А что задавали по музыке

А что задавали по музыке

Тестовые задания по музыке для 5 класса.

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

а) пространственное искусство;

+б) временное искусство;

в) прозрачное искусство.

2. Что роднит литературу с музыкой? Бывает ласковой, угрожающей, взволнованной:

3. Кто из этих композиторов русский:

4. В какую группу симфонического оркестра входит скрипка:

5. Родина оперы:

6. На что опираются большинство композиторов при создании своих произведений:

а) на музыку других композиторов;

б) на старинные придания;

7. Австрийский композитор-песенник:

8. Самый распространенный жанр музыкального творчества:

9. Как называется небольшое музыкальное произведение для голоса в сопровождении фортепиано или гитары:

тест 10. Жанр вокально-инструментальной музыки:

11. Кто из композиторов написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основанную на сюжете русских сказок:

б) Н. А. Римский-Корсаков;

12. В творчестве какого композитора переплетаются: живопись, музыка, поэзия:

13. Обращаясь к литературным источникам, композиторы создают «эти» произведения:

+а) программные произведения;

б) литературные произведения;

в) произведения изобразительного искусства.

14. Песня, исполняемая только на гласном звуке:

15. В каком жанре написаны «Песни венецианских гондольеров» Ф. Мендельсона:

16. Какое историческое событие стало основой для создания кантаты С. Прокофьева и одноименного фильма С. Эзенштейна:

а) Куликовская битва;

в) Бородинское сражение.

17. Этот композитор написал свое произведение для солистов, хора и ударных инструментов «Перезвоны», основанное на рассказе о родине В. М. Шукшина:

18. Польский композитор, пианист, подаривший нам ноктюрны, вальсы, мазурки:

19. Произведение траурного характера для хора с оркестром называется:

тест-20. Жанр, зародившийся в Италии, в котором театральные актеры стали петь. В его основе происходит соединение музыки и действие:

21. «Книжечка», в которой излагается сюжет оперы:

а) музыка, исполняемая голосом без слов;

б) музыка, исполняемая на инструменте;

+в) музыка, исполняемая голосом.

23. Опера-былина, написанная Н. А. Римским-Корсаковым, в основе которой, сюжет легла былина об отважно путешественнике и гусляре:

24. Жанр, в котором, соединятся танец, музыка и литературу. В переводе с латинского название этого жанра переводится как «танцую»:

25. Как называется балет, написанный великим русским композитором П. И. Чайковским, в основе которого легла сказка Э. Т. А. Гофмана:

26. М.И. Глинка – это:

+а) русский композитор, основоположник русской музыки;

б) норвежский композитор;

в) создатель жанра балет.

27. «Музыкальная комедия». Развлекательное представление, в котором присутствуют все виды искусства (песня, танец, изобразительное искусство)?

28. Вид древнерусского церковного пения?

+а) знаменный распев;

б) гвардейский распев;

в) церемониальный распев.

29. Как называлась кантата, написанная С. Прокофьевым на исторический сюжет про князя:

+б) Александр Невский;

тест_30. Картина из трех частей называется:

31. Низкий женский голос называется:

32. Как называется песня австрийского композитора Ф. Шуберта «про рыбу»:

а) название музыкального инструмента;

+ в) оркестровое вступление.

34. Русский композитор-песенник с тяжелой с тяжелой судьбой. Даже вдали от Родины, он передавал свою любовь к ней через музыку:

35. Какому городу посвящена симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» В. Г. Кикта:

36. Инструмент, который сравнивают со звучанием человеческого голоса, и часто его звучание похоже на плач. Этот инструмент раньше был любимым у бродячих музыкантов:

37. Великий скрипач-виртуоз, живший в XVIII веке, и написавший популярный «Каприс №24»:

38. Руководитель оркестра:

39. Оркестр состоит из 4 групп: струнные, медные духовые, ударные и …:

а) оловянные духовые;

б) стеклянные духовые;

+в) деревянные духовые.

тест*40. Великий композитор, который написал 9 симфоний. К концу жизни оглох:

41. Этот величественный инструмент можно встретить в храмах и соборах:

в) ударная установка.

42. Пение без музыкального сопровождения называется:

43. Музыкальное произведение, созданное И. С. Бахом, в котором одна и та же тема повторяется в разных голосах:

44.В переводе с греческого, названия такого вида музыкального произведение, в котором одновременно могут звучать несколько мелодий, переводится как «многозвучие»:

45. Это произведение обычно в трех частях с глубоким содержанием. Части этого произведения обычно разные по характеру:

46. Основоположник импрессионизма в музыке, французский композитор. Его творчество основывалось на творчестве русского композитора Н. Римского-Корсакова:

47. Произведение С. Прокофьева, в котором нет реальных пейзажей, а только что-то абстрактное, похожее на ломаные линии:

48. Русский композитор, который написал «Картинки с выставки», «Рассвет на Москве-реке»:

49. В какую группу оркестра входит барабан:

тест№ 50. Что является главным в песне:

в) мелодия и исполнитель.

51. Что не относится к русскому народному фольклору:

52. Песня без слов – это…:

а) песня без сопровождения;

+б) небольшая инструментальная пьеса лирического характера;

53. Родина жанра «баркарола»:

54. Жанр вокальной музыки:

55. Жанр симфонической, инструментальной музыки:

56. Произведение «Картинки с выставки» М. Мусоргского было написаны под впечатлением выставки картин:

57. Когда поют сразу много человек это:

58. Симфонии исполняет:

тест: 59. Бельканто означает:

Источник

Структура домашнего задания по предмету «Музыка»

Структура домашнего задания по предмету «Музыка»

Цель: выявить пути и приемы совершенствования структуры и содержания домашнего задания по предмету «Музыка», как формы организации самостоятельной работы учащихся.

В последние годы в педагогических кругах нередко обсуждается проблема необходимости домашних заданий по музыке в обучении.

Среди предметов эстетического воспитания в начальной школе всё более значительное место занимает музыка. Урок музыки – неотъемлемая часть общей системы обучения: он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. А это – эффективный путь формирования личности ребенка. Непременное условие успешного обучения – заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроке музыки, слушая музыкальные передачи, занимаясь музыкой во внеурочное время.

Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполнение и выполнение домашнего задания (закрепление). Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному «добыванию» знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные психические возможности и музыкальные способности.

Домашние задания должны являться одним из важных элементов в структуре современного урока музыки. Одни задания составляются во время подготовки учителя к уроку, другие появляются непосредственно в ходе урока, третьи – могут подсказаны самими учениками.

При самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организационную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности. С другой стороны – это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению действия уже полученных знаний.

Необходимость домашнего задания

Специфика урока музыки заключатся, прежде всего, в коллективной работе всего класса. Не получиться стройного хорового ансамбля, целостного представления о прослушанном музыкальном произведении, если в классе есть хоть один ученик, эмоционально незаинтересованный происходящим на уроке, если класс не обладает достаточным запасом знаний, умений и навыков. Благодаря урокам музыки происходит приобщение детей к огромному эмоционально-нравственному опыту человечества. Однако при одном уроке музыки в неделю многие знания и навыки исчезают, не успев появиться.

Следует также учитывать, что в одном классе собраны дети с разным уровнем музыкальной подготовки, способностей, психического развития. Поэтому возникает необходимость в дополнительном времени для их выравнивания. Формирование знаний, умений и навыков, музыкальных способностей, интереса к занятиям музыкой будет происходить тем успешнее, чем чаще они будут закрепляться в различных видах музыкальной деятельности, как на уроках музыки, так и при выполнении домашних заданий.

Важнейшая задача домашних заданий – разбудить у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, развивать самостоятельность и творческое мышление в той степени, в которой ему позволяют его индивидуальные способности. Кроме этого, перенесение части учебного материала, видов деятельности в домашнее задание расширит время урока.

Учитывая разнообразие видов музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки, тесную связь музыки с другими видами искусства, появляется возможность творческого подхода учителя к разработке различных видов домашних заданий по музыке.

Одно из главных условий эффективности домашних заданий – их систематичность. Если домашнее задание дается от случая к случаю, если оно не записывается в дневник, то нет уверенности в том, что кто-то из учеников не забудет его выполнить.

Следующее условие – обязательность выполнения и проверки домашнего задания. Время, потраченное на проверку, окупит себя впоследствии, когда ученики поймут, что домашнее задание по музыке так же важно, как скажем, домашнее задание по другим предметам.

Успешность домашней работы во многом зависит от заинтересованности учащихся домашним заданием. Учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности его учеников и помнить, что не всякое задание бывает интересным, а его доза – посильной для ребенка. Важно помнить, что домашнее задание только тогда будет интересным, когда оно понятно ученикам, когда учитель дал точные указания на способы его выполнения, когда задание дается не в спешке, не перемене, а в специальное отведенное время на уроке. Для учащихся домашнее задание должно явиться естественным продолжением урока. Получив его, ученик должен понимать, что это не требование учителя, а его «подсказка», что делать дольше после урока музыки.

Отношение родителей к домашнему заданию

Практика показывает, что не все родители обращают внимание на выполнение детьми домашнего задания по музыке. Учителям музыки потребуется еще немало времени, чтобы изменить такое отношение, чтобы сделать родителей своими союзниками и помощниками в этом деле. Далеко не сразу родители начинают осознавать важность уроков музыки. Но результаты работы с детьми показывают, что во многом успех зависит от выполнения детьми домашних заданий по музыке.

Некоторые родители считают, что требовательность учителя может нанести ущерб воспитанию интереса учащихся к музыке. Однако, нередко именно требовательность становиться первопричиной появление интереса учащихся к данному предмету. Доказательством тому являются различные варианты выполнения школьниками одного домашнего задания, их неоднократное возвращение в течении года к полюбившемуся виду домашнего задания.

Какие же цели должны учитываться учителями при отборе материала для домашней работы, чтобы как можно успешнее организовать усвоение знаний и умений всеми учащимися? В соответствии с этим, домашние задания могут быть различных типов:

На запоминание и тренировку;

На применение изученного;

На систематизацию знаний;

На самостоятельное освоение нового материала.

Музыкальный опыт учащихся может быть весьма невелик. Поэтому в каждом конкретном классе в процессе наблюдений надо находить такие задания, которые были наиболее интересны для детей. В одном случае это может быть слушание музыки, в другом – рисунки.

Поскольку не всякий человек, будь тот ученик ил учитель музыки, может хорошо рисовать, нельзя предъявлять строгих требований к художественному оформлению рисунков, но не следует вообще освобождать детей от выполнения данного вида домашнего задания. Главное, чтобы каждый рисунок передавал характер, образ музыкального произведения, имел эмоциональную краску, выражал отношение «художника» к содержанию музыки.

Перед уроком все рисунки помещаются на классной доске, что экономит время на коллективную проверку и обсуждение их детьми. Для комментирования отбираются те рисунки, которые чем-то привлекают учителя и детей.

Иногда дети приносят вместо рисунков аппликации, иллюстрации из журналов и газет. Это допустимо, особенно в тех случаях, когда дети еще не умеют хорошо рисовать, а домашнее задание хочется выполнить получше.

В рамках домашнего задания не надо забывать о слушании музыки дома. Целевые установки данного вида заданий определены в программе по музыке: слушать музыку и уметь рассказать о ней на уроке всему классу. От урока к уроку, от класса к классу педагогу необходимо развивать у детей содержательность рассказов о музыке, учить их связывать услышанную музыку с темой, находить в музыке характерные особенности, с которыми учащиеся познакомились на уроке, помогать вырабатывать эстетическую оценку прослушанной музыке. Для того, чтобы дети могли осмысленно слушать музыку, педагог должен постоянно объяснять им, какую музыку и как надо слушать дома. Необходимо научить их запоминать точное название музыкального произведения, его авторов и исполнителей, обращать внимание детей на средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор для раскрытия характера и содержания произведения. И, конечно, каждое задание по слушанию должно быть тесно связано с темой четверти.

В качестве домашнего задания можно рекомендовать школьникам слушание различных музыкальных сказок в грамзаписи. Этот задание пробуждает у детей интерес к музыке, приучает к восприятию длительно звучащих произведений.

Рассказы детей о музыке, прослушанной грамзаписи, как правило, возбуждают интерес всего класса. После урока дети с удовольствие могут обмениваться записями для прослушивания их у себя дома. Таким образом, уже в младших классах школьники знакомятся с литературно-музыкальными композициями по балетам «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка», «Конек-Горбунок». С большим интересом дети слушают дома литературно-музыкальные композиции на основе классических опер-сказок «Руслан и Людмила» М.Глинки, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Слушая эту музыку, дети не только приобщаются к шедеврам мирового искусства, но и нравственно воспитываются: у них вырабатывается определенное отношение к добру и злу, формируется уважение к национальной культуре.

Ученики могут изобразить любой фрагмент сюжета, который больше всего запомнился, поразил, портрет того или иного героя, макет сцены, где по их мнению, могло бы происходить действие.

Такие задания развивают эстетические чувства, вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, пробуждают фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.

Наиболее распространенными видами изобразительной деятельности учащихся в комплексе с предметом Музыка являются тематическое рисование и иллюстрирование. Тематическое рисование развивает образное мышление, слуховую память, помогает увидеть наиболее характерное в явлениях, изображенных средствами музыки. Например, послушав Э.Грига «Утро», можно предложить детям сделать рисунок на тему «Утро в лесу, горах и т.д. в разное время года». Предварительная беседа с учащимися о том чувстве, которое вызвало у них явление, изображенное в музыке, о впечатлении, которое осталось у детей, помогает составить сюжет на заданную тему и изобразить его в красках.

Домашние задания, связанные с развитием песенного творчества. В выполнении таких заданий принимают участие не только сами учащиеся, но и их родители.

На уроке школьники узнают, что почти все народные песни имеют большую историю и устно передавались из поколения в поколение. Задание можно позаимствовать из педагогического арсенала Ш.А. Амонашвили: «поохотиться» дома за народными песнями, кто больше услышит и запомнит их от родителей. В этой же четверти учащиеся узнают, что они и сами являются распространителями народных песен, но уже среди товарищей, а когда вырастут, то и среди своих детей.

Большое значение для учителя приобретают домашние задания – анкеты, позволяющие установит круг музыкальных интересов учащихся, их музыкальную среду, определить уровень знаний в области музыкального искусства. К таким заданиям относятся следующие:

Записать в тетради:

указать, есть ли дома фонотека и какие диски с музыкой или музыкальными произведениями для детей имеются;

записать название музыкальных инструментов, которые знает ученик;

написать и красочно оформить доклад «Мой любимый исполнитель» (эта работа позволяет учителю проанализировать эстетический уровень учащегося);

написать программку концертных номеров, в которых учащийся мог бы принять участие.

В структуру домашнего задания по музыке должны входить:

Заучивание новых понятий, включающих заполнение рабочей тетради.

Сбор материалов по пройденной теме.

Подготовка к музыкальной викторине.

Повторение материала пройденных тем.

Работа с музыкальным словарем и рабочей тетрадью.

Прохождение теста по курсу предмета, возможно в электронной системе.

Примерная структура домашнего задания по предмету «Музыка».

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1-2 мин.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

Выявление места и причины затруднения – 2-3 мин.

Построение проекта выхода из затруднения – 2-3 мин.

Реализация построенного проекта – 5-6 мин.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

Слушание музыки с последующим анализом произведения – 5-10 мин.

Выполнение творческого задания – 15 мин. (Возможно выполнение одновременно со слушанием музыки)

Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Как же построить работу по домашнему заданию, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения домашнего урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

Цели домашнего урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель на уроках в школе систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) – то же самое ученики должны применять при выполнении домашних заданий.

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

Учащиеся на домашних занятиях должны уметь ставить и адресовать вопросы, которые задают на уроке в школе, овладевать технологией ведения диалога.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей в домашних заданиях работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки выполнения домашнего задания (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся)

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы и в рамках домашнего задания.

После проверки домашнего задания учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу для выполнения домашнего задания на основе сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Источник

Домашние задания по музыке 1-7 классы

Примерные домашние задания по музыке по программе Критской, 1-7 классы

Просмотр содержимого документа
«Домашние задания по музыке 1-7 классы»

Домашние задания по музыке

Первая четверть. «Музыка вокруг нас» (9 часов):

«И муза вечная со мной». / Слова «муза», «музыка» родственные. Объяснить почему.

Хоровод муз. / Слова «хор» «хоровод» родственные. Объяснить почему.

Повсюду музыка слышна. / Придумать окончания к песенкам-закличкам и напеть их.

Душа музыки – мелодия. / Нарисовать в воздухе пульс марша и линии мелодий песни и танца.

Музыка осени. /Подобрать стихотворение, близкое по характеру к музыке.

Музыка осени. / Нарисовать осенний пейзаж, созвучный музыке.

Сочини мелодию. / Учебник, стр. 18, 19.

«Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука./ Научиться петь звукоряд от ноты ДО вверх и вниз.

Обобщающий урок I четверти.

Вторая четверть. Развитие темы «Музыка вокруг нас» (7 часов):

Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа. / Прочитать вместе с родителями стр. 26, 27. Нарисовать рисунок.

Музыкальные инструменты. Звучащие картины. / Изобразить игру на музыкальных инструментах.

Музыкальные инструменты. Звучащие картины. / Задания на стр. 31.

Разыграй песню. / Учебник, стр. 33.

Пришло рождество, начинается торжество. Родной обычай страны. / Выучить понравившуюся колядку. Нарисовать рисунок или подобрать иллюстрацию по теме урока.

Добрый праздник среди зимы. / Задания на стр. 39.

Обобщающий урок II четверти.

Третья четверть. «Музыка и ты» (9 часов):

Край, в котором ты живешь./ Повторить песни с урока.

Поэт, художник, композитор. / Задания на стр. 44, 45.

Музыка утра. / Вспомнить песни, стихи или рассказы об утре.

Музыка вечера. / Задания на стр. 49.

Музыкальные портреты. / Вспомнить и спеть песни, в которых есть портреты разных персонажей.

Разыграй сказку («Баба-Яга» русская народная сказка). / Разучить игру и песенку-дразнилку.

«Музы не молчали»./ «Когда говорят пушки, музы молчат». Так ли это?

Мамин праздник. / Задания на стр. 60, 61.

Обобщающий урок III четверти.

Четвертая четверть. Развитие темы «Музыка и ты» (8 часов):

У каждого свой музыкальный инструмент. / Разыграть песню по ролям и сыграть сопровождение на воображаемых инструментах.

Музыкальные инструменты «Чудесная лютня» По алжирской сказке. Звучащие картинки. / Прочитать вместе с родителями сказку, нарисовать рисунок. Задания на стр. 67.

Музыка в цирке. / Задания на стр. 69.

Дом, который звучит. / Рассказать о любимых героях опер, балетов или мультфильмов. Напеть их мелодии.

Опера – сказка. / Разыграть фрагменты из детских опер.

«Ничего на свете лучше нету». / Задания на стр. 75.

.Обобщающий урок IV четверти.

33 Заключительный урок-концерт – 1 час

Первая четверть – 9 часов:

Мелодия. / Музыкальная загадка для одноклассников (Напеть мелодию любимой песни).

Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. / Объяснить понятия: композитор, исполнитель, слушатель.

Гимн России. / Доучить гимн наизусть.

II «День, полный событий» (6 часов):

Музыкальные инструменты (фортепиано). / Объяснить значение слов форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, пианист.

Природа и музыка. Прогулка. / Нарисовать музыку утра и вечера.

Танцы, танцы, танцы… / Простучать ритмы польки, вальса, камаринской и тарантеллы.

Эти разные марши. Звучащие картины. / Вспомнить поступь (интонацию шага) в разных маршах.

Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. / Сочинить колыбельную для мамы.

Вторая четверть – 7 часов:

III «О России петь – что стремиться во храм» (4 часа):

Великий колокольный звон. Звучащие картины. / Послушать колокольные звоны России.

Святые земли Русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. / Рассказать своим одноклассникам о других святых земли Русской.

Молитва. / Вспомнить отличия православной молитвы от католического хорала.

С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике. / Вспомнить песни с урока.

IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 часа):

Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. / Подобрать ритмическое сопровождение к песне, изменяя его при повторении мелодии.

Музыка в народном стиле. Сочини песенку. / Сочинить мелодию к одному из текстов (см. стр. 66 – 67 учебника).

Третья четверть – 10 часов:

Проводы зимы. / Вспомнить масленичные песни с урока.

Встреча весны. / Сочинить мелодию к весенней закличке (см. стр. 71 учебника).

V «В музыкальном театре» (5 часов):

19, 20. Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Опера. Балет. / Создать афишу к опере или балету.

21. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. / Музыкальная загадка для одноклассников (Продирижировать музыку разного характера).

22. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. / Вспомнить начало поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

23. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. / Сравнить характер звучания увертюры и финала оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила».

VI «В концертном зале» (5 часов):

24. Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк». / Вспомнить музыкальные инструменты героев сказки. Нарисовать понравившегося героя.

25. Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. / В рассказе или в рисунке передать своё впечатление от услышанной музыки.

26. Обобщающий урок.

Четвёртая четверть – 8 часов:

27. «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра. / Напеть мелодию из Симфонии

№ 40 с разным настроением и продирижировать.

VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 часов):

Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. / Придумать вопросы для одноклассников по средствам музыкальной выразительности.

Все в движении. Попутная песня. / Нарисовать «пароходопаровоз».

Музыка учит людей понимать друг друга. / Вспомнить три основы музыки и их отличия.

Два лада. Легенда. Природа и музыка. / Вспомнить мелодии близкие к картине М.Нестерова «Два лада».

Печаль моя светла. Первый мир композитора (П. Чайковский, С. Прокофьев).

Могут ли иссякнуть мелодии? / Рассказать о произведениях, ставших любимыми.

Заключительный урок – концерт.

Первая четверть – 9 часов:

I «Россия – Родина моя» (5 часов):

Мелодия – душа музыки. / Вспомнить музыкальные произведения песенного характера.

Природа и музыка (романс). Звучащие картины. / Вспомнить понятие романса. Подобрать репродукции картин русских художников по теме урока.

Виват, Россия! (кант). Наша слава – русская держава. / Вспомнить народные и современные песни о героических событиях истории нашего Отечества.

Кантата «Александр Невский». / Вопросы и задания из учебника на стр.17.

Опера «Иван Сусанин». Да будет во веки веков сильна… / Вопросы и задания из учебника на стр.19, 21.

II «День, полный событий» (4 часа):

Утро. / Повторить пластическое упражнение

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. / Задание из учебника на стр.27.

«В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер. / Придумать рассказ к одной из пьес «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Вторая четверть – 7 часов:

III «О России петь – что стремиться во храм» (3 часа):

Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся! / Задания из учебника на стр.45.

Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама! / Сочинить мелодию на тему «С любовью о маме».

Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.

Княгиня Ольга. Князь Владимир. / Вопросы учебника на стр.51.

IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло! » (4 часа):

Настрою гусли на старинный лад… (былины). Былина о Садко и Морском царе. / Рисунок по теме урока.

Певцы русской старины (Баян, Садко). Лель мой Лель… / Вслушаться в «музыку» картин Б.Кустодиева и рассказать о ней.

Звучащие картины. Прощание с Масленицей. / Вопросы учебника на стр.67.

Третья четверть – 10 часов:

V «В музыкальном театре» (6 часов):

Опера «Руслан и Людмила». Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. / Сравнить музыкальный и поэтический образ Фарлафа.

Опера «Орфей и Эвридика». / Вопросы учебника на стр.77.

19. Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. / Найти картины русских художников о Снегурочке

20. Полна чудес могучая природа…В заповедном лесу. / Нарисовать декорации к опере «Снегурочка».

21. «Океан – море синее». Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу./ Продирижировать фрагментами произведений.

22. В современных ритмах. Мюзикл. / Сравнить жанры мюзикла и оперы.

23. Музыкальное состязание. Концерт. / Объяснить разные значения слова концерт.

24. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. / Вопросы учебника на стр.97.

25. Музыкальные инструменты (скрипка). / Вопросы учебника на стр.101.

26. Обобщающий урок.

Четвёртая четверть – 8 часов:

27. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. / Нарисовать рисунки к сюите «Пер Гюнт».

28. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена. / Продирижировать понравившимся произведением.

VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (5 часов):

29. Чудо – музыка. Острый ритм – джаза звуки. / Вопросы учебника на стр.119.

30. Люблю я грусть твоих просторов. Мир Прокофьева. / Нарисовать рисунки по теме урока.

31. Певцы родной природы (Э. Григ, П. Чайковский). / Найти сходство и различие музыки Чайковского и Грига.

32. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовет. / Вспомнить и напеть знакомые мелодии В.Моцарта.

33. Обобщающий урок.

34. Заключительный урок-концерт

Первая четверть – 9 часов:

I «Россия – Родина моя» (3 часа):

Мелодия. Ты запой мне ту песню… «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». / Найти стихи о родном крае, созвучные музыке С.В.Рахманинова.

Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» / Прочитать расскаэ М.Горького «Как сложили песню».

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь! / Подготовить сообщение об одном из жанров народных песен.

II «О России петь – что стремиться во храм» (1 час):

Святые земли Русской. Илья Муромец. / Найти иллюстрации по теме урока. Вопросы учебника на стр.27

III «День, полный событий» (5 часов):

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» / Сочинить лирическую мелодию на стихи любимого поэта.

«Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. / Нарисовать рисунок по теме урока.

Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. / Подготовить сообщение о колокольных звонах Святой Руси.

«Приют, сияньем муз одетый…» / Найти романсы русских композиторов на стихи А.С.Пушкина.

Вторая четверть – 7 часов:

IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (2 часа):

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. / Вспомнить произведения русских композиторов с использованием мелодий из народных песен.

Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей». / Подготовить сообщение о русских народных музыкальных инструментах.

V «В концертном зале» (5 часов):

Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо. / Вспомнить и объяснить новые понятия: струнный квартет, ноктюрн, рококо.

Старый замок. Счастье в сирени живет… / Нарисовать рисунки по теме урока.

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… / Вспомнить характерные шаги полонеза, мазурки и вальса.

Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра. / Перечислить известные жанры камерной музыки.

VI «День, полный событий» (1 час):

Зимнее утро. Зимний вечер. / Рассказать о выразительных и изобразительных особенностях музыки.

VII «В музыкальном театре» (6 часов):

Опера «Иван Сусанин». Бал в замке польского короля. / Подготовить сообщение об И.Сусанине.

За Русь все стеной стоим… Сцена в лесу. / Вспомнить и пропеть мелодию арии Сусанина.

Исходила младёшенька. / Вспомнить схожие интонации из известных произведений русских композиторов.

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. / Подобрать орнамент к восточной интонации.

Балет «Петрушка». / Нарисовать декорации к балету.

Театр музыкальной комедии. / Рассказать о сходстве и различии жанров оперы, оперетты и мюзикла.

VIII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (3 часа):

Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. / Вспомнить понятия прелюдия и этюд.

Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). / Назвать известных исполнителей классической музыки.

Четвёртая четверть – 8 часов:

IX «О России петь – что стремиться во храм» (3 часа):

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. / Вопросы учебника на стр.35.

Родной обычай страны. Светлый праздник. / Вспомнить праздники Святой Руси.

Кирилл и Мефодий. / Вспомнить отличия гимна от величания.

X «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (1 час):

Народные праздники. «Троица». / Вопросы учебника на стр.69, 71.

XI «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа):

В интонации спрятан человек. / Сочинить мелодию на заданную интонацию (см. стр. 121 учебника).

Музыкальный сказочник. / Вспомнить оперы Н.А.Римского-Корсакова на сказочные сюжеты.

Рассвет на Москве – реке. / Подобрать репродукции картин русских художников по теме урока.

Первая четверть «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» (9 часов):

Музыка вокальная и инструментальная. / Составить таблицу по теме урока.

Значение слов в вокальной музыке. / Составить диаграмму по теме урока.

Понятие кантаты. / Рассказать о жанре кантаты. Привести примеры известных кантат.

«Поющие стихи». / Найти стихи по теме урока. Попробовать напеть их, хотя бы речитативом.

Понятие либретто. / Найти либретто известной оперы или балета.

Сказка в опере и балете. / Привести примеры известных опер и балетов на сказочные темы.

Сказка в опере и балете. / Рисунки по теме урока.

Красота русской мелодии. / Вспомнить отличительные особенности русской музыки. Напеть мелодию русской песни или тему из произведения русского композитора.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы. Обобщение.

Вторая четверть «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки (7 часов):

Музыка в сказках. / Найти другие сказки о музыке. Нарисовать рисунки по теме урока.

Музыка в сказках. / Сочинить свою сказку о музыке. Попробовать озвучить её. Нарисовать рисунок.

Музыка в баснях. / Найти «музыкальные басни» И.А.Крылова, разыграть их по ролям.

«Музыка в рассказах. / Найти «музыкальные рассказы» К.Паустовского, подобрать к ним музыку.

Музыка в рассказах. / Рисунки по теме урока.

Музыка в кино. / Рассказать о любимом музыкальном фильме, напеть знакомые мелодии.

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки. Обобщение.

Третья четверть «Можем ли мы увидеть музыку» (10 часов):

Картинность музыки. / Вспомнить произведения по теме урока, нарисовать к ним рисунки.

Богатырская тема в музыке и живописи. / Составить кроссворд по теме урока.

Богатырская тема в музыке и живописи. / Подобрать дополнительный материал по теме урока.

«Могучая кучка». / Подготовить сообщение об одном из «кучкистов».

«Могучая кучка». / Составить кроссворд для одноклассников по теме урока.

Мастера музыкальных портретов. / Привести примеры знакомых «музыкальных портретов».

Мастера музыкальных портретов. / Нарисовать портреты героев.

Образы природы в музыке и живописи. / Создать экспозицию пейзажей русских художников и озвучить её музыкой.

Образы природы в музыке и живописи. / Рисунки по теме урока.

Можем ли мы увидеть музыку. Обобщение.

Четвёртая четверть «Можем ли мы услышать живопись» (8 часов):

Связь музыки и живописи. / Нарисовать свои музыкальные впечатления.

«Звучащие картины». / Подготовить рассказ по любимой картине.

«Звучащие картины». / Подобрать музыкальное произведение, созвучное картине.

Музыка на картинах художников. / Найти репродукции картин по теме урока.

Музыка на картинах художников. / Нарисовать «музыкальную картину», попробовать озвучить её.

Живописная музыка празднеств. / Подобрать произведения других авторов на тему урока.

Живописная музыка празднеств. / Рисунки по теме урока.

Можем ли мы услышать живопись. Обобщение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *