Аджайл что это такое простыми словами

Что такое Agile и подойдет ли он вашей компании

Аджайл что это такое простыми словами. 756129711121333. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-756129711121333. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка 756129711121333

Что такое Agile

Agile, или Agile software development — гибкий подход к разработке программного обеспечения (ПО), который часто применяют в небольших командах.

Весь процесс работы над проектом делится на итерации — короткие циклы по две-три недели. Каждая итерация решает серию задач: анализ требований, проектирование, программирование, тестирование и документирование. По итогам каждой итерации команда анализирует результаты и меняет приоритеты для следующего цикла. В итоге за каждый цикл создается мини-продукт или отдельная часть, которая готова к самостоятельному запуску.

Термин Agile употребляют в двух основных значениях:

Как правило, agile-команды включают разработчиков, тестировщиков, менеджеров проектов, дизайнеров интерфейсов, технических (UX) писателей. Все они равноценны в иерархии и работают в одном офисе или коворкинге. За счет личного общения они экономят время на обсуждении текущих процессов. Сторону заказчика представляет менеджер или руководитель — product owner, от которого команда регулярно получает обратную связь.

Agile возник в противовес устаревшим подходам и излишней бюрократии в сфере ИТ. Резиденты Кремниевой долины (и не только) поняли, что невозможно создавать инновационные продукты в консервативной среде. Поэтому в феврале 2001 года в штате Юта (США) 17 разработчиков из разных стран мира создали свой манифест, в котором объединили самые передовые подходы и принципы.

«Манифест Agile» и основные принципы

Agile-манифест базируется на четырех главных ценностях:

1. Люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов.

Нужно создать такие условия, чтобы инструменты и процессы не ограничивали команду, а позволяли ей работать как можно эффективнее. Каждый может сам решать, какие инструменты и процессы ему подходят.

В процессе работы все общаются друг с другом и заказчиком лично и напрямую, минуя бюрократические процедуры и регламенты. Если без онлайн-связи не обойтись, то предпочтение отдают видеочатам и интерактивным доскам, а не рабочей почте и мессенджерам.

2. Работающий продукт важнее документации и отчетности.

Клиенту, в первую очередь, нужен рабочий продукт, а не красивые презентации. Поэтому в рамках Agile фокусируются на том, чтобы продукт как можно быстрее был готов к использованию, пренебрегая технической документацией и отчетностью.

3. Сотрудничество с заказчиком важнее соблюдения формальных условий.

Даже если перед проектом подписан договор с жесткими условиями и характеристиками, в процессе работы они могут меняться. Например, если некоторые детали окажутся не такими значимыми, и задачу можно решить гораздо проще и эффективнее. Это делается в интересах клиента, которому важен рабочий продукт, а не формальные требования. При этом важно постоянно быть на связи и обсуждать каждое изменение, принимая решение совместно.

4. Готовность к изменениям важнее, чем следование плану.

Изменения можно и нужно вносить на каждой стадии — или итерации, — чтобы не откладывать их на конец, когда сроки и ресурсы уже поджимают. Ради этого вполне можно пожертвовать чем-то из запланированного, если основные задачи будут решены.

Agile не исчерпывается четырьмя ценностями [1]. В манифесте есть также 12 принципов, которые уточняют и дополняют их. Их можно свести к следующему:

Agile, таким образом, — это система ценностей или даже философия ведения бизнеса. Она помогает сосредоточиться на главном, избавиться от ненужных формальностей и создавать рабочий продукт быстрее и эффективнее. Чтобы воплотить эти ценности на практике, используют конкретные методы. Согласно исследованию Agile в России [2], самые популярные из них — Scrum и Kanban.

Что такое Scrum и Kanban

Scrum, или «подход структуры» — метод на основе Agile, при котором работа над проектами разбивается на спринты — короткие, одинаковые по времени итерации. Команда тоже небольшая — до десяти человек. В нее входят разработчики, product owner (владелец продукта) и scrum-мастер. Product owner — куратор группы, который следит за тем, чтобы конечный продукт отвечал его целям и задачам. Scrum-мастер — человек, который отвечает за правильное применение scrum-метода: организует встречи и обмен сообщениями между всеми участниками. В процессе работы все участники ежедневно обсуждают каждое решение, планы и приоритеты, а также распределяют задачи.

Kanban, или «подход баланса» — метод, который нацелен на повышение качества сервиса: когда все усилия направлены на то, чтобы сделать продукт лучше и удобнее для пользователей, с помощью равномерного распределения задач между всеми участниками. Здесь команда представляет собой единой целое, без кураторов и неформальных лидеров. Процесс делится не на спринты, а на стадии проекта: планирование, разработка, тестирование, запуск. Главный показатель эффективности — максимально быстрое завершение каждого из этапов, без простоев и переработок. Если они все же возникают, команда совместно решает, как оптимизировать процесс.

В отличие от scrum, kanban:

В kanban принято визуализировать все детали процесса. Обычно это доска со стикерами, надписями или task-менеджер вроде Trello, где указаны все задачи, этапы и их статус. Часто задачи помечают разными цветами, чтобы обозначить, к какому этапу они относятся или на какой стадии исполнения находятся. Это помогает каждому участнику проекта видеть всю картину целиком, вовремя замечая, если что-то провисает или кому-то нужна помощь.

Пример доски Trello, созданной по принципам agile.

Аджайл что это такое простыми словами. 756129720357316. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-756129720357316. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка 756129720357316

Если вы только подступаетесь к философии Agile и хотите попробовать отдельные элементы, проще начать с kanban. Небольшим стартапам и командам, которые только планируют запуск проекта, подойдет scrum.

В каких компаниях используют Agile

Когда Agile только появился, его использовали, в основном, разработчики ПО, игр и интерфейсов. Среди них — Google, Netflix, Microsoft, Spotify, Ericsson, Dell, Adobe, Accenture, WordPress, Riot Games, CH Robinson, Magna International, Scrum Alliance, Intronis.

Теперь же сфера применения расширилась: Agile используют, например, Saab для производства новых истребителей, General Electric и John Deere — ведущий американский производитель сельхозтехники.

Существует ли Agile в России

В Россию Agile пришел на несколько лет позже, но уже сегодня его активно используют в ИТ-секторе, ретейле, банках, онлайн-сервисах, промышленных предприятиях. Среди них — ПО-разработчик First Line Software, гипермаркет электроники «М.Видео», служба доставки Dostаевский, онлайн-кинотеатр ivi, бренд одежды 12 Storeez, металлургический концерн НМЛК.

ScrumTrek проводит ежегодное исследование Agile в России. В прошлом году в нем приняло участие более 1 тыс. компаний из 80 городов. Вот главные цифры за 2020 год [3]:

Нужен ли вашей команде Agile

Сегодня принципы Agile распространяются во многих сферах, хотя на первом месте по-прежнему остается ИТ-разработка. Однако гибкие подходы применимы далеко не везде. Эффективнее всего они работают там, где:

Другими словами, Agile идеален для инновационных стартапов, но мало подходит корпорациям с отлаженными процессами и сложной структурой. Для таких компаний лучше работают методы с отдельными элементами Agile, которые проще масштабировать — SAFe (Scaled Agile Framework) и LeSS (Large-Scale Scrum).

Но и в ИТ-сфере Agile — далеко не единственный способ сделать процесс эффективнее. Здесь хорошо работают такие инженерные практики, как DevOps — метод работы, при котором все участники активно взаимодействуют друг с другом, а рабочие процессы взаимно интегрированы.

Чтобы протестировать новую идею, не проходя все этапы разработки, подойдут Customer Development, Design Thinking и другие продуктовые методики.

Наконец, есть более широкий подход, который включает в себя agile-методики — Business Agility («гибкость в бизнесе»). Он распространился позже — два-три года назад — и включает не только ускорение разработки и выпуска продукта, но и быструю реакцию на внешние изменения, гибкое целеполагание и распределение ресурсов.

Источник

Что такое Agile: методология, команда, оценка эффективности

Рассказываем, что представляет собой лежащая в основе методология, раскрываем основные понятия, объясняем, как устроена agile-команда и как оценивается ее эффективность.

Аджайл что это такое простыми словами. f7fa4189b70d7135f3bdb03a95cdbce972c9a97f. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-f7fa4189b70d7135f3bdb03a95cdbce972c9a97f. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка f7fa4189b70d7135f3bdb03a95cdbce972c9a97f

Аджайл что это такое простыми словами. d90e00de2e7929f02863a450795af7be0a924842. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-d90e00de2e7929f02863a450795af7be0a924842. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка d90e00de2e7929f02863a450795af7be0a924842

Agile — это целое семейство методологий гибкого управления проектами. Интересно, что само понятие управления здесь оказывается не вполне верным. Было бы более точным употреблять формулу «Agile — это способ командного взаимодействия, позволяющий совместно создавать продукты». Однако мы слишком привыкли к силе вертикальных, иерархических связей, поэтому и здесь устойчивым стало употребление слова «управление».

Неудобные вопросы

Управленцы самого разного уровня, от менеджеров низшего звена до директоров корпораций и государственных чиновников, бились над этим десятилетиями. Но до тех пор, пока единственным известным способом более-менее контролируемого создания продуктов и разработки проектов оставался поэтапный — шаг за шагом, одно за другим, — ничего с этими вызовами было не сделать.

Аджайл что это такое простыми словами. hm6D A. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-hm6D A. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка hm6D A

Для того чтобы перейти на качественно новый уровень проектной работы, потребовалось коренное изменение парадигмы.

Оказалось, что искать ответы на большинство этих больных вопросов просто незачем. Их нужно снять, а понятия, их породившие, по возможности упразднить. Так на месте поэтапной waterfall-разработки возникли гибкие методологии.

Делай сразу!

Главное мерило эффективности, принятое в гибкой методологии, — продукт. Пока другие только готовят документацию, agile-команды стремятся представить работоспособный прототип. Это как в знаменитой мотивирующей формуле: «„Сделано“ — это лучше, чем „идеально“». Реализуйте первую функцию и начните тестировать её, создавая следующую, и так раз за разом — вот главное правило.

Этап разработки в Agile, это самое «раз за разом», называется итерацией. Итерации имеют одинаковую длительность на протяжении всего проекта и в среднем составляют две недели. В рамках отдельной итерации выполняется конкретная задача, главным свойством которой является то, что ее решение должно обновлять продукт до новой версии или увеличивать его эффективность. Именно по этому признаку такие задачи и отбираются.

Аджайл что это такое простыми словами. 9d86db44e3de4c280e77ef18b8c15aaba6e92024. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-9d86db44e3de4c280e77ef18b8c15aaba6e92024. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка 9d86db44e3de4c280e77ef18b8c15aaba6e92024

Как итеративный подход обеспечивает гибкость? Благодаря тому, что отдельные процессы могут идти параллельно и независимо друг от друга. Да, надо признать, что это может увеличить конечный срок разработки от идеи до полностью готового продукта. Но в том-то и дело, что рабочий, функциональный и уже способный встретиться с конкурентами и порадовать пользователей продукт создаётся в Agile гораздо раньше, а цикличность доработок позволяет добиться куда лучшей проработки таких функций и возможностей, до которых при плановой работе руки бы не дошли никогда.

Горизонтальная организация

Agile-команда строится на принципах самоорганизации и относительного равенства всех участников. Даже человек, которого многие представляют главой проекта, product owner, на самом деле — лишь персонификация требований к продукту. Он выполняет роль носителя знаний о том, каким ожидается конечный результат, но отнюдь не является управляющим в стандартном понимании. Поскольку привычка к иерархичности трудноискоренима, во многих командах ему, увы, приходится брать на себя и контролирующие функции. Но идеалом гибкой разработки является коллективная ответственность членов команды друг перед другом.

Принципы формирования agile-команд разнятся в зависимости от конкретного проекта. Например, в музыкальном сервисе Spotify они строятся вот так:

Аджайл что это такое простыми словами. dd50abb7fabfb5babd494d422beebf8175fd5722. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-dd50abb7fabfb5babd494d422beebf8175fd5722. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка dd50abb7fabfb5babd494d422beebf8175fd5722

Ещё одна важная ценность agile-команд — взаимопроникновение знаний. Член команды не должен замыкаться в своей узкой области, ему следует стремиться к кросс-дисциплинарности. Это не значит, что программист должен быть и продавцом, а дизайнер — маркетологом.

Важно!
Но иметь базовые знания о смежных специализациях в гибкой разработке необходимо.

Изначально предполагалось, что это просто будет повышать эффективность работы и уровень взаимопонимания в команде, но сегодня, с развитием нейронаук, стало понятно, что такой подход вдобавок обеспечивает поддержание мозга в тонусе и динамичное создание новых нейронных связей. Такое «перекрёстное опыление» знаниями в Agile называется t-shape. Иллюстрация ниже объяснит, почему так, лучше всяких слов.

Аджайл что это такое простыми словами. 8c221f84a990ec81c4cde7d53b2919ea97702bd1. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-8c221f84a990ec81c4cde7d53b2919ea97702bd1. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка 8c221f84a990ec81c4cde7d53b2919ea97702bd1

Как внедрить Agile?

Переход от каскадной разработки, до сих пор привычной для многих организаций, к гибким методам работы над проектами может быть довольно болезненным.

Во-первых, вам предстоит упразднить иерархичность и при этом добиться того, чтобы все участники процессов смогли на равных разделить ответственность за результат.

Во-вторых, переход к итеративной разработке заставит сосредоточиться на том, чтобы каждый из этапов гарантированно привносил в продукт что-то новое. Это непросто, инерция плановой разработки будет преследовать вас первые несколько месяцев.

Третий вызов — если вы ведёте заказную разработку, будет непросто объяснить клиентам принципы работы, а если входите в состав крупной организации, та же проблема может возникнуть при обосновании перехода на Agile перед вышестоящими руководителями.

Если вам удастся справиться, процессы станут заметно эффективнее, а качество работы — выше. Главное, никогда не забывайте четыре основных ценности Agile, с которых начинается Манифест гибкой разработки:

Аджайл что это такое простыми словами. d8c222a4100307b93685428a149643e899261994. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-d8c222a4100307b93685428a149643e899261994. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка d8c222a4100307b93685428a149643e899261994

Следование им и поможет на этапе внедрения, и будет подспорьем в процессе работы.

Лучше познакомиться с Agile и другими современными методологиями, применяемыми в сферах от IT до медиа и маркетинга, а также погрузиться в построенные на их основе процессы вы сможете, пройдя курс «Руководитель digital-проектов» от Skillbox.

Источник

Agile: что это такое и где используется, принципы и методология

Аджайл что это такое простыми словами. 300 na 300. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-300 na 300. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка 300 na 300

Аджайл что это такое простыми словами. obzor luchshih servisov dlya monitoringa poziczij sajta v yandekse i google. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-obzor luchshih servisov dlya monitoringa poziczij sajta v yandekse i google. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка obzor luchshih servisov dlya monitoringa poziczij sajta v yandekse i google

В больших проектах, где работает много участников, организовать работу сложно без подготовки и единой системы. Чтобы повысить показатели при ведении проектов, научиться управлять командой, стоит присмотреться к системе гибкого управления Agile.

Аджайл что это такое простыми словами. calltouch platform. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-calltouch platform. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка calltouch platform

Что такое Agile

Agile – это набор методов для управления проектами в областях, требующих прикладной работы. Методология применяется для увеличения скорости создания продуктов, уменьшения рисков при разработке, увеличения уровня взаимодействия между членами команды. Она обеспечивает оперативную реакцию на происходящие изменения и позволяет корректировать отклонения.

Чем отличается от других методологий

Она не похожа на предыдущие подходы, описывающие создание продукта в деталях. Agile краток, в нем 4 ценности и 12 принципов. RUP в отличие от Agile – менее гибкая методология, при этом более объемная, описывает процесс работы на десятках страниц. RUP не подходит для небольших задач, состоит из итераций с продолжительностью от 2 до 6 недель.

OpenUP – преемница RUP. В этой методологии проект делится на четыре фазы: начальная фаза, фазы уточнения, конструирования и передачи. Методология недостаточно гибкая в сравнении с Agile, применима больше в IT-сфере.

Где используется Agile

Методика применялась в IT-индустрии и использовалась для разработки ПО. Суть сводилась к внедрению адаптивных методов, которые ускоряют создание продуктов через микропланирование и короткие производственные циклы. Однако впоследствии Agile стала использоваться и в других прикладных областях. Agile сейчас применяют компании: Netflix, Spotify, Magna International, General Electric, Accenture, М.Видео.

Подобные технологии стали достоянием команд, работающих над созданием клиентских продуктов.

Плюсы и минусы Agile

Манифест Agile

Идеи Agile

Ценности Agile говорят, что:

Гибкость методологии

Методы организации работы основаны на каскадной модели, в которой процессы реализуются поэтапно. Если требования к разработке продукта, конечной цели изменяются, нужно переделывать выполненную часть работы. На это готовы не все сотрудники: некоторые до последнего не сообщают начальству о необходимости корректировок в уже неработающем плане. Agile методология решает эту проблему с помощью имеющейся гибкости и адаптивности.

Принципы методологии

При выборе этой системы организация быстрее работает, мобильнее, разделяет сотрудников на небольшие команды. Принципы Agile выражают так: разделение задач на небольшие блоки, автономность сотрудников, прозрачность работы, обработка обратной связи от клиентов.

Работа над мини-блоками

Сложные проекты разделяют на маленькие задачи, каждая из которых помещается в отдельный блок. Целей достигают за короткий цикл, поэтому даже в многоступенчатом проекте виден прогресс в работе.

Маленькие кросс-функциональные команды

Сотрудники работают в небольших командах. Задача каждой в реализации одной из функций, которая важна для клиента. Численность и состав команд отличаются в зависимости от их задач. Число сотрудников в одной команде до 12 человек.

Ограничение объема незавершенной работы

Agile помогает командам концентрироваться на задачах, которые можно решить за небольшой промежуток времени. Уменьшение объема работы помогает быстрее справиться с мини-задачами, что сказывается на общей продуктивности.

Автономность команд

Перед началом работы над задачей составляют план. Затем каждая команда решает, как приступить к его выполнению. Задача руководителя ― определить базовые правила, сотрудники самостоятельно выбирают темп работы, условия, координируют действия.

Достижение стадии готовности

Проверка методологии – завершение задачи, итоги которой подводятся в конце каждого цикла. Благодаря разделению на небольшие блоки команды могут полностью завершить задачу, а не отмечать ее как «практически законченную». Причина медлительности в крупных проектах – задания, которые завершены частично, но в них еще ряд проблем. В результате они тянут время, ресурсы, внимание и отвлекают сотрудников от обязательств.

Беспрерывная работа

Задачи, поделенные на короткие циклы, имеют приоритеты, к которым нужно стремиться на каждом этапе. Благодаря чему работа беспрерывна, и сотрудники не отвлекаются на смежные задачи.

А чтобы не отвлекаться на рутинные отчеты, подключите сквозную аналитику Calltouch для вашего бизнеса и уделяйте время важным стратегическим задачам.

Полная прозрачность и использование досок со стикерами

Это помогает кратко, но емко описать работу, зафиксировать актуальную стадию, на которой находится команда, посмотреть на процесс глазами сотрудников, при необходимости определить источник проблем.

Обратная связь от пользователей на каждом цикле

Команды получают обратную связь от клиентов в конце каждого цикла. На основе сведений оценивают достижения, реализацию задачи. Информация учитывается в дальнейшем для планирования.

Аджайл что это такое простыми словами. princzipy agile. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-princzipy agile. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка princzipy agile

Ключевые моменты в применении

Методы Agile используются для решения разных бизнес-процессов. Поэтому перед их внедрением важно разобраться, как выглядит методология на практике.

Какие существуют роли по Agile

Иерархия компетенции в Agile

Структура команды горизонтальна, но в ней есть иерархия. Руководитель задает вектор, по которому сотрудники реализуют задачи. Особенность системы – иерархия построена на компетенции, а не власти, что определяет взаимодействие сотрудников с начальством.

Что такое пропускная способность

Пропускная способность – реализованное количество «пользовательских историй». Это пожелания клиентов, которые формируются в задачи. Например, установка фильтров поиска в приложении, улучшение обратной связи с клиентами, работа над службой техподдержки. Пропускная способность измеряется количеством отработанных пользовательских историй в неделю.

Как определить последовательность и приоритетность задач

Приоритетность задач зависит от направления компании. Например:

Как составить график решения задач

Для составления графика используют приложения с шаблонами для планирования проектов. Например, GanttPRO – сервис для постановки задач и их контроля. Он содержит шаблоны графиков, отслеживает цели по степени продвижения, отмечает слабые места.

Внедрение Agile

Для внедрения методологии выполняют комплекс мероприятий. Он основан на выборе главного метода в системе, после чего устанавливаются задачи, цели, сроки, численность команды. Сотрудники должны быть обучены применению методов на практике, а руководство должно понимать, что внедрение системы станет новым поворотом в развитии бизнеса.

Важно использовать опыт специалистов, которые уже работали с системой и знают, как реализовать ее. Их опыт помогает в формировании команды, подборе инструментов, аналитике.

Распространенные проблемы при реализации

Основные проблемы при внедрении Agile:

Аджайл что это такое простыми словами. 1. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-1. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка 1

Популярные методы и средства управления проектами

Scrum

Здесь упор на контроль рабочего процесса, что разделяет разработку проекта на стадии. Эти стадии длятся от 2 до 4 недель. Процесс начинается с оценки масштабов работы, предполагает корректировку действий и планов с учетом промежуточных итогов. Скрам повышает производительность и ориентируется на сокращение времени для достижения цели.

Kanban

Метод основан на прозрачности процесса. Он функционально распределяет нагрузку на сотрудников, мотивирует членов команды на сотрудничество и обучение. Принципы строятся на:

Заключение

Источник

Обзор Agile. Что это: методология, метод или философия?

В русскоязычных книгах и статьях Agile (Аджайл) часто называют гибкой методологией разработки. Если считать методологией семейство разных методов и методик разработки программного обеспечения, то это почти правда: Agile действительно создан как обобщение разных подходов к разработке ПО. Однако …

Стоит разделять Agile как семейство гибких подходов и Agile как философию и систему ценностей. В этой статье я лишь кратко опишу самые популярные подходы (Scrum и Kanban), а более подробно рассмотрю второй аспект: зачем нужны ценности Agile, что стоит за ними, где их можно применять и каково место Agile в общей картине управления процессами, продуктами и бизнесами.

Этот обзор Agile предназначен скорее для «чайников», которые начинают свое знакомство с темой. Но если вы уже знакомы с Аджайлом, используйте эту статью как навигатор: в каждом ее разделе есть ссылки для углубления: детальные статьи, учебные видео, литература.

Чем Agile отличается от методологий

Термин «методология» применяется к Agile по аналогии с предшествующими подходами к организации разработки программного обеспечения: RAD, RUP, XP и другими.

Однако те, кто сталкивался с Аджайлом, понимают: он не похож на предшествующие подходы, которые описывали процесс разработки в деталях. Agile краток: состоит из 4-х ценностей и 12-ти принципов. А описание методологии RUP, например, занимает десятки страниц, — это много приемов и алгоритмов действий. RUP (Rational Unified Process) включает разбиение жизненного цикла разработки на 4 фазы, рекомендованные соотношения объемов работы по 9-ти потокам (workflows) на каждой фазе, а также конкретные инструменты для каждого потока. OpenUP — последняя методология-наследница RUP — короче и гибче, но все равно до краткости Agile ей далеко.

Аджайл что это такое простыми словами. metodologii. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-metodologii. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка metodologii

Методология — это совокупность методов и приемов, которые используются в разных сферах деятельности.

Метод — это способ достижения какой-либо цели.

Agile сам по себе не дает алгоритмов, способов и приемов. При этом входящие в Agile «гибкие» подходы нередко предписывают конкретные приемы:

В отличие от методологий, методов и фреймворков разработки ПО, в основе Agile — не конкретные процессы и даже не элементы процессов, а высокоуровневые ценности.

Следование этим ценностям повышает скорость разработки и бизнес-эффект от разрабатываемых продуктов. При этом стоимость разработки может увеличиваться, поэтому Agile нужен не всегда. Подробнее см. в разделе Область применения Agile.

Аджайл что это такое простыми словами. Gibkie metodologii. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-Gibkie metodologii. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка Gibkie metodologii

Показанная выше условная схема гибких подходов взята из книги Бориса Вольфсона «Гибкие методологии разработки». Этот краткий справочник по огромному числу гибких управленческих инструментов весьма неплох для своего времени (2012), когда Agile применялся лишь в той индустрии, где он появился — в разработке программного обеспечения. Если же вы не связаны с этой индустрией, для углубления читайте более современные книги без IT-специфики.

Ценности Agile простыми словами

Ценности Agile родились в 2001 году в Agile-манифесте — в результате обобщения многих тогдашних «методологий разработки» их авторами.

Ценности — это то общее, что определяет приоритеты в работе, независимо от конкретного процесса и предмета работы. Каждая из 4-х ценностей Agile сформулирована в виде «X важнее Y», где X — это:

Посмотрим, зачем нужны эти ценности Agile.

1. Люди и их взаимодействие важнее процессов и инструментов

Чтобы люди работали эффективнее, процессы и инструменты не должны их ограничивать. В Agile ни процесс, ни тем более программный инструмент не диктует, что людям делать. Более того, они сами решают, как менять процессы/инструменты своей работы.

Чтобы ускорить процесс разработки, люди также должны взаимодействовать напрямую (без посредников в виде документов или других людей), активно общаться между собой лично, а не письменно. Правда, в современном бизнесе общение часто вынуждено переходить в онлайн. Но тогда это должна быть видеосвязь с интерактивными онлайн-досками, а не только письма и чаты.

Аджайл что это такое простыми словами. AgileValue1. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-AgileValue1. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка AgileValue1

2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации

Чтобы клиенты были довольны, им нужен именно работающий продукт. Поэтому разработчики продукта должны фокусироваться именно на том, чтобы продуктом можно было как можно скорее воспользоваться, а не на составлении списков, диаграмм, требований, отчетов перед заказчиком.

Чтобы укладываться в сжатые сроки с минимумом затрат, зачастую не стоит связывать себя документацией. Поддержка документации в адекватном продукту состоянии нередко замедляет разработку и требует неоправданно больших затрат.

Аджайл что это такое простыми словами. AgileValue2. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-AgileValue2. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка AgileValue2

3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласований условий контракта

Чтобы на выходе получить продукт, действительно ценный для заказчика, стоит отказаться от излишних деталей в контракте между подрядчиком и заказчиком (равно как и в требованиях внутреннего заказчика к внутреннему разработчику продукта). Будучи жестко заданы на старте, детали контракта мешают учитывать новые данные и приоритеты, появляющиеся лишь во время разработки.

Чтобы бизнес-ценность продукта быстро росла, заказчик с разработчиком должны плотно общаться по ходу работы. В этом случае все возникающие изменения и проблемы оперативно обрабатываются обеими сторонами.

А чтобы такое сотрудничество исполнителя и заказчика стало возможным, нужно выстраивать их доверие друг к другу.

Аджайл что это такое простыми словами. AgileValue3. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-AgileValue3. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка AgileValue3

4. Готовность к изменениям важнее, чем следование плану

Чтобы не откладывать риски проектов на последние стадии разработки (когда будет уже поздно уменьшать содержание работы, сдвигать срок или усиливать команду), Agile предлагает не только итеративность работы, но и готовность к изменениям на всех стадиях.

Чтобы в первую очередь делалось самое ценное, текущее видение бизнес-ценности и позиционирования продукта должно быть прозрачно для разработчиков, а процесс их работы должен позволять вносить существенные изменения в прежние планы. В том числе, разработчики должны быть готовы добавлять в продукт незапланированные новые возможности, если они стали ценными в изменившейся ситуации.

Что касается готовности к изменениям со стороны представителей заказчика (клиента), то в такой ситуации они могут пожертвовать чем-то запланированным (но менее ценным) ради новых возможностей. Готовность заказчика оперативно жертвовать какой-то частью запланированного также нужна в ситуации, когда исполнители столкнулись с непредвиденными проблемами в ходе разработки.

Аджайл что это такое простыми словами. AgileValue4. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-AgileValue4. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка AgileValue4

Agile — философия, Scrum — ее реализация

Таким образом, Agile — это не методология разработки, а система ценностей, помогающих разработчикам делать новые продукты быстрее и с бОльшим эффектом для бизнеса:

Аджайл что это такое простыми словами. AgileValues. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-AgileValues. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка AgileValues

Ценности эти настолько общие и даже абстрактные, что Agile часто называют философией.

Также встречается термин «гибкий образ мышления» (от английского Agile Mindset), который означает понимание человеком ценностей Agile.

Изменить образ мышления руководителей и исполнителей с традиционного на гибкий — это самое сложное из того, что нужно сделать для применения какого-либо Agile-подхода в команде или в компании.

Образ мышления Agile сейчас чаще всего реализуется через фреймворк Scrum, поэтому неудивительно, что эти два слова очень часто используются вместе.

Поэтому Agile и Scrum обычно изучают совместно. На нашем сайте десятки статей по гибкому управлению собраны в рубрику Аджайл и Скрам.

Исторически к Agile относится также и метод Kanban. Поэтому самый универсальный международный сертификат по Agile — ICAgile Certified Professional — включает не только Scrum, но и Kanban.

Agile сложнее, чем 4 ценности

Во-первых, помимо ценностей, в Agile-манифесте есть также 12 принципов, которые уточняют и дополняют ценности.

Во-вторых, в статье «Что такое Agile-подход и зачем он нужен бизнесу» вы найдете подробное изложение 6 признаков работы по Agile, которые намного более конкретны, чем ценности и даже принципы. Приведу их здесь кратко:

Эти 6 признаков характерны для многих гибких подходов, если они правильно применяются. Рассмотрим теперь чуть подробнее, что это за гибкие подходы.

Кратко о том, что входит в Agile сегодня

К гибким «методам управления» относятся, в частности, фреймворк Scrum и метод Kanban. Согласно исследованию Agile в России, Канбан сейчас занимает прочное второе место по популярности после Скрама (если не считать самопальных гибких подходов, которые любят изобретать в российских компаниях).

В Scrum работа ведется спринтами — одинаковыми по продолжительности короткими итерациями. Вся работа выполняется силами небольшой (до 10 человек) команды, в которую входят разработчики, владелец продукта (отвечающий за успех продукта) и скрам-мастер (отвечающий за эффективность и правильное применение Scrum). Команда самостоятельно решает, кто, что, когда и как делает.

Все участники команды совместно планируют спринт, совместно демонстрируют результаты заинтересованным лицам и совместно ищут способы решения проблем как с продуктом, так и с процессом работы. В ходе спринта разработчики ежедневно и устно обсуждают препятствия, краткосрочные планы и разделение работы между собой.

Аджайл что это такое простыми словами. skram komanda. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-skram komanda. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка skram komanda

Kanban — это метод повышения качества сервиса: набор принципов и практик, которые делают сервис (или разработку продукта) более быстрым и лучше соответствующим ожиданиям потребителей.

Канбан отличается от Скрама по многим параметрам, в частности:

Наиболее широко применяется первая из 6 практик Kanban: визуализация процесса — в том числе, с помощью так называемой Канбан-доски. Это физическая или электронная доска со стикерами, обозначающими разные задачи. В отличие от Скрам-доски с 3-мя столбцами, в Канбане принято визуализировать на доске каждый этап процесса, а также делить каждый столбец на две части — «в работе» и «готово к следующему этапу»:

Аджайл что это такое простыми словами. Kanban doska. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-Kanban doska. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка Kanban doska

Конечно, Scrum и Kanban — это далеко не единственные подходы, входящие в Agile. Но большинство других активно развивающихся сейчас гибких подходов касаются проблем другого уровня, нежели описанные в этой статье.

Речь про проблемы крупных организаций, которые вынуждены конкурировать со стартапами как по скорости вывода новых продуктов на рынок, так и по скорости принятия решений. Таким организациям помогают, в частности, подходы SAFe (Scaled Agile Framework) и LeSS (Large-Scale Scrum), а также нехитрая практика Scrum of Scrums. Это — тройка наиболее популярных подходов к масштабированию Agile, как показывает то же исследование Agile в России.

Отличительные особенности всех сколь-нибудь популярных в России подходов, имеющих отношение к Agile (а также к более широкому понятию Business Agility), вы можете посмотреть на одном экране, скачав нашу карту гибких подходов для бизнеса в виде картинки и в виде пригодного к печати плаката.

Область применения Agile

В основу Agile были заложены общепонятные ценности. Поэтому Agile применяют в самых разных отраслях: в банках и страховых компаниях, в розничных сетях и телекомах, и даже в энергетике и промышленности. Формулировки многих принципов Agile относятся лишь к разработке программного обеспечения, но большинство из них применимы и вне IT.

Судя по числу участников исследования Agile в России 2019, IT-отрасль теряет свою монополию на Agile, имея долю менее 50% от общего числа людей, вовлеченных в Agile-трансформации.

Agile — это уже давно не только про разработку программного обеспечения.

Но это не значит, что гибкие подходы есть смысл применять везде без ограничений.

Одно из ключевых ограничений Agile кроется в словах «для разработки новых продуктов». Пусть «продукт» здесь употребляется в самом широком смысле, но вот новые продукты все-таки разрабатывает лишь небольшой процент людей. А особенно эффективно Agile себя проявляет лишь в творческой работе и/или в условиях неопределенности. В противном случае накладные расходы на Agile-процессы могут превышать выгоды от Agile с точки зрения бизнеса, особенно при неумелой настройке этих процессов.

Про область применимости Agile и про основные проблемы, которые влечет за собой Agile, смотрите в 5-минутном видео Алексея Пименова:

Подробнее о том, зачем и когда нужны гибкие подходы, вы узнаете из бесплатных видеоуроков про Agile (11 видео, 65 минут).

Книги об Agile по-русски

Список литературы по Agile на русском языке может насчитывать два десятка изданий. Но я приведу лишь 4 книги, которые слабо пересекаются друг с другом по назначению. Две первые книги подходят для первого ознакомления с Agile, две вторые — скорее для тех, кто уже применяет гибкие подходы в работе.

Аджайл что это такое простыми словами. Blistatelnyi Agile preview. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-Blistatelnyi Agile preview. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка Blistatelnyi Agile preview
Блистательный Agile. Гибкое управление проектами с помощью Agile, Scrum и Kanban.

Авторы: Роб Коул, Эдвард Скотчер

Книга ориентирована в первую очередь на тех, кто планирует переходить от классического проектного менеджмента к гибкому.

Аджайл что это такое простыми словами. Epoha Agile preview. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-Epoha Agile preview. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка Epoha Agile preview
Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов.

Автор: Стивен Деннинг

В книге описано, как работают гибкие методы управления на разных уровнях вплоть до топ-менеджмента, как правильно ставить цели на пути развития компании и как их достигать.

Аджайл что это такое простыми словами. Scrum preview. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-Scrum preview. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка Scrum preview
Scrum. Революционный метод управления проектами.

Автор: Джефф Сазерленд

Книга от основателя фреймворка Scrum. В русском переводе название книги неточное (Scrum — не про управление проектами), но все равно она считается обязательной для прочтения скрам-мастерами. Книга хорошо читается и раскрывает пользу от каждого элемента Cкрама.

Аджайл что это такое простыми словами. ScrumAndKanban preview. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-ScrumAndKanban preview. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка ScrumAndKanban preview
Scrum и Kanban: выжимаем максимум.

Авторы: Хенрик Книберг, Маттиас Скарин

Электронная книга в открытом доступе, при этом она отлично иллюстрирована примерами и содержит подробное сравнение Скрама с Канбаном. Особенно полезна будет тимлидам, скрам-мастерам и всем, кто управляет кем-либо или чем-либо на уровне отдельной команды, особенно «айтишной».

Резюме. Место Agile среди родственных управленческих подходов

Итак, Agile — это не методология, не свод рецептов, не доски со стикерами и не стандартизованный набор встреч команды, предписанный в Scrum.

Это слово сейчас имеет два основных значения:

Agile фокусируется именно на разработке — точнее, на реализации и поставке готовых продуктов. Тогда как для генерации и проверки идей новых продуктов Agile следует дополнить различными продуктовыми подходами: Customer Development, Design Thinking и т.п.

С другой стороны, Agile — это про организацию процесса разработки, а не про технические детали реализации, зависящие от индустрии. Например, в IT-индустрии с той же целью (быстрая поставка ценности клиенту) применяются так называемые инженерные практики и DevOps, но они в Agile не входят.

Agile помогает решить две основные задачи, типичные для современного бизнеса:

Для подходов к ускорению на уровне программ и портфелей проектов (в крупных организациях) грамотнее применять термин Enterprise Agility, хотя во многих контекстах их тоже относят к Agile.

Что же касается подходов к повышению гибкости/скорости принятия решений на уровне всего бизнеса, то это намного шире Agile. Так что для обозначения таких подходов следует использовать термин Business Agility, получивший распространение в конце 2010-х годов. В гибкость бизнеса входит не только быстрая поставка ценности клиентам и быстрая реакция на изменения, но также гибкость целеполагания и распределения ресурсов в организации.

Аджайл что это такое простыми словами. BusinessAgility2019agile. Аджайл что это такое простыми словами фото. Аджайл что это такое простыми словами-BusinessAgility2019agile. картинка Аджайл что это такое простыми словами. картинка BusinessAgility2019agile

Среди 12 доменов бизнес-гибкости, показанных на рисунке, Agile полностью покрывает домен «Гибкость процессов», но также связан в той или иной степени с 5-ю другими доменами, по меньшей мере.

Таким образом, хотя Agile появился намного раньше других модных управленческих терминов, он не теряет своей актуальности. Будь вы хоть топ-менеджером, хоть руководителем проектов, хоть разработчиком продуктов, ценности и принципы Agile-манифеста вам стоит понять и запомнить, чтобы ваш гибкий процесс приносил ожидаемую пользу.

Надеюсь, эта обзорная статья послужит вам хорошим навигатором для дальнейшего углубления в тему Agile. Как минимум, она позволит вам отличать грамотные статьи, видео и курсы по гибким подходам от непрофессиональных аналогов, а также убережет вас от применения Agile в тех ситуациях, когда это нецелесообразно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *