть, потому, что их клювы недостаточно сильны, чтобы справиться с телами мертвых животных. Когда волки охотятся, вороны также предупреждают их о подозрительных звуках и потенциальной опасности.
8. Они умеют говорить
7. В них часто видят предзнаменование
Фото: whats-your-sign.com
Возможно, это связано с их черным как ночь оперением, или привычкой кружить над трупами. Какими бы ни были причины, с древности вороны играли ключевую роль в мифологии и суевериях. В кельтской мифологии вороны считались предзнаменованием битвы и кровопролития.
6. Им нравится быть в измененном состоянии сознания
Это не означает, что они затягиваются косячком, такое поведени не в их стиле. То, чем они наслаждаются, выглядит довольно странно: они участвуют в чем-то, что можно назвать муравьино-терапией. Она заключается в том, чтобы давить муравьев и размазывать их по телу воронов. При раздавливании муравьи выделяют муравьиную кислоту, которую впитывает кожа птиц, и это, по-видимому, им нравится. Почему они так делают? Никто не знает наверняка, но недостатка в теориях нет. Одна из них предполагает, что муравьино-терапия является формой подготовки организма птицы к будущей добыче, которая развивает у воронов иммунитет к муравьиной кислоте. Таким образом, в дальнейшем птицы могут есть муравьев без каких-либо побочных эффектов.
5. Они умеют сопереживать
Фото: calacademy.org
Хотя группа воронов выглядит агрессивно, они, на самом деле, очень сострадательны. Исследование, опубликованное в журнале PLOS One в 2010 году, показало, что вороны утешают жертву акта агрессии. В течение двух лет Орлайт Фрейзер (Orlaith Fraser) и Томас Бугняр (Thomas Bugnyar) наблюдали за поведением 13 ручных воронов. За это время исследователи наблюдали 152 боя. Они классифицировали воронов как агрессоров, жертв и свидетелей в зависимости от их роли в ссоре.
Вороны, которые проводили больше всего времени с жертвами, продемонстрировали наибольшую степень сострадательности, что выражалось в касании клювом и телом, сидение рядом с жертвой и сопровождение ее. Наблюдатели обратили внимание на то, что жертва чувствовала себя несчастной. Ранее мы не предполагали, что у ворон проходят высшие мыслительные процессы, связанные с эмпатией. Чтобы проявить сочувствие, они должны быть способны понять ситуацию, а затем проявить определенное поведение по отношению к жертве.
4. Они настоящие пираты
Возможно, они не грабят и не мародерствуют на морях и океанах, но у них есть пара навыков, которые важны для любого настоящего пирата. Одними из таких навыков является умение торговаться и способность мыслить вперед. В эксперименте, проведенном Кеном Кабадайи (Can Kabadayi) и Мартиусом Осватом (Mathias Osvath) в Лундском Университете (Lund University) в Швеции, было доказано, что вороны обладают когнитивной способностью планировать вперед и торговаться за то, что они хотят. Кабадайи и Осват обучили группу воронов использовать конкретный инструмент на коробке, чтобы достать из нее угощение. Затем исследователи убрали коробку и вернулись через час с несколькими предметами, из которых вороны должны были выбрать нужный.
Одним из предметов был тот самый инструмент, с помощью которого можно было открыть коробку. Восемьдесят процентов времени, вороны выбрали инструмент и смогли выполнить задачу, чтобы получить угощение, когда через 15 минут им вернули коробку. Через 17 часов эксперимент провели снова, и через 90 процентов времени вороны выполнили задание верно. Птицы также использовали жетоны, которые могли обменивать на еду. Другая особенность, которая делает воронов гораздо лучшей птицей для того, чтобы сидеть на плече пирата, чем попугай – это их нетерпимость к обманщикам. Исследователи из Лундского Университета в Швеции провели эксперимент, который заключался в том, чтобы торговаться с воронами, потом обмануть их и посмотреть, запомнят ли они это. Они запомнили.
На первом этапе один исследователь передавал ворону кусок хлеба, который тот мог поменять на более привлекательный для него кусок сыра, который держал второй исследователь. На следующем этапе ворон приносил хлеб второму исследователю для обмена. Но вместо того, чтобы отдать сыр, исследователь засовывал кусок вкусного сыра себе в рот. Спустя пару дней эксперимент провели снова, но уже с участием третьего нейтрального исследователя. Вороны раньше не работали с этим человеком. Шесть из семи птиц решили иметь дело с исследователем, которого они считали «справедливым» (тот, кто не ел сыр), и один из воронов выбрал «нейтрального» исследователя. Месяц спустя только один выбрал «несправедливого» исследователя, в то время как остальные все еще не доверяли ему. Если бы вороны могли заставить кого-нибудь пройти по гвоздям, то «несправедливый» исследователь был бы первым.
