Академическое пение что это
Академическое пение что это
Академический вокал
Что такое академический вокал
«Если у тебя хороший голос, не медли ни минуты и развивай его, рассматривай это как прекрасный дар, которым тебя наделило небо.»
Певец академического стиля должен иметь красивого тембра округлый, звучный голос, ровно звучащий на всем диапазоне и на всех гласных, владеть кантиленой, иметь музыкальный слух и память, эмоциональную отзывчивость на музыку, хорошую дикцию, трудолюбие, сценическую внешность. Все качества в совершенном виде редко соединяются в одном лице. Слабость одних может восполняться другими, дополняться тренингом. У яркого интерпретатора обязательно соче-таются интеллект, эмоциональность, вокальная техника.
Академическому пению присущи:
— смешение рег истров и сглаженность гласных;
— округленность, опёртость. напевность, полётность звучания и насыщенность «верхов»;
— отсутствие чрезмерной замкнутости, голосовой шелк.
Академический вокал отличается от эстрадного, джазового и рок вокала своей строго классической позицией. Академический вокал не предполагает пения в микрофон. В академическом вокале существуют определённые рамки, наработанные опытом и историей вокальной музыки. Эти рамки, как правило, не позволяют академическому певцу использовать свой голос в иных вокальных направлениях. С опытом у академического певца формируется определённая вокальная позиция, благодаря которой голос становится очень сильным и приобретает большой объём.
Академическое пение что это
Как научиться петь академическим вокалом.
Школа классического или академического пения начинается в Италии в XVII веке, когда оперное искусство охватило всю Европу и являлось абсолютным эталоном в вокальном искусстве. В те времена существовало множество трактатов на тему вокального искусства и большое количество школ, которые прививали певцам различные вокально-технические умения. Певческое искусство постоянно развивалось, постулаты менялись, но основные принципы классического пения дошли до наших дней. Именно на них и по сей день строится академическое пение. Что же это такие за принципы и в чём их особенность? Чем отличается академический вокал от эстрадного? На чём строится техника академического вокала?
В современном вокальном искусстве, появилось огромное количество музыкальных стилей и манер исполнения, и петь академическим вокалом стало, вроде бы, не модно. Но, как говорится, о вкусах не спорят, и несмотря на моду и разнообразные веяния, оперное искусство и классическое пение и по сей день остаются эталоном вокального мастерства. Но давайте разберёмся, почему так происходит.
Академический вокал по праву считается самым сложным видом вокального искусства. Для него мало обладать хорошими природными данными, в первую очередь классический вокал – это блистательная техника, на которую накладывается эмоциональная составляющая. Одного таланта недостаточно, нужны годы занятий и практики. В классическом вокале великое множество техник и приёмов. Вот лишь некоторые из них:
— техника владения дыханием. Для исполнения такого приёма как Legato вокалист должен обладать хорошей техникой дыхания, чтобы мелодия лилась плавно, без рывков.
— колоратура. Это сложные технические пассажи, исполняемые в быстром темпе. Сначала упражнения разучиваются в медленном темпе, затем постепенно скорость увеличивается. Здесь необходим хорошо опёртый, поставленный на дыхание звук.
— филирование звука. Этот приём используется, когда необходимо плавное затухание или, наоборот, раздувание звука до forte. Этот приём также требует хорошего владения дыхательной техники.
Классический вокал требует сильного голоса, чего можно добиться только длительным обучением, хорошей техникой дыхания, умение использовать своё тело как резонатор, ведь в академическом пении исполнители могут рассчитывать только на себя, здесь не принято пользоваться микрофонами. Техника академического вокала очень сложна и требует серьёзной подготовки, длительного обучения и кардинально отличается от эстрадного вокала, где акценты и требования расставлены иначе. В классическом вокале самое большое внимание уделяется технической стороне, чтобы певец, обладающий от природы хорошим сильным голосом, мог справиться с произведением любой сложности.
История развития, стили и обучения академическому вокалу
Академический вокал начал развиваться на основе народного и фольклорного, постепенно приобретая новые правила и ограничения, за которые выходить профессиональным певцам запрещено. Такие рамки основаны на понятии красоты и известны сейчас как классический.
Отличительные признаки академического вокала
История развития и видные деятели
Вокальное искусство начало развиваться в XVII веке, когда оперное пение было популярно по всей Европе. Родиной академического исполнительства считается Италия. В то время было создано множество трактатов про академическое пение. Несмотря на то, что вокальные техники развивались, основные принципы пения были заложены в эпоху Просвещения и дошли до наших дней неизменными. Сейчас такое исполнение также называют классическим.
Самый известный певец такого жанра в истории – Андреа Бочелли. В 1990-ых он прошел прослушивание у рок-певца Дзуккеро и спустя два года молодой тенор дал концерты во многих городах Европы. Сейчас он продолжает выпускать концертные альбомы, поет в опере и гастролирует по всему миру.
Андреа Бочелли
Яркой представительницей женского академического вокала является Монсеррат Кабалье. Испанская оперная певица, которая в совершенстве владеет техникой бельканто.
Монсеррат Кабалье
Направления академического вокала
Обратите внимание, что профессиональное академическое пение – это не только опера, но еще и бельканто, камерное и литургическое исполнение. Рассмотрим более подробно виды классического вокала:
Обучение академическому вокалу
Для новичков иногда сложно начать обучение самостоятельно. Поэтому, обратите внимания на следующие советы:
Для начала рекомендуем заниматься от 15 минут в день, постепенно увеличивая время репетиции. Не пытайтесь выполнить все упражнения сразу, дайте себе время. Ведь отдых так же важен, как и тренировки.
Упражнения и распевки
Распевку у вокалиста можно сравнить со спортивной разминкой. Важно помнить, что тут тоже необходимо разогреть мышцы для дальнейшей их нагрузки и предупреждения травм. Следующие упражнения предназначены для развития хорошей дикции. После постановки дыхания, отработки дикции и артикуляции и классической позиции можно приступить к развитию технических навыков: скачки, отрывистое голосоведение.
Наиболее эффективное упражнение для распевки – мычание. Для начала нужно выбрать удобную позу, обычно это позиция стоя: спина ровная, голова приподнята вверх. Затем необходимо выровнять дыхание и быть расслабленным, и только потом протянуть звук «м-м-м» обычным голосом, в комфортном диапазоне и без усилия. Начните с небольшого временного промежутка и постепенно его увеличивая, это поможет научиться контролировать дыхание и поток воздуха. Это одно из самых эффективных упражнений, которое помогает научиться расслаблять голосовые связки и управлять потоком воздуха.
Музыкальный слух
Сомнения в собственных силах были у каждого. Некоторые забрасывают академический вокал занятия только из-за мнения окружающих. Однако пение мимо нот не означает, что вы не можете исполнять любимые песни. Если вам слышно, как фальшивите во время исполнения, то можете обрадоваться – это и есть главный признак наличия музыкального слуха. Методика работы над музыкальном слуха достаточно проста. Развивать музыкальный слух можно, слушая классические музыкальные произведения, занимаясь сольфеджио и играя на фортепиано. Главное — делать это регулярно и уже через короткий промежуток времени вы поймете, что можете узнать каждую ноту на слух.
Советы и предупреждения
Может показаться, что занятие вокалом — это что-то легкое и развлекательное. Но доводя свои вокальные умения до совершенства, начинающие исполнители могут столкнуться со сложностями и ошибками. Чтобы их избежать, можно обратиться в школу современного вокала и пройти обучение быстро и увлекательно. Если же вы решили заниматься самостоятельно, то приведем несколько советов, которые помогут избежать распространенных проблем и сделать занятия академическим вокалом результативными и приятными.
Научитесь дышать. Для правильной постановки голоса необходимо контролировать свое дыхание. Важно научиться дышать, использую брюшные мышцы и диафрагму, петь на опоре, не создавая перенапряжения в голосовых связок. Так вокалист сможет избежать травм, а голос будет сильным, ярким и здоровым.
Актуальные вопросы исполнительских традиций академического и эстрадного вокала
Татьяна Сорокина
Актуальные вопросы исполнительских традиций академического и эстрадного вокала
Актуальность данной темы обусловлена тем, что отделения «Сольное пение» и «Эстрадное пение» в детских образовательных учреждениях являются одними из самых востребованных.
Издавна самым массовым и любимым искусством было пение. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.
В музыкальных школах, где преподается академический и эстрадный вокал, тема диференциации певческих манер всегда является актуальной.
Родители будущих абитуриентов, желающих заниматься академическим вокалом, должны понимать разницу между различными исполнительскими манерами вокальной музыки.
Эстрадную манеру исполнения, народную и академическую нельзя отождествлять. Одновременно заниматься этими вокальными направлениями не следует, чтобы не навредить голосу ребенка.
За время работы в музыкальной школе у преподавателя была ученица, которая пришла заниматься академическим вокалом после эстрадной студии. Практика исполнения эстрадного вокала под фонограмму для ученицы обернулась тем, что на уроках ее интонация была неточной в песнях, где в аккомпанементе не дублируется мелодия. Это объяснялось тем, что ребенок во время исполнения привык к звучанию фонограммы, где была прописана вокальная мелодия. Также, большим минусом была пестрота звучания гласных на всех участках диапазона, что тоже приходилось кропотливо устранять.
Для успешного обучения учащихся преподавателю музыкальной школы необходимо разъяснять ребенку и его родителю разницу между академическим вокалом, народным пением и эстрадным исполнительством.
Общеизвестно, что академические певцы могут довольно легко исполнять эстрадные песни, а вот обратных примеров мало. Например Лара Фабиан, эстрадная певица, исполняет оперные арии, но любителей оперы ее эксперименты не радуют.
Существует несколько форм организации работы по обучению детей эстрадному вокалу.К ним относятся: кружки эстрадного вокала, вокальные эстрадные ансамбли, вокальные эстрадные студии, отделения ДМШ и ДШИ.
Как правило, в них ведутся как индивидуальные занятия с детьми по эстрадному вокалу, так и коллективные, ансамблевые занятия. Программа по эстрадному вокалу предполагает скоординированную деятельность нескольких педагогов по вокалу, танцу, актерскому мастерству. Поэтому в эстрадной манере синтез вокального исполнения с танцевальной постановкой и актерским воплощением образного строя и содержания песен средствами мимики и пластики, оформлены номера яркими и красочными костюмами.
По исполнительскойманере пение разделяют на следующие виды: народное, академическое и эстрадное пение.
В эстрадном пении всегда применяется усилительная апаратура. Для этой исполнительской манеры присуща речевая манера вокализации, при которой голос используется в среднем регистре.
Методы вокального обучения строятся на общепринятых дидактических и специальных вокальных методах.
Исторически так сложилось, что эстрадный вокал произошел от слияния классического и народного пения. 100 лет назад эстрада была очень приближена к классическому вокалу, а сейчас уже нет. Округлый звук и сдержанное исполнение тогда еще недалеко ушло от классического исполнения, но уже не было классикой в привычном понимании.
Особенность современной эстрады в том, что она сочетает в себе и рок, и соул, и джаз и блюз.
Западная эстрада формировалась из джаза блюза и рока. А русская эстрада перенимала и по сей день перенимает опыт советской эстрады, которая сформировалась из смеси академического и народного пения.
Таким образом, получается, что современный эстрадный вокал- это умение петь во всех стилях и направлениях.
Малоэффективным было бы такое обучение, которое основывалось бы на одном или единственном методе. Неоспоримо то, что вокальный педагог должен в совершенстве владеть разнообразными методами и приемами вокального обучения, и, уметь применять их в соответствующих ситуациях. В классе сольного академического пения чрезвычайно важно не только высококвалифицированное применение этих методов, но и ознакомление с ними учителей музыки общеобразовательной школы.
Работая над постановкой голоса академического певца, преподаватель развивает вокалиставо всех направлениях: воспитывает вокальный слух учащегося, стараясь, чтобы голос был хорошо озвучен в резонаторах, развивает диапазон его голоса, работает над тембральной ровностью звучания вокалиста, следит за плавностью перехода от одного регистра к другому, работает над дикцией и артикуляцией учащегося, над его певческим дыханием. Все это для того, чтобы голос прозвучал ярко в большой аудитории с хорошей акустикой без микрофона.
Важно отметить, что академическому исполнителю тоже иногда требуется исполнять произведения в микрофон, и учащихся нужно этому научить. На детских международных вокальных конкурсах есть такая практика исполнения, когда голос академического исполнителя и аккомпанирующий инструмент усиливается микрофоном.
Мне, как преподавателю академического вокала, очень важно было разобраться в данной теме. Ведь одной из немаловажных задач в обучении пению является воспитание эстетического вкуса учащихся на отделении «сольное пение». Если преподаватель правильно подбирает репертуар на уроках вокала, разбирается в жанрах и стилях вокальной музыки, он помогает воспитать у учащихся любовь к музыкальному искусству и их художественный вкус. А это одна из главных задач в обучении на отделении «Сольное пение» в музыкальной школе. Успешное вокальное развитие вокалистов возможно, если будут грамотно проанализированы особенности академической и эстрадной вокальной манеры исполнения.
Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.
Фотоотчет об областном семинаре «Приемственность духовно-нравственных традиций» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о мероприятии, которое я посетила недавно. Но базе детского сада поселка Партизанское.
Фотоотчёт и видео концерта «Встречая праздничный май» (кружок вокала в детском саду для детей 4–6 лет) КОНЦЕРТ ПО ВОКАЛУ «ВСТРЕЧАЯ ПРАЗДНИЧНЫЙ МАЙ»29.04.2019 (понедельник) 16.00Программа концерта1.) «Серенькая кошечка» попевка 2.) «Петушок».
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы» Всем известен возраст «почемучек»-это дошкольники 5 лет,в этом возрасте у детей возникают постоянные вопросы «Почему?», «Зачем?» и «Как?».
Мечты сбываются! Фоторепортаж о показе наших спектаклей на сцене Иркутского академического драматического театра 2007 год… Младшая группа «Детского театрального объединения «Шаг вперед». Пока еще для этих детей деревья большие, вопросы сложные, а мечты.
Видео «Первый отчетный концерт школьной студии эстрадного танца» Первый отчетный концерт Студии эстрадного танца «Вертикаль» Мбоу лицей №3, г. Воронеж — «Нам 3 года!» Вас приветствует студия эстрадного.
Сценарий отчетного концерта школьной студии эстрадного танца «Нам 7 лет!» Свет гаснет. Включить огоньки-переливы 0. ФАНФАРЫ Свет добавляется. 1. ОТКРЫТИЕ (танец) 1а ФОН.
Видео «Юбилейный отчетный концерт школьной студии эстрадного танца «Нам 7 лет!» И вот нам уже 7 лет! В студии реализуется шестилетняя дополнительная общеразвивающая программа, основная цель которой выявление, поддержка.
Основные отличия между академическим и эстрадным пением
По манере исполнения вокал бывает:
Академический вокал развился из музыки европейского церковного пения. Претерпев множество изменений, и будучи дополнен величайшими композиторами разных эпох (в том числе русскими композиторами-классиками Римским-Корсаковым, Бородиным, Глинкой, Чайковским и другими), он стал основой для оперной и камерной музыки.
Эстрадное направление (фр. estrade, «подмостки, помост») развивалось параллельно с академическим как объект массовой культуры, самое распространенное и востребованное среди населения.
Чем отличаются?
Главное отличие классического исполнения от эстрадного – в звукоизвлечении. А оно в свою очередь базируется на положении гортани и подвижного мягкого нёба.
Дополнительная информация
У человека в полости рта находится твёрдое нёбо, имеющее форму купола, и мягкое нёбо. Мягкое нёбо представлено небными занавесками, которые сходятся и образуют язычок, и небными дугами с миндалинами. Твёрдое нёбо усиливает звук и способствует лучшему резонансу, в то время как мягкое, наоборот, препятствует, добавляет звуку гнусавость. Чтобы исправить этот дефект, начинающим вокалистам очень важно тренировать мышцы, поднимающие мягкое нёбо и «раздвигающее» небные занавески.
Так в академическом хоре поют всё время в одной позиции, на «зевке», поднимая мягкое нёбо и округляя гласные. На выходе получается чистый объемный глубокий звук, который позволяет оперным певцам обходиться без микрофона и других, усиливающих голос, средств. Эстрадные же исполнители используют разные позиции, оперируют ими для придания композиции большей выразительности. В то же время они задействуют только естественный грудной регистр, как для обычной речи. Их произведения доступны и понятны слуху обычного человека.
Многообразие положений гортани в сочетании с различными техниками в эстрадном вокале породило огромное количество стилей: поп, рок, рэп, хип-хоп, регги, шансон, электро, кантри, дарквэйв, латино и другие. Каждый начинающий может найти тот, в котором ему будет интересно развиваться.
Вокалисты-эстрадники находят свое призвание на сцене в качестве солистов, бэк-вокалистов. Они поют в эстрадно-джазовых коллективах и музыкальных группах различных направлений. Занимаясь этим видом вокала, человек раскрывает себя, показывает свою индивидуальность и неповторимость.
Репертуар поющих в академической манере – разнообразные арии, романсы, оперетты. Эти певцы выступают на сценах больших и малых оперных театров в качестве солистов либо в хоре. Академические хоры следуют традициям, они могут петь либо под аккомпанемент инструмента и даже целого оркестра, но ничто так не завораживает, как хор, поющий a capella.
Как видите разница между классическим оперным вокалом и эстрадным пением существенная, но у этих столь непохожих направлений есть и общие черты.
Чем схожи?
При пении задействуются органы дыхания и слуха, а также речевой аппарат. Кроме самого пения, необходимо знать основы нотной грамоты и иметь представление о построении гармонии. И в академическом пении, и в эстрадном вокале обязательной является постановка голоса. Также большое значение имеют артикуляция, правильное дыхание и осанка. Всему этому можно научиться у педагогов, в музыкальных учреждениях и даже самостоятельно в домашних условиях.
Из плюсов индивидуальных занятий пением любого направления можно отметить глубокое дыхание, мелодичный голос, возможность воспроизвести любую услышанную мелодию.
Обучение эстрадному и академическому вокалу
Обучение академическому вокалу даёт свободу владения голосом и является основой для изучения остальных видов. Здесь как с гитарой: в большинстве музыкальных школ учат на классической, а потом можно играть и на акустической, и на электро-гитаре. Некоторые певцы зачастую испытывают трудности, если приходится менять стиль, однако многие известные звезды эстрады проходят спецкурс академического вокала, чтобы расширить диапазон, усилить и углубить звук.
Чтобы научиться петь в академическом стиле с нуля, на первых порах начинающие поют только распевки и вокализы, затем переходят к простым песням. Результатом тренировок является возможность исполнять сложнейшие арии и романсы. Зачастую те, кто ранее обучался академическому вокалу, меняют направление на эстрадное, джазовое или народное.
Тем, кто выбирает в качестве старта занятия эстрадным вокалом, также вначале нужно ставить голос и учиться правильному дыханию и разным техникам исполнения. Зато потом открывается широкое поле для деятельности: можно выбрать любой жанр эстрадной музыки и развиваться в нём.
Людям, которые хотят с нуля научиться пению, имеет смысл нанять хорошего педагога: он научит основам и вовремя укажет на ошибки, допускаемые по неопытности. Затем, получив нужный багаж знаний, можно обходиться и без него, продолжая заниматься самостоятельно.
Тем же, кто хочет научиться вокалу без посторонней помощи, поначалу следует быть очень осторожными. Желательно иметь дома гитару, фортепиано или синтезатор, чтобы аккомпанировать себе. Начать следует с простых народных песен и мелодий – они не перегружают голосовые связки и вполне подходят новичкам. Параллельно с этим имеет смысл изучать сольфеджио, чтобы понимать, как устроена музыка. Такие занятия – хорошее начало для эстрадного исполнителя, но следует помнить, что научить петь в академической манере может только квалифицированный педагог.
Пение – это искусство. Регулярными занятиями можно достигнуть поистине потрясающих успехов. Главное – получать удовольствие, и тогда занятия вокалом будут легкими и интересными.