Агитация и пропаганда в чем разница
Отличие нашей пропаганды от агитации
Пропаганда сложней агитации. Распространение мыслей дает более долговременный результат, чем распространение настроений.
Посмотрим на прошедшие в мире революции. Во всех победивших революциях подъем народных масс был связан не с отрицанием какой-то политики, а с требованием альтернативы. Революции совершались за что-то, а не против чего-то. Восставшему народу для единства нужна была определенность. А определенность дает только пропаганда.
Пропаганда предназначена для выработки логических цепочек в головах готовых к действиям групп населения. Человек должен понимать, что в обществе зависит от его действий и как зависит. Действия такого человека будут сознательными и внутренне обоснованными.
Агитация вызывает определенные эмоции и реализующие их поступки.
В отличие от агитации пропаганда должна быть усвоена, а мысли и идеи в комплексе не усваиваются, только по очереди. Поэтому каждая из пропагандистских листовок, заметок, газетных выпусков должны быть посвящены только одной идее. Одна мысль, как правило, усваивается, две – иногда, три – очень редко. Усвоение требует мыслительной работы, и следующая мысль может быть усвоена только после предыдущей.
Предмет пропаганды в отличие от предмета агитации представляет собой логически связанную систему и может быть передан исключительно в своей целостности.
Только непрерывность пропаганды может обеспечить эту целостность. Непрерывность предусматривает плановый характер работы, кампанейщина недопустима.
Бытует заблуждение, что пропаганда это распространение теории. Конечно, без теории пропаганда не обходится, но теория необходима для подготовки и планирования пропаганды. Сама пропаганда должна быть практична и опираться на фактическое положение вещей.
Устойчивость организации определяется идейным единством. Только партийность организации может обеспечить это единство.
Каждое наше мероприятие сопровождается присутствием множества случайных и неслучайных людей, наблюдающих за нами вокруг ограды. Если они остановились, значит есть интерес, значит они – почва для распространения пропаганды в виде газет и листовок. Да и выступления должны быть в основном направлены к беспартийной публике.
Перед мероприятием должны быть распространены анонсы об основном содержании поднимаемых вопросов.
Анонсы должны быть как в виде листовок, так и в виде постов в соцсетях интернета, чтобы охватить разные социальные группы.
Пропаганда при её организационном направлении может иметь и организационные последствия в виде установления новых контактов.
Каждое массовое мероприятие должно иметь организационные последствия, иначе для чего еще оно нужно?
Экономическая борьба, по выражению Ленина, является важным вспомогательным средством политической борьбы. А в плане объединительно-организационном, пожалуй, единственным средством. Осознание классового противостояния повышает политическую восприимчивость для пропаганды и позволяет объяснять противоречия с хозяевами и органами власти с марксистско-ленинской точки зрения. Диалектика экономической и политической борьбы, а следовательно, и пропаганды заключается в том, что трудящиеся ощущают на себе эксплуатацию и способны при наличии организации сопротивляться ей, но только осознание причин эксплуатации позволит бороться против этих причин.
Пропаганда на этом этапе должна совмещаться с организационными действиями: поиском сторонников, их вовлечением в совместные мероприятия, задача – расширение нашей сети распространения. Совмещать пропаганду с организационной агитацией. Вокруг каждого митинга должны быть пропагандистские мини пикеты.
Понятия агитации и пропаганды. История их становления и развития. Различия между агитацией, пропагандой и связями с общественностью в органах власти.
Значение слова «пропаганда» можно обозначить как рассказ о какой-то идее, теории, научном или культурном направлении, целью которого является привлечение сторонников и единомышленников. Цели пропаганды зачастую мирные, просветительские. Самое главное – содержание выступления, его привлекательность и актуальность.
Ученые выделяют ряд основных функций пропаганды:
1. пропаганда пытается задавать обществу определенные образцы мышления, анализа происходящих событий, чтобы обеспечить контроль политического мышления граждан;
2. активизация сознания, перевод знаний и представлений политического актера в сферу мотивации людей на практике;
3. борьба с идейными противниками и их нейтрализация.
В современной теории выделяются несколько основных типы пропаганды. Они указаны в таблице 5 «Основные типы пропаганды».
Название типа пропаганды | Краткая характеристика |
Пропаганда действием | пропаганда, при которой используются разные способы устрашения народа, например, воспоминаний о поражениях в баталиях; |
Идейная пропаганда | пропаганда, при которой происходит распространение определенных ценностей, идей с целью объединения общества; |
Положительная пропаганда | пропаганда, которая распространяет положительные и конструктивные идеи для всего социума; |
Негативная пропаганда | пропаганда, которая распространяет идеи, причиняющие психологический или любой другой ущерб населению; |
Социологическая пропаганда | пропаганда, при которой используются элементы повседневности с целью насаждения неосознаваемых идеологий или политических предпочтений людям; |
Пропаганда средствами искусства | пропаганда, которая направлена на создание системы привязанностей людей к тем или иным концепциям с помощью архитектуры, живописи, графики, плаката и даже музыки; |
Ретиальная (массовая) пропаганда | пропаганда, которая рассчитывается на взаимодействие с широкой социальной общностью и предполагает использование особых средств распространения информации; |
Аксиальная пропаганда | пропаганда, при которой происходит взаимодействие с специально отобранной частью населения; |
Прямая (явная) пропаганда | пропаганда, при которой используются публичные призывы, самореклама; |
Неявная пропаганда | пропаганда, при которой происходит косвенное влияние на людей, используя иносказания, скрытые намеки; |
«Белая» пропаганда | пропаганда, которая ведется от имени действующего актор, раскрывая источники распространения информации; |
«Серая» пропаганда | пропаганда, при которой источника информации скрыты; |
«Черная» пропаганда | пропаганда, при которой используются ложная информация, нарушающая морально-этические и правовые нормы. |
Таблица 5 «Основные типы пропаганды»
Реализация указанных функций зависит как от внешних условий, так и от особенностей самого субъекта пропаганды. Иногда некоторые функции пропаганды могут вообще не осуществляться. Так, например, «черная» пропаганда в развитых демократических государствах в период между выборами. В то же самое время в некоторых обществах могут образовываться и частные функции (например, сугубо просветительские). С развитием политики функции пропаганды тоже видоизменяются.
По определению агитация – это политическая деятельность, при которой используются все возможные каналы информации для того, чтобы побудить население к какой-то деятельности. Агитация – это всегда активный призыв к действию, к какому-то решению или поведению. Например, призыв голосовать за какого-то кандидата или закон. Агитация по своей сути сильно связана с властью и политикой. Зачастую используются и нечестные приемы, а иногда даже откровенная ложь. И все это – ради достижения цели. Агитация более напориста, агрессивна, эмоциональна. Огромную роль играет личность агитатора, его харизма и способность убеждения.
Апогея развития пропаганда достигла в городах-государствах Древней Греции. В то время там была предпринята первая попытка использования методов пропаганды. Именно во времена афинской демократии, свободный гражданин мог повлиять на судьбу своего государства при помощи мастерского владения словом. Впоследствии в Афинах в период VI-I вв. до н.э.возникла риторика.
У агитации и пропаганды есть свои особенности, которые отличают их от ПР:
2. при агитации и пропаганде происходит насаждение определенных точек зрения, а ПР формирует общественное мнение на основе осознания обществом пользы предлагаемой политики организации;
3. если в ходе агитации или пропаганды не учитываются этические аспекты, то ПР в свою очередь основывается на этических нормах общества;
4. при агитации и пропаганде зачастую искажается и фальсифицируется информация, а ПР осуществляется исключительно честным путем.
Агитация, ПР, Пропаганда. Как различать, почему и зачем?
В этой заметке я попробую объяснить вкратце суть некоторых понятий, которое последнее время активно используются всеми, кому не лень, особенно когда надо аргументировать собственное нежелание во что-либо вникать, если для этого требуется производить определенные интеллектуальные усилия. Начну с определений. Даю своими словами, чтобы было проще и быстрее. При желании можно проверить соответствие в словарях.
Кроме того, я смею дать некоторые рекомендации на случай, если общественно-политическая ситуация вас таки вынудит на активное проявление своей гражданской позиции и некуда будет от этого спрятаться.
Существуют так же такие понятия, как «анти-пропаганда» и «черный ПР».
Теперь мы знаем, что такое агитация, что такое пропаганда и что такое ПР.
1. Внимательно изучите агитационные, пропагандистские и ПР-материалы _разных_ политических движений, сравните их между собой. Не стоит сразу отбрасывать материалы даже тех организаций, которые вы на данный момент не считаете серьезными или уверены, что это уже «идеологически не ваше».
4. Обязательно разберитесь с тем, какую именно программу предлагает то или иное движение. Заслуживают наиболее пристального внимание те материалы, в которых не просто расписываются какие-то действия, которые политическая сила обещает предпринять в случае, если победит, но так же дается ясное и четкое представление о том, за счет чего эти действия будут осуществлены.
6. Наконец, принимайте решение и постарайтесь понять, что в любом случае никто вам это решение не навязывает, и свалить ответственность потом, в случае если вы все-таки ошибетесь, будет не на кого, кроме как на самого себя. Такова жизнь. 😉
Новое в блогах
Пропаганда. Агитация. Реклама. Зомбирование.
Можно ли в нормальном обществе жить без пропаганды?
Такой вопрос часто задают в споре. Причем риторически, считая очевидным правильный ответ на него. Только эти очевидные ответы могут быть разными.
Что такое пропаганда? Я утверждаю, что часто наши споры возникают из-за разного понимания одних и тех же слов, поэтому любой спор я предлагаю начинать с определений. Заглянем в словари.
ПРОПАГАНДА | Толковый словарь Ожегова
ПРОПАГАНДА | Большой Энциклопедический словарь (БЭС)
ПРОПАГАНДА | Толковый словарь Даля
Итак, это распространение какой-то идеи. Что же в этом плохого? Идеи бывают хорошими и плохими, значит и пропаганда бывает хорошей и плохой, но почему же тогда многих воротит от самого слова «пропаганда»?
Первое же определение нам говорит следующее:
« Пропага́нда ( лат. propaganda дословно — «подлежащая распространению (вера)», от лат. propago — «распространяю») — в современном политическом дискурсе понимается как распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений, в том числе слухов или заведомо ложных сведений, для формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.”
От этого определения отношение к понятию «пропаганда» становится негативным. Это пример ПРОПАГАНДЫ, которая в данном случае направлена против пропаганды.
Есть ложь, которая должна быть чудовищной, чтобы в нее поверили.
Есть ложь, в которой есть правда, и правды может быть больше, чем неправды.
Есть ложь, которая вся состоит из правды, но не полнота информации приводит к тому, что описываемая картина не соответс т вует действительности.
Человек не может дать полностью правдивую информацию. Он разделит свои сведения на
то, что важно рассказать,
то, о чем можно не говорить,
и то, о чем рассказывать вообще нельзя (по различным соображениям).
Любая информация, получаемая нами из одного источника, не соответствует действительности на сто процентов. Это несоответствие может создаваться намеренно и (или) ненамеренно.
Рассмотрим другие определения пропаганды. Цитата со страницы «Пропаганда» в Википедии.
Если Вы сравните все определения, то увидите, что даже в основе своей, пропаганда определяется по-разному.
Пропаганда — это распространение информации.
Пропаганда — это распространение взглядов.
Пропаганда — это целенаправленное распространение в обществе определённых идей, ценностей, норм и программ поведения
Пропаганда — это заранее спланированное и целенаправленное духовное воздействие на аудиторию
Пропаганда — это систематические усилия манипулировать убеждениями, отношениями или действиями других людей посредством символов
Так что же такое пропаганда? Чем пропаганда отличается от агитации, рекламы, зомбирования? Попытаемся разобраться.
На основе всех определений, отбросив навязывание негативного отношения, я дам свое определение.
Пропаганда — это воздействие на сознание с помощью целенаправленного распространения информации, взглядов, идей с целью создания в человеке, в группе людей, в обществе желаемых убеждений, отношения, позиции, чувств (любви, ненависти, презрения и т.д.) к тому, за что или против чего она (пропаганда) направлена. То есть не распространение информации, а насаждение желаемых убеждений, позиции, чувств с помощью информации.
Важно понимать и разницу с близкими понятиями: агитация, реклама, зомбирование.
Агитация — это воздействие на сознание с помощью целенаправленного распространения информации, взглядов, идей с целью побудить людей к политическим или иным действиям.
Реклама — это воздействие на сознание с помощью целенаправленного распространения информации, взглядов, идей с целью создать чувство необходимости в чем-либо.
Зомбирование — это использование психологических приемов, манипулятивных методов при пропаганде, агитации, рекламе.
Рассмотрим на примере. И это будет позитивным примером использования всех четырех понятий.
Здоровый образ жизни.
Пропаганда выборочно предоставляет информацию. Она много говорит о вреде курения, но ничего о том, что у курения есть и положительное воздействие на организм. Пропаганда не будет говорить, какие чудесные ощущения испытывает наркоман, но расскажет об ужасных последствиях наркомании. Разве же это плохо, когда человеку дается только та информация, которая ему полезна?
Агитация призовет человека выйти на улицу, пробежаться, заняться спортом.
Реклама поможет определиться, какой именно формой полезного для здоровья времяпровождения заняться, какой тренажер купить, куда поехать.
Зомбирование. Врач с помощью манипулятивных методов может помочь избавиться от никотиновой зависимости, от наркомании и т. д.
Другой пример. Специально для тех, кто считает, что не подвержен и никогда не испытывал на себе воздействия на подсознание. Воспитание. Ведь можно утверждать, что, воспитывая ребенка, родители выступают в роли пропагандистов, агитаторов, рекламщиков и зомбирующих.
Как родители рассказывают детям, что воровать плохо?
Пропаганда. Представь, что у тебя украли! Плохо. Воры плохие. Воры сидят в тюрьмах. Воров не любят. Воры попадают в ад. При этом детям не говорят о том, что воры могут жить гораздо лучше честных людей, что либо ты воруешь, либо у тебя воруют (мол, так мир устроен), что многие женщины любят богатых мужчин и им неважно, откуда деньги, что о существовании ада и рая доподлинно неизвестно. Может, кто-то и говорит именно так, но такие родители не пропагандируют идею о том, что воровать плохо и недопустимо.
Агитация. Призыв не воровать. Призыв рассказать о воровстве других или «разобраться» с вором, как принято.
Реклама. Примеры для подражания честных людей вырабатывают желание ребенка быть таким же. Развитие чувства необходимости честно зарабатывать деньги на основе разных утверждений.
Зомбирование. Внушение о существовании высшей силы, которая наблюдает за нами и каждому воздает по заслугам в этой или в следующей жизни.
Я неслучайно заговорил о воспитании. На основе воспитания можно рассмотреть, чем хороши и чем плохи пропаганда, агитация, реклама и зомбирование.
Есть еще одна особенность. Именно эту особенность делает наглядн ой пример о воспитании.
Представьте себе строение на опорах и уберите одну опору, две, три. Строение рухнет, если. убранные опоры не заменить другими.
Когда общество живет в одном идеологическом поле, то в случае прихода в негодность одной из опор, заменить ее становится нечем. Все строение рушится.
Именно это происходит с детьми, хорошо воспитанными, много знающими, если они разуверились в одном из постулатов своего воспитания. Возможно, поэтому не редки случаи, когда дети учителей, профессиональных педагогов, вдруг «ломаются», превращаясь из паинек в монстров.
Именно это произошло с советскими людьми, когда рухнул СССР, а с ним рухнуло и то, во что они слепо верили. Именно это произошло с немцами, когда наступил конец нацистской Германии.
И что этому можно противопоставить? Я вижу лишь один рецепт.
Выражается он всплывшим во времена перестройки из небытия, дискредитированным и забытым словом: ПЛЮРАЛИЗМ.
Если в обществе приемлем плюрализм, тогда, на каждую пропаганду найдется контр пропаганда, агитацию — контрагитация, рекламу — контр реклама, зомбирование. А зомбирование при таких условиях станет почти невозможно. Потому что другая сила обратит на это внимание. Человек способен противостоять зомбированию, если понимает, что этому подвергается.
Именно плюрализм подготовит разные основы для человека, и в случае крушения одной из опор, человек сможет подобрать другую, на которую сможет опереть свои представления о мире, свою душу.
Общество, в котором властвует одна идеология, становится крепким и монолитным. Но монолит крушится, если в одном месте пошла трещина. А трещина пойдет, потому что мир развивается, идеи развиваются, пересматриваются, ро ждаются и умирают.
Общество, в котором развиваются разные взгляды, готов о к изменениям. Это как математические модели, готовые к применению на практике, когда придет их время.
Умелый опытный манипулятор сможет обойти и высокую образованность и нравственный уровень, но способность человека сомневаться, небоязнь собственных сом н ений, привычку сомневаться, обойти манипулятору не удастся, по крайней мере, сделать это будет крайне сложно.
Сомневающийся человек сможет расс т аться с одной из своих догм ( в которой ПОЧТИ не сомневался, но в истинности которой его разубедили ) и взять за основу другую, ПОЧТИ в ней не сомневаясь.
Каждый может ошибаться. Большинство может ошибаться. В исто р ии этому множество примеров. Почему человек боится в этом признаться? Это ведь тоже результат пропаганды!
Когда средства пропаганды находятся в одних руках, когда общество не допускает инакомыслия, к рычагам управления могут добраться руки нечистые. Осознание этого может прийти слишком поздно.
« Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней.” Геббельс.
И последний вопрос. Как понять, что Вы зомбированы?
Достаточно ли у Вас информации, чтобы сделать те или иные выводы? Если нет, то Ваши ли это выводы?
Откуда у Вас информация?
Можете ли Вы ей полностью доверять?
Искали ли Вы другую информацию от противоположной стороны? Интересовались ли другой точкой зрения, их доводами?
Обратите особое внимание, если это чувство ненависти.
«Ненависть разрушает, созидает только любовь». Помните?
«Любить Б-га и грешника, и ненавидеть грех». А это помните?
Человек ищет свою комфортную зону. «Рыбка ищет, где глубже, а человек — где лучше». Большинство людей чувствуют себя комфортнее в группе. В этом сила человека, в этом и его слабость, которой пользуются манипуляторы.
Люди могут собраться в толпу, и толпа может сотворить то, на что ни один человек, будь он один, никогда не решился бы. Эффект толпы и опытные нечистоплотные манипуляторы превращаю т народ в стадо свиней.
Если Вы видите напротив себя одно стадо, вполне возможно, что Вы находитесь в другом стаде. Оглянитесь вокруг!
Не дайте опьянить себя чужими идеями! Похмелье может стать невыносимо тяжелым.
Ежегодно в нашей стране проводятся выборы в федеральные структуры, краевые, районные и муниципальные органы самоуправления. Кандидаты в депутаты организовывают встречи с избирателями, обещают лучшую жизнь, указывая на недочёты существующего режима. Каждый из них рекламирует себя, собственные идеи, своё политическое течение. В публикации, представленной ниже, мы поговорим о том, что же такое предвыборная агитация.
Политическая реклама
Люди, которые выдвигают свою кандидатуру в органы самоуправления, заинтересованы в конечном успехе. Для того чтобы быть избранным, необходимо заявить о себе во всеуслышание. Именно поэтому выдвиженцам не обойтись без политической рекламы. Но как мы знаем из курса экономики, реклама всегда субъективна. Она не является истиной в последней инстанции и чаще всего преувеличивает достижения политика, выставляя его перед избирателями в идеальном, положительном свете. Однако информацию о себе можно обнародовать не только посредством политической рекламы. Наиболее точно определяет действие выдвиженца агитация и пропаганда. В чём разница между этими понятиями?
Агитация
Агитационно-пропагандистская деятельность является частью рекламной кампании. Агитация – это воздействие на массы с помощью информации. Его целью является попытка изменения поведения избирателей. Кандидат или его доверенные лица агитируют население прийти на избирательный участок и отдать свои голоса конкретному человеку. Однако современный электорат в России слишком пассивен. Для того чтобы побудить людей прийти на выборы, необходимо приложить максимум усилий, ведя эффективную предвыборную кампанию.
Агитация – это системный процесс. Кандидат не сможет охватить и заинтересовать весь электорат одновременно. Ему необходимо выезжать на территориальные избирательные участки и вести там целенаправленную работу. Именно поэтому в предвыборной кампании выдвиженцу помогает целая группа специально обученных людей. И предвыборный штаб, и выдвиженец работают для достижения одной определённой цели.
Идеология
Как мы уже говорили, агитация кандидата направлена часто на изменение поведения электората. Его целью является привлечение на свою сторону как можно большего количества избирателей для того, чтобы набрать необходимое количество голосов на выборах. Наиболее эффективным инструментом в достижении цели является идеология. По идейным соображениям, выдвиженец отбирает в свой штаб команду. Идеология может выступать в качестве методической основы для агитации или пропаганды. На идеологической почве люди сплачиваются, ищут сторонников и последователей. Политологи утверждают, что и в агитации, и в пропаганде идеология является ведущим звеном, своеобразной надстройкой. Это явление опирается на духовность и сознание электората.
Пропаганда
Итак, мы выяснили, что агитация – это целенаправленное воздействие на избирателей с целью изменения их поведенческих норм. В отличие от неё пропаганда преследует более глубокую цель: она направлена на изменение сознания электората. Если агитация происходит непосредственно перед выборами, исключая так называемый день тишины – последние сутки накануне голосования, то пропаганда носит более широкую направленность. Попытка изменения сознания масс, привлечение к тому или иному политическому течению направлены на долгосрочную перспективу. Таким образом, на любых последующих выборах представители политического объединения могут получить новых сторонников.
Распространение пропаганды
Если предвыборная агитация проводится при личных встречах с избирателями, посредством раздачи листовок, рекламных буклетов, вывешивания растяжек на улицах, то пропаганда, как правило, целенаправленно охватывает все существующие СМИ. Телевидение, печатные издания, а также интернет-порталы пестрят информацией, которая способна внедриться в сознание масс.
Люди, ведущие пропагандистскую работу в предвыборном штабе, связаны с кандидатом схожими идеологическими интересами. Однако они должны правильно разбираться в поведении масс, пытаться предугадывать некоторые шаги электората, уметь анализировать информацию, обрабатывать и осмысливать полученные данные, грамотно внедрить в сознание людей те или иные политические настроения. Как видим, человеку с улицы такая работа не под силу. Этим занимаются специально обученные люди.
Пропаганда, так же как и агитация – это системная работа. Стоит отметить, что процесс действует намного более эффективно, если будет централизованным и систематизированным. Системность может проявляться на разных уровнях, но наиболее эффективной принято считать пропаганду, которая сумела затронуть не только интеллект людей, а также их волю и чувства. Иными словами, должны быть затронуты все сферы человеческого сознания.
Заключение
Оба описанных нами процесса направлены на достижение конкретных политических целей, оба они движимы идеологией. И пропаганда, и агитация являются системными, они выступают в качестве теоретической и методической базы настроения масс. Они соединяют в себе духовную и практическую составляющие и являются звеньями одного процесса (политической рекламы). Этот процесс ориентирован на изменение поведения (агитация) и сознания (пропаганда) электората.