Аккорд в скобках что значит
Как правильно читать табулатуру
В этом блоке я хочу поделиться тем, как правильно читать табулатуры. Довольно много символов и приёмов, которые используются как в табулатурной записи, так и в нотной, нуждаются в пояснении.
Многим известно, что линейки на табулатурном стане — это струны. Нижняя линейка — это 6-я струна. Цифры — это номера ладов, на которых нужно прижимать струну.
Итак, начнем разбираться в непонятных символах. Я буду постепенно пополнять этот раздел по мере того, как будут поступать вопросы или как буду натыкаться на непонятные места.
Нота в скобках
Рассмотрим на этом примере. Мы видим, что 2 ноты залигованы (суммируются длительности). Как правило, вторая нота в таком случае не берется в скобки. Но здесь мы видим, что нота вибрируется, и вибрато выполняется именно в этот момент времени. Поэтому нота, взятая в скобках просто позволяет отобразить точный момент, в который нужно начать вибрато.
Бенды
Тут ничего сложного: full — это «подтяжка» на целый тон, 1/2 — на полтона и т. д.
В Guitar Pro можно «рисовать» бенд, что очень удобно, поскольку есть возможность в точности отобразить, в какой момент нам нужно подтянуть струну. Можно «рисовать» бенд, пре-бенд, бенд с возвратом и т.д.
Символ N.C.
Лично меня этот момент напрягал одно время. Я не мог понять, что это и нигде не мог найти тому объяснений, пока сам вдруг не додумался, что это Now Chords (нет аккордов). Применяется в тактах, где используются риффы и гармония отсутствует (хотя зачастую гармония все же подразумевается), но если рифф выходит из тональности, то сивмол очень актуален.
Глиссандо
Довольно актуально! Глиссандо (слайд, скольжение) бывает разное. Здесь представлены все, которые предлагает нам Guitar Pro
Легато
Если вы видите две залигованные ноты, но разной высоты (!!), то это означает легато. Во многих нотных изданиях hamer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее) не подписываются. В этом примере я подписал на всякий случай (некоторые издания над дугой ставят эти обозначения):
В этом примере все ноты играются легатно. Guitar Pro 6 не позволяет выделить все ноты и залиговать их, приходится отдельным символом ставить переход с первой струны на вторую (hamer-on на соседней струне). Однако в большинстве нотных изданий может стоять одна большая дуга над всеми нотами, при этом важно понимать, что первая нота извлекается медиатором или пальцем (если не проставлен доп. символ «хамер из ниоткуда»), а остальные играются легатно, причем где pull, а где hamer, нужно выяснять самостоятельно (но это проще пареной репы)
В этой фразе первая нота каждой группы нот, объединенных дугой, извлекается медиатором (пальцем).
Ну а в этом примере (если присмотреться) можно увидеть глиссандо (без звукоизвлечения), что позволяет сменить позицию, не теряя плавности звучания.
Символ P.M.
P.M. — это сокращение двух слов: Palm (ладонь) Muting (глушение). Т.е. это очень знаменитый прием, когда мы касаемся ребром ладони правой руки струн, чтобы получить фирменный «дж-дж».
Если прием относится лишь к одной ноте, то символ будет стоять непосредственно над нотой, а если нужно таким образом исполнить несколько нот, то пунктирной линией будет указано, до какой ноты действует этот прием. Все очень просто!
Как читать табулатуру для гитары
Табулатура представляет собой упрощенный способ прочтения нотной записи. Это настоящий помощник для тех гитаристов, которые еще не освоили нотную грамоту.
Чтобы упростить себе жизнь, гитаристы придумали табулатуру
Конечно, табулатура содержит в себе значительно меньше информации, но зато позволяет даже начинающим музыкантам исполнять те или иные произведения без особых трудностей. Правда, прежде чем ей пользоваться, лучше все же внимательно прослушать композицию от начала до конца.
Как читать
Табулатура выглядит как горизонтальные линии, общее количество которых равняется числу струн, а также линии, которые расположены вертикально. Именно они разделяют мелодию на такты. Соответственно, первая линия, находящаяся в самом верху табулатуры, обозначает первую гитарную струны и так далее. Следовательно, самая нижняя линия – это шестая струна.
Табулатуру часто изображают под нотами произведения
Цифры на самих линиях обозначают номера ладов, на которых нужно прижимать струны. Все очень просто. Чтобы исполнить произведение, можно не знать нотную грамоту и расположение нот на грифе гитары. Хотя для полного понимания всех нюансов композиции (длительность нот, паузы, увеличение или замедление темпа) придется освоить музыкальную грамоту.
Табулатуру читают слева направо. Если нужно извлечь сразу весь аккорд, цифры на каждой линии пишут друг под другом – это значит, что левой рукой нужно взять весь аккорд, а правой рукой сделать так, чтобы все струны звучали одновременно. Во всех остальных случаях звуки из струн извлекаются поочередно в соответствии с номерами ладов.
Количество линий может быть меньше шести, например, три или четыре. Так делают обычно для того, чтобы изобразить схему сольной партии гитары. И это логично – зачем обозначать пятую и шестую струну, если они не принимают участие в соло? Хотя, конечно, довольно часто можно встретить сольные партии, в которых задействованы все шесть струн.
Какие еще обозначения есть
Цифра нуль на горизонтальной линии говорит о том, что нужно извлечь звук из открытой струны.
Те ноты, которые можно и не играть, записывают в скобках.
Значок «Х» после струны дает гитаристу понять, что эта струна не должна звучать.
Пальцы правой руки принято обозначать маленькими буквами латиницами:
Нисходящее легато – «p» (pull off), восходящее – «h» (hammer on).
Вибрато записывают в виде значка «
». Его вставляют после ноты столько раз, сколько должна звучать струна.
Бенд (подтяжку) обозначают символом «^». Его ставят между двумя нотами. В таком случае звук увеличивается с первой ноты до второй. Данный прием наиболее характерен для игры на электрогитаре.
Без сомнения, табулатура – настоящий помощник для любого гитариста. Даже если музыкант не знает нотной грамоты, благодаря данной схеме он все равно будет понимать, какие струны, на каких ладах и в какой последовательности прижимать, чтобы исполнить любое музыкальное произведение. Как видите, читать табулатуру легко. Научиться этому может каждый.
Также закрепить знания можно в видео:
Как понимать аккорды на гитаре: как читать названия и аппликатуры
Как понимать аккорды на гитаре, вот так чтобы в любом песеннике, любых табах и схемах было понятно – и по названию и как их брать на грифе? Чтобы никаких препятствий и «белых пятен» в гитарной партии – взять и сразу сыграть. Это вообще реально, без долгого и мучительного учения музыкальной теории?
Да, вполне. От музтеории принципиально, конечно, отказываться не стоит. Но основы для начинающих – как читать, как понять аккорды – освоить можно довольно быстро. И пусть это будет для вас радостной новостью на тот случай, если вы приуныли над партией аккомпанемента «с несколькими неизвестными» (непонятно с обозначениями, названиями некоторых аккордов), а может и со всеми «неизвестными» (и это поправимо).
Из этой статьи вы узнаете – как читать аккорды над текстом в буквенно-цифровом обозначении, и как определять аппликатуру аккордов в различных схемах и нотной записи.
Что это за буквы и цифры в названии аккорда?
Можно, конечно, взять просто запомнить названия – как они пишутся. И плюс – аппликатуру – как взять на гитаре. Вот это Am – «а эм», это Dm – «дэ эм» и т.д. Но если вы будете понимать систему – что к чему – преимуществ куда больше. Никакой бессмысленной зубрёжки, как бы вроде по именам. И название сразу вам будет «говорить», что это за аккорд – минор, мажор, септаккорд, какие надстройки и т.д.
Учимся читать обозначения аккордов буквами и цифрами:
Большая латинская буква – основной звук
Большая буква в названии – это основной звук аккорда, обозначенный латинской буквой; который и определяет его название.
Am (ля…), D (ре…), Em (ми….), Bm7b5 (си…) и др.
По буквам все звуки – начиная до и заканчивая си:
Можно запомнить и в алфавитном порядке: первые буквы алфавита – от A (ля) до G (соль)
И ещё важный момент! Иногда звук си обозначают буквой H, а буквой B – си-бемоль. Знайте, это не ошибка, а просто немного другая система. Так исторически сложилось, что применяется и такой вариант записи.
Итак, выпишем отдельно и запомним:
B – си, или H – си, B – си-бемоль
Для диезных и бемольных аккордов к большой букве (основному звуку) добавляется соответствующий знак альтерации:
Некоторые звуки можно записать в двух вариантах – с диезом или бемолем. Соответственно, также и аккорды.
Например, С#(до-диез) или Db (ре-бемоль) – аккорд один и тот же (одна и та же аппликатура), а названия разные (или до повышается на полтона, или ре понижается на полтона).
Вот список обозначений для всех звуков по буквенной системе, в том числе и со знаками альтерации (с диезом, бемолем – в двух вариантах для одного звука):
Что обозначает большая латинская буква в названии, мы разобрались. Идём дальше. Ведь есть же аккорды, где не только одна буква…. А если и одна только буква, тогда, что это за аккорд?
Обозначения «m», «aug», «dim», «sus»
Если в названии аккорда только одна латинская буква, без дополнительных обозначений и цифр, значит это мажорный аккорд.
Основной звук латинской буквой + «мажор»: A – ля мажор, С – до мажор, C# – до-диез мажор.
Вот и всё.
А теперь рассмотрим, как правильно понимать названия с дополнительными обозначениями – которые рядом с большой буквой (основной тон).
Если ещё есть маленькая буква «m» – значит аккорд минорный.
Вот так выглядит это буквенное обозначение: Am – ля минор, Dm – ре минор, Bm – си минор и т.д.
aug (от англ. augmented) – увеличенный (Caug).
dim, или ° (от англ. diminished) – уменьшенный (Cdim).
sus (от англ. suspended) – аккорд с задержанием, после «sus» указывается цифрой ступень, которая заменяет терцию.
sus2 – вместо терции секунда (Csus2).
sus4 – вместо терции кварта (Csus4).
Что обозначают цифры, символы в названии аккордов
+5, или #5 – в аккорде повышается 5-ая ступень (квинта) на полтона
-5, или b5 – в аккорде понижается 5-ая ступень (квинта) на полтона
«7» – септаккорды:
7 – малый мажорный септаккорд (C7): мажорный аккорд + 7-ая ступень (м.7 – малая септима).
m7 – малый минорный септаккорд (Cm7): минорный аккорд + м.7.
maj7, или Δ – большой мажорный септаккорд (Cmaj7): мажорный + б.7 (большая септима)
Если в большом мажорном септаккорде добавляются другие дополнительные ступени, то пишется только «maj» и цифрой обозначаются дополнительные ступени. Например, Amaj13, Emaj9.
m (maj7) – большой минорный септаккорд ( Cm (maj7) ): минорный + б.7
dim7 – уменьшенный септаккорд (Cdim7): уменьшённый (dim) + уменьшённая малая септима (bb7 или большая секста б.6)
m7b5, или ø – полууменьшенный септаккорд (Cm7b5, Сø): минорный с пониженной 5-ой ступенью (квинтой) + м.7
«6» – секстаккорды:
6 – мажорный секстаккорд (C6): мажорный + 6-ая ступень (б.6 – большая секста)
m6 – минорный секстаккорд (Cm6): минорный + б.6
«9» – нонаккорды:
9-ая ступень (нона) добавляется к септаккордам при этом в обозначении «7» не указывается.
9 – нонаккорд (С9), добавляется 9-ая ступень (нона) к малому мажорному септаккорду.
maj9 – 9-ая ступень к большому мажорному септаккорду (Cmaj9).
m9 – минорный нонаккорд (Cm9): малый минорный септаккорд + 9 ступень
#9 – повышенная на полтона 9-ая ступень.
b9 – пониженная на полтона 9-ая ступень.
«11» – ундецимаккорды:
Полный состав ундецимаккорда: мажорный/минорный аккорд + малая/большая септима (7) + нона (9) + ундецима (11)
При этом в обозначении аккорда, как правило, указывается только 11-ая ступень (ундецима).
11 – ундецимаккорд (C11): малый мажорный септаккорд + 9 + 11
maj11 – большой мажорный септаккорд + 9 + 11 (Cmaj11)
m11 – минорный ундецимаккорд: малый минорный септаккорд + 9 + 11 (Cm11)
#11 – повышенная на полтона ундецима (11-ая ступень)
«13» –терцдецимаккорды:
Полный состав терцдецимаккорда: большой/малый мажорный септаккорд + нона (9) + ундецима (11) + терцдецима (13). Но в названии аккорда указывается только 13-ая ступень. Если же 9, 11 ступень альтерируются, то они тоже добавляются в обозначении (например, C13b9, Amaj13#11).
13 – терцдецимаккорд (C13): малый мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени
maj13 – большой мажорный септаккорд + 9-ая + 11-ая + 13-ая ступени (Cmaj13)
b13 – пониженная на полтона терцдецима (13-ая ступень).
Что такое «add» в названии аккорда
add: Иногда ступени указываются с приставкой «add» (Cadd9, Fadd#11 и др.). Это означает, что к мажорному или минорному аккорду добавляется только указанная ступень, без других ступеней, характерных для этого аккорда.
Например, C9 – этот нонаккорд, состоит из мажорного трезвучия, малой септимы (7) и ноны (9).
А вот в Cadd9 строение немного другое: к мажорному трезвучию (аккорду) добавляется только 9-ая ступень, без септимы (7-ой ступени).
В сложных аккордах может быть несколько дополнительных ступеней, в том числе и альтерированных (E7#9, Fb5b9, Gmaj13#11).
Примеры обозначений – читаем названия аккордов
Ну что ж, давайте расшифруем обозначения в названии нескольких аккордов – прочитаем:
Amaj9:
И ещё несколько примеров посложней:
E7#9: Ми мажор (малый) септаккорд с повышенной 9-ой ступенью.
A#5#9: Ля мажор септаккорд с повышенной 5-ой (квинтой) и 9-ой (ноной) ступенями.
Eb add9: Ми-бемоль мажор с добавлением 9-ой ступени (без септимы).
Для закрепления изученных обозначений буквенно-цифровой системы, самостоятельно читайте, расшифруйте названия аккордов, в аккомпанементе любимых песен, или может джазовых пьес, или в гитарной ритм-партии какой-нибудь инструментальной композиции.
Если вы хотите узнать больше о сложных аккордах – их обозначениях и аппликатурах – прочтите эту статью.
Какие есть способы записи аккордов
Изобразить аккорд – так чтобы было понятно, как пальцы поставить на грифе – можно по-разному. И кроме стандартной нотной записи, есть способы проще, наглядней.
Впрочем, мы с вами рассмотрим все распространённые варианты записи аккордов – и ноты, и схемы. Как научиться понимать их, читать, и в дальнейшем использовать для собственных гитарных партий (например, подобранный аккомпанемент к песне).
Аккордовая сетка
Аккордовая сетка – это схематическое изображение грифа гитары с указанным расположением пальцев (аппликатурой).
Вот так выглядит сетка – на ней изображён Am (Ля минор):
Изображение грифа в вертикальном положении:
В пересечении линий ладов с линиями струн получается сверху вниз – 1-ый лад, 2-ой, 3-ий и т.д.
Точки (кружочки) – на каком ладу, какие струны нужно прижать, чтобы взять аккорд.
Например, по сетке Am: смотрим, первый кружочек на какой вертикальной линии – следующая от 1-ой, это вторая струна. Теперь определяем лад – между «нулевым» порожком и первой горизонтальной линией. Это I лад. Получается, что нужно прижать 2-ую струну на I-ом ладу.
Цифра в кружочке – это обозначение, каким именно пальцем нужно прижать струну.
И аналогично определяйте следующие точки (кружочки) в сетке – чтобы полностью разобраться с аппликатурой.
Значок «X» – указывает на то, что струна (вертикальная линия в сетке), над которой он расположен, не звучит в аккорде. Просто не нужно ударять по ней, защипывать. Либо нужно приглушать её пальцами (если соседние струны звучат).
Значок «o» – струна (вертикальная линия), над которой он расположен, в аккорде звучит открытая, прижимать её на каком-либо ладу не нужно.
Цифрами в ряд
Простейший вариант и, пожалуй, самый компактный. Хорош тем, что не нужно рисовать сетки. Можно в строчку быстро записать все аккорды в текстовом редакторе или на бумаге. Ну и ещё, к примеру, можно быстро в чате кому-то отправить или от кого-то получить аппликатуру.
Разберём, как понимать аппликатуру гитарного аккорда в таком «цифровом коде»:
В начале строки название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. И через тире, собственно, сама аппликатура.
Строка из 6-ти символов/цифр – это шесть ячеек, в которых информация для каждой струны:
Если «x» – струна не звучит (смотря в какой ячейке значок – в 1-ой по порядку, значит 6-ая струна).
Если «0» – открытая струна, не прижимается.
А цифра – это лад, на котором нужно прижать струну.
Расшифруем схему, изображённую на картинки – как определить по ней аппликатуру:
Аккордовая сетка и аппликатура цифрами в строку – самые лёгкие схемы для начинающих гитаристов.
Табы, или табулатура – это шесть горизонтальных линий, обозначающих струны. Верхняя – первая струна (самая тонкая). Цифры на линиях – лады.
Если звуки аккорда извлекаются одновременно щипком, ударом медиатора, то выписывается в табах аппликатура вертикально (цифра над цифрой).
В табах на картинке записан Am: разбираем аппликатуру от 1-ой струны (верхней линии).
Чтобы понимать аккорды по нотам, нужно не только хорошо знать нотный стан (какой звук по расположению на линейках), но и знать расположение звуков на грифе гитары. Допустим, где находится до первой октавы – на какой струне, на каком ладу. Без этих навыков, увы, никак.
Для начала простых схем вам вполне хватит (сетки, табы, цифрами в строке), чтобы разучивать песни. Но если вы хотите в дальнейшем развивать гитарное мастерство, заниматься более серьёзно, углублённо, то нотную грамоту желательно освоить.
Что касается аккордов, если их звуки звучат одновременно (щипком, ударом), то тоже выписываются на нотном стане вертикально.
Если кроме нот нет никаких обозначений, определяем звуки в нотной записи, находим их на грифе и берём аккорд. Для аккорда, как правило, нужно найти звуки на соседних струнах в одной позиции.
В таком виде записи не указывается конкретная аппликатура. То есть аккорд можно построить от ля на 6-ой струне, или от ля на 5-ой открытой струне. Обычно выбирается вариант аппликатуры, в зависимости от последующих аккордов, чтобы было удобно играть.
Иногда цифрами возле нот указываются пальцы левой руки (см. обозначения выше по тексту), это определённый ориентир для постановки (в какой именно аппликатуре).
Цифры в кружочках возле нот в аккорде – на какой струне нужно взять этот звук. То есть уже указывается конкретная аппликатура.
Например, в аккорде на картинке возле ноты ре (нижний звук) – «пятёрка» в кружочке. Значит нужно взять ре на 5-ой струне – это 5-ый лад. Также возле этого звука указана цифра «4» – прижимается мизинцем.
Первый, нижний звук аккорда есть, далее берём поочерёдно следующие звуки, выстраиваем аппликатуру.
Итак, мы рассмотрели с вами все распространённые способы записи аппликатур, разобрались с буквенно-цифровым обозначением аккордов. Чем больше будете практиковаться – разбирать названия аккордов, сетки, другие схемы – тем быстрей освоите все премудрости способов обозначения, научитесь быстро читать, определять аккорды по буквам, цифрам в названии. Интересных занятий на гитаре!
Как читать табы для гитары: руководство новичкам
Что такое табы, или табулатура, для гитары? Это схематическое расположение звуков мелодии, аккордов на грифе. Принципиально отличается от нотной записи, так как не использует звуковысотную систему, а представляет собой обозначение в виде аппликатуры.
Гитарные табы состоят из следующих элементов:
Табы на гитаре подойдут для записи любого музыкального произведения в любом стиле. Будь то классика, хард-рок, блюз, кантри, панк-рок, дэт-метал, джаз – соло, аккорды, риффы при должном умении можно положить на 6 линий табулатуры, так чтобы их смогли прочитать, сыграть и другие музыканты.
Табы помогают отыскать нужные звуки гитаристам, которые плохо ориентируются в нотах. И являются хорошей альтернативой для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Однако ошибочно предполагать то, что гитарную табулутуру применяют исключительно в таких целях (только тем, кто с нотами на ВЫ, для новичков).
Ещё табы указывают точную аппликатуру – в какой позиции нужно взять аккорд, сыграть пассаж, мелодию. Что порой очень важно, особенно, при разучивании сложных произведений, соло. Ведь в силу специфики инструмента одни и те же звуки можно взять на разных струнах и, соответственно, на разных ладах. И если на руках только ноты – аппликатуру нужно продумывать самостоятельно, и не всегда это просто, однозначно. Возникают определённые сложности. Но с табами, при условии того, что они составлены корректно, такой проблемы уже не будет. Другими словами, по аппликатуре они являются «точным путеводителем».
История
Табные системы для записи музыкальных произведений – древнейшая «технология». Первые табулатуры были изобретены для органа примерно в 1300 году. Около 1470 года появилась немецкая система табов для лютни. С годами музыканты совершенствовали этот способ записи музыки.
Есть рукопись табов по итальянской системе, которая датируется 1517 годом.
А испанская табулатура 1536 года выглядит немного иначе.
Взглянув на фото древних манускриптов, можно заметить, что итальянская и испанская системы очень похожи на современную версию гитарных табов.
Разновидности гитарных табулатур
Есть три распространённых типа записи табов:
Ноты + табы. Музыка записана одновременно в двух системах: вверху нотный стан (ноты) – пять линеек, а внизу «TAB» (табулатура) – шесть линеек. Цифры в табах (на каком ладу) размещены параллельно нотам – строго соответствуют.
В такой комплексной системе множество преимуществ: наличие аппликатуры к нотной записи, есть возможность проверить свой навык чтения нот, «подсмотреть» в табулатуре, если сложно прочесть (есть сомнения – проверил по табам, эта нота или нет), гитарист получает максимум информации о том, как играть музыкальное произведение.
Табы с длительностями нот. В записи это нечто среднее между табами и нотами, если хотите «табаноты». Над цифрами указываются штили длительностей согласно нотной записи – четвертные, восьмые, шестнадцатые и т.д. Также как и в нотах, группы звуков объединяются рёбрами. То есть по длительностям, ритму, размерам – как в нотной записи, а по звукам – табы (на каком ладу, струне взять ноту).
Оптимально для тех, кто знает, что такое размер, такт, длительности, доли, ритмическая пульсация, но не хочет «бегать глазами» по нотному стану. И ещё такой формат определённо компактней – не нужно дублировать запись в нотах и табах. Всё по ритму и звукам вмещается на 6 линиях.
Символьные табы. Упрощённый вариант табулатуры без графических элементов – всё оформляется символами, которые можно набрать с клавиатуры компьютера. Часто используется в чатах, в сборниках табов на веб-страницах. Символьные табы сгодятся и когда произведение на слуху у исполнителя или же есть аудиозапись, которую можно прослушивать в процессе разбора табов.
Преимущество формата – для прочтения, составления не требуется специальных программ и 100%-ная независимость от нотной записи. Но есть и существенный недостаток – нет обозначения ритма, длительностей. Зачастую ориентир музыкального времени отображается только границами тактов. С обозначениями тоже бывают сложности – лиги, тэппинг, глиссандо и прочие приёмы тоже указываются буквами, символами, которые «сливаются» с цифрами, есть разные варианты записи одного и того же обозначения.
Как читать: обозначения, приёмы звукоизвлечения по табам
Как научиться читать табы? Ничего сложного нет, если вы уже разобрались с линейками и цифрами на соответствие ладам и струнам, осталось дело только за обозначениями. Не пугайтесь их количества. Список внушительный только с виду. Во-первых, вы будете изучать постепенно: читаете, смотрите, запоминаете на практике, когда разбираете табулатуру. Во-вторых, есть обозначения, которые редко используются и знать их назубок не обязательно; в крайнем случае, можно ещё раз ознакомиться (в помощь вам эта статья из закладок в браузере, либо какой другой источник).
По списку далее: как правильно читать обозначения и играть согласно указанным приёмам. Приводятся примеры и варианты записи для различных версий гитарной табулатуры с пояснениями для начинающих.
Расположение цифр на линиях
Если цифры вертикально, столбцом на линиях – значит, указанные звуки извлекаются одновременно щипком пальцами, ударом по струнам (медиатором, пальцем).
Так записываются аккорды на гитаре:
И интервалы:
Также в табах с аккордами наряду с их названиями ещё добавляются и гитарные сетки (схема аппликатуры, постановки пальцев на грифе).
К столбцу цифр, когда одновременно извлекать звуки, ещё добавляются обозначения – как это делать.
Стрелочки вверх и вниз, где указаны аккорды для гитары – штрих – направление ударов по струнам медиатором или пальцем.
Вниз – от басовых к первой струне, вверх – от первой струны в направлении к басовым.
Если цифры последовательно на линиях табулатуры – значит нужно играть поочерёдно звуки, согласно указанному порядку.
И также для каждого звука может указываться медиаторный штрих: «скобка» – вниз, «галочка» – вверх.
Иногда переборы с описанием – «let ring»: струны не приглушиваются и продолжают звучать, когда извлекается последующая нота. Но способ звукоизвлечения распространяется только на звуки, обозначенные пунктиром «let ring».
Легато: хаммер-он/пул-офф
Хаммер и пул в символьной версии выписывается буквами – соответственно «h» и «p».
Одна и та же нота повторяется, соединена лигой – звук продолжает звучать, согласно указанной длительности. Иногда залигованная следующая такая же нота указывается в скобках. Или цифра залигованной ноты не указывается.
Тэппинг
Обычно тэппинг в связке с приёмом хаммер/пул (H/P).
Глиссандо (скольжение)
Ноты (цифры) соединены линией – глиссандо, или скольжение, слайд. После извлечения первого звука палец не отрывается от грифа, а скользит по ладам ко второй ноте, и затем извлекается вторая нота (щипком или медиатором). Есть нисходящее и восходящее глиссандо: от высокой ноты к более низкой и наоборот.
В символьной системе – скольжение обозначается знаком «\»:
Внимательно смотрите гитарную табулатуру – с какой стороны косая черта. Слева от цифры – глиссандо перед тем как взять ноту, а если справа – то после того как нота прозвучит. То есть обозначения похожи символьно, но звучание принципиально отличается. Не перепутайте.
P.M. (palm muting)
В табах без нотного стана с длительностями:
В табулатуру символьного формата тоже добавляется обозначение «P.M»:
Стаккато
Обратите внимание, как правильно записывается обозначение. Стаккато – когда точка над или под нотой, цифрой в табах. А если точка справа – то это указывает на увеличение длительности ноты. То есть это совсем другое обозначение.
Акцент
Приглушенные струны
И если добавляются ноты для гитары, тоже обозначение дублируется и на нотном стане.
«x» обозначается и скребок по приглушенным струнам – приём рейк (rake):
Мёртвая нота (нота-призрак)
Бенды (подтяжки струны)
Выгнутая стрелочка/стрелочки – бенд – подтяжка струны пальцем. Дополнительно указывается насколько нужно подтянуть струну, повысить ноту.
Как читать и играть бенды по табам?
«full» или «1т.» – на тон. Если, например, бенд указан от 7 лада, то струну нужно подтянуть, чтобы звучала нота, которая находится на 9 ладу. От ре бенд до ми (на тон вверх).
Если указано «1/2 т.», значит на полтона – подтянуть струну до звука соседнего лада. От ре (7 лад 3 струна) к ре# (8 лад 3 струна).
Бенды могут быть и на 1 ½ тона, 2 тона, и микробенды на ¼, 1/8 тона.
Если нужно вернуть струну к исходному звуку после подтяжки – добавляется ещё стрелочка. Стрелочка вверх (подтяжка) и стрелочка вниз (струна опускается на ладу) – бенд с возвратом (или bend/release).
Стрелочка перпендикулярно от цифры (ноты) – пребенд или обратный бенд. Струна сначала подтягивается до указанного тона (на 1 т. или ½ т.), заранее, потом извлекается звук и струна опускается.
В символьной табулатуре бенд обозначается значком «^»:
Или буквой «b»:
Вибрато
В символах вибрато обозначается «тильдой» – «
Трюки рычагом
Флажолеты
В символах для натуральных флажолетов используется – «NH»:
Или просто добавляется название «natural harmonics»:
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «AH» – искусственные флажолеты (artificial harmonics). Цифра – лад, на котором прижимает струну палец левой руки, цифра в скобках – лад, над которым указательный палец правой руки слегка касается струны и в это время большой палец правой руки защипывает струну.
Цифры + цифры в скобках « » с пометкой «PH», или цифры в ромбе – медиаторный флажолет. По принципу искусственного флажолета, но звук извлекается медиатором и боковая часть фаланги большого пальца правой руки касается слегка струны. Звук извлекается, в промежутке струны над звукоснимателями (не над ладами). В скобках « » фактическое звучание ноты (лад) – высота флажолета.
Например, на 2 ладу прижимаем 6 струну, а медиаторный флажолет – на две октавы выше. Значит, извлекаем звук приёмом «PH »условно в районе 26 лада (если бы он был на грифе), то есть примерно над первым звукоснимателем, недалеко от последнего лада.
Пик-скрейп
На линии «x» + волнистая линия вверх или вниз с обозначением P.S. – пик-скрейп – скольжение по басовым струнам ребром медиатора в восходящем или нисходящем направлении (в зависимости от того как расположена волнистая линия в табах).
Мелодические украшения
Тремоло
Редакторы для составления, чтения табов
Рассмотрим наиболее распространённое ПО для составления и просмотра гитарной табулатуры:
Guitar Pro – платный редактор, огромное количество функций. Можно подключить банк звуков, чтобы инструментальные партии воспроизводились более реалистично. Для гитарных дорожек предусмотренны всевозможные эффекты и обработки – эквалайзеры, дисторшн, овердрайв и пр. Можно выбрать тип гитары – электро-, акустика со стальными, нейлоновыми струнами и т.д.
Essy Guitar Tab – бесплатный веб-сервис. Всего лишь нужно зарегистрироваться. Панель инструментов в левой части (длительности, обозначения, штрих, размер и т.д.).
В правой части верхней панели кнопки для экспортирования табулатуры в разных форматах. Есть возможности отправить гитарную партию на указанный email.
Finale – платный профессиональный нотный редактор. Подойдёт тем, кто составляет партии и для других инструментов кроме гитары.
Завершаем обзор. Теперь вы имеете представление, как записывается гитарная партия в табах, как её читать и сыграть, используя все указанные приёмы. Чем больше будете пользоваться табами – как для разучивания произведений, так и для записи своей музыки – тем быстрей их освоите. В общем, как и навык чтения. Создавайте собственную коллекцию гитарных табов, нот – обязательно пригодится!