Абитуриенты спо что это
Что дает диплом СПО?
Любое образование имеет свою ценность и значимость, ведь оно позволяет обрести уникальные профессиональные навыки и получить допуск к трудовой деятельности, стать квалифицированным и востребованным специалистом. Одним и вариантов подготовки профессионалов является обучение в колледжах, техникумах, училищах и пр. Все эти учреждения относятся к ступени «среднего профессионального образования». Сегодня мы расскажем Вам о тех возможностях, которые предоставляет диплом СПО своему владельцу.
Любое образование имеет свою ценность и значимость, ведь оно позволяет обрести уникальные профессиональные навыки и получить допуск к трудовой деятельности, стать квалифицированным и востребованным специалистом. Одним и вариантов подготовки профессионалов является обучение в колледжах, техникумах, училищах и пр. Все эти учреждения относятся к ступени «среднего профессионального образования». Сегодня мы расскажем Вам о тех возможностях, которые предоставляет диплом СПО своему владельцу.
Что такое СПО?
Среднее профессиональное образование (сокращенно СПО) представляет собой ступень, которая занимается подготовкой квалифицированных кадров по самым разным направлениям. Обучение здесь продолжается около 3-4 лет с освоением азов выбранного профиля.
Где продолжить обучения после окончания средней школы?
Подготовка специалистов осуществляется в стенах специальных учебных центров: училище, техникум, колледж и пр. Образовательная программа отличается от школьной, здесь царят совершенно иные правила. В частности, занятия проходят в виде пар (продолжительностью 90 минут), изучают не только общеразвивающие предметы, но и специализированные (необходимые для конкретной профессии), обязательно выполнение контрольных, курсовых, лабораторных и иных работ, написание и защита ВКР для получения диплома СПО.
По сути, среднее профессиональное образование – это более совершенная форма обучения, «повышенный уровень школьной скамьи», где помимо общих предметов, студенты изучают дисциплины, освещающие основные моменты выбранной ими специализации. Здесь происходит углубленная базовая подготовка будущих трудовых кадров по самым разным направлениям.
Кто может получить диплом СПО?
Обучение в стенах колледжей, техникумов и училищ открыто для всех и каждого. Здесь нет каких-либо суровых и жестких ограничений по возрасту, полу и пр. Главное, выбрать подходящее по всем параметрам заведение, подать в него документы успешно преодолеть конкурсный отбор.
Абитуриентом может статьи лицо, имеющее за плечами:
На сегодняшний день для поступления в колледж или техникум не предусмотрено вступительных испытаний, результаты ЕГЭ не котируются. Конкурсный отбор происходит в отношении аттестатов – рассчитывается средний балл, «побеждает» в конкурсе тот, у кого наивысший результат (балл). В некоторых случаях возможно проведение вступительных испытаний. Как правило, данный рубеж проводится в сфере искусства, спорта, творчества и пр. С помощью подобных проверок комиссия анализирует наличие соответствующих данных: способности, таланты, навыки у абитуриентов.
Особенности поступления в среднее образовательное учреждение
Важно отметить, что приемная кампания в колледжах, техникумах, училищах проходит в одно и то же время с ВУЗами. Поэтому важно заранее определиться: куда и на какое направление Вы намерены поступать, оценить собственные силы, шансы и направить документы в подходящее заведение.
Обучение в заведении СПО возможно бесплатно и платно, на очном и заочном отделении. Сейчас также начали практиковать дистанционное становление экспертов. Студенты, осваивающие профиль очно и на бюджетной основе могут рассчитывать на получение стипендии.
Для получения диплома СПО выпускнику необходимо написать выпускную аттестационную работу и защитить ее перед аттестационной комиссией. В случае положительного исхода событий ему будет присвоена квалификация (бакалавр), которая открывает перед ним ряд возможностей:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Достоинства и недостатки обучения в заведения СПО
В последнее время все больше выпускников школ стали устремляться в вузы, отодвигая на второй план учреждения среднего профессионального образования. Несмотря на это, для работодателей нет колоссальной разницы, кого взять в свой штат: бакалавра, специалиста или магистра. Главное, чтобы человек обладал должными знаниями, компетенциями, навыками, умел работать в коллективе и приносить пользу, как организации, так и обществу в целом. Поэтому, не стоит моментально отвергать СУЗы.
Что ждет студента по окончанию СУЗа?
К числу явных достоинств обучения в учреждениях СПО можно отнести:
Для поступления не требуется колоссальных знаний и навыков, специального образования или дополнительного образования, курсов и пр. Достаточно иметь на руках школьный аттестат.
Данный критерий означает, что поступить может каждый желающий независимо от своего социального, финансового и иного положения. Стать специалистом можно платно и бесплатно, притом подготовка на коммерческой основе обойдется студенты в разы дешевле, чем обучение в Вузе (на том же бакалавриате!).
Издавна считается, что обучение в ВУЗах более качественно, по сравнению с СУЗами. На самом деле качество образования полностью зависит о студента, его стремления и желания стать квалифицированным специалистом, быть пригодным в выбранной им сфере деятельности. Поверьте, обучение на бакалавриате в колледже или ВУЗе не будет кардинально отличаться. По сути, Вы будете изучать те же предметы, получать те же навыки. Просто ВУЗ – звучит более гордо, выше, чем СУЗ. Хотя по сути, между бакалаврами колоссальной разницы не будет. Бакалавриат, он и в Африке бакалавриат!
Существует еще такое понятие, как неполное профессиональное образование. К данной категории относят обучение в лицеях, училищах, где можно получить «корочку» крановщика, повара и прочие не слишком сложные специальности. Наличие такого документа уже позволяет его владельцу работать исключительно в освоенном направлении, но для поступления в дальнейшем в ВУЗ, ему придется сдать ЕГЭ.
Выпускники учреждений СПО не нуждаются в прохождении данного рубежа. Для них предусмотрена «отдельная схема поступления « в ВУЗы. Им достаточно направить документы, в некоторых случаях пройти собеседование или тестирование.
Если выпускник СУЗа решил продолжить обучение
Также владельцы диплома о среднем профессиональном образовании могут спокойно приступать к трудовой деятельности в рамках освоенной специальности. У них в багаже будут присутствовать базовые знания и навыки, а при необходимости углубить или усовершенствовать их можно во время стажировки, прохождения дополнительных курсов или продолжении обучения (параллельно трудовой деятельности).
Числу недостатков диплома об обучении в СУЗе можно отнести:
В последнее время работодатели с тали предъявлять боле жесткие требования к претендентам на вакантную должность. В большинстве случаев потенциальный соискатель должен обладать не просто знаниями, но и конкретными профессиональными навыками (то есть иметь образование не ниже магистратуры). Поэтому обучение в Сузах было отодвинуто на второй план. В 60% случаев выпускники 11 классов направляют документы в колледжи и техникумы из-за низких результатов ЕГЭ, отмечая слабые шансы для поступления в Вузы.
Конечно, специалисты, имеющие за плечами высшее образование, могут зарабатывать в разы больше бакалавров и выпускников техникумов. На самом деле, это миф. Зарплата зависит от эффективности труда, «отдачи» работника, а какое у него образование – не всегда важно.
С карьерным ростом ситуация сложнее. Занимать руководящую должность, будучи выпускником суза и имея квалификацию «бакалавр», сегодня вряд ли удастся. Руководитель должен обладать специфическими, более глубокими знаниями, опытом работы в определенной должности/сфере и пр. Поэтому диплом бакалавра, к сожалению, не позволяет сильно продвигаться по карьерной лестнице.
Далеко не всегда, выбранный абитуриентом профиль, удается освоить в колледже или техникуме. Несмотря на довольно большой ассортимент специальностей, каждый СУЗ самостоятельно определяет свои возможности и направления подготовки квалифицированных кадров. Поэтому придется подыскать не только подходящую специальность, но и учебное заведение с учетом собственных возможностей (итоги обучения в школе), проходные баллы, а также возможностей СУЗа (направления, учебная программа, престиж, востребованность, педагогический состав и пр.).
Будьте готовы к тому, что независимо от образовательного заведения (будь то СУЗ или ВУЗ) человеку предстоит пройти непростой путь: от студента к дипломированному специалисту, который предполагает посещение лекций и семинаров, выполнение различных письменных проектов, преодоление зачетов и сессий, участие в научных конференциях и иных мероприятиях, написание и защиту ВКР. Упростить профессиональное становление помогут специалисты Дисхелп готовые выполнить любой проект независимо от уровня сложности и специализации. Оформить заявку можно здесь и сейчас.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Поступление на программы СПО после 9 класса: что это такое?
24.08.2020 186 Просмотры
Вопрос о выборе профессии всегда остро стоял у абитуриентов, находящихся на «перепутье»: продолжать учебу, заканчивая общее среднее образование, и поступать в институт? Или можно миновать эти два года, отучившись в колледже или техникуме на специальность, и при желании получить диплом о высшем образовании, продолжив подготовку в вузе? Для разрешения неясности в этом вопросе и существуют СПО.
Переводится эта аббревиатура как Среднее Профессиональное Образование и первостепенно выполняет задачу обучения специалистов. К примеру, будущий фитнес-тренер будет обучен быстрее в гуманитарном колледже на факультете «физическая культура», нежели он пойдёт в ВУЗ и ему будут преподавать к основной программе те предметы, которые и близко не касаются его профессии. Он не видит смысла идти в 10-11 классы и проходить углубленный уровень длиною в 4 года в институте.
Преимущества подготовки
Следует отметить, что этот путь сократит вам достаточно времени и сил, если после 9 лет учебы, вы определились в своей профессии или преждевременно ощущаете неуверенность в своей силе при сдачи будущих экзаменов.
СПО учреждения – это в первую очередь техникумы, колледжи и училища. По таким программам за первые 2 семестра учащийся проходит 2 школьных курса за 10-11 классы. В следующие учебные годы делается наибольший упор на учебе определённой специальности. Этот пункт и делает СПО востребованными.
СПО – это программы обучения, которые дают возможность учиться на специалиста, приобрести среднее профессиональное образование. Диплом о прохождении учебы даёт своему владельцу статус квалифицированного сотрудника и позволяет заниматься непосредственно профессиональной деятельностью.
Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование (СПО) — средний уровень профессионального образования.
Содержание
Среднее профессиональное образование в России
Образовательные учреждения СПО
В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).
В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах. Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) [1] :
7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж — среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям — за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).
С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют:
Приём в образовательные учреждения СПО
Приём в образовательные учреждения СПО осуществляется на базе основного общего образования (9 классов), а также на базе среднего (полного) общего образования (11 классов). В настоящее время основной контингент обучающихся в техникумах и колледжах имеет основное общее образование: закон «О воинской обязанности и военной службе» [2] не даёт отсрочки от призыва на военную службу лицам, имеющим среднее (полное) общее образование, не обучающимся в вузах; кроме того, из-за низкого конкурса на многие специальности в высших учебных заведениях, абитуриенты, имеющие среднее (полное) общее образование предпочитают получить высшее образование.
Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием
Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение).
Плюсы СПО или как учиться и зарабатывать с 1 курса. Поступать в вуз или на СПО?
Все еще существует «поверье», что высшее образование – это панацея от всех бед в жизни, что, получив его ты сразу получаешь билет в жизнь, а колледж или ПТУ – это для людей низшего сорта.
В этой статье мы попытаемся развенчать этот миф и расскажем вам о том, что же такое среднее профессиональное образование (СПО) и почему оно не хуже, а местами и лучше, высшего.
Что такое СПО?
Среднее профессиональное образование (СПО) – это промежуточный (средний) уровень обучения профессии между школой и вузом. На СПО представлены как специальности, которые имеют продолжение в вузах, так и уникальные профессии, обучение которым не требует получения диплома университета.
Проще говоря на СПО обучают профессиям среднего звена: сантехник, электрик, парикмахер, продавец, строительные (каменщик, плиточник, маляр) и заводские (оператор ЧПУ, станочник) специальности и прочее. Не смотря на их востребованность их работы для каждого, очередь на обучение этим профессиям возле колледжей не выстраивается, ведь у этих подобных специальностей репутация низкопробной, неумной работы.
Отчасти в этом виновата низкая оплата труда, но зарплата, того же сантехника, по России, начинается от приемлемых 20 000 рублей и достигает 40 000 – 45 000 рублей, а, в зависимости от квалификации мастера, иногда и больше.
Почему стоит пойти учиться на СПО?
У обучения в колледже или техникуме есть ряд сильных преимуществ перед получением «вышки»: стипендия, а затем и оплачиваемая практика, общежитие, короткий срок обучения и почти 100%-е трудоустройство после. Расскажем о каждом из них подробнее, но начнем с главного:
На СПО проще поступить
Поступить на СПО можно как после 9-го, так и после 11-го класса по результатам вашего школьного аттестата. Если вы поступаете после 9-го класса, то вы в усеченном виде получите те же знания, что дадут вам за это время в школе. Усеченные они лишь потому, что в целом все ваше обучение будет направлено на скорейшее получение практических профессиональных навыков.
Вступительные испытания в средние специальные учебные заведения (ссузы) зачастую проводятся самим техникумом и только по тем специальностям, для которых требуется наличие определенных творческих способностей или психологических свойств личности, а также в случае, если количество желающих поступить превышает количество бюджетных мест.
Конкретные критерии отбора и правила приема устанавливаются каждым ссузом самостоятельно, поэтому уточняйте особенности на сайте учебного заведения.
На СПО учатся меньше
У СПО более короткие и насыщенные программы обучения. Как уже было сказано, все СПО направлено на создание готового к работе специалиста, необходимого еще вчера. Поступая после
9-го класса, вы проучитесь примерно 2-3 года, а после 11-го около 1-2 лет, в зависимости от выбранной учебной программы.
Стипендия СПО
Ссуз обычное учебное заведение и сразу назначает всем поступившим на бюджет стипендию, поскольку там больше практических дисциплин, сохранить стипендию на протяжении всего срока обучения немного проще чем в вузе.
На СПО практика с первого курса
Поскольку учебные программы реализуются здесь за короткий срок – студентов сразу окунают в рабочую атмосферу. Они с первого курса проходят летнюю практику на производстве, но и некоторые занятия среди года проводятся сразу на рабочем месте.
Зачастую летняя практика оформляется как временное трудоустройство и оплачивается. Многие студенты во время летней практики находят постоянное место работы.
Общежитие СПО
Если у вас проблемы с жильем, то ваш колледж, при наличии у него жилищного фонда, поможет вам с проживанием. У некоторых техникумов есть свои общежития, некоторые делят их с некрупными вузами.
Если колледж принадлежит вузу, то жилищный фонд у них может быть общим и тогда придется конкурировать за место.
СПО помогает получить высшее образование
Продолжить обучение и получить более высокую квалификацию можно и в самом ссузе, также можно пойти дальше и поступить на продолжение своей специальности в вуз.
Диплом ссуза может заменить вам вступительные экзамены, особенно, если этот ссуз является частью крупного вуза.
Среди прочего обучение на СПО дает такую же отсрочку от армии, как и обучение на вузовской специальности. Также важно то, что, обучаясь на СПО вы не потеряете много времени на неинтересную профессию – внутри ссузов тоже есть правила перевода с факультета на факультет, а в некоторых случаях и совмещение, так что есть возможность «урвать» сразу две профессии за короткий срок.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.