Акапельное пение что это
Сегодня мы расскажем, что такое акапелла. Понятие это относится к пению голосом без какого-либо музыкального аккомпанемента. Данное явление возникло в XVII веке. На протяжении продолжительного отрезка времени оно относилось сугубо к религиозным действиям. Именно из церкви берет свои истоки акапелла. Песни, исполняемые таким образом, однако, вышли за религиозные пределы и превратились в распространенное светское явление. Русские композиторы двадцатого века активно создавали акапельные хоровые произведения. В наше время многие ансамбли поют таким образом.
Определение
Значение слова «акапелла» относится к пению нескольких голосов хора или ансамбля без музыкального сопровождения. Данный термин нередко ассоциируют с папским богослужением. Данное явление получило широкое распространение в народном творчестве Палестрины, а также провидениях композиторов нидерландской школы
Акапелла – это вид исполнения, который в минувшие века иногда сопровождался инструментами-соло либо генерал-басом. Позднее вернулись к варианту без аккомпанемента. Именно такое умение стало особо цениться в певческом искусстве. В православных церквях обращаются к хоровому пению a capella. Незначительное музыкальное сопровождение допускалось в древних церквях Востока – Эфиопской, Малабарской, Коптской. В них разрешалось применение африканских и азиатских инструментов.
В России композитор Гречанинов выступал за применение в богослужениях инструментального сопровождения. Данное решение в 1917-1918 годах было отвергнуто Поместным собором. Пение a capella часто использовалось в хоровой камерной музыке композиторами XIX века. В русской культуре двадцатого века достигли высот произведения таких знаменитых авторов, как Коваль, Чесноков, Давиденко, Шебалин, Шостакович, Свиридов, Танеев, Рахманинов. Отдельного внимания заслуживает Придворная певческая капелла и Синодальный хор. Сегодня a capella получила широкое распространение в разных странах.
Композиторы
Среди композиторов данного периода следует отметить полифонистов: О. Лассо, Ж. Беншуа, Я. Окегема, Г. Дюфаи, Ж. Депре, Я. Обрехта. Выдающаяся роль в становлении данного жанра принадлежит Палестрине. В России подобное пение распространяется в культовой музыке: творчество А. Веделя, Д. Бортнянского, М. Березовского. В конце девятнадцатого века к написанию произведений a capella обращаются: А. Кастальский, П. Чесноков, С. Танеев, С. Рахманинов. Советские композиторы создали огромное количество подобных творений. Среди них особо выделяются: М. Коваль, В. Шебалин, В. Салманов, А. Давиденко, Г. Свиридов, Д. Шостакович.
Как создается
Поговорим о том, как сделать акапеллу, не посещая студию. Для этого разработаны специальные программы. Сначала нужно записать вокал в моно-режиме при определенных параметрах. Полученный материал сохраняется в файле с форматом wav. Далее следует этап обработки записи. Для этого подойдет любой музыкальный редактор. Необходимо задать громкость вокала. Выполнить наиболее трудоемкую задачу поможет эквалайзер. Далее проводится «утепление» вокала. Завершающим этапом является накладка делей и ревербация. На этом основную обработку акапеллы можно считать завершенной.
Отметим, что современные композиторы также обращаются к этому жанру. Сегодня a cappella поют не только в церквях. К данному жанру обращаются различные коллективы со своей аудиторией. Пение a cappella представлено в разнообразных жанрах: роке, ритм-энд-блюзе, джазе, массово-популярном направлении, народной музыке.
А капелла – это пение? Что такое a capella
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
А капелла – это пение без инструментального сопровождения. В современной музыке, в частности, в хип-хопе, так еще называют дорожку с записью голоса, которую можно скачать и использовать отдельно от всей песни.
Термин пришел к нам из XVII века. Изначально так назывался стиль пения в папском богослужении в Сикстинской капелле в Италии. Позже этот термин получил более широкое значение: так стали называть любое пение без инструментального аккомпанемента.
Практически вся музыка на просторах Европы берет свое начало из церкви. Хоровые и ансамблевые формы пения были там в приоритете, впрочем, как и сейчас. Если светская музыка претерпела значительные изменения за прошедшие столетия, то христианская музыка почти не изменилась.
Так, сегодня в православии хоровое церковное пение – это а капелла.
А капелла – что это такое в наше время?
В наше время а капелла – это не только хор, но и дуэт, трио и ансамбль.
Исполнение без сопровождения встречается очень часто в жанре народной песни. Иногда поражает до глубины души, как люди, не получившие музыкального образования, могут а капелла спеть народную песню с двумя-тремя партиями. Русские народные песни всегда звучат очень душевно и трогают за сердце.
Народный фольклор надо беречь, ведь популярная музыка постепенно вытесняет эти душевные песни. Будем надеяться, что в памяти людей – и особенно компьютеров! – народная музыка сохранится на следующую тысячу лет.
Главная сложность исполнения без сопровождения – удерживание заданной тональности от начала и до конца произведения. Особым шиком считается исполнение а капелла в хоровом жанре, когда голоса красиво переливаются и каждый держит свою партию.
Приведу некоторые примеры мастерского исполнения а капелла.
Примеры
Мужской хор а капелла всегда производит волшебное впечатление. Глубина, мощь и сила всегда были отличительными чертами мужского хора.
В этом примере мы видим, как хор Сретенского монастыря исполняет песню «Конь» группы «Любе».
Все привыкли к этой песне как к эстрадной, а хоровое исполнение смешивает жанры. К тому же сама песня давно стала народной.
Известный коллектив «Хор Турецкого» исполняет многие свои композиции а капелла. Солисты не боятся сложностей, каждый член хора держит свою партию абсолютно блистательно.
А капелла у женщин
А капелла у женщин – это также пение без сопровождения. Не только в женском хоре, но и всегда музыкальные произведения а капелла долго разучиваются. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла вылезут наружу. Потому при исполнении а капелла следует очень четко знать музыкальный материал.
Это смешанный хор с девушкой-солисткой. Очень проникновенная народная песня. Кубанский казачий хор – это что-то неповторимое: невероятная палитра звука и красивые индивидуальные голоса!
Послушайте а капелла у ансамблей. Когда в ансамбле голоса подобраны профессионально, любая песня звучит по-особенному красиво:
Сложности сольного исполнения
В хоровом и ансамблевом исполнении за чистоту пения – ответственность коллективная.
В сольном исполнении за все отвечает сам музыкант! Иногда и под музыку спеть чисто достаточно непросто, а без музыки эта задача становится и вовсе непосильной! Поэтому только опытные вокалисты могут себе позволить спеть а капелла.
В видео ниже а капелла поет Елена Ваенга. Интересно, что известная исполнительница волнуется и настраивается, прежде чем спеть без аккомпанемента. Очень показательный момент:
Если уж такая опытная вокалистка испытывает трудности при исполнении а капелла, то начинающим вокалистам придется совсем тяжко.
А капелла коллектива Pentatonix
Не могу пройти мимо прекрасного коллектива Pentatonix. Здесь связано все: и битбокс, и а капелла. Партии исполняются настолько мастерски, что голоса можно принять за звуки музыкальных инструментов:
Когда живые голоса имитируют различные инструменты, это вызывает только восторг и уважение.
Группа Take 6 – это еще одни мастера имитации. Можно только представить, какой труд стоит за этой кажущейся легкостью исполнения. Сколько времени нужно для того, чтобы добиться такого ансамбля голосов и сливания тембров! Это действительно кропотливая и требующая времени работа!
Заключение
А капелла – это сложнейший вокальный жанр, требующий немалой подготовки. Но если вы чувствуете любовь к такому исполнению, то нет ничего невозможного!
Если вы хотите научиться петь а капелла и понять, что это такое, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Пробный урок по скайпу
Пройдите стартовый курс
Читайте также
Курсы вокала Пять бесплатных уроков!
Курс игры на гитаре Закажи уроки прямо сейчас!
Подпишитесь Вконтакте Будьте всегда в курсе
Следите на Instagram И делитесь с друзьями
Смотрите на YouTube Видео о вокале и гитаре
Онлайн-школа вокала «Петь легко»
Формы и методы работы над исполнением произведений a’cappella на начальном этапе в классе сольного народного пения
Заявленная тема методической работы является актуальной в современной вокальной педагогике и поможет практикующим педагогам-вокалистам в их учебной деятельности.
1. Введение. История возникновения пения a’cappella.
Выражение «петь a’cappella» появилось у музыкантов-любителей сравнительно недавно. Происходит оно от термина «петь a’cappella», то есть исполнять вокальные произведения без инструментального сопровождения. Этот вид пения существует уже много столетий, поскольку первый «инструмент», которым научился владеть человек – это именно голос.
Несмотря на то, что пение без музыкального сопровождения появилось на заре истории человечества, сам термин a’cappella появился в XVII веке. В буквальном переводе он означает «как в капелле», то есть как во время католического богослужения. Изначально термин применялся преимущественно по отношению к хоровому пению, но сейчас им обозначают любое исполнение вокального произведения без аккомпанемента.
Пение a’cappella – обязательная часть европейской народной культуры. Образцы народных песен, которые исполнялись без аккомпанирующего и даже солирующего инструмента, есть практически у всех народов. Такие песни могли быть одноголосными или полифоническими, в зависимости от жанра и традиций.
2. Роль пения a’cappella в системе вокального образования.
Русские народные песни в своем большинстве предполагают исполнение a’cappella. Именно поэтому, пение без сопровождения инструмента является специальным навыком, овладение которым входит в содержание обучения в классе сольного народного пения.
Возбудителем голосовой функции является воспринятый извне звук или представление о нем. Процесс воспроизведения звучания у вокалиста (как и вообще у музыканта-исполнителя) сводится к основной схеме: «слышу – двигаюсь», в которой ведущую роль выполняет первая часть.
Слух, будучи решающим фактором, в подготовке музыканта, особое значение приобретает для певца. Он, в отличие от других исполнителей, не располагает готовым инструментом, имеющим налаженную механику, готовый тембр и фиксированную высоту звучания.
Все качества звука: высоту, силу и тембр певец создает сам, организуя и направляя функцию своего голосового аппарата через слуховые восприятия и представления.
Отсюда ясно, что фундаментом всего педагогического процесса в вокальном классе должно быть воспитание слуха обучающегося.
Владение навыком пения a’cappella помогает решить ряд важнейших задач:
Внимание певца, не отвлеченное сопровождающим инструментом, полностью собирается на собственных ощущениях: слуховых, мышечных, резонаторных и других. Такая концентрация внимания усиливает восприятие этих ощущений при певческом голосообразовании, активизирует память, т. е. помогает певцу лучше и быстрее запомнить как нужное звучание, так и все движения, связанные с ним.
Это не только стимулирует развитие вокального слуха, налаживает четкую координацию между слухом и голосовым аппаратом, но и формирует, и совершенствует вокальные навыки.
3. Этапы развития навыка исполнения a’cappella
При развитии навыка пения без сопровождения следует придерживаться ряда правил в подборе репертуара, использовать различные формы и методы работы.
Подбор репертуара
На начальном этапе работы рационально использовать народные песни с предельно простым интонационным и метроритмическим рисунком, ясным ладовым построением, содержащие привычные для слуха учащегося мелодические обороты.
Начинать работу над развитием навыка a’cappella следует как можно раньше, с простых попевок, небольших по объему и диапазону («Андрей-воробей», «Сорока-сорока» и т.д.) с постепенным снятием сопровождения и тональной опоры. Конечно же, многое зависит от индивидуальных способностей обучающегося, степени развития его музыкального слуха, вокальных возможностей, координации между слухом и голосом. От сочетания этих факторов зависит и выбор произведения, а так же различных форм и методов, применяемых на занятии педагогом.
Вокально-интонационные особенности мелодии песен
Необходимым условием для начала работы над песней без сопровождения является хорошее усвоение учащимся ее мелодии и словесного текста. Поэтому на начальном этапе обучения пению без сопровождения необходимо упростить задачи воспроизведения: интонационные и вокально-технические, т. е. создать вокальный «комфорт».
Для создания наиболее благоприятных условий для работы голосового аппарата в начале обучения пению без сопровождения следует подбирать песни с очень ограниченным диапазоном и исполнять их в удобной для учащегося тональности, чтобы тесситура песен была приближена к примарной зоне звучания его голоса.
На начальном этапе обучения полезны песни с плавным мелодическим рисунком, в основном с поступенным и терцовым движением, а также интервалами кварты и квинты, образованными из устойчивых ступеней.
Рекомендуются песни кантиленного напевного характера в умеренном, но не медленном темпе. На таких произведениях учащийся лучше себя контролирует и быстрее добивается качественного звучания.
Формы и методы работы над пением a’cappella
При непосредственной работе над исполнением произведения без сопровождения можно использовать различные приемы и упражнения, помогающие устойчивому формированию этого навыка:
Основной причиной возникновения трудностей на начальном этапе обучения рассматриваемому навыку является отсутствие налаженных связей между слуховыми (звуковысотными) представлениями и вокальным аппаратом. Учащиеся обычно точно исполняют песню при «тихом» пении – таким звуком, каким они пользуются в классе сольфеджио. Но у них нередко проявляется неточность интонации при попытках спеть ту же песню с оптимальной силой звука, какой они исполняют вокальные упражнения и произведения с сопровождением на уроках сольного пения.
Конечно же, при непосредственной работе необходим постоянный слуховой контроль со стороны преподавателя за качеством исполнения, исправление интонационных, артикуляционных и иных ошибок и неточностей, анализ причин их возникновения (например: неточная интонация как результат пения без опоры, или излишнее форсирование звука).
После того, как на протяжении нескольких занятий песня будет исполняться достаточно интонационно чисто, можно усложнять исполнительскую задачу в виде добавления элементов хореографии и работы над художественным образом произведения.
Работу по освоению навыка пения a’cappella следует проводить постоянно, в процессе обучения в классе сольного пения. При постепенном совершенствовании этого навыка необходим особый подход к выбору репертуара: усложнение вокально-технической стороны воспроизведения по мере увеличения диапазона, использование позиционных требований при исполнении широких интервалов в восходящем и нисходящем движении, исполнение неустойчивых, увеличенных и уменьшенных интервалов, пение на штрихе «стаккато».
4. Актуальность проблемы
Успешное овладение навыком пения a’cappella, как показала практика, позволяет лучше проявиться природному тембру голоса, он звучит более ровно, обретает новые краски, уменьшается сиплый призвук в голосе (если это не является функциональным дефектом). При пении без сопровождения создаются объективные условия для активного формирования ладового чувства (хорошо развитого ощущения функций отдельных ступеней лада, их ладового тяготения) и навыков художественного (выразительного) интонирования.
«В искусство нет прямой дороги,
Туда нельзя купить билет.
Оно – лишь пропуск на пороги,
А дальше труд и поиск лет…»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Открытый урок на тему «Работа с ансамблем. Пение а капелла, как способ гармоничного воспитания вокалиста»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»
п. Камыши Курского района Курской области
Открытый урок по программе «Хоровой класс»
с обучающимися 4-5 классов
Тема: «Работа с вокальным ансамблем. Пение
первой категории Москалюк
Тема открытого урока:
Урок проведён с обучающимися 4-5 классов вокального отделения в количестве 4-х человек.
Музыкальный репертуар: Р.н.п. «Комара женить мы будем», И. Поклад «Чаривна скрипка».
Цель урока: углубление полученных ранее знаний, развитие творческого воображения и эстетического восприятия.
— добиваться чистого унисона, как основы для развития гармонического слуха;
— выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при одновременном звучании другой;
Закреплять навык сольфеджирования, для сознательного усвоения музыкального материала.
— развитие музыкальной восприимчивости – умения слышать и слушать, анализировать и сопоставлять;
— расширение музыкального кругозора учащихся через репертуар.
— воспитывать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности;
— воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Тип урока: применение знаний и умений для разучивания произведений.
Форма занятия: групповая.
— технология формирования мотиваций.
— ориентация на индивидуальные способности обучающихся.
— наглядный (слуховой и зрительный);
— словесный (обсуждение характера песен, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
— объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).
— творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
— применение индивидуального подхода, наблюдение за развитием учащихся, групповой и индивидуальный опрос;
— побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
— сопоставление песен, различных по характеру;
— вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
— представление в «уме» первого звука уже на дыхании;
— вокализация песен на слог и сольфеджио;
— задержка звучания ансамбля на отдельных звуках по руке дирижера с целью выстраивания унисона, а так же выстраивание созвучий в двухголосии
— образные сравнения как прием связи с жизненным опытом и образным мышлением ;
— юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность детей.
Психологические условия на уроке:
— психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение;
— личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития;
— учет индивидуальных особенностей;
Материальное обеспечение урока: стулья, фортепиано, музыкальный центр, художественные иллюстрации, аудио диск, ноты.
Тематическая направленность урока позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность темы связана с ростом числа вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей. Каждый учащийся ансамбля находит возможность для творческого самовыражения личности через ансамблевое акапельное пение народных и современных песен. Увлеченность модными новинками, звуковыми эффектами и неумение видеть в музыке подлинно ценное, духовно обедняет, а порой и опустошает еще не сформированную личность.
Поэтому задача педагога дать своим ученикам необходимые навыки вокального мастерства (интонирование, звукоизвлечение, дыхание, дикцию, художественное воплощение), научить отбирать лучшее, что даёт нам искусство, работать над собой.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью для юного певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
1.Организационный момент. (2 мин.)
Вопрос: что такое «а капелла»?
Ответ: пение без сопровождения.
По – итальянски слово «капелла» означает «часовня» (как в часовне).
Часовня – это маленькая церковь. Хор здесь пел без всякого музыкального сопровождения. Такое пение получило название «а капелла». Пение «а капелла» само по себе удивительно красиво, в нем широко раскрывается певческая прелесть человеческого голоса. И пение а капелла вышло из маленьких часовен на простор. Весь мир принял этот стиль хорового пения. У нас тоже очень любят пение а капелла. Его можно услышать в музыкальных школах, студиях, домах творчества. Есть прославленные коллективы в Москве, Грузии, Белоруссии, Литве. Такие коллективы носят название «капелла»
Перейдём к вокальным упражнениям, которые я использую на каждом уроке для подготовки голосового аппарата к работе и формированию основных певческих навыков. Одной из важнейших особенностей является формирования навыка «автоматизма» исполнения упражнений, поэтому все они всегда поются в определённой последовательности, в определённом диапазоне исходя из индивидуальных особенностей детей.
2. Распевание: (8 мин.)
— активизация работы дыхательными упражнениями А. Стрельниковой. Выполняю два упражнения «Ладошки» и «Погончики».
— пение на одном звуке со сменной гармонией на хорошей опоре на слог «да», стимулирует ровный выдох и ровное ведение звука.
— распевка по звукам развёрнутого тонического трезвучия на стаккато, внимание на интонирование верхней тоники – даёт возможность для формирования купола.
— техническое упражнение «зи-и-и-и я-а-а» с упором на формирование округлых звуков, единую манеру исполнения.
— распевка на подготовку дикции – «Штра-штре-штри-штро-штру» по
3. Работа над русской народной песней «Комара женить мы будем».
Вопрос: что такое русская народная песня?
Ответ: песня сочинённая народом.
Задача: добиться хорошего академического звука, не потеряв юмористического характера произведения. Для достижения хорошего ансамбля начинаю работу в медленном темпе закрытым ртом, выстраиваю унисон в начальном проведении темы и 2-хголосие в дальнейшем музыкальном построении.
Продолжаю работу пением с текстом. Чтобы не утомлять постоянными остановками учеников, пока не обращаю внимания на мелкие погрешности в интонации, работаю над более глобальными вещами.
Задача: добиться единой манеры произношения текста, округлять звуки для единой манеры интонирования, показать шуточный характер песни, провести работу над художественным образом путём включения театральных элементов. Контролировать паузы между куплетами, требовать от исполнителей песни в сложных ритмических моментах строго считать в уме.
Так как темпы в куплетах меняются (следуя содержанию песни), то здесь нужно вырабатывать единую темповую манеру, все певческие задачи выполнять по руке дирижёра.
3. Работа над песней Ю. Поклада «Чаривна скрипка». (18 мин.)
Вопрос: назвать трудности этой песни?
Ответ: украинский язык, трудности с дыханием на длинных фразах, 3-хголосие.
— терпеливо ждать момента, когда партии будут хорошо усвоены;
— пение 3-хголосием давать дозировано;
— приободрять детей и вселять веру, что всё получится, беречь их психику;
— чередовать работу индивидуальную и групповую;
Подготавливаю работу 3-хголосной распевкой на слог «ву».
Задача: добиться единой манеры исполнения, следить за дыханием. Следующий этап работы – это пение с текстом. Сложность исполнения – украинский язык. Напоминаю как произносится украинский текст.
Задача: следить за правильным произношением украинского текста и по необходимости исправлять, стараться исполнять в единой манере звука и динамики. Следить за правильным исполнением распевов и ритмическими сложностями, контролировать дыхание. Так как произведение ещё «сырое», не заостряю внимания на текстовые и интонационные сбои, по этой же причине считаю работу над художественным образом преждевременной.
Для заинтересованности и как пример исполнения даю возможность прослушать эту песню в исполнении ансамбля «Крещендо».
Заключительный момент: подводим итоги урока.(2 мин.)
Вопрос: что у нас сегодня прозвучало хорошо?
Вопрос: какие моменты не удались?
рассказать о жанрах русских народных песен.
сочинить1-2 потешки и рассказать о её значении.
— А. Стрельникова «Дыхательная гимнастика».
— Е. Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг».