Абазинец что за нация
Абазины – кто это, где живут
Кто такие абазины, где они проживают?
Абазины – коренной народ Кавказа, входящий в группу абхазо-адыгейских народов. В данное время народ проживает преимущественно в Карачаево-Черкесии. Самоназвание народа – абаза (также абазги) известно с пятого века до нашей эры, когда народ упомянули в трудах авторы античности. Геродот называл их абасгами. Абхазы называют их ашвы.
Абазины исторически проживали на территории нынешней Абхазии и древней Черкесии. Народ этот очень близок к абхазам, но более был подвержен адыгскому влиянию. Как правило, абазины – это мусульмане-сунниты.
Говорят абазины на абазинском языке, но также владеют адыгским и русским языком. Абазинский язык фонетически сложен и делится на два основных диалекта.
Территория расселения абазинов
Народ издавна живет в предгорьях Главного Кавказского хребта, большинство абазинов проживает в 13 селениях в Карачаево-Черкесии и Ставропольском крае, остальные разбросаны по другим регионам России. Небольшие диаспоры живут в Абхазии (355 человек), Турции (12 тысяч человек) и Египте (12 тысяч человек), Сирии, Израиле, Иордании.
Многие абазины, оставшиеся в арабских странах, ассимилировались и даже утратили языковую принадлежность, перейдя на использование турецкого и арабского языков.
К сожалению, данные переписи населения абазинов сохранены только с конца девятнадцатого века. Так, в 1883 году их насчитывалось 9921 человека, а в 2010 году абазинов уже около 68 тысяч человек. Это свидетельствует о неуклонном росте населения.
История народа
Как и абхазы, абазины происходят от протоабхазских племен, населявших в прошлом земли от Сухуми до Туапсе. В памятниках письменности Северного Кавказа есть упоминания об Абазгском царстве (II век), в котором жили абазины и абхазы.
Из нескольких племен к VIII веку сформировался абазинский народ, проживавший на землях северо-западной Абхазии вплоть до XIII века, когда начался период переселения народов на территорию Северного Кавказа.
В XVIII-XIX веках право на данные территории оспаривали Турция и Россия, вследствие русско-кавказской войны произошла эмиграция абазинов, так некоторые селения перебрались в Турцию и другие регионы Российской империи.
До 60-х годов XIX века, абазины проживавшие в горных районах занимались преимущественно скотоводством, разводили коз и овец, лошадей. Абазины, жившие на равнине были земледельцами, выращивали просо, а затем и кукурузу.
Когда же Кубанские земли вошли в состав Российской империи, то эти земли стали активно заселяться славянами, получавшими в свое владение земельные наделы в рамках земельной реформы. Землю распределяли и между абазинами, тогда разведение скота стало нерентабельным, ведь пастбища стали чьей-то собственностью.
Поэтому предпочтение было отдано земледелию, немалую роль играло и пчеловодство.Тогда же, путем объединения было создано и восемь крупных абазинских населенных пунктов, лишь в четырех из них проживали исключительно абазины.
Образование
До прихода советской власти в регион, абазины получали начальное образование в сельских школах и мечетях, лишь самые способные ученики имели возможность продолжать обучение. Только после 1923 года, когда Татлустан Табулов, используя латинский алфавит, создал абазинскую письменность, стало доступным обучение на абазинском языке. А с 1938 года абазинский язык стал использовать кириллицу.
Ремесла и культура абазинов
Абазины создали широкий ассортимент национальных блюд, в основе которых используется баранина, говядина и птица. Много блюд и молочных. Для абазинской кухни характерно большое употребление животных жиров. В больших количествах применяются разнообразные приправы, в частности острые.
Весьма интересны легенды и предания абазинского народа, представляющие немалый культурный пласт. Это богатый сказочный эпос, часть сюжетов которого совпадают с общекавказскими и даже мировыми.
Главная тема сказок – труд, а положительные персонажи – люди, владеющие ремеслами. Значительную нишу в абазинском фольклоре заняли пословицы и поговорки, хабары (рассказы-были), загадки, песни.
Огромную культурную роль сыграли музыкальный и танцевальный фольклор. Абазины создали множество оригинальных музыкальных инструментов, о которых писали еще в девятнадцатом веке, самые древние среди них – свирели и дудки. Песенное творчество абазинов представлено во многих жанрах.
Абазины
АБАЗИНЫ, абаза (самоназвание), народ в России, древнейшие жители Северного Кавказа. Поселились в этом регионе более 5000 назад.
Прародители абазин – племя абазгов, которое в начале нашей эры вместе с племенами зикхов и аланов освоило причерноморские территории. По одной из версий, «абазины» переводится как «люди воды», но этому нет убедительных доказательств.
Существуют и другие варианты наименования этого народа:
Иногда абазин причисляют к абхазам, адыгам и черкесам, но это неправильно.
Численность и место проживания абазинов
Родина первого поселения абазин – нынешняя Абхазия. Но из-за нехватки земель для сельскохозяйственных нужд абадзе вынуждены были мигрировать и со временем переселились в черкесские регионы.
По переписи 2010 года в России не менее 43000 абазин. Большинство представителей этой национальности проживают в Карачаево-Черкесии, где насчитывается 13 абазинских аулов. При этом из 37000 абазин Карачаево-Черкесии более 10000 живут в Черкесске.
Массовые миграционные потоки абазин были вызваны Кавказской войной. Именно тогда многие абазины переселились в Иорданию, Ливию, Турцию, Израиль, Сирию и Египет. В итоге сегодня в разных странах мира абазинами себя считают более 24000 человек, которые пронесли через века и границы свои древние обычаи.
Абазины являются выходцами из протоабхазских племён, которые изначально заселяли современные Абхазию, Грузию, а также территории от Туапсе до Сухуми. После развала Ашуйского государства они начали создавать отдельные княжества.
Первые упоминания о племени абадзе датируются II в. н.э., когда образовалась Абазгия. В VII веке было создано Абазгское царство, более известное, как «Абхазское», которое состояло из абазов и абхазов. Причём в некоторые периоды его существования абазов там насчитывалось намного больше, чем абхазов.
Как уже было сказано, из-за нехватки земли абазы начали эмигрировать оттуда на северные склоны Кавказского хребта – в более благоприятные для занятий сельским хозяйством местности.
В XVI веке абазы начали налаживать отношения с Россией. Согласно русским летописям, среди знатных черкесов, которые в 1552 году приехали в Москву договариваться с Иваном Грозным о союзе против крымского хана, был абазинский князь Иван Езбозлуков.
Тем не менее, абадзе ещё долго находились под властью Турции, хотя по свидетельству современников, никому не повиновались и признавали только грубую силу, когда вынуждены были терпеть лишения от набегов со стороны воинственных соседей.
Языковые особенности абазинов
Абазинский язык принадлежит к абхазо-адыгской группе северокавказской семьи. Он делится на два диалекта: тапантский и ашхарский.
Некоторые учёные считают, что предки абазов создали ашуйскую письменность, которая повлияла на финикийское письмо, а следовательно, и на создание латинского алфавита.
Однако собственная письменность появилась у абазин только во второй половине XIX века и была основана на арабской графике. В 1932 году её перевели на латиницу, а в 1938 году – на кириллицу.
Религия и обычаи абазинов
В древности абазины обожествляли силы природы. Они верили в духов-покровителей, с трепетом относились к священным деревьям и скалам. Во главе пантеона древних абазин стояло божество по имени Анчва. Помимо него вокруг было полно духов, которые могли как навредить человеку, так и помочь.
Абазы поклонялись покровителям дождя, воды, зверей, скота, пчел, лесов, ремесла.
Если человек сходил с ума, то абазины винили во всём шайтанов. А если умирал младенец, то считалось, что это происки ведьмы.
Считается, что в первом веке нашей эры абазгам, зикхам и аланам христианское учение принёс сам апостол Андрей, который, по преданию, проповедовал среди горских народов.
В 1762 году французский консул в Стамбуле Клод-Шарль Пейсонель утверждал, что «религия абазинцев представляет собою смесь христианства с пантеизмом; тем не менее, народ признаёт себя благочестивыми христианами».
Однако позже абазины поддались влиянию своих мусульманских соседей и сегодня исповедуют ислам суннитского толка.
Культура народа абазины
Абазы издревле занимались земледелием, скотоводством, разведением пчел и садоводством. Они выращивали птиц, лошадей, овец, сажали кукурузу, ячмень. Возле их домов были сады и огороды.
В женские обязанности входили выделка кожи, занятия вышивкой и ткачеством. Мужчины славились как искусные ювелиры, столяры и оружейники.
Традиционный уклад жизни у абазин был строго патриархальный. В старину все свадьбы осуществлялись по договоренности. Нередко абазины просватывали своих детей, даже не дождавшись, когда те научатся ходить. Иногда невест воровали, но случалось это редко.
После женитьбы молодые были обязаны:
Невестка могла заговорить со свекровью только по истечении определённого времени после свадьбы, ей запрещено было смотреть свёкрам в глаза, находиться с ними наедине, есть при них и садиться в их присутствии.
Отец не имел права прилюдно проявлять к своим детям родительские чувства.
Богатые абазины при желании отдавали детей на воспитание в другие семьи или соседние селения, чтобы улучшить отношения между семьями и сельскими общинами. Бывали случаи, когда ребенка оставляли у чужих людей до совершеннолетия.
Современные абазины практически не придерживаются старинных обычаев. Например, запрет на общение со свёкрами у них сохранился только в сельской местности. В большинстве семей невестке больше не возбраняется разговаривать со свёкром и обедать с ним за одним столом. Супруги более свободно общаются, чаще называют друг друга по именам и совместно решают семейные вопросы. Замужним женщинам разрешается не покрывать голову платком в кругу родных.
Традиционное жилище абазинов
До XIX века абазины жили в многокомнатных или однокомнатных каменных помещениях, а также в круглых плетеных жилищах. В центре главной комнаты был очаг, хозяйская постель и обеденный угол.
Чуть позже абазины начали строить деревянные дома. Посередине усадьбы они ставили хозяйский дом, а неподалёку от него – гостевой. Ведь традиции обязывали их проявлять гостеприимство и оказывать путникам приют. Хозяин угощал гостей лучшей едой и отвечал за их жизнь.
Особенности внешности абазинов
Абазины принадлежат к кавкасионскому и понтийскому антропологическим типам.
У них стройное подтянутое тело, средний рост, узкое лицо, высоко расположенная переносица, нос с горбинкой, чёрные волосы, зауженные глаза.
В старину абазины считали важнейшем признаком женской красоты тонкую талию. Стараясь соответствовать этому эталону, абазинские девушки с 12 лет носили корсет, изготовленный из плотной ткани со вшитыми в него металлическими и деревянными рёбрами.
Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Абазины — прародители латинского языка
Абазины — древнейший народ Северного Кавказа. Их предки, населявшие регион еще пять тысячелетий назад, создали письменность, послужившую основой латинского алфавита. Гордый и самобытный народ защищал свои территории во время Кавказской войны, был повержен, однако до сих пор не утратил национальную самоидентификацию.
Название
Название абазинского народа возникло от древнего племени абазгов, населявшего причерноморские территории, наряду с аланами и зикхами, в начале эры. Корни названия уходят глубоко в прошлое, точное значение неизвестно. Одна из версий связана с выражениями «люди, живущие у воды», «люди воды».
Самоназвание народа похоже — абадзе, абаза, абадзуа. Соседи называли абазин садзами, джиками, джигетами, джихами. В российских источниках по отношению к народу встречается упоминание экзонима «обаза». Абазин нередко причисляли к соседним народностям, называя общими именами адыгов, черкесов, абхазов.
Где живут, численность
Исторической родиной племени абазов выступают территории современной Абхазии. Нехватка пригодной для обработки земли привела к нескольким миграционным волнам, в результате которых народ переселился в черкесские регионы.
Согласно переписи 2010 года, численность абазин России составляет 43 000 человек. Большая часть компактно проживает в 13 аулах, расположенных на территории Карачаево-Черкесии. Всего в регионе числится 37 000 представителей народности, 10 505 человек проживает в городе Черкесск.
Число абазин в других регионах России:
В результате Кавказской войны абазинам пришлось покинуть исторические зоны проживания. Потомки народа живут в Ливии, Иордании, Египте, Турции, Сирии Израиле, всего порядка 24 000 человек. Ассимиляция, тесное соседство с выходцами других черкесских народов привели к утрате национальных обычаев, но многие сохранили самоидентификацию на основании исторических родов.
Абазинский язык относится к северокавказской семье, абхазо-адыгской группе, делится на ашхарский и тапантский диалекты. Древний абазинско-абхазский язык оказал решающее влияние на формирование латинского, ставшего основой современной письменности многих стран.
Исследование знаменитой Майкопской надписи показало, что надписи выполнены ашуйским письмом. Пять тысячелетий назад предки абхазов и абазин создали могущественное государство Ашуйю, занимавшую огромные территории от Майкопа до Черного моря, выходя за границы Кубани и Риона.
Существовавшее в государстве ашуйское письмо во втором тысячелетии проникло в столицу Финикии, послужив базой для возникновения финикийской письменности. Оно, в свою очередь, легло в основу латинского алфавита, распространившегося по свету.
История
Предки абазин относятся к древнейшим протоабхазским племенам, населявшим территории современных Грузии, Абхазии, Черноморского побережья Краснодарского края от Туапсе до Сухуми. После распада могущественного Ашуйского государства племена начали образовывать отдельные княжества.
Первое упоминание страны абазин относится ко II в. н.э., моменту образования княжества Абазгия, занимавшего часть территории современной Абхазии. К VII столетию происходит объединение абхазских и абазинских народов под знаменем Абазгского царства. В историю оно вошло под именем Абхазского царства, в 975 г. вошедшего в состав более могущественного Грузинского государства. На этот период приходятся миграционные волны абазов, искавших более пригодные для земледелия и скотоводства территории.
XVI столетие ознаменовано укреплением связей с Россией: в 1552 г. абазинский князь Иван Езбозлуков в составе черкесского посольства обсуждал с Иваном Грозным детали союза, направленного против крымского хана. К XVIII веку абазины формально находились под управлением Турции, присылавшей в регион начальника-бея. Фактически назначаемый правитель власти не имел: народ продолжал решать общественно-политические вопросы самостоятельно.
XIX век стал трагичным для всех кавказских народов, проигравших войну Российской империи. Абазины, наряду с адыгами, храбро сражались в Кавказской войне, однако были побеждены и высланы с территории исторического проживания. Оставшиеся представители народа, принявшие российскую власть, остались в аулах Карачаево-Черкессии.
Внешность
Абазины относятся к кавкасионской расе, пятигорскому миксу, сочетающему черты понтийского и кавкасионского антропологического типов. К нему относят черкесов, ингушей, кабардинцев, осетин. Отличительные особенности внешности:
Эталоном красоты народа считалась стройная девушка с узкой талией и небольшой грудью: добиться идеальных параметров и хорошей осанки помогал корсет. Девочки-абазинки с 12 лет начинали носить этот предмет туалета, выполненный из плотной ткани с деревянными, металлическими вставками. Следили за прической: роскошные длинные волосы были в чести.
Одежда
Семейный уклад
У абазов царил патриархальный уклад: глава рода — старший мужчина в доме, хозяйственными делами ведала старшая женщина. Практиковались свадьбы по сговору, включая люлечные браки, реже встречался обряд умыкания. После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил:
В богатых семьях практиковалось аталычество. Детей на воспитание отдавали в равные по статусу или менее знатные семьи внутри рода, иногда в соседние народы для укрепления межнациональных связей. Ребенок находился в чужой семье от нескольких месяцев до нескольких лет, иногда вплоть до совершеннолетия.
Жилище
До XIX столетия абазины жили в плетеных домах круглой формы, каменных одно- или многокомнатных домах. В центре главного помещения находился очаг, располагалась обеденная зона, спальные места хозяев дома. Позже распространились деревянные дома, возводившиеся в центре просторной усадьбы.
На ее территории строили домик для гостей — кунацкую. Традиции гостеприимства обязывали народ принимать гостей с почестями, делиться кровом, готовить лучшие блюда. С дороги путников в кунацкую провожал хозяин дома, бравший ответственность за их безопасность, жизнь, здоровье.
Жизнь
Традиционные занятия абазин — скотоводство, земледелие, садоводство, пчеловодство. Разводили овец, лошадей, птицу, сажали просо, ячмень, кукурузу. Рядом с домом разбивали огороды, высаживали сады с алычой, грушей, сливами, кизилом, барбарисом, фундуком.
Женщины занимались выделкой кож, ткачеством, вышивкой. Мужчины обрабатывали дерево и металл, считались искусными ювелирами, оружейниками.
Религия
Основу рациона абазин составляли баранина, говядина, мясо птицы (курятина и индюшатина), молочные и мясные продукты, крупы. Традиционное повседневное блюдо из мяса индейки — кту дзырдза (квтIужьдзырдза), секретом которого является пикантная острая подливка. Кухня отличается богатым использованием специй: острого перца, соли с чесноком, чабреца, укропа: без них не обходится ни одно абазинское блюдо.
Видео
Всемирный
абхазо-абазинский
конгресс
Абхазский и абазинский народы – носители самобытной культуры и традиций, многие из которых формировались тысячелетиями и сохранились до сих пор. Предлагаем читателям портала ВААК цикл этнографических очерков о различных сторонах быта, искусстве, ремеслах и национальных обычаях этих народов, имеющих общие корни и общую историю.
Аста Ардзинба
Абхазы и абазины – братские народы, проживающие на северо-западе Кавказа и принадлежащие к абхазо-адыгской группе коренных народов Кавказа. На протяжении многовековой истории они создавали свою уникальную и самобытную культуру.
Территория проживания абхазов
Абхазы с древнейших времен были известны под названиями «абадза», «азеха», «апхаза», «абхазы», «абаза». Сами же себя абхазы называют «апсуа», а свою страну – «Апсны».
Исторически абхазский народ проживал на территориях от реки Ингур до реки Бзыбь – Большая Абхазия – и от реки Бзыбь до реки Мзымты – Малая Абхазия.
Территория внутри государственных границ современной Абхазии простирается от реки Ингур на востоке до реки Псоу на западе. Северная граница проходит по отрогам Главного кавказского хребта. Население Абхазии – около 250 тысяч человек, этнических абхазов среди них около 120 тысяч человек. По разным оценкам от 200 до 500 тысяч абхазов проживают за пределами исторической родины. Значительная часть абхазской диаспоры за рубежом представлена потомками абхазов, насильственно изгнанных в XIX веке с исторической родины.
Культура и традиционные занятия абхазов
Предки абхазов считаются создателями мегалитической культуры (мегалиты – сооружения из огромных каменных глыб – прим. ред.) на Западном Кавказе в III тысячелетии до нашей эры. В начале I тысячелетия до нашей эры они освоили металлургию, а в VIII–VII веках до нашей эры одними из первых в мире научились производить и обрабатывать железо.
Свои представления об устройстве мира предки абхазов отразили в героическом эпосе о братьях-богатырях нартах. Древнейший памятник мирового фольклора, Нартский эпос, – это не только литературное достояние человечества, но и важный источник для изучения истории абхазского народа. В сказаниях нашли отражение разные периоды социально-экономического и культурного развития народа: от эпохи матриархата до установления классовых отношений.
В Абхазии никогда не было крепостного права, а земля всегда принадлежала крестьянам. Пахотные наделы были собственностью семьи. Леса и пастбища – общими для всех. Сословия существовали, а феодальная собственность на землю – нет. Большую часть населения страны в эпоху средневековья составляли свободные общинники «анхаю». При этом и высшие, и низшие сословия были объединены молочным родством благодаря древнему обычаю аталычества, когда младенца из княжеской или дворянской семьи отдавали до совершеннолетия на воспитание в семью крестьян.
Абхазы издревле занимались скотоводством, земледелием, пчеловодством. Они умели обрабатывать кожу, древесину, владели гончарным делом и ткачеством. При этом они не были торговцами и испытывали неприязнь к любым проявлениям товарно-денежных отношений, считая их унизительными для народа-воина. Хозяйство абхазов носило натуральный характер.
Абазинцы
Абазинцы
Абазины | |
---|---|
Национальный флаг абазин | |
Самоназвание: | Аба́за |
Общая численность: | |
Расселение: | Карачаево-Черкесская республика, Абхазия, Турция, Сирия, Иордания, Ливан, Египет |
Язык: | Абазинский |
Религия: | Мусульмане-сунниты |
Родственные народы: | Абхазы, адыги |
Абази́ны (самоназвание аба́за) — северокавказский народ, родственный абхазам и адыгам. Этнографически делятся на две группы: тапанта и шкарауа.
Проживают в основном в Карачаево-Черкесии, потомки мухаджиров — в Турции и арабских странах.
Содержание
Численность и расселение
После окончания войны большинство абазин покинули Кавказ, часть была поселена на равнинных землях в современном районе расселения: в низовьях Большого и Малого Зеленчуков. При этом земли абазинских аулов не составляют единой территории, а «перемешаны» c адыгскими и ногайскими аулами.
Современная численность в России — около 38 тысяч человек (по переписи 2002 года, в 1989 — 33 тысячи). Из них 32,3 тыс. проживает в Карачаево-Черкесии, в том числе в сельской местности — 20,3 тысячи. Группы абазин проживают также в Адыгии и районе Кисловодска (Ставропольский край — 3,3 тыс.).
В 2006 году в результате референдума был образован Абазинский район Карачаево-Черкесии, куда вошли абазинские аулы республики Кубина, Псыж, Эльбурган, Кара-Паго с административным центром в ауле Инжич-Чукун.
Абазины говорят на абазинском языке абхазско-адыгской группы северокавказской семьи, который имеет два диалекта — тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Письменность на основе кириллицы.
Большинство абазин России знает также кабардино-черкесский (адыгский) и русский языки.
Традиции и обычаи
Главные занятия — скотоводство, в том числе отгонное, а также земледелие. Промыслы — кузнечное дело, обработка шерсти и кожи.
Характерны обычаи и обряды, связанные с годичным циклом. Сохраняется фольклор: нартский эпос, различные жанры сказок, песен.
Галерея
Абазины в XIX веке
Молодая абазинка. Фотограф Ф.Ордэн. 1763 г.
Свадьба в ауле Дарыква-кыт. Середина XIX в.
Девушка Химсада и князь Лоо, конец XIX в.
Абазинки из знатных фамилий а. Бибаркт (совр. Эльбурган)
Смотрите также
Ссылки
Источники
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Абазинцы» в других словарях:
Абазинцы — мн. то же, что абазины Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
абазинцы — абаз инцы, ев, ед. ч. нец … Русский орфографический словарь
абазинцы — цев; АБАЗИНЫ, зин; мн. Народ, составляющий часть населения Карачаево Черкесии и Адыгеи; представители этого народа. ◁ Абазин, а; м. Абазинец, нца; м. Абазинка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Абазинский, ая, ое. А. язык (абхазско адыгской группы… … Энциклопедический словарь
абазинцы — абази/ны; цев см. тж. абазин, абазинец, абазинка, абазинский Народ, составляющий часть населения Карачаево Черкесии и Адыгеи; представители этого народа … Словарь многих выражений
Абхазы — (абхазское племя). Это название принадлежит обитателям северного и южного склона кавказских гор, идущих вдоль берега Черного моря до земель убыхов и др. черкесских племен. Абхазы делятся на три главные племени: абхазы, живущие от р. Ингури до р.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кубанская область — I простирается от 46°50 до 43°10 с. ш. и от 37° до 43° в. д. (от Гринича). Самая сев. часть ее лежит у Ейского лимана, а самая южная на главном Кавказском хребте, недалеко от Эльбруса. К. область рассматривается здесь без Черноморского округа (см … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Куницы — (Mustela) род хищных из семейства куничных или хорьковых. Среднего роста пальцеходящие хищные, с короткими 5 ти палыми ногами, пальцы которых свободны и вооружены острыми маленькими втяжными когтями, острой мордой, короткими ушами, длинным… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Россия. Население: Россия в этнографическом отношении — Первые сколько нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Р. (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших до нас в исторических и географических трудах писателей классической древности и начала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Абазины — Абазы Абаза (Абазакуа) … Википедия
Абхазский язык — Самоназвание: Аҧсуа бызшәа, аҧсшәа Страны: Абхазия / Автономная … Википедия