Абсолютный слух что это как определить

Если медведь на ухо наступил

Абсолютный слух что это как определить. 1265. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-1265. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 1265

Прежде всего, давайте разберёмся с терминологией. Что такое музыкальный слух? Что имеют в виду, когда говорят, что он абсолютный или, скажем, относительный? Как перевести на язык физиологии фразу «медведь на ухо наступил»?

Музыкальный слух — это способность различать звуки различной высоты, или, на языке физики, частоты. Сразу оговоримся, что такое определение несколько упрощает ситуацию, поскольку у звука есть и другие свойства, важные для человеческого восприятия, например тембр. Выдающийся психолог А.Н. Леонтьев тщательно изучил феномен музыкального слуха. В частности, он обнаружил, что гласные «у» и «и», пропетые на одной ноте, 30% испытуемых воспринимают как звуки разной высоты: «у» кажется ниже.

Иными словами, почти треть людей путают высоту звука с другими характеристиками. Интересно, что этот феномен может и помогать отличать звуки разной высоты, поскольку они имеют разную тембровую окраску. Неосознанно ориентируясь на тембр, даже «звукочастотно глухие» люди могут различать ноты, издаваемые с помощью музыкального инструмента. А вот с компьютерными звуками такой «трюк» не пройдёт, поскольку они могут быть чистыми тонам.

Абсолютный слух

Такие способности не часто встречаются даже в среде профессионалов: абсолютный слух имеют около 9% музыкантов, а из них лишь 35% обладают активным абсолютным слухом.

Среди обычных людей абсолютных слух встречается ещё реже — у одного человека на десять тысяч.

Откуда что берется?

Пока до конца не установлено, является ли абсолютный слух чисто врождённым свойством человека или его можно приобрести в ходе тренировок. Первая гипотеза представляется более вероятной, и её подтверждают данные последних исследований. Ученые Университета Калифорнии в Сан-Франциско в течение трех лет искали людей с абсолютным слухом – нашли более 2200 человек. При расспросе оказалось, что способность узнавать и воспроизводить звуки у них отмечалась с раннего детства, ещё до начала занятий музыкой. С годами слух только улучшался. Так ученые сделали вывод о том, что абсолютный слух является врождённым качеством и обусловлен генотипом человека.

Впрочем, выявить «ген абсолютного слуха» до сих пор не удалось.

Пока одни исследователи доказывают, что абсолютный слух не бывает приобретённым, другие разрабатывают методы его развития. Изобретена не одна методика, позволяющая, по утверждению авторов, в процессе тренировок достичь абсолютного слуха (способ П. Бережанского). Однако, вероятно, не обладая врождёнными способностями, с их помощью можно достичь только псевдоабсолютного слуха — научиться распознавать звуки, сравнивая их с заученным эталоном.

Относительный слух

К счастью для тех, кому не посчастливилось родиться с абсолютным слухом, есть и другой способ распознавать звуки, называемый относительным слухом. Его суть, как и следует из названия, заключается в сравнении высоты одних звуков с другими. Для того, чтобы набор звуков воспринимался как мелодия, важны не столько абсолютные частоты, сколько их соотношение. По этой причине относительный слух позволяет успешно распознавать и играть мелодии. И во многом заменяет абсолютный.

Откуда что берется?

Почему одни люди с легкостью воспроизводят даже очень сложные мотивы, а другие не могут опознать мелодию вызова собственного мобильника? Прежде всего, виной тому генетические особенности. Об этом свидетельствуют данные близнецовых исследований, выполненных группой ученых под руководством Денниса Драйна.

Однояйцевым (гены идентичны) и разнояйцевым (гены различны, но сходы условия жизни) близнецам предложили тест — проигрывали отрывки известных мелодий, часть из которых исполняли с ошибками, и предлагали найти эти неточности. Оказалось, что однояйцевые близнецы одинаково хорошо (или плохо) справляются с заданием, чего нельзя было сказать о разнояйцевых. Исследователи сделали вывод, что относительный музыкальный слух на 70–80% обусловлен наследственными факторами.

А недавно стало ясно, чем на анатомическом уровне различаются люди с развитым и неразвитым слухом. Ученые из Канады и Великобритании в совместной работе провели магнитно-резонасную томографию головного мозга «музыкальным» и «немузыкальным» людям. Оказалось, что у первых в нижней лобной извилине правого полушария головного мозга содержится меньше белого вещества. Такой результат кажется вполне логичным. Белое вещество представляет собой скопление отростков нейронов, по которым идёт передача информации. Его недоразвитие на функциональном уровне приводит к менее эффективному взаимодействию частей головного мозга, что проявляется затруднением в распознавании и воспроизведении мелодий.

Так что известная поговорка «медведь на ухо наступил» не вполне отражает действительность: причина отсутствия музыкального слуха кроется не в слуховом аппарате, а в лобной извилине головного мозга.

Человеку, который хочет заниматься музыкой, но не имеет от рождения хорошего слуха, скорее всего безразлично, кто в этом виноват: медведь или дедушка по материнской линии. Ключевой вопрос — что можно сделать в такой ситуации?

Считается, что навык сравнения звуков может приобрести любой человек в любом возрасте. В музыкальных школах относительный слух развивают на уроках сольфеджио. Для взрослых занятых людей хорошим решением могут стать компьютерные обучающие программы. Принцип их работы следующий. Программа воспроизводит определённый звук, а человек определяет его и тем или иным способом сообщает ответ программе. Для простой тренировки достаточно обычного персонального компьютера, однако полезно иметь MIDI-клавиатуру для ввода аккордов, электронные ударные для ритмических упражнений и микрофон для пропевания интервалов или мелодий. В развитии слуха особенно важна вокальная составляющая тренировок: навыки восприятия и воспроизведения музыки идут рука об руку — поэтому, если хотите заниматься всерьёз, не поленитесь приобрести микрофон.

Источник

Автор: Редакция Мастерслух

Для детей и взрослых. При первых подозрениях на проблемы со слухом и на постоянной основе людям, которые давно наблюдаются у сурдолога. Перед установкой или заменой слухового аппарата или кохлеарной имплантацией. Быстро, просто, безболезненно. Если вы что-то еще не знали об аудиометрии, восполним пробелы с этой статьей.

Абсолютный слух что это как определить. 1. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-1. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 1

Посмотрим и послушаем

Причин десятки, исследование одно

Причинами нарушения слуха могут быть:

Одни заметны сразу, особенно – окружающим, некоторые не определяются годами, а иногда человек сразу начинает ощущать себя так, будто вокруг понизили громкость.

Нередко не воспринимаются лишь отдельные звуки, например звонкие или шипящие, тона, какие-то слова кажутся неразборчивыми. Особенно коварна подобная ситуация у детей, которые еще не знают, как должно слышиться в идеале, и развиваются в нарушенном слуховом пространстве (о важности ранней диагностики читайте здесь).

Иногда можно начать что-то подозревать, когда свой голос самому себе воспринимается как-то странно. В общем, проблемных ситуаций может быть много. Установить, в чем именно заключается нарушение по сравнению с нормой в каждом конкретном случае может специалист-сурдолог. Но не на глаз, как говорится, а с помощью специального оборудования. Иначе это гадание на кофейной гуще, а не диагностика.

Когда-то давно в распоряжении врачей не было точных приборов, и все исследования проводились только с помощью живой речи. То есть врач говорил пациенту слова и звуки, пытаясь это сделать в разной тональности, пропуская отдельные шипящие или свистящие, некоторые громко, иные шепотом, а человек улавливал их, как мог, и говорил: слышно или нет, пытался повторить. Точность, конечно, далеко не стопроцентная.

Сегодня используются приборы – аудиометры, подключенные к компьютеру. А исследование – аудиометрия – представляет собой комфортный, безопасный и выверенный процесс.

Как проводится аудиометрия

Вы приходите к врачу, и поначалу с вами традиционно проводится беседа: на что жалуетесь, были ли подобные нарушения и проч. Специалист решает, на что обратить более пристальное внимание при обследовании.

Тональная и пороговая – есть ли разница?

В описании исследований, как правило, указывается: тональная пороговая аудиометрия. Что это значит? Это просто полное название одного полного исследования, т. к. специалист проверяет, все ли тона слышит пациент, и какой у него порог восприятия звуков.

Вот как это происходит:

Итоги обследования выводятся на специальный график – аудиограмму, по нему и врачу, и даже пациенту сразу видно и понятно:

По-хорошему подобное исследование нужно проводить регулярно, не дожидаясь тревожных симптомов. Как минимум, в составе профосмотров, диспансеризаций.

Но главное – на основе аудиометрии принимаются решения об имплантации, подборе слухового аппарата и его корректной настройке.

Как проверяют слух у младенцев?

Крохам нескольких дней от роду тоже проводится аудиометрия, только со своими особенностями. Ведь малыш не может повторить за врачом слово, нажать на кнопку, ребенок по большему счету даже если слышит звуки, может это еще не осознавать. Для младенцев используются специальные высокочувствительные приборы. Как правило, первое исследование – аудиологический скрининг – проводится еще в роддоме. Процедура настолько комфортная, что дети во время нее даже не просыпаются. Все, что видит родитель, это как специалист прикладывает какой-то приборчик к ушку младенца, а на экране уже виден ответ.

Подробнее об аудиологическом скрининге новорожденных мы уже писали в этой статье. О том, как понять, что у ребенка проблемы со слухом, и как ему помочь, читайте здесь.

Кстати, малышам 3-5 лет и выше провести аудиометрию бывают порой намного сложнее, чем новорожденным. Дети в этом возрасте уже многое понимают, но могут пугаться или наоборот шалить. Для таких маленьких пациентов имеет смысл проводить обследование в игровой форме.

Записаться на аудиометрию можно по месту жительства, но, к сожалению, далеко не везде есть хорошие специалисты, оборудование, даже со звукоизолированными помещениями в некоторых поликлиниках бывают проблемы, иногда очереди «по талончику» приходится ждать несколько дней.

В сети «МастерСлух» в комфортном режиме осуществляются самые разные исследования. Аудиометрия – одно из них. Это важнейшее и во многих случаях первейшее исследование, которое проводится людям с подозрением на нарушение слуха.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Абсолютный слух что это как определить. 03efb0d920bc88f19391a2602023ead8. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-03efb0d920bc88f19391a2602023ead8. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 03efb0d920bc88f19391a2602023ead8

Слушай в оба! Поговорим о бинауральном слухопротезировании

«Зачем человеку с тугоухостью два слуховых аппарата? Ведь они дорогие, можно обойтись и одним?» Если вы задавались подобным вопросом или при встрече с носителем только одного протеза на ухе удивлялись: «А что, так можно было?», ответы найдете в статье. Читать далее →

Абсолютный слух что это как определить. a427d36c1929345b8ba2ec5c6ac8dd9b. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-a427d36c1929345b8ba2ec5c6ac8dd9b. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка a427d36c1929345b8ba2ec5c6ac8dd9b

«Скажите, в чем проблема?» Частые родительские вопросы о настройках слуховых аппаратов и речевых процессоров у детей

Ответы специалистов «МастерСлуха». Развеиваем сомнения и объясняем непонятные моменты. Читать далее →

Абсолютный слух что это как определить. 0038ed6ae5ac8ecf65f66be974863a3e. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-0038ed6ae5ac8ecf65f66be974863a3e. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 0038ed6ae5ac8ecf65f66be974863a3e

Нанозащита слуховых аппаратов ReSound: новый стандарт качества

Датский производитель аудиологической техники GN ReSound уже более 10 лет все свои слуховые аппараты выпускает с инновационным полимерным покрытием iSolate nanotech. Рассмотрим, что это такое, в чем его преимущества. Читать далее →

Источник

Виды слуха человека – музыкальный, внутренний и другие

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

«У меня нет слуха»,- может ответить человек, не связанный с музицированием в ответ на просьбу что-то спеть. Но так ли это? Разумеется, нет. Если человек может слышать звуки, воспринимать обращенную речь, слух у него есть. Но способность к восприятию, исполнению мелодии тесно связана с индивидуальными особенностями, причем развитие музыкального слуха возможно и с течением времени.

Что такое музыкальный слух

Музыкальный слух связан со способностью чутко улавливать громкость, высоту, тембральные характеристики звука, понимать структуру композиции. Он позволяет полноценно воспринимать, объективно оценивать музыку.

Наличие такого слуха — обязательное условие для исполнения или создания произведений искусства. Если человек хочет достичь успеха, одних природных данных недостаточно, необходимо трудиться и «развивать» уже имеющиеся способности.

Как же можно проверить музыкальный слух?

Помогут несложные упражнения:

Интонирование голосом. Человек с музыкальным слухом напевает мелодию, испытуемый пытается повторить за ним.

Прослушать ритм и «отстучать» его руками или с помощью карандашей, постепенно усложняя задачу.

Угадывание нот на инструменте. Испытуемый поворачивается к фортепиано спиной, а в это время проверяющий наживает любую клавишу и просит показать ее. Аналогом такой «живой» проверки служат различные онлайн-сервисы.

Абсолютный слух что это как определить. 23e12266f2344f637c1ab7e912d2525d. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-23e12266f2344f637c1ab7e912d2525d. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 23e12266f2344f637c1ab7e912d2525d

Виды музыкального слуха

Восприятие отдельных звуков и ощущение взаимосвязи между ними, чувство ритма, способность воспроизвести «в голове» целое произведение — эти и другие способности связаны с видами слуха:

Кроме того, выделяют фактурный и архитектонический виды слуха. Первый связан с манерой художественной обработки (аранжировки) композиции и «отвечает» за фактуру аккомпанемента, подбор инструментов. Второй помогает «увидеть», как из аккордов, слов как из кирпичиков и блоков складывается целая композиция, как она устроена.

О других показателях и характеристиках слуха читайте в этой статье.

Абсолютный слух что это как определить. bcf14c5b23117686854a1f8774b5357a. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-bcf14c5b23117686854a1f8774b5357a. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка bcf14c5b23117686854a1f8774b5357a

Защита слуха от негативных факторов

Возможность развития природного таланта тесно связана со здоровьем органов слуха. Травмы, воспаления, действие профессиональных вредностей могут привести к потере или снижению слуха.

Индивидуальные средства защиты предотвращают попадание в наружное ухо инородных тел, воды, снижаю уровень шума. Для этого используют: беруши или наушники.

Беруши (или противошумные вкладыши) устанавливают в наружный слуховой проход. По длительности использования выделяют одно- и многоразовые беруши. Они имеют анатомическую форму, поглощают шум, изготавливаются из ваты поролона, силикона.

Наушники для защиты перекрывают полностью ушные раковины, изолируя человека от внешних звуков. Выделяют пассивные и активные модели. Пассивные наушники просто подавляют все звуки; активные дополнительно снабжаются динамиками, микрофонами, позволяющими поддерживать разговор, подключаться к мобильному телефону или слышать некоторые звуки, оповещения об опасности.

Абсолютный слух что это как определить. 62f226c0a29bdc1202ea65291876cb79. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-62f226c0a29bdc1202ea65291876cb79. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 62f226c0a29bdc1202ea65291876cb79

Янмаева Ольга Анатольевна

Специалист по подбору и настройке цифровых слуховых аппаратов, специалист по слуху «Аудионика»

Источник

Основные характеристики слуха человека

Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»

Порог слуха

Порогом слуха человека называют минимальный уровень звука, который человек может воспринять. Эта характеристика является одной из основных.

От порога слуха зависит слуховая чувствительность: чем ниже порог слуха, тем выше слуховая чувствительность, и наоборот. Диапазон наибольшей чувствительности звука – от 1000 до 4000 Гц. Именно в этом промежутке находится информация о речевых сигналах. Пороги слуха на частоте 200 Гц выше на 35 дБ, а на 100 Гц — на 60 дБ, чем пороги слуха на частоте 1000 Гц.

Абсолютный слух что это как определить. 7f23fb2df79e7871efecd61ae5d96a56. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-7f23fb2df79e7871efecd61ae5d96a56. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 7f23fb2df79e7871efecd61ae5d96a56

Источник: введение в аудиологию и слухопротезирование И.В. Королева

Порог дискомфорта

Порогом дискомфорта называется уровень звука, вызывающий у человека неприятные ощущения. Нормой считается 100-110 дБ, и зависит она не только от состояния органа слуха, но и от возбудимости нервной системы в целом. У пациентов с нарушениями слуха порог дискомфорта, как правило, больше 110 дБ. Однако, у многих людей с сенсоневральной тугоухостью пороги дискомфорта такие же, как и у людей с нормальным слухом либо ниже – это явление называется рекруитмент, или «феномен усиленного нарастания громкости».

Болевой порог

Болевые ощущения в органе слуха, как правило, вызывает звук, составляющий 130-140 дБ. Кроме того, следует различать порог осязания и болевой порог – в первом случае человек чувствует только давление на барабанную перепонку (130 дБ), во втором – уже болевые ощущения (140 дБ). Порог дискомфорта людей с нарушениями слуха может отличаться от нормы, но болевой порог у всех всегда одинаковый.

Частотный диапазон слуха

Нормой для человека считается способность воспринимать звуки в частотном диапазоне от 20 до 20000 Гц. Звуки, частота которых выше 20000 Гц, называются ультразвуки, ниже 20 Гц – инфразвуки. Человек может воспринять ультразвук только если его источник приложить к костям черепа – это свойство иногда используется при диагностике нарушений слуха.

Абсолютный слух что это как определить. 0d1aab90dc2409801c92888c9a41df4c. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-0d1aab90dc2409801c92888c9a41df4c. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 0d1aab90dc2409801c92888c9a41df4c

Источник: введение в аудиологию и слухопротезирование И.В. Королева

Подходя к исследованию слуха, звуковой частотный диапазон принято условно делить:

на низкие частоты — до 500 Гц;

на средние частоты — 500—3000 Гц;

на высокие частоты — 3000–8000 Гц;

на сверхвысокие частоты — выше 8000 Гц

Динамический диапазон слуха

Динамическим диапазоном слуха называется совокупность уровней звука, которые человек способен воспринимать, в норме это 130 дБ. Разница между самым тихим и самым громким звуком, воспринимаемым человеческим ухом (до осязаемых или болевых порогов), велика – последний выше примерно в 10 13 раз.

В аудиологии динамическим диапазоном слуха именуют диапазон от порога слуха человека до порога его дискомфорта.

Как динамический, так и частотный диапазон у людей с нарушениями слуха может отличаться от нормы.

Дифференциальный порог слуха

Минимальные различия по частоте, интенсивности или длительности звука, воспринимаемые человеческим слухом, называются дифференциальным порогом слуха.

Именно способность обнаруживать минимальные различия между звуками позволяет нам воспринимать речь. Интенсивность и частота дифференциального порога слуха зависит от длительности, уровня и частоты звука. Нормой для человека считается 1–1,5 дБ по интенсивности на частотах 500–4000 Гц при уровне звука 40 дБ.

Причина плохого восприятия речи людьми с нарушениями слуха кроется в увеличении у них дифференциального порога слуха – они просто перестают воспринимать мелкие различия между речевыми звуками.

Бинауральный слух

Способность человека воспринимать звук двумя ушами и обрабатывать поступившие сигналы в соответствующих симметричных слуховых центрах мозга называется бинауральным слухом. Данное свойство обеспечивает так называемый процесс бинаурального слияния – это когда различные по своим характеристикам звуки, поступающие в правое и левое уши человека, воспринимаются слуховой системой человека как единый и цельный слуховой образ. Кроме того, благодаря сравнению звуков, поступающих в правое и левое ухо, слуховая система определяет, где находится источник звука.

Именно бинауральный слух позволяет нам воспринимать речь в шумных условиях – происходит так называемый эффект «бинаурального освобождения от маскировки».

Абсолютный слух что это как определить. 7f36cedca9ef29669a3e8e640a15c5db. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-7f36cedca9ef29669a3e8e640a15c5db. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 7f36cedca9ef29669a3e8e640a15c5db

Источник: введение в аудиологию и слухопротезирование И.В. Королева

Слуховая адаптация

Как и остальные сенсорные системы организма человека, слуховая система способна адаптироваться ко внешним условиям. Это проявляется во временном понижении чувствительности за счёт повышения порогов слуха в случаях излишнего звукового воздействия. Благодаря этой способности слуховая система защищает себя от повреждений.

Порог слуха повышается от любого воздействия звука, превышающего этот порог на 10-20 дБ. В случаях кратковременного воздействия звука не выше 80-90 дБ и повышение порога будет кратковременным. При более интенсивном воздействии и повышение порогов слуха будет длиться дольше – до нескольких минут. После прекращения звукового воздействия пороги слуха постепенно возвращаются в исходное состояние.

Абсолютный слух что это как определить. 62f226c0a29bdc1202ea65291876cb79. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-62f226c0a29bdc1202ea65291876cb79. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка 62f226c0a29bdc1202ea65291876cb79

Янмаева Ольга Анатольевна

Специалист по подбору и настройке цифровых слуховых аппаратов, специалист по слуху «Аудионика»

Источник

Что такое абсолютный слух

Абсолютный слух – тема спорная, на многих интернет-форумах об неё ломаются копья, большинство хором сходится на том, что «слух развить нельзя, он либо есть, либо нет» (а тем более абсолютный), и «абсолютниками рождаются, это особый дар».

Сам абсолютный слух, в понимании обывателя, это:
— очень хороший музыкальный слух. Обладатель абсолютного слуха – это этакий Бэтмен в музыке, он может всё и сразу: и мелодию подобрать, и аккорды, и гитару настроить идеально, и спеть конечно же тоже не дурак. И хоть ничему не учился и играть ни на чём не умеет – всё равно всё может. И, что важно — никогда не ошибается!

Дело в том, что «абсолютный слух» – это не понятие из разговорной речи. Это музыкальный термин со вполне конкретным значением. Поэтому мнение обывателей мы пока запомним, а дальше разберёмся.

У музыканта, который либо знаком с термином «абсолютный слух», либо не постеснялся спросить у Яндекса, ответ будет такой:
— «АС – это способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна».
(Большая Советская Энциклопедия)

То есть: сыграли вам звук. Вам не показали, какую клавишу нажали. Вы сказали: это нота ми. Сыграли мелодию. Вы сказали: соль-ми-ми-соль-ми-ми-соль-фа-ми-ре-до. И ничего не надо подбирать «методом тыка», всё и так ясно.

Можно ли развить АС, ни музыканты, ни обыватели – объективно – не знают. Для объективного ответа надо попробовать развить слух у себя, у других людей, посвятить этому время, отследить результаты и их взаимосвязь с уровнем первоначальной подготовки человека, его возрастом и музыкальными способностями. И лишь потом говорить о результатах. Это настоящая исследовательская работа, немалый труд.

Исследовательских работ в этой области никто из тех, кто треплется на форумах, не проводил. Из обывателей, далёких от музыки в принципе – тем более. Но поговорить о чём-то надо, копья поломать, выставить себя «знатоками».

Поэтому появляются – внимание! – появляются МИФЫ:

МИФ #1

Абсолютный слух – это ЧУДО. Если у меня есть абсолютный слух – я могу всё. Я могу подбирать аккорды, мелодии, я могу громко и чисто петь. Мне не надо учиться музыке, мне не надо знать правила, не надо строить гаммы и изучать сольфеджио. Мне обязательно учиться играть и не надо знать, где какие ноты на гитаре – я и так её настрою! Ведь у меня есть это ЧУДО – абсолютный слух.

Но… (продолжает обыватель, слегка всхлипнув)… у меня нет этого слуха. Это же чудо. А ко мне волшебник на голубом вертолете не прилетал. Ведь абсолютный слух – это…

МИФ #2

Абсолютный слух – это врождённое.
Это дано или не дано! И поэтому у меня нет слуха, а был бы – вот тогда бы я развернулся. Всем Киркоровым бы фору дал.
Насчёт «врождённого».
Давайте пойдём с самого начала. Откуда у нас взялись звуки? Откуда появились гаммы? Созданы ли они Богом, или может быть, гаммы — это природное явление?

Ещё раз, для тех, кто в танке. Врождённым может быть только то, что относится к чистой биологии. Рефлексы, например.
То, что относится к искусственно созданному человеком (культуре) – врождённым быть не может по определению.
Можно говорить о врождённых способностях к чему-либо. Но чтобы эти способности использовать, нужно обучение, приобщение к культуре.

Вот ребёнок, у него отличная зрительная память. Врождённая. Покажите ему алфавит – запомнит, читать научится. А оставьте его Маугли среди зверей – не научится.
Вот другой ребёнок, у него память на звуки и их сочетания. Начните его с раннего возраста учить играть на пианино. И ноты расскажите, где какая, и как называются. Он запомнит, и будет по слуху узнавать через некоторое время. А не покажете – не начнёт. Вот вам и «врождённый» абсолютный слух.

Вот смотрите, откуда всё взялось:
Что такое звук?
Звук, в широком смысле — колебательное движение частиц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Человек слышит звуки с частотой от 16 гц до 20 000 гц (Большая Советская энциклопедия)

То есть, мы слышим звуки (воспринимаем колебания) в диапазоне от 16 до 20 000 Гц.
Из этого диапазона исторически были выделены музыкальные звуки:

Абсолютный слух что это как определить. sounds. Абсолютный слух что это как определить фото. Абсолютный слух что это как определить-sounds. картинка Абсолютный слух что это как определить. картинка sounds

И так далее по шкале. Высокие звуки – выше частота, низкие – ниже. На октаву выше – частота в 2 раза выше. Ля 1-й октавы 440, ля 2-й 880, всё остальное поделено на 12 частей внутри октавы (основных нот 7, но есть ещё до-диез, соль-диез, и т.п., а всего 12, поэтому 12 частей).
Как видите, деление это условно. Так же, как единицы длины, веса и т.п.
У нас сантиметры – а у них дюймы! У нас килограммы – у них фунты. Шкалы разные.

В привычной нам шкале, в традициях европейской музыки, минимальное расстояние между звуками – полутон. В традициях других культур используются и меньшие расстояния, например, ½ полутона (или ¼ тона) и меньше – у индийцев, персов и т.д.

Точка отсчета – Ля 1-й октавы, 440 Гц. Почему именно 440 Гц? А потому, что в 1939 году международная конференция в Лондоне приняла именно эту частоту за стандарт. А раньше нота Ля была ниже.

«Для настройки инструментов в ансамбле уже давно была очевидна необходимость иметь универсальный стандарт высоты тона. Еще в 1619 году Преториус (Praitorius) предложил использовать в качестве эталонной высоты тона (ноты А4 — ля первой октавы) звук с частотой 422,5 Гц. … В 1939 году международная конференция в Лондоне приняла стандарт частоты для высоты тона А4 440 Гц, который является международным эталоном до настоящего времени». (Журнал «Звукорежиссер», октябрь 2003, http://rus.625-net.ru/audioproducer/2003/10/aldo.htm)

Так вот и представьте.
Жил Моцарт. Слышал ноты абсолютным слухом, называл названиями, записывал на бумаге.
Сейчас живут абсолютники. Слышат ноты. Записывают на бумаге.
Только Моцарт эти звуки записал бы как ля-си-ля например, а люди, живущие в наше время — как соль-диез – ля-диез – соль-диез.
Потому что все шкалы звуков – условны, а не абсолютны. И названия звуков – условны. Хоть Цу Ту Лу назови вместо До ре ми – принципиальной разницы не будет, названия тоже исторически сложились.

Вот вам и абсолютный слух, врожденная якобы способность, ЧУДО.
Кончилось чудо. Скончалось. Аминь.

Так что же есть, раз чуда нет?

Есть абсолютный слух. Как способность запомнить высоту звуков, из которых состоит принятый в современной музыке звукоряд. В котором ноте ля соответствует частота в 440 Гц, а октава делится на 12 частей.
Не исключаю, что можно абсолютно запомнить и другие строи, в которых необязательно ля 440 Гц, и необязательно минимальное расстояние между звуками – полутон. Почему бы и нет, это опять же – как запомнить по длине и сантиметр, и дюйм.

Чего-то уникального, мега-супер-пупер-офигенного в этой способности запомнить высоту отдельных нот, Чуда, Которое Было Бы Принципиально Невозможно – я не вижу, скажу честно.

Что тогда было с людьми, которые «родились» со слухом?

Они от природы:
А) обладают повышенной чувствительностью к звукам.
Этим объясняются их способность запомнить по названиям эти звуки, способность чувствовать малейшую фальшь, то, что их самих этот слух зачастую напрягает (как-то меня на форуме абсолютники просили придумать курс избавления от абсолютного слуха).
Б) обладают хорошей памятью на звуки. Либо: звуки являются для них бОльшими раздражителями, чем для всех остальных, поэтому лучше запоминаются.
Вот и всё.

Что делает курс развития абсолютного слуха?

С помощью курса можно запомнить высоту нот. Чтобы вы слышали звук и тут же вспоминали его название (ля, си и т.д.).
И мелодии будете слышать как последовательности нот.
Для этого надо повысить вашу чувствительность к звукам, научить вас чувствовать тонкие различия между звуками.
Именно поэтому, занятия по такому курсу улучшают ваш музыкальный слух в целом. Вы учитесь чувствовать и различать. Если занимаетесь некоторое время и стабильно – можете дойти до абсолютного слуха (то есть, различать все ноты).
Есть люди, которые этого результата уже достигли, работая по моему курсу. «Чуда» здесь никакого нет, и изначально не предполагалось. Есть только работа и полученный навык.

Частые вопросы по АС

Будет ли развитый абсолютный слух давать такие же побочные эффекты, как у «врожденного»? Говорят, от каждой фальшивой ноты человек мучается.

Доводить это до такой степени чувствительности, как у «врожденных» абсолютников – не нужно (и не факт, что получится). А значит, побочных эффектов у вас не будет.

Слух – явление зонное. То есть, за каждую ноту отвечает «зона». Ля это не всегда точно 440 Гц. А промежуток от 435 до 445 Гц.
Чем меньшую «зону» вы распознаете (¼ тона, 1/8 тона, 1/16 тона), тем лучше слух.
Чтобы развить абсолютный слух, достаточно распознавать ½ тона. А эти звуки вы и так слышите вокруг себя каждый день – и навряд ли вас фальшь сильно тревожит. Оттого что вы запомните ещё, дополнительно, как эти звуки называются – мир не перевернется.

«В музыке, область, в пределах которой могут меняться физические количественные характеристики звука (частота колебаний, состав, интенсивность, продолжительность звука) без изменения при восприятии его качества как данного звука. В частности, каждой ступени музыкального звукоряда (до, до-диез, ре и т.д.) соответствует не одна частота, как в математически выраженном строе, а целая область близко расположенных частот (например, звук ля первой октавы может иметь не только 440 колебаний в секунду, но любое число колебаний в пределах примерно от 435 до 445). Такие области частот называются звуковысотными зонами».
(Большая Советская Энциклопедия)

Можно ли все ноты тупо «задолбить»? Я вот сидел-сидел, долбил-долбил ноту «до», так и не запомнил.
Неудивительно. Даже и не надейтесь. Изучайте механизмы работы памяти – зубрёжка практически не работает ни в каких областях. Вспомните ту же школу – как быстро вы забывали вызубренное в ночь перед экзаменом?
Дело ещё в том, мы привыкли запоминать информацию визуально, зрением. А здесь стоит задача запомнить звук. Задача нетривиальная, для её решения найдены специальные методы, гораздо более эффективные, чем тупая зубрёжка.
Впрочем, если вам хочется – можете «подолбить», поработать дятлом. Ожидайте эффекта примерно через 3000 повторений 🙂

Так а что же делать? Я всё равно хочу моментально подбирать, понимать где какая нота звучит, чисто петь, настраивать гитару и писать свою музыку!
Надо разобраться с задачей и определить, какой вид слуха вам нужен.

«Просто музыкального слуха», имея который, можно делать «всё» – не бывает. Словосочетание «музыкальный слух» – это поверхностное, обиходное выражение. Точнее было бы сказать «музыкальные способности».

А слух бывает:
— абсолютный (слышите мелодию нотами)
— относительный (определяете расстояния между звуками)
— гармонический (понимаете, где какой аккорд был взят. Аккорд – это сочетание звуков, от 3-х и более, в отличие от мелодии, где звуки идут по одному).

Если вы хотите с ходу подбирать мелодию – вам нужны относительный и абсолютный слух. В принципе, можно обойтись относительным, и каждый раз «тыкаться» по инструменту в поисках нужных нот.
Можно развить АС и тогда вы будете определять ноты абсолютно, а «проверять» себя тут же – относительным слухом.

Если вы хотите подбирать аккорды – вам нужен гармонический слух и музыкальная теория (в которой объяснены принципы, как строится музыка, где какой аккорд берётся, какие бывают их сочетания и т.д.)
Без теории вы будете так же «тыкаться», как слепой котёнок.

Если вы собираетесь писать музыку – вам нужно всё. Относительный, гармонический, музтеория, абсолютный слух тоже пригодится.
Как это будет работать: вы «про себя», в голове, придумываете мелодию. Если абсолютный слух – то сразу нотами. Если относительный – то пойдёте «тыкаться» на инструменте, подберёте.
Дальше аккорды. Ваши знания теории помогут вам их подобрать. А если есть гармонический слух – то вы сможете представить себе звучание сочетания аккордов песни ещё в голове, без инструмента. А потом только зафиксировать на бумаге.

То есть, сначала вам надо определить, чего же вы хотите,
Понять, какой конкретно вид(ы) слуха вам для этого нужен, и нужна ли музтеория. И начать изучать то, что требуется для достижения цели. И практиковаться, конечно – голая теория ничего не стоит.

Если решается несколько задач – нужно несколько навыков. Они работают вместе.

А чуда, скажу вам по секрету – не бывает. Чтобы получить какой-то навык, нужно работать. Хорошая новость в том, что, если вы любите музыку – для вас это не работа, а удовольствие. Заодно отличный тест – нужна ли вам вся эта музыка, на самом деле 🙂
Удачи и трудолюбия вам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *