Адаптивная математика что это
Цифровой репетитор Plario
Выравнивающий курс математики для учащихся школ и вузов:
Адаптивный подбор упражнений
Система индивидуально подбирает траекторию обучения в зависимости от уровня подготовки и прогресса студента
Контроль знаний в режиме реального времени
В процессе выполнения заданий система оценивает прогресс обучающегося и корректирует траекторию обучения
Высокая вовлечённость и мотивация
Элемент геймификации подтвердил свою эффективность для освоения учебного материала
По материалам стратегической сессии
Преимущества адаптивного обучения
Система адаптивного обучения Plario создана как онлайн-платформа «цифрового репетитора». Это принципиально новая система, ориентированная на современных студентов и обеспечивающая индивидуализацию обучения
Модель предметной области
Алгоритмы, использующие Онтологию: систему метаописаний и граф навыков
Микрообучение
Уникальная технология представления контента: микродозы теоретического материала
Модуль управления контентом
Преподаватели могут с легкостью создавать адаптивный контент по специальной методике
Цифровой двойник студента
Данные входного тестирования используются для предсказания освоения материала учащимся
Интеграция с LMS
Разработаны дополнения к LMS и интеграция с помощью протокола LTI
Удобный интерфейс
Интуитивно понятный дизайн делает работу в Plario удобной и эффективной
Часто задаваемые вопросы
Как система определяет начальный уровень студента?
Как измеряется прогресс обучения?
Как подключиться к Plario?
Какой алгоритм лежит в основе адаптивной части системы?
Интересная, полезная и удобная штука. Думаю, если у человека будет желание научиться, то по такой программе это можно будет сделать с легкостью.
В некоторых темах были пробелы ещё со школы. Что-то лучше разобрала. В целом, интересная и полезная штука.
Впечатления очень хорошие. Система хорошо справляется со своими первоначальными задачами и помогает довольно хорошо разобраться с материалом.
Узнайте больше об адаптивном обучении в ВУЗе
Plario развивается и уже скоро будут доступны новые возможности:
- Механизм открытых вопросов (математика) Дополнительные способы предоставления контента Мобильная версия
Узнать больше
Наша команда
Разработка системы адаптивного обучения Plario была успешно реализована благодаря блестящей команде и слаженной совместной работе инженеров из IT-компании ENBISYS и математиков из Томского государственного университета
ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА МОЖАЕВА
Кандидат исторических наук, заведующий кафедрой гуманитарных проблем информатики, исполнительный директор САЕ «Институт человека цифровой эпохи» ТГУ, автор более 200 статей и учебно-методических пособий по дистанционному и онлайн-обучению, эксперт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»
МАКСИМ ВИКТОРОВИЧ УСОВ
Технический директор ENBISYS
Основатель компании ENBISYS, руководитель департамента исследований в сквозных технологиях и машинном обучении, разработчик и преподаватель дисциплины «Машинное обучение» в ТГУ
ДИАНА ДАМИРОВНА ДАММЕР
Доцент кафедры теории вероятностей и математической статистики ТГУ
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры теории вероятностей и математической статистики Института прикладной математики и компьютерных наук ТГУ
Связаться с нами
Необходимо заполнить все поля, помеченные *
Контакты
Адрес
Компания ENBISYS, Проспект Академический, 8/8, Томск, РФ
Томский государственный университет, Проспект Ленина, 36, Томск, РФ
Уральский математик Дмитрий Борисов: «Моя числовая система сделала меня счастливее на 40 %»
Инженер Дмитрий Борисов из Челябинска в 2020 году стал победителем всероссийского шоу «Удивительные люди». За 5 минут он вычислил корень 9999 степени из огромного числа, состоящего почти из 80 000 знаков. Мы поговорили с Дмитрием о том, стоит ли делить людей на гуманитариев и математиков, настигла ли его «звездная болезнь» после шоу и верит ли он в астрологию.
— Дмитрий, первый вопрос о вашей системе Дмитрий Борисов разработал числовую систему в 2017 году после того, как посмотрел первый сезон шоу «Удивительные люди». Это поле со всеми двузначными числами, между которыми Дмитрий выявил определенные связи. С помощью этой таблицы можно легко считать и запоминать объемные числа. . В одном интервью вы сказали, что классические мнемотехники не имеют права на существование. А ваша чем лучше?
— Не помню, чтобы я говорил, что не имеют права. Но в советское время эти техники перекрывались, не было такого, чтобы они распространялись где-то в школах или других учебных заведениях. В первую очередь это связано с тем, что это работа с образами, с собственным ментальным В классической мнемотехнике для того, чтобы запомнить большое количество предметов, изображений или цифр, используется прием создания связей между ними, то есть запоминаются не сами объекты, а ассоциации. мышлением. И зачастую там встречались какие-то неправильные образы, даже исковерканные.
Журавль бегает по льду и ловит рыбок с помощью лампы – что-то такое неестественное, вплоть до безумия. Вся мнемотехника основана на том, чтобы создать какой-то яркий образ и таким образом запомнить информацию.
Я ушел от классической мнемотехники, хотя иногда могу ее применить к тому, что мне хорошо известно. Но если взрослый справится с этими образами, то ребенок может продолжить фантазировать, и к чему это приведет, никто не знает. Поэтому я пошел другим путем: в моей системе нет ярких образов, ломаных историй, а все максимально просто – есть поле в клеточку, каждая клеточка имеет единицу информации, мы нашли на этом поле определенные связи и с помощью этих приемов работаем.
— Я правильно понимаю, что это система не только про числа, но и про буквы и все остальное?
— Здесь один путь – менять буквы на цифры, а потом переводить обратно информацию в слова. Я думал о том, чтобы включать в эту систему буквы или что-то еще, но решил, что цифр вполне достаточно. Потому что мы чаще встречаемся с ними, нужно их много запоминать. В 90-х годах были интересны карты, все играли в них и в казино. А сейчас уже такого нет, в карты никто особо не играет. А по поводу букв можно потренироваться, конечно, но пока у меня только цифры.
— Ваша система довольно просто выглядит, но на самом деле вы придумали нечто новое?
— С точки зрения математики ничего нового нет. Но с точки зрения абстрактного мышления – да, это новое. Тут основная задача в том, чтобы система была адаптивная, чтобы человек мог ею воспользоваться. Если она адаптивна, тогда она имеет право жить. Я потратил кучу времени, чтобы понять, насколько она адаптивна. Я-то сам к ней быстро приспособился, и результаты пошли уже через полгода: я умножал в уме и запоминал. А на то, чтобы понять, адаптивна она для других людей, ушло время.
— Считаете ли вы себя гением?
— Нет. Я не могу о себе так говорить. Пускай люди скажут, сравнят меня с какими-то результатами и сами решат.
Так что тут требуется оценка временем, специалистами. Специалистов как таковых очень мало, кто бы мог оценить.
Вот как Моцарт: придумал музыку, и все люди говорят про него «гений», потому что классно и оценить это может каждый – вы, я, просто включив его трек. А чтобы оценить математический гений – тут немножко сложнее, нужны специалисты, которые посмотрят и скажут – ну да, это действительно сложно. Но я бы хотел посмотреть на эти оценки и обсудить их с этими людьми.
— На шоу весь зал был потрясен, я видела, как профессора переглядывались и качали головами: «Ну вообще!»
Фото: приглашенные специалисты на шоу «Удивительные люди», скрин видео
— К разгадке?
— Не к разгадке, а к пониманию того, что я вообще делаю. Кучи разных ссылок на формулы, на учебники, где то ли фокусы, то ли что-то иное. Я даже эти учебники нашел, в них все очень частные, единичные случаи, но даже близко не подходит к тому, что делаю я.
— Вы говорили, что после программы к вам стали обращаться разные люди – разработчики игр, ученые, которые хотели с вами работать. Получилось ли сделать что-то совместное?
— С коммерческой точки зрения ничего не получилось. Мы многое обсуждали, были приглашения и в Москву, и в Питер, но все эти предложения были, так скажем, не в мою пользу.
Вы нам все предоставьте, покажите-расскажите, а мы вам скажем спасибо. Это было первое время, когда у меня была, так скажем, мини-звездная болезнь – на пару недель. А потом я уже пришел в себя и понял – а зачем мне нужны все эти люди?
— Начиная со школы людей делят на гуманитариев и математиков. Как вы думаете, это ярлыки, которые навешивают учителя, или все мы универсальны и можем, условно говоря, и корни извлекать, и «Войну и мир» цитировать?
— Я думаю, все это деление происходит зря. Есть предрасположенности у людей к пространственному или другим видам мышления. Опять же упомяну про адаптивность. Насколько система адаптивна?
Математика в чистом виде вообще не адаптивна.
Человеку нужно все время как-то представлять эти цифры, и это очень сложно делать, особенно если нет привычки с детства к этому. Поэтому я бы рекомендовал пройти адаптацию с помощью разных методик, немножко привыкнуть к миру цифр.
У кого-то проблема с чтением – он быстро утомляется, это тоже связано с определенным развитием. Сначала нужно развить определенную область, чтобы человек мог дольше читать и чтобы ему было это интересно, и уже потом приступать к чтению.
Но у нас по-другому принято. Вот тебе задание, иди и делай как хочешь. Способности к чему-либо никто не оценивает, сами родители редко этим занимаются.
Нужно вначале оценить способности ученика, что он может, и, если чего-то не хватает, пройти тренировки по адаптации, чтобы ребенок привык видеть эту информацию, пришел к ней постепенно. Если я вам дам задание и оно будет сложное, вы просто махнете рукой и не будете делать.
Приходит ученик в школу, а ему дают сложное задание, которое ему не по зубам. Он от него быстро устает, утомляется, и у него складывается психологический комплекс, что это не его. Обучение – это же игра. Школа – это игра.
— Учителя так не думают!
— Да, и когда мы смеемся, играем, все получается просто, хорошо и мы идем вперед. А когда мы сильно напрягаемся, то сильно устаем, и к чему это приводит – всем известно.
— Владимир Набоков писал, что в детстве мог складывать многозначные числа в уме. У чисел был цвет, и происходило слияние этих чисел и цветов, в итоге получается результат. У ваших цифр есть цвет, запах, звук?
— Когда я считаю, то использую положение клеток на поле. Для меня важно запомнить это положение, где я нахожусь, какой я занимаю объем от определенного пространства. Это и будет моей единицей информации. А если говорить о Набокове, то это опять же процесс адаптации. Для него было адаптивно использовать цвета. Подойдет ли это для кого-то еще – очень сложно сказать. Цвета представлять намного сложнее, чем клеточки на поле. У Набокова была хорошая фантазия, развитое абстрактное мышление, но сказать, что эта система адаптивна, очень сложно. Наверное, она подойдет очень маленькому количеству людей. Я бы не стал ею заниматься.
— Кстати, о книгах – что вы читаете? Для примера – какие последние три книги вы прочитали и какие три больше всего вам дали?
— Я читаю несколько книг одновременно и могу в одну книгу углубиться, а потом мне нужно над ней подумать хорошенько. Я оставляю какое-то время, неделю, бывает, или три-четыре дня и эту информацию обрабатываю. А в это время могу читать другую книгу. Потом возвращаюсь к первой книге со своими мыслями и смотрю, что там будет дальше. Я периодически останавливаюсь и провожу анализ. Давайте лучше скажу, какие книги мне понравились.
«Самый богатый человек в Вавилоне» – я ее читал в июле еще, проглотил эту книгу за пару дней, потому что она захватила своим сюжетом, интересными поворотами. В этой книге вся соль жизни – что появляется, как исчезает, и сама ценность денег и жизни, навыков очень хорошо описывается.
Еще одна книга – «Пластичность мозга» Нормана Дойжда. Для меня она была переворотом. Я изучаю процессы, которые у нас происходят в голове, и я всегда опирался на то, что у нас работают разные отделы мозга. Это доказано, что у нас один отдел отвечает за одно, другой за другое. Так вот в этой книге приводятся доказательства, что может происходить трансформация мозга в случае травм. И описывают опыты, проведенные на обезьянах, мышах и на людях, которые пострадали в авариях, которые показывают, что эти области смещаются. И меня эта книга так вдохновила на размышления о том, что все это настолько пластично, а классическая теория, что у нас все статично, теряет всякий смысл.
Третья книжка вообще про инвестиции, называется «Разумный инвестор» Бенджамина Грэма. У инвестиций прямая связь со счетом, математикой, с анализом информации. Я говорю не о тех людях, кто зашел быстро и купил акции-облигации, а про тех, кто анализирует информацию, делают таблицы, изучают инвестиции. Им этот инструмент анализа может очень пригодиться.
— Какие у вас увлечения?
— Мне нравится считать, запоминать, играть в шахматы, хоть играю редко, но нравится. Но основное хобби – считать и запоминать. Это то, что я делаю регулярно, ежедневно.
У меня в каждой комнате, в каждом углу листочки такие стоят, которые я считаю, запоминаю и обратно кладу.
— А ваша семья разделяет ваше увлечение?
— Нет, они никак в этом не участвуют, хотя память не у всех идеальная (смеется). Но я со своим участием тоже никому не мешаю. У меня все доведено до такого автоматизма, что я могу смотреть телевизор и считать, идти по улице и считать. Мне это приносит удовольствие, мне нравится в цифрах плавать, искать какие-то зависимости, связи. Иногда я занимаюсь без всяких цифр, просто в уме решаю головоломки, расчеты делаю в уме. Еще хобби у меня основное – обучение учеников. Здесь тоже много интересных моментов. Многие приходят, мне интересна их цель. Когда человек приходит учиться инвестициям, понятно, что он хочет. Когда человек приходит учиться играть в футбол, тоже понятно. А здесь – учиться считать и запоминать, и как-то сразу непонятно, зачем пришел человек. Но практически все те, кто обучается полгода и больше, говорят, что у них жизнь улучшилась, лучше стало на работе, стали лучше результаты в каких-то играх, им стало легче читать, воспринимать информацию.
— То есть занятия по вашей методике влияют на качество жизни?
— Да, очень влияют на качество жизни, помогают чувствовать себя лучше, быстрее ориентироваться в цифрах, быстрее что-то понимать, делать жизнь счастливее.
— Вы говорили в другом интервью, что находитесь сейчас на 5 ступени из 1000. К чему вы сейчас стремитесь?
— Я сейчас просто получаю удовольствие от того, что я делаю. Я перестал гнаться за какими-то результатами, раньше было интересно чего-то добиться, я тренировался до потери пульса.
Но сейчас я понял, что к любым результатам можно прийти просто, когда ты любишь свое дело, уделяешь ему время, силы и самое главное – получаешь от этого удовольствие.
К тем результатам, к которым я старался прийти, я давно уже пришел, совершенно спокойно, без многочасовых тренировок. Я всех призываю получать от своего дела удовольствие, чтобы оно нравилось, приносило радость. А всякие рекорды – лучше оставить мысли про это, если надо, вы к этому придете.
Блиц
— Назовите число Пи до 10 числа после запятой.
— Я, честно говоря, никогда число Пи не запоминал. Но что я помню, это три целых, 1, 4, 1, 5, 9, 2, 6, 5, 4…
— 5, 3.
— Я его никогда не запоминал – что примерно вспомнил.
— Что такое ноль?
— Ноль – отсутствие информации, пустота или равновесие, как принято говорить в физике, но все-таки ноль – это не отсутствие информации, это тоже ее единица. Ответить на этот вопрос языком физическим не получится. Если языком математическим, это единица информации, это, конечно, не пустота.
— Можно ли верить в числовые знаки, например, 4 у китайцев или 13 – это хорошо или плохо?
— Да, можно, у многих людей есть свои числа в жизни, которые встречаются чаще, чем остальные. Астрологи используют числа постоянно, астрология живет уже сколько лет.
— Вы верите в астрологию?
— Да, верю, конечно. И у меня жизнь связана с некоторыми числами – 13 и 7 встречаются довольно часто, я на них иногда ориентируюсь, когда понимаю, что эти числа что-то сейчас решают. И чаще именно так и выходит.
— А двадцать одно?
— В рулетку играете?
— В рулетку не играл и не собираюсь играть, потому что там все построено на обмане. Правильно будет сказать, что там все нечестно.
— И последний вопрос – вы счастливый человек?
— Да, я счастливый человек, мне все нравится, у меня есть планы на дальнейшую жизнь, чем заниматься, есть семья. И те навыки, что я приобрел, развил, мне и помогают сейчас быть счастливым, ориентироваться в каких-то делах, в работе, дома, за рулем – 30-40 % можно отдать им.
Адаптивная технология по методу границкой (Математика без двоек)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №54
«Самостоятельная деятельность обучающихся
как форма управления процессом обучения»
г. Севастополь 2020
Основные направления технологического процесса в адаптивной системе.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
Как контролировать и корректировать знания учащихся.
Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.
У человека достигшего успеха в решении поставленной задачи, появляется вера в свои силы, понимание путей достижения цели.
Как сделать так, чтобы у ученика не витали мысли, Чтобы он был активным на уроке, включенным, сосредоточенным? Этого можно достичь, побуждая ученика к самостоятельным поискам, экспериментированию, использованию необходимых приемов и средств, для того чтобы он мог сформировать свой стиль учения, соответствующий его потребностям, в котором он утвердился бы как личность.
Технология адаптивного обучения, по которой я работаю, позволяет сделать обучающемуся свой выбор – свой стиль учебной работы, который согласует темп, ритм и сложность обучения с возможностями. Адаптивная система обучения описана в книге А.С. Границкой « Научись думать и действовать » (М.: Просвещение, 1991.) Ею разработана система обучения по разным предметам, которая обеспечивает адаптацию к индивидуальным особенностям школьников. Конечной целью является овладение учебной деятельностью с внутренним самоконтролем.
Преимущество данной технологии обучения в том, что коренным образом меняется обычный учебный процесс.
Ученик, обучаясь по этой технологии, занимается продуктивной деятельностью. Отработка стандарта подготавливает почву для продвижения вперед. Технология включает различные формы работы и контроля, самоконтроля.
Перед внедрением данной технологии учителю необходимо пройти подготовительный этап, который состоит из:
1) выяснения уровня обученности, воспитанности учащихся;
2) выполнение необходимых условий ( наличие достаточного количества дидактического материала);
3) формирование навыка работы с текстом;
4) отработка механизма работы в режиме самоконтроля, взаимоконтроля;
5) создание условий для психологического настроя на анкетирование и тестирование обучающихся.
Учителю необходимо учитывать не только возрастные особенности подростка, но и его способность и потребность познать себя как личность, а также динамику развития потребности к саморегуляции.
Главным принципом взаимодействия учителя и обучающихся в этом обучении является доверие. Моя роль учителя состоит в том, чтобы помочь ученикам увидеть их сильные и слабые стороны, оценить реальные возможности, раскрыть индивидуальность.
Основными жизненными ориентирами по самоорганизации обучающихся могут служить приемы познания окружающего мира, самого себя, своих способностей и возможностей.
1. Выработать умения самостоятельно учиться и правильно мыслить.
2. Изучать основы наук.
3. Развивать свои потенциальные силы и способности.
4. Всегда и всему учиться самому.
5. Всегда обдумывать и выполнять намеченное.
6. Воспитывать в себе трудолюбие.
7. Самый верный способ приобрести авторитет у окружающих – это быть им полезным.
8. Самокритичность и самоконтроль.
9. Стремление к самовыражению, самоутверждению.
Конечная цель – найти себя, свое призвание.
Сформировать умение учиться у обучающихся, как показал опыт, это значит привить умение учить самого себя, не только быть учеником, но и стать собственным учителем.
Как известно, общие умения и навыки образуют фундамент, стандарт, норму, из которых затем формируются специальные навыки и умения.
Основные умения и навыки обучающихся с учетом возрастных способностей, жизненного опыта следующие:
1) слушание ( с умением воспроизводить полученные знания);
2) чтение ( с умением делать выводы по прочитанному, выдвигать идеи);
3) оформление письменной работы ( умение увидеть результаты своей работы);
4) выполнение домашнего задания;
5) планирование, постановка целей ( это лучше делать в группе);
6) самопознание, формирование мотива достижения цели;
Обучающимся при обучении предлагаются приемы по самооценке своей деятельности, которые позволяют вовлекать их в учебный процесс. Обычно это разного рода памятки. Например, для оформления письменной работы:
1. Внешний вид твоей работы:
а) выглядит ли она аккуратной?
б) есть ли заголовок?
в) подчеркиваешь ли и выделяешь главные мысли?
г) возможны ли другие способы улучшения внешнего вида работы?
2. Элементы твоей работы:
а) легко ли прочесть то, что ты написал?
б) исправляешь ли ты ошибки?
в) можешь ли с чистой совестью сказать, что сделал все, на что способен?
а) что я собираюсь улучшить в своей работе?
б) как я буду это делать?
Слабая успеваемость, возможно, может быть вызвана негативным отношением к учебе, быть результатом плохого преподавания. Мотивация успеваемости тесно связана с оценкой возможного и желаемого успеха. У подростков наблюдается тенденция сохранения своих установок, вплоть до замкнутости в себе. Иногда полезны анкетирование и вопросы, к примеру:
1. Изложи причины, мешающие хорошо учиться.
2. Какие качества способствуют успеху в учебе?
3. Каким бы качеством ты хотел обладать? Как намерен его развить?
4. Выбери одноклассника и определи навыки, благодаря которым он достигает высоких результатов.
2.Основные направления технологического процесса
в адаптивной системе
Адаптивная система обучения, отвечающая целям обучения, развития и воспитания, позволяет научить активности, самостоятельности и способности познать себя.
Как организовать учебно – познавательную деятельность учащихся в данной системе обучения?
Модель АСО по А.С.Границкой
Обучает всех одновременно
Работает индивидуально с обучающимися по очереди
Все обучающиеся, кроме одного, работающего индивидуально с учителем, работают самостоятельно
В этой технологии овладение общеучебными умениями и навыками происходит в условиях самостоятельной и коллективной работы.
Преимущество АСО в том, что происходит резкое увеличение самостоятельной работы обучающихся на уроке и совмещение индивидуальной и самостоятельной работы.
Учитель часть урока работает одновременно со всеми обучающимися, обучая их. Остальное время использует для самостоятельной работы. Отличие от традиционного обучения в том, что учитель не просто наблюдает за самостоятельной работой всех обучающихся, а индивидуально работает с отдельными из них.
Самостоятельность обучающихся проявляется в способности ставить перед собой конкретные цели, обсуждать пути их достижения, а затем принимать самостоятельные решения. Важно учить ребят планомерности и организованности в работе.
Управление учебной деятельностью осуществляется при помощи сетевого плана, состоящего из блоков заданий. Разработка сетевого плана делается учителем по темам.
В условиях адаптивной системы индивидуальная работа строится учителем на уроке один на один, без привлечения внимания других. Все замечания учителя произносятся с глазу на глаз, что не травмирует ученика, так как их не слышат обучающиеся, занятые самостоятельной работой.
Как организуется самостоятельная работа? Прежде всего это деятельность в парах. В процессе такой работы развивается мыслительная и речевая активность, обучающиеся свободно общаются друг с другом, происходит взаимообогащение, формируется умение выделять главное, делать обобщения, высказывать гипотезы. Кроме этого, создаются условия для постановки и поиска путей решения проблемы.
Работа в парах имеет демократичный характер. Каждый может обучать каждого и контролировать каждого.
Достоинство этой технологии в том, что на уроке занят каждый ученик, пассивных и скучающих нет.
Для того, чтобы обучающиеся самостоятельно на творческом уровне могли добывать знания, они должны знать предмет своей познавательной деятельности, знать как с ним работать. Этому нужно их учить, вооружать учебно – познавательным аппаратом.
Если создать условия для творческого познания, то познавательная деятельность будет представлять собой самодвижение – результат самостоятельной деятельности. Информация, добытая самостоятельно, будет порождать новую, пока не получится конечный нужный результат. Чтобы научить обучающихся такой познавательной деятельности, нужно выделить особые формы и способы действий, благодаря которым ученик мог бы усваивать знания и применять их на практике.
Определение общих целей деятельности и координацию усилий на их достижение обеспечивает при обучении общения. Главная функция общения быть информированным. Речь является одной из форм человеческого общения. В данной системе обучающимся приходится много говорить, объяснять своему товарищу, высказывать гипотезы, постоянно действовать, анализировать. Одаренные дети решают задачи быстро, находят нестандартные приемы, исследуют решения. Развитию познавательного интереса помогает новизна и занимательность предполагаемых задач, знакомство со старинными задачами. Важно учить устанавливать причину явлений, вырабатывать умения критически анализировать факты и делать выводы.
Перед изучением темы я провожу исходный контроль, помогающий выявить необходимый уровень знаний для усвоения новой темы. После этого проводится обзорный урок-лекция с кратким изложением всей темы. Формы проведения таких уроков разнообразные. На вводном уроке я знакомлю обучающихся с сетевым планом по теме, с указанием уровня заданий с адаптацией, тематикой заданий по работе с дополнительной литературой, предлагается также список литературы.
В обычном обучении целеосущуствление преобладает над целеполаганием. Для развития интереса к учению учителю необходимо искать новые пути деятельности. Эффективность любой самостоятельной работы в процессе обучения во многом зависит от условий ее организации, содержания и источника знаний, качества достигнутых результатов.
Самостоятельность формирует у обучающихся движение от незнания к знанию, к приобретению необходимых умений и навыков для решения познавательной задачи. Самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения, при котором ученик в новых условиях проявляет интерес к его процессу, приобретенные знания становятся гибче, изменяется его активность. У обучающегося появляется потребность и удовлетворение в самостоятельной работе.
Управление учебным процессом при помощи
сетевого тематического плана
В адаптивной технологии, направленной на развитие индивидуальных способностей школьников, управление учебным процессом осуществляется с помощью сетевого плана.
Сетевой план наглядно показывает обучающимся, что нужно выполнить за срок, на который рассчитан этот план. Каждый включается в ту или иную работу самостоятельно. Перед учителем стоит задача организовать, скоординировать действия. Здесь проявляется методическое мастерство учителя, от него зависит, чтобы учебный процесс стал увлекательным путешествием, игрой. Для обучающегося сетевой план открывает перспективу работы, обеспечивает непрерывный, конкретный, целенаправленный процесс получения знаний. Я фиксирую каждый отработанный блок заданий обучающиеся в сводной таблице. Для каждого обучающегося это картина его успеваемости по данной теме.
Как работать над домашними заданиями
и заданиями с адаптацией
Большое место в формировании прочных знаний, твердой привычки к труду занимает домашняя работа. Домашнее задание может служить для закрепления знаний, обобщения, систематизации или применения на практике, для устранения пробелов и т.д.
Домашнее задание распределяется по уровням к данному блоку изучения нового материала:
а) обязательный уровень;
б) продвинутый уровень;
в) творческий уровень.
Получая перечень таких заданий на вводной лекции, обучающиеся сами выбирают тот уровень, который им по силам.
На уроке обучающиеся воспроизводят выполненные дома задания. Срабатывает режим саморегуляции, происходит включение каждого в работу.
Выполненные задания проверяются товарищами, оцениваются. При необходимости используется коллективная коррекция знаний, проводится защита интересных заданий перед классом.
Как работать с дополнительной и справочной
В настоящее время обучающиеся получают большой объем информации с помощью телепередач, а вот читать многие не хотят. Как расширить математический кругозор обучающихся во время учебных занятий? Можно ли привить им любовь к работе с историческим и дополнительным материалом, который помог бы решить эту проблему? Во вводной лекции я уже знакомлю обучающиеся с некоторыми фактами, которые могли их заинтересовать, вызвать инициативу. Обучающиеся после знакомства с темой начинают самостоятельный поиск интересных дополнительных фактов. Эта работа активизирует обучающиеся, побуждает к умственной деятельности, вызывает стремление к новому, учит преодолению трудностей, вырабатывает творческие черты характера. На уроках в паре обучающиеся взаимоконтролируют задания, а затем лучшие работы защищаются перед классом. Такая систематическая работа по изучению дополнительной литературы помогает обучающимся в дальнейшем при обучении в ВУЗах и других специальных учреждениях.
4.Как контролировать и корректировать
Исходя из активности обучающихся можно судить о том, хорошо ли они поняли новый материал; но это еще не значит, что они хорошо его усвоили.
Что бы сформировать хорошие знания и умения, повысить эффективность уроков, необходимо осуществлять контроль. У обучающихся нужно развивать здоровое честолюбие и способность критически подходить к себе. Оценки учителя оказывают большое влияние на взаимоотношения между учителем и учеником; важно, чтобы учитель понимал своих учеников, был гуманен к ним.
В обучении по данной системе присутствуют входной, выходной и промежуточный контроли. Все задания для контроля имеют разный уровень. Оценка, выставленная обучающемуся должна быть объективной. В этом преимущество тестового контроля. Тестовые программы позволяют оценить степень адекватности оценке, способствуют формированию у обучающихся рефлексии по поводу своей деятельности, помогают познать самого себя. В данной системе большое внимание уделяется мягкому контролю, контролю на доверии (взаимоконтролю). Обучающиеся выступают в роли учителя, ведь им не только нужно найти ошибку в работе своего товарища ( а это можно сделать только тогда, когда хорошо усвоил что-то), но и объективно оценивать его работу, внести коррекцию, оказать помощь. Такой способ организации обучения не только обучает, но и воспитывает гуманное отношение друг к другу.
Итоговая оценка за изученную тему выставляется на основе текущих и итоговых оценок контроля со стороны учителя. Выходной контроль должен показать уровень усвоения и обязательно должен преследовать последующую коррекцию знаний. Текущий и промежуточный контроли помогают устранить возникшие пробелы в усвоении нового. Коррекция знаний обучающихся позволит углубить их знания, укрепить приобретенные навыки, перенести их в новые условия. Перед каждой такой работой учителю необходимо поставить определенную цель. Формы коррекции могут быть следующими:
а) уроки работы над ошибками в контрольных работах;
в) обучающие самостоятельные работы.
На таких уроках проводится анализ того, что сделано учеником и всем классом в целом. Такой анализ позволяет сделать вывод о правильной организации занятий в прошлом, дает коррективы на будущее.
Уроки коррекции помогают обучающимся совершенствовать самоконтроль и самооценку, они поднимают дух тем, кому учеба дается нелегко, стимулируют тех, кто способен на большее. На таких уроках предъявляется требования к оформлению контрольных работ. Если обучающийся не в силах самостоятельно ликвидировать пробелы, то проводятся уроки-консультации. Для этого группируются все непонятные вопросы и еще раз доступно объясняются обучающимся. Кроме того формируется умение ставить вопросы и видеть момент непонятного. Для оказания помощи при обсуждении непонятных вопросов, привлекаются сильные обучающихся.
Данная технология, направлена на индивидуализацию обучения, помогает решить задачи гуманизации и демократизации образования.
Обучающиеся много работают самостоятельно, будь это изучение нового материала или выполнение практических заданий; учатся самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Некоторые достигают такого саморазвития, что самостоятельно продвигаются по сетевому плану. (Причем ребята учатся не ради высокой оценки, у них появляется потребность знать больше). Структуирование учебного материала в зависимости от способностей, внутрипредметных, межпредметных связей позволяет обеспечить как опережающее, так и интегрированное обучение.
Индивидуальное общение учителя с учеником на уроке создает иную форму общения, переведя обучение на субъект- субъективную основу. У более одаренных и способных учеников появляется возможность использовать помощь учителя для решения нестандартных задач непосредственно на уроке.
Работа учителя получает эмоциональную окраску, появляется возможность и время для творчества.