3. Вороны защищают Лондонский Тауэр
Фото: The Telegraph
Хотя никто не знает, откуда пошла молва, но считается, что присутствие воронов в Лондонском Тауэре отвлекает беду. Если вороны когда-либо покинут башню, она рухнет вместе с английской монархией. Одна теория приписывает авторство Джеффри Монмутскому (Geoffrey of Monmouth), который писал о короле Брэн Хене из Бринейха (Bran Hen of Bryneich). Брэн, что переводится с валлийского как «ворон», попросил, чтобы его голову похоронили в башне как талисман, который будет защищать от вторжения. Вороны обитают там с тех самых пор. В 1661 году Карл II (Charles II) приказал, чтобы шесть воронов постоянно содержались в башне. Они все еще там.
Коварство и хитрость воронов давно описывается в мифологии и ассоциируется со знанием. Многие индейские племена верили, что ворон является умелым обманщиком и может даже изменять форму. За вороном довольно легко проследить. В индейском племени Сиу есть легенда о белом вороне, который предупредил буйвола о том, что рядом с ним промышляют охотники, что позволило буйволу сбежать. Согласно легенде, разъяренный шаман бросил птицу в огонь, из-за чего перья ворона почернели.
Поскольку ученые внимательно изучают воронов, они отметили, что те изрядные хитрюги. Исследование, проведенное Университетом Вермонта (University of Vermont), показало, что молодые вороны будут суетиться над тушей, чтобы другие молодые вороны к ним присоединились. Это помогает обеспечить их безопасность против взрослых воронов и других птиц-падальщиков. Также были обнаружено, что вороны способны притворяться, что спрятали еду в определенном месте, хотя она находится в другом, чтобы сбить со следа остальных.
1. Они способны узнавать и запоминать ваше лицо
Фото: english-classics.net
В следующий раз, когда вы соберетесь гнать воронов со своего двора, лучше остановитесь и измените свое поведение. Вороны и другие представители семейства Вороновые не собираются прощать или забывать. Биолог дикой природы Джон М. Марзлуфф (John M. Marzluff) решил проверить эту идею в кампусе Вашингтонского Университета (University of Washington) в Сиэтле. Семь ворОн были помечены и выпущены исследователями в масках. На некоторых обитателях кампуса были страшные, а на других нейтральные маски, чтобы спровоцировать реакцию птиц. Вороны кричали и нападали на людей в «опасных» масках.
Имейте в виду, что исследователи не возились с птицами в этот момент, а просто переходили из одной точки в университетском городке в другую. Птицы не нападали на тех, кто был в нейтральных масках. И скоро они остались в одиночестве. В то же время вороны рассказали своим друзьям об «опасных» масках, а те в свою очередь рассказали своим друзьям. В какой-то момент, когда доктор Марзлуфф прогуливался в своей «опасной» маске, 47 из 53 ворОн, с которыми он столкнулся, были готовы броситься на него.
У Эзопа все было не так. В своей басне «Лиса и Ворона», ничего не подозревающий представитель семейства Вороновые клюет на удочку Лисы и бросает ей еду, которую та забирает. Лиса уходит после некоторых замечательных высказываний об интеллекте вороны. Но, если бы это была настоящая жизнь, лиса не смогла бы насладиться едой. Птица спикировала бы вниз на лисицу и схватила бы еду, обратившись к помощи разъяренной вороньей стаи.
Конспект урока чтения «И.А. Крылов. Ворона и Лисица»
ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Конспект урока чтения
«И. А. Крылов Ворона и Лисица»
Разработала и провела
учитель начальных классов
Тип урока : изучение нового материала
Цель урока: знакомство учащихся с содержанием басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица»
— Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Активизировать учащихся, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами
— Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания старого к новому. Расширять и активизировать словарный запас детей.
— Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.
Оборудование и материалы:
экран для демонстрации презентации;
учебник «Литературное чтение», автор Канакина, 3класс 1 часть;
толковые словари русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля;
заготовленные бланки телеграмм.
I. Мотивация учащихся
Учитель: Ребята, закройте глазки и попробуем погрузиться в атмосферу одного литературного жанра, герои которого – животные, они разговаривают, здесь бывает смешно и не очень, этот жанр любят артисты и недолюбливают люди, которые узнают себя в этих произведениях. (открывают глаза)
— О каком литературном жанре я говорю? Это басня.
— Что же такое басня?
— На что похожа басня?
— Кого высмеивает автор в баснях?
— Какие басни вы уже знаете?
