Аксаковские чтения в библиотеке что провести

Внеклассные мероприятия по творчеству С.Т. Аксакова

Оформление: стенды с фотографиями семьи Аксакова, эпиграф, запись музыкальных произведений.

Чтец 1: «Прекрасен ты, чудесный край! Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера твои — Кандры и Каратабынь. Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отраслями Уральских гор, то, и светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим, подобным яхонтам, нанизанным на нитку. »

Чтец 2: «Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля. Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса, и рои диких пчел шумно населяют нерукотворные борти твои, занося их душистым липовым медом».

Чтец 3: «Как живописны и разнообразны, каждая в своем роде, лесная, степная и гористая твоя полоса, особенно последняя, по скату Уральского хребта, всеми металлами богатая, золотоносная сторона!»

С.Т. Аксаков родился 20 сентября (1 октября по н.с.) 1791 г. в Уфе в небольшой, но старинной дворянской семье. Его отец, Тимофей Степанович Аксаков, с 16 лет был определён на военную службу. Он был ординарцем к Суворову, но после отъезда Суворова из Оренбургского края в Петербург военная карьера Т.С. Аксакова оказалась испорченной: за мнимую провинность он был по приказу какого-то генерала-немца жестоко избит палками. Вся семья Аксаковых тяжко переживала это оскорбление её дворянского достоинства, и по настоянию родных Тимофей Степанович вышел в отставку. Он поселился в Уфе и поступил на службу в земский суд.

Чтец 4: С. Т. Аксаков так писал о своей матери: «. Все по-тогдашнему умные и образованные люди, попадавшие в Уфу, спешили познакомиться с М.Н., пленялись ею и никогда не забывали.

Ученые и путешественники, посещавшие новый и чудесный уфимский край, также непременно знакомились с М.Н. и оставляли письменные знаки удивления ее красоте и уму».

Учитель: После свадьбы Тимофей Степанович и Марья Николаевна поселились в доме отца М.Н. на Бельской улице (где сейчас дом-музей).

Чтец 5: «Наступила ранняя и в то же время роскошная весна; взломала и пронесла свои льды и разлила свои воды, вёрст на семь в ширину, река Белая! Весь разлив виден был как на ладони из окон домика Голубой слободки; расцвел плодовитый сад у Багровых, и запах черемух и яблонь напоил воздух благовонием; сад сделался гостиной хозяев; и благодатное тепло еще более укрепило силы М.Н.»

Учитель: 20 сентября 1791 г. у молодых Аксаковых родился сын, которого по воле деда назвали Сергеем. Светло и радостно вошёл он в жизнь, и все как-то необыкновенно радовались ему, словно знали, какого человека они встречают.

Дом этот в Голубиной слободке, в котором Аксаковы прожили то ли до 1795-го, то ли до 1796 г., к сожалению, не сохранился. Он сгорел во время печально известного уфимского пожара 1821 г.

Чтец 6: Дом «деда С.Т. Аксакова по матери, Николая Федоровича Зубова, находится всего в нескольких кварталах от Голубиной слободки. Если с домом в Голубиной слободке связаны только самые ранние, отрывочные и еще не осознанные воспоминания С.Т. Аксакова, то дедовскому дому на улице Бельской он обязан своими самыми теплыми, самыми светлыми воспоминаниями детства.

Аксаковские чтения в библиотеке что провести. img1. Аксаковские чтения в библиотеке что провести фото. Аксаковские чтения в библиотеке что провести-img1. картинка Аксаковские чтения в библиотеке что провести. картинка img1

Аксаковские чтения в библиотеке что провести. img2. Аксаковские чтения в библиотеке что провести фото. Аксаковские чтения в библиотеке что провести-img2. картинка Аксаковские чтения в библиотеке что провести. картинка img2

Учитель: Теплота аксаковских воспоминаний объясняется еще и тем, что тогда он только что перенес тяжелую болезнь и после поездки в пригородную деревню Зубовку (ныне село Зубово Уфимского района) быстро поправлялся.

Еще в раннем детстве С. Т. Аксаков объездил с родителями окрестности Уфы. Чудесная природа, окружающая город, по сути дела, и вылечила его. Наверное, прежде всего отсюда его глубокая, сыновья любовь к ней.

Чтец 8: Быстро набираясь сил после тяжелой болезни, впечатлительный от природы, Сережа А. жадно вбирал в себя все окружающее: Белую под крутым берегом, дома напротив, прежде всего, конечно, сад.

Учитель: «Город обтекала чудесная Белая, с голубоватой прозрачной водой, самая радостная река, какую я видел в России» (С.Я. Елпатьевский).

Река Белая. Если от аксаковского дома пойти по бывшей Бельской улице вслед за веселыми весенними ручьями, то непременно спуститесь к ней.

Чтец 10: Примерно этим же путем начинали спускаться к Белой и Аксаковы, когда везли маленького Сережу в пригородный деревни братьев матери или к деду в далекое Ново-Аксаково.

Чтец 11: Автор «Семейной хроники» пишет: «Покуда происходила в доме раскладка. я с Евсеичем ходил гулять, и мы успели осмотреть Бугуруслан, летнюю кухню, остров, мельницу, пруд и плотину». Рассказы дворовых мальчишек. о чудесном клёве рыбы, которая берет везде, где ни закинь удочку, привели меня в восхищение. ».

Чтец 12: С каждым днем Сережа Аксаков все более и более пристращался к уженью, часами пропадал с Евсеичем на Большом Бугуруслане и с каждым днем открывал всё новые красоты в Ново-Аксакове.

Чтец 13: Много лет спустя, уже находясь в подмосковном имении Абрамцеве у реки Вори, Аксаков пишет:

Чтец 14: Пришла весна. На улицу Сережу старались не пускать. Но все-таки вырвался. Простыл. Не хотелось ни читать, ни писать. Единственной радостью были сказки ключницы Пелагеи. Ей, простой крестьянке из села Ново-Аксаково, мы обязаны появлением чудесной сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Учитель: Добрую и честную жизнь прожил С.Т. Аксаков. Будучи не столь уж богатым, С.Т. Аксаков всегда был готов помочь нуждающимся, делая это «под секретом».

Поддерживал средствами Н.В. Гоголя, помогал В.Г. Белинскому.

К 50-летию со дня смерти своего выдающегося земляка городские власти решили воздвигнуть Аксаковский народный дом. Дом решено было построить на добровольные пожертвования народа.

Деньги собирали по всей Руси великой.

Аксаковский народный дом (ныне это здание Башкирского государственного театра оперы и балета) признан памятником архитектуры начала XX века, охраняемым государством.

Источник

Мероприятие «Аксаковкая осень»

Аксаковские чтения в библиотеке что провести. 74312a31f44ce9db535fe7457bc517ebd6. Аксаковские чтения в библиотеке что провести фото. Аксаковские чтения в библиотеке что провести-74312a31f44ce9db535fe7457bc517ebd6. картинка Аксаковские чтения в библиотеке что провести. картинка 74312a31f44ce9db535fe7457bc517ebd6

Аксаковские чтения в библиотеке что провести. svid pub. Аксаковские чтения в библиотеке что провести фото. Аксаковские чтения в библиотеке что провести-svid pub. картинка Аксаковские чтения в библиотеке что провести. картинка svid pub

Цель: Развитие духовно-нравственных качеств учащихся с учётом историко-культурных ценностей, обычаев и традиций народов, населяющих республику Башкортостан; развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания

За престолы в мире Пусть льют бранну кровь; Я на тихой лире Буду петь любовь. Не любя на свете, Лучше умереть.

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады встрече с вами в нашем Дом Творчества (музыкальный фон).

Ведущий: Снова осень золотая пригласила нас на светлый праздник, посвященный великому человеку, талантливому писателю, Сергею Тимофеевичу Аксакову. \

Ведущий: С огромной любовью относился Сергей Тимофеевич и к своей семье, и к родной земле, и к своей многонациональной Родине. Знаменательны его слова: «Пусть свободно и ярко цветут все народности в человеческом мире, только они дают действительность и энергию труду народов. Да здравствует каждая народность!»

Более двух веков прошло со дня рождения СТ. Аксакова (подумать только!), а мы его помним, любим, чтим, восхищаемся, учимся у него, с нетерпением ждем наступления очередной осени, а значит новой встречи с писателем. И прежде всего для того, что сверить с ним свои мысли, дела, поступки, получить новый жизненный заряд, уроки высокой нравственности.

новом для тебя мире. (В. Солоухин)

Ребята, я вам прочту отрывок из сказки, а вы скажите из какой же сказки эти строчки?

« В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Было у него 3 дочери

-Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

-«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

-А теперь, ребята, скажите из какой сказки эти строчки?

Песня о «Волшебном цветке»

В яркий день осенний Может, уж два века

Назад много лет Как в мой зайдя лесок,

Мальчуган родился Он нашел чудесный

На моей земле Аленький цветок?

Осень золотая, И душа живая

Берёзовый мой край! С тех пор и вновь, и вновь

Здесь гулял Аксаков Чудо воспевает –

По твоим лугам. Верность и любовь!

Нарисуй рисунок «Осень»

(дети по очереди рисуют на листе бумаги осень).

Дети становятся в круг. Под музыку все быстро передают по кругу картошку. Музыка останавливается. У кого в руках осталась картошка, выходит из игры. Побеждает один оставшийся.

(Чтение отрывков из рассказа С.Т. Аксакова «Осень»).

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжелые, влажные облака, голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Все видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда летом не проникал глаз человеческий.

Старые деревья давно облетели, и только молодые отдельные березки сохраняют свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца.

Устлана земля сухими, разновидными и разноцветными листьями: мягкими и пухлыми в сырую погоду так, что не слышно шелеста от ног, осторожно ступающего охотника и жесткими, хрупкими в морозы, так, что далеко вскакивают птицы и звери от шороха человеческих шагов.

Ведущий: Конкурс «Назови птицу»

-Молодцы, все знаете о птицах. А теперь посмотрим, какая команда знает больше названий птиц. Для этого проведем аукцион птиц. Первой начинает команда. Ко мне подходит один из участников и называет птицу. Затем возвращается на место. И теперь птицу должен назвать участник другой команды. Победит та команда, участник которой последним назовет птицу.

— Вы, ребята, так много знаете птиц, знаете, что они делают осенью. А теперь скажите мне, что осенью делают звери?

-А какие звери делают себе на зиму запасы?

-А что зайчики едят зимой?

— Молодцы, всё знаете. А теперь давайте изобразим животных.

Во время звучания музыки дети изображают зайцев, медведей, волков, лисиц.

✓ Кто собирает яблоки спиной? (Еж)

✓ Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины)

✓ У какого зверя осенью, в листопад, появляются детеныши? (У зайчихи)

✓ Как их называют? (Листопаднички)

С завязанными глазами по 2 человека от трёх команд собирают в ведро рассыпанную по полу картошку.

На обед сыночку Ване Мама варит суп в… (не в стакане, а в кастрюле)

Говорит нам папа басом: «Я люблю конфеты с… (не с мясом, а с орехом или джемом)

Просит бабушка Аркашу Из редиска скушать… (не кашу, а салат) Попросила мама Юлю Ей чайку налить в… (не кастрюлю, а в чашку)

И в Воронеже, и в Туле, Дети ночью спят на… (не на стуле, а на кровати)

Подобрать себе я смог пару варежек для… (не для ног, а для рук)

Во дворе трещит мороз — Шапку ты одень на… (не на нос, а на голову)

На дорогах стало суше — У меня сухие… (не уши, а ноги)

День рожденья на носу — испекли мы… (не колбасу, а торт)

Вся хрипит, чихает Лада: Съела много… (не шоколада, а мороженого)

Синим лаком захотела Я себе покрасить… (не тело, а ногти)

И капризна, и упряма, В детский сад не хочет… (не мама, а дочка)

Куклам платьица, штанишки Любят шить всегда… (не мальчишки, а девчонки)

К первоклашкам входит в класс Лишь бесстрашный… (не водолаз, а учитель)

Ведущий: Наша встреча подошла к концу, мы благодарим всех, кто пришел на мероприятие, кто принял активное участие в серьезном разговоре о смысле жизни. От всей души мы говорим спасибо С.Т. Аксакову за его прекрасные уроки жизни, за его удивительное литературное наследие, за красоту, изящество, точность и богатство родного русского языка. Пусть Аленький цветочек каждого из вас приведет к заветной цели, к исполнению мечты. Счастья вам!

Источник

Сценарий внеклассного мероприятия «Аксаковские чтения»

Вот родина моя. Вот дикие пустыни.

Вот благодарная оратаю земля!

Дубовые леса, и злачные долины,

И тучной жатвою покрытые поля!

Сообщение детей о творчестве писателя.

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи Аксаковых. Отец его Тимофей Степанович Аксаков, служивший в Уфе прокурором, получил сельское воспитание и не мог похвастать образованностью.

Его отец, Тимофей Степанович Аксаков по своему положению был простым провинциальным чиновником. Он был мало развит, тих, застенчив, но добр и благороден. Интересы его ограничивались кругом хозяйственных дел, поэтому влияние на умственное развитие сына он оказать не мог, зато от отца писатель унаследовал мягкий нрав, любовь к природе и гуманное отношение к крепостным. Его страстью была охота. Однажды он взял с собой на охоту сына, правда, ружья ему не дал, а только разрешил приносить подстреленную дичь. Но самой незабываемой и волнующей для него стала рыбалка.

Мемориальный Дом-музей С.Т.Аксакова открыт в 1991 году в родовом имении писателя, являющемся памятником архитектуры середины XVIII века. Мемориальная часть включает 7 комнат. Литературная часть состоит из 2-х залов и Голубой гостиной. Кроме того, музей располагает выставочным залом и богатой библиотекой, пополнять фонды которой помогает Государственный Эрмитаж. Ежегодно в конце сентября в музее проходят Международные Аксаковские праздники.

Ребята, я вам прочту отрывок из сказки, а вы скажите из какой же сказки эти строчки?

« В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Было у него 3 дочери

-Вот и собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он своим любезным дочерям:

-«Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство, тридесятое государство, и мало ли, много ли времени проезжу — не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите, и даю я вам сроку думать на три дня, и тогда вы мне скажете, каких гостинцев вам хочется».

-А теперь, ребята, скажите из какой сказки эти строчки?

Ребята, как вы оцените постановку сказки, подготовленную нашими 5-классниками?

Известна история создания сказки. Она были опубликована в приложении к автобиографической книге «Детские годы Баг рова-внука», над которой автор работал в продолжение 1856— 1857 годов. Книга и сказка увидели свет в 1858 году. Аксаков пи сал: «По совету тетушки, для нашего усыпления позвали один раз ключницу Палагею, которая была великая мастерица сказы вать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать. Пришла Палагея, немолодая, но еще белая, румяная и дородная женщина, помолилась Богу, подошла к ручке, вздохнула не сколько раз, по своей привычке всякий раз приговаривая: «Гос поди; помилуй нас грешных», села у печки, подгорюнилась одною рукой и начала говорить, немного нараспев: «В некиим царстве, в некиим государстве. » Это вышла сказка под названием «Аленький цветочек»». Писатель признавался: «Я попытался вспомнить ее». Аксаков воспроизвел манеру рассказывания ска зочницы и указал в подзаголовке: «Сказка ключницы Палагеи».

А я прочитала, что в последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. Как и книга «Детские годы Багрова внука» стала одной из любимых книг.

И, кстати, это произведение является автобиографическим, т.к. Аксаков написал о своем детстве.

Действительно, Аксаков дал герою свое имя – Серёжа, а фамилию другую – Багров.

Книга была написана специально для детей и посвящена автором внучке, которой в 1858 году было 10 лет.

В шуточном стихотворении, написанном на день рождения внучки, он обещает ей прислать через год свою книжку «про весну младую, про цветы полей, про малюток пташек… про лесного Мишку». Но проходит два года, и Сергей Тимофеевич сообщает Оле: «… дай Бог, чтобы к будущему дню твоего рождения она была готова. Да и книжка выходит совсем не такая, какую я обещал тебе». Она явно перерастала начальный замысел: изменились и содержание ее, и цель, и объем.

В книге, в сущности мемуарной, описываются первые десять лет жизни ребёнка (1790-е гг.), проведённые в Уфе и деревнях Оренбургской губернии.

Обратимся к тексту

«Я сам не знаю, можно ли вполне верить всему тому, что сохранила моя память? Если я помню действительно случившиеся события, то это можно назвать воспоминаниями не только детства, но даже младенчества. Разумеется, я ничего не помню в связи, в непрерывной последовательности, но многие случаи живут в моей памяти до сих пор со всею яркостью красок, со всею живостью вчерашнего события. Будучи лет трех или четырех, я рассказывал окружающим меня, что помню, как отнимали меня от кормилицы. Все смеялись моим рассказам и уверяли, что я наслушался их от матери или няньки и подумал, что это я сам видел».

Все начинается с бессвязных, но ярких воспоминаний о младенчестве и раннем детстве — человек помнит, как его отнимали от кормилицы, помнит долгую болезнь, от которой он чуть не умер, — одно солнечное утро, когда ему стало легче и т. д.

Самый частый образ — дорога: путешествия считались лекарством. (Подробное описание переездов в сотни вёрст — к родным, в гости и т. п. — занимает большую часть «Детских годов».) название глав: Дорога до Парашина, Парашино, Дорога из Парашина в Багрово

«Заметив, что дорога мне как будто полезна, мать ездила со мной беспрестанно: то в подгородные деревушки своих братьев, то к знакомым помещикам».

Сережа был очень болезным мальчиком, и в поисках хороших врачей, хорошего лечения семья проехала не одну версту

Преимущественный интерес Аксаков проявляет к внутреннему миру своего героя. Вот почему с таким пристальным вниманием следит он за возникновением и развитием душевных движений, даже самых незначительных, даже самых смутных, не поддающихся подчас и определению.

Я был робок и даже трусоват; вероятно, тяжкая и продолжительная болезнь ослабила, утончила, довела до крайней восприимчивости мои нервы, а может быть, и от природы я не имел храбрости.

«Голова моя была старше моих лет», – говорит Сережа Багров. Потому, что такая голова лишала его порой детской непосредственности и отгораживала от сверстников. Эта обгоняющая возраст умственная зрелость выработала у Сережи привычку анализировать и собственные чувства и мысли. Он не только живет впечатлениями. Он делает их предметом анализа

С каждым воспоминанием Сережи «сливается постоянное присутствие матери», которая его выходила и любила, может быть поэтому, больше других своих детей.

«Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованьем, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них».

Какую книгу любил читать Сережка? (Зеркало добродетели)

-Кому он любил читать эту книгу? (Сестре)

«Я всякий день читал свою единственную книжку «Зеркало добродетели» моей маленькой сестрице, никак не догадываясь, что она еще ничего не понимала, кроме удовольствия смотреть картинки. Эту детскую книжку я знал тогда наизусть всю… Наконец «Зеркало добродетели» перестало поглощать мое внимание и удовлетворять моему ребячьему любопытству, мне захотелось почитать других книжек, а взять их решительно было негде, тех книг, которые читывали иногда мой отец и мать, мне читать не позволяли. Я принялся было за «Домашний лечебник Бухана», но и это чтение мать сочла почему-то для моих лет неудобным; впрочем, она выбирала некоторые места и, отмечая их закладками, позволяла мне их читать; и это было в самом деле интересное чтение, потому что там описывались все травы, соли, коренья и все медицинские снадобья, о которых только упоминается в лечебнике. Я перечитывал эти описания в позднейшем возрасте и всегда с удовольствием, потому что все это изложено и переведено на русский язык очень толково и хорошо».

-А вы знаете что значит слово «Добродетель»?

Доброде́тель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера определенного человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.

Одним из ярких воспоминаний был ценный подарок от соседа и друга семьи Аничкого

«Аничков, расспросив хорошенько, что я читал, как понимаю прочитанное и что помню, остался очень доволен: велел подать связку книг и подарил мне… О счастие. «Детское чтение для сердца и разума», изданное безденежно при «Московских ведомостях» Н.И.Новиковым.

Я так обрадовался, что чуть не со слезами бросился на шею старику и, не помня себя, запрыгал и побежал домой, оставя своего отца беседовать с Аничковым».

Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии и просто шутки.

б) характер мальчика;

в) что и как читал Серёжа;

г) роль книги в жизни Серёжи и его семьи.

Детские воспоминания нашли яркое отражение в творчестве Аксакова. Он закончил эту книгу в 1858 году когда ему было 67 лет.

-О чем это произведение?

-Что вы узнали о характере Сережи?

— Какие книги он прочитал? Понятно ли вам выражение «читать запоем»?

Приходилось ли вам читать так же исступлённо, как читал Серёжа Багров? Какие книги?

Хотелось бы вам, чтобы одна из российских культурных традиций – семейное чтение – возродилась? Что вы можете для этого сделать?

Источник

Внеклассное мероприятие. «Волшебный мир детства Аксакова»

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. «Волшебный мир детства Аксакова»»

МОБУ СОШ с. Наумовка муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан

Волшебный мир детства Аксакова

(внеклассное мероприятие в форме игры,

посвященное Аксакову С.Т.)

русского языка и литературы

Зайкина Алина Семёновна

Волшебный мир детства Аксакова.

Уважаемые гости, дорогие ребята, учителя, приглашённые!

Сегодня мы рады приветствовать вас на празднике, посвящённом великому волшебнику, русскому классику, нашему земляку Сергею Тимофеевичу Аксакову.

Башкирия, река Белая, село Надеждино, Аксаково, река Дёма – (указывает по карте Башкирии) милые и знакомые нам названия, мы, читатели, находим в книгах этого писателя. А сегодня мы с трепетом прикоснемся к чудесным его творениям, хотя бы чуть- чуть, чтобы потом прочитать вот эти книги: (перечисляет, показывает).

Обратите внимание, какие иллюстрации мы приготовили по его сказке «Аленький цветочек». Серёжа, Серёженька, как его называли в детстве, был бы рад и горд, увидев их.

О нём так сказал один из знаменитых писателей Константин Паустовский: «Я назвал Аксакова дедушкой. До сих пор у нас принято было назвать так баснописца Крылова. Но Аксаков, наравне с Крыловым, имеет полное право на это ласковое имя за его добросердечие, спокойствие и проницательность». (высказывание прочитать)

Давайте хором скажем:

«Здравствуй, добрый волшебник!» (показывает на портрет)

«Здравствуй, весёлый праздник!»

I. А сейчас мы послушаем его «Автобиографический калейдоскоп».

Слушайте внимательно, чтобы ответить на вопросы викторины о писателе.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября 1791 года в Уфе в старинной небогатой дворянской семье. Своим родоначальником Аксаковы считали знатного варяга Шимона Африкановича, племянника норвежского короля Гакона, приехавшего в 1027 году в Киев со своей дружиной. Любопытно, что именно рассказом о Шимоне открывается «Киево- Печерский патерик»- памятник литературы XII века.

Вот как он звучит:» Был в земле варяжской князь Африкан, брат Якуна Слепого, который в битве потерял свой золотой плащ, сражаясь на стороне Ярослава с лютым Мстиславом. У этого Африкана было два сына- Фрианд и Шимон. Когда умер их отец, Якун изгнал своих братьев их из владений. И пришёл Шимон к благоверному князю нашему Ярославу; тот принял его, держал в чести и отослал его к сыну своему Всеволоду, чтобы был он у него старшим, и принял Шимон великую власть от Всеволода». Этот варяг стал христианином, построил в Киево – Печерской лавре церковь Успения, где и был погребён.

Тимофей Степанович служил прокурором Верхнего земского суда в Уфе, был владельцем имения Новое Аксаково. Жила семья небогато, перебиваясь «с копейки на копейку».

Прославил род Аксаковых Сергей Тимофеевич своей общественной деятельностью и своими великолепными книгами- «Семейная хроника» «Детские годы Багрова внука» «Аленький цветочек», «Записки об ужении рыбы» «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии».

Тимофей Степанович страстно любил охоту и рыбную ловлю, был прост в обращении с крестьянами, ценил русские песни, хороводы, увеселительные поездки в лес за грибами и ягодами. Он развил в сыне привязанность к охоте, склонность к общению с природой и редкую наблюдательность. Способствовал этому и приставленный к мальчику дядька Евсеич, хорошо знавший повадки птиц и зверей.

Мария Николаевна, женщина умная, красивая, впечатлительная и властная во всех своих поступках и чувствах, стремилась к культуре, к знаниям, много читала. В Уфе она окружила себя наиболее интеллигентными людьми города, вела переписку с выдающимся просветителем Н.И.Новиковым. Мария Николаевна рано обучила сына грамоте, старательно прививала ему любовь к чтению.

В биографиях Аксакова, особенно кратких, подчеркивается: мать приохотила ребёнка к чтению, а отец развил в нём любовь к родной природе.

В раннем детстве долгое время единственной книгой у Серёжи была»Зеркало добродетели и благонравия для детей» немецкого детского писателя Кейля, переведённая и изданная в России в 1794 году. Мальчик её перечитывал постоянно и вскоре знал наизусть.

Вскоре благодатная судьба неожиданно послала Серёже новое наслаждение. Сосед Аксаковых – С.И.Аничков, слывший в Уфе очень умным и даже учёным человеком, узнав про увлечение книгами, подарил мальчику неполный комплект журнала Новикова «Детское чтение для сердца и разума».

Серёже Аксакову эти номера открыли огромный новый мир. Мальчик так увлёкся журналом, что забыл всё окружающее; он читал с восторгом и упоением. Мать, видя такое исступленное чтение, стала запирать книжки журнала в ключ и выдавала по одной.

Потом очередь дошла до арабских сказок «Тысяча и одна ночь», два тома которых подарил Серёже родственник П.П.Чичагов. Они надолго овладели горячим воображением мальчика, он не мог от них оторваться, читал с полным самозабвением.

О работе над ним Аксаков писал сыну Ивану: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую в детстве я знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи.

Редкой красоты окрестности, где располагалось имение Аксаковых, душевное общение с отцом и матерью, добрыми дворовыми, знакомыми, дарившими и привозившими книги для чтения – всё это создавало особый поэтический мир детства, который Серёжа Тимофеевич в воспоминаниях назвал «Шехерезадой человеческой жизни» и волшебным миром.

На сегодняшней нашей встрече будут викторины, игры, конкурсы, поэтому за каждый верный ответ вы получите житоны. Кто больше наберёт, тот получит звание «Знаток доброго волшебника Аксакова».

II.Ведущий: Мне хочется узнать внимательно ли вы читали сказку «Аленький цветочек». Ответьте, пожалуйста, на эти вопросы:

С чего начинается сказка?

О чём просили три дочери отца перед отъездом его за товарами?

Какой из наказов труднее было выполнить?

Чем заканчивается сказка?

III. Герои сказки «Аленького цветочка» в гостях.

IV.Просмотр сказки «Аленький цветочек»

Ребята, сегодня у нас есть уникальная возможность сравнить два вида искусства: литературу и кино. Мы посмотрим фильм по мотивам сказки «Аленький цветочек» и вы скажете своё мнение об увиденном.

Затем сделаем вывод о том, нужно ли читать первоисточник.

V. Сказка «Аленький цветочек» в современной интерпретации.

Ребята, Аксаковские чтения в Башкирии проходят ежегодно. Они разнообразны, интересны, познавательны, увлекательны.

В 2003 году, например, был объявлен конкурс сочинений «Аленький цветочек» в современной трактовке.

Послушайте одну из работ ученицы 6 класса_Курач Елены

А вы сможете сочинить что-то своё? Попробуйте

VI. А теперь небольшая викторина «Знаете ли вы биографию автора?»

Как называется место, где стоял домик Аксаковых в Уфе? (Голубиная слободка(сейчас это низ Пушкинской улицы).

Как называется сейчас тот тихий сад, где был расположен домик? (сад Луначарского)

Назовите реку, куда мальчик любил убегать из дома деда, куда они переехали после пожара? (река Белая)

В какую деревню близ Уфы хотел попасть Серёжа, после спада воды на Белой?(в Сергеевку, которую купил отец)

А как называется имение деда близ города Белебея? (Ново- Аксаково)

В каком селе Сережа впервые увидел полевые крестьянские работы? (в селе Надеждино Белебеевского района)

Рассказы какого слуги любил мальчик? (Ефрема Евсеева)

Чьи сказки поражали его во время долгой болезни? (ключницы Пелагеи)

Кто рассказал про «Аленького цветочка» будущему писателю? (Пелагея).

Живя в какой местности, уже известный писатель Аксаков вспоминал Башкирию? (Абрамцево).

Какое здание в Уфе раньше называлось Аксаковским народным домом? (театр оперы и балета).

Где расположен памятник Сергею Тимофеевичу Аксакову в Уфе? (в Пушкинской аллее перед театром оперы и балета).

Какую улицу в Уфе переименовали на Аксаковскую? (Каретную улицу).

Как называется станция и санаторий близ села Надеждино? (Аксаково).

Приглашаются все, кто получил житоны за правильные ответы. Молодцы. У кого больше всего житонов, приглашаются на первый тур игры «Поле чудес»

Угадайте слово из 7 букв, которое назовёт главную черту третьей дочери. (доброта).

Музыкальная пауза. Танец в исполнении учениц 5 класса.

2. Это слово из 6 букв.

Какому качеству третьей дочери обязан своим возрождением принц?

Стихотворение___________ . Читает ____________

3. Какой эпитет употребил принц, когда рассказывал свою историю о волшебнице? (злая).

(Звучит русская народная мелодия или песня в исполнении Ахметзяновой Эльмиры)

4. Какое качество присуще хрупкой девушке из сказки, т.е. третьей дочери?

Слово из 8 букв. (смелость).

Вывод: Посмотрите, какие слова отгадали наши игроки.

Так чему учит эта сказка?

Она похожа на другие сказки?

Это какая сказка: волшебная, бытовая, о животных?

Тот, у кого больше житонов – звание «Знаток доброго волшебника Аксакова»

Вот и подошёл к концу наш весёлый праздник. Спасибо большое всем за участие. Надеюсь, всем вам понравилось?!

Также мы благодарны администрации отдела образования за организацию мероприятий, посвящённых нашему земляку, талантливому писателю С.Т.Аксакову. И мы надеемся, что эта традиция будет жить и не одно наше поколение узнает о творчестве этого писателя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *