Административный ресурс на выборах что это

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС — совокупность властных полномочий, позволяющих проводить в жизнь те или иные планы лица, имеющего такой ресурс. Одна из не совсем честных форм ведения предвыборной борьбы заключается в использовании А.р. одним из кандидатов. Привлечение к работе чиновников в качестве агитаторов и распространителей или запугивание страшными последствиями избирателей и соперников — не самые катастрофичные из подобных методов. С ними-то как раз все ясно и просто. Агитация устами VIP за счет этих самых VIP приобретает больший вес, поскольку к словам авторитетных людей прислушиваются больше. Не так катастрофично также использование служебного автотранспорта, офисной техники, служебных средств коммуникации и т.п. Справедливости ради надо отметить, что многие кандидаты полагают, будто бы предвыборная агитация — это умение договориться со значимыми персонами о поддержке. Методы использования А.р. становятся все более изощренными. В связи с этим А.р., наряду с подкупом избирателей, относится к т.н. «катастрофам избирательного права», то есть наиболее уязвимым местам избирательной системы. С помощью А.р. возможно многое: не допустить кандидата до выборов (например, признать собранные подписи в поддержку выдвижения кандидата недействительными. В этом плане залог представляется более демократичной процедурой, поскольку уменьшает возможность использования А.р.); очернить кандидата (этот способ можно условно назвать использованием милицейского ресурса — по любому самому незначительному поводу на кандидата заводится уголовное дело и раздувается до немыслимых размеров. Таким образом можно сильно подмочить репутацию кандидата. Кто поверит человеку, на которого заведено уголовное дело?). Можно также дестабилизировать работу штаба. Есть множество способов потрепать нервы кандидату и его команде. Самый очевидный из них — засыпать окружную избирательную комиссию и суды жалобами от имени кандидатов на действия соперника, на неправильное ведение агитации и другие нарушения. Можно собрать информацию о сопернике и его команде. Так, известен случай, когда один избирательный штаб провернул против другого следующую аферу: в него явился с проверкой пожарный инспектор. Сотрудники штаба предположили самое худшее — опечатают помещение штаба на несколько дней, если не недель. Но пожарный нашел лишь незначительные нарушения, заверил, что все в порядке. Надо только расписаться в журнале, что все сотрудники прослушали инструкцию о противопожарной безопасности, и, соответственно, указать свои паспортные данные. Также можно практически законным путем отменить результаты выборов. Например, среди десятка кандидатов имеется парочка подставных. Одного такого за незначительное нарушение снимают с регистрации. С его стороны никаких действий и обжалований. Если власть не устраивают результаты голосования, то подается иск в суд на незаконную отмену регистрации. Если суд не совсем независимый, то он вполне может признать, что отмена регистрации повлияла на результаты выборов и эти результаты аннулировать.

Полезное

Смотреть что такое «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС» в других словарях:

Административный ресурс — ресурс влияния отдельных чиновников и государственных институций. В Российской Федерации административным ресурсом также называют излишнее влияние политических сил, партий и чиновников на какие либо сферы деятельности. Впервые термин употреблён 9 … Википедия

ресурс — а, м. РЕССУРС а, м. ressource f. 1. Средство, возможность, к которым можно прибегнуть при какой л. необходимости. БАС 1. Обхождение наше с послами, где всякий шаг по этикету, с утра до вечера не слышим другого разговора, как спрашиваем, все ли в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ресурс — В Викисловаре есть статья «ресурс» Ресурс количественная мера возможности выполнения какой либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый резу … Википедия

ресурс — а; м. [франц. ressource] 1. Обычно мн.: ресурсы, ов. Запасы, средства, которые используются при необходимости. Природные, производственные ресурсы. Доступные, дешёвые ресурсы. Денежные ресурсы. Материальные ресурсы. Кормовые ресурсы. Распределить … Энциклопедический словарь

ресурс — использовать административный ресурс • использование использовать ресурсы • использование … Глагольной сочетаемости непредметных имён

ресурс — а; м. (франц. ressource) 1) а) обычно мн.: ресу/рсы, ов. Запасы, средства, которые используются при необходимости. Природные, производственные ресурсы. Доступные, дешёвые ресурсы. Денежные ресурсы. Материальные ресурсы. Кормовые ресурсы … Словарь многих выражений

административный — использовать административный ресурс • использование начать административную реформу • действие, начало предусмотреть административную ответственность • необходимость, модальность провести административную реформу • действие проводится… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

рессурс — РЕСУРС а, м. РЕССУРС а, м. ressource f. 1. Средство, возможность, к которым можно прибегнуть при какой л. необходимости. БАС 1. Обхождение наше с послами, где всякий шаг по этикету, с утра до вечера не слышим другого разговора, как спрашиваем,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ресурсы — Ресурс Ресурс средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Ресурс (техника) объём работы, на который рассчитывается машина, здание и т. д. После исчерпания ресурса не гарантируется безопасная работа,… … Википедия

Единая Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия

Источник

Что дает «административный ресурс»?

Когда партия проигрывает на выборах, она, как правило, рассказывает о фальсификациях и применении к ней «административного ресурса». Мало кто понимает, что это такое, но все верят.

Что же это такое?

Традиционное определение – это ресурс административных мер, используемых исполнительной и судебной властью в своей повседневной практике чтобы корректировать расстановку сил на электоральном поле. Иными словами – повысить результаты одних и занизить результаты других.

Сама партия в лице ее функционеров никакого «административного ресурса» применить не в состоянии, поскольку правом на использование административных методов в принципе не обладает. Поэтому все разговоры о том, что «Единая Россия» (Партия любителей пива, Союз сталеваров России) использует административный ресурс, просто не состоятельны. Комплекс административных мер может использоваться в интересах той или иной партии или кандидата, но сами они (если, конечно, избирается не действующий глава исполнительной власти) не обладают прямой возможностью влиять на бюрократический аппарат.

Что это за комплекс мер?

Никакого устойчивого набора мер, которые применялись бы на всех выборных кампаниях, не существует.

Обычно в число подобных мер включают:

Эти методы действительно используются, но далеко не всегда. Кроме того, на результат кампании они влияют лишь отчасти. Так, снятие партии или кандидата с выборов зачастую бывает связано с реальными нарушениями, и не всегда оказывается эффективным.

В 1999-м году ЛДПР сняли с выборов в Госдуму (неправильно были указаны в документах сведения об имуществе списочников партии). Разговоры об «административном ресурсе» появились практически сразу. Однако окончательного решения по ЛДПР, вероятно, принято не было, и руководству партии удалось зарегистрировать очень похожий на предыдущий список «Блок Жириновского».

Зачем тогда вообще снимать?

Методы административного давления применяются далеко не всегда именно для того, чтобы партия проиграла выборы. Часто контекст давления выходит далеко за пределы выборной ситуации.

Как осуществляется фальсификация итогов голосования?

Фальсификация итогов голосования представляется критикам административного ресурса наиболее страшным явлением. При ближайшем рассмотрении «фальсификация» технологически раскладывается на несколько слабо связанных между собой операций.

Во-вторых, существует прямой вброс бюллетеней. До сих пор ходят страшные слухи о том, как на выборах президента 1996 года поезда, везущие бюллетени останавливались, из них извлекались мешки и забрасывались другие. По разным оценкам, такая технология может дать 5-10 процентов, в пределе – до 20 процентов.

Третий вариант – не важно, как голосовали, важно – как считали. Правильно организованный подсчет голосов (как на избирательных участках, так и на более поздних стадиях обработки результатов) – одна из наиболее эффективных технологий правки электорального расклада.

Есть известный анекдот про выборы 1996-го. Две новости от главы ЦИКа для Ельцина – плохая и хорошая. Плохая – Зюганов набрал 75 процентов голосов. Хорошая – Ельцин набрал 80. Это, конечно, шутка. Но вопрос того, как посчитать бюллетени, важен. Они могут попросту перекладываться из стопки с именем одного кандидата в стопку с именем другого. Рассказывают, что во время выборов 2003 года были сбои в работе ГАС «Выборы». После «ручной настройки» председателем территориальной избирательной комиссии (25 голосов этим – в плюс, от этих – 13 в минус) система магическим образом заработала. Технология «правильного подсчета» может дать при плохом контроле со стороны конкурентов – 10-15 процентов поправки. Однако осуществить все это на «пределе» возможностей почти невозможно, да и конкуренты не дремлют.

Зачем нужно повышать явку?

Большая часть этих людей никогда бы не приняли участие в голосовании, но поскольку их привели на участок – они проголосуют за известные им бренды и имена.

Все ли голосуют за «Единую Россию»?

Вовсе нет. Наоборот даже – наибольший эффект от повышения явки административными методами в процентном выражении получают маргинальные (по стилю) партии и кандидаты. Именно этим объясняется успех ЛДПР на федеральных выборах и относительно блеклое выступление на последних региональных выборах. Повышение явки за счет заключенных и военнослужащих (в целом – маргиналов, несерьезно относящихся к выборам и представляющих целевую аудиторию ВВЖ) дает приличный результат ЛДПР на федеральных выборах. И если кандидат А известен и громко заявляет, что «всех посадит» и у него собраны уже «чемоданы с компроматом», он имеет неплохие шансы получить большой процент именно при применении административного ресурса. Но на региональных применить его можно далеко не всегда – и тюрьмы, и военные части контролируются из Москвы и губернатор зачастую не в состоянии организовать там голосование на «нужном уровне».

И сколько процентов можно получить при применении административного ресурса?

Да сколько угодно. От отрицательного результата до 30-40 процентов. Но дело в том, что при прочих равных голосует все-таки избиратель. И здесь крайне важна его позиция, общий контекст политической и экономической жизни, а не полумифический административный ресурс. Это не отменяет того обстоятельства, что на ряде выборных кампаний deus ex machina появляется кандидат, которого никто не знал и – выигрывает выборы. Но есть и другие примеры.

Относительно небольшой город Мегион в Ханты-Мансийском округе почти два года избирал мэра. Несмотря на противодействие властей округа и действующей администрации, был избран анти-властный кандидат. И никакой денежный и административный ресурс кандидатам от власти (их всего было двое).

Константин Преображенский и Стивен Маклай

Источник

Что такое административный ресурс и как с ним бороться?

Когда заходит речь о последних выборах, взять хоть Московскую городскую думу, хоть выборы в законодательные собрания Мирий Эл и Тульской области, или любые другие выборы, если и говорят о какой-то предвыборной технологии, то это использование административного ресурса. Погуглив интернет, я практически не нашел публикаций о других политтехнологиях. Поэтому и решил порассуждать о том, что такое административный ресурс?

Административный ресурс Ряд преимуществ кандидата, позволяющих использовать служебное, как правило, связанное с работой в органах власти, положения в предвыборной агитации. Заключается в использовании власти (отдавать определенные приказы и распоряжения подчиненным), статуса (возможность общаться с VIP’ами, в том числе и для пополнения избирательного фонда), материально-технической базы (площади под офис, машины, связь и пр.). Преимущества служебного положения в последнее время используется не только как способ повлиять на волеизъявление граждан, на их выбора, но и как способ манипулирования итогами голосования, списком кандидатов, участвующих в выборах.

Давайте попробуем определить те факторы, на которых держится эффективность использования административного ресурса.

Первый фактор, на мой взгляд — это использование власти в личных интересах. В общем-то в этой точке использование сходится с определением коррупции, и, по сути, является частью коррупции. Понятно, что имеющий власть всячески ее использует для получения благ в свою пользу, будь-то возможность остаться у власти и далее, по знакомству и блату получить доступ к федеральному, региональному или местному бюджету с целью личного обогащения. Этот мотив является сильнейшим мотивом, «мотором» дальнейшего коррумпирования (разложения) власти.

Следующий фактор — это элитный сговор. Если бы губернатор не мог договориться с председателем окружной избирательной комиссии, то на кой ляд они бы снимали оппозиционных кандидатов? Если бы губернатор не мог по телефонному звонку договориться с судьей о правильном решении, то разве у нас существовало бы «басманное правосудие»?

Но времена личных договоренностей прошли, настала эпоха единой России, теперь уже чиновники объеденены в единую социальную сеть по принципу общности интересов: сохранить у власти тот же пул, что был у власти последнее десятилетие; сосредоточить всю кадровую политику, вопросы смены власти в своих руках; уберечь сложившуюся систему власти и ее взаимоотношений с бюджетами, бизнесами от любых изменений, сохранить ее в неприкосновенном виде, поскольку она работает на них.

Разделяй и властвуй! В общем-то, средства против болезни известны. Первое — это разделение властей. Каждая ветвь должна иметь юридическую, конституционную, финансовую и какую угодно еще самостоятельность. Можно разделять и внутри ветви. Чем больше центров власти, чем больше башен у Кремля — тем лучше. Понятно, что в отношении законодательной власти самый простой способ разделения — это выделения партий и фракций. Для того, чтобы урезонить исполнительную власть — перенести акцент с исполнительной на законодательную ветвь. Да, парламентская республика лучше президентской. Кроме того, необходимо понизить барьер на вход в отрасль, то есть упростить процедуру регистрации кандидатов на выборах, дать больше прав, в том числе и пассивное избирательное, для общественных организаций.

Публичность деятельности политиков. Пусть решают вопросы не в кулуарах, а публично. А что делает политику публичной? Это выборы, свободная пресса, опять же несколько центров влияния, оппозиционные партии и политики. Это возможность заняться политикой «человеку со стороны».

Не боятся заявить о своей политической позиции. В общем-то, и сейчас достаточно людей, которые открыто заявляют о своих политических взглядах. Вопрос в том, как втянуть в эту орбиту офисный планктон? Я думаю, большое количество политических ток-шоу на ТВ, в интернете и других местах могут стимулировать процесс политизации планктона.

В принципе, вариантов решения проблемы можно придумать еще много, для меня было важным сформулировать направления, в которых должна работать мысль. Опять же предлоенные варианты — это долгострочные рецепты, в данном посте нет ни одного краткосрочного, то есть я так и не сформулировал ответ на вопросы «что такое административный ресурс?» и «как победить произвол административного ресурса уже на ближайших выборах?».

Источник

Административный ресурс

Административный ресурс — ресурс влияния отдельных чиновников и государственных институций.

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Административный ресурс» в других словарях:

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕСУРС — совокупность властных полномочий, позволяющих проводить в жизнь те или иные планы лица, имеющего такой ресурс. Одна из не совсем честных форм ведения предвыборной борьбы заключается в использовании А.р. одним из кандидатов. Привлечение к работе… … Юридическая энциклопедия

ресурс — а, м. РЕССУРС а, м. ressource f. 1. Средство, возможность, к которым можно прибегнуть при какой л. необходимости. БАС 1. Обхождение наше с послами, где всякий шаг по этикету, с утра до вечера не слышим другого разговора, как спрашиваем, все ли в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ресурс — В Викисловаре есть статья «ресурс» Ресурс количественная мера возможности выполнения какой либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый резу … Википедия

ресурс — а; м. [франц. ressource] 1. Обычно мн.: ресурсы, ов. Запасы, средства, которые используются при необходимости. Природные, производственные ресурсы. Доступные, дешёвые ресурсы. Денежные ресурсы. Материальные ресурсы. Кормовые ресурсы. Распределить … Энциклопедический словарь

ресурс — использовать административный ресурс • использование использовать ресурсы • использование … Глагольной сочетаемости непредметных имён

ресурс — а; м. (франц. ressource) 1) а) обычно мн.: ресу/рсы, ов. Запасы, средства, которые используются при необходимости. Природные, производственные ресурсы. Доступные, дешёвые ресурсы. Денежные ресурсы. Материальные ресурсы. Кормовые ресурсы … Словарь многих выражений

административный — использовать административный ресурс • использование начать административную реформу • действие, начало предусмотреть административную ответственность • необходимость, модальность провести административную реформу • действие проводится… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

рессурс — РЕСУРС а, м. РЕССУРС а, м. ressource f. 1. Средство, возможность, к которым можно прибегнуть при какой л. необходимости. БАС 1. Обхождение наше с послами, где всякий шаг по этикету, с утра до вечера не слышим другого разговора, как спрашиваем,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ресурсы — Ресурс Ресурс средства, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат. Ресурс (техника) объём работы, на который рассчитывается машина, здание и т. д. После исчерпания ресурса не гарантируется безопасная работа,… … Википедия

Единая Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» … Википедия

Источник

Общая характеристика административного ресурса в избирательном процессе

Административный ресурс в избирательном процессе

1. Общая характеристика административного ресурса в избирательном процессе

2. Система мер предупреждения административного ресурса в избирательном процессе в российском законодательстве

Общая характеристика административного ресурса в избирательном процессе

Административный ресурс– одна из дискуссионных проблем,обсуждаемых в правовой, политологической и публицистической литературе.

Проведенный нами контент-анализ периодических печатных изданий: «Российская газета», «Аргументы и факты», «Известия», свидетельствует о том, что термин «административный ресурс» чаще всего употребляется применительно к указанию на злоупотребления лицами своим должностным положением или статусом в личных или групповых интересах. Причем, чаще всего термин «административный ресурс» используется применительно к сфере бизнеса (работа ресурса на рынок и инновации) – 7 упоминаний. Об использовании административного ресурса в сфере управления в государственных органах и на местах выявлено 4 упоминания. В целом об административном ресурсе и его характерных чертах обнаружено 5 упоминаний. И наименьшее количество упоминаний использования административного ресурса – всего три – связаны с избирательным процессом.

Полученные результаты проведенного криминологического исследования позволяют сделать вывод о том, что термин административный ресурс плотно вошел в словарный оборот и используется для характеристики использования властных полномочий уполномоченными лицами. Сферы существования административного ресурса различны и избирательный процесс – не исключение. Столь низкие результаты выявления числа упоминаний об использовании в рамках избирательного процесса административного ресурса связано, на наш взгляд, с отсутствием в исследуемый период проведения значимых федеральных или региональных избирательных кампаний.

По мнению многих теоретиков, избирательные кампании, пожалуй, самая плодотворная сфера для исследования административного ресурса, поскольку именно здесь он проявляется с наибольшей остротой и выразительностью[1].«Административный ресурс, с одной стороны, являясь элементом государственного управленческого механизма, интересует теоретиков политической науки. Но, с другой стороны, это явление занимает и правоведов, так как справедливо считается, что использование административного ресурса сопряжено с нарушением должностными лицами норм законодательства или правил профессиональной этики»[2].

Общепризнанного понятия административного ресурса в настоящее время не сложилось, в литературе предложено лишь несколько определений административного ресурса в избирательном процессе.Рассмотрим некоторые из них.

Сотрудники российского отделения антикоррупционного центра Transparency International Е. Панфилова и С. Шевердяев при исследовании практики злоупотребления административным ресурсом на выборах объясняют её экономической детерминацией[3]. «Истинный мотив (использования административного ресурса – Н. Д.), – отмечают исследователи, – связан с личной заинтересованностью и, в общем, состоит в гарантировании сохранения или улучшения своего должностного статуса»[4]. В том числе, существует мнение, что вся «информация, которой владеет власть, да и само наличие иерархической административной структуры представляет собой, административный ресурс, но – в широком смысле этого слова»[5].

Определение административного ресурса в избирательном процессе предлагает И. А. Дамм, под которым понимается «использование лицами или кандидатами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, находящимися на государственной (гражданской, военной, правоохранительной) или муниципальной службе либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности преимуществ, своего должностного или служебного положения в интересах определенных участников избирательного процесса (личных интересах) с целью достижения определенного результата на выборах, референдуме»[6].

Кроме того, О. В. Важенина отмечает следующее: «Если исходить из такого понятия, то, очевидно, что административный ресурс, прежде всего, используется в системе управления, а уже потом в различных его проявлениях присутствует и в других сферах жизнедеятельности человека.Если говорить обобщенно, то административный ресурс подразумевает довольно широкий набор легальных, полулегальных и явно незаконных методов, применяемых на всех стадиях избирательной кампании и государственного управления»[8].

Сравнивая понятия, предложенныеисследователями, выделим признаки административного ресурса в избирательном процессе:

— действует в сфере управления;

— используется лицами или кандидатами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности;

— используется из личной заинтересованности;

— нарушает принцип равенства участников избирательного процесса.

Нельзя не заметить, что признаки, характеризующие административный ресурс на разных стадиях избирательного процесса значительно искажают конкуренцию кандидатов, поскольку практически все они относятся к негативным проявлениям коррупции в избирательном процессе.«Коррупция в избирательном процессе – это социально-негативное явление, искажающее реальную политическую конкуренцию, заключающееся в использовании субъектами избирательного процесса своего статуса, служебного положения в личных или групповых интересах с целю противоправного извлечения выгод материального и (или) нематериального характера в ходе подготовки и проведения выборов, референдума, а также в предоставлении или обещании таких выгод»[9].По перечисленным признакам и данному определению заметна часть (административный ресурс) и целое (коррупция в избирательном процессе),и поэтому административный ресурс в избирательном процессе в научной литературе называется самостоятельной формой коррупции в избирательном процессе[10].

В научной литературе выделены формы административного ресурса, в которых он наиболее часто проявляется в действительности:

Сказанное позволяет сделать вывод, что административный ресурс в свою очередь, как властное средство и метод проникает в различные сферы общественной жизни: государственное управление, избирательный процесс, бизнес, образование и др.

Вместе с тем, наибольшую опасность таит в себе использование административного ресурса в рамках избирательного процесса, поскольку в данном случае происходит вмешательство в демократическую процедуру обновления к власти, в связи с чем, искажается основное предназначение такой процедуры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *