А еще говорят что мусульмане должны платить налог в пользу бедных
Закят (налог в пользу бедных)
Для верующего, достигшего совершеннолетия и обладающего здравым рассудком, становится обязанностью выплата закята со своего имущества один раз в году.
Условием непременности (фард) закята является то, чтобы человек один год владел одним из видов имущества, с которого выплачивается закят в количестве нисаб, т. е. в том количестве, с которого выплачивать закят обязательно. Пока не исполнится год с того времени, как человек владеет этим имуществом, выплата закята не является обязательной (фард). По истечении одного года выплата закята каждый год с имеющегося имущества становится обязательной. Выплата закята производится с трех видов имущества:
3. Предметы торговли.
Закят не выплачивается с остального имущества, такого как дом, земельный участок, одежда, книги, посуда и другие предметы повседневной необходимости, а также сдаваемого в аренду дома, с посевов, сенокосов и лесов.
Собственностью задолжавшего человека считается только то имущество, которое он не брал в долг. Поэтому для него не является обязательной (фард) уплата закята с одолженного им имущества.
Имущество, данное в долг, является собственностью человека. Если оно находится у порядочного и надежного заемщика и существует возможность выплатить с него закят при помощи векселя, заимодавец должен выплатить его данным путем.
Под деньгами имеется в виду золото и серебро. Непременной является выплата закята с золота и серебра: монет и слитков, золотых и серебряных украшений. Закят дается и со сплавов золота и серебра с медью, в которых меди меньше, чем золота и серебра.
Закят следует выплачивать с медных денег, используемых вместо золота и серебра, а также с бумажных денег, так как они заменяют собой золото, хранящееся в государственном банке.
Закят выплачивается с домашних животных: овец, коз, коров, верблюдов и лошадей, однако в том случае, если они в летнее время кормятся в поле. С тех животных, которые используются в домашнем хозяйстве, закят не выплачивается. Закят не выплачивается также с ослов, мулов, оленей и косуль.
Под предметами торговли имеется в виду любое дозволенное имущество, предназначенное для продажи.
Чтобы выплата закята с какого-либо имущества стала обязательной (фард), необходимо его наличие в определенном количестве — нисаб. Выплата закята с имущества, количество которого не достигает нисаба, не является непременной.
Количество имущества, с которого надо выплачивать закят, различается. Например, с золота надо выплачивать закят, если его количество достигает 80 г, т. е. примерно 40 000 рублей (исходя из расчета 500 рублей за 1 г). С серебра надо выплачивать закят, если его количество достигает 200 г, т. е. 20 000 рублей. С баранов, овец и коз надо выплачивать закят, если их количество достигает 40 голов; с коров — если их количество достигает 30 голов; с верблюдов — если их количество достигает 5 голов. Количество предметов торговли, с которых следует выплачивать закят, равно их стоимости в серебре.
Размер выплачиваемого закята составляет 1/40 всего имущества. Например, из 80 г золота выплачивается 2 г, а из 200 г серебра выплачивается 5 г.
С 40 баранов, овец или коз дается 1 баран. При наличии животных сверх этого количества 1 баран дается с каждых 100 баранов. С 30 коров дается 1 однолетний теленок. С 25 верблюдов дается 1 однолетний верблюжонок. С каждых 40 голов лошадей дается 1 лошадь. Можно вместо животных дать закят деньгами, равными их стоимости. Если в течение года имущество человека увеличилось, то он должен дать закят с итоговой стоимости всего имущества.
Кому выплачивается закâт
Закят должен выплачиваться бедным, имущество которых не достигает количества нисаба. Закят выплачивается путнику, даже если у него в доме имеется имущество, а также человеку, обремененному долгами, если у него даже и будет нисаб имущества.
Закят выплачивается и определенным для сбора закята людям. Собранная ими сумма присоединяется к деньгам из казны, выплачиваемым бедным. Человеку, собиравшему закят, даже если он и богат, выплачивается некоторое количество из собранного им закята в качестве заработной платы.
Неправильным является давать закят своему отцу, матери, бабушке, дедушке, детям, внукам, мужу или жене, а также богатому человеку, имеющему нисаб, и его детям. Если закят выплачивается этим людям, то это не засчитывается как закят, а является подарком.
Благим делом является выплата закята своим бедным товарищам, неимущим шакирдам, бедным вдовам и людям со скудным пропитанием. Правильно выплачивать закят людям, которые посвятили себя религии и обретению знаний и по этой причине остались без денег и работы, даже если у них и имеется нисаб, — потому что они, пока не оставят свое служение и не займутся каким-либо приносящим прибыль занятием, считаются неимущими (факирами).
Человек, дающий закят, должен иметь соответствующее намерение и полностью передать его в руки берущего.
Имущество, выплаченное без намерения закята, а также не переданное в виде каких-то ценностей в руки берущего, не считается закятом. Имущество, определенное для закята, но в момент выплаты отданное без намерения закята, все равно считается таковым.
‘УШР (НАЛОГ НА УРОЖАЙ)
Закят с урожая посевов и фруктовых садов, взращенных дождевой или речной водой, сена, а также мёда называется ‘ушр (десятая часть). При наличии этого урожая непременным (фард) является раздача ее тем бедным, кому положен закят.
‘Ушр не имеет нисаба, т. е. того определенного количества, с которого следует его выплачивать. Обычно сколько созревает урожая, с такого количества и выплачивается десятая часть. Расходы на уборку урожая и уход за посевами не засчитываются.
‘Ушр должны выплачивать все: совершеннолетние и дети, люди, находящиеся в здравом рассудке, и слабоумные, богатые и бедные.
Выплачивать десятую часть с такой собственности, как дрова и камыш, не нужно.
Десятая часть не выплачивается с земель, где дожди выпадают редко и посевы орошаются с помощью водоподъемных колес или ведер. С этих земель выплачивается только половина десятой части, т. е. 1/20.
Для человека, у которого помимо жизненно необходимых предметов имеется имущество, составляющее нисаб серебра (т. е. 35 рублей), необходимым (важиб) является раздача садаки (милостыни) фитр за себя и за своих детей по окончании Рамадана в день праздника ‘Ид ал-фитр.
Если жена или дети этого человека богаты, то выплата милостыни фитр обязательна и для них. Если они бедны, они не должны выплачивать эту милостыню.
Если человек сам выплатит милостыню фитр за свою жену, взрослых детей и работников, то он, конечно, не останется без вознаграждения Аллаха.
Живущий в стесненных обстоятельствах бедняк не должен выплачивать милостыню фитр. Если он и захочет раздать ее, то пусть передаст ее тому, кто еще беднее его.
Лучше раздать милостыню фитр в день праздника ‘Ид ал-фитр после рассвета и до начала праздничного намаза, поскольку предпочтительнее обрадовать бедных, не имеющих денег, чтобы отметить праздник, до его начала.
Правильным является и раздача милостыни фитр в течение месяца Рамадан. Не раздавший ее до праздничного намаза должен сделать это после него.
Милостыня фитр, как закят и ‘ушр, раздается только неимущим.
В качестве милостыни фитр человек среднего достатка за каждого члена своей семьи должен раздать 2 кг 40 г пшеницы. Правильной также будет раздача суммы денег, равной стоимости этого зерна.
Человеку, не восполнившему пропущенные дни поста, необходимо оставить своим наследникам завещание о выплате милостыни за этот пост.
Если оставивший подобное завещание человек скончается, его наследники обязаны (важиб) раздать в качестве милостыни фидйа не более 1/3 имущества покойного за все невосполненные им дни поста.
Закат, ‘ушр, фитра, фидйа и каффарат являются непременными (фард) и необходимыми (важиб) видами милостыни, предназначенными для бедных. Неправильно отдавать их людям, не являющимся верующими или бедными, а также жертвовать на ремонт дорог, строительство мостов, рытье колодцев и родников, строительство таких общественных сооружений, как мечети и медресе.
Милостыня, кроме вышеперечисленной, и деньги, пожертвованные на общественные нужды, является дополнительной (нафил) милостыней. Раздача милостыни нафил поощряется, за нее Всевышний приготовил людям вознаграждение. Благодаря милостыне прощаются грехи и обходят стороной бедствия и несчастья.
Нельзя (харам) грубо отвечать просящему милостыню из-за нужды и бедности. Следует хотя бы немного, но что-то дать, или ответить просящему добрым словом или приветливой улыбкой. Запрещено просить милостыню человеку, имеющему пищу или деньги, которых достаточно, чтобы прожить несколько дней. Но можно просить необходимые вещи, например, одежду.
Порицаемым (макрух) является отдавать милостыню ненуждающемуся человеку, приучая его к попрошайничеству. После получения милостыни надо произнести следующую ду‘а с пожеланием добра пожертвовавшему ее:
Аллахумма-хфаз сахиба хазихи-с-садакати ‘ани-л-’афати ва-л-балиййати ва-гфир зунубаху ва-’аккид ’иманаху ва-’аксир ’амвалаху ва-ваффикху ‘ала хайри макасидих.
О Аллах, сохрани давшего эту милостыню от бед и невзгод, прости грехи его, укрепи веру его, умножь его имущество и помоги ему в добрых устремлениях.
Человек, который помимо предметов первой необходимости имеет еще и имущество стоимостью в один нисаб серебра, должен (важиб) 10-го числа месяца Зу-л-хижжа — в день праздника Курбан-байрам — принести в жертву животное, раздав его мясо своим близким и беднякам.
Если жертвоприношение не совершено 10-го числа месяца Зу-л-хижжа, то правильно будет совершить его 11-го или 12-го числа месяца Зу-л-хижжа, но принесение животного в жертву после захода солнца 12-го Зу-л-хижжа является неправильным. Человек, не заколовший животное вовремя, должен раздать его или его стоимость в виде милостыни бедным.
Закалывать животное вечером или ночью является порицаемым (макрух). В жертву приносятся только домашние животные: баран, овца, коза, корова или верблюд.
В жертву не приносятся такие животные, как лошадь, курица или гусь.
Баран, овца или коза приносятся в жертву от одного человека, а корова или верблюд — от 7 человек.
Возраст приносимого в жертву барана, овцы и козы должен быть 1 год, возраст коровы — 2 года, возраст верблюда — 5 лет.
Правильно будет принести в жертву крупную и упитанную овцу или барана, достигших 6 месяцев, но нельзя приносить в жертву козу, не достигшую 1 года.
При принесении в жертву коровы или верблюда от 7 человек каждый из них должен утвердить в своем сердце намерение жертвоприношения. Но если ктонибудь из них присоединится к верующим ради приобретения мяса, жертвоприношение ни одного из них не будет засчитано.
Среди 7 человек, приносящих в жертву одно животное, могут быть дети, но является сомнительным при жертвоприношении брать в долю умершего человека. Правильнее будет, посвятив вознаграждения умершему, принести в жертву одно животное.
Принеся в жертву одно животное, 7 человек должны разделить его мясо в килограммах, а не по кускам.
Богатому человеку стоит, поделив мясо на три части, одну часть мяса раздать бедным, второй угостить гостей, а третьей — свою семью. Небогатому человеку правильнее будет оставить мясо только своей семье.
Желательно (мустахаб) отдать бедным шкуру жертвенного животного или ее стоимость в виде милостыни. Неверно, продав шкуру, использовать эти деньги для своих нужд. Можно выделывать шкуру или шить шубу из нее, не продавая.
Для мужчины поощрительно (мустахаб) самому заколоть жертвенное животное. Но если он поручит это другому мусульманину, это тоже правильно.
Перед жертвоприношением хозяин жертвенного животного или закалывающий, глядя на животное, должен произнести следующую ду‘а:
Аллахумма ’инна салати ва-нусуки ва-махйайа ва-мамати ли-ллахи рабби-л-‘аламина ла шарика лах, аллахумма такаббал хазихи-л-’удхиата (мин фулан бни фулан) ’ав (мин фуланат бинти фулан).
Поощряемо (мустахаб) для человека, собирающегося совершить жертвоприношение, не стричь волос и ногтей с начала месяца Зу-л-хижжа с намерением быть похожим на паломников.
Предпочтительнее приносить в жертву баранов белого или светло-серого цвета, с неповрежденными частями тела, здоровых, упитанных и имеющих большие рога. Однако для жертвоприношения годятся и безумные, чесоточные, безрогие с рождения и оскопленные животные.
Для жертвоприношения не пригодны: сильно истощенные; хромые, которые не в состоянии передвигаться; потерявшие более одной трети рога, уха или хвоста; ослепшие на один глаз, бесхвостые или безухие животные.
Закят
Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии, одна из основ, выполнение которой является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.
Предписания Ислама в выплате закята распространяются только на мусульман, для немусульман, проживающих на территориях исламского государства устанавливается фиксированная сумма налога, составляющая 10%.
Смысл закята в Исламе
Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.
Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.
Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.
Оставление выплаты закята
По своей сути закят является собственностью бедных мусульман, нуждающихся, поэтому мусульманину, который не выплатит в земном мире закят, все равно придется вернуть его тем, кто в нем нуждался, но не получил его, в Ахирате. Поэтому после смерти мусульманина его родным с того имущества, которое осталось после покойного, следует в первую очередь выплатить закят, если у него есть долги по закяту, и только после этого можно начинать исполнение завещания.
Если мусульманин отрицает обязательность закята, то он впадает в неверие, а если мусульманин закят выплачивать отказывается, то мусульманский правитель должен забрать у него закят и раздать нуждающимся.
Для тех мусульман, которые не выплатили закят, в Судный день уготованы особые мучения, которые будут настолько же суровыми, насколько грешник нарушил его выплату: все то серебро и золото, с которых они не выплатили закят, будут прикладывать раскаленным к их телу со словами: «Это ваше состояние, с которого вы не выплатили закят и которое хранили, теперь вкусите наказание из-за него». Если же мусульманином не был выплачен закят со скота, то такая скотина, в Судный день превратится в самых крупных животных, которые будут бодать грешника и топтать его до самого момента завершения допроса людей, который будет проходить на Махшаре. Имущество, с которого закят не будет выплачен, превратится в больших ядовитых змей, у которых между глаз будет два пятна, и эти змеи свернутся вокруг шеи грешника и скажут ему, что они – то самое имущество, с которого не выплатил закят грешник.
Размер закята и облагаемая часть
Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.
По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкорогатый скот и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.
Выплата со скота
Если у мусульманина есть крупнорогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.
Размер закята с крупнорогатого скота определяется таким порядком:
Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:
Выплата с золота и серебра
Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.
Калькулятор закята с золота, серебра и сбережений
Закят с зерновых
С урожая пшеницы или с других зерновых культур закят следует платить с каждых пяти вуску или девятисот литров. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.
Закят с товара
Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.
Если нашел клад
Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
А также следующий вопрос, я откладываю деньги для возврата достаточно крупного долга и планирую их отдавать частями. Стоит ли мне как-то их учитывать или это просто будут как растраты?? Ну например, лежит 500.000руб. А я добавляю к ним в течение трёх месяцев ещё разными частями 200.000. Но как только появляется возможность, я о отдаю эти 200тыс человеку, у кого занимала
Закят – обязанность богатых и право бедных
Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, чьё богатство достигло определённого уровня.
Всевышний в Коране, говоря о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придаётся закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность, это – обязанность.
Каждый, кто выплачивает закят, осознаёт, что выполняет волю Всевышнего. И бедный человек, получая закят, чувствует, что это долг братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии выплачивать. Более того, состоятельный человек обязан тому, кому предназначен закят, поскольку неимущий помогает ему исполнить обязательный столп Ислама – закят. Если бы не было нуждающегося, то состоятельный человек не был бы в состоянии исполнить свой долг перед Всевышним.
В Коране говорится о том, что имущество человека – это достояние Аллаха. Всевышний испытывает богатых людей, одарив их богатством, в котором есть доля и для бедных. Ведь действительно всё, что мы имеем, даётся Всевышним. Состоятельные люди должны быть достойными управленцами истинного Владельца имущества. Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определённого достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не выплачиваем закят, то получается, что мы как бы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Согласитесь, это непристойный поступок.
В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха. Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. Аллах в Коране повелел Своему Посланнику (мир ему и благословение), чтобы он предостерёг тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха, т. е. не выплачивает закят, о мучительном наказании в Судный день.
В то же время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха, и увеличении блага для тех, кто расходует на закят часть из того, чем Аллах их наделил.
Размер и сроки выплаты закята
Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.
Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.
Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 части, т. е. 2,5 % из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что больше этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, что чем большая часть имущества выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом.
Воистину, нет ничего справедливее предписаний Всевышнего Аллаха.
Из чего же состоит закят?
Он делится на две основные части:
1. Закят разговения (закят-уль-фитр).
2. Закят с имущества (закят-уль-маль).
Первая часть закята – закят-уль-фитр – связана с соблюдением поста в месяце рамадан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т. п., которые для постящегося недопустимы, так же как приём пищи и питьё в светлое время суток.
Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определённого срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.
Как распределяется закят?
Всевышний в Коране чётко определил тех людей, которым предназначен закят. В Коране говорится, что закят предназначен для бедных, нуждающихся, работников, занятых сбором и выплатой закята, для тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обременённых долгами, для тех, кто на пути Аллаха, и для путников. Таково предписание Аллаха. Рассмотрим это подробнее.
Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня.
Вторая категория – нуждающиеся (факир). Это нищие, которые отличаются от бедных ещё худшим положением; это те, которые не владеют ничем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать.
Третья категория – люди, связанные с закятом (‘амиль), те, которых имам назначил для сбора и распределения закята.
Четвёртая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муаллафату кулубихим), – люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке.
Пятая категория получающих закят – это рабы, освобождённые с условием выкупа (рикаб).
Шестая категория – это обременённые долгами, разрешёнными Шариатом (харим).
Седьмая категория – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу (ахлу сабилиллах).
Восьмая категория – путники (ибн-ус-сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.
Выплата закята кому-либо из этих восьми категорий связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Мутталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.
Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране.
Какова же цель закята и какая мудрость заключена в нём?
Целью закята является благополучие исламского общества и каждого человека в отдельности. Что касается общего блага, то оно достигается организацией достойной жизни людей путём выделения закята. Несомненно, бедность является одной из сложнейших проблем, с которыми сталкивается человек в жизни. Бедный, живущий среди богатых людей, которым нет дела до него, чувствует себя отверженным, и это рождает в нём внутреннее недовольство. Одной из причин преступлений, совершаемых людьми, является не что иное, как бедность, отверженность и ненависть к состоятельным людям. Социальное неравенство также послужило причиной большинства революций.
Если каждый, кто обязан давать закят, возьмётся выполнять это обязательство, то в обществе станет правилом исполнение этого столпа. Тогда у бедных смягчатся сердца, они очистятся от зависти и подобных ей болезней души, укрепятся узы братства и любви между различными категориями людей, и общество станет единым организмом.
Закят также является одним из факторов равномерного распределения богатства среди различных слоёв населения. Уникальность исламского общества заключается в том, что бедные живут за счёт налога с богатства состоятельных людей. Например, на сегодняшний день очень многие люди являются безработными, хотя имеют хорошие специальности. Так вот, из закята выделяются средства для того, чтобы такой человек мог открыть своё дело, таким образом решается проблема занятости и не остаётся нуждающихся людей. Здесь интересны экскурсы в историю Халифата. К примеру, при правлении халифа ‘Умара бин ‘Абдуль-‘Азиза, когда просили собрать бедных, чтобы распределить среди них закят, то не нашлось ни одного бедного, никого, кто взял бы пожертвования. Люди стали богатыми при ‘Умаре бин ‘Абдуль-‘Азизе. И тогда на эти средства выкупили всех рабов и освободили их.
Что касается отдельных людей, то закят способствует освобождению человека от чрезмерной любви к материальным благам, приучает к щедрости, отторгает от жадности, скупости и ненасытности. Человек начинает понимать, что когда он даёт, то получает больше, чем теряет. В хадисе же сказано, что не уменьшается имущество того, кто даёт милостыню.
Ещё человек испытывает удовольствие, видя удовлетворение окружающих, очищается и успокаивается сердце и становится неподвластным волнениям и тревогам. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например пожар и т. п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд.
В этой статье мы постарались затронуть лишь некоторые цели закята, так как невозможно описать все те блага, которые он даёт и которые охватывают как отдельного человека, так и общество в целом.