Адаптив что это в университете
Все об адаптивном обучении в ВУЗе
Развитие интернет-технологий и ряд внешних факторов спровоцировали повсеместное распространение новой формы обучения – дистанционной. Притом перемены были восприняты неоднозначно, но все же нашли свое отражение в системе образования.
Развитие интернет-технологий и ряд внешних факторов спровоцировали повсеместное распространение новой формы обучения – дистанционной. Притом перемены были восприняты неоднозначно, но все же нашли свое отражение в системе образования.
Современный учебный процесс кардинально отличается от привычной программы подготовки в период СССР, перестроечный этап. Сегодня он больше индивидуализирован и сконцентрирован на воспитании общества, развитии специалистов в определенном ракурсе с конкретными знаниями и навыками. Сегодня мы расскажем о таком виде подготовки, как адаптивное обучение в Вузе.
Что это такое?
Адаптивное обучение представляет собой особое направление в системе образования, которая позволяет изучать конкретные дисциплины и области, обретать целевые навыки, которые необходимы в рамках изучаемого направления. Здесь на первый план выходят профильные дисциплины, ключевые термины и понятия, а второстепенные науки отводятся на долю «свободного изучения».
Что такое адаптивное обучение?
Нередко адаптивное обучение приравнивают к индивидуальному. Это самая серьезная и грубая ошибка. На самом деле адаптивное образование является более узкоспециализированным. Учебный план формируется с учетом потребностей учащегося, его возможностей и способностей. Создается «особая» система и подход к учащемуся: подбираются методы обучения, формируется пакет заданий с учетом требований слушателя, работодателя, иных факторов, но при этом учебный процесс должен полностью соответствовать параметрам паспорта специальности.
Адаптивное профессиональное становление в Вузе акцентируется на сильных сторонах студента, подключая именно их в процессе изучения новшеств. Методика обучения опирается на его базу, текущую подготовку, таланты, способности. Такой подход в значительной степени облегчает покорение новых горизонтов, развитие и закрепление навыков, более глубоких знаний.
Структурные компоненты адаптивного обучения
Адаптивная подготовка учащихся предполагает выделение четырех основных элементов, на которых делается акцент в ходе подготовки новоиспеченных специалистов:
Принципы работы адаптивного обучения в ВУЗе
Все люди разные. Каждый воспринимает одну и ту же ситуацию по-своему на эмоциональном, физическом, интеллектуальном уровне и пр. Адаптивное обучение в системе профильного образования предполагает преобразование унифицированной программы под каждого студента с учетом его возможностей, способностей, базы и пр. Достичь данной цели можно благодаря использованию современной техники и технологий, компьютерных программ и пр. Каждый учащийся проходит тестирование, а затем программа под контролем педагога подберет «индивидуальный план занятий и заданий» для каждого учащегося, при этом дисциплина будет изучена в полной мере, но в более простой и понятной форме для каждого.
Процесс адаптивного образования
Этапы адаптивной профессиональной подготовки студентов в Вузе будут следующими:
На этой стадии необходимо определить текущий уровень подготовки учащихся: что они знают в рамках учебного курса, их сильные и слабые стороны, способности, качества, основные знания и представления по предметам и пр. Далее результаты этого этапа станут основой при конкретизации программы обучения.
На данном этапе учащиеся осваивают теоретические материалы, выполняют предоставленные им задания, кейсы, поручения, проходят всевозможные промежуточные и итоговые аттестации для контроля знаний и навыков. При необходимости они могут связываться с преподавателями (лично или виртуально, удобным способом) для разрешения непонятных моментов, урегулирования проблем (сроки сдачи материала на проверку, уточнение отельных моментов, консультации и разъяснения).
Данный этап предусмотрен учебным планом, но может иногда настигать учащихся внепланово. Он представлен в виде всевозможных устных опросов, контрольных и самостоятельных работ, тестирований, зачетов и экзаменов, написания и защиты курсовой или иной научно-исследовательской работы.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Данный этап целесообразен, если после промежуточной проверки знаний и навыков студента были выявлены явные пробелы, проблемы в усвоении предмета, модуля и пр. В этом случае педагог прорабатывает программу, дополняя его новыми материалами (теория и практика).
Подобные изменения могут привноситься после каждого проверочного рубежа или если студент часто обращается за помощью к педагогу с определённой проблемой, темой и пр.
Корректировки призваны решить проблемы в обучении разъяснить непонятные моменты закрепить пройденный материал, повысить качество подготовки.
В процессе адаптивного обучения переход на следующий уровень сложности происходит только по мере усвоения материала.
Роль, достоинства и недостатки адаптивного обучения в Вузе
Адаптивная подготовка на базе высшего профессионального образования- относительно молодая сфера деятельности, практикующаяся в единичным случаях. С одной стороны такой подход позволяет воспитать высококвалифицированных экспертов, разбирающихся в выбранной специальности, сфере деятельности на «отлично». С другой – индивидуализация учебного плана – процесс кропотливый, трудоемкий. Далеко не каждый педагог готов оценивать студента с учетом его возможностей, предрасположенностей, готовить «индивидуальный пакет» заданий и материалов, «язык» изложений основных моментов и пр.
Какие функции выполняет адаптивная среда??
Роль адаптивного обучения неоднозначна. Она способствует воспитанию эксперта на основе имеющихся сильных сторон и азы индивида. При этом важно сочетать индивидуальность человека и стандарты образования, унификацию. Вузам проще обучать молодых людей «классическими методами» — преподносить одну общую программу для группы слушателей, а оценивать результаты с учетом возможностей (успеваемости) каждого.
Учащиеся по адаптивной программе лучше разбираются в предметах, чувствуют более высокий процесс удовлетворенности от обучения, обладают лучшей успеваемостью. Рассматриваемая модель обучения предполагает повышение уровня самостоятельности учащихся, но не исключает систему наставничества и взаимодействия с педагогами.
Современные варианты адаптивного обучения посредством онлайн-технологий
Отечественные Вузы предпочитают не адаптивное обучение, а два сценария подготовки квалифицированных специалистов:
По факту адаптивная модель это «микс» стандартов и индидуализма.
Адаптивное обучение успешно используется на онлайн-площадках. Сегодня мы кратко расскажем о некоторых из них:
Здесь образовательный процесс строится на дополнении и стандартной учебной программы по итогам промежуточных аттестаций. Студенты по мере освоения модуля или темы проходят проверку. Ее результаты система оценивает и при выявлении сложностей или проблем, вносит коррективы в учебную программу учащегося, предлагая самостоятельно изучить дополнительную литературу (прописывает конкретных авторов и их труды) или привносит изменения в учебный план (если время на изучение программы позволяет). Слушателям доступно свыше сотни курсов по самым разным дисциплинам и направлениям подготовки.
Данная платформа занимается подготовкой по таким научным областям, как химия, математика, биология, физика и иным точным наукам. Здесь освоение материала производится по принципу «от простого к сложному», притом дисциплины могут изучаться комплексно, с учетом взаимодействия и смежности. Обязательный этап – прохождение самоконтроля по мере изучения модуля, результаты которого влияют на дальнейший ход обучения (материалы последовательность предметов, уровень сложности заданий и пр.).
Это одна из первых адаптивных платформ в России, которая создана на базе ТГУ и IT-разработчиков. Здесь студенты могут освоить такие направления, как информатика, математика, физика, механика, химия и пр. Программа учитывает текущий уровень подготовки и строит план занятий с его учетом. Возможно обучение школьников-старшеклассников и студентов.
На сегодняшний день адаптивная модель обучения используется в качестве вспомогательного инструмента, позволяющего упростить освоение отдельных предметов, погрузиться в них проще и детальнее.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Адаптационный курс для первокурсников (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ
САРАНСК
ИЗДАТЕЛЬСТВО МОРДОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация студентов первого курса к условиям обучения в высшем учебном заведении для многих молодых людей сложный и волнующий процесс. Новые требования, иное, нежели в школе, отношение со стороны преподавателей, незнакомые лица однокурсников (когда так хочется быть рядом со школьными друзьями), наконец, стремление понять, что значит быть студентом, – все это характеризует первые месяцы обучения первокурсников в вузе. Однако, давайте помнить, что в университете есть те, от кого напрямую зависит успешность обучения студента, его настрой на учебу, на получение профессии, на усвоение гражданских и общественных ценностей. Разумеется, это преподаватели! При этом среди них есть специалисты – кураторы, способные помочь именно в вопросах адаптации. С их помощью для того, чтобы сделать процесс освоения в вузе более интересным и успешным разработана программа адаптационного курса для первокурсников.
Программа «адаптива» заимствована у специалистов Московского государственного педагогического университета им. в 2003 г. и на протяжении трех лет успешно реализовывалась на факультете иностранных языков. В 2005 году по инициативе кураторов университета решено было провести «адаптив» на девяти факультетах. Для этого программа недельного адаптационного курса была несколько изменена: учтены особенности различных факультетов, предусмотрена возможность вариативной ее реализации. Успешное ее проведение сделало возможным опубликовать обобщенный опыт специалистов по работе со студенческой молодежью, психологов, педагогов, кураторов и вожатых. А именно они привлекались для разработки и реализации этого проекта. С каждой группой в течение недели работают два студента (кураторы или члены педагогических отрядов, студенческого совета) и преподаватель-куратор. Координация программы на факультете осуществляется одним из членов оргкомитета «Адаптива».
Адаптационный курс проводится в течение первой недели обучения во второй половине дня (после учебных занятий). Программа включает дискуссионные методики, анкетирования, встречи с администрацией факультетов, профессорским составом, специалистами успешными в профессии, студенческим активом факультетов (институтов) и университета; игровые методики на знакомство, командообразование, взаимодействие, диагностику отношений в группе. В заключении «адаптива» проводится выбор актива и общее мероприятие, направленное на знакомство студентов первого курса факультета (института). С помощью данных методик студенты знакомятся друг с другом, с факультетом (институтом), университетом; получают информацию об особенностях учебного процесса и внеучебной жизни студенчества, мотивацию на получение профессии; имеют возможность лучше познать себя и окружающих, приобрести навыки успешного общения, взаимодействия со сверстниками и преподавателями.
Результативность данной программы подтверждается более ответственным подходом первокурсников к учебному процессу, к окружающим людям, выбору актива группы. Одновременно снимается эмоциональное напряжение первых дней пребывания в университете.
В данном пособии приведена программа адаптационного курса, литература, которая поможет обновить или преобразовать программу, а также в приложение дано описание всех использованных методик.
ПРОГРАММА АДАПТАЦИОННОГО КУРСА
Самым сложным периодом для первокурсников является первый месяц обучения в вузе, когда происходит знакомство как с коллективом однокурсников, так и с незнакомой, во многом не простой системой обучения в вузе: с новыми требованиями, подходами к организации обучения, с преподавателями и т. д. Для многих первокурсников процесс адаптации является проблемным и даже стрессовым. Помочь студентам в этот период призваны кураторы групп. Однако в условиях, когда студенты с первого сентября начинают осваивать сложные теоретические курсы, привыкать к требованиям высшей школы, выстраивать отношения с сокурсниками, а преподаватели-кураторы в этот момент тоже не могут полностью посвятить свое время первокурсникам, так как заняты непосредственно преподавательской деятельностью, – взаимодействие кураторов и первокурсников часто бывает не систематичным, эпизодическим. Это затягивает и осложняет процесс адаптации первокурсников к процессу обучения в вузе, делает его часто неконтролируемым. Во избежание таких проблем необходимо проведение адаптационной программы для первокурсников, которая, с одной стороны, способствует более интенсивному и целенаправленному привыканию студентов к условиям вуза, формированию коллектива группы; с другой – помогает студентам и кураторам наладить взаимодействие, создать доброжелательную атмосферу в коллективе.
Программа рассчитана на 6 дней, реализуется по 3-6 часов ежедневно в первую неделю сентября.
Цель: адаптация первокурсников в университете, формирование у них ценностных установок студента высшей школы.
– организация знакомства студентов с университетом, факультетом (институтом), внутри группы;
– ознакомление с требованиями и спецификой обучения на факультете (в институте);
– работа по формированию коллектива группы, групповой культуры;
– формирование личностных позиций по актуальным вопросам студенческой жизни;
– развитие навыков взаимодействия с коллективом группы, курса, факультета (с администрацией, преподавательским составом, старшекурсниками);
– формирование умений самостоятельно решать возникающие проблемы и вопросы;
– формирование активной жизненной позиции, развитие социальной активности студентов;
– включение желающих во внеучебную деятельность студентов факультета (института), университета.
Участники. Кураторы групп первого курса, педагогические отряды МГУ им – тренеры программы, руководители программы. Студенты первого курса.
I этап. Подготовительный
На этом этапе проводится следующая деятельность:
1) Разработка и утверждение программы адаптива (март-май).
2) Подготовка тренеров из числа членов педагогических отрядов (май).
3) Подготовка ответственных за проведение адаптива на факультетах (май-июнь, август).
4) Подготовка кураторов групп к проведению адаптивна.
5) Проведение организационной работы руководителями программы (апрель-август).
II этап. Реализация программы
Программа запускается параллельно на всех факультетах (в институтах), принимающих участие в адаптиве, и проходит под руководством ответственных за программу тренеров из числа разработчиков программы, преподавателей-кураторов, сотрудников внеучебной системы университета или командиров педагогических отрядов. Медиаторами являются: кураторы групп первого курса и члены педагогических отрядов.
Общее время работы: 2 ч. 30 мин. – 3 ч. 40 мин.
1.1 Общий сбор всех первокурсников с кураторами (30-40 минут):
– знакомство с руководителями программы, всеми задействованными лицами; объяснение общих правил работы.
1.2.1 упражнения (игры) на знакомство (см. «Первый день адаптива»);
1.2.2 первый час куратора (см. «Первый день адаптива»);
1.2.3 упражнения (игры) на сплочение (см. «Первый день адаптива»).
1.2.4 проведение первого индивидуального анкетирования (см. «Первый день адаптива»)
2-й день. Знакомство с группой, «Я в группе»
Общее время работы: 3 ч. 30 мин. – 5 ч. 15 мин.
Выборы ответственного за группу (15 мин.)
2.1 Знакомство со структурой самоуправления в группе (встреча с председателями студенческого совета и профкома) (45 мин. – 1,5 ч.)
2.2 Проведение игры «Следопыт» (см. «Второй день адаптива») (охват факультета (института) и МГУ для тех, кто в центре; только по факультету (институту) для всех остальных и тогда экскурсия в центр по окончании дня) (1 час).
2.3 Первая групповая дискуссия «Успешное общение» (см. «Второй день адаптива») (1–1,5 часа).
2.4 Анализ дня: «я в группе» (30 минут – 1 час).
3-й день. Знакомство с факультетом и МГУ
Общее время работы: 4 ч. 15 мин – 5 ч. 45 мин.
Выборы ответственного за группу (15 мин.)
3.1 Знакомство с внеучебной структурой факультета (института) и университета: встречи со Студенческим советом МГУ, представителями подразделений по внеучебной деятельности (по одному на каждый факультет (институт) (1–1,5 часа).
3.2 Игры на взаимодействие «Лекция», «Головные повязки» (см. «Третий день адаптива») (1,5 часа).
3.3 Групповая дискуссия «Упражнение Джеффа» (см. «Третий день адаптива») (1–1,5 часа)
3.4 Анализ дня: «я в МГУ» (30 минут – 1 час).
4-й день. Учимся быть вместе
Общее время работы: 4 ч. 15 мин. – 5 ч. 45 мин.
Выборы ответственного за группу (15 мин.)
4.1 Упражнения на диагностику («Три Р», «Кошка-собака», «Свое пространство») (см. «Четвертый день адаптива») (1–1,5 часа)
4.2 Игры на взаимодействие и распределение ролей («Королевство» или «Консилиум») (см. «Четвертый день адаптива») (1,5 часа)
4.3 Конференция (встреча с зав. кафедрами, либо с приглашенными людьми, успешными в профессии) (1-1,5 часа).
4.4 Анализ дня: впечатление от «себя» и «нас» (30 минут – 1 час).
Общее время работы: 4 ч. 15 мин. – 5 ч. 45 мин.
Выборы ответственного за группу (15 мин.)
5.1 Упражнения на доверие (см. «Пятый день адаптива»). Рефлексия (1–1,5 часа)
5.2 Социометрия (см. «Пятый день адаптива») (30 минут)
5.3 Групповая дискуссия «Качества, умения и навыки» (см. «Пятый день адаптива») (1,5 часа)
5.4 Выборы актива группы (30 минут – 1 час)
5.5 Анализ дня: «мы – группа!?» (30 минут – 1 час).
Общее время работы: 4 ч. 15 мин. – 4 ч. 45 мин.
Выборы ответственного за группу (15 мин.)
6.1 Групповая работа (на усмотрение кураторов) (1 час)
6.2 Подготовка социальных проектов под общим девизом «Наш факультет» или «Наш институт» (см. «Шестой день адаптива») (1 час)
6.3 Защита проектов (1,5 часа)
6.3 Подведение итогов дня по группам, +/++ всего адаптива (см. «Шестой день адаптива») (30 мин.-1 часа).
III этап. Подведение итогов
Подведение итогов проходит на нескольких уровнях:
1) Анализ адаптива организаторами на факультетах (в институтах) сразу после окончания работы 6 дня.
2) Обсуждение впечатлений на часе куратора (через 2-3 дня после окончания адаптива).
3) Анализ руководителями программы и ответственными на факультетах (в институтах) (через 3-4 дня).
4) Подготовка аналитического отчета помощником проректора по внеучебной работе по работе с кураторами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АДАПТИВА
Особенности организации учебного процесса, различные возможности использования помещений в корпусах определили необходимость вариативного подхода к реализации адаптационной программы на факультетах. При этом определены мероприятия, проведение которых является обязательным:
– проведение ознакомительных и информационных встреч;
– групповые дискуссии, способствующие самопознанию студентов и развитию навыков общения с группой;
– игровые методики на знакомство и взаимодействие группы.
Адаптационный курс предполагает большую часть времени занимать группой работой, но при этом ежедневно проводятся мероприятия для всего курса (ознакомительные, профориентационные и т. д.). Если содержание общих мероприятий (встреч, конференций и т. д.) типично для всех факультетов, то работа с группой (время работы, проводимые игровые и дискуссионные методики) может несколько меняться кураторами. Это зависит от динамика развития коллектива группы: от возникающих проблем, от степени открытости и готовности группы к конструктивному диалогу и т. д. Главным принципом при этом остается следование общей логике развития группы, изложенной в программе, где условно можно выделить три периода: ознакомительный или вводный (1-3 день), «внутреннего мира» или период групповой работы (4-5 день), «внешнего мира» или итоговый (6 день).
Успех «Адаптива» во многом зависит от профессионализма кураторов групп и умения последовательно решать задачи адаптива, направленные прежде всего на то, чтобы вчерашний школьник стал самостоятельным ответственным студентом-огаревцем
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ АДАПТИВА
ПЕРВЫЙ ЧАС КУРАТОРА
1. Обсуждение прав и обязанностей студентов (посещение лекций и семинаров, внешний вид, поведение в стенах университета, стипендия, льготы)
2. Знакомство с требованиями обучения на факультете, в МГУ (деканат, расписание, зачетка, студенческий, лекции, семинары, лабораторные и т. д., межсессионные и сессионные отчетности, отношения с преподавателями, библиотека, второй отдел, медосмотр)
3. Путеводитель первокурсника. Как с ним работать?
Игры на знакомство
Самая распространенная методика знакомства. Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя, при этом каждый следующий должен повторить имя того (тех), кто представлялся перед ним, а только затем назвать свое. Получается, что имена накатываются как снежный ком.
Методика имеет несколько вариаций:
Можно называть не только имя, но и качество характера, которое начинается на ту же букву, что и имя (например, Ольга – обаятельная, Светлана – своенравная, Николай – надежный и т. д.).
Можно называть имя и свой любимый фрукт или овощ (Наталья – груша, Сергей – ананас и т. п.).
Студентам раздается лист, на котором написано задание.
Найдите (запишите на листе их имена) как можно больше тех, у кого такие же как у Вас:
1 Месяц рождения _________________________________________________
2. Цвет глаз ________________________________________________________
3. Место рождения _________________________________________________
4. Размер обуви_____________________________________________________
5. Любимое блюдо __________________________________________________
6. Любимое художественное произведение _____________________________
7. Хобби, увлечение _________________________________________________
8. Качество, которое больше всего цените в людях _______________________
Студенты самостоятельно должны найти всех схожих с ними по каким-либо параметрам людей (они могут ходить, спрашивать с места, ждать, когда к ним подойдут, – задача куратора только наблюдать). На это задание дается от 5 до 20 мин. в зависимости от количества студентов в группе. После этого проводится рефлексия. Примерные вопросы: «У кого больше всего сходств по какому-либо пункту?», «У кого нет совпадений по какому-либо пункту?», «Есть ли схожие по всем пунктам студенты?», «Что было сложно при выполнении задания?» и т. д.
Группа делится по 2-3 человека, каждой группе дается коробок со спичками. Задача группы как можно быстрее из этих спичек выложить имена всех членов группы, использовав все спички, лежащие в коробке. Одна буква может принадлежать разным именам.
Спички выдаются из расчета 10 спичек на одного члена группы.
Студенты разбиваются по тройкам и в течении 2 минут рассказывают друг другу о себе все, что успеют. Затем тройки меняются и повторяется та же деятельность. После этого группа садится в круг и обсуждает наиболее запомнившиеся факты и истории из жизни студентов группы, с которыми успел познакомиться. При этом обязательно сначала назвать имя и фамилию человека, о котором будет идти речь.
Группа садится кругом (так чтобы все друг друга видели) и по очереди рассказывает о себе, начиная со слов: «Я не умею…». Куратор после высказывания студента может задать возникшие вопросы. Поле того, как выступили все студенты, могут задавать вопросы все желающие (тем, к кому они появились во время проведения упражнения). Задача куратора наблюдать и анализировать выступления. Кто-то из студентов действительно старается быть искренним, признаться в своих не умениях (которые часто означают, что человек желает этому научиться), а кто-то постарается показать себя с лучшей стороны, не желая раскрываться перед малознакомыми однокурсниками (Соответственно, высказывания «Я не умею стирать» и «Я не умею лгать» явно отличаются по информационной нагрузке). Задача куратора – организовать свободный, интересный диалог.
Каждый студент пишет на листочке свое имя и фамилию, все листочки складывают в коробку, перемешивают, затем все члену группы вынимают по одному листочку. Задача студентов – взять интервью у того, листочек с чьим именем ему достался. Право выбора задаваемых вопросов остается за игроком. Время на интервью одного человека – 5 мин. После того, как каждый из участников взял интервью, все садятся в круг и по очереди рассказывают о том человеке, которого опрашивали. Содержание своего рассказа студент определяет сам: он может рассказать все услышанное, а может лишь некоторую информацию.
Игра одновременно помогает познакомиться, сплотиться и создать непринужденную атмосферу в группе.
Группа встает в круг. Задача студентов называть по очереди свои имена и приседать. При этом нельзя называть имена подряд (стоящим рядом) и стоящим через одного студентам. В случае одновременного произношения имен или нарушения правил чередования, – игра начинается сначала. Продолжается до тех пор, пока задание не будет выполнено правильно.
Инструкция участникам: Начтите, пожалуйста, ходить по комнате. Я предлагаю вам поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать: «Привет! Меня зовут…» Говорите только эти простые слова и больше ничего. Но в этой игре есть одно важное правило: здороваясь с кем-либо из участников, вы можете освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнете здороваться еще с кем-то. Иными словами, вы должны непрерывно быть в контакте с кем-либо из группы. Представили себе, как это происходит?
Когда все поздоровались друг с другом и группа привыкла к этому ритуалу, Вы можете запустить второй круг – с другим приветствием, например, со словами: «Как хорошо, что Ты здесь!» Другой вариант: Вы можете использовать эту игру в конце занятий, и в этом случае заменить приветствие прощанием: «Спасибо!» или «Спасибо, с Тобой было так хорошо работать!».
Эта игра помогает закрепить знакомство группы.
Участники деляться на две группы, которые должны встать рядом в два круга (круги должны быть как можно более правильными), взявшись за руки. После этого по команде ведущего круги начинают вращаться – один по часовой стрелке, другой – против. При слове «Стоп» все участники замирают на месте. В каждой команде оказывается по одному игроку, которые в этот момент находятся в точке соприкосновения кругов. Они должны стоять спиной друг к другу, не оглядываясь. Когда ведущий говорит «Кругом!», эти двое поворачиваются и смотрят друг на друга. Тот, кто первый назовет имя другого, забирает его в свой круг, и игра повторяется.
Игра выполняет одновременно две функции: знакомство и сплочение.
Студенты встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Ведущий берет маркер и бросает его любому из членов группы, тот передает дальше, при этом обязательно запоминая, от кого получил(а) и кому передал(а) маркер. Нельзя передавать маркер стоящим рядом и через одного. Те, кто передал маркер, скрещивают руки на груди, чтобы можно было понять, в чьих руках маркер еще не побывал. Перед тем как бросать маркер, необходимо спросить: «Как тебя зовут?», услышав ответ, назвать по имени и только затем бросать.
После того, как первый круг завершен (не важно падал маркер при этом или нет), студентам ставиться условие, что теперь, сохраняя траекторию передачи, необходимо бросать маркер так, чтобы он ни разу не упал. Если это случилось, то круг начинается с начала. Время на игру не ограничено. Если долго не получается, то куратор может помочь, давая советы. Например: «Будьте внимательнее, когда передаете маркер», «Не мешайте друг другу», «Это ваше общее дело, и вы должны его сделать обязательно» и т. п. Если задание с одним маркером выполнено слишком быстро (с первого или со второго раза), то можно добавить еще один маркер или попросить сделать шаг из круга, тем самым усложнив задание.
Необходимые материалы: 1 или 2 маркера (можно использовать ручку, крупный брелок и т. п.)
Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания куратору необходимо наблюдать за поведением студентов: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:
крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
двери – ими обычно становятся люди имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими):
сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
кучер – это обычно лидеры, умеющий вести за собой;
Если студент выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
После того, как карета готова, студенты садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем куратор объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
Примечание: если группой руководит и распределяет роли один человек, то значения названные выше не будут отражать качеств данных людей.
Студенты встают в круг и берутся за руки. Им предлагается закрыть глаза и всем вместе, не расцепляя рук, построить квадрат. После того как группа решит, что квадрат готов, ведущий просит их открыть глаза и посмотреть, что у них получилось. Если группа не довольна увиденным, они вновь закрывают глаза и продолжают выполнять задание. Затем таким же образом можно построить прямоугольник, треугольник, равнобедренный треугольник и т. д.
Примечание: в данном задании можно использовать веревку со связанными концами, за которую берутся все студенты группы.
Группа садится в круг так, чтобы было хорошо видно каждого, руки кладут под ягодицы. Молча, не употребляя мимики лица, одними глазами необходимо найти себе пару (нельзя «договариваться» с соседями и с теми, кто сидит через одного). По сигналу ведущего все встают и подходят к своей паре. Скорее всего сразу не все смогут «договорится глазами», поэтому упражнение повторяется, но при этом студенты рассаживаются на другие места в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока у каждого не будет своей пары.
Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает ребятам посмотреть на тех, кто стоит через одного от них и затем взяться за руки с этими людьми. Потом через двух от них и тоже взяться за руки с этими людьми и так далее, пока каждый не будет держаться за руки с человеком напротив.
Примечание: после каждого нового «объятия» группе необходимо предлагать выпрямиться (для этого студентам придется ближе подойти друг к другу). Первый раз игру можно остановить, если ребятам становиться не уютно или очень сложно стоять.
Игра на преодоление тактильных барьеров, выявление лидеров и снятие напряжения одновременно.
Группа должна по команде как можно быстрее сесть на стол так, чтобы все члены группы разместились на столе. На полу не должно быть ни одной ноги.
Инструкция группе: «Выберите, пожалуйста, себе партнера. Я хочу предложить вам игру под названием «Ирландская дуэль». Вы должны встать друг напротив друга так, чтобы около вас было достаточно свободного пространства, и вы могли бы во время игры двигаться друг вокруг друга. Пожалуйста, положите левую руку себе на спину на уровне крестца, ладонью наружу. Эта ладонь – ваше уязвимое место, ваша Ахиллесова пята.
Правую руку вытяните указательным пальцем вперед – это будет ваш ирландский меч. Ваша задача – дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнера, одновременно не давая ему задеть ваше «уязвимое место». Во время этой дуэли вы не имеете права удерживать партнера. Так как ирландцы – очень мирный народ, то дуэль будет длиться всего одну минуту».
Обратите, пожалуйста, внимание на то, чтобы в комнате было достаточно свободного места – в противном случае участники могут «в пылу сражения» обо что-нибудь удариться. После первого поединка вы можете предложить участникам провести дуэль с новыми партнерами.
Группа – семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию.
После игры необходимо обсудить – кто какое место занял на фотографии, причины такого выбора, все ли члены группы довольны распределенными ролями.
Анкета для первого индивидуального анкетирования
«Мотивация обучения в вузе»
Методика разработана [1]. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются 3 шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.
Отметьте Ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «-« с нижеследующими утверждениями.
1. Лучшая атмосфера на занятии – атмосфера свободных высказываний.
2. Обычно я работаю с большим напряжением.
3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.
5. Какое из присущих вам качеств Вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.
6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.
8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.
10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии
13. От каких из присущих Вам качеств Вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.
14. При удобном случае я использую на экзамене подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).
15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
18. При возможности я поступил бы в другой вуз.
19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на потом.
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминаний администрации.
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.
30. Какое из присущих Вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.
33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать решение группы.
35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, (избежать службы в армии).
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
37. Мои родители профессионалы, и я хочу быть на них похожим.
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
39. Какое из Ваших качеств помогает Вам учиться? Напишите ответ рядом.
40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей специальности.
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
43. Мой выбор данного вуза окончателен.
44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них
45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.
46. У меня обычно хорошее и ровное настроение.
47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.
48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
ВТОРОЙ ДЕНЬ АДАПТИВА
Целью игры является знакомство с факультетом (университетом). Группе выдается путевой листок с перечнем вопросов, на которые необходимо найти ответы. Лист с ответами после выполнения задания необходимо отдать медиатору группы. Он проверяет правильность ответов, просит доработать, исправить неверные ответы, фиксирует время выполнения задания следопытами.
Распределение ролей, пути поиска ответов – это студенты решают сами.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
По факультету (институту)
1. Сколько окон на 3 этаже нашего корпуса?
2. Как зовут заведующего кафедрой….?
3. Номер кабинета деканата.
4. Номер телефона в деканате.
5. В чем сегодня одет(а) заместитель декана (директора) по внеучебной работе.
6. Сколько столов в нашем буфете (столовой) и как зовут буфетчицу?
7. Где расположен методический кабинет (библиотека) и как зовут библиотекарей?
8. Тема докторской (кандидатской) диссертации декана (директора).
9. Количество кафедр на факультете (в институте).
10. Количество человек в администрации факультета (института), перечислите должности и имена.
11. Что написано на табличке около…
12. Где расположен студенческий совет и как зовут председателя?
13. Общее количество студентов на факультете (в институте)?
14. Куратором какой группы является …?
15. Как называется кафедра, расположенная в …. каб.?
16. Какое объявление висит рядом с расписанием…?
17. Какое место факультет (институт) занял на прошлой студенческой весне?
18. Как называется педагогический отряд факультета (института)?
1. Как зовут ректора университета, его ученая степень и звание?
2. Где расположена библиотека и как называются отделы, расположенные на 4,5,6,7 этажах?
3. Как зовут председателя студенческого совета МГУ, в чем она сегодня одета (1 корпус, 115 ауд.)?
4. Какое объявление висит на двери отдела кадров по студенческому составу (1 корпус, 123 ауд.)?
5. Как зовут проректора по внеучебной работе, где находится ее кабинет?
6. Номер кабинета общего отдела (1 корпус).
7. Сколько точек питания в Главном корпусе?
8. Как зовут заведующую отделом аспирантуры? (Главный корпус, 2 этаж).
9. Сколько столов в Отделе молодежных инициатив, номер телефона отдела? (1 корпус, 118 ауд.)
10. Какого цвета жалюзи в Управлении по связям с общественностью и как зовут руководителя пресс-службы МГУ? (1 корпус, 101 ауд.)
11. Основные направления работы Центра развития социальной активности студенческой молодежи (1 корпус, 112 ауд.).
12. Сколько входных дверей в здании Спортивного комплекса МГУ? (во дворе 1 корпуса)
13. Как зовут заведующую Музея истории МГУ, какая у них сейчас идет выставка? (2 корпус)
14. Какие факультеты расположены в 16 корпусе университета?
15. В каком корпусе расположен ДК МГУ?
16. В каком корпусе расположен самый большой актовый зал МГУ, как туда пройти?
17. Какие факультеты расположены на юго-западе?
18. Сколько комнат в редакции газеты «Голос Мордовского университета»?
ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ «УСПЕШНОЕ ОБЩЕНИЕ»
Студентам предлагается ознакомиться со шкалами и сравнить свои собственные характеристики с предложенными в таблицах. Затем в форме групповой дискуссии идет обсуждение результатов рефлексии, что помогает студентам как лучше понять себя, так и узнать членов группы и способствует плодотворному общению.
Цель – способствовать формированию навыков успешного межличностного общения.
Задачи:
1) сформировать навык рефлексии через самооценку;
2) сформировать навыки анализа ситуации общения и особенностей собеседника/собеседников;
б) избавиться от иллюзий, что все построено по принципу «черное/белое».
Дополнительная задача – инструктивная – формирования навыка грамотного обсуждения, построенного на бесконфликтной ситуации и ориентированного на приращение (разнообразных характеристик) в противовес выбору ключевых (определяющих характеристик). Как видно из шкал, характеристики сгруппированы по принципу коромысла, однако, противовесом каждый раз служит не антагонистическая характеристика.
Методика проведения
1. Участникам предлагается подумать о том, что такое «общение», какой смысл мы вкладываем в это слово, какие ассоциации оно рождает. Затем в течение 2-х минут проводится упражнение «Обмен информацией». Цель этого упражнения – выявить различия в восприятии и передаче информации, которые зависят от особенностей характера собеседников (экстраверт или интроверт) и атмосферы в группе.
Под общением подразумевают обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т. п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника.