А у лягушки что за чепуха азбука нечаева

Чтение рассказа «ЧЕПУХА» при помощи схем предложений и пиктограмм.

— Прочитайте слово, написанное красным: ЧЕПУХА. Что это слово обозначает?

– А что за схемы изображены ниже? (Это схемы предложений.)

Что обозначают ______ в предложении? (Слова.)

– Почему первая черта с уголком в начале каждого предложения?

– В любом предложении первое слово всегда мы будем начинать писать с большой буквы. В схеме предложения мы её обозначим А у лягушки что за чепуха азбука нечаева. image029. А у лягушки что за чепуха азбука нечаева фото. А у лягушки что за чепуха азбука нечаева-image029. картинка А у лягушки что за чепуха азбука нечаева. картинка image029.

– Как вы думаете, сколько здесь предложений? Как вы это узнали? Сколько слов в каждом предложении?

– Давайте попробуем их прочитать.

– Бывает ли так? Почему? (Это чепуха.)

– Что заметили в конце предложений? (Точки.)

– Это знаки препинания. Для чего они нужны?

– Почему в конце предложения «А у петуха?» стоит вопросительный знак?

– Как нужно прочитать это предложение?

– Но в конце предложений могут стоять не только точка и вопросительный знак, но и другие знаки препинания, с которыми мы ещё будем знакомиться на уроках.

– А у лягушки что за чепуха? Дорисуйте пиктограмму (5 – ое предложение).

Дети простым карандашом рисуют свой вариант.

– У всех ли вышла чепуха?

– Составьте из слов этих предложений свою «чепуху».

– Кто быстрее? Кто смешнее?

Учитель может вызвать ученика и предложить ему быстро составить из слов данных предложений свою «чепуху».

– А теперь составьте из слов этого рассказа такие предложения, чтобы они перестали быть чепухой:

ТАК, ДА НЕ ТАК.

Что вы видите ниже на странице? (Петухи, куры и цыплята.)

– Прочитайте то, что написано около каждого рисунка.

Дети читают предложения.

– Могут ли петухи, куры и цыплята издавать такие звуки? Почему?

– Кто и в каких случаях их произносит?

– Можно ли сказать, что вы прочитали предложения?

– Какие признаки предложений вы увидели

– Какой знак препинания стоит в конце предложений?

– Как нужно прочитать предложения?

Упражнения для тех, кто хочет быстро и правильно научиться читать.

А у лягушки что за чепуха азбука нечаева. image031. А у лягушки что за чепуха азбука нечаева фото. А у лягушки что за чепуха азбука нечаева-image031. картинка А у лягушки что за чепуха азбука нечаева. картинка image031

– Вспомните, что обозначают стрелочки?

– Как нужно выполнить это упражнение?

Если дети затрудняются, учитель может показать, как можно выполнить это задание.

– Вы можете составить подобные задания сами. Можно увеличивать количество букв и длительность их произношения.

III. Итог урока.

– Что вам понравилось на уроке?

– Что нового и интересного узнали?

Урок 8. ФЕСТИВАЛЬ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
(Азбука, с. 15, «Я читаю?», с. 4 (верх), 5 (верх))

Цель: познакомить с понятиями «авторская сказка», «народная сказка».

Ход урока

I. Работа с иллюстрацией с. 15.

– Что вы можете сказать о том, что видите странице? (Это герои из сказок.)

Беседа о том, что такое сказка

– А как вы понимаете, что такое сказка?

Толкование слова СКАЗКА:

– Вот как даётся объяснение слову сказка в Словаре русского языка.

Учитель показывает детям словарь и читает информацию.

1. Произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выдумка, неправда, ложь. Всё это сказки.

– Зачем люди стали придумывать сказки?

– Любите ли вы сказки? Почему?

– А какую самую первую сказку вы услышали? От кого?

– Когда-то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом сказок во все времена был народ, который вкладывал в сказку свою заветную мечту о справедливости, о лучшей доле для подневольного человека, о смельчаке, летавшем на ковре-самолёте или оседлавшем Конька-Горбунка. Сказки всегда смеялись над жадными, ленивыми бездельниками, которым не удавалось обмануть бедняка, сколько бы богачи ни хитрили, ни мошенничали.

У народа учились писатели-сказочники мира.

Сказки бывают народные и авторские,

Русские сказки и сказки других народов, с

Тарые и современные.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Игра «Отгадай сказку».

– Хорошо ли вы знаете сказки?

– Сейчас мы это проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы должны будете угадать её название, а также назвать автора и героев.

1) Бабка за дедку, дедка за репку, внучка за бабку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. («Репка».)

2) Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт? – Я, мышка-норушка. – Я, лягушка-квакушка. А ты кто? («Теремок».)

3) Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. («Маша и медведь».)

4) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. («Волк и семеро козлят».)

5) А лиса сидит и приговаривает: «Битый небитого везёт, битый небитого везёт». («Волк и лиса».)

– Каких ещё сказочных героев вы можете назвать?

Источник

Нечаева методичка. Е с кие по я снения Н. В. Нечаева Н. В. Нечаева 2006 Издательство Учебная литература Методические пояснения к Азбуке, Тетрадям по чтению и Тетрадям по письму ббк 74. 268. 1Рус Н59 Данное методическое пособие

[ы]. Понаблюдайте, какое у вас положение губ, где находится

язык. Теперь произнесите звук [и]. В каком положении теперь на_

ходятся губы, язык? Продолжите наблюдения. Сравните положе_

ние губ при произношении пар звуков: [о]_[и], [а]_[и], [э]_[и],

[ы]_[и]. Послушайте и сравните произношение согласных в сло_

гах: р_р_ру _ р_р_ри, р_р_ро _ р_р_ри, р_р_ра _ р_р_ри, р_р_ры _

Теперь ученики назовут, что нарисовано внизу на с. 20 (рис и

рысь), и самостоятельно впишут пропущенные буквы. Вы получи_

те сведения о способности детей дифференцировать звуки [ы], [и]

на этом начальном этапе обучения. Далее они сравнят произно_

шение согласных в этих словах.

После дыхательных упражнений ученики самостоятельно впи_

сывают буквы в схемы слов на с. 21. Слушают, как произносятся

согласные перед И и перед другими гласными буквами. Делают

вывод о том, что слово может называть один предмет (единствен_

ное число) _ нога, лапа, кот, кошка, и несколько предметов (мно_

жественное число) _ ноги, лапы, коты, кошки. Дети устно продол_

жат называть множественное число любых предметов и послуша_

ют звуки последних слогов этих слов.

Следующий урок можно начать со с. 8 тетради «Я читаю?». На_

блюдаем многозначность первой схемы слова. В соответствии

с рисунком эта схема может относиться к словам лиса, сани, пила,

лапы, следующая схема _ к словам пила, лиса, а следующая толь_

ко к слову сани. Аналогичная работа проводится со словами дом,

дым, сыр. Послушайте согласные перед звуком [и] и перед други_

В задании «Иглы, иголки» дети наблюдают многозначность

слов: разные предметы могут называться одним и тем же словом.

Что общего между всеми этими предметами? Кроме того, продол_

жается разговор о единственном и множественном числе, об об_

разовании множественного числа, о различении мягких и твердых

согласных. Эти же вопросы могут быть рассмотрены и на другом

материале: при решении ребусов: тигры _ игры, лапа _ липа, миш_

ка _ мышка. В практику вводятся задания на группировку и сис_

тематизацию слов по грамматическому признаку числа.

Закончить урок можно с. 21 из Азбуки. Дети продолжат рисун_

ки в предложенном порядке (опережающее ознакомление со зву_

ком [л] _ лампа и буквой Л, со звуком [м] _ морковь и буквой М,

найдут спрятанные буквы Л в букве М, в форме корня морковки и

ее черешков. Затем они составят схемы названий сказок, вы про_

читаете стихи_песенки, а ученики по их ритму, содержанию и по

упомянутой героине _ лисе определят, из каких они сказок. Срав_

ните ритм этих стихов с ритмом считалки. Таким образом, дети

теперь имеют представление о таких элементах стихотворной

формы, как рифма и ритм.

Восприятие ритма услышанного (впоследствии и прочитанно_

го) стихотворения и проговаривание его _ весьма полезное уп_

ражнение для формирования у детей умения дифференцировать

звуки. Ведь звуки различаются не только артикуляционно, но и

долготой их произнесения. Ритм первой строчки считалки, приве_

денной на с. 21, можно проговорить так: та_та_та_та_та_та_та.

С. 22. Практическое пользование всеми изученными звуками и

буквами. Наблюдение роли фонемы (звука) в различении слов.

Сказки о животных _ о животных ли они? Что нам дает право

судить о характере героев сказок о животных? Покажите и расска_

жите, какими вы представляете Наф_Нафа, Ниф_Нифа и Нуф_

Нуфа, какой вы представляете Багиру?

Тетрадь по чтению «Я читаю?» (2 часа)

Название тетради отражает характер ее основных заданий: опо_

средованное чтение, развитие предпосылок быстрого формирова_

ния навыка чтения, запоминание букв, освоениеправильной тех_

ники чтения слов. Дети погружаются в мир знаков, расшифровы_

вают (перекодируют) их смысл. Не умея читать, они «читают» ри_

сунки, предложения_пиктограммы, схемы слов и слова.

В этих тетрадях для внеклассной и классной самостоятельной

работы первоклассников мы пытались сочетать игру с решением

серьезных учебных задач: фонетическим анализом, запоминанием

букв, чтением, развитием речи, формированием качеств ученика.

Открытие того, что человек живет в мире самых разных зна_

ков, делается на с. 2_3. Систематично _ слева направо и сверху

вниз _ в несколько приемов рассмотрите рисунок, расшифровы_

вая по характерным деталям, эмблемам, знакам, буквам, следам,

что на нем нарисовано. Можно рисунок разбить на три сектора,

например: река, вдоль реки и над ней; сверху улицы, кроме уже

названного; улица и ниже ее. Секторы распределяются между ря_

дами. Задание выполняется в ограниченное время, за одну мину_

ту. Детям помогает Следопыт (собака), который еще появляется

в этой книжке на с. 16, 26, 28. Чтобы не запутаться, на расшиф_

рованном объекте ставится галочка или плюс. Но в любом случае

«чтение» этого разворота следует распределить во времени на не_

сколько занятий. Может быть, дети, посмотрев на флюгеры и

большой флаг «Динамо», скажут, с какой стороны дует ветер.

Отметим еще одну причину того, почему мы столько много ме_

ста и времени отводим на работу с рисунками и разными шифра_

ми. Дело в том, что у детей, проживающих в больших городах, до

школы накопился хоть какой_то опыт перекодирования знаков.

Они учились понимать основные знаки на улице, знаки в транс_

порте, распознавали по знакам специализированные машины.

Но если дошкольное детство ребенка прошло в маленьком город_

ке или в деревне, то у него практически не было такого опыта.

Активизировать левые лобные доли, которые занимаются переко_

дированием, и призваны задания такого рода. Это одно из прояв_

лений косвенных путей формирования навыка чтения. Но, кроме

того, это и расширение представлений об окружающем мире, и

обогащение словаря, и в целом развитие устной речи.

С. 4. Чтение схем предложений и схем слов, сопровождаемых

Чтение названий сказок: «Золушка», «Мойдодыр», «Красная

Шапочка», «Три поросенка», «Кот в сапогах», «Иван Царевич и

В Тетрадях по чтению мы представляем буквы более крупными

блоками, что вместе с другими заданиями способствует опережа_

ющему изучению букв. В данном случае введены буквы Аа, Оо,

Уу, Ээ. Ниже дается место для их записи. Еще ниже нарисованы

сказочные герои, схемами написаны их имена. По рисункам и по

вписанным изучаемым буквам дети могут прочитать: Айболит,

Винни_Пух, Колобок, эльф.

С. 5. Чтение имен и названий предметов, определение, из ка_

ких они сказок: Баба_Яга, Курочка Ряба, кот («Кот, лиса и пе_

тух»), муха («Муха_цокотуха»), щука («По щучьему веленью», «Ва_

силиса Премудрая»), лягушка («Царевна_лягушка»), лиса («Кот,

лиса и петух», «Лиса и волк», «Лиса и заяц», «Лисичка со скалоч_

кой»), тыква («Золушка», «Чиполлино»).

Следующее задание на запоминание букв, установление зако_

номерности их соединения и воспроизведение этой закономерно_

сти в новых усложняющихся условиях. Дети самостоятельно на

основе анализа приходят к выводу: во всех вариантах буквы со_

единяются стрелками в следующем порядке А, Э, У, О, А.

В задании «Допиши буквы» ученики восстанавливают буквы по

их части: на основе воспроизводящего воображения осуществля_

ется синтез целого.

С. 6. Почему в задании «Найди пары» восемь рисунков, а слов

только четыре? Что нарисовано? Детский манеж, ласточка, ветка

(лапа) ели, кенгуру с сумкой, девочка делает ласточку, манеж цир_

ка, лапа птицы, сумка. Устанавливается парность предметов по их

названиям и схожесть внешнего облика. Схемы слов с вписанны_

ми буквами_подсказками позволяют проверить правильность до_

гадки и прочитать: лапа, сумка, манеж, ласточка.

Аналогичное задание на с. 21. Задача решается путем установ_

ления сходства по внешнему виду.

Чтение пиктограмм: Львенок танцует, а черепаха лежит.

У черепахи хвостик маленький, а у львенка большой. У слона хобот,

у мухи хоботок, а у поросенка пятачок. (У схемы слова, где нари_

сован поросенок, не завышен левый край, поэтому прочитать

С. 7. Рисунки соединили в соответствии с одинаковыми первы_

ми звуками в начале их названий: овцы _ осы, эскимо _ этикетка,

Расшифровка ребусов: удача, улица, лак.

и корень. Дерево _ дом птицам и белкам. Деревья кормят живот_

С. 10. «Так, да не так»: правила поведения на улице, в транс_

порте. Инсценирование с озвучиванием отдельных эпизодов (что

и как, по вашему мнению, говорят участники сценки); беседа.

Соревнование: кто больше найдет в рисунке (в его части) несоот_

С. 11. «А это так?» Для правильного чтения пиктограмм нужно

знать соответствующие сказки: Колобок съел лису. Карабас_Барабас

закопал монеты. Кот в сапогах упал в реку. Бабушка пошла к Крас_

Схемы слов: бык, лыжи, кит, санки.

Дополнительный материал к с. 6 Азбуки

Как было написано первое письмо (по Р. Киплингу)

Однажды маленькая первобытная девочка Таффи и ее

первобытный отец пошли к реке набить к обеду карпов.

Появился Незнакомец, которого Таффи решила послать

к матери за запасным копьем для отца. Но Незнакомец

был из другого племени и не понимал, о чем говорила ему

Таффи. Тогда девочка решила нарисовать акульим зубом

на куске бересты картинку.

«Сначала я нарисую, как папа ловил рыбу. Он вышел

у меня не очень похож, но мама узнает, потому что я на_

рисовала, что копье сломалось.

А теперь я нарисую другое копье, то, которое ему нуж_

но, черное. У меня вышло, будто оно ударило папу в спи_

ну, но это потому, что мой акулий зуб… соскользнул, да и

кусок бересты маловат.

Вот копье, которое ты должен принести, а вот я.

Я стою и посылаю тебя за копьем. Волосы у меня торчат

во все стороны, как я нарисовала, но так рисовать легче…»

Вы, дети, наверное, догадались, какой переполох на_

ступил в племени, когда Незнакомец принес по адресу это

«Как только Тешумай (мама Таффи) взглянула на кар_

тинку, она завизжала и кинулась на Незнакомца. Другие

доисторические дамы разом повалили его наземь, и все

шестеро уселись на него рядком, а Тешумай принялась

вырывать у него из головы целые пучки волос.

_ Все очень понятно и просто, _ сказала она. _ Этот

незнакомый мужчина проткнул моего Тегумая копьем и

так напугал Таффи, что волосы у нее встали дыбом.

Но этого ему было мало, и он принес мне странную кар_

тинку, чтобы похвастаться своими злодействами. Глядите!

_ И она показала картинку всемдоисторическим дамам. _

Все это ужасно, ужасно!

Все племя отправилось спасать Таффи и ее отца. Они

заставили Незнакомца привести их на берег реки. Там они

нашли и Тегумая, и Таффи живыми и здоровыми. Таффи

рассказала, что своим рисунком она только хотела пере_

дать просьбу, чтобы мама дала Незнакомцу для отца ко_

великое открытие: «…Придет день, когда люди назовут его

умением писать. Покуда мы вместо писем будем посылать

друг другу картинки, а в картинках _ вы сами видите _

не всегда можно разобраться как следует… Но придет вре_

мя, когда мы придумаем буквы и научимся при помощи

букв читать и писать _ и тогда у нас не будет ошибок».

К сожалению, сказка здесь дана в сокращении. Сокра_

щено даже имя Таффи. Знаешь, как ее звали в племени?

Таффамай Металлумай, а это значит: Девочка_которую_

Сокращен и конец сказки, потому что он не имеет

к вам никакого отношения. Ну сами подумайте, разве это

о вас? «…С того дня и до нынешнего (и, по_моему, это все

из_за Таффи) немного на свете найдется таких маленьких

девочек, которые любят учиться читать и писать. Больше

нравится им рисовать картинки и тихонько играть где_ни_

будь неподалеку от папы _ совсем как Таффи».

Азбука (с. 23_38). Тетрадь «Я читаю?» (4 часа)

С.23. Вводятся буквы, обозначающие согласные звуки: Лл, Мм.

Гласные_согласные звуки и буквы, их обозначающие; ударные_

безударные гласные, твердые_мягкие согласные звуки. Группи_

ровка, систематизация букв по обозначению ими разных звуков и

В течение обучения грамоте вы семнадцать раз или даже чаще

будете вводить буквы на основе фонетического анализа. Поза_

ботьтесь о разнообразном построении этих эпизодов уроков. Ис_

пользуйте весь свой методический опыт, придумывайте новые

приемы, не противоречащие предлагаемому способу обучения.

На этом этапе обучения уже возможны следующие варианты зада_

ний: возьмите простой карандаш, за минуту отметьте предметы,

в названиях которых есть звук, например, [л] и [л,] (кроме явных,

дети должны обнаружить глаза, полоски, волосы, ленточки, тель_

находится в середине, выберите только те названия, в которых

звук [л] мягкий (различение звуков по звонкости_глухости мы

вводим в следующем блоке); под заданную схему слова подберите

названия, выложите фишками названия со звуком [л]. Если дети

ограничиваются только названиями предметов, то предложите на_

звать слова со звуком [л], обозначающие цвет (белый, желтый, го_

лубой, зеленый) или действия (слушает, лежит, летит, жонглиру_

ет). Этими вопросами вы подготовите введение представления о

различении слов по их грамматическим значениям (см. с. 25).

Особенно остановитесь на том, что слова сижу, лежу, отдыхаю,

смотрю _ это тоже действия. Я что делаю? _ Лежу. Кстати, герои

каких сказок здесь нарисованы?

Если ваши ученики уже хорошо знают буквы Л и М, то можно

следовать предлагаемому в Азбуке порядку заданий. В противном

случае можно перейти к нижнему заданию на с. 23: дети самосто_

ятельно линией устанавливают соответствие предмета и его назва_

ния. Затем шепотом произносят каждое слово и зеленым закра_

шивают место букв, соответствующих мягким согласным звукам,

а синим _ место букв, соответствующих твердым согласным зву_

кам. Эту работу хорошо проводить в парах, чтобы ученики могли

посоветоваться друг с другом, послушать друг друга и вместе при_

Далее можно перейти к соревнованию: кто быстрее всех под_

черкнет сначала буквы Лл, а потом _ Мм в стихах из Азбуки

С. Я. Маршака. И закончить урок разговором о «малышах», нари_

сованных внизу с. 24.

На этом уроке я не советовала бы вводить чтение слов, чтобы

такое этапное событие не растворилось для нечитающих детей в

других заданиях. Даже если у вас таких детей двое_трое. А на сле_

дующем уроке обязательно отметьте торжественность момента: ус_

тройте праздник чтения первых слов.

Поясним формирование способа чтения. Ученики уже на про_

тяжении многих уроков тренировали психофизиологические

функции, необходимые для чтения. На доске напишите слова,

представляющие собой закрытый слог: ум ал. При произношении

таких слов создаются условия для пока что медленного, но нераз_

рывного их чтения, так как конечный согласный как бы обрывает

голос: у_у (перевожу глаза на следующую букву) _ М. Прочитайте

слова сами, продемонстрируйте технологию их озвучивания. Так

же читаем сочетания букв: м_м_а_а. Гласный звук естественно

произносится как звук долгий, но не следует его искусственно уд_

линять. Теперь подарок _ читаем самое дорогое слово: м_а_а_м_а_а.

Затем класс хором прочитает первый, второй столбики слов в Аз_

буке, а затем третий и четвертый столбики.

чтение, чтобы дети поняли, как же озвучиваются слова, какое

чтение от них ожидается. Этот прием, дыхательные упражнения,

«чтение» пиктограмм целым словом и прочие задания должны

предупредить наиболее частую ошибку начинающих читателей _

так называемое причитывание конечного согласного: му_л. Но ес_

ли все же она возникла, покажите неудобство такого чтения. Про_

изнесите любые длинные слова: телевизор, соковыжималка. По_

нятно, что вы сказали? А теперь произнесите ку (сделайте длин_

ную паузу, пройдите по классу, что_то достаньте) ст. В каком слу_

чае легче понимать слова? Когда их произносят целиком, не раз_

бивая. Продолжите игру, произнесите длинную фразу, неправиль_

но дробя слова. Ошибка станет понятной, значит, есть основа для

Этот же прием _ доведение ошибки до абсурда _ вы можете

использовать в случае буквенного чтения слов как следствие не_

правильного домашнего обучения. Произнесите по буквам обра_

щение к такому ребенку: «Эроэма, пээрочэитэай вэтэоэрой эстэо_

эльбэика эсэльовэ». Но само наличие подобных ошибок на этом

этапе обучения свидетельствует о том, что для некоторых детей

вашего класса еще в полном объеме необходимы коррекционные

задания и задания на опосредованное чтение.

Источник

Нечаева методичка. Е с кие по я снения Н. В. Нечаева Н. В. Нечаева 2006 Издательство Учебная литература Методические пояснения к Азбуке, Тетрадям по чтению и Тетрадям по письму ббк 74. 268. 1Рус Н59 Данное методическое пособие

С. 33. «Так, да не так». Соедини «тропинками» парные рисунки.

своими персонажами, действующими лицами (введите эти поня_

тия) и неживыми предметами. Проведите урок как праздник че_

пухи, путаницы, на котором бы первоклассники насладились сво_

ими знаниями. При составлении сценария занятия на интересные

мысли вас могут натолкнуть К. Чуковский, Э. Успенский, народ_

ное творчество, посмотрите материалы в конце Азбуки, в третьей

Тетради по чтению «Я читаю!».

