Абстиненция что это в психологии

АБСТИНЕНЦИЯ

З. Фрейд (1856–1939) исходил из того, что специфика психоаналитического лечения требует воздержания от удовлетворения желаний пациента. Правило абстиненции включает в себя по меньшей мере два требования: во-первых, психоаналитик должен отказывать пациенту, рассчитывающему на ответное проявление эротических чувств, в удовлетворении его желания; во-вторых, он не должен допускать слишком быстрого освобождения пациента от его болезненных симптомов и страданий.

Несоблюдение правила абстиненции затрудняет или делает невозможным успешное осуществление аналитической терапии. Потакание прихотям пациента и удовлетворение его эротических желаний обесценивает психоаналитическое лечение, которое, как считал З. Фрейд, «должно быть проведено в воздержании». Слишком быстрое устранение симптомов заболевания и страданий пациента может привести к временному облегчению его состояния, но не дает никаких гарантий того, что аналогичное заболевание не повторится в дальнейшем. В конечном счете правило абстиненции предполагает ориентацию аналитика на отказ от удовлетворения эротических желаний пациента и длительное по времени лечение, требующее обстоятельной аналитической работы по выявлению и устранению причин возникновения патогенных внутри-психических конфликтов, приведших к психическому расстройству. По словам З. Фрейда, даже на поздних стадиях лечения необходимо «соблюдать осторожность» и не давать «разрешения симптома и объяснения желания» прежде, чем пациент непосредственно не приблизится к ним, чтобы самому достичь такого решения.

Принцип абстиненции подразумевает не физическое воздержание аналитика от удовлетворения желаний пациента, то есть его воздержание от полового общения, что само собой разумеется. Оно имеет более глубокий смысл и более широкое содержание. С точки зрения З. Фрейда, правило абстиненции предполагает соблюдение двух условий: необходимо сохранять у пациента потребность и тоску как силы, побуждающие его к работе и изменению, ибо уступка любовным требованиям или подавление их одинаково опасны для анализа; не допускать того, чтобы они отчасти ослабевали или успокаивались в результате получения суррогатного, а не настоящего удовлетворения, которое невозможно, пока не устранены вытеснения.

Как жестоко это ни звучит на первый взгляд, но З. Фрейд считал, что психоаналитик должен прилагать все усилия к тому, чтобы страдания пациента в достаточной мере не закончились преждевременно. Если благодаря аналитической работе по выявлению и обесцениванию симптомов заболевания страдание пациента уменьшилось, то необходимо восстановить его как-нибудь иначе, как «чувствительное лишение», поскольку в противном случае возникает опасность не достичь большего, чем неустойчивого улучшения. Это связано с тем, что при начальном «расшатывании болезни» вследствие анализа пациент начинает, как правило, создавать себе вместо своих симптомов новые замены удовлетворения, лишенные характера страданий, что приводит к растрате необходимой для продолжения лечения энергии. Кроме того, пациент может искать замещающее удовлетворение в самом лечении, в отношениях к аналитику и тем самым стремится вознаградить себя за все предшествующие лишения удовлетворения желаний. Психоаналитик же, по словам З. Фрейда, обязан придерживаться основного положения: «аналитическое лечение должно по мере возможности проводиться в лишении – при воздержании».

Принцип абстиненции был введен З. Фрейдом в процессе становления психоаналитической техники (от разъяснения смысла симптомов к раскрытию сопротивлений) и ее модификации (в зависимости от формы болезни и преобладающих влечений у пациентов). Так, в докладе «Что ждет в будущем психоаналитическую терапию?», прочитанном им на II Конгрессе психоаналитиков в Нюрнберге в 1910 г., он говорил о необходимости рассмотрения важных и в то время еще невыясненных вопросов, которые могут возникать при лечении невроза навязчивости. В частности, в поле зрения З. Фрейда оказались следующие вопросы: в какой степени можно разрешить «некоторое удовлетворение влечений больного», с которыми приходится бороться, и какое создается при этом различие, то есть оказываются ли по своей природе эти влечения активными (садистскими) или пассивными (мазохистскими)?

Ответ на первый вопрос привел к З. Фрейда к выдвижению и отстаиванию принципа абстиненции, который в явной форме был сформулирован им в статье «Заметки о любви-переносе» (1915). Однако в своей речи «Пути психоаналитической терапии», произнесенной на V психоаналитическом Конгрессе в Будапеште в 1918 г., он заметил, что в зависимости от природы заболевания и от особенностей пациента ему можно позволить кое-что. При этом З. Фрейд подчеркнул: если из полноты своего отзывчивого сердца аналитик будет отдавать пациенту все, что человек может получить от другого, то он допустит такую же экономическую ошибку, в которой повинны неаналитические санатории для нервнобольных, создающие для их обитателей благоприятные условия, в результате чего нервнобольные ищут в них вновь убежище от тягот жизни. В отличие от подобных учреждений в процессе аналитического лечения у пациента должно, по мнению З. Фрейда, оставаться много неисполненных желаний и целесообразно отказывать ему именно в таком удовлетворении, которое «он больше всего желает и настойчивее всего выражает».

Таким образом, несмотря на изменения техники анализа, принцип абстиненции оставался важным и существенным в классическом психоанализе. З. Фрейд не только не поддержал идею «активного анализа», выдвинутую в середине 20-х годов О. Ранком (1884–1939) и Ш. Ферен-ци (1873–1933), но и в начале 30-х годов выступил против нововведений Ш. Ференци, предложившего метод «изнеживания», в соответствии с которым аналитик отказывается от «сдержанной холодности», принимает на себя роль «нежной матери», уступает желаниям и побуждениям пациента, то есть не придерживается принципа абстиненции.

В современной психоаналитической литературе существуют различные точки зрения на необходимость соблюдения принципа абстиненции. Одни психоаналитики придерживаются взглядов З. Фрейда, считая абстиненцию необходимой предпосылкой любого аналитического лечения. Другие подвергают сомнению полезность данного принципа применительно ко всем психически больным людям и допускают отступление от этого принципа при работе с некоторыми пациентами. Третьи исходят из того, что «неустанная абстиненция со стороны аналитика может серьезно исказить терапевтический диалог, провоцируя бурные конфликты, которые являются в большей степени артефактом позиции терапевта, чем подлинной манифестацией изначальной психопатологии пациента». Последней точки зрения придерживаются, в частности, Р. Столороу, Б. Брандшафт, Дж. Атвуд, предложившие заменить принцип абстиненции указанием, что аналитик должен руководствоваться текущей оценкой факторов, ускоряющих или сдерживающих изменение субъективного мира пациента. Данная точка зрения нашла отражение в их работе «Психоаналитическое лечение. Межсубъективный подход» (1987).

* * *
(лат. «воздержание») – неприятное состояние, возникающее в результате прекращения действия алкоголя или наркотика при внезапном перерыве в его регулярном приеме. Ср. похмелье, ломка.

* * *
(лат. abstinentia – воздержание) – 1. полное воздержание от алкоголя и иных психоактивных субстанций; 2. расстройство у химически зависимых пациентов, возникающее после резкого и полного прекращения приёма алкоголя или наркотика. Существуют некоторые основания считать, что абстиненция с физиологическими нарушениями может возникать и у некоторых пациентов с нехимическими формами зависимости, например, зависимостью от азартных игр; 3. вынужденное половое воздержание. Идея о том, что половое воздержание само по себе вызывает тревогу и невроз, встречается только в наиболее ранних работах З.Фрейда; 4. в психоанализе – состояние пациента после быстрого терапевтического освобождения его от симптомов расстройства. Так, З.Фрейд (1915) указывает:»Если вследствие работы с отдельными симптомами они утратили свою значимость и страдание пациента уменьшилось, мы должны воссоздать его где-то в другом месте в виде ощутимого лишения; в противном случае мы подвергнемся опасности никогда не достичь улучшения, кроме разве что совсем незначительных и временных».

Источник

Абстиненция

Употребление в течение длительного времени вредных препаратов или веществ (лекарств, наркотиков, алкоголя) вызывает зависимость. При прекращении их приема в организме человека происходят различные соматические, психологические или неврологические расстройства. Процесс воздержания от токсических препаратов – это и есть абстиненция.Абстиненция что это в психологии. 031.JPG.pagespeed.ce.Zet0TwnO 8. Абстиненция что это в психологии фото. Абстиненция что это в психологии-031.JPG.pagespeed.ce.Zet0TwnO 8. картинка Абстиненция что это в психологии. картинка 031.JPG.pagespeed.ce.Zet0TwnO 8

Что такое абстиненция?

Добровольный отказ больного от чего-то, сопровождающийся подавлением личных желаний, влечений, называется абстиненцией, что в переводе с латыни обозначает «воздержание». Данный процесс не кратковременный, он может длиться годами, поскольку каждый реагирует по-разному на отказ от употребляемых ранее веществ.

Учитывая, что именно вызвало зависимость организма или его токсикоманию, различают несколько видов воздержания от приема препаратов: алкогольную, никотиновую и наркотическую абстиненцию.

Алкогольная ломка

Воздержание от алкоголя происходит по-разному. Это зависит во многом от стадии заболевания. Вторая стадия алкоголизма характеризуется чрезмерным возбуждением в психологической области и физической. У больного часто дрожат руки, веки; кожа лица и шеи приобретают красный оттенок; выступает испарина; появляются отеки; чувствуется слабость.Абстиненция что это в психологии. 091 min.JPG.pagespeed.ce.kpYSZGrpsl. Абстиненция что это в психологии фото. Абстиненция что это в психологии-091 min.JPG.pagespeed.ce.kpYSZGrpsl. картинка Абстиненция что это в психологии. картинка 091 min.JPG.pagespeed.ce.kpYSZGrpsl

Третья стадия алкогольной зависимости имеет другие симптомы при отмене:

Во многих случаях человек не хочет ничего есть, его мучают рвота и тошнота, головная боль. Поведение становится более агрессивным.

Никотиновая абстиненция

К никотину очень быстро привыкают нервные клетки, поскольку имеют чувствительные к веществу рецепторы. Соответственно, если они не получили определенную дозу никотина, сигнал передается дальше, и способствует возникновению головной боли, появлению головокружения, шума в ушах. Кроме того, появление слабости, тошноты, ухудшение аппетита, перепады настроения, нарушение сна внушают серьезные опасения за здоровье курильщика. Эти наиболее часто встречающиеся проявления абстиненции ярко выражены в первые двое суток после отказа от никотина. Затем отвыкание происходит легче.

У каждого курильщика синдром отказа от курения проявляется не одинаково. Перечисленные симптомы могут проявляться в различных сочетаниях.

Наркотический синдром отмены

Наиболее болезненные симптомы имеет этот вид воздержания. В первый день отказа от наркотического вещества начинают проявляться насморк, слезотечение, зевота, выделение слюны. В последующие дни состояние организма только ухудшается: человека знобит, у него болят мышцы и суставы, его бросает в жар и пот, возникают приступы беспокойства. На третий день у человека, не получившего дозу, возникает дисперсия, могут появиться судороги, развиваются признаки острого психоза.

У малышей также возможна зависимость с самого рождения. Что это такое – абстиненция у новорожденных? Если ребенок родился от матери, которая принимала постоянно и в больших дозах алкоголь, наркотики, антидепрессанты, транквилизаторы, то абстинентный синдром проявится у малыша уже в первые сутки после рождения.

Младенцы зачастую много кричат, беспокойны, имеют повышенную чувствительность к свету или звукам. Дети плохо сосут молоко, часто возникает рвота. Одним словом, страдают системы дыхания, сердечно-сосудистая, нервная и др. Через несколько дней или недель проявления болезни постепенно исчезают, но это может в будущем вызвать развитие каких-либо хронических заболеваний.

Диагностика

Установить диагноз может опытный врач-нарколог после осмотра и анализа информации об употреблении наркотиков, никотина или алкоголя. На основе лабораторных исследований могут диагностировать и появившиеся сопутствующие заболевания: гипертонию, пневмонию, ХОБЛ, ИБС и др.

Как помочь человеку при отказе от ПАВ? Современная медицина знает много способов облегчения при прекращении употребления вредных веществ. Это может быть и прием болеутоляющих лекарств, седативных медикаментов. Важно то, что восстановление организма должно протекать под наблюдением врача, который определяет для каждого конкретного случая метод лечения, какие таблетки или инъекции, в каких дозах и сколько времени нужно их применять.

Лечение

Лечить зависимость от ПАВ нелегко, поскольку процесс является длительным. Сначала требуется снять синдром привязанности, а потом принимать еще лекарства, предназначенные врачом для восстановления нормальной деятельности всего организма. У людей, которые склонны к наркотической или алкогольной зависимости, кроме нервной системы поражаются и другие органы: печень, сердце, мозг и т. д. Поэтому лечение необходимо комплексное и стационарное, под присмотром медиков. Именно такой подход способствует полному выздоровлению и снятию всех симптомов абстиненции.

Источник

Часть 3. Теория и практика клинического психоанализа

Глава 13. Правила, техника лечения и цели терапии

Абстиненция

Абстиненция — воздержание, выступающее в классическом психоанализе в качестве одного из правил или принципов аналитической терапии. Формулируя это правило, Фрейд исходил из того, что специфика психоаналитического лечения требует воздержания от удовлетворения желаний пациента в процессе аналитической работы.

Правило абстиненции включает в себя по меньшей мере два требования. Во-первых, психоаналитик должен отказывать пациенту, рассчитывающему на ответное проявление эротических чувств, в удовлетворении его желания. Во-вторых, он не должен допускать слишком быстрого освобождения пациента от его болезненных симптомов и страданий.

Несоблюдение правила абстиненции затрудняет или делает невозможным успешное осуществление аналитической терапии. Потакание прихотям пациента и удовлетворение его эротических желаний обесценивают психоаналитическое лечение, которое, как считал Фрейд, должно быть проведено в воздержании. Слишком быстрое устранение симптомов заболевания и страданий пациента может привести к временному облегчению его состояния, но не дает никаких гарантий того, что аналогичное заболевание не повторится в дальнейшем. В конечном итоге правило абстиненции предполагает ориентацию аналитика на отказ от удовлетворения эротических желаний пациента и длительное по времени лечение, требующее обстоятельной аналитической работы по выявлению и устранению причин возникновения патогенных внутрипсихических конфликтов, приведших к психическому расстройству. По убеждению Фрейда, даже на поздних стадиях лечения необходимо «соблюдать осторожность» и не давать разрешения симптома и объяснения желания прежде, чем пациент непосредственно не приблизится к ним, чтобы самому достичь такого решения.

Принцип абстиненции подразумевает не физическое воздержание аналитика от удовлетворения желаний пациента, то есть его воздержание от полового общения, что само собой разумеется. Оно имеет более глубокий смысл и более широкое содержание. С точки зрения Фрейда, правило абстиненции предполагает соблюдение двух условий. Первое — необходимо сохранять в пациенте потребность в эротических желаниях и тоску по ним, как силы, побуждающие его к работе и изменению, ибо уступка любовным требованиям или подавление их одинаково опасны для анализа. Второе — нельзя допускать того, чтобы эта потребность и тоска отчасти ослабевали или успокаивались в результате получения суррогатного, а не настоящего удовлетворения, которое невозможно, пока не устранены вытеснения.

Как, казалось бы, жестоко это ни звучит, но Фрейд считал, что психоаналитик должен прилагать все усилия к тому, чтобы страдания пациента в достаточной мере не закончились преждевременно. Если благодаря аналитической работе по выявлению и обесцениванию симптомов заболевания страдание пациента уменьшилось, то необходимо восстановить его как-нибудь иначе, например как «чувствительное лишение». В противном случае возникает опасность не достичь большего, чем неустойчивого улучшения. Это связано с тем, что при начальном «расшатывании болезни» вследствие анализа пациент начинает, как правило, создавать себе вместо своих симптомов новые замены удовлетворения, лишенные характера страданий, что приводит к растрате необходимой для продолжения лечения энергии. Кроме того, пациент может искать замещающее удовлетворение в самом лечении, в отношениях к аналитику и тем самым стремиться вознаградить себя за все лишения возможности удовлетворения желаний. Психоаналитик же, по мнению Фрейда, обязан придерживаться того положения, согласно которому принцип абстиненции должен строго соблюдаться при аналитической работе с пациентами.

Принцип абстиненции был введен Фрейдом в процессе становления психоаналитической техники (от разъяснения смысла симптомов к раскрытию сопротивлений) и ее модификации (в зависимости от формы болезни и преобладающих влечений у пациентов). Так, в докладе «Что ждет в будущем психоаналитическую терапию?», прочитанном им на II Конгрессе психоаналитиков в Нюрнберге в 1910 году, он говорил о необходимости рассмотрения важных, но еще не выясненных вопросов, которые могут возникать при лечении невроза навязчивости. В частности, в поле зрения Фрейда оказались следующие вопросы: в какой степени можно разрешить «некоторое удовлетворение влечений больного», с которыми приходится бороться, и какое создается при этом различие, то есть оказываются ли по своей природе эти влечения активными (садистскими) или пассивными (мазохистскими)?

Ответ на первый вопрос привел Фрейда к выдвижению и отстаиванию принципа абстиненции, который в явной форме был сформулирован им в статье «Заметки о любви-переносе» (1915). Однако в своей речи «Пути психоаналитической терапии», произнесенной на V Психоаналитическом конгрессе в Будапеште в 1918 году, он заметил, что в зависимости от природы заболевания и от особенностей пациента «ему можно позволить кое-что». При этом Фрейд подчеркнул: если из полноты своего отзывчивого сердца аналитик будет отдавать пациенту все, что человек может получить от другого, то он допустит такую же экономическую ошибку, в которой повинны неаналитические санатории для нервнобольных, создающие для их обитателей благоприятные условия, в результате чего нервнобольные ищут в них новое убежище от тягот жизни. В процессе же аналитического лечения у пациента должно, по мнению Фрейда, оставаться много неисполненных желаний. Причем целесообразно отказывать пациенту именно в таком удовлетворении, которое он больше всего желает и настойчивее всего выражает.

Таким образом, общая позиция Фрейда сводится к тому, что психоаналитическое лечение должно осуществляться в ситуации отказа. Логика его размышлений о принципе абстиненции основывается на том, что коль скоро отказ человека от удовлетворения какого-то желания привел к образованию у него невротического симптома, то и поддержание отказа на протяжении всего курса лечения пациента может служить мотивом для его желания выздороветь.

Несмотря на изменения техники анализа, принцип абстиненции оставался важным и существенным в классическом психоанализе. Фрейд не поддержал идею «активного анализа», выдвинутую в середине 20-х годов Ранком и Ференци. Более того, в начале 30-х годов он выступил против нововведений последнего, предложившего метод «изнеживания», в соответствии с которым аналитик отказывается от «сдержанной холодности», принимает на себя роль «нежной матери», уступает желаниям и побуждениям пациента, то есть не придерживается принципа абстиненции.

Ференци считал, что детство многих невротиков проходило в атмосфере безразличного или сурового отношения матери к ребенку. Отсутствие материнской нежности было одним из травмирующих факторов, сказавшихся впоследствии на невротизации человека. Если в процессе аналитической работы врач обращается с пациентом точно так же, как мать больного обращалась с ним в детстве, лишая его ласки, поддержки и не допуская никаких поблажек в отношении удовлетворения тех или иных влечений, то тем самым не только не устраняются ранние травмировавшие переживания, но, напротив, они становятся еще более острыми, тяжкими, непереносимыми, усугубляющими невротическое состояние пациента. В этом смысле принцип абстиненции оказывает плохую услугу аналитику, так как не способствует выздоровлению пациента. И если на протяжении долгого времени Ференци поддерживал идею Фрейда о необходимости соблюдения принципа абстиненции, то впоследствии внес такие коррективы, в соответствии с которыми «изнеживающий анализ» стал рассматриваться им в качестве не только приемлемого, но и необходимого средства лечения.

В современной психоаналитической литературе существуют различные точки зрения на необходимость соблюдения принципа абстиненции. Одни психоаналитики придерживаются взглядов Фрейда, считая абстиненцию важной предпосылкой любого аналитического лечения. Другие подвергают сомнению полезность данного принципа применительно ко всем психически больным людям и допускают отступление от него при работе с некоторыми пациентами. Третьи считают, что неустанная абстиненция со стороны аналитика может серьезно исказить терапевтический диалог и способствовать провоцированию конфликтов, обусловленных не столько изначальной психопатологией пациента, сколько жесткой позицией терапевта. Последней точки зрения придерживаются, в частности, Р. Столороу, Б. Брандшафт, Дж. Атвуд, предложившие заменить принцип абстиненции указанием, что аналитик должен руководствоваться текущей оценкой факторов, ускоряющих или сдерживающих изменение субъективного мира пациента. Данная точка зрения нашла отражение в их работе «Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход» (1987).

З. Фрейд: «Аналитическое лечение должно по мере возможности проводиться в лишении — при воздержании».

З. Фрейд: «Лечение должно быть проведено в воздержании. Я подразумеваю под этим не только физическое воздержание и лишение всего, чего больной желает, потому что это не перенес бы никакой пациент. Но я хочу выдвинуть основное положение, что необходимо сохранить у больного потребность и тоску, как силы, побуждающие к работе и изменению, и не допустить того, чтобы они отчасти были успокоены суррогатами. Ведь нельзя предложить больным ничего, кроме суррогатов, так как вследствие своего состояния, пока не устранены вытеснения, больные не способны получить настоящее удовлетворение».

Источник

абстиненция

Полезное

Смотреть что такое «абстиненция» в других словарях:

абстиненция — трезвость, воздержание, трезвенность, трезвое состояние Словарь русских синонимов. абстиненция см. трезвость Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

АБСТИНЕНЦИЯ — (лат. abstinentia воздержание), полное воздержание от потребления спиртных напитков. В сексологии абстиненция половое Еоздержание, частичное (abst. partialis) и полное (abst. totalis). Абстинентское движени е организованное движение трезвенников … Большая медицинская энциклопедия

АБСТИНЕНЦИЯ — (лат. abstinentia) полное воздержание от чего либо, напр. от употребления спиртных напитков, табака … Большой Энциклопедический словарь

АБСТИНЕНЦИЯ — (от лат. abctinentia воздержание) англ. abstinence; нем. Abstinenz. Полное воздержание от ч, л., напр., от употребления спиртных напитков, табака и т. д. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Абстиненция — В Викисловаре есть статья «абстиненция» Абстинентный синдром синдром физических и/ил … Википедия

абстиненция — (лат. abstinentia воздержание) 1) полное воздержание от употребления спиртных напитков; 2) А. половая половое воздержание; 3) особое физическое и психическое состояние алкоголиков и наркоманов после внезапного и полного прекращения употребления… … Словарь иностранных слов русского языка

АБСТИНЕНЦИЯ — – воздержание, выступающее в классическом психоанализе в качестве одного из правил или принципов аналитической терапии. З. Фрейд (1856–1939) исходил из того, что специфика психоаналитического лечения требует воздержания от удовлетворения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Абстиненция — I Абстиненция (лат. abstinentia воздержание) симптомокомплекс психических, вегетативно соматических и неврологических расстройств, возникающих при прекращении употребления вещества, к которому установилось пристрастие, психическая и, особенно,… … Медицинская энциклопедия

абстиненция — rus синдром (м) отмены (прекращения приема веществ, вызвавших токсикоманическую зависимость), абстиненция (ж) eng withdrawal symptom fra réaction (f) à la cessation d une exposition deu Spätsymptom (n) nach Expositionsbeendigung, Entzugssymptom… … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

абстиненция — abstinencija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Fizinė ir psichinė būsena (abstinencijos sindromas) staiga nustojus vartoti svaigiuosius gėrimus arba narkotikus, prie kurių buvo priprasta – nerimas, depresija, baimė, vėmimas,… … Sporto terminų žodynas

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *