Акт доп что это
Акт дополнительных работ
Акт дополнительных работ будет нужен строительным организациям, когда объемы строительства выходят за перечисленные в смете. Акт помогает объяснить и официально оформить причины подобного рода изменений.
В ходе строительства нередко случаются ситуации превышения заранее оговоренной суммы оказания услуг. Опытные строители всегда включают в бюджет дополнительные расходы в сумме не меньше 10% от общей стоимости работ. В идеале – треть. Акт дополнительных работ составляется в случае, когда появляется необходимость в расходах, не предусмотренных в смете. Но они должны быть четко и аргументированно сформулированы исполнителем.
Необходимая для составления информация
Для того чтобы точно знать, каким образом сформулировать основную часть документа, необходимо быть знакомым с деталями договора между заказчиком и строительным подрядчиком. Принципиально важное значение имеют следующие моменты:
Общие правила при подобных ситуациях гласят, что обязательным условием будет предварительное подписание сторонами дополнительного соглашения. В отдельных случаях также подлежит утверждению новая смета. Но это уже после того, как заказчик будет согласен с необходимостью проведения каких-либо изменений.
Законодательные основания
Для того чтобы изменения были возможны и акт дополнительных работ имел юридическую силу, обеим сторонам соглашения необходимо ознакомиться с 743 статьей Гражданского кодекса. Она касается утверждения сметы и технической документации по проводимым работам.
А согласно 744 статье того же документа заказчик вправе вносить изменения, не выходящие за пределы 10% от общей суммы. Причем изменения могут касаться только того характера строительных работ, которые были указаны в основном договоре.
Если же планируемая стоимость дополнительных работ превышает 10% от общей суммы, то Подрядчик имеет право потребовать составления новой сметы расходов на строительные услуги.
Подготовка
Перед подписанием акта дополнительных работ должна быть сформирована комиссия. В ее составе должны присутствовать как представители исполнителя, так и представители заказчика.
При этом строительство на период согласования необходимости расширения сметы приостанавливается. Об этом четко прописано в 5-м пункте 663 статьи Гражданского кодекса. Во избежание недоразумений проинформировать о необходимости приостановке нужно заказчика в письменном виде.
Стороны не могут производить какие-либо работы в период, когда между ними нет четкого представления о цели подписываемого договора. Поэтому чем меньше времени займет согласование дополнительных работ, тем на меньший срок задержится фактическое выполнение.
Составные части акта
Существующее законодательство не предусматривает унифицированных форм для этого документа. Каждая из организаций может менять его по своему усмотрению, дополнять графами и таблицами. Неизменным требованием остается только отражение вновь сформированного документа в учетной политике организации. Также, согласно общепринятым требованиям в отношении официальных документов, в акте указываются:
Все остальное содержание остается на усмотрение договаривающихся сторон. В прилагаемом примере заполнения акта дополнительных работ для удобства в основной части содержатся следующие данные:
Последний пункт раскрывается наиболее полно, так как именно из-за наличия непредвиденных дополнительных работ и составляется этот акт.
Дополнительные работы
Таблица содержит в себе несколько столбцов. Каждая строка выделена под отдельный вид работ, которые необходимо провести для продолжения строительства. В таблице необходимо будет прописать при заполнении:
Последний столбец подразделяется еще на четыре: отдельно прописываются общая цена единицы, стоимость предполагаемого потраченного времени сотрудниками на выполнение, стоимость аренды машин и стоимость ресурсов. Последние будут использоваться при выполнении дополнительных работ. Обычно на них приходится большая часть всей оговариваемой суммы.
Завершается таблица итоговыми подсчетами. При этом сумма прописывается отдельно, цифрами и прописью. В акте дополнительных работ расписываются представители исполнителя и заказчика. Причем последняя подпись имеет особое значение. Без наличия «автографов» всех заинтересованных в выполнении дополнительных работ лиц акт не будет иметь юридической силы.
Акт дополнительных работ составляется в двух-трех экземплярах. Каждая из сторон должна получить оригинал документа: заказчик, исполнитель, при наличии – представитель проектной организации.
