Аис емп что это
Кто не идёт вперед, тот идёт назад
пятница, 13 ноября 2015 г.
Государственная информационная система «Единая мобильная платформа города Москвы»
Для справки: Государственная информационная система «Единая мобильная платформа города Москвы» была создана в 2012 году в целях повышения качества предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг.
Теперь эта система будет использоваться не только для предоставления услуг, но и для «повышения качества информирования граждан и организаций о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти города Москвы и подведомственных им организаций, а также иных организаций, осуществляющих деятельность на территории города Москвы».
ГИС ЕМП является единственной информационной системой, с использованием которой органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации обрабатывают электронные сообщения граждан и организаций, направленные посредством мобильных устройств с использованием неголосовых коммуникаций, в том числе SMS-сообщений и/или USSD-сообщений (п.3.3).
С 1 ноября 2015 года ГИС ЕМП подлежит обязательному использованию органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными им организациями в процессе организации идентификации пользователей при осуществлении ими доступа в сеть Интернет в пунктах коллективного доступа в установленном порядке (п.3.4). При заключении соответствующих государственных контрактов и иных договоров в них должно быть включено условие об обязательном использовании ГИС ЕМП.
Положение о государственной информационной системе «Единая мобильная платформа города Москвы» изложено в новой редакции, согласно которой
Сведения, составляющие государственную тайну, обработке в ГИС ЕМП не подлежат (п.1.5).
Аис емп что это
от 15 мая 2012 года N 196-ПП
О создании государственной информационной системы «Единая мобильная платформа города Москвы»
(с изменениями на 25 сентября 2020 года)
Документ с изменениями, внесенными:
В целях повышения качества предоставления гражданам и организациям государственных, муниципальных и иных услуг, в том числе информационных, повышения качества информирования о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти города Москвы и подведомственных им организаций, а также иных организаций с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Правительство Москвы
2. Утвердить Положение о государственной информационной системе «Единая мобильная платформа города Москвы» (приложение).
3.1. Департамент информационных технологий города Москвы:
3.1.1. Является оператором ГИС ЕМП.
3.3. Установить, что ГИС ЕМП является единственной информационной системой, с использованием которой органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации обрабатывают электронные сообщения граждан и организаций, направленные посредством мобильных устройств с использованием сервисов мгновенного обмена сообщениями (IM) и неголосовых коммуникаций, в том числе SMS-сообщений и/или USSD-сообщений.
3.4. С 1 ноября 2015 года ГИС ЕМП подлежит обязательному использованию органами исполнительной власти города Москвы, подведомственными им организациями в процессе организации идентификации пользователей при осуществлении ими доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет в пунктах коллективного доступа в установленном порядке.
При заключении соответствующих государственных контрактов и иных договоров органы исполнительной власти города Москвы и подведомственные им организации включают в них условие об обязательном использовании ГИС ЕМП при организации в установленном порядке идентификации пользователей при осуществлении ими доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет в пунктах коллективного доступа.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Лысенко Э.А.
Положение о государственной информационной системе «Единая мобильная платформа города Москвы»
(с изменениями на 25 сентября 2020 года)
1. Общие положения
1.3. В целях настоящего Положения под мобильными устройствами понимаются мобильные телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры и иные электронные устройства, обеспечивающие возможность доступа к электронным сервисам.
1.4. Обработка информации с использованием ГИС ЕМП не влечет изменения установленной категории доступа к такой информации.
1.5. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат обработке в ГИС ЕМП.
2. Задачи и функции ГИС ЕМП
2.1. Задачами ГИС ЕМП являются:
2.1.1. Предоставление гражданам и организациям государственных, муниципальных и иных услуг, социально значимое информирование в целях повышения уровня информированности жителей города Москвы о событиях социально значимого характера.
2.1.2. Повышение эффективности деятельности органов государственной власти, организаций за счет использования функциональных возможностей ГИС ЕМП.
2.2. Функциями ГИС ЕМП являются:
2.2.1. Обеспечение обработки и передачи запросов (заявлений) на предоставление государственных, муниципальных и иных услуг, а также обработки и передачи иных документов (информации), необходимых для предоставления государственных услуг, муниципальных и иных услуг посредством мобильных устройств.
2.2.2. Обеспечение взаимодействия информационных систем органов государственной власти, организаций для получения органами государственной власти, организациями сведений, необходимых для предоставления государственных, муниципальных и иных услуг посредством мобильных устройств.
2.2.3. Обеспечение взаимодействия органов государственной власти, организаций и граждан посредством мобильных устройств, в том числе направление гражданам и организациям информации о результатах предоставления государственных, муниципальных и иных услуг, а также социально значимое информирование.
2.2.4. Обеспечение доступа граждан и организаций (посредством мобильных устройств), а также информационных систем, подключенных к ГИС ЕМП, к электронным сервисам органов государственной власти, организаций.
2.2.5. Получение и передача в установленном порядке органам государственной власти, организациям электронных сообщений граждан и организаций по вопросам предоставления государственных, муниципальных и иных услуг, сведений о начислениях и платежах, сформированных и направленных при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг, посредством мобильных устройств.
2.2.6. Предоставление в установленном порядке органам государственной власти, организациям статистической информации об использовании гражданами и организациями мобильных устройств при получении ими государственных, муниципальных и иных услуг.
2.2.7. Защита размещаемой в ГИС ЕМП информации от несанкционированного доступа третьих лиц, ее искажения или блокирования с момента размещения указанной информации в ГИС ЕМП.
2.2.8. Обеспечение организации органами исполнительной власти города Москвы и организациями в установленном порядке идентификации пользователей при осуществлении ими доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет в пунктах коллективного доступа.
2.2.9. Централизованное хранение информации о пользователях ГИС ЕМП и истории предоставления им доступа к электронным сервисам органов государственной власти, организаций.
3. Состав участников информационного взаимодействия
3.1. Участниками информационного взаимодействия с использованием ГИС ЕМП являются оператор ГИС ЕМП, пользователи ГИС ЕМП и поставщики информации в ГИС ЕМП.
3.2.1. Органы государственной власти города Москвы и подведомственные им организации.
3.2.2. Федеральные органы государственной власти, органы государственных внебюджетных фондов и иные организации, не указанные в пункте 3.2.1 настоящего Положения, которые подключаются к ГИС ЕМП на основании соглашений с оператором ГИС ЕМП.
4. Полномочия участников информационного взаимодействия
4.1. Оператор ГИС ЕМП:
4.1.1. Утверждает Регламент функционирования ГИС ЕМП, содержащий в том числе технические требования к ГИС ЕМП, требования к подключаемым к ГИС ЕМП информационным системам, форму заявки на подключение к ГИС ЕМП, типовой договор о предоставлении доступа к ГИС ЕМП, условия доступа к ГИС ЕМП и электронным сервисам поставщиков информации в ГИС ЕМП.
4.1.2. Обеспечивает работоспособность ГИС ЕМП в круглосуточном режиме.
4.1.3. Организует работы по технической поддержке ГИС ЕМП.
4.1.4. Осуществляет подключение к ГИС ЕМП иных информационных систем в соответствии с Регламентом функционирования ГИС ЕМП.
4.1.6. Обеспечивает доступ поставщиков информации в ГИС ЕМП и пользователей ГИС ЕМП к электронным сервисам, информация о которых внесена в реестр, в соответствии с Регламентом функционирования ГИС ЕМП.
4.1.7. Ведет учет и статистику использования поставщиками информации в ГИС ЕМП и пользователями ГИС ЕМП электронных сервисов, информация о которых внесена в реестр.
4.1.7(1). Обеспечивает развитие (модернизацию), эксплуатацию ГИС ЕМП.
4.1.7(2). Обеспечивает координацию и техническую поддержку деятельности по подключению иных информационных систем к ГИС ЕМП.
4.1.8. Не несет ответственность за:
4.1.8.1. Содержание и достоверность информации, размещаемой в ГИС ЕМП и передаваемой с использованием ГИС ЕМП в другие информационные системы.
4.1.8.2. Качество и сроки ответов органов государственной власти, организаций на электронные сообщения граждан и организаций, направленных с использованием ГИС ЕМП.
4.1(1). Отдельные функции оператора ГИС ЕМП могут быть переданы другому органу исполнительной власти города Москвы, подведомственному ему государственному учреждению города Москвы или иной организации по решению оператора ГИС ЕМП в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и правовыми актами города Москвы.
4.2. Поставщики информации в ГИС ЕМП:
4.2.1. Размещают информацию в ГИС ЕМП.
4.2.2. Осуществляют информационное взаимодействие с пользователями ГИС ЕМП с использованием ГИС ЕМП и информационных систем, подключенных к ГИС ЕМП.
4.2.3. Поддерживают работоспособность принадлежащих им информационных систем, подключенных к ГИС ЕМП.
4.2.4. Обеспечивают выполнение требований Регламента функционирования ГИС ЕМП, в том числе технических требований, предъявляемых к подключаемым к ГИС ЕМП информационным системам.
4.2.5. Обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации, законодательства Российской Федерации о персональных данных.
4.3. Пользователи ГИС ЕМП:
4.3.1. Осуществляют доступ к электронным сервисам, информация о которых внесена в реестр.
4.3.2. Направляют оператору ГИС ЕМП предложения по совершенствованию функций ГИС ЕМП.
4.3.3. Обеспечивают выполнение требований Регламента функционирования ГИС ЕМП, в том числе соблюдение условий доступа к ГИС ЕМП и электронным сервисам поставщиков информации в ГИС ЕМП.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
Аис емп что это
В настоящий момент зарегистрировано порядка 200 разработчиков, выразивших желание работать с методами API ГИС ЕМП и стать партнерами города в развитии мобильных сервисов. Узнайте, как стать партнером и получить доступ к методам публичного мобильного API.
После регистрации вы получите доступ в личный кабинет, где сможете ознакомиться с документацией и узнать, как получить доступ к API ГИС ЕМП. Регистрация занимает всего несколько минут: после оперативной модерации заявки новый пользователь получает доступ к личному кабинету.
ГИС ЕМП — открыта для всех:
Шаг 1: Зарегистрируйтесь! Регистрация займет всего несколько минут. После короткой модерации вашей заявки мы предоставим вам доступ в личный кабинет, где вы подробно сможете ознакомится с документацией API ГИС ЕМП и регламентом получения доступа.
Шаг 2: Подтвердите серьезность намерений. Отправьте нам письмо, подтверждающее ваше желание создавать отличные мобильные сервисы для москвичей. Что, как и куда надо отправлять — мы сообщим вам после вашей регистрации.
Шаг 3: Принимайте наши поздравления и принимайтесь за работу!
Описание API ГИС ЕМП доступно в личном кабинете разработчика. Чтобы получить доступ в личный кабинет — пройдете регистрацию.
Чтобы получить возможность использовать те или иные методы API ГИС ЕМП, вы можете подать заявку на их использование через личный кабинет разработчика. Также необходимо отправить заявку в Департамент информационных технологий города Москвы по адресу: 123112, город Москва, Красногвардейский проезд, дом 21, строение 1. При личной передаче заявки или через курьера необходимо обратиться по адресу фактического размещения Департамента: город Москва, Яковоапостольский переулок, дом 12, строение 1. (при себе необходимо иметь удостоверение личности и проинформировать сотрудников охраны, что вам нужно передать документы в канцелярию Департамента). Обращаем Ваше внимание, что при отсутствии оригинала заявки в Департаменте, мы не сможем Вам зарегистрировать сервис и выдать роль для использования API ГИС ЕМП. Согласование использования методов API ГИС ЕМП не займет много времени. С регламентом функционирования и примерами заявок Вы можете ознакомиться в разделе «Документы».
Технические требования описаны в разделе API ГИС ЕМП личного кабинета разработчика. Еще мы должны быть уверены, что использование вашего сервиса безопасно для горожан. Поэтому мы попросим предоставить нам ваше приложение до релиза.
Аис емп что это
Опыт цифровой трансформации, которую проводит Тульский ЦСМ Росстандарта, показывает важность правильного выбора поставщика цифровых услуг и технологий. Сегодня таким надежным и компетентным партнером Тульского ЦСМ в области цифровизации метрологических работ и услуг является команда профессионалов «Кто Поверит». Благодаря такому партнерству заказчики Тульского ЦСМ получают услуги в области обеспечения единства измерений на новом качественном уровне.
Команда цифровой трансформации Тульского ЦСМ на выставке MetrolExpo
Сотрудничество началось несколько лет назад со взаимодействия в рамках нового агрегатора «Кто Поверит». За короткое время этот электронный ресурс из простого поиска поверяющих организаций трансформировался в «Единую метрологическую платформу» (ЕМП) с подачей заявок на метрологические услуги в электронном виде и гарантией выполнения работ качественно и в установленный срок. Сегодня онлайн-платформа «Кто Поверит» реализует принцип «Единого окна РСТ».
Многие клиенты Тульского ЦСМ активно пользуются сервисом ktopoverit.ru, ведь заявку можно сделать буквально за один клик. Загрузка возможна двумя способами через личный кабинет пользователя – вручную или через xls файл, используя шаблон. После получения заявки с ktopoverit.ru Тульский ЦСМ формирует ценовое предложение и отправляет его через систему. Владельцу СИ на электронную почту поступает уведомление. Также, «Ценовое предложение» будет отображаться в личный кабинет владельца. Таким образом, заказчики в кратчайший срок получают счет и договор.
Одним из первых совместных проектов Тульского ЦСМ Росстандарта и Единого окна РСТ стало создание системы электронной записи заказчиков.
В течение нескольких лет в Тульском ЦСМ функционировала электронная очередь, которая оптимизировала управление потоком посетителей. Эта система управления позволила повысить качество обслуживания и сократить время ожидания.
Однако в период пандемии коронавируса COVID-19 возросли требования безопасности, связанные в первую очередь с ограничением контактов заказчиков друг с другом и персоналом Центра. Система электронной очереди была дополнена функцией «Электронная запись на прием и выдачу СИ». В результате внедрения электронной записи заказчики получили возможность сдавать и получать приборы:
Если Заказчик оставит контакт, ему на телефон или на электронную почту придет напоминание о времени обслуживания.
Электронная запись совмещена с платформой Единого окна РСТ, поэтому данной функцией могут воспользоваться заказчики, осуществляющие заявки на поверку СИ через сервис «Кто Поверит».
Тульский ЦСМ уже несколько лет внедряет автоматизацию производственных процессов на платформе 1С:Предприятие. Главная задача Центра быстро и качественно оказать услуги для наших клиентов. К началу 2019 году на базе 1С:Предприятие 8.3 были разработаны программные продукты, которые позволили упростить и автоматизировать некоторые бизнес-процессы в организации.
Работа тьюторов в подразделениях
Основными вызовами 2020-2021 гг. стали установление электронной регистрации результатов поверки средств измерений в качестве приоритетной и ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Это послужило катализатором развития процессов автоматизации производственных процессов и потребовало новых цифровых решений.
В августе 2020 года командой «Кто поверит» был представлен программный продукт Айсберг, который своей структурой и логикой работы соответствовал задачам, которые стоят перед Государственными региональными центрами метрологии. После короткой подготовительной работы (трансфер справочников, обмен данными с платформой 1С, настройка программного продукта, обучение) в октябре в Тульском ЦСМ началась тестовая эксплуатация «Айсберга». Это позволило в декабре 2020 приступить к промышленной эксплуатации нового усовершенствованного программного продукта – Единой Метрологической Платформы (ЕМП).
В Центре была сформирована квалифицированная команда внедрения из программистов и метрологов, которая позволила решить задачи переходного периода. Для оперативной деятельности в каждом подразделении были назначены тьюторы (наставники).
Результат первых месяцев работы Единой метрологической платформы впечатляет! Появились новые возможности: ежедневная пакетная выгрузка в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (ФГИС «Аршин»), проверка информации на несоответствия, печать свидетельств о поверке по заявлению заказчиков, автоматическая загрузка и обновление метрологических справочников, выгрузка данных в ФГИС «Контур» и многое другое.
Переход на любой программный продукт вызывает сложности. Поэтому быстрое внедрение ЕМП в Тульском ЦСМ было бы невозможно без наших партнеров. Отличительные черты команды ЕМП/Кто Поверит – это полное понимание производственных процессов в организации, техническая поддержка в режиме 24/7, уникальное сочетание универсальных решений и индивидуального подхода.
В январе 2021 года состоялось совещание-учеба с участием команды внедрения Тульского ЦСМ, тьюторов подразделений и разработчиков ЕМП. Вопросов было немало, но на все были получены квалифицированные ответы. От тьюторов Тульского ЦСМ поступили предложения по оптимизации работы программного продукта.
Рабочее совещание по внедрению ЕМП в Тульском ЦСМ
У тьюторов есть вопросы…
У Сергея Свежакова (Кто поверит/ЕМП) есть квалифицированные ответы
Одним из пунктов совещания стала презентация нового виджета «Статус счета» на сайте Тульского ЦСМ, который разработали специалисты ЕМП. Руководитель проекта Игорь Мнев представил простой, но важный инструмент, который помогает клиентам отслеживать текущий статус заказа. Это очень удобно: заказчик всегда в курсе того, что происходит с его заказом, и, значит, уверен в качестве оказываемой услуги. Отпадает необходимость в длительных телефонных переговорах и переписке о состоянии заказов. Получив информацию о статусе заказа, заказчики тут же могут забронировать через Электронную запись удобное время для получения поверенных и калиброванных средств измерений.
Игорь Мнев (Кто поверит/ЕМП) представляет виджет «Статус заказа»
Впереди у Тульского ЦСМ и команды ЕМП/Кто Поверит большие планы по внедрению новых программных продуктов и технологий, многие из которых будут реализованы уже в этом году. Это позволит сделать работу нашего Центра более прозрачной и клиентоориентированной.
Как устроена АИС, на которой работает вся система налогообложения в России
ФНС России по праву считается одним из самых технологичных федеральных ведомств. В основе ее работы лежит автоматизированная информационная система «Налог-3». Ее создатель —ГНИВЦ — занимается развитием и поддержкой решения. На сегодняшний день с помощью АИС «Налог-3» автоматизировано 442 процесса.
Главная налоговая система
ФНС России — одно из самых «продвинутых» российских ведомств. Все люди, так или иначе взаимодействующие с налоговыми органами, на собственном опыте ощутили, как изменилось общение за последние годы. На место сбора справок и стояния в очередях пришли личный кабинет и отправка документов в электронном виде, быстрое решение возникающих вопросов в удаленном формате и множество других удобных сервисов.
Как же организована работа ФНС с точки зрения технологий? Базовым технологическим компонентом является АИС «Налог 3». Именно с ее помощью ведомство принимает, обрабатывает, предоставляет различную информацию, анализирует данные, формирует отчеты.
Разработчиком системы является Главный научно-инновационный внедренческий центр (ГНИВЦ). Более 40 лет компания занимается разработкой программных комплексов, которые используются налоговыми органами и налогоплательщиками, а также поддерживают технологические процессы налогового администрирования, внутренние процессы ФНС России и растущее взаимодействие с внешними информационными системами и пользователями. Последняя модернизация АИС была проведена в 2011-2019 гг. В результате появилась современная версия «Налог-3» — полностью централизованное решение.
Немного истории
Проект по созданию АИС «Налог-3» стартовал в 2010 году. К этому моменту архитектура основного программного комплекса — системы электронной обработки документов (ПК СЭОД) — не модернизировалась более 10 лет. Это была децентрализованная система, в то время как все новые подсистемы создавались уже в централизованной архитектуре на базе современных технологий. В результате в АИС «Налог» использовались совершенно разные продукты: от устаревших СУБД Access до современных J2EE. Это существенно усложняло ее сопровождение и техническую поддержку — нужны были специалисты широкого профиля, причем во всех региональных отделениях ФНС. Непросто было и управлять изменениями.
Понятно, что стоимость владения системой была очень высокой. Кроме того, за время существования ПК СЭОД изменилась нормативная база, налоговое администрирование, появились электронные услуги, которые требовали объединения данных и сервисов. Стало ясно, что надо менять всю архитектуру системы.
Рождение АИС «Налог-3»
Начало работы над новой АИС «Налог-3» стало частью процесса модернизации всех налоговых органов, глобального реинжиниринга бизнес-процессов ФНС России и создания системы ЦОДов Минфина.
В 2010 – 2014 гг. началось проектирование системы, разработка архитектуры и ПО промежуточного слоя. Также создавались механизмы конвертации данных из унаследованных систем в АИС «Налог-3» и взаимодействия АИС «Налог-3» с унаследованными системами в переходный период. Было разработано и передано сначала в опытную, а затем в промышленную эксплуатацию программное обеспечение для функционального блока №1. Оно предназначалось для государственной регистрации и учета налогоплательщиков, а также внешнего информационного обмена в соответствии со ст.85 НК. К нему подключились 25 тыс. пользователей во всех подразделениях налоговой службы.
В 2014 – 2015 гг. было разработано и передано сначала в опытную, а затем в промышленную эксплуатацию программное обеспечение для функционального блока №2, предназначенного для автоматизации налогообложения имущества физических лиц. Все данные из унаследованных систем после конвертации были переданы в АИС «Налог-3». Число пользователей этого блока составило 55 тыс. человек.
В 2015-2019 гг. были посвящены работе над функциональным блоком №3. Он включал все функции налогового администрирования физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. После передачи в промышленную эксплуатацию к нему подключились около 150 тыс. пользователей во всех подразделениях ФНС.
Все эти годы велась работа над изменением налогового законодательства. А значит, в АИС «Налог-3» появлялись новые функции, например, трансфертное ценообразование, создание консолидированных групп налогоплательщиков, налоговый мониторинг, досудебное урегулирование налоговых споров, администрирование торгового и утилизационного сбора, расширение международного информационного обмена и состава данных, передаваемых внешним потребителям через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), интеграция с единым порталом государственных услуг (ЕПГУ), контроль возмещения НДС, введение онлайн-касс, TaxFree и т.д.
АИС «Налог-3» сегодня
Архитектура АИС «Налог-3»
Современная АИС «Налог-3» — это полностью централизованная система на основе единой базы данных, необходимых для работы ФНС. Она позволяет организовать единое рабочее пространство для всех территориально и организационно распределенных пользователей, создавать центры компетенций и обеспечивать обслуживание системы по всей стране.
АИС «Налог-3» реализована на базе трехзвенной архитектуры: единая централизованная СУБД, централизованные сервера приложений и распределенные клиентские приложения (толстый клиент).
Компоненты прикладной инфраструктуры» (КПИ) АИС «Налог-3» Основные блоки:
Основные блоки:
Основные сервисы:
Общесистемные компоненты
Еще в 2007 году в качестве базовых платформ для создания системы были выбраны Microsoft (сервера приложений и клиентские места), в 2010 году — Oracle Exadata (СУБД транзакционного сегмента) и Teradata (СУБД аналитического сегмента). На тот момент они были признанными лидерами в своих сегментах, а значит, гарантировали устойчивость системы.
При выборе платформ проводились их углубленное тестирование, которое включало создание архитектурного прототипа с базовыми функциями налогового администрирования и проведение нагрузочных тестов на наборе данных, сопоставимом с промышленными объемами. Помимо этого, в расчет принимался фактор максимального сохранения инвестиций: более 90% специализированного программного обеспечения ФНС России создавалось на платформах Microsoft и Oracle, был накоплен огромный опыт в части не только разработки, но и управления ими.
При проектировании АИС «Налог-3» был выделен набор общесистемных компонент, упрощающих и стандартизирующих применение процессного подхода при автоматизации налогового администрирования. Этот набор получил название «Компоненты прикладной инфраструктуры» (КПИ) и стал основой системы, позволяющим реализовать бизнес-процессы любой сложности распределенными командами программистов. КПИ является собственной разработкой ФНС России.
Слой КПИ разработан в GRID – архитектуре, что позволяет разбивать сервера приложений по группам прикладных функций и ролям (сервера интерактивной или автоматической работы). Использование заложенных в КПИ/ЕКП архитектурных возможностей позволяет проводить горизонтальное масштабирование системы за счет добавления новых вычислительных ресурсов.
При этом доступно несколько возможностей масштабирования. Первая — на уровне серверов приложений за счет выделения функционала в изолированные серверные группы, наращивания этих групп дополнительными серверами и настройки параметров обработки операций внутри них. В настоящее время в рамках АИС «Налог-3» выделено более 20 таких групп.
Вторая — путем сегментирования нагрузки на СУБД за счет сервисов подключения. Сервис подключения используется соответствующим набором прикладных и общесистемных функций. В рамках сервиса подключения задаются, в том числе, ноды Oracle Exadata, на которых могут исполняться прикладные функции. Это позволяет проводить изоляцию нагрузки по вычислительным узлам, сегментируя ее и уменьшая межкластерное взаимодействие.
Технологии импортозамещения
С 2014 года, в связи с началом действия санкций западных стран и появившимися рисками их влияния на устойчивую работу АИС «Налог-3», развитие архитектуры стало двигаться в направлении открытого ПО. Все новые проекты (АСК НДС, АСК ККТ, Налог на профессиональную деятельность) создавались с использованием программных продуктов экосистемы Hadoop и СУБД с открытыми кодами (MongoDB, PostgreSQL).
В итоге разработан полноценный фреймворк, позволяющий создавать высоконагруженные приложения и включающий в себя более 100 позиций СПО. В настоящее время данные компоненты сведены в единую программно-аппаратную платформу Arenаdata, на которой строятся типовые решения. Программное обеспечение, построенное на этом стеке технологий, обеспечивает прием и обработку почти 12 млрд сведений из книг покупок-продаж ежегодно, более 120 млн чеков ежесуточно. По открытому API ежедневно обрабатывается более 2 млн запросов к сведениям о чеках и более 1 млн запросов к сведениям о самозанятых.