А вы знали что авианосец арсаки
ТАКР «Кузнецов». Сравнение с авианосцами НАТО. Ч. 2
В предыдущей статье мы сравнивали ТАКР «Кузнецов» с авианосцами стран НАТО по таким важным параметрам как максимальное количество самолетов, находящихся в готовности к вылету и скорость подъема авиагрупп. Напомним, что согласно анализу, на первом месте ожидаемо оказался «Джералд Р. Форд» (трудно было бы рассчитывать на иной результат), второе место поделили между собой француз «Шарль де Голль» и британская «Куин Элизабет», на третьем месте оказался ТАКР «Кузнецов». Однако благодаря обратной связи, полученной от читателей и компетентным комментариям к статье (отдельное и очень большое спасибо уважаемому find2312) появилась возможность пересмотреть и уточнить получившийся рейтинг.
Ранее мы оценили скорость подъема авиагруппы «Джералда Р. Форда» (из положения, при котором расположенные на палубе самолеты изначально блокируют одну из четырех катапульт) не менее чем в 35 самолетов за 25 мин и до 45 самолетов за полчаса. «Шарль де Голль» по нашим расчетам за 30 минут способен поднять 22-24 самолета – все эти показатели остаются неизменными. Но вот ранее высказанное мнение автора о том, что «Куин Элизабет» способен с одной взлетной дорожки обеспечить взлет двадцати четырех F-35B за полчаса, вероятнее всего, было чрезмерно оптимистичным для англичан, и дело тут вот в чем.
Для того, чтобы F-35B произвел взлет, ему также, как и самолетам палубной авиации других авианосцев, необходимо занять место на стартовой позиции. При этом он может делать это намного быстрее, чем «Супер Хорнет» или Су-33 –потому что СВВП не нужно выруливать точно на катапульту или к задержникам, препятствующим преждевременному старту российских самолетов. То есть занять стартовую позицию F-35B проще, но вот затем, он должен остановиться, получить разрешение на старт и, самое главное, «разогнать» «пропеллер», заменяющий американскому СВВП подъемные двигатели. Так вот, автор настоящей статьи полагал, что это секундное дело, но вглядевшись пристальнее в съемки взлета F-35B с трамплина или при коротком разбеге обнаружил, что это, возможно, совсем не так. Такое ощущение, что при съемках взлета СВВП время, которое требуется на «раскрутку» пропеллера просто вырезают из кадра, чтобы не утомлять зрителей – вот самолет встает на стартовую позицию, открывает люки… а затем ракурс резко меняется и ррраз! Самолет взлетает. Однако на единственном видео, которое удалось найти автору и где процесс подготовки к взлету на стартовой позиции запечатлен, скажем так, в более полном объеме (похоже что вырезки присутствуют и там), он занимает не секунды, а десятки секунд.
Соответственно, следует предположить, что реальные темпы взлета могут оказаться существенно ниже предполагаемых и составить один взлет в 1,5 минуты и более. А это дает нам подъем 20 самолетов за 30 минут, а то и меньшего их количества, таким образом «Куин Элизабет», по всей видимости, все-таки уступает «Шарлю де Голлю».
Итак, в предыдущей статье мы завысили результаты британского авианосца, зато возможности ТАКР «Кузнецов» оказались заниженными. Мы предположили, что «Кузнецов» может отправлять в воздух тройку самолетов за 4,5-5 минут, это предположение базировалось на двух допущениях:
1. Предполагалось, что время от начала рулежки и до момента старта самолета (то есть начала его движения после того, как задержники, удерживающие самолет с работающим двигателем на стартовой позиции) для Су-33 и МиГ-29К примерно равноценно времени, которое проходит у американских и французских самолетов при катапультном старте. Но это оказалось ошибочным допущением – дело в том, что занять стартовую позицию при трамплинном старте (то есть вырулить самолет к задержникам) все же проще, чем при катапультном – там следует направлять самолет с большей точностью. При этом сама процедура «прицепления» к катапульте сложнее и дольше, чем вывод двигателя на форсаж при трамплинном старте. Таким образом, процедура взлета с трамплина все-таки несколько быстрее чем с катапульты;
Мы предполагали ранее, что «Кузнецов» способен отправлять в полет 3 самолета каждые 4,5- 5 минут, что позволяло поднять за полчаса только 18-20 самолетов. Однако, с учетом вышесказанного, указанное выше время следует сократить до, максимум, 3-3,5 минут (2,5 минуты на выруливание на стартовую площадку, «прогрев» двигателей и прочую подготовку к старту трех самолетов одновременно, и 35-40 секунд на их последовательный старт), а это означает, что ТАКР «Кузнецов» вполне способен поднять в воздух до 30 самолетов за полчаса. Следовательно, «табель о рангах» по части скорости подъема авиагруппы меняется следующим образом:
Впрочем, не нужно забывать и того, что высокая «скороподъемность» авиагруппы ТАКР «Кузнецов» достигнута благодаря использованию всех трех стартовых позиций, при том что с первых двух из них самолеты не могут взлетать в максимальной загрузке. И Су-33, и МиГ-29КР могут стартовать с максимальной взлетной массой лишь с третьей, «длинной» позиции (195, по другим данным – 180 м). Первая же и вторая стартовые позиции, предусматривающие длину разбега только 105 (или 90) м предусматривают взлет Су-33 и МиГ-29КР/КУБР только при нормальной взлетной массе. Если же необходимо поднимать самолеты с полным запасом топлива, то для этого придется использовать только третью позицию. Как мы уже говорили, паровая катапульта авианосцев типа «Нимиц» способна отправлять в небо один самолет каждые 2,2-2,5 минуты, но даже если считать, что ТАКР сможет поднимать с одной позиции самолет каждые две минуты, то и в этом случае (при условии заблаговременного размещения одного самолета на стартовой позиции) за полчаса удастся обеспечить взлет не более 16 машин.
В предыдущей статье мы определили максимальное количество самолетов, которые могут разместиться на полетной палубе ТАКР «Кузнецов» в 18-20 машин. Это, вероятно, справедливая оценка для Су-33, но следует учитывать, что МиГ-29КР и КУБР значительно скромнее по своим размерам. Так, например, на фотографиях мы видим, что на полетной палубе, в одной из «технических» зон, расположенной в корму от второго самолетоподъемника, возможно «утрамбовать» четыре Су-33 со сложенными крыльями
При этом размещаются они там довольно плотно. В то же время МиГ-29КР/КУБР на том же самом месте «чувствует» себя значительно свободнее
И это даже невзирая на то, что у двух самолетов из четырех крылья не сложены! Кроме того, в предыдущей статье высказывалось опасение по поводу возможности размещения готового к взлету самолета на первом самолетоподъемнике, то есть, по сути, сразу за газоотбойным щитом одной из носовых стартовой позиций. Судя по фотографии
Это все-таки возможно.
Иными словами, при соответствующей подготовке, ТАКР «Кузнецов» вполне способен обеспечить «работу» авиаполка МиГ-29КР/КУБР в составе 24 машин, либо меньшего их количества, но с дополнительными Су-33, разместив их на полетной палубе полностью и не прибегая при этом к хранению заправленных самолетов с вооружением в ангаре корабля.
Что ж, работа над ошибками предыдущей части закончена (можно начинать плодить новые). Уделим теперь немного внимания посадочным операциям. В принципе, скорость посадки самолетов на палубы «Джералда Р. Форда», «Шарля де Голля» и «Кузнецова» вполне аналогична, потому что посадка на все три корабля производится по одному и тому же сценарию и с использованием одного и того же оборудования – самолет заходит на корабль, касается палубы и зацепляет аэрофинишер, который тормозит его скорость до нуля, а затем – выруливает с посадочной полосы в техническую зону. При этом одновременно посадку может производить только один самолет. Подготовленные пилоты вполне способны садить свои эскадрильи со скоростью один самолет в минуту, при плохих погодных условиях – в полторы минуты, и, в общем, даже с учетом неизбежных ошибок в пилотировании (повторных заходов) указанные авианосцы вполне в состоянии принять 20-30 самолетов за полчаса. А вот по поводу британского авианосца остаются вопросы.
С одной стороны, он располагает двумя посадочными местами, и в теории, наверно, способен принимать два самолета одновременно (возможно ли это на практике – большой вопрос). Но сама по себе процедура посадки СВВП куда более длительна, чем посадка обычного самолета при помощи аэрофинишера. Последний на скорости чуть более 200 км в час заходит на посадку, а приземление длится считанные секунды, после чего самолет покидает посадочную полосу. В то же время СВВП должен медленно подлететь к авианосцу, уравнять свою скорость со скоростью корабля, и после этого медленно опуститься на палубу, после чего он, так же как и самолет горизонтального взлета, освобождает посадочный участок. Возможно, конечно, что две посадочные площадки и обеспечат скорость посадки, сопоставимую с той, которой обладают классические авианосцы, но уверенности у автора в этом нет.
А вот «Шарль де Голль», увы, одновременно принимать и выпускать самолеты неспособен. Против французов здесь сыграли малые размеры их корабля (из всех сравниваемых нами авианесущих кораблей он самый маленький). Необходимость наличия посадочной полосы «как на больших» авианосцах и значительных по площади «технических» участков, где самолеты будут готовиться к вылету или дожидаться своей очереди, не оставила проектировщикам свободного места для катапульт. В итоге обе стартовых площадки пришлось располагать на посадочной полосе, что не позволяет использовать их при выполнении посадочных операций.
Но, конечно, не взлетно-посадочными операциями едиными… Рассмотрим способность каждого авианесущего корабля обеспечивать действия своих авиагрупп.
«Куин Элизабет» (40 ЛА) – 23 чел./ЛА.;
«Шарль де Голль» (40 ЛА) – 15 чел./ЛА.;
«Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (50 ЛА) – 13 чел./ЛА.
Нужно сказать, что, хотя по проекту авиагруппа «Кузнецова» и включала в себя 50 летательных аппаратов, но, возможно, данная цифра оказалась завышенной и реальное количество самолетов и вертолетов, которые может эффективно эксплуатировать корабль не превышает 40-45. В этом случае количество авиаперсонала на один летательный аппарат будет примерно соответствовать тому, что имеет «Шарль де Голль»… при условии, что он, в свою очередь, действительно способен эффективно использовать именно 40 самолетов и вертолетов, а не меньшее их количество. Но в любом случае, преимущество «Джералда Р.Форда» и «Куин Элизабет» над французским и российским авианосцами вполне очевидно.
Насколько важен этот показатель? Как известно, современный самолет представляет собой сложнейшее инженерное сооружение, которому, помимо всего прочего, требуется немалое время на пред- и послеполетное обслуживание, профилактику и т.д. Обычно потребность самолета в специалистах соответствующего профиля исчисляется в человеко-часах на час полета: значение этого показателя для самолетов различных типов может колебаться в пределах от 25 до 50 человеко-часов (иногда бывает и больше). Возьмем в среднем 35 человеко-часов на час полета – это означает, что для обеспечения одного часа понадобится, чтобы три специалиста работали 12-часовой рабочий день каждый. Соответственно, для того, чтобы обеспечить пребывание летательного аппарата в воздухе в течении пяти часов в сутки (то есть два боевых вылета на полную дальность) необходима работа 15 человек в течении 12 часов!
С учетом того, что в число авиаперсонала входят не только специалисты, обслуживающие самолеты и вертолеты, но и пилоты, которые, конечно, физически не могут в дополнение к боевым вылетам еще и «крутить гайки» по 12 часов в сутки, мы приходим к тому, что авиаперсонал «Шарля де Голля» и «Кузнецова» может обеспечить сколько-то длительную и напряженную работу авиагруппы численностью в 40 самолетов и вертолетов только ценой чрезвычайно напряженного труда, в то время как для «Куин Элизабет» и «Джералда Р. Форда» подобная работа 40 и 90 летательных аппаратов соответственно, является, в общем, штатной для авиаперсонала корабля.
Боевые запасы «Шарля де Голля» существенно скромнее: запас топлива составляет 3 400 т, боеприпасов — 550 т., с учетом меньшей численности его авиагруппы это дает 85 т авиатоплива и 13,75 т боеприпасов на один летательный аппарат. Что до ТАКР «Кузнецов», то его запасы авиатоплива составляют 2 500 т., массы боеприпасов, увы, нет, а есть лишь сведения о том, что они вдвое превосходили таковые у ТАКР предыдущего типа.
Авиабоезапас ТАКР «Баку» в самолетном варианте состоял из 18 спецавиабомб РН-28, 143 управляемых ракет Х-23, 176 ракет Р-3С, 4800 неуправляемых ракет С-5, 30 баков с зажигательной жидкостью ЗБ-500 и 20 разовых бомбовых кассет РБК-250 (с бомбами ПТАБ-2,5), при этом утверждалось, что противолодочные боеприпасы (для вертолетов) брались взамен самолетных. Попробуем посчитать хотя бы примерный вес этого боекомплекта. Известно, что С-5 имеет вес 3,86 кг, Х-23 – 289 кг, Р-3С – до 90 кг, РН-28 весили 250 кг, и с учетом того, что, вероятно, такой же вес имели бомбовые кассеты, а цифра «500» в аббревиатуре ЗБ-500 «намекает» на полтонны, общий вес боеприпасов ТАКР «Баку» составлял всего лишь порядка 100,3 т. С другой стороны, наверное, неправильно будет брать исключительно чистые веса боеприпасов – ведь они хранятся в упаковке, да и опять же – массу неуправляемых реактивных снарядов С-5 мы посчитали, а масса пусковых установок для них? Быть может есть и еще какие-то, неизвестные автору нюансы, но во всяком случае, крайне сомнительно, чтобы общая масса авиабоеприпасов «Баку» составляла более 150, ну, если совсем уж помечтать, 200 т. И удвоение этого запаса на ТАКР «Кузнецов» даст нам весьма скромные 300-400 т. Кстати, если предположить, что масса авиационных боеприпасов, возимых «Кузнецовым», уменьшается в сравнении с 550 т «Шарля де Голля» в той же пропорции, что и топливо (3 400 т / 2 500 т = 1,36 раз), то масса авиабоеприпасов нашего ТАКР составит 404 т. В общем, несмотря на отсутствие точных цифр, можно более-менее обоснованно предположить, что «Кузнецов» может нести 300-350, максимум 400 т боеприпасов для своей авиации. В результате с авиагруппой в 50 машин наш ТАКР располагает только 50 тоннами топлива и 6-8 тоннами вооружения на один летательный аппарат.
Какие выводы можно сделать из вышесказанного?
Американский «Джералд Р. Форд» представляет собой классический и наиболее универсальный тип ударного авианосца. Он обеспечивает наилучшие условия проведения взлетно-посадочных операций, в бою «флот против флота» его авиагруппа способна одновременно обеспечивать прикрытие собственного ордера от воздушных атак противника, и при этом наносить авиаудары по вражеским кораблям. В то же время «Джералд Р. Форд» в наибольшей степени из всех сравниваемых авианесущих кораблей приспособлен для ведения длительных боевых действий против берега. Для этого он располагает наибольшими запасами авиационного топлива и боевых припасов, а также самым многочисленным авиаперсоналом – как в абсолютном, так и в относительном (в пересчете на летательный аппарат) выражении.
Судя по всему, англичане в своем проекте «Куин Элизабет», старались создать корабль для решения тех же задач, что и «Джералд Р. Форд», но за существенно меньшую цену, и как следствие – со значительно меньшей эффективностью. Обеспеченность авиаперсоналом британского корабля намекает на то, что «Куин Элизабет» предназначена для длительной и систематической «работы» по берегу. К сожалению, запасы авиатоплива и авиабоеприпасов на нем неизвестны, но если предположить, что они (в пересчете на летательный аппарат) примерно соответствуют американскому авианосцу, то получается около 4 000 т авиатоплива и 1 150 т боеприпасов – вполне приемлемые значения для корабля в 70 600 т полного водоизмещения. Однако отказ от катапульт и использование самолета укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B, при наличии всего одной взлетной дорожки существенно ограничивают скорость взлетных операций – по этому показателю «Куин Элизабет» смело можно считать наихудшим из всех четырех сравниваемых авианесущих кораблей.
Что же касается ТАКР «Кузнецов», то его авиагруппа, очевидно, «заточена» на использование в морском бою (который отличается относительной непродолжительностью в сравнении с операциями «флот против берега») – при наименьшей численности авиаперсонала и запасов для своей авиации, он, тем не менее (и с определенными оговорками) обладает очень высокой скоростью подъема авиагруппы в воздух, что чрезвычайно важно для обеспечения противовоздушной обороны. По этому показателю он уступает только американскому суперавианосцу «Джералд Р. Форд», который намного крупнее и дороже отечественного ТАКР.
Но, разумеется, все вышеперечисленные выводы – это только начало сравнения четырех кораблей – флагманов своих флотов. Сейчас мы оценили их возможности по проведению взлетно-посадочных операций, а также обслуживания и снабжения авиагруппы. Теперь же нам предстоит проанализировать и сравнить многие другие параметры, включая тактико-технические характеристики этих кораблей, их неавиационное вооружение, попытаться разобраться и оценить возможности их отдельных самолетов и авиагрупп, и, конечно, понять их истинные возможности при решении стоящих перед ними задач.
А вы знали что авианосец арсаки
Из сообщений ТАСС:
— Вчера в шесть часов вечера на нашу страну вероломно напал Китай. Бои ведутся в
районе Пекина.
— В Атлантическом океане потерпел крушение и затонул американский авианосец. С
нашей стороны потерь нет.
Сообщение ИнформБюро: На мирный советский теплоход, совершавший круиз по
атлантическому океану, в районе полуострова Флорида было произведено нападение
со стороны американского атомного авианосца. Наш мирный теплоход отразил
нападение, тем самым уничтожив нападавший авианосец, и продолжил плавание на
заданной глубине.
В Тихом океане натолкнулся на айсберг и затонул американский авианосец. Экипажу
«Айсберга» объявлена благодарность.
Вчера в районе Бермудского треугольника без вести пропал
американский авианосец «Дуайт Эйзенхауэр» вместе с кораблями
сопровождения. С нашей стороны потерь нет.
В Тихом океане натолкнулся на айсберг и затонул американский
авианосец. Экипажу «Айсберга» объявлена благодарность.
Швартуется авианосец.
Впередсмотрящий докладывает капитану:
— До пирса три ярда, сэр! Два ярда, сэр! Один ярд, сэр!
Один ярд пирса, сэр! Два ярда пирса, сэр.
Интересное решение.
Когда Буш (для своего торжественного выступления) прилетал на авианосец,
его самолет зацепился только за последний, 4-й тормозной трос. Сейчас
американцы спустили на воду новый авианосец «Р. Рейган», который имеет
только 3 тормозных троса.
Авианосец возвращается в свой порт после длительного плавания. Накануне
один моряк дает радиограмму жене:
«Шесть месяцев без секса. В твоих интересах придти меня встречать прямо
к трапу.»
Приходит ответ:
«Шесть месяцев без секса. В твоих интересах сойти с трапа первым».
С тех пор как человечество освоило мореплавание, коты, как и крысы,
стали неотъемлемой частью любого корабля. Выполняя важную работу по
отлову грызунов, коты были любимцами всего экипажа и наравне с людьми
несли все тяготы непростой корабельной жизни и в мирное, и в военное
время.
Наиболее известным «боевым» котом стал Непотопляемый Сэм. Этот кот
умудрился пережить три потопленных корабля, среди которых был немецкий
линкор и английские авианосец и эсминец. Его служба началась на
«Бисмарке», куда его тайком пронес один из матросов. Жизнь «Бисмарка»
оказалась недолгой — его потопили в первом же походе. В живых осталось
205 человек из 2000… и кот. Кота подобрал английский эсминец «Казак»,
который проплавал еще полгода, пока его не торпедировала U–536. Именно
после этого везучий кот получил прозвище «Непотопляемый Сэм». Кота
определили на авианосец «Арк Ройал», на котором кот успел поплавать
меньше месяца — авианосец был торпедирован U–81 и затонул. После этого
командование Королевского флота видимо решило больше не искушать судьбу
и списало кота на берег, на котором он и прожил еще долгих 14 лет.
О правильном питании
Была одна такая неприятная история в штатах, которая началась буквально с пустого места. После войны в Лаосе на гражданку демобилизовался вполне себе типичный морпех, звали его Лукас Лок. В общем–то парень был сообразительный, а в армию попал скорее по собственной глупости. Знаете, по молодости что–то щелкнуло, пошел да завербовался. Ну, да ничего, вернулся с полным комплектом рук и ног. И т.к. уже имел опыт общения с азиатами и за время службы накопил немного средств, начал потихоньку возить из Лаоса разный ширпотреб местный, дело не очень пошло, переключился на японскую технику. В те годы Японию еще не очень в США жаловали, да всех азиатов в общем–то – Корея, Вьетнам и т.д. А потому старались дел с ними не иметь. Лукас, что называется, поймал волну. Как раз неприязнь к узкоглазым пошла на нет, а недорогая бытовая техника разных там Тошиб и ГолСтаров была востребована. Конечно выгодную тему быстро просекли крупные ритейлеры, но Лукас успел оторвать достаточно крупный кусок, которого было достаточно для того, чтобы приступить к тому чего он действительно жаждал.
Для начала он арендовал в Неваде заброшенную военную авиабазу. База по сути располагалась между горами. В достаточно просторной лощине стояли хозяйственные постройки, а основные помещения и взлетные полосы располагались в скале. Это был штатовский пережиток бредовых идей времен самого начала холодной войны. Задачей базы было обеспечить неизбежность ответного атомного удара по СССР. То есть если советы бомбили США, горы укрывали стратегические бомбардировщики, те взлетали с билетом в один конец — на обратную дорогу топлива не было. Отбомбившись, летчики должны были уйти от зоны поражения, снизиться, покинуть самолет на парашютах. А их в заданных районах СССР подбирали специальные отряды спасателей. Под эту задачу даже отдельную агентурную сеть развернули в стране советов. Но 50–ые закончились, на смену засекреченным военным базам с самолетами пришли бездушные ракеты, которые могли уже не только долететь до Владивостока, но и до Урала. А потом и до Москвы через полюс. И огромный укрытый в горном ущелье аэродром стал не нужен.
Так вот. Лукас оторвал её, что называется, за бесценок. Помимо удаления от всего живого, у неё был еще один важный плюс, в ущелье 360 из 365 дней в году дул достаточно сильный ветер. Собственно это место во многом именно поэтому выбрали под строительство авиабазы, полосы всегда стараются строить так, чтобы самолет взлетал против ветра – это увеличивает подъемную силу, укорачивает пробег и экономит топливо. Однако бывший морпех самолеты не любил, в те времена координация в армии США была не столь хороша и ему в Лаосе приходилось видеть таких же простых ребят из Огайо, как и он, попавших по ошибке под заливание напалмом палубными фантомами. Лукас же мечтал о самом большом, дорогом и бессмысленном тире за всю историю человечества.
Он расчистил площадь от хозяйственных построек, а на их месте возвел почти точную копию Кларксберга, его родного городишки в Огайо, который он особо не жаловал. В его тире мишенью должен был стать именно город. Единственное отличие от реального прототипа было разве что в том, что некоторые кирпичные постройки были заменены схожими каркасными. После разрушения восстанавливать кирпичный дом намного сложнее. В остальном все было, как надо, занавесочки в окнах, столбы освещения, припаркованные машины. Естественно никакой мебели и ремонта внутри домов не было и большинство машин было хламом с аукционов, но с определенного удаления выглядело все достаточно натуралистично, а большего и не нужно было. Как ни странно, на достаточно специфическое развлечение “разнеси в щепки город” нашлось немало желающих клиентов с деньгами, а надо понимать, что развлечение недешевое. После дня стрельбы, неделю, а иногда и две город приходилось отстраивать чуть ли не с нуля. Но в тот период Америка была на подъеме, воротилы с волстрит, промышленники, банкиры потянулись ручейком, в общем–то постоянно существовала очередь. Т.к. чаще раза в неделю подобное мероприятие было проводить невозможно.
Ну кого можно в Неваде набрать на такую работенку, ходить в тяжелом бронежилете и каске по минному полю под палящим солнцем, естественно всяких тупиц–реднеков. В Неваде есть две работы — служить в армии или обслуживать пьяных туристов в Вегасе. Как раз тех, кто был слишком туп для армии и набирали на саперные работы. Понятно, что в один прекрасный день эти ребята должны были наломать дров, что и случилось в конце сентября 83–ого.
По одной из версий один из реднеков решил сфотографироваться со снарядом в руках, что, о чудо, закончилось взрывом, от которого погибло 4–е человека. Двоих, которые должны были фотографировать, более менее удалось собрать до полной картинки, того что полез к снаряду насобирали на небольшой полиэтиленовый пакет. А вот четвертому, что называется, не повезло. Его нашли в с торчащим из спины осколком, который пробил бронежилет, в луже крови. Естественно никто торопиться с вызовом скорой не стал. Но как потом показало вскрытие, товарищ этот банально задохнулся. В момент взрыва он сидел поблизости на капоте уцелевшего после стрельбищ пикапа и ел какие-то мексиканские кукурузные чипсы, что–то типа начос. Его подкинуло взрывной волной, в спину прилетел осколок, он действительно пробил бронежилет, но лишь рассек кожу на спине и пересчитал пару ребер, то есть никакой опасности для жизни не представлял. А вот чипсы встали поперек горла, то есть если бы ему сразу сделали прием Геймлиха и искусственное дыхание, парень бы выжил. Но тут трудно винить местных работяг, которые прибежали на место взрыва, даже медику достаточно сложно догадаться, что человек лежащий в луже крови с торчащим из спины осколком размером с ладонь, просто поперхнулся.
Казалось бы поперхнулся и поперхнулся, “помер Евфим да хер с ним”. Кому суждено быть повешенным, не утонет. Ну судьба такая у парня. Да и ничем особым он не отличался от остальных недалеких дебилов, разве что особой любовью к “покушать”. Но была у паренька примечательная фамилия Коард, из–за которой он чуть ли не с детства был под колпаком ЦРУ. Дело в том, что папанька его был мужик героический. Уинстон Бернард Коард. В свое время он учился в США в университете, потом в Лондоне поработал, а в итоге люто угорел по идеям коммунизма и поехал в отдельно взятую Гренаду строить коммунизм. ЦРУ себе долго не могло простить, что у них под носом пол жизни крутился будущий лидер очередной коммунистической революции, а они даже не смогли отследить его связей с подпольными коммячейками США. А потому с сына глаз не сводили, особенно в связи с тем, что его коммунистический папаша сынулю разгильдяя очень любил и из далекой Гренады связь с ним поддерживал. ЦРУ решило воспользоваться таких исходом дела и постараться арестовать отца во время визита в штаты по случаю похорон. Для этого они отыскали мамашу парня, в прошлом исполнительницу экзотических танцев из Вегаса. После чего её чудесным образом удалось вывести из 10–летнего запоя и заставить позвонить в Гренаду отцу. Но все пошло не совсем по плану, а точнее совсем не по плану спецагентов.
В штатах в этот момент все мягко говоря напряглись. Их и до этого не радовала мысль, что у них под боком появляется вторая куба. А потом эти краснопузые начали строить аэропорт, всем говорят, что гражданский, но если чего он становился аэродромом подскока для советских стратегических бомбардировщиков. А тут еще студенты эти по обмену. Ясное дело какие там могут быть практиканты в стране соцлагеря. Половина наверняка была вербована штатовкой внешней разведкой для сбора информации по вероятному противнику, а своих в разведке не бросают. Пришлось снаряжать авианосец, почти 10 тысяч морпехов и срочно заканчивать все это свободолюбие в непосредственной близости от своих берегов.
Слава Богу была осень у людей отпуска, дача, картошка. В общем вся война с Гренадой ограничилась 60 убитыми с обеих сторон. Советский Союз тут отнесся с пониманием, у него тут была своя война в Афганистане. Буднично так и без фанатизма по телевизору и через газеты пожурили бездушную американскую машину, которая намотала на маховик очередной остров истинной свободы. Этим все и ограничилось. Тир в Неваде закрыли. Ну, а Гренаде пришлось отказаться после вторжения от коммунистических планов и насадить у себя нормальную демократию.
Вот. Я к чему это всё. Питаться надо нормально. Все эти чипсы, хлопья и бутерброды до добра не доводят. Они с равной вероятностью могут обострить как гастрит, так и международные отношения. Поэтому питайтесь правильно. Наварите себе борща, сметанки купите, только на рынке у бабушки, а не эту биомассу из магазина. Баночку с борщом с собой на работу взяли, разогрели — красота. А вечерком можно нормальных пелемешек сварить, маслица кусочек сливочного сверху, укропчик измельчить и посыпать. Горячее это очень важно. А вот эти все перекусы, чипсы и снэки — от лукавого! И ни чем хорошим, как показала история, не заканчиваются. Берегите себя.