С. 34. Звук [й], буква Й.

Достаточно раннее введение звука [й] подготовит детей к рабо_

те с йотированными гласными буквами. Сейчас задача заключает_

ся только в том, чтобы они научились слышать этот звук и убеди_

лись, что он согласный. Это хорошо слышно при сравнении этого

звука с гласными звуками в междометиях: ай, ой, эй, во втором

названии буквы Й _ ий: после свободного произнесения гласного

горло сжимается и воздух проходит с трудом.

При подготовке урока используйте материал на с. 23 Тетради

Мы пока не говорим, что звук [й] всегда мягкий звук, по не_

скольким основаниям. Во_первых, это еще очень трудно услы_

шать, так как звук [й], который обозначается буквой Й, всегда бу_

дет находиться после гласного: май, лайка, умный. Следующее ос_

нование вытекает из предыдущего: мягкость звука [й] в данном

случае никак не влияет на произношение других звуков в слове, и

умолчание этой характеристики никак не отразится на научности

обучения. То, что согласный звук [й] всегда мягкий, проявится

при изучении двузвучных букв Е, Ё, Ю, Я в позиции после соглас_

ного: мял, карета (с. 77).

С. 35. Роль фонемы в образовании слов, слова одинаковые по

произношению и написанию, но различные по значению:

Мои шары (руки, игрушки, предметы). Мой шар (автомобиль, шам_

пунь). Мой руки (машину)!

Следующее задание «Найди и подчеркни выделенные слова»

формирует внимательное правильное чтение, предупреждает так

называемое угадывающее чтение.

Далее разговор о многозначности слов: трубка для курения и

телефонная трубка, колесо от телеги и гимнастическая фигура, гу_

сеница _ животное и гусеница у трактора или танка и т. д. Почему

эти предметы одинаково называются, что между ними общего?

Каждый сектор крыла бабочки дети соединят с ее талией, тем са_

мым установят пары предметов и завершат рисунок.

Задание «Так, да не так» формирует внимательное чтение, воз_

вращает к наблюдению категории рода. Можно в первом столбике

словосочетаний зачеркнуть неправильно написанные окончания,

устно сказать правильный вариант. Во втором столбике дети могут

самостоятельно исправить ошибки, дописав нужные буквы.

С. 36. В одном задании столкнулись значения противительного

союза а и соединительного союза и: Солнце горячее, а снег холод_

ный. (Признаки должны быть сопоставимыми. Нельзя сказать:

солнце круглое, а снег холодный. В этом трудность задания для пер_

воклассников.) Солнце светит (яркое), и лампа светит (яркая).

Малина сладкая (красная, ягода), и клубника сладкая (красная, яго_

да). Малина сладкая (красная), а лимон кислый (желтый).

Устно можно поиграть в антонимы. Дети встают, вы называете

какой_то признак, например, веселый, класс мимикой показывает

значение этого слова и называетслово, противоположное по

смыслу, грустный, и демонстрирует значение этого слова. Учи_

т е л ь : «высокий» (дети вытягиваются или рукой показывают высо_

кий рост, или придумывают еще какой_то способ), класс произно_

сит «низкий» и каждый по_своему показывает, что это значит. На_

бор антонимов определяется уровнем детей. Возможные пары:

толстый _ тонкий, широкий _ узкий, твердый _ мягкий, гладкий _

шершавый, легкий _ тяжелый, старый _ новый, маленький _ боль_

К тексту дается задание найти предложение по схеме. Оно тре_

бует особого внимания, так как текст разбит рисунками, третье

предложение состоит из двух частей. Подходит только четвертое

предложение. По количеству слов подошло бы и пятое, но там

есть знак тире, которого нет в схеме.

Кроссворд: 1. Молнии. 2. Рама. 3. Орлы. 4. Луна. 5. Нули.

При решении кроссворда ребенок узнает нарисованный предмет и

подбирает его название в соответствии с количеством обозначен_

ных букв. Так, надо догадаться методом подбора, что за номером

первым скрывается название молнии, но не гроза. Все остальные

слова завязаны на это слово, значит, номер второй _ слово рама,

но не окно, а номер четвертый _ луна. Определенную трудность

составляет то, что читать слова приходится не только слева на_

право, но и сверху вниз, кроме того, общие буквы в словах затем_

няют границы каждого слова.

С. 37. Основная тема этой страницы: звуковой анализ, звуки

гласные и согласные, ударные и безударные гласные. Новые по_

нятия «сильная» и «слабая» позиция звуков. Все эти сведения не_

обходимы для следующей новой темы «Слог».

Шарада _ это загадка, построенная на загадывании слова по

частям или, как в данном случае, по буквам и значению. Таким

образом, отгадывание шарады возможно лишь при фонетическом

анализе слов. Отгадки: чайка, лайка, майка, зайка, гайка. Имеет

смысл поработать со схемами этих слов, чтобы услышать не толь_

ко различия первых звуков, но и еще раз послушать звук [й].

Проверочная работа. Даны все изученные буквы, надо их

распределить на две группы: буквы гласных и буквы согласных.

Затем обсудите все полученные варианты.

Чтение столбиков слов. Учитель: «Что вы можете сказать

об этих словах?» Дети: «Есть слова в единственном и во множест_

по значению: имена людей _ женские и мужские и названия не_

живых предметов». Затем вы читаете слово нора по орфоэпичес_

ким нормам, дети смотрят на написанное в Азбуке слово и под_

черкивают букву О, которая в безударной позиции изменила свой

звук. В безударной позиции почти все гласные звуки меняют свое

звучание. При письме непонятно, какую же букву писать. Это

опасное место. Начиная с этого момента, задание на выделение

букв, которые меняют свой звук при чтении, нужно проводить

постоянно. И только когда дети научатся читать бегло с соблюде_

нием орфоэпических норм, все задание выполняется ими само_

стоятельно. Так постепенно дети приблизятся к чтению по орфо_

эпическим нормам. Они научатся произносить безударную глас_

ную так, как это принято, с ее изменением (редукцией). Для это_

го необходимо научиться видеть мены звуков и отмечать их.

Обратная процедура: передачу звуков (фонем) буквами опреде_

ляет орфография. Она устанавливает правила передачи речи на

письме. Понятия «сильная позиция» и «слабая позиция» звуков

относятся к ведущему принципу русской орфографии _ фонема_

тическому, который обеспечивает единообразное написание зна_

чащих частей слова. Например, корень _вод_ пишется одинаково

в словах вода, водовоз, подводный. Общее правило: пиши букву

для звука по его варианту в сильной позиции. Для обозначения

на письме звука, стоящего в слабой позиции, надо искать силь_

ную позицию, но в пределах той же значимой части. Но чтобы

проверять, надо засомневаться, надо узнать опасное место.

В первом классе ученики знакомятся с орфограммами, кото_

рые не подчиняются принципу сильной позиции. Они узнают

о правописании гласных после шипящих, об отсутствии Ь в соче_

таниях Ч, Щ с согласными, о написании большой буквы для вы_

деления начала предложения и для выделения имен собственных,

о раздельном написании слов, о правилах переноса, о знаках в

конце предложения, о правилах, относящихся к русской графике

(например, обозначение мягкости согласных звуков). Однако,

учитывая широкий диапазон и частотность орфограмм, подчиня_

ющихся фонематическому принципу письма, в первомклассе за_

кладывается база для их усвоения в следующих классах.

В период обучения грамоте важно заложить условия для созна_

тельного и успешного использования во 2 классе фонематическо_

го принципа письма, который, еще раз напомним, обеспечивает

единообразное написание значащих частей слова. Значит, ученик

должен не только различать слабые и сильные позиции звуков, но

и определять, в какой части слова находится сомнительный для

написания звук. И здесь у учеников начальных классов возникают

существенные трудности. Одна из причин _ их бедный словарь,

который не позволяет быстро определить морфему путем сопос_

тавления родственных слов. Другая причина _ в самой процедуре

переключения от одного слова к другому, в поиске родственных

слов, в одновременном сопоставлении частей найденных родст_

На устранение первой причины направлена вся работа по раз_

витию речи, по расширению кругозора учащихся и опыта речево_

го общения. Но эта работа довольно растяжима во времени.

Для преодоления второй трудности могут служить наблюдения

гнезд родственных слов и их сопоставление, а также любое экспе_

риментирование со словом, которое к тому же способствует и

_ угадай слово по начальному слогу: про_гулка, про_мокашка,

про_смотреть и т. д. (но не подходит слово пройдоха, так как на_

чальный слог здесь прой_);

_ в заданном слове переставь буквы и прочитай новое слово:

колос _ сокол; более сложный вариант: какие слова можно соста_

вить из букв слова игрушка;

_ добавь (или исключи, замени) одну букву, чтобы получилось

новое слово (горсть _ гость, слон _ сон; роза _ гроза, дар _ удар;

_ продолжи ряд слов, используя последний слог предыдущего

слова: рыба _ баран _ ранка _ калоши и т. д.;

_ составь из данных букв, например, О С А П Р К, как можно

больше слов; буквы можно использовать выборочно, можно их

повторять. В начальном варианте буквы написаны в беспорядке

на доске. Помощь первая _ ученик использует в работе буквы из

разрезной азбуки и составляет слова методом проб и ошибок; по_

составляет одно слово; помощь третья _ учитель показывает уче_

нику, как можно составить второе, третье. слова.

Чрезвычайно широкие возможности для работы со словами

предоставляет решение учениками кроссвордов. При их выполне_

нии ребенок устанавливает явление или предмет по их описанию;

соотносит отгаданный предмет или явление со словом; для пра_

вильного решения кроссворда ученик должен ориентироваться

в пространстве (горизонталь, вертикаль) и количестве (соотноше_

ние звуков и букв). Содержание кроссворда может быть направле_

но на запоминание трудных букв, понятий, может быть нацелено

на усвоение определенного орфографического правила или сло_

Для осознания первоклассниками значимых частей слов важно

внимание начинающего читателя направлять на смысловые эле_

менты речи. Например, дети размышляют, почему так назвали под_

осиновик, подберезовик, опенок; Айболита, Незнайку, Дюймовочку,

Мойдодыра. Опираясь на значение слова, выбирают его написа_

ние: Марина пошла на ____ (прут, пруд). Выступал индийский ____

(маг, мак) (с. 60). Постепенно накапливаемые знания и наблюде_

ния, связанные с составом слова, помогут преодолеть те труднос_

ти, которые ученики неизбежно испытывают при концентриро_

ванном изучении этой темы во 2 классе.

Следующее задание на с. 37 на различение интонации: паниче_

ской, взывающей к помощи, плачущей при чтении левого столби_

ка и радостной, восторженной, романтической при чтении право_

го столбика. И опять мы вслушиваемся в оттенки голоса, пытаем_

С. 38. Слог. Эту тему можно начать, вернувшись к заданию

на с. 37: подчеркни такую же, но маленькую букву. Букв в каждой

строчке дано много _ из них можно составлять слова. Предложи_

те детям составить слова из букв первой строчки. У них ничего

не получится. Почему? Ведь здесь пять неповторяющихся букв!

Возникает коллизия. Начинает без вашего стимулирования актив_

но работать мысль. Но если все же первоклассники не понимают

ситуацию, обратитесь к третьей строчке. Почему из этих букв они

смогли составить слова? Так они подойдут к выводу, что слова не

могут состоять из одних согласных букв, кроме слов_помощни_

ков: в, к, с. В словах обязательно должны быть гласные.

На семинаре начинающих учителей_занковцев мы до разбора

описанной ситуации задали вопрос, из букв какой строчки они

бы предложили детям составлять слова. Учителя ответили едино_

душно: с любой, кроме первой, так как в первой строчке нет глас_

ных. Кто решил проблему? Кто продвигался в развитии, кто учил_

ся быстро ориентироваться в задании? На все вопросы ответ

один: учитель. Но если вас заботит развитие детей, то методы

обучения, система вопросов должны стимулировать их поисковую

деятельность. Специально придумывайте «нерешаемые» задачи, не

торопитесь с подсказывающими вопросами. Дети должны проана_

лизировать предложенную учебную задачу и сделать вывод, поче_

му ее нельзя решить, что надо сделать, чтобы она стала решаемой.

Открытие сделано, теперь можно переходить к с. 38. Наблюде_

ния показывают, что учителя достаточно хорошо владеют звуко_

вым составом слова и путаются при определении слогового его

состава. Истоки этого явления стали ясны после анализа действу_

ющих сейчас учебников и методических пособий. Попробуем рас_

Опираясь на то, что слог _ это естественная артикуляционная

единица, многие учителя для разделения слова на слоги предлага_

ют детям «позвать» слово: «Вы находитесь в лесу, позовите ваших

друзей: Ю_ра! Ма_ша! А теперь «позовите» слова: сосна, сказка,

Андрей. Здесь при стечении согласных начинается путаница, кото_

рая вполне обоснованна. В академическом издании грамматики

русского языка излагаются восемь положений слогоделения слов,

сопровождающиеся постоянными оговорками условности предла_

гаемого деления. Л. В. Щерба, автор раздела «Фонетика» упомяну_

того издания, пишет: «Деление на отрезки_слоги обусловлено по_

следовательными усилениями и ослаблениями в произношении

звукового ряда. Вследствие того, что в русском языке эти разли_

чия обычно не имеют семантического значения, эти ослабления

и усиления речевого потока иногда трудно уловить и осознать.

Вообще же в русском языке речевой поток довольно свободно де_

лим на слоги. «1. И у разных ученых_лингвистов вы найдете раз_

ные варианты деления на слоги: со_сна, сос_на, ска_зка, сказ_ка,

Но когда определенная наука предстает в видеучебного пред_

мета, она неизбежно трансформируется. Трансформация эта

должна быть мотивированной. Так, в вузовских учебниках совре_

менного русского литературного языка мы видим уже определен_

ное единодушие в слогоделении (см. учебники авторов И. С. Вал_

гиной, Д. Э. Розенталя и др.; А. Н. Гвоздева; Д. Э. Розенталя;

П. А. Леканта и др.). Все авторы отмечают, что существуют разные

правила слогоделения. Предлагаемый ими вариант обосновывает_

ся законом восходящей звучности, которому подчиняется строе_

ние слога в русском языке. Это значит, что звуки, если их не_

сколько в слоге, располагаются от менее звучного к более звучно_

му. Наиболее звучными являются гласные и сонорные согласные

(Й, Л, М, Н, Р). Не может заканчиваться слог на шумные соглас_

ные. Но слогообразующим может быть только гласный. Этот ос_

новной принцип дает возможность легко ориентироваться в раз_

личных вариантах деления на слоги слов со стечением согласных.

При стечении шумных согласных они все отходят к последующе_

му слогу: ска_зка, ру_чка, по_е_здка. Если в группе согласных со_

норный идет впереди, он отходит к предыдущему слогу: лам_па,

пол_ка, пар_та. Но если сонорный в группе согласных идет после

шумного, то все согласные отходят к последующему слогу: ка_пля,

ро_сла, ко_вры, на_встре_чу, за_скре_блись. Таким образом, харак_

терным для русского языка является открытый слог. В середине

слова встречаются закрытые слоги, оканчивающиеся на сонорный

согласный (слу_чай_но), закрытые слоги, оканчивающиеся шум_

ным согласным, обычно находятся в конце слова (у_че_ник). Эти

сведения о слоге приведены для учителя. Для учеников вполне

достаточным станет способ слогоделения «позови слово» и знание

того, что слог образует только гласный как наиболее звучный

Знание слогоделения необходимо ученику для восприятия рит_

ма стихотворения и для правильного переноса. Причем прямо

опираться на слог при переносе слова можно только в случае от_

крытого слога, состоящего более чем из одного звука, или в слу_

1Щерба Л. В. Грамматика русского языка. Т. 1. _ М.: АН СССР. _

чае закрытого слога, оканчивающегося на сонорный. Далее следу_

ют исключения из правила:

нельзя переносить или оставлять на строке слог,состоящий

из одного звука или из одной буквы (яго_да, ого_род);

буквы Ъ, Ь, Й нельзя отрывать от предшествующих букв

(строй_ка, силь_ный, подъ_ем);

нельзя отрывать одну букву от корня или приставки (при_

Последнее ограничение будет введено во втором классе после

ознакомления с составом слова. В правилах переноса допускаются

колебания, особенно часто это наблюдается при стечении соглас_

ных в корне. Допустимы переносы: се_стра, сес_тра, сест_ра.

Тетрадь по чтению «Я читаю?» (4 часа)

С. 12. Буквы Лл, Мм, Нн, Рр и их звуки. За написанными бук_

вами спрятались лиса, Микки_Маус, Незнайка, русалка.

Все задания на с. 13 _ это варианты упражнений на звуко_бук_

венный анализ. Первое и последнее задания требуют очень вни_

мательного вслушивания в слова, а среднее _ тщательного зри_

тельного анализа, который сопровождается движением руки с ка_

рандашом по кривой линии. Подобные задания дети могут со_

ставлять дома, чтобы потом предложить классу или обменяться

с соседом по парте.

С. 15. Решение ребусов: Аркаша, Любочка, Ирочка, Мирон.

С. 16. Театральная страница. Вполне уместна на уроке после оз_

накомления со знаками в конце предложения. Может быть объе_

динена со с. 33 «Так, да не так», может быть использована само_

В костюмерной. По деталям костюма и реквизиту надо опреде_

лить, что в этом театре играют спектакли: «Красная Шапочка», «Зо_

лушка», «Золотой ключик», «Кот в сапогах», «Малыш и Карлсон».

В слепом рисунке спрятались Волк и Красная Шапочка, пер_

сонажи сказки «Красная Шапочка».

С. 17. Чтение слов, в которых есть незнакомые буквы. Пра_

вильность обеспечивается рисунками и соотнесением звуков про_

износимого слова с местом знакомых букв и общим количеством

С. 18. Весьма сложный рисунок с большим количеством спря_

танных объектов. Найти их можно только при тщательном после_

довательном анализе рисунков, что требует определенных волевых

усилий, пространственной ориентировки и воображения. Помо_

жет раскраска рисунка.

Следующая трудность _ сказать, где находится каждый объект:

Ира и Лина в палатке, Рома в середине рисунка рыбачит, у Нины

видна только головка, она стоит в кустах в ближайшем левом углу.

Мирон _ альпинист, лезетпо первой горе, искать в середине левой

стороны над Ниной. Луна среди облаков между предпоследней и по_

следней горой. Лимон на дереве в ближайшем правом углу. Малина _

в корзине, молоко в блюдце за палаткой, две головы орлов среди ли_

ствы в середине правого высокого дерева, грозовую молнию ищите

среди туч недалеко от гор, другая молния закрывает вход в палат_

ку. Слова могут быть и другими, главное, чтобы слушатель понял

местонахождение названного объекта. Подобная работа принесет

пользу только в том случае, если она будет организована живо,

как соревнование команд, когда первенство устанавливают экс_

перты вашего класса.

Игра «лишнее слово» очень удобна для многократного перечи_

тывания слов и для анализа слов с грамматической, знаковой или

смысловой стороны. Вначале ученики самостоятельно должны ус_

тановить правила игры. В первой строчке зачеркнуто как «лишнее»

слово Ира. Почему? Оно называет имя человека, а другие слова

называют неживые предметы. Во второй строчке «лишнее» имя

мальчика, два других имени называют девочек. Игра разгадана.

Значит, в третьей строчке «лишним» является имя девочки Нина.

С. 19. Выставка «Цветы». Среди незнакомых букв появляется

мягкий знак. На непреднамеренном уровне при сравнении произ_

ношения нарисованного предмета с его написанием дети начина_

ют осознавать роль мягкого знака в слове. Также опережающе

первоклассники осваивают чтение йотированных гласных букв

в разных позициях. Если неправильно их произнести, то не полу_

чится слова, которое называет нарисованный предмет.

С. 20. Широкими возможностями для развития детей обладает

рисунок _ узнавание спортсменов по их атрибутам. Самостоя_

тельно подписывая имена, они должны увидеть различие между

коньками и ботинками фигуристов и конькобежцев и различить

девочек и мальчиков. А потом, если вы сумели разбудить спор_

тивный азарт, они четко и быстро скажут, где нарисован каждый

Здесь же можно поговорить о том, что у разных народов _ раз_

ные имена. Иногда по имени можно догадаться о национальности

человека: Ли, Сэм, Жан, Иван, Генрих.

С. 22. Язык жестов. Данные сюжеты можно включить в любой

урок как самостоятельный эпизод или какчасть урока, посвящен_

ного культуре общения.

Озвучивание персонажей рисунков учит детей правильно «счи_

тывать» движения, мимику, жесты. Этот прием можно в дальней_

шем использовать при рассматривании сюжетных полотен изоб_

разительного искусства. Например, картина Решетникова «Опять

двойка». После ее молчаливого рассматривания предложите детям

оживить картину: как и что будет говорить каждый ее персонаж.

С. 23. Многократное перечитывание слов при наблюдении ло_

гического ударения в вопросительном предложении. С особой си_

лой мы произносим не только ударный гласный звук в слове, но и

целое слово в предложении. Зависит это от мысли, которую мы

хотим сказать. Если детям трудно интонировать логическое ударе_

ние, то предложите им угадать, какое по счету предложение вы

Учитель: Мыла Нина лимон?

Ученик: Третье предложение.

Уч и т е л ь : Как вы ответите на этот вопрос?

Ученики: Да, мыла. Нет, не мыла.

Учитель: Нина мыла лимон?

Ученик: Второе предложение.

Ученики: Да, Нина. Нет, не Нина, а мама.

Учитель: Почему разные ответы?

Ученик: Потому что разные вопросы.

За этим угадыванием и перечитывание, и слышание вашей ин_

Поиграйте устно с любым предложением, меняя логическое

ударение без изменения порядка слов.

С. 24. Решение ребусов: домино, марка, грозди.

С. 25. Новое задание: доскажи слово в чистоговорке. Опирает_

ся на слышание рифмы. Стимулируйте придумывание детьми чи_

стоговорок. Как показывает опыт, это вполне доступное для них

занятие. Дома чистоговорки запишут родители. Сочинять их мож_

но, начиная не только с первой строчки, но и со второй. В таком

случае набор слогов в первой строчке учитывает ритм и рифму

уже придуманной второй строчки.

С. 26. По следам и по отдельным буквам в словах дети вместе

со следопытом расшифруют следы вороны, воробья, кошки,

клоуна (руки), машины, человека, трактора и медведя.

Решение ребусов: машина, носок, муха.

С. 27. Продолжаем знакомиться с многозначностью слов, узна_

ем о многозначности глаголов: Иван гладит брюки. Иван гладит

кошку. Римма читает книгу. Римма читает следы. Что общего в

значении этих слов? Мы и дальше будем продолжать наблюдать

явление многозначности слов. Приглядитесь, когда можно начи_

нать разговор о различении прямого и переносного значения слов

«Найди слово». Как и во всех других играх со словами, перво_

классники должны самостоятельно проанализировать два приме_

ра, установить правило игры (зачеркиваются повторяющиеся бук_

вы), использовать его в третьем примере.

С. 30. На первой корзине написаны слова в единственном чис_

ле, надо дописать слово мыло. На второй _ слова во множествен_

ном числе, надо дописать слово лимон.

На последней странице нарисовано чудо_дерево, на котором

растут буквы. Из них можно составить множество слов и даже по_

говорку «Век живи, век учись». Это дерево может расшифровываться

постепенно по мере узнавания детьми букв, формирования навыка

чтения и развития аналитико_синтетических возможностей.

Азбука (с. 39_53). Тетрадь «Я читаю.»

Новый этап обучения можно начать торжественно с новой Те_

тради по чтению, которая спокойно и уверенно называется

«Я читаю.» Полистав эту книжку, первоклассники увидят, как ка_

чественно она отличается от того, чем они занимались на первом

этапе обучения грамоте: теперь рядом с яркими картинками до_

стойное место заняли тексты.

На первом этапе дети познакомились с миром знаков, в кото_

ром живет современный человек. Книжка «Я читаю» открывается

разворотом о том, как передавали сообщения в давние времена и

сейчас. Как передают письменную речь, а как устную? Какие спо_

собы еще известны детям? Как сохраняется устная и письменная

речь? Как мы узнаем о давних временах? Что значит «устное на_

родное творчество»? Вслушайтесь в слова гонец, странник, сказоч_

ник; письмо, писатель, записка. Что они означают?

Закончить праздник можно, еще раз пролистав начало книжки

«Я читаю.» и выполнив задания по выбору детей. Или можно пе_

рейти к веселой с. 41 Азбуки.

Основная тема этого периода обучения: звонкие согласные

звуки (пока без введения понятия) и буквы, их обозначающие.

Вначале слушаем звонкие парные согласные только в сильной по_

зиции. Расхождение произношения и написания звонких соглас_

ных в конце слов начинаем наблюдать со с. 47. Понятия звонкие_

глухие согласные вводится на с. 68, после накопления достаточно_

го опыта различий в их звучании. Доэтой страницы анализируем

согласные по признаку мягкости_твердости. Лишь на с. 70 впер_

вые начинаем говорить о таблице букв. Но она не дается в гото_

вом виде, ученики создают ее сами, анализируя звуки букв. До_

полняется эта таблица парными гласными буквами на с. 77 и не_

парными глухими звуками на с. 98.

Еще раз подчеркиваем, мы говорим именно о самостоятельном

составлении таблицы учениками. Эта процедура необходима для

осознания ими групп звуков русского языка, а не для того чтобы,

взглянув в таблицу, дать характеристику звуку. Звуки речи анали_

зируются только на слух, а не «на взгляд». Но если ваши дети уже

знают все буквы и могут читать простые слова, то понятие звон_

кие_глухие согласные звуки можно ввести на с. 54, когда дети по_

наблюдают в сильной и слабой позициях и глухие, и звонкие со_

С. 39 Азбуки. Введение букв Бб, Вв, как и всех последующих

букв, не составит труда, так как они уже известны детям. На этом

этапе попробуйте усложнить фонетический анализ названий ри_

сунков: одна часть класса подбирает со звуком [б] или [б,] назва_

ния одушевленных предметов, другая часть класса _ неодушев_

ленных предметов; одна часть класса подбирает с этими звуками

названия женского рода, другая часть _ названия мужского рода;

одна группа подбирает слова со звуком [б], другая _ со звуком

[б,]; дети подбирают слова под заданные схемы…

Чтение слов можно сопроводить следующим заданием: какими

буквами отличается каждое следующее слово от предыдущего, ка_

Решение ребусов: вол, ворона, Вова, вилы. Что вы можете ска_

зать об этих словах? Они все начинаются на букву В, все обозна_

чают предметы, их можно разделить на две группы _ названия,

обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, мож_

но назвать «лишнее» слово _ имя мальчика Вова, среди слов есть

односложное (вол), двусложные (вода, Вова, вилы) и трехсложное

Если дети назвали не все аспекты анализа слов, то не торопи_

тесь задавать более дробные вопросы. Сейчас они показали пре_

дел своих возможностей. Переходите к другим заданиям, отметив

для себя, какие ответы они дали. А через некоторое время верни_

тесь к этому заданию, предложив тот же самый вопрос. Практи_

куйте такие возвраты к пройденным страницам, они ощутимо по_

казывают детям их продвижение, формируют мотивы учебной де_

ятельности, развивают их волевые качества. И вы, конечно, не за_

будете выразить восторг по поводу достижений ваших учеников.

С. 40. Впервые появляется загадка. Она представлена в двух ва_

риантах: Я весь покрыт иголками _ колкими, колкими. Я вся покры_

та колкими зелеными иголками. Ниже _ рисунки елки, ежа, щетки

для волос, кактуса. Вначале вы или читающий ребенок прочитае_

те только первую загадку. Дети могут, не обратив внимания на

указание рода слова_отгадки (весь), назвать нарисованные ниже и

елку, и ежа, и щетку, и кактус. Не торопитесь с подсказывающими

вопросами. Не останавливаясь на ошибке, переходите ко второму

варианту загадки. При сравнении двух вариантов признаки отга_

дываемого предмета выступают более ярко: это предмет женского

рода, колючий с зелеными иголками. Подходит только елка или

сосна. Теперь вернитесь к первой загадке. Дети сами перепрове_

рят свои ответы и исправят ошибки, если они были. Как же нуж_

но отгадывать загадки? Надо учитывать все названные признаки

Мы описали общий подход к работе с загадками. Важно по_

нять, что отгадка не припоминается, а подбирается путем анализа

каждого слова загадки и выделения опорных признаков. Обра_

щайтесь к ним почаще. Это замечательное логическое упражне_

ние, при выполнении которого дифференцируются несуществен_

ные и существенные признаки загаданного предмета, осмыслива_

ются грамматические формы слов, активизируется смекалка, во_

ображение. И вы уже сами поняли, каковы возможности загадки

для непреднамеренного перечитывания.

В тетради «Я читаю.» на с. 23 обнажается технология отгадыва_

ния загадок. Дети могут наблюдать, как меняется отгадка в связи

с добавлением признаков:

Учитель: Он охотник. Кто это?

Ученики: Человек, кот, орел, тигр, любое хищное животное

Учитель: Серый охотник. А это кто? (Выбор суживается.)

Ученики: Волк, кот, орел.

Учитель: Серый охотник домашний, пушистый. Так кто же

Подобные задания дети могут придумывать сами.

Приведем еще одну апробированную на практике пару загадок.

Кто заливисто поет, утромспать не дает? Он заливисто поет,

утром спать не дает. При подборе отгадки в первом случае надо

обратить внимание на слово кто, предполагающее только оду_

шевленный предмет, во втором случае _ на слово он, предполага_

ющее только мужской род.

В книжке «Я читаю!» с. 12_15 полностью посвящены загадкам и

методам их составления.

Загадки, как и пословицы, дошли до нас из глубокой древнос_

ти. Они связаны с тайной условной речью первобытных племен.

Древние люди считали, что вся окружающая их природа и живые

существа понимают человеческую речь. Они придумали иносказа_

тельную речь, чтобы животное, на которое они собирались охо_

титься, не поняло их замысла. Всякий человек, живший в таком

первобытном коллективе, должен был уметь пользоваться тайной

Многие сказки свидетельствуют о том, что с помощью загадок

проверялись сообразительность и мудрость того или иного героя.

Почти до нашего времени в свадебном обряде сохранились сцены

с загадыванием загадок или замысловатыми вопросами. В более

поздние времена загадки превратились в средство воспитания и

развлечения. Загадки, говоря о предмете, заставляют задуматься,

откуда он взялся, из чего и как сделан, для чего и каков он, на

что похож. Поиски отгадок развивают догадливость, сообрази_

тельность, приводят человека к пониманию связей одних предме_

тов с другими и осознанию единства окружающего мира.

В загадках простыми словами достигается зримость и осязае_

мость изображаемых предметов, они обладают метким, кратким и

образным языком. Ценен для нас в загадке ее поэтически светлый

взгляд на обычные, будничные предметы и явления. И еще. Дети,

не думая об этом, многократно перечитывают текст, внимательно

анализируют его содержание.

В предложениях на с. 41 дети читают слова со стечением со_

гласных, выясняют, в каких предложениях выражена реальная

мысль, а в каких _ чепуха. При рисовании по буквам в алфавит_

ном порядке они доходят уже до буквы У. Особого внимания,

многократного спокойного перечитывания требует задание: «Ис_

правь опечатки». Все предложения должны соответствовать образ_

цу: Бараны били в барабаны.

На этой же странице начинается докучная сказочка о щуке и

вобле. Онаразрастается на с. 51, 69, 85 и 104 по мере появления

Докучные сказочки начинаются обыкновенно предваритель_

ным обманом ребенка. Рассказчик настраивает его на долгую, хо_

рошую сказку. Ребенок устраивается поудобнее, весь превращает_

ся в слух, а ему говорят: Жил_был царь Ватута, И вся сказка ту_

та. Другой вариант: В некотором царстве, В некотором государст_

ве Жил_был царь бо_га_а_а_тый: У него был двор, На дворе стоял

кол, На колу_то висело мочало. Не сказать ли с начала? Всем изве_

стен вариант сказочки о попе и его собаке.

В тексте о щуке и вобле мы использовали тот же прием. Ребе_

нок ждет, когда же наступят интересные события, читает еще од_

но, уже четвертое продолжение на с. 104, а его отправляют опять

к началу истории _ круг замкнулся. Текст оказался докучным.

Материал на с. 42_43 можно использовать отдельными задания_

ми на разных уроках. Но можно провести урок, посвященный

праздникам. По каким случаям бывают праздники, балы? Как к

ним готовятся? На какие праздники дарят подарки? Какие могут

быть подарки? Как их надо дарить? Если вы на дне рождения, ка_

кие песни вы будете петь, какие танцы исполнять, какие стихи

читать, какие будете загадывать загадки, в какие игры играть?

Здесь и может быть использован материал по сказкам и «Театр».

На третьем этапе продолжите темы: сказки народные и автор_

ские, русские и зарубежные. Фантазируйте с детьми: изменяйте

сказочную ситуацию и характеры героев. Сравнивайте тексты ху_

дожественные и нехудожественные (научные, научно_популяр_

ные), например, сказку о животных со статьями о них в словаре.

Учите определять действующих лиц (персонажей), автора. Учите

понимать текст: определять тему, отвечать на вопросы, придумы_

вать заголовки, инсценировать, рисовать. В этих целях используй_

те и Азбуку, и книжку «Я читаю.».

С. 45. Анализ столбиков слов показывает, что в первом ряду

написаны слова в единственном числе, во втором ряду _ во мно_

жественном. Пропущено единственное число слова вилы, у кото_

рого нет множественного числа. Вы называете слова ножницы,

брюки _ вот они, чудеса русского языка. Теперь показываете на

свои наручные часы: часы, но слово час _ это не единственное

число слова часы, а совершенно другое слово.

Обратите _____внимание, в данном задании коллизия заключена в

процессе решения задачи. Дети уже на третьем столбике слов по_

нимают, что должны дополнить единственное число последнего

слова. Все просто. И вдруг читают: вилы. Происходит столкнове_

ние ожидаемого выполнения задания с реальным. Начинает ин_

тенсивно работать мысль.

Новый прием для перечитывания текста _ вопрос, как звали

хозяина дога: Володя, Вова, Владимир. Это одно и то же имя.

В нижнем задании дети самостоятельно устанавливают логику со_

ставления пар слов, устно восстанавливают недостающие: Ира _

Ирина, Галя _ Галина, Лара _ Лариса, Гриша _ Григорий.

Разговор об именах может перерасти в праздник семьи и дру_

зей, который завершается общей фотографией. Дополнительным

материалом может послужить, например, с. 9 книжки «Я читаю».

На с. 45 есть также материал для обсуждения, почему слова

Бобик, Мурр и прочие написаны с большой буквы, а слово дог _

с маленькой? Можно вернуться на с. 22 к заданию «Герои_живот_

Используйте клички животных и имена людей для деления их

на слоги: позовите их. А зачем нужны имена людям и животным?

Обратитесь к закличкам в начале страницы. К кому или к чему

они обращены? Почему же там имя написано с маленькой буквы?

С. 46. Как зовут попугая? Наблюдение, как один звук (место

его буквы отмечено желтым цветом) меняет значение слова: роза,

лоза, ложа, лыжа, лужа, лупа, лапа, лама, рама, попугая зовут Ро_

ма. После того как дети пройдут по всему колесу, спросите, нель_

зя ли было проще узнать имя попугая. Конечно, можно! Мы ви_

дим, что перед попугаем нарисована рама, меняем второй звук,

получается Рома. Аналогичны, но даны в более усложненном ва_

рианте без опоры на рисунок, задания на с. 56 и с. 83. Как из сло_

ва маска сделать слово маска: миска, киска, каска, ласка, лайка,

майка, но не зайка, так как следующее слово маска. Галерея «Я и

мои друзья»: Поля, Толя (Коля _ тупиковый вариант), Тоня, Таня,

Маня, Ваня, Вася, Валя, Галя.

Когда первоклассники читают текст о попугае и кошке, они

иногда спрашивают, а почему попугай закричал: «Воры! Воры! Го_

рим!». А что вообще могут говорить попугаи? Какого человека

сравнивают с попугаем?

С. 47. Задание «Найди пары». Продолжение разговора о много_

значности слов. Дети самостоятельно анализируют рисунки, слова и

приходят к выводу, что некоторые предметы называются одинаково:

камера хранения и камера мяча, лодочки на реке и лодочки туфли,

касса букв и касса в магазине, кошки животные и кошки для лазания

по столбам. Есть ли что_то общее между парами предметов?

Предложите детям придумать предложения со словом прут.

Наверняка будут варианты, например: Мальчик взял прут и ото_

гнал гусей. Перед нами был красивый большой пруд. Каковы особен_

ности этих слов? Они одинаково звучат, но пишутся по_разному и

имеют совершенно разное значение. Как догадаться, что они пи_

шутся по_разному? Ответить ученики смогут, прочитав столбики

пар слов и сравнив их графический и фонетический образ слов.

Вернитесь к понятиям «сильная и слабая позиция звука». В дан_

ных парах в первых словах написаны буквы, не соответствующие

конечному согласному звуку: дуб, удав, дог, город. Но если звуки

[б], [в], [г], [д] оказываются перед гласными, то их произношение

соответствует написанной букве. И еще одно наблюдение: у слов

бывает общая часть и пишется она одинаково, как бы ни меня_

лось ее произношение.

Продолжить это наблюдение можно на с. 48. В сильной и сла_

бой позиции могут быть и согласные и гласные звуки: нога _ но_

ги, борода _ бороды _ бородка, рога _ рог. Напишите эти слова на

доске, поставьте ударение, выделите общие части, подчеркните

случаи расхождения между написанием и произношением.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *