Адаптивный спорт что это такое
Что такое адаптивная физическая культура
Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.
Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.
Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:
Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.
Теория адаптивной физической культуры
Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.
Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.
Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.
Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
АФК включает 4 базовых компонента:
Функции адаптивной физической культуры
Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:
Принципы адаптивной физической культуры
Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.
Общие методические принципы:
Специальные методические принципы:
Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми
Адаптивный спорт
Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:
В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.
Методы реализации
Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:
Методики
Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.
Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.
Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.
Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап
Адаптированная физкультура для детей
В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.
С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.
Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.
Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.
11 видов адаптированных видов спорта для инвалидов
Мы собираемся перечислить список 11 видов спорта адаптированы для людей с ограниченными возможностями, самыми выдающимися являются легкая атлетика, баскетбол, бочча и велоспорт.
В настоящее время существует много людей с ограниченными возможностями или проблемами, которые не позволяют вам заниматься обычными видами спорта, которые существуют.
Это побудило нас внести изменения в уже известные виды спорта и даже создать новые с целью устранения барьеров и открытия этого вида деятельности для всех, независимо от типа инвалидности, которая у них есть..
Что такое адаптированный спорт?
Как сказано выше, мы можем сказать, что некоторые виды спорта адаптировали свою структуру и правила в зависимости от группы, которая будет заниматься.
В других случаях была создана новая модальность, основанная на характеристиках группы с ограниченными возможностями, которые будут играть. Примером может служить баскетбол, который был полностью адаптирован для людей с ограниченными физическими возможностями и теперь может играть в него в инвалидной коляске (Перес, 2012).
Что обычно адаптируется или модифицируется, чтобы составить адаптированный вид спорта?
Нам известно о нескольких адаптациях или модификациях в спортивных видах спорта, которые мы можем адаптировать как спортивные:
Правила или положения должны быть изменены с первого момента, потому что люди с ограниченными возможностями, возможно, с учетом их условий, не могут следовать им должным образом.
В некоторых случаях мы не можем использовать тот же материал, который используется в обычных видах спорта. Например, когда мы хотим, чтобы этим видом спорта занимались люди с некоторой сенсорной инвалидностью, такой как зрительная. В этих случаях материал, который будет использоваться, будет надежным, чтобы они могли определить, где они находятся..
Им также придется вносить изменения, такие как техническая тактика, не забывая при этом требования к спорту, который адаптируется..
Другим важным аспектом является спортивное сооружение, которое, в дополнение к существующим адаптациям доступа, также должно будет адаптироваться к спорту, в который нужно играть в нем. Поэтому игровому треку понадобятся некоторые модификации, не очень дорогие, например, для выделения линий поля..
Какие есть адаптированные виды спорта??
Как мы уже знаем, в настоящее время существует много видов спорта, адаптированных для каждого типа инвалидности. Затем мы опишем некоторые из них не потому, что они важнее других, а потому, что они включены в паралимпиады (Moya, 2014).
1- Легкая атлетика
Легкая атлетика является одним из видов спорта, которые включены в Паралимпийских играх и был один из наиболее быстро развивается, таким образом, участие спортсменов слепых, параплегиков и парализованных, людей с церебральным параличом и ампутантами.
Некоторые спортсмены соревнуются даже в инвалидных колясках, с протезами или с помощью гида, соединенного веревкой.
Легкая атлетика в дополнение к гонкам может быть разделена на соревнования по прыжкам, питчам, а также пятиборью и марафону. Итак, как мы видим, он включает в себя все олимпийские соревнования, кроме заборов, препятствий, а также прыжков с шестом и метаний молота..
В случае, если человек с инвалидностью использует инвалидную коляску, он будет разработан с использованием специальных и легких материалов, чтобы без каких-либо проблем конкурировать..
2- Баскетбол в инвалидной коляске
Этот вид спорта адаптирован для людей с ограниченными физическими возможностями, вызванными ампутацией члена, параличом и т. Д..
Как правило, они подчиняются тем же правилам, что и баскетбол, хотя и с различными адаптациями, такими как, например, то, что игроки должны пропустить или отскочить мяч после двойного нажатия на кресло..
3- Бочча
Истоки этого вида спорта, похожего на петанк, восходят к классической Греции. Хотя это очень старый вид спорта, он очень популярен в скандинавских странах и, как правило, в него играют летом, будучи адаптированным для людей с церебральным параличом..
Если есть что подчеркнуть в этом виде спорта, это то, что их тесты смешанные. Кроме того, вы можете играть как индивидуально, так и в группах..
Игра идет по прямоугольной дорожке, в которой участники пытаются бросить свои шары как можно ближе к другому белому, пытаясь дистанцировать соперников, поэтому это можно считать игрой напряжения и точности..
4- Велоспорт
Он состоит из трековых и дорожных испытаний и, хотя он относительно новый, его можно считать одним из самых популярных паралимпийских игр..
Их различные типы тестов проводятся в группах, классифицированных по типу инвалидности людей, которые участвуют.
Группы могут состоять из слепых людей, с церебральным параличом, дефектами зрения, а также с людьми, которые имеют двигательные проблемы или имеют ампутацию.
5- Фехтование
Фехтование, как известно сегодня, восходит к 19 веку.
В этот вид спорта играют люди с ограниченными физическими возможностями, поэтому они будут участвовать в инвалидном кресле с механизмами, которые позволят ему двигаться вперед и назад..
Это можно рассматривать как сочетание различных навыков, таких как тактика, сила, техника и скорость. Существуют различные модальности, такие как: меч, фольга и сабля.
Включение этого вида спорта с использованием инвалидной коляски в Паралимпийские игры восходит к 1960 году в играх, которые проходили в городе Риме.
6- Футбол-7
У него очень мало различий с обычным футболом.
Люди, которые обычно занимаются этим типом адаптированного спорта, имеют различные степени церебрального паралича. Правила обычно мало чем отличаются от оригинальной игры, поскольку соблюдаются правила Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА):
В этом случае команды состоят из семи человек вместо 11, рассчитывая на вратаря.
Одна рука может быть использована для вбрасывания. В отличие от обычных видов спорта, вне игры не существует. Продолжительность матчей обычно несколько короче, с продолжительностью 30 минут для каждого периода..
Наконец, еще одно несоответствие заключается в том, что игроки, которые формируют команды, должны иметь разные уровни инвалидности..
7- Голбол
Это происходит из таких стран, как Германия и Австрия. Он считается командным видом спорта, состоящим из трех игроков, и, как и футбол, играется на прямоугольной дорожке, в которой на каждом конце есть цель.
В отличие от этого, вы будете играть не ногами, а рукой. Это практикуют люди, которые имеют какой-то вид нарушения зрения, и мяч, который используется, громкий.
Допуская участие в Goalball людей с различными степенями нарушения зрения и гарантируя условия для слепых и слабовидящих; все игроки будут использовать маску, которая закрывает их глаза.
Наконец, следует отметить, что для правильного развития игры необходимо молчать и аплодировать только тогда, когда команда забила гол..
8- Тяжелая атлетика
Когда люди, которые собираются участвовать в этом виде спорта, уже отобраны, они обычно делятся в соответствии с весом тела, а не травмой, как в мужской, так и в женской категориях. Он формируется из нескольких модальностей: пауэрлифтинг и вейфлифтинг.
Этот вид спорта состоит в том, что он может располагать штангу, состоящую из гирь, в груди, затем оставлять ее без движения и поднимать до тех пор, пока локти не вытянуты. У участников есть три попытки каждый раз, когда прибавляется вес, и тот, кто смог поднять больше килограммов, выигрывает.
9- Дзюдо
Этот вид спорта является боевым искусством, которое требует баланса между атакой и защитой.
Паралимпийскую модальность обычно практикуют люди с нарушениями зрения. Он отличается от обычной игры тем, что в этом случае игроки начинают держать за лацканы, и показания судьи звучат звучно..
10- Плавание
Это один из самых известных видов спорта среди людей с ограниченными возможностями.
Обычно есть две группы: одна для людей с ограниченными физическими возможностями и другая для людей с нарушениями зрения.
В паралимпийском плавании практикуются разные стили: спина, брасс, бабочка и свободный. Эти модальности могут быть объединены в тестах, которые существуют в стиле.
Знать в этой статье преимущества плавания для здоровья.
11- стрельба из лука
Этот вид спорта также выделяется среди людей с ограниченными возможностями. Это практикуют люди с физическими недостатками и / или церебральным параличом.
Обычно это две модальности: стоя и инвалидная коляска. Одиночные и командные соревнования оспариваются в мужской и женской категориях..
Эта модальность паралимпийской стрельбы из лука обычно имеет те же условия с точки зрения правил, процедур и расстояний, что и те, которые играются на Олимпийских играх..
Какие психологические и социальные преимущества?
Спорт, как и любая развлекательная деятельность, имеет важные преимущества в нашей повседневной жизни. Это может быть очень важно для людей с ограниченными возможностями, потому что даже сегодня им приходится преодолевать множество барьеров в своей повседневной жизни, и это может вызвать некоторые проблемы.
Таким образом, спорт может быть хорошим вариантом, чтобы избежать проблем, с которыми эти люди сталкиваются в своей повседневной жизни, а также очистка может также укрепить их тело и разум.
Это также может помочь самосовершенствованию и стремиться к новым целям для ежедневного достижения цели, таким образом укрепляя их социальную жизнь (Lagar, 2003)..
Краткая история адаптированного спорта
Адаптированный спорт впервые проявился реабилитационно для людей с физическими травмами..
Но это не было до Второй мировой войны, когда она стала такой, какой мы ее знаем сегодня, из-за количества солдат, которые оказались с некоторой инвалидностью.
В Англии доктор Гутман обнаружил психологические, социально-аффективные и социальные преимущества внедрения этой практики для этих людей.
После этого открытия в 1948 году, совпавшего с Олимпийскими играми (JJOO) в Лондоне, были проведены первые игры для людей с ограниченными возможностями..
Но только в 1960 году были проведены Паралимпийские игры (JJPP), посвященные исключительно людям с ограниченными возможностями (Lagar, 2003)..
Благодаря этому событию появился адаптированный вид спорта, каким мы его знаем сегодня. Хотя это правда, что постепенно он эволюционировал, изменяя таким образом свои структуры и формы спорта, в том числе в соответствии с Испанским паралимпийским комитетом (CPE) (2013) 20 дисциплин, 503 соревнования, 160 стран и 4200 спортсменов с 2500 судьями и / или арбитры. (Перес Тежеро и др., 2013).
заключение
Для людей с ограниченными возможностями у спорта больше чувств, так как это способ преодоления и поиска новых целей для достижения.
Наконец, мы хотели бы знать, какие виды спорта вы знаете??
Адаптивная физическая культура: понятие и сущность.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ
Дополнительная образовательная программа
«Физическая культура. Технологии, методы преподавания и организация учебно-тренировочного процесса в спортивных и образовательных учреждениях, кружках, секциях»
Лоторева Юлия Николаевна
1. Адаптивный спорт: понятие и сущность. Адаптивная физическая культура.
2. Особенности развития физической культуры учащихся с ослабленным здоровьем.
3. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы.
Список используемой литературы.
1. Адаптивный спорт: понятие и сущность. Адаптивная физическая культура.
Адаптивный спорт – это спорт инвалидов. Его основная цель – это реализация способностей человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд – это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям – медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.
Адаптивный спорт является разновидностью адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
желание улучшать свои личностные качества;
стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
«Адаптивная» – это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
2. Особенности развития физической культуры учащихся с ослабленным здоровьем.
С момента рождения ребенка, его свобода ограничена условиями того социума, где он родился и будет жить. Для достижения здоровья необходимо помочь ему адаптироваться к окружающему миру и быть с ним в гармонии.
Для оценки здоровья детей и подростков, в соответствии с существующими представлениями, используются следующие критерии :
— наличие или отсутствие отклонений здоровья в дошкольном или школьном возрасте. Для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья необходимо знать все о здоровье родителей, что позволяет определить направленность риска:
уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;
уровень физической подготовленности;
нервно-психическое развитие ребенка (сюда относятся психические функции и социальное поведение);
уровень функционирования основных систем организма;
степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;
наличие или отсутствие хронических заболеваний;
адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;
улучшение состояния здоровья.
Выявленные критерии позволяют установить не только состояние здоровья детей, но и установить высокую зависимость между физической работоспособностью организма и уровнем его физического здоровья.
При всех хронических заболеваниях имеются общие закономерности как результат ограничения физической активности при стойком нарушении здоровья. Так, малоподвижность, как вынужденная форма поведения при длительно протекающим заболевании влечет за собой целый ряд негативных последствий: ослабление процессов возбуждения центральной нервной системы (ЦНС), нарушение механизмов регуляции, нарушение ритма деятельности внутренних органов, процессов пищеварения, обмена веществ, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей, слабость и быструю утомляемость.
Концепция укрепления здоровья предполагает:
повышение устойчивости организма к заболеваниям;
стимулирование роста и гармонического развития;
формирование двигательных возможностей и физической работоспособности;
совершенствование реакций терморегуляций организма;
нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем;
повышение деятельности мозга и создание положительных эмоций; способствующих охране и укреплению психофизического здоровья.
Адаптивная физкультура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц, с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержки здоровья, личностного развития, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. С полным правом можно сказать, что адаптивная физическая культура, как новая учебная дисциплина представляет творческую деятельность по преобразованию человеческой природы, «окультуриванию» тела, его оздоровления, формирования интересов, мотивов, потребностей, привычек, развития высших психических функций, воспитания и самовоспитания личности, самореализации индивидуальных способностей.
Отношение к физическому развитию личности состоит из компонентов: когнитивный, ценностно-ориентированный, деятельностный.
Когнитивный компонент – это создание определенного запаса элементарных знаний и умений, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к физической культуре.
Достаточность знаний учащегося о физической культуре характеризуется рядом показателей. Это глубокие разносторонние знания о том, что такое физическая культура, культура и личность, сущность и функции физической культуры, история физической культуры и спорта.
Достаточность знаний о роли гигиены, основ медицины и специальных физических упражнений на развитие личности учащегося. Умение оперировать полученными знаниями, способность анализировать и оценивать факты, высказывать обоснованные суждения.
Информированность в современных оздоровительных системах и возможности их применения.
Были установлены следующие уровни достаточности знаний: высокий, средний, низкий.
Второй уровень – средний. У учащихся этой категории интерес к знаниям по физической культуре, спорту неустойчив. В целом уровень знаний недостаточный, чтобы разбираться в физической культуре, спорте. Знания отрывочны и совершенно не основательны. Данная категория учащихся не отличается зрелостью и суждениях в поступках.
Третий уровень – низкий. К этому уровню относятся учащиеся, у которых интерес к физической культуре не выражен, знания отрывочны, бедны. Они не понимают специфики различных физических упражнений, не имеют навыка, способности анализировать, высказывать обоснованные суждения о том или ином достижении в физической культуре. Знаний о физической культуре практически нет.
В связи с тем, что большинство ослабленных детей ведут малоподвижный образ жизни, нормальный двигательный режим для них может на первых порах явиться сильным раздражителем. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача: подбирать индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это поможет добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге – максимального оздоровительного эффекта от занятий.
3. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы.
«Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», – считает профессор П.А. Виноградов.
В резолюции Организации Объединенных Наций (далее – ООН), принятой 9 декабря 1975 года, изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в том числе и мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.
В настоящее время большинство экономически развитых стран, и, в первую очередь, США, Великобритания, Германия и др. имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия физической культурой и спортом.
Во многих зарубежных странах отработана система привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, которая включает в себя клинику, реабилитационный центр, спортивные секции и клубы для инвалидов. Но самое главное – создание условий для этих занятий.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом – восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
В зарубежных странах очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5 % населения, получают от государства помощь в размере 7 % от Общего национального дохода.
Среди основных целей и задач отечественной Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.
И все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: «создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления (а значит и финансирования) физической культуры и спорта инвалидов».
Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.
Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:
вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;
обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;
создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.
Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.
В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения.
Адаптивная физическая культура интенсивно исследуется в последние годы и предполагает научное обоснование широкого спектра проблем: нормативно-правового обеспечения учебно-тренировочной и соревновательной деятельности; управления нагрузкой и отдыхом; фармакологической поддержки спортсменов-инвалидов в периоды предельных и околопредельных физических и психических напряжений; нетрадиционных средств и методов восстановления; социализации и коммуникативной деятельности; технико-конструкторской подготовки как нового вида спортивной подготовки и многих других.
Изучаются наиболее эффективные пути использования физических упражнений для организации активного отдыха инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, переключения их на другой вид деятельности, получения удовольствия от двигательной активности и др.
В физической реабилитации адаптивной физической культуры акцент делается на поиск нетрадиционных систем оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья, ориентируясь, прежде всего, на технологии, сопрягающие физическое (телесное) и психическое (духовное) начала человека и ориентирующиеся на самостоятельную активность занимающихся (различные способы психосоматической саморегуляции, психотерапевтические техники и т.п.).
Исследуются биологические и социально-психологические эффекты от применения двигательных действий, связанных с субъективным риском, но с гарантированной безопасностью для занимающихся и выполняемых с целью профилактики депрессии, фрустрации, различных социально неприемлемых видов зависимостей (от алкоголя, психоактивных веществ, азартных игр и др.).
Находят научное обоснование технологии, основанные на интеграции двигательной деятельности со средствами и методами искусства (музыки, хореографии, пантомимы, рисунка, лепки и др.) и предполагающие вытеснение из сознания занимающихся предыдущей картины мира, поглощение их новыми впечатлениями, образами, активностью, погружение в деятельность, стимулирующую работу отдыхавших участков мозга (его обоих полушарий), всех сфер человеческого восприятия. Креативные виды адаптивной физической культуры дают возможность занимающимся перерабатывать свои негативные состояния (агрессию, страх, отчужденность, тревожность и др.), лучше познать себя; экспериментировать со своим телом и движением; получать сенсорное удовлетворение и радость ощущений собственного тела.
Производится специализация сотрудников сектора в различных областях науки (педагогике, психологии, медицине, физиологии, биомеханике, математической статистике и т.д.), а также накопление большого практического опыта в сфере адаптивной физической культуры (АФК) и адаптивного спорта (АС) обеспечивают комплексный подход в решении проблем, связанных с:
1. Разработкой нормативно-правовых основ адаптивной физической культуры и спорта.
2. Обоснованием инновационных технологий научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности людей с нарушениями в состоянии здоровья.
3. Диагностикой (в том числе компьютерной), оценкой и контролем над состоянием занимающихся физическими и спортивными упражнениями.
4. Оказанием практической помощи в коррекции имеющихся функциональных нарушений;
5. Организацией и проведением научных конференций по вопросам АФК;
6. Подготовкой кадров высшей квалификации в сфере АФК (обучение в аспирантуре, проведение диссертационного исследования и защита диссертации).
Таким образом, активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Надо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются медленно. Основными причинами слабого развития физической культуры и спорта среди инвалидов является практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружении, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. Ощущается нехватка профессиональных кадров. Не выражена в достаточной степени потребность в физическом совершенствовании у самих инвалидов, что связано с отсутствием специализированной пропаганды, подвигающей их к занятиям физической культурой и спортом.
В сфере физической реабилитации инвалидов по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физкультура и спорт гораздо более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой так остро необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни.
Одним из ведущих направлений адаптивной физической культуры является адаптивный спорт, магистральным направлением которого является формирование двигательной активности, как биологического, психического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Научные разработки по адаптивной физической культуре и, в частности, по адаптивному спорту привлекают в настоящее время специалистов не только в области физической культуры и спорта, но и адаптологов, валеологов, психологов, физиологов, деффектологов, биомеханников, медиков и других специалистов.
Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта в двух формах: тренировочные занятия, соревнования. Второе направление реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, спортивных и физкультурно-оздоровительных школах. Практика подтверждает, что, если для здоровых людей двигательная активность – обычная потребность, реализуемая повседневно, то для инвалида физические упражнения жизненно необходимы, так как они являются эффективнейшим средством и методом одновременно физической, психической, социальной адаптации.