— Чем отличается от других жанров? Из чего состоит?
Задание для творческих групп:
1 и 2 гр. Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль слова МОРАЛЬ
– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются?
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Стрекоза и Муравей.
Учитель: Как вы думаете, как называется человек, который пишет басни? (Баснописец)
-Какой баснописец известен вам? (И.А.Крылов)
(Слайд 3)
III. Проверка домашнего задания
Чтение басни «Зеркало и обезьяна»
Учитель: Познакомиться с новой басней И.А. Крылова – значит узнать что – то новое и важное о себе и людях. Сегодня мы откроем для себя басню «Ворона и Лисица».
– Что знаете об этих животных?
Показ изображений вороны и лисицы. (Ответы детей.)
Задание для слабочитающего ученика:
Прочитать слова по слогам ВО-РО-НА, ЛИ-СИ-ЦА. Соотнести слова с иллюстрациями.
-Знакомы ли вам эти слова? Где мы их встречали? (словарные)
Учитель: А вот что рассказал о них И.А. Крылов, вы узнаете сейчас сами.
а ) Первичное знакомство с басней.
Учитель: А сейчас я вам предлагаю послушать басню
– Заинтересовала вас басня?
– Какая же история приключилась с Вороной? ( Ответы детей.)
Повторное прочтение басни (про себя), отмечая в тексте сложные слова.
— Прочитайте, называя каждый звук отдельно, затем быстро (вместе, по одному)
Легко ли вы произносили эти буквосочетания?
-Что вы заметили? (все согласные)
-В каких словах вам встретились эти буквосочетания? (ВЗГРОМОЗДИЛАСЬ, ЛЬСТЕЦ, ВДРУГ, АНГЕЛЬСКИЙ) Слова – на доске с другой стороны
-Читаем хором, чётко проговаривая.
-Какие ещё слова вы отметили как сложные?
Словарная работа (слайд 5 ) (по щелчку мыши появляется значения слов)
Объяснение лексического значения слов.
Толкование значения слов с помощью Толкового словаря.
-Найдите в тексте многозначное слово (14 строка сверху).
-Найдите в толковых словариках значения этого слова (НОСОК)
Задание: замените следующие словосочетания из басни подходящими по смыслу: (слайд 6)
глаз не сводит – смотрит пристально, не отрываясь ;
на цыпочках подходит – подходит тихо, осторожно ;
вскружилась голова – утратила способность здраво рассуждать ;
в о всё горло – каркнула очень громко ;
б ыла такова – исчезла, скрылась ;
д ыханье спёрло – трудно стало дышать ;
бог послал – нашёл случайно, без особого труда.
Физкультминутка. «Солнышко лучистое»
б) Отработка чтения басни учащимися
-Читаем по предложениям по указке учителя;
-Прочитайте только восклицательные по интонации предложения. Сколько таких предложений?
-Найдите отрывок, который мог бы прочитать этот человек (на доске эмоции);
-Прочитайте 5 сверху строку как медведь, лягушка, Баба Яга
в) Анализ содержания басни по вопросам. Приём «Толстые и тонкие вопросы»
Учитель: Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
– Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
– Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей?
– А что говорила Лиса о Вороне? Найдите и прочитайте подтверждение ваших слов.
– Кто слышал Ворону? Какой у нее голос?
– А что говорила о голосе Вороны Лиса?
– Как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы? Подтвердите словами из текста.
– Для чего Лиса так расхваливала Ворону?
– Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? Обоснуйте свой ответ.
– Почему Лисице удалось обмануть Ворону?
– Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему?
д) Работа над моралью басни.
Учитель:
– В басне И.А.Крылова отсутствует мораль? Где же она?Прочитайте
– Чем интересна эта мораль?
– Как звучит мораль этой басни на современном языке? ( Ответы детей. )
IV. Проверка и оценивание
Учитель: Прочитайте басню друг с другом по ролям и оцените свою работу.
Взаимооценка учащимися.
Приём «Перевёрнутые логические цепочки» (слайд 7)
Индивидуальная работа с нечитающим учеником
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
а) ворона нашла кусочек сыру;
б) лиса близёхонько бежала;
в) ворона каркнула;
г) лисица говорит сладкие слова вороне;
д) плутовка подходит на цыпочках;
ж) лисица схватила сыр и убежала;
к) сыр выпал.
V. Стадия рефлексии:
– Было интересно …
– Сегодня на уроке я узнал, что …
– Я хотел узнать ещё о баснях …
– Больше всего мне понравилось …
– Новым для меня стало …
VI. Домашнее задание (слайд 8):
а) обязательное задание: выразительное чтение басни стр. 66;