Акселерация что это такое
АКСЕЛЕРАЦИЯ
Понятие акселерация не следует распространять на такие проявления «вековой тенденции», как удлинение продолжительности жизни, более позднее наступление менопаузы у женщин, изменение структуры заболеваемости и тому подобное.
Акселерация была отмечена при сопоставлении антропометрических данных, полученных в начале 20 века, с данными 30-х годов 19 века, когда начали проводиться антропометрические исследования детей (см. Физическое развитие).
Многочисленные исследования физического развития детей в СССР, проведенные с 1925 по 1970 годы, свидетельствуют, что акселерация имеет сходные темпы у детей разных национальностей (табл. 1).
Национальность | Годы обследования | Длина тела, см | Увеличение длины тела, см |
---|---|---|---|
Татары | 1928 1968 | 133,4 146,0 | 12,6 |
Коми | 1927 1967 | 137,2 149,4 | 12,2 |
Русские | 1925 1965 | 141,2 152,8 | 11,6 |
Литовцы | 1926 1966 | 142,8 153,6 | 10,8 |
Киргизы | 1928 1961 | 138,4 148,4 | 10,0 |
Узбеки | 1928 1963 | 137,8 147,4 | 9,6 |
Аналогичные изменения в длине тела детей произошли и у мальчиков в других странах мира (табл. 2).
Города | Годы обследования | Увеличение длины тела, см |
---|---|---|
Гамбург | 1877-1957 | 16 |
Варшава | 1880-1959 | 14 |
Стокгольм | 1883-1950 | 13 |
Прага | 1895-1961 | 13 |
Лондон | 1908-1954 | 11 |
Токио | 1902-1958 | 10 |
Пропорции тела свидетельствуют, что современные дети стали не просто выше и крупнее своих сверстников, живших в начале 20 века, но что они более зрелые соматически. Так, в каждом данном возрасте у них относительно длины тела более длинные ноги, более короткое туловище и меньшие размеры головы. Так называемые первый и второй перекресты кривых роста размеров тела у девочек и мальчиков происходят в более раннем возрасте. Изменился и сам характер кривых скоростей роста. Препубертатное увеличение длины тела проявляется в более раннем возрасте.
Одновременно с ускорением роста раньше наступает и период полового созревания. Если в середине 19 века у девушек европейских стран менструации появлялись в возрасте 16-17 лет, то в 60-е годы 20 века они появляются, как правило, в 13-14 лет.
Акселерация проявляется также и в развитии ряда функциональных показателей. Так, в 1968-1969 годы дети г. Москвы выжимали на ручном динамометре в 8 лет на 1,3 кг, в 11 лет на 3,6 кг и в 13 лет на 5,7 кг больше, чем их сверстники в 1930 году. Развитие моторики на 11/2-3 года опережает нормы 1923 года. Спортивные результаты, достигаемые подростками 20-х годов, стали доступны современным подросткам более раннего возраста. В 1966 году 13-летние мальчики г. Москвы добивались таких спортивных показателей, которые в 1927 году были доступны 15-летним. По данным немецких ученых, школьники 15-17-летнего возраста в 1958 году прыгали в длину дальше на 40-60 см, в высоту на 20-23 см выше и толкали ядро на 1,2-1,5 м дальше, чем их сверстники в 1910 году. Общеизвестны также факты «омоложения» рекордов во многих видах спорта. Это связано не только с более ранним началом и улучшением физической подготовки, но в значительной степени с более ранним физическим развитием современных подростков.
Наблюдается более раннее установление частоты сердечных сокращений и величины артериального давления на уровнях, характерных для взрослых.
Относительно акселерации психического развития мнения противоречивы. Одни исследователи полагают, что психика детей отстает от их физического развития, другие считают, что морфолого-функциональная и психическая акселерация идут параллельно.
Отсутствие объективных показателей уровня развития психики но дает возможности точно установить наличие и степень психической акселерации. Приводимые же данные в качество доказательства психической акселерации указывают не столько на ускорение психического развития, сколько на увеличение осведомленности современных детей.
Существует ряд гипотез о причинах акселерации. Их весьма условно можно разделить на 3 основные группы. В первую группу входят физико-химические гипотезы. Так, Кох считает, что современные дети подвергаются более интенсивному воздействию солнечных лучей, являющихся, по его мнению, стимуляторами роста. По мнению Трайбера (R. Treiber), стимулирующее влияние на рост и развитие детей оказывают электромагнитные волны, возникающие при работе многочисленных телевизионных и радиостанций. Де Руддер (В. de Rudder) и другие связывают акселерацию с возможным изменением уровня радиации вследствие работы рентгеновских установок, атомных испытаний, космической радиации.
Во вторую группу входят гипотезы, объясняющие акселерацию влиянием изменений условий жизни. Ленц (W. Lenz), Таннер и другие основной причиной акселерации считают количественное и качественное улучшение питания детей, увеличение потребления жиров и белков животного происхождения и появление высококалорийных концентратов для вскармливания грудных детей. Некоторые исследователи придают большое значение витаминам, стимулирующим рост, особенно витамину В6. Промышленное производство витаминов и включение их в пищу матери и ребенка могут, по их мнению, быть одной из причин акселерации. Известное значение имеют успехи педиатрии, гигиены и эпидемиологии, в результате которых резко снизилась инфекционная заболеваемость, исчезли тяжелые формы пневмонии и рахита.
Гипотеза урбанизации (см.), поддерживаемая многими исследователями, в качестве основной причины акселерации предполагает раздражающее влияние на нервную систему ребенка всего комплекса условий городской жизни, а также воздействия радио, кино и телевидения.
В третью группу входят гипотезы, согласно которым акселерация является результатом циклических биологических изменений, гетерозиса (см.) и других явлений. На протяжении последнего столетия вследствие развития транспорта, концентрации населения в больших городах, массовой миграции во время мировых войн, ломки расовых, кастовых и религиозных границ происходит процесс активного смешения населения нашей планеты. В связи с этим В. В. Бунак, Хале, Нольд (F. S. Hulse, F. Nold) и другие связывают акселерацию с увеличением гетерозиготности в различных популяциях в результате учащения брачных связей между ранее изолированными группами людей.
Ни один из указанных факторов не может быть принят в качестве единственной и даже основной причины акселерации, поскольку наряду с фактами, подтверждающими эти гипотезы, имеется множество фактов, опровергающих их. Причина акселерации лежит, очевидно, в комплексном влиянии ряда факторов, причем в разных местах и в разное время ведущая роль принадлежит различным факторам. Следует особо подчеркнуть социальную обусловленность акселерации. В странах, где условия жизни населения в связи с победой социалистического строя резко улучшились, темпы акселерации выше. Особенно высоки темпы акселерации в тех социальных группах, в которых ранее в связи с плохими условиями жизни показатели физического развития были ниже (табл. 3).
Годы обследования | Длина тела | |
---|---|---|
учащихся подростков, см | рабочих подростков, см | |
80-е годы 19 в. | 162,7 | 158,3 |
1928-1930 | 165,0 | 162,0 |
1966-1969 | 173,7 | 173,5 |
Влияние акселерации на здоровье детских контингентов изучено еще недостаточно. По мнению некоторых педиатров, акселерация повлекла за собой изменение заболеваемости у детей: участились случаи юношеской гипертонии, лейкоза, нарушения осанки и так далее. Наблюдается «омоложение» диабета, ревматизма, малой хореи. Однако эти данные подлежат серьезной проверке с тщательным изучением этиологических факторов.
Прогнозирование дальнейшего процесса акселерации затруднительно. В некоторых странах темпы ее уже замедляются. В СССР, как показывает сравнение физического развития школьников ряда городов в 1960 году и 1970 году, акселерация продолжается.
Внутригрупповая акселерация часто сочетается с повышением физиологических возможностей организма. Поэтому при нормировании нагрузок следует учитывать не только хронологический, но и биологический возраст, то есть достигнутый уровень развития. Вместе с тем индивидуальная акселерация нередко сопровождается дисгармоническим развитием различных систем и функций, что приводит к физиологической дезинтеграции и снижению функциональных возможностей. У детей и подростков с ускоренным развитием чаще встречаются эндокринные расстройства, хронический тонзиллит, нервные расстройства, кариес зубов, повышенное артериальное давление.
Явления акселерации свойственны также представителям различных систематических групп животных и выражаются в ускоренном развитии отдельных органов или частей тела (см. Механика развития).
В. Г. Властовский, С. М. Тромбах, Ю. П. Лисицын.
акселерация
Полезное
Смотреть что такое «акселерация» в других словарях:
акселерация — (от лат. acceleratio ускорение) отмечаемое за последние 100–150 лет ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового… … Большая психологическая энциклопедия
Акселерация — (от лат. aссеleratio ускорение) наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового… … Психологический словарь
АКСЕЛЕРАЦИЯ — [англ. acceleration Словарь иностранных слов русского языка
акселерация — ускорение, акцелерация Словарь русских синонимов. акселерация сущ., кол во синонимов: 1 • акцелерация (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов
Акселерация — от лат. acceleratio ускорение, англ. acceleration ускорение А. Принцип, применяемый при государственном регулировании рыночной экономики. А. отражает отношения к приросту продукции (дохода, спроса) только тех инвестиций, которые образовались в… … Словарь бизнес-терминов
АКСЕЛЕРАЦИЯ — (акцелерация) (от латинского acceleratio ускорение), в антропологии ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Отмечена в экономически развитых странах в последние 100 150 лет. Например,… … Современная энциклопедия
АКСЕЛЕРАЦИЯ — (акцелерация) (от лат. acceleratio ускорение) 1) в биологии развития ускорение формирования отдельных частей зародыша на определенной стадии развития (напр., раннее развитие ротового аппарата у рыб и бесхвостых земноводных, обеспечивающее их… … Большой Энциклопедический словарь
АКСЕЛЕРАЦИЯ — АКСЕЛЕРАЦИЯ, и, жен. (спец.). Ускорение роста и полового созревания у детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. | прил. акселерационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Акселерация — ускоренное физическое развитие и физиологическое созревание детей и подростков, отмечаемое в последние 100 150 лет в экономически развитых странах. Причины А. до конца не установлены, но решающее значение, видимо, имеет улучшение питания. EdwART … Экологический словарь
АКСЕЛЕРАЦИЯ — (от лат. acceleratio ускорение) англ. acceleration; нем. Akzeleration. 1. Ускорение научно технического процесса, проявляющееся в росте количества инноваций на единицу времени. 2. Ускорение роста и полового созревания детей и подростков по… … Энциклопедия социологии
АКСЕЛЕРАЦИЯ — (от лат. acceleratio ускорение, англ. acceleration) 1) досрочное завершение предпринимательской сделки; 2) оговорка в кредитном договоре о досрочном наступлении срока погашения невыплаченной суммы в случае наступления конкретных обстоятельств,… … Экономический словарь
Акселерация
Акселерация – это ускорение формирования всех физических показателей и биологического созревания организма. Впервые она была зафиксирована при соотнесении антропометрических показателей начала 20 столетия с показателями тридцатых годов 19 столетия, когда начали проводить антропометрические измерения детей. Считается, что описываемое явление, возникает уже на этапе внутриутробного созревания. За последние 40 лет вес новорожденных вырос на 50-100 г, а длина туловища – на 0,5-1 см. Существенное ускорение роста отмечается и у грудничков. Современные дети сегодня не только крупнее и выше своих ровесников, обитавших в начале прошлого столетия, но более развитые соматически. Наряду с акселерацией роста раньше настаёт и пубертатный этап.
Причины
После нововведений в медицинскую практику, относящихся к проведению измерений и сбора антропометрических данных, учёные начали регистрировать и фиксировать явления акселерации. При этом они обнаружили закономерность, связанную с увеличением скорости роста и более ранним наступлением пубертатного периода у детей. Такое явление учёные стали именовать акселерацией, поскольку в дословном переводе это слово означает ускорение.
Процесс акселерации затронул всю территорию земного шара.
Также учёные отметили и ускорение темпов биологического созревания, о чём свидетельствует, например, более раннее прорезывание зубов.
Помимо того, существует воззрение, что в дальнейшем эскалация процессов акселерации будет наблюдаться в африканских государствах. При этом сегодня в большинстве стран отмечается резкое снижение темпов созревания и скорости роста.
Акселерация роста и развития имеет следующие причины: смешанные браки, миграционные процессы, урбанизация, поменявшиеся биологические ритмы существования, изменение рациона (так в 1812 году в среднем на одного индивида приходилось 14 кг мяса в год, в 1933 – 33 кг, в 1980 году – 60 кг); изменившейся температурный режим (современное отопление поддерживает температуру неизменной), гипервитаминозы (чрезмерное потребление витаминов, что ускоряет биохимические процессы), блага цивилизации, например, электричество, телевидение вследствие своего раздражающего воздействия и поддержания возбуждения в нервной системе, стимулируют созревание и рост, наследственные факторы.
Также, помимо выше перечисленных факторов, учёными выдвинуто ряд теорий, объясняющих возможные причины, спровоцировавшие появление описываемого явления.
Теория физико-химического воздействия объясняет возникновение данного явления влиянием радиоволновой, солнечной радиации, магнитного поля, космической радиации, экологической обстановкой, обусловленной высокой концентрацией углекислоты, спровоцированной ростом производства.
Теории факторов условий бытия объясняют данное явление алиментарными и нутритивными причинами, избыточной информацией, социальными факторами.
Акселерация развития детей и подростков может быть генетически обусловленной, например, наступать вследствие циклических биологических трансформаций, смешения популяций (гетерозис).
Виды акселерации
Сегодня описываемое явление чаще употребляется в следующих значениях: эпохальная акселерация и внутригрупповая.
Первая – обозначает ускорение темпов физического созревания детей и тинэйджеров в соотнесении с предыдущими поколениями.
Многочисленные исследования физического созревания детей разных возрастных периодов продемонстрировали, что большинство функциональных систем организма существенно обгоняют хронологию созревания, типичную для детей, родившихся около 40 лет назад.
Явления акселерации начинаются с этапа внутриутробного формирования. Как приводилось выше, длина туловища и вес новорожденных малышей увеличился. Рост пятнадцатилетних тинэйджеров в сравнении с их ровесниками начала столетия также увеличился на 5-10 см, а вес – на 4-10 кг. Важнейшим следствием акселерации сегодня считается более раннее формирование речи, появление реагирования на звук, свет.
Современные малыши раньше начинают удерживать головку, садиться, ходить, нежели их собратья, жившие в недавнем прошлом.
Значительно стремительно проистекает созревание отдельных сегментов скелета, эндокринной системы, что обуславливает более раннее наступление пубертатного периода.
При этом отмечается сокращение продолжительность роста. Сегодня рост молодых людей прекращается в среднем в шестнадцати-девятнадцатилетнем возрасте, а полвека назад их потомки максимального роста достигали к двадцати пяти-шестилетнему возрасту.
Акселерация развития ребёнка приводит к существенным трансформациям в формировании систем организма. Ростовой акселерации сопутствует улучшение уровня физического созревания молодых людей. У двадцати-двадцатипятилетних лиц установлен наибольший рост. Помимо того, значительно расширился объём грудной клетки (у мужчин приблизительно на 8-9 см, у женщин – на 7-8 см), диаметр черепа укрупнился на 1,5 см, средний вес тинэйджеров четырнадцати лет вырос на 7-8 кг.
Ускорение физических показателей и созревание интенсифицировало психическое развитие. Однако бытует мнение, что акселерация психического созревания порождена научно-технической революцией, улучшением, доступностью и повышением требований к образовательному процессу. Поэтому здесь целесообразнее говорить о двух вариациях акселерации психики: об ускорении, вызванном ранним формированием морфофункционального фундамента психики и акселерации, порождённой социальным прогрессом.
Под внутригрупповой вариацией акселерации подразумевают ускорение физического созревания отдельных детей и молодых лиц в возрастных группах. Такие дети ориентировочно составляют 13-20 % от общего количества детей данного возрастного этапа. Им присуща большая мускульная масса, высокий рост, больший потенциал дыхательной системы. Пубертатный период у них проходит быстрее, также раньше заканчивается рост тела и быстрее происходит психическое созревание.
Акселерация развития внутригруппового вида бывает гармоничной и дисгармоничной.
Гармоничное ускорение созревания подразумевает параллельную акселерацию биологического созревания и роста, что ведёт к более быстрому завершению этапа детскости.
Приведённый выше вариант ускоренного развития встречается довольно редко. Как правило, чаще на фоне акселерации психофизического формирования наблюдаются отчётливые соматовегетативные отклонения (на раннем периоде) и эндокринные дисфункции (в старшем периоде). В психической сфере отмечается дисгармония, обнаруживающаяся в форсированном развитии одних функций (например, речи) и недоразвитием других (например, социальных навыков, моторики), а иногда телесная акселерация обгоняет психическую. Так происходит дисгармоничная акселерация.
Педагогические проблемы акселерации
Основной современной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, считается такой аспект акселерации, как ускоренное либо раннее половое созревание. Девочки часто страдают от неудовлетворённости собственным внешним видом, телом, ставшим резко неуклюжим, словно чужим. Часто эти проблемы дополняются появлением прыщей, угрей, что неизменно сопутствует гормональной перестройке. Вследствие чего юные девы становятся подвержены плохому настроению, депрессивным состояниям, часто грустят, что приводит к снижению заинтересованности образовательным процессам и школьной успеваемости. Аналогичное происходит и с парнями.
По причине ускоренного физического формирования подростки зачастую выглядят старше своего паспортного возраста. Вследствие чего родители, учителя, другие взрослые начинают выказывать им повышенные требования, считая подростков взрослыми, но соответствовать таким требованиям дети не могут, поскольку их психологическое созревание согласно их календарному возрасту. Это нередко приводит к понижению детской самооценки и возникновению депрессивных настроев.
Минусы акселерации также заключаются и в раннем старте половой жизни. Раннее вступление в интимные отношения чревато венерическими недугами, нежелательной беременностью и соответственно абортом, что может в дальнейшем повлечь бесплодие.
Поэтому родительско-учительской задачей здесь является трансформация пробуждающейся половой энергии в созидательную, например, увлечь чадо творчеством, спортом, заинтересовать учёбой.
Таким образом, раннее созревание детей ставит следующий ряд задач перед психолого-педагогической отраслью:
– улучшать отбор в общеобразовательные учреждения (необходимо учитывать не только паспортный возраст, но и биологический);
– изменить сроки введения отдельных образовательных программ;
– пересмотреть возрастной потенциал детей;
– модифицировать содержание отдельных образовательных программ согласно возросшему потенциалу детей;
– заниматься профилактикой нарушений, порождённых акселерацией.
Однако ускоренное формирование всех физических показателей не всегда заключает в себе лишь негативную сторону. Существуют и плюсы акселерации, состоящие в регулировании процессов физиологического созревания подростков, способствовании улучшению здоровья, росту потенциальных возможностей.
Автор: Психоневролог Гартман Н.Н.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое акселерация и чем она грозит нашим мальчишкам?
Признаки акселерации у мальчиков и чем она опасна
Как часто в отношении наших мальчишек можно услышать слово «акселерат». Относиться оно может к чему угодно — рано появились зубки, вес больше, чем у сверстников, высокий рост, спортивные или научные успехи или же напротив, негативное поведение, вызывающая прическа и одежда. Иногда в этом слове сквозит восхищение, но часто оно имеет негативно-пренебрежительную окраску. Что же такое акселерация, откуда она и что несет нам и нашим мальчишкам?
Акселерация — исследования и объяснения
Самому термину «акселерация» чуть больше семидесяти лет — его предложил в 1935 году немецкий врач Е. М. Кох. Этим словом (означающим в переводе с латыни всего лишь «ускорение») было названо проявление увеличение роста, веса и некоторых иных показателей детей и подростков в сравнении с их сверстниками в других поколениях. Явление акселерации наблюдается в США, Европе, Азии, России, в городах обычно проявляется несколько сильнее, чем в сельской местности. Широкое распространение позволяет ученым рассматривать явление акселерации, как тенденцию, свойственную развитию современного человека.
В качестве главных признаков акселерации приводят, к примеру:
Эти признаки приводят в своих работах Ю. Е. Вельтищев и Г.С.Грачева. И. М. Воронцов и А.В.Мазурин кроме того утверждают, что акселерация сопровождается ростом продолжительности жизни в целом и репродуктивного периода взрослых людей обоего пола.
Различные теории возникновения акселерации, среди которых физико-химические (теории солнечной радиации, космической радиации, волновая, магнитного поля, повышения концентрации углекислого газа и другие), и учитывающие факторы и комплексы факторов условий жизни (возрастающие информационные потоки, урбанистическое влияние, социально-биологические факторы), и даже генетические (циклические биологические изменения, смешение популяций), до сих пор не могут полностью подтвердится, что позволяет считать, что здесь имеет место сложный комплекс названных, а возможно, еще и других факторов.
По мнению ученых, на скорость развития способны оказать влияние, к примеру, социально-экономические условия в семье и питание, но совершенно не влияют расовая принадлежность или климат.
Кроме того, Б. Г. Ананьев указывал, что часто становление психических и физических свойств у детей происходит неравномерно. Это так называемая дисгармоническая акселерация. Случается, что психологический возраст отстает от биологического (инфантильность). Чаще инфантильность встречается именно у мальчиков.
Акселерация — зачем о ней знать родителям?
Научные факты, приведенные выше, конечно, занимательны, но несколько отвлеченны и не могут объяснить, зачем знания об акселерации нам, родителям, людям, часто далеким от науки. На самом деле ее значение значительно шире, нежели просто научное. Например, в педиатрии факт акселерации позволяет пересматривать нормы развития детей, которые широко используются нашими врачами при определении норм и отклонений от них в развитии детей, особенно первого года жизни. Также это полезно знать мамочкам, любящим сравнивать свое чадо с разнообразными нормами и таблицами — ведь эти самые таблицы из книг образца начала прошлого века вполне могут заставить ее поволноваться за здоровье малыша. А в период полового созревания мальчика особого внимания требует то, что ускорение процесса роста может провоцировать отставание или даже заболевания о стороны сердечно-сосудистой и других систем и органов. Разумеется, врачи об этом знают, но заметить, заподозрить заболевание и вовремя обратиться к врачу — дело родителей.
Раннее половое созревание
Психологи и педагоги сталкиваются с другим аспектом акселерации — ранним половым созреванием и связанными с ним психологическими проблемами. Это и депрессии, и разного рода конфликты, протесты, и необходимость ведения на фоне всего этого нормального образовательного процесса. Эти же проблемы чаще всего волнуют и родителей. И их участие, внимание, помощь особенно необходимы ребенку в период полового созревания.
Бунтарский дух мальчишек-подростков
Еще одна опасность — психологическая. В период полового созревания, особенно у детей с признаками дисгармонической акселерации, ребенок очень уязвим. При дисгармонической акселерации с опережающим физическим развитием, мальчик может страдать от повышенных требований, предъявляемых к нему, как к «взрослому», когда он, по сути, психологически остается ребенком. Перепады настроения, конфликт со старшим поколением, различные формы протеста, иногда даже суицидальной направленности — все это может быть опасно, и почти всегда неприятно, как родителям, так и самому ребенку. И если у девочек этот период часто проходит более или менее спокойно, то бунтарский дух мальчишек-подростков может стать причиной многих неприятностей — в первую очередь, для самого мальчика.
Часто родители знают о переходном периоде, готовятся к нему, ждут его, но ждут к 15 или 16 летнему возрасту. А он приходит в 12, и они к этому совсем не готовы. Родителям важно знать об этом, чтобы адекватно реагировать на изменения в поведении ребенка-подростка, постараться сохранить с ним доверительные отношения, несмотря на вызывающее поведение, странный (с точки зрения родителей) внешний вид или круг общения. Обычно все подростковые бунтарские течения, будь то эмо, готы, неформалы или другие, далеко не так страшны, как их описывают в прессе, а увлечение ими проходит вместе с этапом гормональных бурь переходного возраста. Зато доверительные отношения помогут узнать и удержать, если ребенок попадет под более серьезное и опасное влияние — сект или наркотиков, и тут вовремя оказанная помощь может быть просто неоценима. Разумеется, все описанное реально и без участия акселерации, просто при ускорении проблемы могут проявляться острее.
Акселерация — продукт социума? А может, миф?
В настоящее время все большую популярность приобретают исследователи так называемых отсталых племен — с точки зрения их уклада, принципов воспитания и взглядов на развитие детей. Например, бестселлер психотерапевта Жан Ледлофф о принципе преемственности в воспитании, написанный на примере быта южноамериканских индейцев. В таких племенах мальчик часто считается равноправным членом племени, мужчиной, уже в 7-9 лет. Вряд ли они слышали об акселерации и связанных с нею проблемах. Это позволяет предположить, что акселерация и связанные с ней проблемы — продукт нашего образа жизни или взглядов на воспитание.
Впрочем, необязательно ходить за примерами так далеко — еще в 1774 году в России церковь устанавливала минимальный возраст вступления в брак — 13 лет для женщин и 15 лет для мужчин. Позже, императорским указом 1830 года, минимальный возраст был повышен до 16 лет для невесты и 18 лет для жениха, однако, с благословения церкви возможны были более ранние браки. А в Иране, например, вследствие реформы законодательства в 2002 году мальчики смогут жениться только в 15 лет, вместо 14, как раньше. Что же — все они акселераты? Сомнительно.
Впрочем, миф акселерация или научно доказанный факт — не так важно. Главное, чтобы в трудные периоды жизни, к которым можно отнести и переходный период, независимо от возраста его наступления, наши мальчишки могли рассчитывать на нашу любовь, помощь, поддержку и понимание. Тогда и проблем и сложностей будет меньше, а решать их — проще.