Адаптивное обучение что это
Адаптивное обучение
Адаптивное обучение (adaptive learning) — технология обучения, основанная на построении индивидуальной учебной траектории для обучающегося с учетом его текущих знаний, способностей, мотивации и других характеристик.
Лучшим решением для обучения является работа с персональным преподавателем. Но это дорого, ресурсоемко и невозможно реализовать для большого потока слушателей. Аналогом индивидуального преподавания является адаптивное обучение, которое оценивает сильные и слабые стороны слушателя, учитывает его опыт, потребности и подбирает уникальный стиль обучения исходя из этого.
Курсы с использованием технологии адаптивного обучения предлагают персонализированный трек для каждого обучающегося, который перестраивается в режиме реального времени в ответ на действия пользователя. В таком курсе собрано гораздо больше контента, но он разбит на небольшие фрагменты. Такой подход обеспечивает правильную дозировку знаний и более точную настройку на конкретного слушателя. Алгоритмы адаптивного обучения формируют из всей базы материалов нужный персонализированный «плейлист». Таким образом, в отличие от линейных курсов, обучающийся изучает не весь материал, а только то, что ему нужно.
Персонализация в режиме реального времени позволяет не только выстраивать заданную траекторию, но и корректировать ее на лету, учитывая персональный темп усвоения знаний. При этом если алгоритм видит низкий уровень понимания определенного блока знания, то траектория корректируется в сторону более простых блоков.
Ключевым отличием подготовки материалов для адаптивного обучения является работа с тестами. В линейном обучении тесты завершают процесс обучения, а при этом подходе именно они определяют, как пойдет обучение на каждом этапе. Они являются важнейшим фактором, выполняя роль переключателей, определяющих дальнейшую траекторию. Сами тесты формируются из разных типов вопросов: множественный выбор, соотнесение, ранжирование и т. д.
Первые идеи об адаптивном обучении появились в середине XX века после создания «обучающей машины» американским психологом и профессором Гарвардского университета Б.Ф. Скиннером, основателем бихевиоризма. 1
Обучающая машина Скиннера
В ходе экспериментов с голубями психологу пришла мысль о создании механического приспособления, напоминающего коробку, которое «скармливало» бы студентам вопросы. В 1954 году такая конструкция была сделана. Правильные ответы вознаграждались новым академическим материалом, неправильные — приводили к повторению старого вопроса. Это мотивировало студента быстро адаптироваться и учиться отвечать правильно.
Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner) (1904–1990) — американский психолог, изобретатель, писатель, профессор Гарвардского университета. Основал школу экспериментальной исследовательской психологии. Разработал философскую концепцию, которая впоследствии была названа радикальным бихевиоризмом. Свои идеи по созданию идеального человеческого общества описал в утопическом романе Walden Two, а анализ поведения самого человека представил в работе «Вербальное поведение» (Verbal Behavior) (1957). 2 В 2002 году назван наиболее влиятельным психологом XX века. 3
Преимущества адаптивного обучения
1. Сокращение времени на обучение разнородной группы.
2. Повышение вовлеченности обучаемых.
3. Более тщательный автоматический контроль усвоения.
Научно-
образовательный
портал IQ
Картотека: адаптивное обучение
Многие эксперты считают, что самым эффективным является персонализированное образование. Организация, содержание и формат занятий в этом случае подстраивается под учащегося, с учётом его возможностей и запросов. В итоге это позволяет извлечь из учёбы больше пользы. Такое адаптивное обучение — с подачи педагогов, психологов и кибернетиков — появилось в практике преподавания больше полувека назад. Сегодня в нём активно участвует искусственный интеллект, а интернете можно найти десятки реализующих его платформ. Тем не менее, подобные технологии пока не стали массовыми. Как выглядит адаптивное обучение, и что оно даёт детям и взрослым, рассказали в научной статье сотрудники Центра вычислительных наук об образовании НИУ ВШЭ. С её основными положениями и выводами вы можете ознакомиться в наших карточках.
Что такое адаптивное обучение?
Это индивидуальная настройка образования, при котором обучение гибко и оперативно приспосабливается к учащемуся — его подготовке, интересам, темпу и особенностям усвоения информации. Содержание и формат занятий выстраиваются под конкретного школьника, студента или даже взрослого человека. Либо учащийся получает рекомендации по учебным материалам, актуальным именно для него.
Иными словами, точка отсчета при таком обучении — студент, а не абстрактная программа, которую нужно освоить по образовательным стандартам. При таком адресном подходе учащиеся больше вовлечены в занятия и мотивированы, лучше планируют свою образовательную траекторию и добиваются более высоких результатов.
Обучение сегодня обычно проходит на электронных платформах. Форматы учебных материалов крайне разнообразны, как и задания: от вполне привычных тестов до онлайн-викторин, квизов, игр и прочего.
Какие данные о студенте нужны для правильной «настройки» обучения?
Важно всё — от психологического склада и способностей до предшествующего опыта обучения. Если подробнее, то среди таких параметров, например, базовые знания по предмету, сведения об успеваемости, темах и тестах, которые студент уже прошёл. Значимы когнитивные стили (стили мышления) учащихся — устойчивые способы познавательной деятельности (конкретность или абстрактность, сглаживание или заострение деталей запоминаемой информации и т.д.). Не менее значимы интересы и предпочтения, поведение, гендер и возраст учащегося, а также привычные для студентов стили обучения.
Стили обучения? Впервые слышу, что это?
Есть разные классификации. Например, среди стилей обучения выделяют визуальный, вербальный, сенситивный, интуитивный, последовательный, глобальный и пр. Студенты с визуальным стилем обучения лучше всего запоминают то, что видят (изображения, фотографии, диаграммы и пр.). Тогда как ученики с вербальным стилем предпочитают тексты, будь то описания или объяснения.
Люди с сенситивным стилем обучения хорошо запоминают факты и решают проблемы общепринятыми методами. «Интуитивисты», наоборот, предпочитают новаторские идеи. Студенты с последовательным стилем обучения склонны к пошаговым решениям, а с глобальным стилем — быстрее находят ответ, когда понимают общую картину. Они готовы идти в учёбе семимильными шагами.
Вся эта информация используется системами искусственного интеллекта, чтобы прогнозировать поведение студента и адаптировать обучение к его индивидуальным возможностям, выстраивать эффективный и комфортный образовательный процесс.
То есть адаптивное обучение — и технология, и процесс одновременно?
Да. Если говорить о технологии, то её задача — создание автоматизированного интерактивного контента. Если подразумевается процесс, то он динамически корректирует способы представления учёбного контента студентам — на основе их ответов на встроенные задания и/или с учётом их предпочтений. Например, учащийся привык использовать визуальный канал восприятия, тогда ему дают схемы, картинки, видео. Аудиалам предлагают больше звуковых файлов и пр.
Какие компьютерные технологии применяют при разработке адаптивных систем?
В основе моделей адаптивного обучения лежат различные методы анализа данных и искусственного интеллекта (ИИ). Часто используется, например, метод машинного обучения (Machine learning, ML). Его основная характеристика — не прямое решение задачи, а обучение в ходе применения решений множества сходных задач.
Алгоритмы машинного обучения позволяют анализировать учебный контент, предлагать оптимальный формат материалов и уровень их сложности. С помощью ML анализируются знания студента (выполнение заданий и тестов), ритм его работы (время, потраченное на обучение и тренировку).
Но потребности учащихся могут анализироваться и другими способами. Так, генетический алгоритм позволяет подобрать оптимальную учебную цель для студента на основе его поисковых запросов и поведения в социальных сетях Facebook, Twitter и пр.
Используется ли для адаптивного обучения психометрика?
Да, психометрические модели применяются — например, из теории тестирования (Item Response Theory). Самая известная — модель Раша. Её суть в том, что вероятность правильного ответа на задание увеличивается с ростом подготовленности студента. Обычно в адаптивном обучении подходы теории тестирования используются, чтобы выбрать подходящий по уровню элемент контента для конкретного студента.
А может персонализированное обучение стать массовым?
Платформы реализуют адаптивность через:
Одной из первых адаптивных платформ была Lexia Learning, основанная в середине 1980-х. С помощью персонализированного обучения она помогала детям с дислексией добиться успехов в чтении.
Но тем не менее сферы применения адаптивного обучения не расширяются, почему?
Это дорогая и трудозатратная технология. Её внедрение в образование требует серьёзных ресурсов. Нужно, например, разработать много контента разной сложности. К тому же адаптивное обучение сильно отличается от традиционных педагогических методов. Оно требует смены всей образовательной парадигмы. Так, при переходе на индивидуальные траектории для студентов в учебных заведениях должны быть соответствующие учебные программы, регламенты, организация обучения, а у педагогов — новые навыки преподавания. Адаптивное обучение пока прижилось, в основном, в технических и математических дисциплинах (сфере STEM). А в гуманитарных его использование всё ещё ограничено. Но современное образование очень ждёт момента, когда адаптация к потребностям студентов станет нормой.
Хм, неужели педагогика пришла к идее ориентации на учащегося только в ХХ веке?
Первые идеи индивидуального подхода к каждому ученику встречались еще в I в. до н. э. Но они были четко сформулированы лишь в XVII веке, когда чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1670) начал закладывать основы адаптивного обучения. Его аргументы были просты: дети различаются по темпам развития. Что одному под силу, то другому — рано изучать. Поэтому процесс обучения надо строить с учетом индивидуальных особенностей учеников.
В ХХ веке о персонализации обучения заговорили во весь голос. Понятие «адаптивное обучение» ввёл английский психолог и кибернетик Эндрю Гордон Спиди Паск (1928—1996) в 1960-х. В середине XX века были разработаны и алгоритмы программированного обучения. Так, американский психолог Беррес Фредерик Скиннер (1904—1990) предложил теорию программированного обучения и наряду с Паском стал основоположником западной школы адаптивного обучения. Скиннер также разработал специальные обучающие машины для самостоятельного обучения через пошаговое усвоение материала.
И как выглядела такая машина?
Это устройство состояло из картонных карточек с напечатанными математическими задачами и подвижного рычага, с помощью которого данные о результатах выполнения задания выводились в прозрачном окошке. Если ответ был верным, рычаг двигался, и появлялась следующая задача. В случае ошибки рычаг оставался на месте, и студенту нужно было вновь попытаться решить задание. Таким образом, правильное выполнение заданий создавало стимул — побуждало студента двигаться дальше, а верные ответы выступали подкреплением — Скиннер был одним из видных представителей необихевиоризма (исследований поведения животных и человека).
Обучающие машины позволяли организовать индивидуальное обучение. Правда, у них был недостаток: они не учитывали предыдущие знания студентов и их индивидуальные различия.
А какие ещё были устройства для адаптивного обучения?
Эндрю Гордон Спиди Паск создал алгоритм адаптивного обучения, в котором задания различались по уровню трудности для разных студентов. Задачи постепенно усложнялись до тех пор, пока студент не допускал ошибку. После этого алгоритм выдавал задание полегче, а у студента была возможность потренироваться. Дальше уровень сложности вновь начинал расти.
Кстати, именно изобретение Паска — прибор SAKI (Self-adaptive Keyboard Instructor, 1956 год) — стало первой системой адаптивного обучения, запущенной в коммерческое производство. SAKI не только оценивала правильность выполнения задания, но также измеряла параметры ответа студента, такие как, например, время, затраченное на ответ. Это помогало скорректировать следующее задание.
В СССР тоже существовали аналогичные разработки?
И даже во многом превосходившие зарубежные! Среди пионеров движения, например, Лев Ланда (1927—1999), который ввёл в психологию понятие алгоритма умственных действий и показал, как концепция алгоритмизации может применяться в обучении, например, для решения задач.
Другой исследователь, Пётр Гальперин (1902—1988), предложил теорию поэтапного формирования умственных действий. Умственную деятельность он разложил на несколько этапов: мотивационная основа, объяснение преподавателя, выполнение студентами действия, рефлексия (проговаривание действия про себя, решение в уме).
Идеи Гальперина подхватила психолог и педагог Нина Талызина (1923-2018). Она писала об измеряемой цели обучения, материале, осваиваемом пошагово, с самопроверкой по итогам каждого этапа. В процессе обучения предполагалось участие обучающей машины.
В целом зарубежная школа рассматривала адаптивное обучение с позиции бихевиоризма (изучения поведения), а отечественная в рамках поэтапного формирования умственных действий, в ходе которого внешние операции с учебным материалом и их обсуждение интериоризировались — переходили во внутренний план психики, где и становились в полном смысле мыслительными. Была важна идея управления умственными процессами, выделения рациональных приёмов мышления.
Когда впервые доказали высокую эффективность адаптивного обучения?
В 1984 году американский психолог Бенджамин Блум (1913–1999) опубликовал исследование с описанием эксперимента, в котором студентов разделили на три группы. Студенты, обучавшиеся индивидуально или в малых группах по два-три человека, показали более высокие результаты по сравнению с теми, кто проходил обучение в большом коллективе в учебной аудитории.
А какие ещё прорывы произошли в адаптивном обучении?
В начале 1990-х годов появились адаптивные гипермедиа-системы. Это подход к созданию информационных систем, состоящих из различных медиа (тексты, аудиоданные, видеоряд и пр.), объединённых ассоциативными связями.
Одним из первых их разработчиков стал Пётр Брусиловский. Вместе с коллегами он создал гипермедиа-системы, цель которых — организация адаптивной навигационной поддержки пользователей по веб-странице. Происходит это так: адаптивные гипермедиа-системы создают модель целей, предпочтений и знаний каждого пользователя и используют её в процессе взаимодействия с ним, чтобы адаптироваться к его потребностям. Например, студенту в адаптивной образовательной гипермедиа-системе будет предоставлена презентация, специально адаптированная к его знанию предмета, и предложен набор наиболее релевантных ссылок для информации.
Можете назвать самые перспективные векторы будущего развития адаптивного обучения?
В связи с активным развитием технологий и новых вычислительных методов анализа данных самые многообещающие направления — это:
разработка аналитических систем, которые обеспечивают обратную связь для студентов и преподавателей прямо в момент обучения;
использование новых методов оценки учащихся, опирающихся на поведение студента в учебной среде;
перенос технологий из других сфер деятельности — например, разработка и внедрение учебных рекомендательных чат-ботов.
И каково в итоге идеальное адаптивное обучение?
Любая адаптивная система в будущем должна быть экономически выгодной для разработки и поддержки. Ей необходимы возможности масштабирования для поддержки сотен тысяч пользователей одновременно.
Характеристики студентов и уровень их знаний должны оцениваться точнее, чтобы и рекомендации для учащихся были оптимальными. Нужны прозрачные, открытые модели обучения, дабы побудить студентов взять на себя больший контроль и ответственность за свое образование.
Что такое адаптивное обучение и какая от него польза
Узнайте, как адаптивное обучение, которое подстраивает обучение к навыкам, пониманию и интересам отдельных учащихся, может значительно улучшить влияние вашей онлайн-программы обучения за счет повышения вовлеченности и удержания учащихся.
Опыт работы с адаптивным обучением
У каждого из нас разное понимание мира, разные возможности для достижения наших целей, и поэтому разные потребности в обучении. Тем не менее, организации часто проводят одинаковое обучение для всех, как если бы мы были все одинаковы. Это означает, что никто из нас никогда не получает того обучения, которое нам нужно.
Мы можем учиться, но мы не становимся профессионалами так эффективно, как если бы каждый из нас получил подготовку, адаптированную к нашим индивидуальным требованиям.
Подумайте о своем собственном обучении. Спросите себя: как часто вы не получали то, что вам было нужно, когда вам это было необходимо, или получали то, что вы вскоре забыли?
Это коренная проблема, для решения которой предназначено адаптивное обучение. Проводите обучение, которое обеспечивает именно то, что нужно каждому ученику, и только то, что необходимо.
Что такое адаптивное обучение?
Адаптивное обучение – это любой учебный проект, который подстраивает обучение к пониманию навыков и интересов каждого человека.
Дизайн обучения может быть адаптивным с использованием того, что мы называем искусственным интеллектом или машинным обучением (в совокупности «ИИ»). Но это может быть так же просто, как предоставление учащимся дополнительных ссылок или выполнение некоторых интересных ветвлений. Или предоставление возможности совершать ошибки и давать полезные уроки для восстановления. Или создание учебного контента на лету, когда они участвуют в когнитивной деятельности, которая надежно удовлетворяет потребности в обучении. Все это может быть достигнуто любым количеством способов, как с помощью ИИ, так и без него. «Мы чувствуем, что цель по существу одна и та же, независимо от того, используем ли мы алгоритмы, нелинейное повествование (ветвление), ссылки и/или вмешательство человека для ее достижения».
Примеры адаптивного обучения из повседневной жизни
Вот пример «адаптивного обучения», которое вообще не связано с компьютерами. Представьте себе, что вы хотите научиться печь хлеб, поэтому вы просите свою маму научить вас. Она знает, как выпекать хлеб: как смешивать ингредиенты, как месить, как долго давать тесту подниматься, как его выпекать. Она также знает, что вы склонны выбрасывать ингредиенты бессистемно, например, пачкаете руки, чтобы научиться, и легко можете все испортить, например, не добавляя муку во время замеса, чтобы тесто прилипло к столешнице. Но она ваша мама, поэтому она терпелива. Она позволяет вам ошибаться и разбираться в вещах, и всегда вмешивается, когда это необходимо, чтобы спасти положение, поэтому вы не бросаете комок теста, который должен быть вашим хлебом, через всю комнату в расстройстве. И она может ответить на многие ваши вопросы, например, сколько соли добавить в муку, когда вы смешиваете, и что означает «расстойка дрожжей», поэтому вы набираетесь опыта по ходу дела.
Короче говоря, ваша мама адаптирует учебную среду только для вас, так что вы научитесь печь буханку хлеба довольно быстро – конечно, быстрее, чем если бы она заставила вас смотреть обучающий ролик YouTube. Она делает это, используя свои знания о вас и о предмете исследования. Ее подход может быть другим для вашего старшего брата, более терпеливого брата, который также имеет больше опыта выпечки: ваше обучение адаптировано только под вас и вашу уникальную ситуацию в тот момент вашей жизни.
Сравните вышесказанное с ориентацией директора на родителей в начале учебного года.
Родители приходят в аудиторию с разными интересами. У некоторых уже есть дети, обучавшиеся раньше в школе, и они просто хотят услышать, что изменилось. Другие делают это впервые и для них вся информация новая, они воспринимают ее с большим энтузиазмом. У некоторых есть конкретные вопросы, которые они хотят задать о своем ребенке и уходе, который им будет предоставлен; другие ищут общую ориентацию на школьную политику и процедуры, а некоторые там только потому, что их супруг или ребенок настаивали на этом. Все они занимают свои места, и директор начинает показывать слайды и говорить о классах, учителях, политике и процедурах, предоставляя всем одну и ту же информацию.
Каков результат такого обучения? Некоторым это быстро наскучит, потому что они уже знают (или думают, что знают), о чем идет речь. Другие будут сбиты с толку, потому что информация не связана с их пониманием. Некоторые цепляются за несколько кусочков информации и упускают остальное; другие дремлют. Никто не учится так хорошо, как они могли бы, если бы был применен индивидуальный подход.
Онлайн-тренинг больше напоминает школьную встречу, чем обучение ребенка выпекать хлеб. И многое из этого предписано заранее: учащиеся должны просмотреть каждое видео и взаимодействовать с определенным компонентом, чтобы завершить курс. Поэтому каждый должен потратить, скажем, 30 или 40 минут, независимо от того, скучно ли ему, или что у него уже есть эти знания. Это не только ужасно неэффективно, но и может породить сильную неприязнь к обучению со стороны ученика, который может неохотно участвовать в любом будущем обучении без принуждения к этому.
В отличие от этого универсального подхода, представьте себе курс электронного обучения, который динамически адаптируется к пониманию, навыкам и интересам отдельного учащегося. В таком курсе каждый человек получает только необходимые инструкции и ничего лишнего, что не нужно. Тот, кто требует больше объяснений, больше контекста или больше практики, получает это, в то время как тот, кто с этим уже знаком, может пропустить мимо ушей. Обучение идет ровно столько, сколько необходимо каждому, чтобы освоить содержание, не давая никому того, что не нужно.
Звучит ли это как учебная утопия, недостижимый идеал? На самом деле, существует множество способов достижения этой цели, некоторые технологические, другие, включающие в себя учебный дизайн, или сочетание того и другого. Чтобы увидеть это, мы привели пример обучения выпечки хлеба мамой.
Цифровая адаптивная методика обучения
Вот функциональная схема онлайн-курса, обеспечивающего адаптивное обучение. Это логика в модуле электронного обучения, который содержит набор уроков и имеет итоговый экзамен на мастерство, чтобы гарантировать, что учащиеся, которые прошли курс, получили необходимый уровень квалификации.
Учащиеся, поступающие на курс с уверенностью, что они владеют темой, могут сдать «тестовый» экзамен, который определяет, освоили ли они предмет, и таким образом перейти непосредственно к выпускному экзамену. Если другие учащиеся не уверены в себе, они могут проработать все уроки, прежде чем сдавать итоговый экзамен. И есть те, которые могут начать учиться и через несколько уроков решить, что у них есть необходимые навыки, а затем пройти тест, чтобы отказаться от остальных. В конечном счете, у разных людей будут разные пути прохождения курса, но все они достигнут желаемых целей. И обратите внимание, что, кроме викторины, не нужно было создавать никакого дополнительного контента, как если бы курс был представлен в простой линейной последовательности.
Преимущества адаптивного обучения для организации
Адаптивное обучение может принести организации ряд важных преимуществ:
1. Меньше скуки и путаницы
Учащиеся не должны сидеть в течение обучения, которое не приносит пользы, что является пустой тратой времени и денег. Если есть только 20 минут 60-минутного курса, которые приносят пользу данному человеку, но человек должен сидеть в течение всего часа, это 40 минут, которые человек мог бы потратить на что-то другое. Точно так же, если обучение будет слишком тяжелым, учащиеся, скорее всего, потеряются, что приведет к ненужной повторной тренировке и часам, потраченным на овладение мастерством. Обучение, которое помогает нам более эффективно набирать скорость, приводит к тому, что мы тратим время более эффективно.
2. Лучшее усвоение материала
Если ученику не приходится проходить через обучение, которое не имеет отношения к делу, он с большей вероятностью обратит внимание на обучение, которое больше ему необходимо, и будет вовлечен в него. Это приводит к большему запоминанию знаний, полученных при обучении.
3. Больше радости
Взрослые ученики любят контролировать то, что они видят и делают; это качество люди ценят в опыте работы, универсальное обучение отнимает у нас свободу выбора, что может привести к разочарованию, даже если эта потеря контроля в конечном счете идет нам на пользу. Предоставляя ученикам контроль над их обучением, мы наделяем их положительными эмоциями и, вероятно, делаем счастливее. Это приводит к лучшему результату. Если обучение приносит нам радость, мы с большей вероятностью будем искать ее в ситуациях, когда это возможно. Если этого не произойдет, мы будем пытаться избегать обучения.
4. Более легкий учебный дизайн
Если курс представлен в универсальной форме, разработчику учебных материалов приходится много работать над тем, чтобы каждый его фрагмент был релевантен для всей целевой аудитории, во всех ситуациях. Считают ли все заинтересованные стороны, что эти темы и эти презентации необходимы и достаточны для того, чтобы каждый член их сообщества работал лучше? Скорее всего, нет. Это приводит к тому, что разработчик учебных материалов пишет их очень осторожно и переписывает и перерабатывает их снова и снова. Это может быть связано с трудным принятием решений относительно того, что включать, а что опускать.
Если же, в качестве альтернативы, существует средство назначения контента на основе знаний и уровня квалификации обучающегося, разработчик материалов может создавать контент намного более легко и делать меньше редактирования, потому что озабоченность каждого участника может быть передана сегменту аудитории, которая в этом нуждается. Текст также не обязательно должен соответствовать самому низкому общему знаменателю понимания. Это приводит к более быстрому развитию обучения.
Так почему бы не использовать адаптивное обучение?
Учитывая преимущества адаптивного обучения, почему все больше организаций не делают этого? На пути часто встают два препятствия.
Во-первых, столкнувшись с необходимостью преподавать тот или иной предмет, достаточно трудно понять, что именно нужно преподавать, а тем более определить, как разные люди могут получить его, особенно, если эти люди исчисляются тысячами. Это особенно верно, когда доминирующим подходом является обучение под руководством инструктора, которое обычно должно быть единым для всех из-за наличия класса, полного студентов, и часа, чтобы что-то изучить. Те, кто преобразует обучение с инструктором в цифровое обучение, часто не видят возможности сделать что-то по-другому. Способность учитывать различные потребности обучающихся и адаптировать обучение к этим различиям требует набора навыков, созданного путем многократных попыток и обучения с каждой попытки, на приобретение такого опыта уходит определенное время.
Во-вторых, многие могут не осознавать, что существуют способы внедрения адаптивного обучения в их обучение, которые не требуют обширных инженерных или патентованных технологий. Практически все инструменты разработки, включая платформу АнтиТренинги, позволяют разработчику электронного обучения включать адаптивные методы обучения в курс без необходимости построения сложных алгоритмов.