Абриколь что это такое в бильярде
Абриколь что это такое в бильярде
При игре отраженных шаров, то есть дуплетах, триплетах и т. п., следует учитывать три закона физики, применимые в бильярде:
1) Угол падения равен углу отражения (при простом ударе);
2) Угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике);
3) С увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда).
Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются:
Дуплет.
Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта, или нет — вся разница будет в прицеле. Для результативного исполнения дуплета необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку и точку прицела.
В данном случае прицельный шар бьют прямо «в лоб», в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузы различна. Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, он отойдет на некоторое расстояние и явной подставки не произойдет. В угловую же лузу надо играть только сильным ударом: если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать.
Удар выполняется так же, как и резаный дуплет, но в случае, когда биток стоит под тупым углом к линии, соединяющей средние лузы (рис. 15).
Абриколь.
Например, если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток слегка подкручивается влево или вправо в зависимости от его положения.
Чтобы полностью контролировать исполнение дуплета и абриколя в бильярде необходимо:
— Определить точку прицеливания при ударе от борта;
— Выстроить в уме траекторию движения прицельного шара;
— Определить силу нанесения удара;
— Правильно определить точку нанесения удара по прицельному шару.
Существует несколько физических законов, к которым следует обращаться при исполнении отраженных шаров.
Напомним два из них:
1) Угол падения равен углу отражения (при простом ударе);
2) Угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике).
Как же определить точку прицеливания при нанесении ударов от борта? Для этого есть несколько методов.
Если биток и прицельный шар находятся на одном расстоянии от борта, стоит прицелиться в точку на борту, прямо посередине между шарами. А как быть в ситуации, показанной на рис. 17?
В данном случае подойдет формула: Y = АХ:(А + В). Но вы вряд ли будете ходить вокруг стола с линейкой и калькулятором, поэтому разумнее использовать бриллианты на бортах стола, сопоставляя расстояние между бриллиантами и удаленность шаров от борта. Да, для этого нужны хороший глазомер и четкое представление игровой ситуации в уме, на чем и строится бильярдное мастерство.
Мысленно нарисуйте крест, как на рис. 18.
Одна линия пойдет от битка до точки на борту напротив прицельного шара, а вторая — от прицельного шара до аналогичной точки напротив битка. Данные прямые имеют, естественно, точку пересечения. Точкой прицеливания (М) будет проекция точки пересечения прямых на борт. Данный метод легко использовать, если шары находятся на относительно небольшом расстоянии друг от друга. Определенная таким образом точка прицеливания, в соответствии с законами геометрии, точно совпадаете точкой прицеливания, вычисленной по указанной выше формуле.
Находим точку посередине между прицельным шаром и битком (рис. 19).
Затем мысленно проводим линию между точкой на борту напротив прицельного шара и точкой, определенной вначале. Траектория движения битка будет параллельна данной линии. Этим методом не стоит пользоваться, если расстояние между шарами слишком большое.
Найденная таким способом точка прицеливания, естественно, совпадает с точками, определенными указанными выше методами.
Данный метод рекомендуется, если расстояния между шарами существенны. Для начала определим «на глаз» точку прицеливания, проведем линию между предполагаемой точкой прицеливания и прицельным шаром (рис. 20).
На ней отложим точку, удаленную от борта на такое же расстояние, как и биток. Соединим эту точку, точку, на которой находится биток с точками на борту напротив битка и прицельного шара: таким образом получится прямоугольник. Предполагаемая точка прицеливания будет верной, если она находится посередине стороны прямоугольника, прилегающей к борту. Если же вы неправильно определили предполагаемую точку прицеливания, нет ничего страшного: вы ее все равно уже нашли. Это точка посередине между Z и X.
Этот метод следует применять, когда биток и прицельный шар практически равноудалены от борта, то есть соединяющая их линия почти параллельна борту (рис. 21).
Представьте себе шар, который находится на таком же расстоянии от борта, как и прицельный, и на той же перпендикулярной борту линии. Если угол невелик, вы можете даже обозначить линию от битка до «воображаемого» шара с помощью кия. Так вот, точка пересечения этой линии с бортом и будет являться точкой прицеливания.
Абриколь
Удар абриколь можно выполнять при игре в лузу «чужого» или «своего». Если на столе сложилась такая ситуация, когда между повисшим над лузой шаром-мишенью и битком располагаются еще и промежуточные шары (они называются «маски»), то играть следует битком, который пущен в сторону от «маски» и отражен одним из бортов.
Другой способ сыгрывания «чужого» шара называется абриколь из-за губы лузы. Например, игра дошла до самого ответственного момента и идет в последнем шаре. Один из игроков сумел поставить «чужой» шар в угловую лузу и отыгрался таким образом, что биток оказался за губой лузы. Соперник, вероятнее всего, должен дать промах и выполнить подставку. Однако настоящий мастер именно в этот момент и может продемонстрировать свое высокое мастерство, ударив крутым правым эффе. Тогда биток отразится от борта «винтом», пойдет вправо и положит шар.
В другом варианте абриколя «свой» шар, отразившись вначале от борта, а затем от шара или от шаров, сыграет в лузу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Абриколь
Абриколь В результате исполнения абриколя происходит отражение «своего» шара бортом или бортами, после чего он бьет по играемым шарам.Итак, в данной главе были рассмотрены основные удары, используемые в играх на карамбольном столе. Чтобы правильно исполнять их,
Абриколь что это такое в бильярде
БЕК — Европейская бильярдная конфедерация. Основана в 1985г., в нее входит 17 государств.
БИЛЛИЯ — серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров (см.также С КИЯ).
ВБС — Всемирный Бильярдный Союз. Основан в 1959 году, объединяет пять бильярдных конфедераций (Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока).
Выскочивший шар — шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.
Дом — часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.
Дуговик — специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую (см. также Боковик и Винт).
Задняя линия — линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Зайцы — два стушеванных шара.
Заказная луза — объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.
Заказной шар — объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.
Игровая поверхность стола — покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.
Катрбан — отражение шара от четырех бортов.
Кий — бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.
Кладка — падение в лузу прицельного шара.
КОНТРПАРТИЯ — решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращенно называется контровая или контра.
КОРОЛЬ — так условно называется бильярдист, играющий один против двух (пары) (см. также ПРИНЦ).
Краузе — разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также Оборотний (см. также Дуплет).
Мазик — предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.
Мазка — позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.
МАСКА— когда шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком. Иногда в таких случаях говорят, что шар «замазан».
МАССЕ — один из особых ударов.
Машинка — бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.
Мел — сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.
МЕРТВЫЙ ШАР — когда шар стоит в губах лузы и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят еще, что он ВИСИТ НАД ЛУЗОЙ.
НАЖИМ — один из запрещенных ударов.
Наклейка — приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.
Оборотний (Краузе) — разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отразившись от борта, пересекает линию движения битка.
ПЕРЕСКОК — один из особых ударов.
Партионный шар — шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линяя — линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка — точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Пирамида — разновидность мирового лузного бильярда, она популярна на территории России и прилегающих государств. «Пирамиду» в основном отличает от других лузных бильярдов сравнительно строгие лузы и игра «своих» шаров. а) Строгие лузы. Соотношение размеров «луза-шар» в «Пирамиде» близко к единице. Для пула и снукера это соотношение близко к двум, т.е. диаметр шара почти вдвое меньше размера лузы. «Пирамида» требует большой точности, и это накладывает особый отпечаток на характер игры. б) Игра «своих» шаров — цель в большинстве игр в «Пирамиде», а в пуле и снукере — штраф. Отсюда, естественно, стремление игроков «Пирамиды» освоить технику забивания «свояков». Как утверждают большинство любителей «Пирамиды», именно от «свояков» они и получают наибольшее удовольствие в игре. Кроме этого словом «пирамида» обозначаются: а) фигура, образуемая прицельными шарами в исходном положении перед началом игры; б) основная часть в названиях видов игр в «Пирамиду».
ПИСТОЛЕТОМ (тычком) — один из способов игры одной рукой.
Подставка — положение шаров, когда сыграть результативно не составляет труда.
ПРИНЦ — так условно называется каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного противника (см. также КОРОЛЬ).
Продольная линия — линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
ПРОПИХ — один из запрещенных ударов.
Расход — прекращение незаконченной партии по обоюдному согласию партнеров.
Рокамболь — рикошет по нескольким бортам.
РУССКИЙ БИЛЬЯРД — так называется в литературе наш отечественный лузный бильярд.
Розыгрыш — процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Серия (с кия) — последовательность результативных ударов одного из участников.
СУХАЯ (партия) — партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Сыграть воздухом — очень тонко задеть битком прицельный шар.
Точки (линия) возврата — Для введения шаров в игру, в соответствии с правилами конкретных игр, используются нумерованные точка на игровой поверхности стола, они именуется также точками возврата. Шары выставляются на точки возврата по убыванию их номеров: № 3, № 2, № 1. Если в точке с большим номером нельзя установить шар, то шар ставиться на точку с предшествующим номером. Если свободных точек не хватает для выставляемых шаров, то используется линия возврата, которая представляет собой часть осевой линии от задней точки до заднего борта. Шары устанавливаются на точки и линию возврата так, чтобы они не касались других прицельных шаров. Если линии возврата не хватает для установки выставляемых шаров, то она продолжается от задней точки к переднему борту.
Точка падения шара — Конструкция луз на пирамидных столах предполагает скошенный край на границе основания плиты и выреза лузы. Шар падает в лузу, достигнув этого скоса, хотя проекция центра шара ещё не пересекла границу выреза лузы. Точка у края лузы, от которой начинается скатывание шара в лузу, называется точкой падения шара.
Треугольник — бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.
Триплет — отражение шара от двух бортов.
«ТРИ БОРТА» — один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде; разыгрывается на чемпионате мира.
Труабан — отражение шара от трех бортов.
Турняк — толстая часть кия.
Туш — прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т.п.
Упругий борт — покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.
ФОЛ — любое нарушение Правил в бильярдном спорте.
ФБСР — Федерация бильярдного спорта России, образована в 1988 году, сегодня объединяет около 60 региональных федераций бильярдного спорта и является основным организатором бильярдного движения и бильярдного спорта в России.
ФРБ — Федерация русского бильярда. Создана 20 сентября 2004 года, главой избран Шестов С. С.
Фора — дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т.п.
Фукс (Дурак) — шар, упавший неожиданно, непредвиденно.
Центральная линия — линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка — точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Чужой (шар) — см. ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР.
Абриколь что это такое в бильярде
Биллия — серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванисм шаров.
Биток — шар, по которому наносят удары кием в процессе игры.
Бриллиант — одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде (см. Бриллиантовая система).
Бриллиантовая система — научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах бриллиантов, которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
ВБС — Всемирный Бильярдный Союз. Основан в 1959 году, объединяет пять бильярдных конфедераций (Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока).
Видно или не видно шара — когда видна или не видна точка прицела.
Выскочивший шар — шар, остановившийся после завершения улара вне игровой поверхности стола.
Дом — часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.
Задняя линия — линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Заказ — требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заказная луза — объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.
Заказной шар — объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.
Игровая поверхность стола — покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.
Кий — бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.
Контрпартия — решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращенно называется контровая, или контра.
Круазе — разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отразившись от борта, пересекает линию движения битка.
Мазик — предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.
Мазка — позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.
Машинка — бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.
Мел — сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.
Мертвый шар — когда шар стоит в губах лузы и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят еще, что он висит над лузой.
Наклейка — приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.
Начало игры — фактически началом игры считается тот момент, когда центр битка перейдет линию, ограничивающую «дом» (так называемую линию «дома»).
Начало и конец удара — началом удара считается всякое прикосновение играющего к любому шару на бильярде, а концом удара становится момент снятия с бильярдного стола руки, кия, машинки и прекращение движения шаров.
Партионный шар — шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линия — линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка — точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Пирамида — начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.
Прижать (партнера) — тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и тем самым затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его систематически играть из тяжелого положения, в результате чего он «сбивается с удара» и «теряет кладку».
Прицельный шар — любой шар на столе, кроме битка.
Продольная линия — линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Розыгрыш — процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь — рикошет по нескольким бортам.
Серия (с кия) — последовательность результативных ударов одного из участников.
Треугольник — бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.
Триплет — отражение шара от двух бортов.
Труабан — отражение шара от трех бортов.
Туз — шар, обозначенный цифрой «I» (значит 11 очков при игре в «Пирамиду»).
Турник (турняк) — толстая часть кия.
Туш — прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т. п.
Упругий борт — покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.
Фора — дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т. п.
Фукс — шар, упавший неожиданно, непредвиденно.
Центральная линия — линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка — точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Удары в бильярде: виды, особенности и техники
Цель игры в бильярд достаточно проста и понятна: загнать шары в лузы в соответствии с определенными правилами. Но сделать это можно разными способами. В этой статье рассмотрим виды бильярдных техник.
Клапштос
Обучение игре в бильярд, конечно, начинается с разучивания клапштоса. Без его освоения нет смысла переходить к изучению эффе, т.е. удара в точки, смещенные от центра битка.
Накат
Следующая по сложности исполнения техника в бильярде. Совершается в зону, расположенную выше центра битка. Т.е. кий как бы накатывается на него сверху, придавая дополнительную энергию вращения. В результате после столкновения с другим шаром биток продолжит движение в том же направлении, а не остановится, как при клапштосе.
Техника выполнения относительно простая, поэтому легко разучивается новичками после освоения клапштоса. Применяется в разных ситуациях, когда, например, нужно усложнить задачу сопернику, а также если после забивания шара в лузу требуется более выгодное положение битка.
Оттяжка
Схожая с накатом техника, при которой бьют в точку битка, расположенную ниже центра. Цель оттяжки полностью противоположна накату – вернуть, оттянуть биток назад после столкновения с шаром. Технически выполняется сложнее наката, поскольку битку придается медленное движение вперед с обратным горизонтальным кручением.
Боковики
Это два удара, выполняемые левее или правее центральной точки битка. Их цель заключается в придании бокового вращения битку. При столкновении, во-первых, часть вращения передается другому шару, а во-вторых, биток продолжает движение вправо или влево в случае правого или левого боковика соответственно. Это аналог крученых ударов в футболе, поэтому и результат примерно такой же. Разница лишь в том, что в футболе кручение мячу придают для изменения траектории полета в воздухе, а в бильярде – для придания определенной траектории шарам после столкновения с целью.
Остальные удары по битку
Кроме перечисленных выше, арсенал игрока может также состоять из:
Суть этой техники – придание битку кручения одновременно в нескольких плоскостях. Правильно выполнять такие удары достаточно сложно, как и трудно без значительного опыта рассчитать силу и последующую траекторию движения и битка, и шара, по которому он будет бить.
Виды ударов по прицельному шару
До этого были рассмотрены разновидности ударов в зависимости от области, в которую игрок бьет кием. Но не менее важны в бильярде и виды ударов по прицельному шару. Основных всего два:
Дуплеты
Это группа ударов, при которых прицельный шар должен сначала удариться о борт бильярдного стола, а после отскока попасть в лузу.