Акт на дополнительные работы
Добавлено в закладки: 0
Общие сведения
В строительстве задействованы большие инвестиции, но не всегда этих денег хватает на полное завершение работ по договору. По тем или иным причинам (зачастую не зависящим от исполнителей) уложиться в бюджет не получается, и стороны составляют и подписывают важный документ — акт на дополнительные работы.
Основополагающим документом выступает договор акта на дополнительные работы, который заключается между заказчиком и исполнителем (подрядчиком) на строительство или модернизацию объекта. Акт ссылается на этот документ.
Важную роль в строительстве также играет смета. Порядок утверждения сметы и дополнительных расходов на строительные услуги регламентируются ст. 743 и 744 Гражданского кодекса России. Законом установлено, что стоимость услуг по смете нельзя превышать более, чем на 10% от общей суммы. В этом случае достаточно будет составить акт и продолжить рабочий процесс. Если же расходы превышают десятую часть бюджета, придется составлять новую смету.
Как правильно составить
Как выглядит шаблон акта на дополнительные работы? По традиции, на случай, если под рукой не оказалось бланка, дадим общие сведения о той структуре, которую имеет любой образец акта на дополнительные работы.
Форма акта на дополнительные работы имеет четыре части:
Описанная схема акта на дополнительные работы подойдет под любые цели.
Вот как выглядит незаполненный лист акта на дополнительные работы (рекомендуем скачать для личной коллекции):
Бланк акта на дополнительные работы
Как правильно заполнить
Вам никогда не придется заполнять акт в одиночку (если не считать совсем малобюджетных проектов) — это задача целой комиссии специалистов, выступающих как от заказчика, так и от исполнителя.
Тем не менее, таблица должна обеспечивать подробный и в то же время наглядный анализ расходов, поэтому ее структуру надо продумать в зависимости от специфики услуг. Универсальное и эффективное решение — выделить для каждой дополнительной работы по две строки: единица измерения и количество, а в столбцах с ценами проставлять коэффициенты на одну единицу (например, за квадратный метр отделки; кубический метр цементного раствора и т.д.)
Образец акта на дополнительные работы
Готовый документ скрепляется подписями и печатями всех участников. Для удобства рекомендуется заранее изучить заполненный пример акта на дополнительные работы.
На что обратить внимание
Поскольку главная часть акта — сводная таблица дополнительных работ, основное внимание нужно уделять ее структуре и формулировкам. Помните, что задача таблицы не обосновать необходимость задач, а как можно детальнее описать их стоимость, поэтому единственное требование к ней — наглядность. Заказчику должно хватить одного взгляда для понимания, из чего складываются расходы.
Не стоит делать таблицу всеобъемлюще подробной, если это идет в ущерб пониманию. Ограничьтесь двумя строками для каждой задачи, чтобы заказчик видел как общую стоимость, так и цену за «единицу работы».
Для общего удобства и исключения споров добавьте в конце акта сроки и условия перечисления денег на дополнительные работы.
Как исправить. Подрядчик выполнил дополнительные работы без согласования с заказчиком
Ситуация
Подрядчик выполнил дополнительные работы без согласования с заказчиком (цена в договоре стройподряда неизменная).
Примечание
Дополнительные работы при неизменной цене — работы, которые не предусмотрены проектной документацией (далее — ПД), разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком ПД на основании двустороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком ПД (ч. 1 п. 12 Положения о формировании неизменной цены).
Последствия
В этом случае подрядчик лишается права требовать оплаты дополнительных работ как суммы задолженности по договору стройподряда и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет, что в интересах заказчика действовать нужно было немедленно, например, когда приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 3, 4 ст. 698 ГК).
При возникновении необходимости выполнения дополнительных работ подрядчик обязан (п. 3 ст. 698 ГК; абз. 17 п. 26, 46 Правил № 1450):
1) сообщить заказчику, что в ходе строительства обнаружены неучтенные в ПД работы и это влечет необходимость выполнения дополнительных работ, увеличение сметной стоимости строительства;
2) дождаться ответа заказчика в течение 10 календарных дней;
3) приостановить работы, если в течение 10 календарных дней (при условии, что договором стройподряда не предусмотрен иной срок) заказчик не предоставил ответа о своем согласии либо несогласии проводить дополнительные работы. В этом случае убытки, вызванные простоем, подрядчик вправе отнести на заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет, что необходимость выполнения дополнительных работ отсутствовала.
Когда заказчик согласен с проведением дополнительных работ, необходимо:
— подписать двусторонний акт между заказчиком и разработчиком ПД, чтобы разработчик подтвердил необходимость выполнения таких работ, в котором целесообразно указать причину возникновения дополнительных работ, их вид, объемы и сметную стоимость (далее — акт на дополнительные работы). Стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, которая определяется в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом утверждаемого Минэкономики прогнозного индекса цен в строительстве месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика, в соответствии с законодательством о закупках (ч. 1, 2 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);
— составить смету, которая готовится разработчиком ПД на основании акта на дополнительные работы, если компенсация увеличения стоимости работ производится за счет средств на непредвиденные работы и затраты и других статей в пределах стоимости строительства в целом (далее — резервные средства строительства) (ч. 1 п. 38 Инструкции № 51);
— отразить в графике производства работ отдельной строкой стоимость дополнительных работ (ч. 3 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);
— подписать дополнительное соглашение к договору стройподряда, поскольку фактический объем работ и их стоимость меняются (п. 71 Правил № 1450);
— внести изменения в ПД.
Здесь отметим, что подрядчик вправе требовать пересмотра сметы в соответствии со ст. 420 ГК, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. В этом случае, а также если исчерпаны резервные средства строительства, ПД должна быть изменена разработчиком по предложению заказчика путем составления дополнительных локальных смет, предусматривающих исключение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «-«, и дополнение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «+». После внесения изменений ПД подлежит повторному утверждению (п. 3 ст. 699 ГК; абз. 7 п. 28 Правил № 1450; ч. 2, 3 п. 38 Инструкции № 51). Вместе с тем суды констатируют, что праву подрядчика требовать пересмотра сметы законодательство не противопоставляет обязанность заказчика ее изменять.
Таким образом, остается спорным вопрос, обязательно ли вносить изменения в ПД, если возникла необходимость выполнения дополнительных работ. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна: в одном случае суды отказывают во взыскании стоимости дополнительных работ как суммы основного долга, если изменения в ПД не внесены, и указывают на возможность взыскания долга в ином порядке (решение экономического суда Могилевской области от 30.09.2020 (дело № 120-5/2020)); в другом случае суду достаточно подписанных сторонами актов на дополнительные работы и других документов, подтверждающих согласование сторонами дополнительных работ, без внесения изменений в ПД (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 09.10.2019 (дело № 12-29/2019/940А/1168К)). При этом указанные судебные дела рассматривались в комплексе иных обстоятельств, в том числе с учетом условий заключенных договоров.
Если договор стройподряда заключался по итогам госзакупок, для выполнения дополнительных работ заключаются дополнительное соглашение либо новый договор стройподряда. Все будет зависеть от вида дополнительных работ, их объемов и сметной стоимости. В частности, МАРТ разъяснено, что при выявлении дополнительных работ, которые не были предусмотрены договором госзакупки, или при изменении объема работ свыше 10% необходимо проводить новую процедуру госзакупки (п. 2 ст. 21 Закона о госзакупках, ч. 7 разд. 7 письма МАРТ № 14-01-10/1598 К). Полагаем, в указанном случае по итогам процедур госзакупок необходимо заключать новый договор стройподряда.
Выполненные дополнительные работы оформляются актом формы С-2а (абз. 4 ч. 1 п. 9, ч. 10 п. 10 Инструкции № 29).
Что можно сделать
Если подрядчик произвел дополнительные работы, но в установленном порядке не согласовал с заказчиком необходимость их выполнения, в ряде случаев судебная практика говорит о том, что стоимость таких работ можно взыскать как сумму неосновательного обогащения с начислением процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам гл. 59 ГК. Например, когда:
— дополнительные работы подрядчик (субподрядчик) выполнял по заданию заказчика (генподрядчика), фактическое выполнение работ подтверждено заключением эксперта, внесены изменения в ПД, и ее передача подтверждена накладными, объект сдан в эксплуатацию, но отсутствуют подписанные сторонами дополнительное соглашение к договору, акт на дополнительные работы, заказчик (генподрядчик) отказывается принимать результат таких работ, подписывать акты освидетельствования скрытых работ (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 06.11.2019 (дело № 35-12/2019/80А/1267К));
— генподрядчик для выполнения дополнительных работ привлек подрядчика (субподрядчика) по согласованию с заказчиком, объект введен в эксплуатацию с результатом выполненных дополнительных работ, но заказчик отказался подписать дополнительное соглашение к договору генподряда и оплачивать соответствующие работы (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 10.06.2020 (дело № 43-12/2020/344А/551К)).
Из приведенных примеров судебной практики следует вывод, что взыскать стоимость дополнительных работ как сумму неосновательного обогащения можно, если дополнительные работы:
1) фактически выполнены;
2) есть документальное подтверждение фактически выполненных работ (например, заключение эксперта);
3) заказчик (генподрядчик) так или иначе своими действиями подтвердил согласие на выполнение этих работ в деловой переписке либо иных документах, принял объект в эксплуатацию, в том числе с результатом дополнительных работ, и т.д.
Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Назначение и составление акта на дополнительные работы
Строительство – это сфера, где не всегда удается уложиться в установленный сметой бюджет. При возведении здания могу возникать непредвиденные расходы, которые должны быть покрыты для успешного завершения проекта. Акт на дополнительные работы – это документ, который необходим сторонам для увеличения первоначально определенного бюджета. Акт позволяет сторонам точно определить, что именно требуется и какая сумма денег потребуется для завершения проекта.
Основания для составления акта дополнительных работ
При строительстве стороны опираются на заранее составленную смету. Порядок утверждения сметы и расходов устанавливается законодательными актами ГК РФ. В статьях указана доля расхода сверх нормы, которую подрядчику нельзя превышать. Компания, ответственная за возведение объекта, может превысить сумму всех расходов максимум на 10 процентов от заранее обговоренного бюджета. В случае превышения этого порога стороны вынуждены составлять акт на дополнительные работы и утверждать новую смету. Именно выход за рамки заранее определенного бюджета и является единственным необходимым основанием для составления акта.
Структура документа
У документа нет строго определенной формы. Поэтому каждая организация использует свою версию документа, добавляя или изменяя графы и требуемую информацию. Обязательным условием составления акта является его отражение в учетной политике организации.
Существуют общие нормы, устанавливающие перечень информации, которая должна указываться в составляемом акте:
Остальная информация указывается на усмотрение сторон. Но есть пункты, встречающиеся чаще всего:
Обязательная информация
Для составления акта на дополнительные работы потребуется следовать общепринятым стандартам. Документ обязан включать информацию, которая согласовывается между заказчиком и подрядчиком. Самыми важными моментами являются:
Дополнительные работы
Составляемая таблица будет включать в себя несколько столбцов, отвечающих за определенный показатель. Каждая строка – это тип совершаемых работ, которые должны быть выполнены для успешного завершения строительства. Таблица включает всего шесть столбцов:
Шестой столбец состоит из четырех разделов:
Именно в шестом столбце указывается основная часть суммы, необходимой для завершения процесса строительства.
Конец таблицы – итоговые расчеты. Итоговая сумма должна быть указана не только числами, но и прописью. Это необходимо во избежание появления спорных ситуаций. Для заверения документа обе стороны (заказчик и подрядчик) должны поставить свои подписи. Отсутствие подписей влечет за собой отсутствие юридической силы документа.
При составлении таблицы важно соблюдать, чтобы она оставалась понятной. Наглядность – единственное требование к форме таблицы. Если для каждой задачи будет достаточно двух строк, то пусть так и будет. Заказчик должен точно понимать, за что ему предстоит платить для успешного завершения строительства.
Стандартный образец акта дополнительных работ выглядит так:
Скачать документ
Подготовка и подписание документа
Для составления и подписания документ собирается комиссия, состав которой утвержден на законодательном уровне: представители каждой стороны. Пока стороны не придут к соглашению, подрядчик не имеет права продолжать строительные работы. Во избежание спорной от лица подрядчика должно составиться обращение к заказчику в виде письма с информацией о необходимости приостановки строительства. Условие такой необходимости поясняет статья 663 ГК РФ.
Документ должен быть составлен в двух или трех экземплярах, зависимо от количества сторон, принимающих участие в сделке. Обычно сторон две: заказчик и подрядчик, но иногда добавляется представитель проектной организации. Тогда количество требуемых экземпляров увеличивается до трех.
Заключение
Акт на дополнительные работы составляется только при необходимости увеличения бюджета строительства более, чем на 10%. Чтобы заказчик наглядно понимал, откуда взялись дополнительные траты, подрядчик составляет таблицу с итоговыми расчетами. Если обе стороны согласны на предлагаемые условия, то документ должен подписываться законными представителями сторон или самими подрядчиком и заказчиком.
Акт доп что это
Дополнительные работы в строительном подряде: как заказчику доказать, что нет оснований для оплаты?
Дарья Нюхалкина, адвокат АБ «Эксиора».
«ЭЖ-Юрист». № 41 (1042). Октябрь 2018 г.
Договор строительного подряда зачастую предполагает большие и разноплановые объемы выполняемых в его рамках работ, в связи с чем заключение договора или его изменение предваряется немалым объемом корреспонденции сторон в целях урегулирования того или иного вопроса, в также готовится значительное количество различной технической документации.
Законодатель, регулируя данный вид договора, предусмотрел возможность сторон согласовать дополнительные объемы работ и их правовое регулирование, потому как необходимость их проведения может быть выявлена как заказчиком, так и подрядчиком строительства уже после подписания договора и в процессе строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Схожие статье 743 ГК РФ правила закреплены в п. 5 ст. 709 ГК РФ для случаев, когда договор подряда предусматривает приблизительную цену работ. В соответствии с п. 5 ст. 709 ГК РФ подрядчик обязан своевременно предупредить заказчика о возникшей необходимости в проведении дополнительных работ и связанном с этим существенном превышении определенной приблизительно цены работы. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.01.2018 по делу № А40-99562/2016).
Смета и техническая документация, подготовленные на основании договора подряда, должны соответствовать требованиям нормативных документов, регулирующих строительство, и заключаемому договору строительного подряда. В систему нормативных документов входят строительные нормы и правила (СНиПы), ГОСТы в области строительства, своды правил по проектированию. Смета вместе с технической документацией, определяющей объем и содержание работ по договору, образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемой частью договора строительного подряда.
При этом предполагается, что технической документацией учтен весь комплекс работ, который будет произведен по договору, а в согласованной сторонами смете учтена вся стоимость по предстоящим работам.
Высший Арбитражный Суд РФ в Определении № ВАС-17600/10 от 11.01.2011 дает следующее определение дополнительным работам: «По смыслу норм права речь идет о работах, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно».
Также необходимо отметить, что работы рассматриваются дополнительными только в том случае, если они были выполнены в рамках заключенного договора подряда и относятся к нему непосредственно.
Возможна ситуация, когда между заказчиком и подрядчиком заключен договор строительного подряда и подрядчик выполнил работы, как предусмотренные договором, так и иные работы, не включенные в договор (соответственно, не учтенные технической документацией и сметой). Но при этом данные работы являются самостоятельными по отношению к работам, на выполнение которых стороны заключили договор подряда. Бремя доказывания правомерности отнесения работ к категории дополнительных, совершения действий по согласованию необходимости их выполнения, факт их выполнения и потребительская ценность для заказчика в силу статьи 65 АПК РФ возлагается на подрядчика (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.07.2018 по делу № А24-5157/2017).
Это очень важно, например, в случае, когда на работы, являющиеся самостоятельными, не был заключен договор, но подтвержден факт их выполнения. Указанные работы не относятся к дополнительным, и, как следствие, к ним не применяются нормы статьи 743 ГК РФ (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.03.2017 по делу № А29-9653/2015, Определение ВАС от 11.01.2011 № ВАС-17600/10).
То есть прежде всего заказчику, заметившему в акте приемки работы, не учтенные технической документацией, стоит определить – эти самые работы имеют отношение к договору подряда, в рамках которого подрядчик якобы их выполнил? Или же работы являются самостоятельными и требовали заключения нового договора подряда между теми же лицами, и подрядчик действует недобросовестно, пытаясь выдать их за часть работ по уже заключенному договору?
Доказать, что выполненные подрядчиком работы являются самостоятельными и к ним не применимы положения ст. 743 ГК РФ, можно, указав суду на следующие аспекты:
Выполнение самостоятельных видов работ в отсутствие заключенного между сторонами договора влечет за собой возникновение между сторонами обязательств вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ).
Для возникновения неосновательного обогащения необходимо наличие одновременно следующих условий: обогащения одного лица за счет другого лица и приобретение или сбережение имущества без предусмотренных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований. Истец по требованию о взыскании неосновательного обогащения должен доказать факт приобретения либо сбережения ответчиком денежных средств, принадлежащих ему, отсутствие у ответчика для этого правовых оснований, период такого пользования, а также размер неосновательного обогащения.
Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании неосновательного обогащения (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.01.2017 № Ф03-6177/2016 по делу № А51-9524/2016).
Подрядчик должен не только известить заказчика о проведении дополнительных работ, но и получить от него согласие. И уведомление, и согласие заказчика должны быть полными и четкими.
Уведомление и согласие должны быть подтверждены письменными документами, например – дополнительным соглашением, подписанным сторонами; перепиской сторон; иным документом, подтверждающий согласование объема и стоимости дополнительных работ. Иные материалы, не содержащие конкретных сведений об объемах работ, из которых нельзя определить, какие дополнительные работы были согласованы, а какие – нет, не являются доказательством согласования дополнительных работ.
Исходя из указанного, стоит в договоре строительного подряда предусмотреть, каким способом и какими документами подрядчик извещает заказчика при выявлении дополнительных работ в ходе строительства; срок, в течение которого заказчик должен направить ответ подрядчику.
Пункт 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» разъясняет, что подрядчик, не сообщивший заказчику о необходимости выполнения дополнительных работ, не учтенных в технической документации, не вправе требовать оплаты этих работ и в том случае, когда такие работы были включены в акт приемки, подписанный представителем заказчика.
При этом подрядчик должен не только уведомить заказчика строительства о необходимости выполнения дополнительных работ, но и заручиться его согласием – факт упоминания подрядчиком в переписке с заказчиком о намерении выполнять работы, не предусмотренных договором, вне явного и четкого согласия на то заказчика не является согласованием выполнения допработ (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29.01.2018 по делу № А58-2411/2017, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2016 по делу № А41-79513/2014).
Комиссионный осмотр с участием заказчика, предшествующий выполнению дополнительных работ, сопряженный с запросом заказчика о необходимости проведения дополнительных работ на объекте строительства, свидетельствует о согласованности допработ (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.06.2016 по делу № А40-122616/14).
Нередко в ходе исполнения договора строительного подряда возникает ситуация, когда работы определенного вида или необходимые для их выполнения материалы учтены в технической документации и/или смете в меньшем объеме, чем это требуется для достижения результата, предусмотренного договором подряда. Судебная практика относит дополнительные объемы предусмотренных договором подряда работ к дополнительным работам (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2018 по делу № А41-760/2017, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2014 по делу № А43-10195/2013).
Кроме того, суд может встать на сторону заказчика и отказать подрядчику во взыскании стоимости дополнительных работ также в случае, если соглашение на проведение дополнительных работ заключено, однако из его текста нельзя установить согласованный сторонами объем этих дополнительных работ, а сметы на новые объемы работ не составлялись (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2018 по делу № А40-119853/2017).
Аналогичным подходом суды руководствуются при оценке увеличения количества предусмотренного договором материала, использованного при строительстве (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2018 по делу № А40-139518/2017).
Таким образом, если подрядчиком заявлено требование о взыскании с заказчика стоимости дополнительных работ, заказчику стоит проверить:
В случае, если на один из указанных вопросов заказчик может ответить отрицательно, стоит просить суд отказать во взыскании с заказчика стоимости дополнительных работ – потому как они фактически не были согласованы заказчиком, а уведомлял подрядчик о проведении иных работ и/или иных объемов работ.
Из смысла п. 1 ст. 753 ГК РФ следует, что по акту приемки заказчик обязан принять тот результат, который соответствует технической документации, то есть заданию заказчика. Следовательно, подписание заказчиком акта приемки является последствием исполнения договора подряда на ранее согласованных сторонами договора условиях.
Высшим Арбитражным Судом в пункте 10 Информационного письма № 51, как уже было указано, что акт приемки, подписанный представителем заказчика, не может подтверждать согласованность заказчиком дополнительных работ, если подрядчик не сообщал о необходимости их проведения.
Поэтому акт приемки не может рассматриваться как документ, отражающий автоматическое согласие заказчика на проведение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных технической документацией и сметой, и, соответственно, не может являться основанием для взыскания их стоимости с заказчика. Таким образом, акт приемки подтверждает только наличие работ, но не согласие на их проведение и оплату.
Данный вопрос становится тем более актуальным, когда дополнительные работы, выполненные подрядчиком без согласования с заказчиком, являются неразрывно связанными с работами, соответствующими условиям договора. Очевидно, что в таких условиях заказчик, который обязан принять заказанные им работы, вынужден принять и дополнительные работы, поскольку иное фактически невозможно – в том числе в случае, если акт приемки содержит одновременно указание и на выполнение работ, являющихся предметом договора, и дополнительных работ.
Данные выводы относительно порядка применения ст. 743 ГК РФ при включении дополнительных работ в акт приемки подтверждаются судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2018 по делу № А41-24229/2017, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.05.2017 по делу № А33-18644/2016).
Если в процессе строительства подрядчик выявил необходимость выполнения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, он обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Если подрядчик не приостановил работы, то в данном случае он выполнил их на свой страх и риск и стоимость данных работ оплачивается подрядчиком за свой счет.
В силу п. 4 ст. 743 ГК РФ подрядчик, не выполнивший этой обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства.
Единственным исключением из вышеприведенных правил статьи 743 ГК РФ является случай, когда проведение дополнительных работ вызывается экстренной необходимостью, то есть ситуацией, при которой приостановление работ привело бы к гибели или повреждению уже полученных результатов строительства (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.02.2018 по делу № А37-555/2016).
Вопрос о том, имела ли место экстренная ситуация, является вопросом факта, решать который суд может только с учетом всех фактических обстоятельств конкретного. Бремя доказывания наличия экстренной ситуации в соответствии с п. 4 ст. 743 ГК РФ возлагается на подрядчика. В данном случае важно учитывать, что подрядчик является профессиональным участником отношений, в связи с чем должен заранее прогнозировать характер и объем подлежащих производству работ.
Таким образом, даже если подрядчик докажет наличие обстоятельств, свидетельствующих о возможности гибели и повреждения результата в случае приостановления работ, заказчик может обосновать, что таковая опасность возникла ввиду профессиональной небрежности подрядчика, который мог и должен был выявить необходимость проведения дополнительных работ на той стадии, когда приостановление всей подрядной деятельности не могло создать угрозы гибели объекта строительства.
В связи с указанными обстоятельствами, судебная практика чаще отказывает подрядчику во взыскании стоимости допработ за недоказанностью экстренности их выполнения (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.07.2016 по делу № А59-2922/2015, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.12.2016 по делу № А56-30057/2015).