Академический вокал или эстрадный что лучше
Чем отличается академический вокал от эстрадного
Если вы желаете научиться красиво и грамотно петь, то, без сомнения, уже знаете, что существуют разные направления вокала. К примеру, в музыкальной школе Artvocal.ru предлагаются курсы по развитию академической и эстрадной вокальной манеры исполнения. Так чем же отличаются эти вокальные техники?
Академический вокал и его особенности
При упоминании об академическом пении сразу же вспоминаются оперные арии, оперетты, романсы, мюзиклы. Основы академического вокала были заложены еще в ХVI веке. Музыканты, работающие в классической манере, воспроизводят сложнейший музыкальный материал. Соответственно, им требуется большое вокальное мастерство, которого невозможно достичь без профессионального обучения пению.
Овладение академической манерой исполнения базируется на классической постановке голоса. Музыканты обучаются приемам звукоизвлечения, характерным для классической музыки. Результатом работы является чистый объемный голос исполнителя, полностью лишенный посторонних шумов, хрипа. Такого эффекта добиваются все наши ученики на уроках академического вокала.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Что такое эстрадный вокал?
Сегодня существует множество музыкальных стилей, каждый из которых базируется на собственных законах, вокальных приемах и манере исполнения. Поп музыка, рэп, рок, соул и иные направления являются составными частями эстрадного вокала. Все упомянутые стили базируются на единой системе постановки дыхания и голоса.
Особенностью эстрадного вокала является его более доступная для восприятия форма и манера исполнения. Тексты зачастую характеризуются светским содержанием и простой повторной формой. На занятиях эстрадным вокалом мы обучаем мастерству исполнения этого стиля.
Принципиальные отличия в академической и эстрадной манере исполнения
Академический вокал возник во времена отсутствия любого оборудования, способного усилить голос исполнителя. По этой причине певец мог рассчитывать лишь на собственные вокальные данные. Классическая манера пения базируется на особом использовании гортани и дополнительных резонаторов, благодаря чему достигается чистое объемное звучание, способное заполнить большое помещение и подняться над симфоническим оркестром. Стоит отметить, что исполнителям с академической постановкой голоса затруднительно использовать эстрадный стиль.
Эстрадная манера исполнения получается более открытой и естественной. Несмотря на кажущуюся простоту эстрадного вокала, добиться его качественного исполнения подчас сложнее, чем овладеть академической техникой исполнения. Кроме того, преимуществом современного эстрадного вокала является многообразие доступных музыкальных направлений, максимально расширяющих творческие возможности вокалиста.
Основные отличия между академическим и эстрадным пением
По манере исполнения вокал бывает:
Академический вокал развился из музыки европейского церковного пения. Претерпев множество изменений, и будучи дополнен величайшими композиторами разных эпох (в том числе русскими композиторами-классиками Римским-Корсаковым, Бородиным, Глинкой, Чайковским и другими), он стал основой для оперной и камерной музыки.
Эстрадное направление (фр. estrade, «подмостки, помост») развивалось параллельно с академическим как объект массовой культуры, самое распространенное и востребованное среди населения.
Чем отличаются?
Главное отличие классического исполнения от эстрадного – в звукоизвлечении. А оно в свою очередь базируется на положении гортани и подвижного мягкого нёба.
Дополнительная информация
У человека в полости рта находится твёрдое нёбо, имеющее форму купола, и мягкое нёбо. Мягкое нёбо представлено небными занавесками, которые сходятся и образуют язычок, и небными дугами с миндалинами. Твёрдое нёбо усиливает звук и способствует лучшему резонансу, в то время как мягкое, наоборот, препятствует, добавляет звуку гнусавость. Чтобы исправить этот дефект, начинающим вокалистам очень важно тренировать мышцы, поднимающие мягкое нёбо и «раздвигающее» небные занавески.
Так в академическом хоре поют всё время в одной позиции, на «зевке», поднимая мягкое нёбо и округляя гласные. На выходе получается чистый объемный глубокий звук, который позволяет оперным певцам обходиться без микрофона и других, усиливающих голос, средств. Эстрадные же исполнители используют разные позиции, оперируют ими для придания композиции большей выразительности. В то же время они задействуют только естественный грудной регистр, как для обычной речи. Их произведения доступны и понятны слуху обычного человека.
Многообразие положений гортани в сочетании с различными техниками в эстрадном вокале породило огромное количество стилей: поп, рок, рэп, хип-хоп, регги, шансон, электро, кантри, дарквэйв, латино и другие. Каждый начинающий может найти тот, в котором ему будет интересно развиваться.
Вокалисты-эстрадники находят свое призвание на сцене в качестве солистов, бэк-вокалистов. Они поют в эстрадно-джазовых коллективах и музыкальных группах различных направлений. Занимаясь этим видом вокала, человек раскрывает себя, показывает свою индивидуальность и неповторимость.
Репертуар поющих в академической манере – разнообразные арии, романсы, оперетты. Эти певцы выступают на сценах больших и малых оперных театров в качестве солистов либо в хоре. Академические хоры следуют традициям, они могут петь либо под аккомпанемент инструмента и даже целого оркестра, но ничто так не завораживает, как хор, поющий a capella.
Как видите разница между классическим оперным вокалом и эстрадным пением существенная, но у этих столь непохожих направлений есть и общие черты.
Чем схожи?
При пении задействуются органы дыхания и слуха, а также речевой аппарат. Кроме самого пения, необходимо знать основы нотной грамоты и иметь представление о построении гармонии. И в академическом пении, и в эстрадном вокале обязательной является постановка голоса. Также большое значение имеют артикуляция, правильное дыхание и осанка. Всему этому можно научиться у педагогов, в музыкальных учреждениях и даже самостоятельно в домашних условиях.
Из плюсов индивидуальных занятий пением любого направления можно отметить глубокое дыхание, мелодичный голос, возможность воспроизвести любую услышанную мелодию.
Обучение эстрадному и академическому вокалу
Обучение академическому вокалу даёт свободу владения голосом и является основой для изучения остальных видов. Здесь как с гитарой: в большинстве музыкальных школ учат на классической, а потом можно играть и на акустической, и на электро-гитаре. Некоторые певцы зачастую испытывают трудности, если приходится менять стиль, однако многие известные звезды эстрады проходят спецкурс академического вокала, чтобы расширить диапазон, усилить и углубить звук.
Чтобы научиться петь в академическом стиле с нуля, на первых порах начинающие поют только распевки и вокализы, затем переходят к простым песням. Результатом тренировок является возможность исполнять сложнейшие арии и романсы. Зачастую те, кто ранее обучался академическому вокалу, меняют направление на эстрадное, джазовое или народное.
Тем, кто выбирает в качестве старта занятия эстрадным вокалом, также вначале нужно ставить голос и учиться правильному дыханию и разным техникам исполнения. Зато потом открывается широкое поле для деятельности: можно выбрать любой жанр эстрадной музыки и развиваться в нём.
Людям, которые хотят с нуля научиться пению, имеет смысл нанять хорошего педагога: он научит основам и вовремя укажет на ошибки, допускаемые по неопытности. Затем, получив нужный багаж знаний, можно обходиться и без него, продолжая заниматься самостоятельно.
Тем же, кто хочет научиться вокалу без посторонней помощи, поначалу следует быть очень осторожными. Желательно иметь дома гитару, фортепиано или синтезатор, чтобы аккомпанировать себе. Начать следует с простых народных песен и мелодий – они не перегружают голосовые связки и вполне подходят новичкам. Параллельно с этим имеет смысл изучать сольфеджио, чтобы понимать, как устроена музыка. Такие занятия – хорошее начало для эстрадного исполнителя, но следует помнить, что научить петь в академической манере может только квалифицированный педагог.
Пение – это искусство. Регулярными занятиями можно достигнуть поистине потрясающих успехов. Главное – получать удовольствие, и тогда занятия вокалом будут легкими и интересными.
Академический или эстрадный вокал? а, может быть, джаз или рок?
Как правило, такие вопросы свидетельствуют об искренней заинтересованности и увлечённости тем или иным жанром, но результаты такого подхода к обучению вокалом в большинстве случаев к серьёзным результатам не приводят, поэтому такой подход к обучению вокалу нельзя считать верным.
Опера, оперетта, эстрада, джаз или рок – всё это лишь виды вокального искусства, и все они предъявляют к исполнителю одни и те же требования: красивая внешность, актёрский талант, обаяние, физическая выносливость и здоровье чистота интонирования, вокальное мастерство. ну и, конечно, голос! То есть тембр и сила голоса, диапазон и подвижность голоса. Все понимают: для того чтобы сделать карьеру вокалиста, или реализоваться в любом из существующих жанров, необходим комплекс: поставленный голос + внешность + актёрское мастерство. Очевидно, никто не будет всерьёз утверждать, что, например, оперному певцу не нужна хорошая внешность или красивый тембр голоса, а эстрадному певцу не нужен мощный голос и хороший вокал. Также понятно и то, что голосовой аппарат у эстрадных и оперных певцов совершенно идентичен, а соответственно и развить его необходимо одними и теми же методами.
Почему в таком случае многие преподаватели пения говорят о том, что дают уроки вокала лишь в жанре эстрады, или только по академическому вокалу или року? Как правило, такое явление продиктовано, прежде всего, интересом педагога к тому или иному жанру, возможно напрямую связано с его профессиональной деятельностью. В этой ситуации нет ничего плохого, если у Вас уже есть хорошая вокальная база – уже “впетые” правильные вокальные навыки: глубокое дыхание, открытое горло, выстроенная позиция. Опасность для вокала и голоса есть в том случае, когда человек с неразвитым голосом, пытается имитировать те или иные приёмы!
Сейчас в эпоху полной неразберихи, когда звания обесценены тем, что их дают кому попало очень актуально то, что написал Святослав Бэлза в предисловии к сайту Муслима Магомаева «Сэр Лоуренс Оливье однажды изрек: «Мы привыкли к тому, что актрисы пытались стать звездами, а сейчас звезды пытаются стать актрисами». Если применять это высказывание к отечественному шоу-бизнесу, то можно, наверное, перефразировать его так: многие сегодняшние эстрадные «звезды» мечтали бы стать певицами (или певцами)».
Отличия академической техники вокала и современной эстрадной вокальной техники
В сегодняшней статье хотелось бы сравнить два направления – эстрадный вокал и академический вокал. После данной статьи вам станет окончательно понятно, чем же оперное исполнение принципиально отличается от эстрадного исполнения. Речь пойдет именно о различиях в вокальной технике, а не чисто в применении тех или иных вокальных приемов.
Вокальной техникой и техникой вообще называется комплекс определенных навыков по управлению конкретными мышцами. К этому определению можно отнести любую технику, как в спорте, так и при вождении автомобиля или показе фокусов. Всем, чем мы можем управлять в своем организме, мы управляем только за счет мышц, и пение не стало исключением. Управление голосом – это также управление мышцами, ни больше, ни меньше.
Многие непосвященные просто поражаются звучанию голоса великих певцов, поскольку его качества настолько разнятся от обычных голосов, повседневно раздающихся отовсюду, что наличие таких незаурядных качеств кажется нам невероятным, невозможным. Однако это вполне реально и возможно, нет ничего запредельно сложного в том, чтобы изменить качества собственного голоса.
Ключ к успеху в этом деле – это постичь вокальную технику. Однажды поняв, какие конкретно и как именно тренировать собственные мышцы, чтобы управлять своим голосом, можно совершенствовать его, добиваясь получения качеств голосов знаменитых певцов. Это будет являться вопросом времени, трудоспособности, терпения, желания, но отнюдь не принципиальной невозможности.
Существует большая разница между академической и современной эстрадной вокальной техникой. Нужно определиться, в чем конкретное отличие этих двух техник.
Можно говорить о различных специфических вокальных приемах, прекрасно себя зарекомендовавших в современном вокале (расщепление, драйв, субтон, скриминг, йодль, фальцет, обертоновое пение, глиссандо, штробас, микст, вибрато и пр.), но это только будет удалять нас от изучения основы вокала, которым является взаимодействие дыхания и голосовых связок, а также форсирование возникшего звука резонаторами. Эта основа заключает в себе главные расхождения технических принципов.
Первым принципиальным отличием является использование гортани.
В зависимости от того, какой высоты звук необходимо взять певцу, он поднимает и опускает гортань, напрягая мышцы сильнее или слабее до того положения, которое будет соответствовать определенному звуку. Поэтому для постановки классического (академического) голоса необходимы три вещи: умение управлять движением гортани, которое заключается в тренировке дыхания и сильной мускулатуре.
Современный эстрадный нетрадиционный взгляд прямо полярен. Исходя из него, гортань певца должна оставаться неподвижной.
На примере это объясняется следующим образом. Большому количеству певцов, как опытных, так и начинающих знакомо понятие «вокальная маска». Самое качественное звучание голоса происходит в момент его «попадания в вокальную маску». При этом поющий человек может ощущать легкую вибрацию в верхнем участке лица снаружи или же изнутри в районе корней верхних передних зубов. В этом случае голос получается «правильным», «сбалансированным», «звонким», в ином случае – «глухим», «загубленным», «неполетным».
Вопрос состоит в том, может ли человек, разговаривающий от природы довольно звонко и четко петь не «в маску»?
Значит, он что-то меняет в районе гортани и верхней резонаторной системе (глоточная и ротовая полость). Возможно, он опускает гортань и увеличивает глоточную полость (чтобы улучшить, украсить звучание – так ему поясняет педагог), при этом использует приемы, которые ему известны из классической вокальной школы. При неопытности певца, звук может «запасть» вглубь, «выйти из маски».
Следующим принципиальным отличием академической (классической) от современной эстрадной нетрадиционной вокальной техники является метод маскировочной артикуляции.
Такой прием применяется певцом классического стиля, если ему необходимо петь в районе или выше его переходного участка – в самом высоком (головном)регистре голоса. Маскировочная артикуляция используется вместе с пониженной гортанью, вот поэтому ее и можно назвать вторым принципиальным отличием. Не стоит искать совпадение этого названия и «вокальной маски», хотя это и однокоренные слова, никакого отношения они друг к другу не имеют. Маскировочная артикуляция является комплексом мышечных приемов.
По данному приему было написано много пособий, поэтому можно остановиться лишь на его сути, которая заключается в том, что при поэтапном повышении голоса более звонкая гласная, к примеру, «А», которую можно «взять», как средний звук между «А» и «О», постепенно должна превращаться в глухую чистую «О».
«Маскируя» одну гласную под другую певец добивается акустического сопротивления верхнего, надскладочного участка его вокального тракта (или импеданса). За счет импеданса растянутые (при фальцетном режиме пения) складки справляются с воздушным потоком таким образом, что голос не звучит фальцетом.
При выполнении данного приема, певцом достигается такое «соединение» двух регистров, при котором различие в звучании голоса и его тембре исчезает. Вернее, если более точно, незаметным становится сам переход от богатого обертонами грудного голоса к более бедному в этом плане головному.
Поскольку принципиально устранить задачу регистрового соединения, которая связана с присутствием в нашем голосе нескольких разнообразных механизмов работы голосовых связок невозможно, то нетрадиционной школе тоже приходится ее решать. И она с успехом решается, однако, другим путем, чем это принято в традиционном вокале:
— не нужно менять положение гортани;
— не нужно заменять одну гласную другой, и при этом «искать» нужный импеданс для определенной высоты звука;
Все, чему необходимо научиться – это координация силы дыхания и степень натяжения голосовых связок. Это может не даться сразу, однако, тренировки такого навыка гораздо проще, чем приведенные выше приемы академического вокала, которые нужно применять одновременно, об этом нужно помнить.
Актуальные вопросы исполнительских традиций академического и эстрадного вокала
Татьяна Сорокина
Актуальные вопросы исполнительских традиций академического и эстрадного вокала
Актуальность данной темы обусловлена тем, что отделения «Сольное пение» и «Эстрадное пение» в детских образовательных учреждениях являются одними из самых востребованных.
Издавна самым массовым и любимым искусством было пение. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
В музыкальных школах, где преподается академический и эстрадный вокал, тема диференциации певческих манер всегда является актуальной.
Родители будущих абитуриентов, желающих заниматься академическим вокалом, должны понимать разницу между различными исполнительскими манерами вокальной музыки.
Эстрадную манеру исполнения, народную и академическую нельзя отождествлять. Одновременно заниматься этими вокальными направлениями не следует, чтобы не навредить голосу ребенка.
За время работы в музыкальной школе у преподавателя была ученица, которая пришла заниматься академическим вокалом после эстрадной студии. Практика исполнения эстрадного вокала под фонограмму для ученицы обернулась тем, что на уроках ее интонация была неточной в песнях, где в аккомпанементе не дублируется мелодия. Это объяснялось тем, что ребенок во время исполнения привык к звучанию фонограммы, где была прописана вокальная мелодия. Также, большим минусом была пестрота звучания гласных на всех участках диапазона, что тоже приходилось кропотливо устранять.
Для успешного обучения учащихся преподавателю музыкальной школы необходимо разъяснять ребенку и его родителю разницу между академическим вокалом, народным пением и эстрадным исполнительством.
Общеизвестно, что академические певцы могут довольно легко исполнять эстрадные песни, а вот обратных примеров мало. Например Лара Фабиан, эстрадная певица, исполняет оперные арии, но любителей оперы ее эксперименты не радуют.
Существует несколько форм организации работы по обучению детей эстрадному вокалу.К ним относятся: кружки эстрадного вокала, вокальные эстрадные ансамбли, вокальные эстрадные студии, отделения ДМШ и ДШИ.
Как правило, в них ведутся как индивидуальные занятия с детьми по эстрадному вокалу, так и коллективные, ансамблевые занятия. Программа по эстрадному вокалу предполагает скоординированную деятельность нескольких педагогов по вокалу, танцу, актерскому мастерству. Поэтому в эстрадной манере синтез вокального исполнения с танцевальной постановкой и актерским воплощением образного строя и содержания песен средствами мимики и пластики, оформлены номера яркими и красочными костюмами.
По исполнительскойманере пение разделяют на следующие виды: народное, академическое и эстрадное пение.
В эстрадном пении всегда применяется усилительная апаратура. Для этой исполнительской манеры присуща речевая манера вокализации, при которой голос используется в среднем регистре.
Методы вокального обучения строятся на общепринятых дидактических и специальных вокальных методах.
Исторически так сложилось, что эстрадный вокал произошел от слияния классического и народного пения. 100 лет назад эстрада была очень приближена к классическому вокалу, а сейчас уже нет. Округлый звук и сдержанное исполнение тогда еще недалеко ушло от классического исполнения, но уже не было классикой в привычном понимании.
Особенность современной эстрады в том, что она сочетает в себе и рок, и соул, и джаз и блюз.
Западная эстрада формировалась из джаза блюза и рока. А русская эстрада перенимала и по сей день перенимает опыт советской эстрады, которая сформировалась из смеси академического и народного пения.
Таким образом, получается, что современный эстрадный вокал- это умение петь во всех стилях и направлениях.
Малоэффективным было бы такое обучение, которое основывалось бы на одном или единственном методе. Неоспоримо то, что вокальный педагог должен в совершенстве владеть разнообразными методами и приемами вокального обучения, и, уметь применять их в соответствующих ситуациях. В классе сольного академического пения чрезвычайно важно не только высококвалифицированное применение этих методов, но и ознакомление с ними учителей музыки общеобразовательной школы.
Работая над постановкой голоса академического певца, преподаватель развивает вокалиставо всех направлениях: воспитывает вокальный слух учащегося, стараясь, чтобы голос был хорошо озвучен в резонаторах, развивает диапазон его голоса, работает над тембральной ровностью звучания вокалиста, следит за плавностью перехода от одного регистра к другому, работает над дикцией и артикуляцией учащегося, над его певческим дыханием. Все это для того, чтобы голос прозвучал ярко в большой аудитории с хорошей акустикой без микрофона.
Важно отметить, что академическому исполнителю тоже иногда требуется исполнять произведения в микрофон, и учащихся нужно этому научить. На детских международных вокальных конкурсах есть такая практика исполнения, когда голос академического исполнителя и аккомпанирующий инструмент усиливается микрофоном.
Мне, как преподавателю академического вокала, очень важно было разобраться в данной теме. Ведь одной из немаловажных задач в обучении пению является воспитание эстетического вкуса учащихся на отделении «сольное пение». Если преподаватель правильно подбирает репертуар на уроках вокала, разбирается в жанрах и стилях вокальной музыки, он помогает воспитать у учащихся любовь к музыкальному искусству и их художественный вкус. А это одна из главных задач в обучении на отделении «Сольное пение» в музыкальной школе. Успешное вокальное развитие вокалистов возможно, если будут грамотно проанализированы особенности академической и эстрадной вокальной манеры исполнения.
Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.
Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о мероприятии, которое я посетила недавно. Но базе детского сада поселка Партизанское.
Фотоотчёт и видео концерта «Встречая праздничный май» (кружок вокала в детском саду для детей 4–6 лет) КОНЦЕРТ ПО ВОКАЛУ «ВСТРЕЧАЯ ПРАЗДНИЧНЫЙ МАЙ»29.04.2019 (понедельник) 16.00Программа концерта1.) «Серенькая кошечка» попевка 2.) «Петушок».
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Всем известен возраст «почемучек»-это дошкольники 5 лет,в этом возрасте у детей возникают постоянные вопросы «Почему?», «Зачем?» и «Как?».
Мечты сбываются! Фоторепортаж о показе наших спектаклей на сцене Иркутского академического драматического театра 2007 год… Младшая группа «Детского театрального объединения «Шаг вперед». Пока еще для этих детей деревья большие, вопросы сложные, а мечты.
Видео «Первый отчетный концерт школьной студии эстрадного танца» Первый отчетный концерт Студии эстрадного танца «Вертикаль» Мбоу лицей №3, г. Воронеж — «Нам 3 года!» Вас приветствует студия эстрадного.
Сценарий отчетного концерта школьной студии эстрадного танца «Нам 7 лет!» Свет гаснет. Включить огоньки-переливы 0. ФАНФАРЫ Свет добавляется. 1. ОТКРЫТИЕ (танец) 1а ФОН.
Видео «Юбилейный отчетный концерт школьной студии эстрадного танца «Нам 7 лет!» И вот нам уже 7 лет! В студии реализуется шестилетняя дополнительная общеразвивающая программа, основная цель которой выявление, поддержка.