Абвгдеежзийклмнопрстуфхцчшщъыьэюя что это такое простыми словами
Элементарные шифры на понятном языке
Все мы довольно часто слышим такие слова и словосочетания, как «шифрование данных», «секретные шифры», «криптозащита», «шифрование», но далеко не все понимают, о чем конкретно идет речь. В этом посте разберемся, что из себя представляет шифрование и рассмотрим элементарные шифры с тем расчетом, чтобы даже далекие от IT люди поняли суть этого явления.
Прежде всего, разберемся в терминологии.
Шифрование – это такое преобразование исходного сообщения, которое не позволит всяким нехорошим людям прочитать данные, если они это сообщение перехватят. Делается это преобразование по специальным математическим и логическим алгоритмам, некоторые из которых мы рассмотрим ниже.
Исходное сообщение – это, собственно, то, что мы хотим зашифровать. Классический пример — текст.
Шифрованное сообщение – это сообщение, прошедшее процесс шифрования.
Шифр — это сам алгоритм, по которому мы преобразовываем сообщение.
Ключ — это компонент, на основе которого можно произвести шифрование или дешифрование.
Алфавит – это перечень всех возможных символов в исходном и зашифрованном сообщении. Включая цифры, знаки препинания, пробелы, отдельно строчные и заглавные буквы и т.д.
Теперь, когда мы говорим на более-менее одном языке, разберем простые шифры.
Шифр Атбаша
Самый-самый простой шифр. Его суть – переворот алфавита с ног на голову.
Например, есть у нас алфавит, который полностью соответствует обычной латинице.
Для реализации шифра Атбаша просто инвертируем его. «А» станет «Z», «B» превратится в «Y» и наоборот. На выходе получим такую картину:
И теперь пишем нужное сообшение на исходном алфавите и алфавите шифра
Исходное сообщение: I love habr
Зашифрованное: r olev szyi
Шифр Цезаря
Тут добавляется еще один параметр — примитивный ключ в виде числа от 1 до 25 (для латиницы). На практике, ключ будет от 4 до 10.
Опять же, для наглядности, возьмем латиницу
И теперь сместим вправо или влево каждую букву на ключевое число значений.
Например, ключ у нас будет 4 и смещение вправо.
Исходный алфавит: a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
Зашифрованный: w x y z a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v
Пробуем написать сообщение:
Шифруем его и получаем следующий несвязный текст:
Шифр Вернама (XOR-шифр)
Простейший шифр на основе бинарной логики, который обладает абсолютной криптографической стойкостью. Без знания ключа, расшифровать его невозможно (доказано Клодом Шенноном).
Исходный алфавит — все та же латиница.
Сообщение разбиваем на отдельные символы и каждый символ представляем в бинарном виде.
Классики криптографии предлагают пятизначный код бодо для каждой буквы. Мы же попробуем изменить этот шифр для кодирования в 8 бит/символ на примере ASCII-таблицы. Каждую букву представим в виде бинарного кода.
Теперь вспомним курс электроники и элемент «Исключающее ИЛИ», также известный как XOR.
XOR принимает сигналы (0 или 1 каждый), проводит над ними логическую операцию и выдает один сигнал, исходя из входных значений.
Если все сигналы равны между собой (0-0 или 1-1 или 0-0-0 и т.д.), то на выходе получаем 0.
Если сигналы не равны (0-1 или 1-0 или 1-0-0 и т.д.), то на выходе получаем 1.
Теперь для шифровки сообщения, введем сам текст для шифровки и ключ такой же длины. Переведем каждую букву в ее бинарный код и выполним формулу сообщение XOR ключ
сообщение: LONDON
ключ: SYSTEM
Переведем их в бинарный код и выполним XOR:
В данном конкретном примере на месте результирующих символов мы увидим только пустое место, ведь все символы попали в первые 32 служебных символа. Однако, если перевести полученный результат в числа, то получим следующую картину:
С виду — совершенно несвязный набор чисел, но мы-то знаем.
Шифр кодового слова
Принцип шифрования примерно такой же, как у шифра цезаря. Только в этом случае мы сдвигаем алфавит не на определенное число позиций, а на кодовое слово.
Например, возьмем для разнообразия, кириллический алфавит.
Придумаем кодовое слово. Например, «Лукоморье». Выдернем из него все повторяющиеся символы. На выходе получаем слово «Лукомрье».
Теперь вписываем данное слово в начале алфавита, а остальные символы оставляем без изменений.
И теперь запишем любое сообщение и зашифруем его.
Получим в итоге следующий нечитаемый бред:
Шифр Плейфера
Классический шифр Плейфера предполагает в основе матрицу 5х5, заполненную символами латинского алфавита (i и j пишутся в одну клетку), кодовое слово и дальнейшую манипуляцию над ними.
Пусть кодовое слово у нас будет «HELLO».
Сначала поступаем как с предыдущим шифром, т.е. уберем повторы и запишем слово в начале алфавита.
Теперь возьмем любое сообщение. Например, «I LOVE HABR AND GITHUB».
Разобьем его на биграммы, т.е. на пары символов, не учитывая пробелы.
Если бы сообщение было из нечетного количества символов, или в биграмме были бы два одинаковых символа (LL, например), то на место недостающего или повторившегося символа ставится символ X.
Шифрование выполняется по нескольким несложным правилам:
1) Если символы биграммы находятся в матрице на одной строке — смещаем их вправо на одну позицию. Если символ был крайним в ряду — он становится первым.
Например, EH становится LE.
2) Если символы биграммы находятся в одном столбце, то они смещаются на одну позицию вниз. Если символ находился в самом низу столбца, то он принимает значение самого верхнего.
Например, если бы у нас была биграмма LX, то она стала бы DL.
3) Если символы не находятся ни на одной строке, ни на одном столбце, то строим прямоугольник, где наши символы — края диагонали. И меняем углы местами.
Например, биграмма RA.
По этим правилам, шифруем все сообщение.
Если убрать пробелы, то получим следующее зашифрованное сообщение:
Поздравляю. После прочтения этой статьи вы хотя бы примерно понимаете, что такое шифрование и знаете как использовать некоторые примитивные шифры и можете приступать к изучению несколько более сложных образцов шифров, о которых мы поговорим позднее.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Яюэьыъщшчцхфутсрпонмлкйизжёегвба
Глава 16 Наведение порядка
В нашей ежедневной жизни, большинство из нас не испытывает природного хаоса. Поэтому мы не понимаем важности поддержания порядка. В течение дня мы не замечаем, как много и как часто наши действия направлены на поддержание порядка. Мы просто делаем, то, что мы привыкли делать, а жизнь тем временем продолжается. Однако, если мы действительно намерены подойти ответственно к значительным, продолжительным переменам в нашей жизни, мы должны определиться, каким должен быть порядок. И мы обязаны его установить.
Для любого человека с проблемами в обучении важно иметь способность по наведению порядка. Особенно это важно для людей с СДВ и дискалькулией, потому, что для существования самих этих проблем, у человека должно быть искаженное или отсутствующее понятие «порядка». Способность наведения порядка начинается с правильного понимания, что такое порядок и навыка по созданию того, что под ним подразумевается. По сути действия по исправлению проблем с порядком есть действия по наведению этого порядка.
Определение порядка важно для нашего понимания, что это такое. Но понимание значения слова «порядок», еще не означает, что человек наведет порядок.
Слово «надлежащий» запутывает порядок. Для наших целей мы воспользуемся популярным британским значением этого слова – подходящий, годный, соответствующий. (Прим.: Ну а мы с вами воспользуемся словарями Ушакова и Ожегова: Надлежащий – Такой именно, какой следует, нужный, должный. В надлежащем порядке. Надлежащим образом. За надлежащими подписями. Надлежаще (нареч.) оборудованная мастерская. Надлежащий человек на надлежащем месте (англ. поговорка)я наших целей мы воспользуемся популярным британским значением этого слова своей жизни.ложении и состоянии.). Теперь у нас есть понимание подходящего, соответствующего места, положения и состояния для чего-либо.
Поэтому, прежде чем порядок может быть наведен, ребенок должен решить, какой именно должен быть надлежащий порядок. Все это сводится к тому, кто принимает решение, каким подходящий или соответствующий порядок является или должен быть.
Порядок не может быть от природы. В природе все вещи существуют в их месте, положении и состоянии благодаря силам природы. В природе не бывает беспорядка. Очевидно, что «порядок» и «беспорядок» понятия, придуманные человеком. Если так, тогда человеку и решать, каким должен быть порядок. Если конкретнее, то в вашем собственном окружении вы сами и должны принимать решение. Вы один, кто выбирает, какое подходящее или соответствующее место, положение и состояние для ваших вещей должно быть.
Основы порядка
Можно сравнить «наведение порядка» со сбором паззла, потому, что в действительности это так и есть. Вы вываливаете части на стол, то, что есть это хаос. Все части в беспорядке. Первое, что делают большинство людей, раскладывают части в один слой, так, чтобы ни одна часть не лежала поверх другой. Следующий шаг: перевернуть все части картинкой вверх. Дальше: найти и отложить узнаваемые части. Поскольку части на краю паззла имеют прямую сторону – они легко узнаваемы, поэтому многие собирают их вместе, группируют по цвету или рисунку и выкладывают по периметру. Затем поле заполняется на основе цвета, рисунка и конфигурации периметра, одна часть за другой. Когда последняя часть положена в её надлежащее место и положение – паззл собран.
Имейте в виду, что окончательный вид паззла был изначально предопределен. «Порядок» был предусмотрен еще до открытия коробки. Это действие направлено на расположение частей паззла в установленном порядке. Это и было наведение порядка.
Мы не появляемся на свет с врожденной способностью наводить порядок. Этому мы должны научиться. Мы должны научиться этому на примере наших родителей и педагогов. Мы должны научиться делать это без выяснения, что это такое. Мы должны делать это просто, потому, что от нас этого ожидают. Если мы хотим увидеть, на сколько хорошо это работает, не надо смотреть дальше стен своего дома. Многим даже не надо смотреть дальше детской комнаты.
Касательно обычного хаоса в детской комнате, динамика ситуации далека от бардака. На первый взгляд, это выглядит, как будто ребенок неряха. Ребенку дана ответственность поддерживать комнату в порядке, однако этого не происходит. Позицию расстроенных родителей ребенок ощущает, как придирки. Обычно и беспорядок в детской комнате и чувство разочарования родителей происходят от трех ошибок самих родителей:
Если ребенок хочет научиться, мы должны его научить, как поддерживать порядок в его комнате. Если бы он мог навести порядок в своей комнате, он бы смог навести его где угодно. Зная, как навести порядок, ребенок может действительно быть ответственным за создание нового порядка для вещей и ситуаций, влияющих на его жизнь.
Создание порядка
Порядок созданный сначала, определяет, каким он должен быть, затем нужно только поддерживать его. Далее, три упражнения, которые научат, как создавать порядок, собирая паззл из 50 частей, как установить порядок, освобождая заваленный стол, и как создать порядок в собственном пространстве ребенка.
Упражнение 1
Это упражнение представляет фундаментальные шаги для установления порядка. Вам понадобится, соответствующий возрасту, паззл. Сборка паззла должна занимать от 30 до 120 минут. Паззла из 50 частей должно быть достаточно. Выполняйте упражнение в хорошо освещенном месте, за партой или столом.
Положите паззл на стол, а ребенка поставьте напротив. Выполните упражнения «Ориентация» (Глава 12) (Прим.: здесь Дейвис делает ошибку, выполняем «проверку точки зрения», см. Главу 25), «Разрядка» (Глава 10), и установите уровень энергии (Глава 13) (Прим.: видимо в соответствии с ситуацией на 5 уровень. Эти процедуры проделываются только на этапе их освоения. Здесь ребенок должен пользоваться этим навыком).
Используйте выражения соответствующие возрасту ребенка, не давайте ребенку проявлять активность, если возможно, пусть лучше сидит у вас на руках.
Упражнение 2
В этом упражнении мы представляем фундаментальные шаги определения порядка. Еще раз, вам понадобится хорошо освещенный стол или парта. Так же вам понадобится десяток различных предметов, включая комок ваты и клочок бумаги (Прим.: одним словом полезные предметы и разный мусор) Организуйте свое рабочее место. Вывалите предметы кучей на стол.
1. Попросите ребенка взять один предмет.
2. Спросите: «Что это?».
3. Спросите: «Какое состояние у этого предмета?». Могут быть разные варианты, например:
· Хорошее или плохое;
· Грязное или чистое;
· Целое или сломанное;
· Милое или безобразное;
· Или просто нормальное.
· Установить, что это;
· Определить его состояние;
· Основываясь на самом предмете и его состоянии, определить лучшее место для него;
· Назначить ему это место;
· Определить какое положение предмет должен занимать в этом месте;
· Назначить ему это положение;
· Положить предмет в это место в этом положении;
· Повторять эту последовательность шагов, пока не установится порядок.
Упражнение 3
Теперь мы собираемся научить ребенка, как создавать порядок. Это упражнение нужно выполнить в его комнате. Если вы имеете дело со взрослым человеком, позвольте ему выбрать комнату. Используйте все, что есть в комнате. Для наведения порядка ребенок должен использовать «руководство по наведению порядка» (из упражнения 2).
Если это не ваш ребенок, сначала объясните его родителям, что вы собираетесь делать и получите разрешение. Объясните ребенку, что он собирается навести порядок в своей комнате. Это будет новый порядок – это будет его порядок. Вперед, в его комнату.
Прежде, чем вы начнете, если на полу комнаты валяется масса игрушек, попросите его собрать все в кучу в центре комнаты или вне комнаты.
· Если предмет там, где он должен быть, скажите: «Назначь этому предмету его место и положение и скажи ему: «Это твое место и твое положение»;
· Если предмет должен быть перемещен, спросите: «Где бы ты хотел, что бы этот предмет был?». Когда ответит, скажите: «Назначь этому предмету его место и скажи ему: «Это твое место»;
· Спросите: «Какое положение этот предмет должен занимать в этом месте?» Когда ответит, скажите: «Назначь этому предмету его положение и скажи ему: «Это твое положение»;
· Если предмет должен быть перемещен, скажите: «Давай передвинем его. Я тебе помогу». Помогите ребенку передвинуть предмет, туда, куда он хочет. Конечно, вы должны руководствоваться здравым смыслом. Если это пианино, вам может понадобиться помощь. Если это книжная полка, ребенку, возможно, нужно убрать книги, что бы облегчить полку. (Прим.: Пианино и шкафы нет смысла двигать, ограничьтесь мелкой мебелью, вроде стула). Если место назначения занято, попросите его сначала освободить место.
(Прим.: гениально. Надо попробовать на своем ребенке)
Часть 3
СДВ и СДВГ
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Что такое артикул. Объясняем простыми словами
Артикул — буквенно-цифровое обозначение, которое присваивают товару, чтобы отличить его от других в ассортименте и сделать удобным поиск нужного наименования по каталогам и складским базам.
Проще говоря, артикул — уникальный код товара. Поиск вещи по артикулу значительно сокращает время на совершение покупки, оформление заказа и его отслеживание в дальнейшем. Набор артикулов также позволяет компании описать все возможные товарные позиции и вести по ним учёт.
Встретить артикулы можно в накладных, товарных базах, договорах, сайтах интернет-магазинов и на этикетке товара. Как правило, они привязаны к бухгалтерии и системе учёта компании через базы складского и товарного учёта вроде 1C. Каждый символ артикула получает обозначение в зависимости параметра, за который он отвечает.
Также для артикулов генерируются штрихкоды, которые предназначены для ускорения обработки товара и уменьшения вероятности ошибок в торговых точках.
Пример употребления на «Секрете»
«Для нас цена — это вопрос гигиены, есть артикулы, на которые цены все знают, мы делаем мониторинг пересекающихся товаров».
(Сооснователь сети гипермаркетов мебели и товаров для дома Hoff Михаил Кучмент — о работе магазинов бренда.)
Нюансы
Артикулы можно создавать как своими силами, так и по образцу общеизвестных форматов. К последним, например, относятся UPC и EAN. Это универсальные международные форматы артикулов. Они всегда состоят из цифр, присваиваются уникальному товару в Глобальной организации по стандартизации и нужны для торговли на рынках США (UPC) и Европы (EAN). Поэтому EAN и UPC обязательно понадобятся продавцам, которые хотят торговать на Amazon или Ebay.
Однако в большинстве случаев, когда речь идёт об артикулах товара для розничного бизнеса, подразумевается SKU — своеобразный отраслевой стандарт во всей цепочке поставок. В этом формате их может генерировать каждый, кто занят торговлей. Код SKU никак не регламентируется, может состоять из букв и цифр и отражать любые характеристики товара, которые только может придумать продавец. Единственное ограничение — длина: она не должна быть более 32 символов.
Артикул должен включать в себя основные характеристики товара. К ним могут относиться такие параметры:
Например, если предприниматель занимается продажей одежды, то артикул для куртки может быть таким: 643_P_M_1_F_WL_R_52. Этот код хранит следующую информацию о товаре:
Лишняя информация в артикуле товара только усложнит задачу и добавит коду избыточное количество символов. Поэтому стоит определить наиболее важные параметры и добавить только их.
Что такое движение FIRE. Объясняем простыми словами
FIRE (аббр. англ. Financial Independence Retire Early — «финансовая независимость, ранняя пенсия») — движение, основная идея которого — создание к 35–40 годам капитала, позволяющего не работать и жить на пассивный доход.
Так называемые ранние пенсионеры стремятся не просто «бросить работу», а как можно скорее достичь финансовой независимости от работодателя.
Это актуально в том числе для представителей тех профессий, где выражена возрастная дискриминация: после определённого возраста трудно найти хорошую работу. Но также для тех, кто просто не хочет быть зависимым от определённого графика, сложных или неинтересных задач, личности начальника и других особенностей работы в найме или от работы по 12 часов в сутки, а также обязательств перед клиентами, партнёрами и инвесторами и прочих стрессов в бизнесе.
Как это работает
FIRE призывает с молодости активно зарабатывать, оптимизировать траты, много откладывать и инвестировать. И через определённый срок размер накопленного капитала должен обеспечить выход на досрочную «самостоятельную» пенсию. Для этого предлагается инвестировать не менее 50% доходов и стремиться искать способы увеличения заработка.
Оптимальным считается накопить запас, покрывающий 30 лет расходов. А после выхода на раннюю пенсию нужно тратить не более 4% в год. Считается, что при такой «формуле проедания» деньги не закончатся при жизни их владельца.
После «выхода на пенсию» полностью отказываться от работы не обязательно — можно выбрать более приятную вакансию, пусть и с меньшей зарплатой, трудиться на полставки, осваивать новую профессию, развивать собственные проекты, а также заниматься волонтёрством, учиться, путешествовать и т. п.
Пример употребления на «Секрете»
«Бытует мнение, что инвесторы (из числа адептов FIRE. — Прим. «Секрета») живут на хлебе и воде, стараясь сэкономить каждую копейку. Не стоит путать разумное потребление со скупостью. Это совершенно разные вещи. Разумное потребление — штука очень хорошая, особенно когда мы умеем планировать свои траты на месяц и дольше».
«Ранний пенсионер» Александр Бабинцев — о том, как накопить на досрочную пенсию.
Проблемы
Считается, что «ранняя пенсия» доступна только для богатых — тех, кто имеет доход существенно выше среднего и может безболезненно откладывать большую его часть. Но также необходимы финансовая грамотность, терпение и дисциплина. Адепты идеи FIRE соглашаются, что это для многих недостижимо.
Хотя утверждается, что «правило 4 %» работало многие десятилетия, нет гарантий, что оно будет обеспечивать такую же отдачу и дальше.
«Синдром отложенной жизни» — если доходы не достаточно велики, а экономия жёсткая, то качество текущей жизни может серьёзно страдать, а «лучшая» жизнь так и не наступить.
Гештальт в психологии: что это простыми словами (3 фото)
Что такое гештальт?
Гештальт (от нем. gestalt — «целостный образ») – это некая сущность, состоящая из нескольких частей, но воспринимаемая человеком как единая и неделимая. Для нашей психики роль гештальта чаще всего играет последовательность действий, начав которую, мы испытываем потребность завершить её.
Целостность образов нам необходима. Хоть в большинстве случаев эта потребность и выглядит нерациональной, но она сформировалась в ходе эволюции. Нашему мозгу комфортнее работать с целым образом, чем с множеством мелких деталей. Благодаря этой особенности мы сразу узнаём знакомые лица, не рассматривая нос и брови, и моментально распознаём любой бытовой предмет, не пытаясь анализировать его форму.
А ещё гештальт – это мощный механизм, позволяющий удерживать в памяти незавершенные дела (и мотивирующий завершать их). К примеру, вы в течение дня можете составлять список вещей, которые нужно купить. Кофе, сахар, салфетки… Даже не прибегая к мнемотехникам и не записывая список в блокнот, можно без проблем запомнить десяток пунктов и сохранить их в памяти даже на следующий день. Но попробуйте вспомнить этот список через час после похода в магазин, и обнаружите, что забыли половину пунктов.
Гештальт помогает нам помнить важные вещи и практически сразу же забывать их, когда дело сделано. И каждый из нас постоянно пользуется данной особенностью психики, совершенно не задумываясь. Но порой она даёт сбой, и некоторые неактуальные вещи превращаются в незакрытые гештальты. Иногда это действительно неприятные и болезненные ситуации, а иногда и вполне обыденные дела, возле которых мы просто забыли мысленно поставить галочку «Сделано!».
Как формируется гештальт?
Обычно гештальт образуется на основании тревожащего воспоминания. К примеру, во время ссоры вы можете нагрубить близкому человеку, а потом обдумывать эту ситуацию и сокрушаться. Бывает и наоборот. Например, поругавшись с малоприятным человеком, вы не нашли подходящих слов, чтобы осадить его. После этого вы можете многократно прокручивать эту ситуацию в голове, подбирая удачные слова. Даже понимая, что это бессмысленное занятие, вы всё равно продолжаете это обдумывать.
Самое неприятное, что гештальт практически всегда формируется именно на почве негативных воспоминаний. Все приятные события наш мозг воспринимает как завершенные и отправляет в «архив». А вот неприятные он считает нужным обдумать. Поэтому, даже если мы стараемся забыть о неприятной ситуации, негативный образ навязчиво всплывает в памяти, поскольку наша психика нуждается в том, чтобы довести его до логического завершения. Но получается наоборот – чем дольше мы обдумываем событие, тем сильнее убеждаемся, что следовало поступить иначе. Поэтому гештальт не только не уходит, но и закрепляется.
Иногда подобный гештальт удаётся закрыть самостоятельно. Например, если произошёл повторный спор с обидчиком, и в этот раз вы «выступили» абсолютно удачно, поставив неприятеля на место. Возможно и совершенно противоположное решение: вы помирились, выяснили причины конфликта, обсудили всё и пришли к какому-то консенсусу. Но в большинстве случаев закрыть гештальт без помощи психотерапевта практически невозможно.
Причины появления гештальтов
Чтобы лучше понять, что такое гештальт, ученые проводили исследования с представителями разных народностей. Они обнаружили интересную закономерность: люди, живущие в условиях первобытно-общинного строя, не подвержены формированию незакрытых гештальтов. Более того, даже в цивилизованном обществе вероятность формирования гештальта у конкретного человека тем выше, чем выше уровень его образования и социальный статус.
Почему так происходит? Причина проста: гештальт формируется, если для человека важны его жизненные достижения. Образованный человек часто обдумывает своё прошлое, оценивает нравственность собственных поступков, переосмысливает свой выбор и анализирует ошибки. Представитель какого-нибудь племени, в отличие от него, живёт сегодняшним днём. Он работает, развлекается, строит дом и создаёт семью, исходя из актуальных потребностей. И у него совершенно нет времени на обдумывание собственных оплошностей.
Что такое гештальт-терапия?
Если гештальт не закрыт, человек постоянно притягивает проблему, давно ставшую неактуальной, в свою жизнь. Он сам не осознаёт, что уже несколько месяцев или даже лет тащит этот бессмысленный эмоциональный груз на собственных плечах. Гештальт-терапия – это эффективный способ избавления от таких деструктивных воспоминаний из далёкого прошлого, мешающих человеку жить полноценной жизнью в настоящем.
Специалист по гештальт-терапии умеет находить психологические «зажимы», удерживающие человека в непрерывном напряжении. Это достаточно ответственная работа, поскольку незакрытый гештальт, в отличие от многих других психологических проблем, невозможно вылечить таблетками. Избавиться от него можно только одним способом: найти и обезвредить. Именно этим и занимается гештальт-терапевт.
Следует учитывать, что эта форма терапии не является такой уж приятной. Приходится вспоминать многие травмирующие события из прошлого, и обычно это весьма болезненно. Зато данный подход помогает избавиться от психологического блока, скинув со своих плеч бесполезный груз. Когда гештальт закрыт, воспоминания уже не мучают человека, даже если он случайно вспомнит о тех неприятных событиях.
Как можно использовать гештальты?
В большинстве случаев мы стараемся избавиться от гештальтов, но они вполне могут приносить пользу. Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров:
1. Списки задач. Многим людям они добавляют мотивации и энергии, помогая работать эффективнее. Если вы тоже ведёте списки задач и с удовлетворением отмечаете выполненные, значит, вы используете мощь гештальта себе во благо.
2. Память о незавершенных делах. Мы непроизвольно используем гештальт, удерживая в памяти нечто важное (например, обещание позвонить родителям в 19:00). И мы помним об этом весь день не благодаря тому, что у нас хорошая память, а благодаря тому, что сознательно оставили гештальт незакрытым.
3. Правило «15 минут». Вероятно, вы знаете это правило, помогающее выполнять сложную и нудную работу. К примеру, перед вами стоит рутинная задача, которую придется решать часа 2. Согласно правилу «15 минут», нужно начать прямо сейчас, но через 15 минут можно переключиться на другие дела. Довольно часто в дело вступает гештальт, помогающий выполнить скучную работу за 1 раз.
4. Талоны с наклейками. Речь идет о буклетах, в которых нужно вклеивать наклейки, чтобы в конце получить какой то бонус. Секрет в том, что несколько наклеек уже вклеены за Вас, и это формирует гештальт — желание доклеить все недостающие наклейки, даже если бонус копеечный. Вам наверняка вручали такие талоны промоутеры или кассиры гипермаркета.
Рассмотренный пример с наклейками выглядит скорее вредным, чем полезным, поскольку маркетологи используют особенность нашей психики в собственных интересах. Подсказка: чтобы закрыть такой гештальт, достаточно старательно скомкать талон и с чувством выполненного долга выбросить в урну.
И всё же из данного формата можно извлечь пользу. Например, вы можете распечатать подобный талон и наклейки к нему для себя. Далее, выполняя определенные (не очень приятные) задачи, можно будет вклеивать наклейки, а когда талон заполнится – купить себе награду.
А ещё этот подход отлично работает на детях. Ваш ребёнок хочет новый смартфон? Напечатайте ему небольшой плакат с изображением его цели и местом под наклейки. После этого выдавайте ему очередную наклейку за каждое достижение, которое считаете важным.
Заключение
Гештальт – это нечто, что является для нашей психики целостным и неразрывным, несмотря на то, что состоит нескольких элементов. Если целостность гештальта нарушается, он превращается в тяжелый груз, мешающий эффективно работать и спокойно наслаждаться жизнью. При наличии болезненного гештальта, спровоцированного неприятными событиями из прошлого, необходима помощь специалиста.
А вот от повседневных раздражающих мелочей можно избавляться и самостоятельно. Для этого есть простое упражнение: необходимо концентрироваться на всех приятных ощущениях в течение дня. Во время завтрака старайтесь лучше почувствовать вкус, консистенцию и температуру пищи. Гуляя по парку, обращайте внимание на пение птиц, на окружающие запахи и на все другие ощущения, которые сможете обнаружить. Это очень эффективная техника, помогающая отвлекаться от переживаний и освобождать мысли.
И не забывайте, что гештальт может приносить не только вред, но и пользу. Гештальты используют маркетологи, чтобы привязывать клиента к своей компании. Также это отличный инструмент для повышения собственной эффективности, а родители могут применить данное явление, чтобы мотивировать детей лучше учиться и заниматься правильными вещами.