Антио́х Дми́триевич Кантеми́р, князь (10 (21) сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы — 31 марта (11 апреля) 1744, Париж) — знаменитый русский поэт-сатирик и выдающийся дипломат своего времени, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова).
Младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен. По матери он потомок византийских императоров. В отличие от своего отца, князя Константина, отец Антиоха, князь Дмитрий, всецело посвятил себя мирной деятельности, не оправдывая воинственной своей фамилии (Кантемир означает либо родственник Тимура — предки Кантемира признавали своим родоначальником самого Тамерлана, — либо кровь-железо; в любом случае татарское происхождение фамилии Кантемир несомненно).
Содержание
Жизнь
Родился в Молдавии, которую семья Кантемира покинула в 1711 году после захвата турками и переместилась в Россию, где его отец получил княжеский титул.
Получил превосходное домашнее образование, дополненное кратковременным пребыванием в Греко-славянской академии и Академии Наук. В 18 лет Кантемир был избран в Российскую Академию Наук. На тринадцатом году жизни он потерял отца, который в духовном завещании отказал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям, причём он имел в виду именно Антиоха, «в уме и науках от всех лучшего».
Кантемир принимал участие в событиях, приведших к воцарению императрицы Анны Иоанновны. Однако после, когда зашла речь о предоставлении политических прав дворянству, Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим.
Литературная деятельность
Ранние произведения
Литературная деятельность Кантемира началась в середине 20-х годов. Он пишет любовную лирику, выполняет переводы с французского. К тому же времени относятся и первые его опыты в сатирическом жанре.
Сатиры
В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Гордость, леность, богатство — мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».
Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.
Перевод Фонтенеля
1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые три) но и перевёл книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», снабдив её подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы её коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как «противная вере и нравственности».
Стихотворения
Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни, а в посвящениях своих сатир проложил путь позднейшим знаменитым составителям од, причём, однако, не скупился на сатирические замечания для выяснения тех надежд, которые русский «гражданин» возлагает на представителей власти. Такой же характер имеют и его басни. Он же впервые прибег к «эзоповскому языку», говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа», что «не прям будучи, прямо все говорит знаю», и что «много дум исправил я, уча правду ложно».
Стихосложение Кантемира
В своих произведениях Кантемир использовал силлабический стих, который после работы Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) постепенно уступил место силлабо-тоническому стихосложению. Кантемир активно участвовал в дискуссиях о методах стихосложения, написав в 1743 году «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», в котором он защищал силлабическое стихосложение. Эта работа была опубликована уже после смерти поэта в 1744 году.
Библиография
К собранию его сочинений, вышедшему под редакцией П. А. Ефремова, приложена биография Кантемира, составленная Стоюниным. Имеется обстоятельная критическая статья о Кантемире Дудышкина, помещённая в «Современнике» (1848). Свод всего написанного о Кантемире и попытка самостоятельного освещения его политической и литературной деятельности у Сементковского: «А. Д. Кантемир, его жизнь и литературная деятельность» (Санкт-Петербург, 1893 г.; биографическая библиотека Ф. Ф. Павленкова) и «Родоначальник нашей обличительной литературы» («Исторический Вестник», март, 1894). Сатиры Кантемира переведены аббатом Венути на французский язык) «Satires du pr. Cantemir», 1746) и Шпилькером на немецкий («Freie Übersetzung der Satiren des Pr. Kantemir», Berlin, 1852).
В 2004 опубликован составленный Кантемиром и остававшийся в рукописи русско-французский словарь, являющийся важным источником по истории русского языка XVIII века.
Сочинения
Антиох Кантемир в искусстве
Ссылки
Эпоха Просвещения
Выдающиеся люди эпохи по странам
Австрия
Иосиф II | Леопольд II | Мария Терезия
Франция
Пьер Бейль | Фонтенель | Шарль Луи Монтескьё | Франсуа Кёне | Вольтер | Жорж Луи Леклерк де Бюффон | Жан Жак Руссо | Дени Дидро | Гельвеций | Жан Д’Аламбер | Гольбах | Маркиз де Сад | Кондорсе | Лавуазье | Олимпия де Гугес | см. также: Французские энциклопедисты
Германия
Эрхард Вейгель | Готфрид Лейбниц | Фридрих II | Иммануил Кант | Готхольд Эфраим Лессинг | Томас Аббт | Иоганн Готфрид Гердер | Адам Вейсгаупт | Иоганн Вольфганг Гёте | Фридрих Шиллер | Карл Фридрих Гаусс | Мозес Мендельсон
Великобритания
Томас Гоббс | Джон Локк | Исаак Ньютон | Джозеф Аддисон | Ричард Стил | Сэмюэл Джонсон | Давид Юм | Адам Смит | Джон Уилкс | Эдмунд Бёрк | Эдуард Гиббон | Джеймс Босуэлл | Джереми Бентам | Мэри Уолстонкрафт | см. также: Шотландское Просвещение
Пётр I | Екатерина II | Екатерина Дашкова | Антиох Кантемир | Михаил Ломоносов | Николай Новиков | Александр Радищев | Иван Бецкой | Иван Шувалов | Михаил Щербатов
Испания
Гаспар Мельчор де Ховельянос | Николас Фернандес Моратин
США
Бенджамин Франклин | Дэвид Риттенхаус | Джон Адамс | Томас Пейн | Томас Джефферсон
Смотреть что такое «Кантемир А. Д.» в других словарях:
Кантемир — Антиох Дмитриевич, князь (1708 1744) русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы… … Литературная энциклопедия
КАНТЕМИР — КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич [10(21) сентября 1708, Константинополь 31 марта (11 апреля) 1744, Париж] рус ский поэт и дипломат, философ. Родился в семье молдавского господаря князя Дмитрия Константиновича Кантемира, который в 1711, спасаясь … Философская энциклопедия
Кантемир — Кантемир, Антиох Дмитриевич, князь, (1711 1744) первый русский сатирик, был одним из образованнейших людей своего века, долго жил в Париже, завязал здесь сношения со многими выдающимися людьми того времени, был в переписке с Вольтером, много… … 1000 биографий
КАНТЕМИР — Антиох Дмитриевич (1708 44), князь, русский поэт, дипломат. Сын Д.К. Кантемира. Просветитель рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры … Современная энциклопедия
КАНТЕМИР — (Cantemir) Дмитрий Константинович (1673 1723), молдавский господарь (с 1710), светлейший князь (с 1711); ученый, писатель и политический деятель. Участник Прутского похода, с 1711 в России, советник Петра I. Участник Персидского похода 1722 23.… … Современная энциклопедия
Кантемир — (кн. Антиох Дмитриевич) знаменитый русский сатирик иродоначальник современной нашей изящной словесности, младший сынмолдавского господаря, кн. Дмитрия Константиновича и КассандрыКантакузен, родился в Константинополе 10 сентября 1709 г. По матери… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Кантемир А. — Антиох Дмитриевич Кантемир Antioh Dimitrievici Cantemir Князь А. Д. Кантемир Дата рождения: 21 сентября 1708 Место рождения: Стамбул, Османская империя Дата смерти: 11 апреля 1744 … Википедия
Кантемир Д. — Дмитрий Кантемир Дмитрий Константинович Кантемир (26 октября 1673, Молдавское княжество 21 августа (1 сентября) 1723, поместье Дмитровка Харьковской губернии) молдавский и российский государственный деятель и учёный, отец Антиоха Кантемира.… … Википедия
Кантемир Д. К. — Дмитрий Кантемир Дмитрий Константинович Кантемир (26 октября 1673, Молдавское княжество 21 августа (1 сентября) 1723, поместье Дмитровка Харьковской губернии) молдавский и российский государственный деятель и учёный, отец Антиоха Кантемира.… … Википедия
21 сентября 1708 года родился поэт и дипломат Антиох Кантемир.
Личное дело
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744) родился в Константинополе в семье дипломатического представителя Молдавии Дмитрия Кантемира. В 1710 году султан утвердил Дмитрия Кантемира господарем Молдавии, а год спустя тот переходит на сторону Петра I и после поражения русских войск в Прутском походе бежит с семьей в Россию.
Антиох получил блестящее домашнее образование под руководством отца и приглашенных учителей. Знал древнегреческий, латинский, церковнославянский, итальянский и французский языки. С юных лет писал стихи. В 1723 вместе с отцом участвовал в Персидском походе Петра I.
После возвращения в течение года учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, затем до 1727 года изучал философию, историю, физику, математику и астрономию в Академическом университете при Петербургской академии наук.
Вошел в «ученую дружину» – кружок интеллектуалов, поддерживавших петровские реформы, созданный Феофаном Прокоповичем. Стихотворные сатиры Антиоха Кантемира, написанные в это время, расходились в списках. Занимался переводами.
В 1730 году поддержал Анну Иоанновну во время противостояния с членами Верховного тайного совета. Участвовал в составлении обращения дворянства к Анне Иоанновне о сохранении самодержавия.
В 1731 году был назначен российским «резидентом» в Лондоне, впоследствии получил статус полномочного посла. Вел переговоры о признании Англией императорского титула Анны Иоанновны и об отправлении английского полномочного посла в Санкт-Петербург. Добился невмешательства Англии в войну за польское наследство. В 1734 году благодаря усилиям Антиоха Кантемира между Великобританией и Россией был подписан торговый договор. Одновременно он покупал в Лондоне книги и научные приборы для Петербургской академии наук, приглашал иностранных ученых работать в России. Продолжал литературную и переводческую деятельность.
С 1738 года был переведен на должность посла в Париже. Там он лично познакомился с Шарлем Монтескье, ученым и писателем Бернаром де Фонтенелем, математиком Пьером Мопертюи, драматургом Пьером Лашоссе, переписывался с Вольтером. В парижские годы Кантемир особенно активно занимается творчеством. Он перерабатывает свои старые поэтические произведения и сочиняет новые, переводит на русский язык античных и современных авторов, работает над поэмой «Петрида, или Описание кончины Петра Великого» (осталась неоконченной).
С 1740 года Антиох Кантемир страдал «болезнью желудка». Состояние его неуклонно ухудшалось, предлагаемые врачами меры не оказывали воздействия. Надеясь на издание своих сочинений хотя бы после своей смерти, он подготовил их к публикации, снабдив примечаниями.
Умер Антиох Кантемир в Париже 31 марта (11 апреля) 1744 года.
Чем знаменит
Свою творческую программу Антиох Кантемир сформулировал в духе идей Просвещения: «Все, что я пишу, пишу по должности гражданина, отбивая все, что согражданам моим вредно быть может». Хотя его стихи были опубликованы в России только спустя два десятилетия после его смерти, он, благодаря стихам, распространявшимся в списках, стал самым авторитетным поэтом своей эпохи и, пожалуй, последним крупным поэтом русского силлабического стиха.
Любопытен язык стихотворных сатир Антиоха Кантемира: он сочетает, с одной стороны, сложный синтаксис, часто воспроизводящий латинские и греческие конструкции, и церковнославянскую лексику, а с другой стороны, слова из простонародного языка. Это результат попытки Кантемира выработать язык светской поэзии, противопоставленный одновременно и церковнославянскому языку, и обыденной речи. Свою теорию силлабического стихосложения Антиох Кантемир изложил в работе «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских» (1733).
О чем надо знать
Хотя Антиох Кантемир не совершил выдающихся открытий в области естественных наук, его влияние на становление русской науки весьма велико. Он перевел трактат французского ученого Бернара де Фонтенеля «Разговоры о множестве миров» – книгу, оказавшую огромное влияние на европейские умы в эпоху Просвещения. Именно благодаря этому произведению стала широко известной гелиоцентрическая система мира. В трактате в форме диалога автора с маркизой излагаются основы астрономии, включая учение Коперника, а также делается предположение об обитаемости Луны и планет.
Антиох Кантемир сопроводил свой перевод подробными комментариями. При переводе книги ему пришлось изобретать новые научные термины, многие из которых впоследствии навсегда прижились в русском языке, например, «плотность», «прозрачное и непрозрачное тело», «наблюдение». Закончен перевод был еще в 1730 году, но из-за трудностей с цензурой был издан лишь в 1740.
В 1756 году русский перевод трактата был запрещен Синодом как «богопротивный», «полный сатанического коварства», но книга была переиздана в 1761 и 1802 годах.
Прямая речь
Тщетную мудрость мира вы оставьте, Злы богоборцы! обратив кормило, Корабль свой к брегу истины направьте, Теченье ваше досель блудно было. Признайте бога, иже управляет Тварь всю, своими созданну руками. Той простер небо да в нем нам сияет, Дал света солнце источник с звездами. Антиох Кантемир «Противу безбожных» (фрагмент)
Правда, в царство Ольгино предков их не знали, Думным и наместником деды не бывали, И дворянства старостью считаться с тобою Им нельзя; да что с того? Они ведь собою Начинают знатный род, как твой род начали Твои предки, когда Русь греки крестить стали. И твой род не все таков был, как потом стался, Но первый с предков твоих, что дворянин звался, Имел отца, славою гораздо поуже, Каков Трифон, Туллий был, или и похуже.
Искусный в деле своем восколей, прилежно Трудився, излил болван, все выразив нежно В нем уды, части, власы, так что живо тело Болванчика того быть всяк бы сказал смело. Окончав все, неумно забыл отдалити Болван от огня, где воск случилось топити. Осягл жар пламени воск, расползлося тело Болванчика; пропал труд, пропало все дело. Кто, дело свое вершив, утвердить желает В долги веки, должен все, что тому мешает, Отдалять и, что вредит, искоренять скоро; Без того дело его не может быть споро. Антиох Кантемир «Огонь и восковой болван»
Се князь изображен Молдавский Кантемир, Что первый был отцом российскиих сатир, Которы в едкости Боаловым равнялись И коих остротой читатели пленялись.
Но только ль что в стихах он разумом блистал? Не меньше он и тем хвалы достоин стал, Что дух в нем мудрого министра находился: И весь британский двор политике его дивился. Иван Дмитриев «Надпись к портрету князю Антиоху Димитриевичу Кантемиру» (1777)
После смерти императора Петра II (1730 год) Кантемир выступил противником «затейки» верховников, сторонником самодержавной власти. Содействовал восшествию на престол императрицы Анны Ивановны (участвовал в составлении и редактировании текста обращения дворянства к Анне Ивановне о восстановлении самодержавия).
В 1731-1733 годах резидент, затем полномочный министр (до 1738 года) в Лондоне; вёл переговоры о признании английским двором императорского титула Анны Ивановны и назначении английского посла в Санкт-Петербурге. В ходе борьбы за Польское наследство (1733-1735 годы) способствовал избранию на королевский престол Августа III. При посредничестве Кантемира в 1734 году между Россией и Великобританией был подписан торговый договор. Помимо дипломатической службы, Кантемир по заданию Петербургской Академии наук приобретал книги, математические, физические и астрономические приборы, приглашал на работу в Академию наук европейских учёных.
Был похоронен в Париже, в 1745 году на средства сестры М. Д. Кантемир перезахоронен в семейной усыпальнице в церкви Святых Константина и Елены Николаевского греческого монастыря в Москве (в 1935 году монастырь вместе с усыпальницей был разрушен).
Иллюстрация:
А. Д. Кантемир. Гравюра И. Вагнера (1738) с портрета работы художника Дж. Аликони (1735). Лондон. Архив БРЭ.
Сочинения:
Сочинения, письма и избранные переводы. СПб., 1867–1868. Т. 1–2;
Родился в Константинополе (Стамбуле). В 1711 год семья Кантемира переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул. Сестру Антиоха Марию царь Петр сделал своей любовницей и одно время даже ходили слухи о его намерении жениться на ней.
Получил превосходное домашнее образование, дополненное кратковременным пребыванием в Греко-славянской академии и Академии Наук. На тринадцатом году жизни он потерял отца, который в духовном завещании отказал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям, причём он имел в виду именно Антиоха, «в уме и науках от всех лучшего».
Кантемир принимал участие в событиях, приведших к воцарению императрицы Анны Иоанновны; в частности, именно он прочёл дворянскю челобитную о принятии титула самодержицы (удовлетворить её означало уничтожить Кондиции, выработанные Верховным Тайным советом). Однако после, когда зашла речь о предоставлении политических прав дворянству, Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим.
Литературная деятельность
Ранние произведения
Литературная деятельность Кантемира началась в середине 1720-х годов. Он пишет любовную лирику, выполняет переводы с французского. К тому же времени относятся и первые его опыты в сатирическом жанре.
Сатиры
В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Гордость, леность, богатство — мудрость одолело, Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».
Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.
Перевод Фонтенеля
1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые три) но и перевёл книгу Фонтенеля «Разговоры о множестве миров», снабдив её подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы её коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как «противная вере и нравственности».
Стихотворения
Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни, а в посвящениях своих сатир проложил путь позднейшим знаменитым составителям од, причём, однако, не скупился на сатирические замечания для выяснения тех надежд, которые русский «гражданин» возлагает на представителей власти. Такой же характер имеют и его басни. Он же впервые прибег к «эзоповскому языку», говоря о себе в эпиграмме «На Эзопа», что «не прям будучи, прямо все говорит знаю», и что «много дум исправил я, уча правду ложно».
Стихосложение Кантемира
В своих произведениях Кантемир использовал силлабический стих, который после работы Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739) постепенно уступил место силлабо-тоническому стихосложению. Кантемир активно участвовал в дискуссиях о методах стихосложения, написав в 1743 году «Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских», в котором он защищал силлабическое стихосложение. Эта работа была опубликована уже после смерти поэта в 1744 году.
Философская терминология
Библиография
К собранию его сочинений, вышедшему под редакцией П. А. Ефремова, приложена биография Кантемира, составил которую В. Я. Стоюнин. Имеется обстоятельная критическая статья о Кантемире Дудышкина, помещённая в «Современнике» (1848). Свод всего написанного о Кантемире и попытка самостоятельного освещения его политической и литературной деятельности у Сементковского: «А. Д. Кантемир, его жизнь и литературная деятельность» (Санкт-Петербург, 1893 г.; биографическая библиотека Ф. Ф. Павленкова) и «Родоначальник нашей обличительной литературы» («Исторический Вестник», март, 1894). Сатиры Кантемира переведены аббатом Венути на французский язык) «Satires du pr. Cantemir», 1746) и Шпилькером на немецкий («Freie Übersetzung der Satiren des Pr. Kantemir», Berlin, 1852).
В 2004 году опубликован составленный Кантемиром и остававшийся в рукописи русско-французский словарь, являющийся важным источником по истории русского языка XVIII века.
Сочинения
Антиох Кантемир в искусстве
Память
Памятник А.Д. Кантемиру. Двор филологического факультета СПбГУ.
Серебряная монета Молдовы, 2008 г.
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Кантемир, Антиох Дмитриевич» в других словарях:
Кантемир Антиох Дмитриевич — [10 (21) IX 1709, Константинополь – 31 III (11 IV) 1744, Париж; похоронен в московском Николаевском греч. м ре (могила не сохр.)], князь, младший сын молд. кн. Д. К. Кантемира (1673–1723), ученого энциклопедиста, члена Берлинской академии наук, и … Словарь русского языка XVIII века
Кантемир Антиох Дмитриевич — [10(21).9.1708, Константинополь, ‒ 31.3(11.4).1744, Париж], русский поэт сатирик, дипломат. Сын молдавского господаря Д. К. Кантемира. Был широко образован: в совершенстве владел несколькими языками, изучал точные и гуманитарные науки, историю… … Большая советская энциклопедия
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич — (1708 44) князь, русский поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры … Большой Энциклопедический словарь
Кантемир, Антиох Дмитриевич — КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708 44), князь, русский поэт, дипломат. Сын Д.К. Кантемира. Просветитель рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Кантемир Антиох Дмитриевич — (1708 1744), князь, русский поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. Просветитель рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры. * * * КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич (1708 1744), князь,… … Энциклопедический словарь
Кантемир Антиох Дмитриевич — Антиох Дмитриевич Кантемир Antioh Dimitrievici Cantemir Князь А. Д. Кантемир Дата рождения: 21 сентября 1708 Место рождения: Стамбул, Османская империя Дата смерти: 11 апреля 1744 … Википедия
Кантемир Антиох Дмитриевич — Кантемир (князь Антиох Дмитриевич) знаменитый русский сатирик и родоначальник современной нашей изящной словесности, младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, родился в Константинополе 10 сентября… … Биографический словарь
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич — (10(21)09.1708, Константинополь 31.03(11.04). 1744, Париж) писатель и философ. Род. в семье молдавского господаря князя Дмитрия Константиновича К., к рый в 1711 г., спасаясь от турецкого султана, вместе со своей семьей бежал в Россию, где стал … Русская Философия. Энциклопедия
Кантемир Антиох Дмитриевич — (1708, Константинополь 1744, Париж), поэт просветитель, переводчик, дипломат. По отцу, согласно одной из версий, потомок Тамерлана («Кан Тимур» «родственник Тимура»), по матери Кантакузин, из рода византийских императоров. Сын князя Дмитрия… … Москва (энциклопедия)