Абрикосовое варенье солженицын о чем
Проблема человека и власти в рассказе А. И. Солженицына «Абрикосовое варенье» (Солженицын А. И.)
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей.
Проблема взаимоотношений человека и власти в эпоху трагических перемен занимает главное место в прозе А. И. Солженицына. Жестокое бескомпромиссное время выдвинуло свой лозунг: «Кто не с нами, тот против нас!» Человек становится не целью революционных преобразований, а средством построения «светлого будущего».
Центральный вопрос, который волнует Солженицына: способен ли человек в эпоху «расчеловечивания» противостоять бездушному механизму власти?
В рассказе «Абрикосовое варенье», написанном в 1994 году после возвращения из вынужденной эмиграции, Солженицын исследует два пути взаимоотношений человека с властью. Новелла входит в сборник «Двучастные рассказы».
Во время облавы оперативной группы ГПУ его выделили и отправили в тюрьму. Добившись признания в том, что он кулацкий сын, отправили на строительство ХПЗ. Невыносимые условия, в которых находились рабочие, копавшие котлован для трёх цехов, ужасают. Спали в деревянных холодных бараках на матрацах из древесных стружек, копали круглые сутки, в обед давали только тёпленькую похлёбку; ветхую одежду, наполненную вшами, не меняли. «От такой зачумливой работы» герой стал болеть фурункулёзом, но врач отправлял на работу. Вскоре попал наш герой в больницу, откуда и написал письмо о «героическом труде». А в конце письма содержится жалкая просьба «невольника в предельных обстоятельствах»: «Может, вам недорого будет прислать мне посылку продуктовую? Смилосердствуйтесь. «
Герой, поставленный в предельно невыносимые условия жизни, сохранил в себе правду, добро, простоту, живёт «не по лжи».
Во второй части рассказа мы ожидаем ответа от прославленного писателя на это душу раздирающее письмо И что же?
Вместе с профессором киноведения Василием Киприановичем мы попадаем на роскошную дачу знаменитого писателя. Характеристика именитого писателя даётся через несобственно-прямую речь. Профессор киноведения в глубине души не уважает писателя за его цинизм, за ложь, которая сквозит во всех его статьях, за то, что он с лихостью импровизатора «красочно, складно» плетёт с трибун «требуемую пропаганду», за его несбыточные грёзы: «будем выращивать абрикосы в Ленинграде под открытым небом». Но в то же время он завидует писателю, хотелось бы и ему иметь такую благоустроенную, даже круглогодичную дачу. Он и оправдывает знаменитость, трезво рассуждая: «Кто сегодня не мерзавец? На том держится вся идеология и искусство».