Абилитация и адаптация в чем разница
Абилитация и адаптация в чем разница
Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные затраты, как выражение трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.
1. Что представляют собой компенсаторные процессы?
2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?
3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.
4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?
5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?
6. Что представляет собой реабилитационный процесс?
7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенсация и реабилитация?
8. Что представляет собой процесс абилитации?
1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.;
2. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование. М., 1963.
3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М., 1988.
4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.
5. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.
6. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема дефектологии. М.,1996.
7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.
8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.
10. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.
Абилитация и реабилитация инвалидов
Состояние гражданина с ОВЗ оценивается в ходе МСЭ (медико-социальной экспертизы). Здесь же устанавливается группа, степень ограничений, а также формулируются прогнозы относительно возвращения организма обследуемого к нормальной жизнедеятельности. В рамках МСЭ здоровье и возможности анализируются по психологической, социально-бытовой, профессионально-трудовой направленности и в случае выявления потенциала для восстановления к инвалиду применяют определённые меры реабилитации и абилитации. В особенностях данных понятий разбираемся далее.
Правовая база
Значимые аспекты абилитационных и реабилитационных программ регулируются:
1) «Конвенцией о правах инвалидов» от 3 мая 2008 года;
2) законом федерального уровня «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией акта «Конвенция о правах инвалидов» (акт под номером 419-ФЗ издан 1 декабря 2014 года);
3) Приказом Минтруда и соцзащиты РФ № 486, изданном 13 июня 2019 года;
4) распоряжением Правительства РФ «О направлении в 2016 году средств обязательного социального страхования на финансовое обеспечение расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (акт № 2782-р имеет силу с 31 декабря 2015 года).
Разница между реабилитацией и абилитацией инвалида
Инвалиды по причине состояния здоровья относятся к социально незащищённой категории, а это подразумевает, что государство должно оказывать им содействие с помощью финансового обеспечения, лечения и реализации специальных программ. В последнем случае речь идёт об абилитации и реабилитации.
Абилитация представляет собой лечебно-педагогические процедуры, способствующие не только устранению реакций патологического характера у детей, но и предупреждению нарушений в организме. В целом абилитация направлена на формирование отсутствовавших у инвалидов способностей к различным видам деятельности (бытовые, общественные, профессиональные и тд). Её главная цель — содействовать развитию или обретению не сформированных умений.
Что касается реабилитации, её программа — это сумма мероприятий по поддержке гражданина с ОВЗ. После прохождения курса инвалид может решать бытовые задачи, трудиться, исходя из текущих физических возможностей. Реабилитация подразумевает восстановление навыков, функций и реализуется поэтапно с периодичностью во времени независимо от тяжести недуга, начиная с первых дней инвалидизации.
Направления абилитации и реабилитации
В целом детей с ограничениями по здоровью абилитируют и реабилитируют по таким направлениям, как:
— медицина — включает реконструктивную хирургию, ортезирование, протезирование, восстановительную терапию, лечение в санатории;
— психолого-педагогическая поддержка — подразумевает получение общего образования, коррекцию в психологическом и психологическом аспектах;
— профессиональное самоопределение — заключается в профориентации и спецобразовании, производственной адаптации и содействии по трудоустройству;
— социум — здесь возможны социально-психологическая и педагогическая помощь, социально-средовая, бытовая и социокультурная адаптация, спорт и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
В любом случае предусмотренные программы должны удовлетворять требованиям по достижению инвалидами здоровья и ведению максимально качественной жизни. С этими целями перечисленные выше направления осуществляются благодаря:
— предоставлению лицам с ОВЗ необходимых технических средств;
— созданию условий для того, чтобы инвалиды беспрепятственно могли попасть в объекты различных структур, пользоваться транспортом, средствами информации и связи;
— просвещение граждан с ограничениями и их семей по вопросам абилитации и реабилитации.
Важно! Реабилитационные и абилитационные программы должны реализовываться аккредитованными организациями независимо от их организационно-правовых форм в установленном законом порядке.
Источники финансирования
Ранее основные расходы на лечение, приобретение техсредств и медикаментов покрывали родители инвалида. Также финансовую и иную поддержку оказывают благотворительные фонды. А в 2021 году в федеральный бюджет заложили средства на проведение программ по абилитации и реабилитации.
Деньги выделяются на основании распоряжения правительства № 2782-р из фонда соцстрахования. Целевые пособия поступают в органы местного самоуправления на определённый срок, в течение которого должны быть проведены соответствующие мероприятия. В случае не целевого использования средств всю сумму предписано вернуть.
При этом в региональном ФСС обязаны:
— выдать нуждающимся протезы, препараты;
— организовать работу медучреждений по оказанию лицам с ОВЗ требуемых услуг.
Программы для инвалидов
В отношении граждан с инвалидностью применяют затрагивающие все сферы жизни программы, а именно:
— психолого-социальную, содействующую возврату в социум полноценной личности, то есть предоставляют помощь психолога, а также определяют доступные для инвалида возможности и развивают их;
— педагогическую, призванную помочь самоопределиться в жизни, получить знания;
— медицинскую, в рамках которой стремятся восстановить значимые функции организма для поддержания нормальной жизнедеятельности;
— индивидуальную (ИПРА), создаваемую с учётом потребностей и возможностей конкретного инвалида;
— комплексную, состоящую из мероприятий социальной, медицинской, профессиональной реабилитации.
Индивидуальная и комплексная программы
ИПРА оставляется с ориентировкой на:
— тяжесть выявленной болезни или травмы;
— актуальное состояние здоровья гражданина;
— физические и психические особенности организма;
— остаточные умения, навыки независимо от их вида.
ИПРА является официальным документом, разработанным на основании предписаний нормативно-правовых актов МСЭ. В индивидуальной программе содержатся сведения о приемлемых для инвалида мероприятиях, порядок их реализации, сроки, объём и форма. В ходе соблюдения рекомендаций ИПРА человек с ОВЗ восстанавливает организм, компенсирует какие-то его функции и улучшает свои возможности.
Что касается недавно внедрённой комплексной реабилитации, она действует согласно предписаниям акта «Конвенция о правах инвалидов». Осуществляют её, как правило, в восстановительной фазе или при проявлении последствий болезни. В комплексную программу включены мероприятия медицинской, социальной, профреабилитации и в сумме принятые меры помогают не допустить осложнений, стабилизировать патологию, найти психологический ресурс.
Особенности реабилитации и абилитации для детей-инвалидов
Дети, рождённые с нарушениями функций организма, чаще всего не способны в полной мере развить свои способности. Если с раннего детства у ребёнка присутствуют умственные и физические ограничения, очевидно, что в дальнейшем нормальная жизнеспособность затруднительна. Поэтому медспециалисты стараются выявить у детей сохранные анализаторы и предупредить вторичные отклонения развития, скорректировав и компенсировав уже имеющиеся проблемы.
Кроме того, для детей-инвалидов создано специальное образование, нацеленное на индивидуальность и специфику состояния. Меры по абилитации применяют исключительно к развития инвалидам с рождения или ставшим такими в процессе взросления.
Важно! В федеральный бюджет на 2021 год заложено 29,3 млрд. рублей для реализации программ реабилитации и абилитации. Средства можно будет направить, например, на покупку технических средств для восстановления, а также на оплату абилитационных мероприятий.
Цели и задачи реабилитации и абилитации
В соответствии со ст. 9 ФЗ N 181 от 24.11.1995 года под реабилитацией понимается система и процесс, которые способствуют частичному или полному восстановлению способностей, ранее утерянных инвалидом к общественной, бытовой, профессиональной или трудовой деятельности. Целью осуществления реабилитации является восстановление навыков, которые были утрачены в связи с наступлением стойкого ограничения здоровья с учетом специфики перенесенной лицом травмы. К задачам реабилитации относят: Повышение скорости выздоровления; Улучшение вариантов исхода полученных травм в результате болезни; Сохранение жизни инвалида; Предупреждение возможности появления инвалидности или облегчение её проявлений; Возвращение человека в различные сферы жизнедеятельности; Восстановление профессиональных навыков.
Под абилитацией понимается процесс формирования новых способностей, которые ранее отсутствовали к ведению трудовой, общественной, образовательной и бытовой деятельности. Целью абилитации является приобретение инвалидами таких навыков, которых ранее у них не было, для их интеграции в обществе.
Между понятиями реабилитация и абилитация есть существенная разница.
Как правило, процедуры по абилитации проводятся детям, сразу после рождения и выявления у них нарушения здоровья, для того, чтобы приобретенные в процессе абилитации навыки можно было использовать в жизни.
Реабилитация же, как правило, проводится для того, чтобы навыки, утраченные в результате болезни или травмы, восстановить.
Формы мер, направленных на восстановление утраченных функций;
Сроки реализации этих мер;
Виды необходимой помощи инвалиду;
Объемы оказываемой помощи.
Медицинские (терапия, хирургия, санаторно-курортное лечение, получение технических средств);
Социальные (юридическая помощь, консультирование, психологическая и культурная поддержка семей, в которой есть инвалид, обучение, проведение социальной реабилитации, физической);
Профессиональные (консультирование о доступных формах труда, рекомендации о возможных противопоказаниях, ориентация, переобучение, техническое содействие при обучении или переобучении);
Психолого-педагогические (дошкольное воспитание, обучение, предоставление технических средств для обучения, корректировка).
Реализации индивидуальной реабилитации осуществляется только по согласию инвалида.
Социальная реабилитация – это совокупность процедур и различных мер, которые определяют общественный режим и режим семейно-бытовых отношений с учётом потребностей самого инвалида.
Она представляет собой два раздела:
Социально–средовая ориентация представляет комплекс мер, которые помогают выявлению наиболее развитых умений инвалида, и на основе этих умений подбирается наиболее осуществимая семейная и общественная деятельность;
Социально-бытовая абилитация представляет собой комплекс мер, с помощью которых выбирается наиболее оптимальный режим общественной деятельности и семейной жизни.
Социально-бытовая адаптация включает:
-осуществление консультирования инвалида;
-специализированное обучение инвалида и членов его семьи;
-обучение процедурам самообслуживания;
-Приспособление помещения, где проживает лицо с ограниченными возможностями, к его нормальной жизни и способности обслуживания;
Социально-средовая ориентация представляет собой процедуру:
-получения навыков общения,
-обучение социальной независимости,
-приобретения умений по осуществлению рекреационных мероприятий;
-оказания помощи при разрешении личных проблем;
Абилитация людей с инвалидностью
Понятие абилитации инвалидов законодательно закреплено в ФЗ №419 от 1 января 2016 года. Хотя этот термин созвучен с привычной нам «реабилитацией», он имеет несколько иной смысл и обозначает комплекс мероприятий по формированию необходимых жизненных умений и навыков, отсутствующих у человека изначально.
Реабилитация же, в отличие от абилитации, подразумевает восстановление ранее существовавших функциональных способностей, но утраченных в результате заболевания или травмы.
Абилитация для детей с ограниченными возможностями здоровья
Процесс абилитации наиболее актуален для детей раннего возраста, имеющим какие-либо отклонения в развитии. Если ребенок рождается с ограничениями по здоровью, то это значит, что он будет отставать от сверстников и не сможет самостоятельно развить необходимые для нормальной жизни функциональные способности.
Целью абилитации является не только стремление модифицировать или лечить умственные или физические отклонения, но и обучить ребенка достижению целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, а также адаптировать окружающую среду для компенсации функций, отсутствующих у ребенка с инвалидностью.
Если абилитация начата поздно, она может оказаться трудновыполнимой и малоэффективной. Это может произойти в случаях, когда, например, дети с грубой задержкой речевого развития или церебральным параличом, начинают получать соответствующую помощь в возрасте семи-девяти, а то и более, лет. Мероприятия по абилитации могут начинаться уже с мониторинга состояния будущей мамы и выхаживания ребенка, рожденного с отклонениями в развитии. А начинать проводить комплекс лечебных, логопедических, педагогических и других абилитационных мероприятий нужно уже на первом году жизни ребенка.
В широком понимании, абилитация является многосторонним процессом, одновременно влияющим на различные аспекты развития ребенка и предоставляющая ему возможность вести жизнь, наиболее приближенную к нормальной. То есть, такую жизнь, которую ребенок мог бы иметь при отсутствии своих функциональных ограничений.
Главными задачами как абилитации, так и реабилитации является оказание помощи людям с инвалидностью в более успешной социализации, устройстве личной и профессиональной жизни и приобретении материальной независимости.
В России создана целая сеть абилитационных центров для инвалидов детства, в которых оказываются все виды помощи и реализуются программы абилитации для детей с двигательными, слуховыми, зрительными нарушениями, позволяющими в полной мере реализовать потенциал малышей.
Адаптация инвалидов
Адаптация лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, к условиям социальной среды, требует большого внимания и является одной из самых важных проблем современного общества.
Реализация государственной программы по созданию безбарьерной среды позволит сделать доступными для людей с инвалидностью социальные услуги, производство, образование, культуру и досуг, облегчит бытовые проблемы.
Что такое реабилитация и абилитация инвалидов?
Понятия «реабилитации инвалидов» и «абилитации инвалидов» определены статьей 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 01 января 2017 года):
Основные задачи реабилитации или абилитации инвалидов
Реабилитация или абилитация инвалидов направлена на устранение нарушений здоровья со стойким расстройством функций организма в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов включают в себя:
Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
Медицинская реабилитация или абилитация
Раздел медицинской реабилитации или абилитации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, ребенка-инвалида (далее – ИПРА инвалида, ребенка-инвалида) включает (в зависимости от потребностей) мероприятия восстановительной медицины; лекарственного обеспечения при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности; восстановительной (реконструктивной) хирургии; санаторно-курортного лечения, протезирования и ортезирования.
В качестве основы для составления перечня мероприятий по медицинской реабилитации инвалида специалистами федеральных государственных учреждений МСЭ используются данные организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь больному (инвалиду), изложенные в направлении его на медико-социальную экспертизу (п. 34 формы № 088/у, утвержденной приказами Минтруда России №578н, Минздрава России №606н от 06.09.2018 г. «Об утверждении формы направления на медико-социальную экспертизу медицинской организацией»).
Услуги по медицинской реабилитации инвалидов включают в себя:
Восстановительная терапия как услуга по медицинской реабилитации заключается в воздействии на организм инвалида в целях восстановления или компенсации его нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления или улучшения трудовых функций либо возвращения его дееспособности.
массаж, мануальная терапия;
Реконструктивная хирургия представляет собой услуги по медицинской реабилитации инвалидов, заключающиеся в проведении хирургических операций, в том числе сложных (высокотехнологичных), для восстановления структуры и функций органов, предотвращения или уменьшения последствий врожденных или приобретенных дефектов и снижения тем самым ограничений жизнедеятельности, компенсации нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, для вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления или улучшения трудовых функций либо возвращения дееспособности инвалида.
Протезирование представляет собой процесс замены частично или полностью утраченного органа искусственным эквивалентом (протезом), служащим для замещения отсутствующей части тела или органа, с максимальным сохранением индивидуальных особенностей и функциональных способностей человека.
Ортезирование заключается в компенсации частично или полностью утраченных функций опорно-двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств (ортезов), обеспечивающих выполнение этих функций.
Санаторно-курортное лечение инвалидов
Медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляет лечащий врач и врачебная комиссия (ВК) лечебно-профилактического учреждения по месту жительства. ВК лечебно-профилактического учреждения по представлению лечащего врача и заведующего отделением выдает заключение о показанности или противопоказанности санаторно-курортного лечения гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Срок действия справки для получения путевки – 6 мес.
Санаторно-курортное лечение может предоставляться также и в виде амбулаторно-курортного лечения (без питания и проживания) на основании заявления гражданина. Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, объем и условия оказания санаторно-курортной помощи, а также длительность пребывания в санаторно-курортном учреждении в зависимости от заболевания осуществляются в установленном порядке.
Национальный стандарт Российской Федерации
«Услуги по медицинской реабилитации инвалидов»
Социальная реабилитация или абилитация инвалидов
Услуги по социальной реабилитации или абилитации инвалидов включают в себя:
Социально-средовая реабилитация
Услуги по социально-средовой реабилитации предоставляют инвалидам в следующем составе и формах:
Социально-психологическая реабилитация
Инвалидам предоставляют следующие услуги по социально-психологической реабилитации:
Услуги по социокультурной реабилитации включают в себя:
Социально-бытовая адаптация инвалидов
Социально-бытовая адаптация включает в себя обучение инвалида навыкам личной гигиены, самообслуживания, в том числе с помощью технических средств реабилитации.
ГОСТ Р 54738-2011. Реабилитация инвалидов.
Услуги по социальной реабилитации инвалидов.