Адресное хранение на складе с чего начать как организовать работу
Адресное хранение на складе в 1С
Что такое адресное хранение и зачем оно нужно?
Последние десятилетия ознаменовались увеличением площади складов практически вдвое.
Постоянное укрупнение и глобализацию можно смело считать тенденциями последних десятилетий и основными приметами бизнеса современными. Система адресного хранения на складе обеспечивает возможность удобно принимать, отпускать, перемещать и разумно размещать тысячи товарных позиций.
Автоматизация складской логистики
Само адресное хранение представляет собой метод размещения товаров для постоянного или временного хранения на ячейках на складе, у каждой из которых присутствует собственный индивидуальный номер. Это помогает достичь не только порядка на территории склада, но также предоставляет большое количество выгод и практически преимуществ. Среди них есть несколько основных:
Рисунок 1: У каждого стеллажа присутствует индивидуальный номер
Существует 2 типа такого хранения: статический и динамический. При статическом хранении обеспечивается быстрое и удобное проектирование и хранение товаров. В этой системе очень просто ориентироваться, ведь там за одной группой товаров или наименованием закрепляется определенная адресная группа или адрес, что очень важно. Она очень часто используется на складах с небольшим ассортиментом или просто на небольших складах. В таком случае будет очень просто отслеживать расположение товаров и при этом получать возможность быстро найти нужный. Такой вариант склада очень хорош для предприятий, которые выпускают ограниченный ассортимент товаров и работникам будет сложно запутаться в составлении заказов или поиске нужной позиции. Преимуществом остается простота и надежность такого метода размещения, но при этом есть несколько важных отрицательных сторон:
Для поиска товара удобней всего использовать терминал сбора данных (ТСД). ТСД считывает информацию со штрих-кода или RFID-метки и передаёт её в 1С. Первый Бит является ведущим дистрибьютором терминалов сбора данных. В наших офисах есть в наличии весь спектр продаваемых в России терминалов.
Динамический тип считается более сложным. Основной особенностью считается отсутствие закрепленных за товарами адресов. Любой из товаров без проблем перемещается в любую свободную ячейку. Конкретное местоположение товара по итогу определяется оператором или программой по учету, куда вносятся соответствующие данные. Основным достоинством такого типа системы считается существенная экономия места с ее помощью, так что она считается наиболее эффективной на данный момент. Она может быть использована на складах любого предназначения: производственных, торговых, распределительных и т.д.
Базовые преимущества такой системы:
Благодаря такой системе есть возможность организовать приемку через несколько зон и обеспечить дополнительное увеличение скорости выгрузки товара. Есть вариант построить удобное зонирование на основании того, как именно будет использован склад и как именно в нем распределено рабочее место.
Программа для склада БИТ.WMS
Программа для комплексной автоматизации складской логистики. Решение гибко настраивается под специфику любого предприятия
Настройка хранения в 1С по ячейкам
Адресное хранение на складе является важной задачей, организация которой требует использования услуг специалистов. Стоит помнить, что внедрение такой системы в принципе может быть организовано только там, где ранее использовалась ордерная система учета. В рамках такой системы на каждый товар должен быть собственный ордер. В зависимости от конкретного типа движения ордер мог быть как расходным, так и приходным. Только после предварительного внедрения ордерного документооборота появится возможность переходить к активации ячеек, применяемых для целей хранения остатков.
Структура самого склада также заслуживает упоминания. Если для склада было включенным использование помещений, то порядок хранения будет определен только в рамках помещения, а не для целого склада. Такая система позволяет настроить хранение в нескольких помещениях, даже при условии, не непосредственно хранение будет осуществлено не во всех из них.
Любой полноценный склад или даже помещение есть возможность программно детализировать до отдельных участков. Благодаря этому присутствует вариант организации довольно сложных схем учета на складах.
Сразу после того, как помещение или склад будут включены в систему, обязательно необходимо выполнить такие операции:
Рисунок 2: Пример генерации топологии, который встречается на складе
Стоит рассмотреть хранение товаров на примере. К примеру, стоит задача выделить несколько зон для хранения: зона 1 и зона 2. Адресное хранение включено только для зоны 1. В ней же будет необходимость выделить участки, где может работать грузчик и будет проведена ручная обработка товара. Здесь допускается только монотоварное размещение товаров в рамках их ячеек. Отдельного внимания при этом будут заслуживать зоны погрузки товаров и их приемки.
Для такой задачи присутствует такого рода вариант решения:
После выполнения всех этих операций можно смело считать, что настройка склада была завершена. Обычно процесс не слишком затратен по времени, хотя количество работы и кажется большим. Самые большие работы по внедрению будут заключаться именно в планировании параметров и структуры склада, разработке схемы оформления операций, пуско-наладочных работах и проверке данной системы на предмет ее соответствия выставленным параметрам.
Оформление операций на адресном складе
Для формирования операций предусматривается сразу 2 рабочих места: выгрузка и приемка товаров. Каким образом отображается операция по ордерному складу стоит рассмотреть на конкретном примере. Документ с названием «Приходный ордер на товары», созданный в статусе «К поступлению», считается распоряжением для склада, на базе которого последний и начинает распределение товаров по разным ячейкам.
Рисунок 3: Вид ордера на приход товаров
Ориентируясь на товары из такого ордера кладовщик обязан сформировать «Отбор (размещение) товаров». Система сама в автоматическом режиме выбирает ячейки, куда следует разметить товар после его прибытия на склад. При этом она ориентируется на те параметры, которые изначально задал оператор при предварительных настройках. Кладовщик берет в работу документы вполне последовательно. Также они у него меняют статус до самого последнего: «Выполнено без ошибок».
Рисунок 4: Документ «Отбор (размещение) товаров
Сотрудник склада в состоянии сам проверить правильность выполнения всех распоряжений на размещение. Для этого ему достаточно просто сделать запрос на «Приходной ордер на товары» и его использовать.
Рисунок 5: Отчет проведенного контроля приемки товара
Этот же тип отчета при необходимости могут получить управленцы, что существенно упростит для них работу.
Плюсы и минусы адресного склада в 1С
Существует несколько важных преимуществ адресного хранения с точки зрения внедрения подходящего ПО, среди которых обязательно стоит выделить основные:
Как внедрить систему адресного хранения?
Процесс автоматизации склада и внедрения адресного хранения включает присвоение ячейкам или их группам адреса или индивидуального номера. Статическая система адресного хранения позволяет обойтись одними номерами. Динамическая система требует обязательного штрихкодирования ячеек и наличия оборудования со специализированным ПО для распознавания штрихкодов.
Большинство предприятий в России работают с товароучетной программой 1С. Естественно, возникают вопросы, как автоматизировать систему хранения в этой программе.
Практически во всех типовых конфигурациях 1С реализованы возможности статического адресного хранения, что не всегда соответствует требованиям и задачам клиентов.
В конфигурациях УТ 11 и ERP реализовано адресное динамическое хранение. В них есть возможность провести маркировку ячеек, назначить им штрихкоды и зонировать склад. Эти конфигурации относительно новые, но что делать заказчикам, которых устраивает имеющаяся конфигурация 1С, менять ее они не намерены, но потребность в организации системы динамического хранения все же имеется?
Настроить динамическое адресное хранение поможет программный комплекс ПО DataMobile, который поддерживает организацию любого типа хранения – и статического, и динамического.
1С: WMS Логистика. Управление складом 4
Комплексное решение задач по автоматизации складской логистики
Как организовать адресное хранение на складе с нуля
Буду исходить из своего 8-и летнего опыта работы, как на больших распределительных центрах, так и небольших складах, где адресное хранение также имело место, но в упрощенном виде. Сегодня мы разберем адресное хранение на складе от А до Я, с чего именно следует начать, какие ошибки учесть. Постараюсь дать максимально полную информацию.
Без традиционных слов вступления, что такое склад и тому подобное, сразу начнем.
Адресное хранение на складе — с чего начать
Что такое адресное хранение на складе?
Адресное хранение, это способ размещения товара, где в системе учета склада, каждому товару присвоено место (адрес) хранения.
Что бы избежать ошибок, из-за чего пойдет «все не так», в первую очередь, нам нужно:
Да, это займет время, но совершенно точно сэкономит ваши деньги, нервы. И главное, в процессе внедрения, вы не пойдете по пути вынужденного перекраивания или компромисса от задуманного плана. Мы говорим не об уровне адресной системы хранения, а о реализации всех идей и планов относительно нашего склада.
В рамках концепта, нам необходимо разобраться, требуется ли нам полностью автоматизированная система склада, где внедрены штрих-кода продукта, мест и зон склада. Или нам будет достаточно иметь простую кодировку мест хранения.
Вообще нужна ли вам система адресного хранения? Такой склад не нужен, если:
Финансовые вложения, в том числе время на сканирование, не будут соответствовать потребностям.
И нам нужна динамическая система хранения товара, или же оптимальным будет статическая?
Динамическое и статическое хранение в адресной системе склада
Динамическое хранение в адресной системе склада, это способ, когда за товаром не закрепляется конкретное место или ячейка хранения. WMS склада автоматически подбирает адрес хранения и дает задание на размещение товара в соответствии с заложенным алгоритмом.
Например, по АВС анализу, когда товары группы А, размещаются максимально близко к зоне приемки, отгрузки, с целью наименьшего «пробега» по складу. Об этом мы подробно говорили в моей статье « Управление запасами, АВС анализ ».
Зоны склада по АВС анализу
Плюсы динамического хранения:
минусы:
Статическое хранение в адресной системе склада, это способ, когда за товаром закрепляется определенное место (адрес хранения) и область хранения.
Плюсы статического хранения:
Минусы:
Исходя из товарного ассортимента, задач и массы других переменных, следует выбрать тот или иной способ адресного хранения. Вместе с тем, есть и совмещенный вариант, когда для части товаров будет оптимальна динамическое хранение, для другой, — статическое.
Как организовать адресное хранение на складе от А до Я.
Итак, следующими шагами будет ранжирование товара по категориям и логистическим параметрам:
Из этого мы понимаем, сколько площадей, мест хранения, по какому товару нам требуется. Отсюда напрямую будет исходить формирование топологии склада (на эту тему у меня есть отдельная статья)
Также нам необходимо, как в рамках топологии склада, так и в части адресного хранения, разделить склад на зоны. Их может быть множество, но сейчас нас интересует три:
Суть в схеме
На складе могут быть и другие зоны и подзоны, где использование штрих-кода также будет полезным.
Следует учесть, что каждый товар должен иметь не только наименование, но и уникальный код товара, который в складской системе учета будет «привязываться» к местам хранения.
Кодировка в адресном хранении склада
Итак, мы подошли к техническим аспектам адресного хранения. Здесь важно разделить тему на две части.
Первое — адресное хранение без использования штрих-кодов, соответственно без ТСД ( терминала сбора данных). Скорее всего, такой вариант будет хорошо сочетаться со статическим хранением, когда визуально определяется, где, что хранится. В этом варианте способ кодировки мест хранения будет упрощенным. Однако, совсем не значит, что менее эффективным.
Если склад разделен на блоки, то наилучшим способом будет обозначить блок или помещение буквой, а ряд и места хранения — цифрой.
Так легче воспринимается и запоминается.
В этом контексте, проще воспринимать букву и цифры, чем только цифры.
Например, у вас два блока, первой цифрой в кодировке мест хранения, будет буква «Б» или Латинская «В«. Если корпус, то «K«. Далее будет номер стеллажа или ряда. Затем номер вертикальной секции ряда. И последняя цифра, номер полки или ячейки. Таким образом, код места адресного хранения, например, будет В2341
Код адресного хранения на складе
Этот код распечатываем хорошо читаемым шрифтом и прикрепляем к месту хранения. Этот код в системе WMS склада, ваш специалист «привязывает» к коду товара (если выбран статический способ хранения)
Ячейки хранения можно организовать и на полу, сделав соответствующую разметку.
Кодировка в адресном хранении склада с использованием штрих-кода
Теперь наиболее сложное, адресное хранение с использованием штрих-кода. Как понимаете, в этом случае, нам потребуется более мощная WMS система склада, оборудование, как ТСД, принтера, система обмена данными, точки Wi-fi и так далее.
Но суть остается той же.
Первая буква может обозначать не только блок, но и ряд. Затем номер стеллажа, номер вертикальной секции стеллажа (яруса) и номер самого места хранения. К этому номеру в системе привязан штрих-код места хранения. К примеру, вот так:
Код и штрих-код адресного хранения на складе
Обратите внимание, что на складе, где используются стеллажи в два и более яруса по высоте, «на первом этаже» прикреплены этикетки верхних ярусов, что бы водитель штабелера мог с помощью ТСД «пристрелить» паллет к верхним ярусам.
Для удобства есть цветовое разделение. Желтый цвет — второй ярус. Зеленый — третий ярус и так далее.
Обозначение штрих-кодом ячеек верхних уровней
При приемке или отгрузке товара, паллет с товаром с помощью ТСД «пристреливается» к той зоне, где сейчас он находится, что бы никакой товар не пропал из вида WMS склада.
Пока товар на стеллаже, он числится на хранении. Как только паллет переместили в зону комплектации, его прикрепили к зоне подбора (или пиккинга). После того, как товар скомплектован, его перемещают в зону собранных заказов или в зону отгрузки, пристреливая паллет с товаром к этой зоне.
Если хватает количества ворот и площади для накопления товара по магазинам, штрих-код также можно использовать для привязки: одни ворота — один магазин. Это является хорошей защитной мерой для предотвращения отгрузки товара в другой магазин.
Адресное хранение на складе от А до Я, важные детали
Считаю, что кроме теоретической части, которой может овладеть начальник склада, должен быть толковый IT специалист, кто настроит это функционал в WMS системе склада. Как Вы понимаете, дать пошаговую инструкцию, как запрограммировать IT функционал, я не смогу.
А что еще важно, так это тщательная подготовка к внедрению адресного хранения.
После всех тестовых, виртуальных прогонов, следует выделить небольшой участок склада, и всю тренировку проводить на этом испытательном полигоне. Из опыта, вы ни один раз поблагодарите себя за это. В большинстве случаев без теста на «живом» товаре, внедрение дает отрицательный начальный результат.
Как вариант, возьмите пару своих мало оборачиваемых товаров, или товар «маленького клиента», который Вы легко можете восстановить в своей учетной системе и обкатайте процессы на нем. Ведь действующая система адресного хранения стоит всех затрат и усилий.
Плюсы системы адресного хранения:
Все, это повышение эффективности работы склада, что повышает уровень сервиса компании.
Программы для обеспечения адресного хранения на складе
Вынужден повториться. Все зависит от ваших процессов, объемов, задач, возможностей. И конечно, нужно смотреть на перспективу. Для этого, не зависимо от программы, важно учесть, имеет ли интересующий Вас программный продукт следующие блоки или уровни автоматизации.
Если да, то какие именно?
Загадывать трудно, но исключать нельзя.
Есть программный комплекс DataMobile с версиями Windows и Android. Эта программа обеспечивает полный функционал от маркировки товара, адресного хранения до работы с упаковочными листами.
Есть многим известная система Buhta WMS. Систем много. Лучших нет. Есть ваши предпочтения по месту, бюджету и задачам.
Что будет справедливым на 100%, так это то, что не найдете для себя универсальную систему. Вам нужно будет затачивать, дописывать ее под свою специфику и бизнес-процессы.
Надеюсь, что в формате статьи Адресное хранение на складе от А до Я, смог дать полезную информацию. По возможности, отвечу на вопросы в комментариях. Всего Вам хорошего, и успехов!
Адресное хранение на складе: принцип работы, с чего начать организацию, маркировка стеллажей
Мы предлагаем рассмотреть адресную систему хранения на складе и принципы ее работы. Каждый раз, когда поступает новый товар, перед бухгалтером и кладовщиком возникает вопрос – где все это размещать. Если в хранилище и документации творится хаос, заказы собираются в разы дольше, продукция постоянно портится.
Рекомендуем наладить все эти процессы своевременно и следить за корректным функционированием программ. Тогда всегда будет ясно, где искать необходимый сорт.
Адресная система: что это такое и с чего начать хранение товаров на складе
Стоит понимать, что в современных реалиях бизнеса помещения уже нельзя назвать просто местом для временного размещения. Сейчас это структура и порядок, где выполняется ряд разнообразных функций по накоплению и переработке, а потом и по распределению.
В успешно работающей компании бухгалтерия, логистика и все структуры работают в гармонии. Если любая из сторон провиснет и перестанет активно функционировать, начнутся сложности с продажей и клиентами. Важно все – чтобы заказ комплектовался, как можно быстрее, соблюдались дедлайны, а пересорта не было вообще. Несоблюдение простых условий приводит к потере даже постоянных партнеров.
Фирмы, которые смогли внедрить на своей территории адресную складскую систему хранения товара, получили серьезное преимущество перед конкурентами.
Все изделия промаркированы, разнесены в программе и учтены, ничего не теряется и не превращается в потери. Это серьезно повышает прибыль и производительность как отдельного подразделения, так и всего предприятия в целом. И чем крупнее компания, тем выгоднее проводить такую оптимизацию.
Как сделать обновление и внедрить адресное хранение на складе: принципы работы
В первую очередь необходимо осуществить виртуальное наведение порядка и создание систематизации продукции. Выглядит это просто – каждой единице присваивается личный табельный номер и адрес, по которому она будет располагаться.
Когда все лежит там, где должно согласно маркировке, достигаются сразу три эффекта:
Кроме того, если изделия имеют срок годности, оптимизация позволяет учитывать дату производства, чтобы не допустить просрочки. Это экономит потери.
В накладной в момент поступления вещи указывается точка, в которой она должна храниться. Специалист транспортирует ее к этому месту и размещает ее там. Когда понадобится забрать предмет, комплектовщик просто отправится по адресу, хранящемуся в базе.
Чтобы разобраться в работе, кладовщику и иным работникам требуется понять принципы маркировки стеллажей на складе, для этого специально скачивают образцы.
Есть два вида адресного хранения:
Первый вид является неизменным, точка закрепляется за вещью, а группа адресов – за несколькими предметами одновременно. Это комфортная матрица для использования в небольших компаниях с ограниченным ассортиментом. В этом случае ячейки иногда будут пустовать, но объемы помещений это позволяют. Также это подходит для точек, где нет учета по срокам производства.
Вторая разновидность отличается тем, что за продуктом не будет закрепляться конкретная полка. Ставить его оператор может на любое удобное ему местоположение в зависимости от годности, востребованности, размеров и других нюансов. Самое главное – когда кладовщик установит товар на каком-либо месте, он внесет изменения в базу. Считается, что это наиболее удобный метод, но его введение требует большей подготовленности и внимания.
Преимущества внедрения
Предлагаем рассмотреть несколько основных достоинств применения подобного способа:
Если пользоваться динамическим методом складирования, появляются дополнительные плюсы:
Организация адресного хранения на складе
Если вы уже приняли решение о проведении внедрения, весь процесс нужно распределить на небольшие этапы. Действовать следует по частям.
Сначала все складские помещения делятся на 3 зоны:
Если это удобно, можно разделить пространство на дополнительные подзоны.
Чтобы не приходилось долго думать, как лучше организовать бизнес, советуем обратиться в «Клеверенс». Специалисты помогут подобрать качественное оборудование и программное обеспечение.
Чтобы облегчить проведение процедуры, необходимо:
Чтобы провести маркировку складских помещений и отдельных зон, рекомендуется использовать буквы, а для наименьших и точных окошек-показателей местоположения – цифры. Лучше не пользоваться одинаковыми и похожими символами – не брать в оборот букву «О» и цифру 0, то же касается «З» и числа 3.
Ячейки
Необходимо разграничить так, чтобы было понятно, где начинается и завершается отдел. Персонал обязан ориентироваться во внутреннем расположении, знать, где находится конкретная продукция. Он не должен лихорадочно соображать, где располагается требующийся ему сорт или цвет. Все продумывается таким образом, чтобы логика была простой и запоминающейся.
Правила хранения товаров любого размера на складе:
Кодировка
Ячеистое хранение на складе предполагает обязательное указание корпуса, если пространство большое. С него начинается название. Затем вписывается:
Каждый сотрудник, разбирая такую запись, должен сразу понимать, куда надо двигаться. Допускается использовать разные символы для кодировки – так проще воспринимать и распознавать информацию.
Если в компании уже введено использование ТСД во время приемки и сборки заказов, к каждому товару, который нужно найти, и к любому месту требуется добавить штрих-код для оптимизации и упрощения работы.
Зональность склада и группы
Обычно группировка производится по следующим характеристикам:
Однотипные предметы будут находиться в одной части складских помещений. Например, в определенной ячейке может располагаться сок всех заводов в литровых пакетах, а в соседней – такие же сорта, но меньшего объема. Совмещать их можно только в случае применения статического способа.
Каким может быть хранение
Мы уже говорили, что существует два типа:
С первой разновидностью все максимально просто. Это прозрачная и понятная технология, при использовании которой упаковка со стиральным порошком всегда будет ставиться в одну и ту же ячейку годами. Но постоянно приходится вручную контролировать остатки и оборот, чтобы не допустить просрочки.
Если случится сбой, и программа не будет работать, любой сотрудник сможет собрать накладные без помощи техники. Но производительность значительно снизится.
Если применять динамический метод, то заранее определенного местоположения у упаковки порошка не будет, ее могли поставить куда угодно. Найти ее можно только по присвоенному номеру. Так не придется затрачивать уйму времени на анализ оборота, искать продукцию с истекающим сроком годности для быстрой продажи.
Учет полностью зависит от работников и их внимательности. А главный недостаток – если не будет света или ПО сломается, найти что-то в огромных помещениях очень сложно.
Чтобы получить наивысшие результаты производительности, два способа – размещение и стеллажное хранение товаров на складе совмещают. Это помогает избежать сложностей и улучшит показатели скорости сборки заказов.
Что необходимо выполнить для внедрения
Сначала нужно выбрать способ, как именно будет организована работа. Динамика выгоднее для крупных компаний с большим постоянно меняющимся ассортиментом, статика – для небольшой фирмы с 10-30 наименованиями продукции.
Следует ограничить пределы для каждой ячейки, создать систему для кодировки и отдельные зоны для приемки и отгрузки. Это важно – их нельзя совмещать.
Затем проводится несколько тестов, чтобы проверить работоспособность и закрепить правильную последовательность. Все возможные ошибки и неверные действия нужно исключить до того, как запустится весь комплекс.
Не стоит считать, что инструктаж в этом занимает мало места. Это важный элемент перед началом полноценного функционирования отделов. Каждый сотрудник должен быть проинструктирован по поводу выполнения задач и поиска, ознакомлен с работой техники и научен пользованию устройств.
Как это работает
С помощью внедрения адресного хранения можно автоматизировать большую часть операций по приходе, перемещению и продаже. С его помощью становится возможным упростить процессы и облегчить труд работников. Помещения будут использоваться более рационально, повысится эффективность.
Возникающие ситуации с потерей товаров, ошибками в сборах заказов становятся минимальными. Половина рабочего времени тратится на поиск, установление причин и комплектацию или списание продукции.
Как внедрить адресное хранение на складе
Весь процесс можно структурировать и разделить на 4 последовательных этапа: