Акт переработки что это
Акт утилизации отходов
Акт утилизации отходов может быть двух видов: оформленный производителем (импортером) и нанятым исполнителем по специальному договору утилизации. Второй встречается чаще. Бумага при этом является приложением к договору.
Определение утилизации отходов
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ гласит, что утилизация отходов — это их использование для генерации материальных ценностей, а также для осуществления разнообразных работ и услуг. Существуют следующие виды утилизации:
Последний вид встречается чаще всего из-за простоты осуществления. В целом вид повторной переработки определяется в каждом конкретном случае отдельно.
Виды отходов
Мусор мусору рознь. Он делится по разным критериям, но основополагающий – класс. Выделяют:
Нюансы
С техникой – особый случай. Так как в отдельных ее частях содержатся драгоценные металлы, ее переработка подчиняется Распоряжению правительства 1886-р от 24.09.2015 г. В последнем приводится полный список того, что нужно утилизировать с составлением акта.
В этот список входят:
Все это и многое другое – техника, обязательная для утилизации по истечении эксплуатационных сроков. Также за ее частями, содержащими драгоценные металлы, нужно следить и документировать все действия: продажу, покупку, движение и пр.
Кроме того, для этого вида товаров обязательно прохождение инвентаризации. Об этом ясно сказано в Федеральном законе №41 от 26 марта 98 года «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Куда заносятся данные
Если речь идет о производственных объектах, то на них должен ввестись журнал образования и движения отходов.
В нем должны быть вписаны данные о веществах, которые были переданы для переработки в другие компании или утилизированы самостоятельно (при такой возможности и праве). Если такового журнала нет, то предусмотрено взыскание штрафа от 10 до 250 тыс. руб.
Эти бумаги регулируются Приказом Минприроды 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами».
Алгоритм заполнения акта
В верхней части документа содержится приписка, к какому договору прикрепляется акт. После самого наименования акта указывается город – справа и дата – слева.
Потом необходимо заполнить наименования обеих организаций, которые совершают сделку, и их представителей.
Перед перечислением оказанных услуг указываются сроки (дата начала и окончания), которые были прописаны в договоре.
Ниже располагается табличная часть документа, в которой содержатся данные о каждой единице отходов. В ней перечисляется:
Во втором пункте акта можно указать товар, который был произведен из указанного выше материала. Если в результате процесса не было произведено материальных ценностей, то нужно подчеркнуть соответствующее слово и оставить вторую таблицу пустой.
Третий пункт должен содержать данные о технологии, по которой обрабатывались отходы. Если проводилась экологическая экспертиза, то её реквизиты.
В четвертом пункте указывается количество экземпляров документа (обычно 2 — для каждой из сторон).
Приложения – обязательная часть акта. Они содержат выписку из журнала образования и движения отходов заказчика (или из иного документа по материалам учета).
К СВЕДЕНИЮ! Упоминание об отсутствии претензий со стороны заказчика к исполнителю — тоже обязательно.
После прикрепления приложений в нижней части документа ставятся печати организаций и подписи лиц, их представляющих.
Виды утилизации
Разновидностей избавления от отходов множество: сжигание, захоронение, компостирование, брикетирование и прочее. Важно, чтобы этот процесс происходил согласно требованиям законодательства, без нарушений предписаний Федерального закона № 89 и по ГОСТам 30166-95 о ресурсосбережении. Тогда к организации не будет претензий от сотрудников Министерства природных ресурсов и экологии.
Форма СП-28. Отчет о переработке продукции
В сфере сельского хозяйства при переработке продукции применяют отчет по форме СП-28. Это первичный документ бухгалтерского учета, унифицированная форма. В ней отображаются процедуры по переработке сырья на подсобных предприятиях, таких как пункт по засолке, пекарня или мельница. О тонкостях заполнения рассказываем в статье.
Общие сведения
Отчет о переработке продукции является унифицированной формой СП-28. Документ был введен в оборот Постановлением Госкомстата от 29/091997 года №68.
С начала 2013 года документ перестал нести обязательный характер, как и все унифицированные формы. С этого момента компании получили право на создание собственных бланков. Стало возможным включать в документ все необходимые сведения. Однако ключевые реквизиты должны присутствовать всегда, такие как, например, наименование документа, дата составления, подписи ответственных лиц, суть и наименование хозяйственной операции и т.д.
К сведению! Выбор форм — унифицированных или разработанных самостоятельно — должен быть обозначен в учетной политике компании соответствующим приказом.
Составляем отчет о переработке продукции по форме СП-28
Отчет имеет лицевую и оборотную стороны. Первая должна содержать информацию об израсходованном сырье. Вторая — о выходе продукции.
Лицевая сторона
В первую очередь вносят данные об организации и самом документе:
Затем идет таблица, куда каждый день заносится следующая информация:
Оборотная сторона
Здесь указывают данные о выходе продукции, первым делом указывают название и вид продукции, расфасовку.
Далее располагается таблица, куда вносят следующие сведения:
В конце таблицы подводят итог по цене и сумме. Вносят данные по дебету и кредиту.
Далее ставит свою подпись с расшифровкой сотрудник, который составил отчет (как правило, это заведующий производством по переработке сельхозпродукции либо сотрудник с аналогичными обязанностями), а затем расписывается сотрудник, проверивший правильность применения норм и расхода сырья.
Акт утилизации товара
Акт утилизации товара – один из нескольких документов, которые составляются в тех случаях, когда предприятие или организация отправляет на утилизацию какие-либо товары, изделия или материалы. Утилизация может быть вызвана самыми разными причинами: поломкой, не подлежащей ремонту, моральным устареванием, неисправимым браком, просроченным сроком годности, ненадлежащими условиями хранения и т.п. поводами.
Кто составляет акт утилизации
Для утилизации товара создается специальная комиссия из нескольких человек, которая не только непосредственно присутствует при самой процедура утилизации, но и фиксирует факт ее свершения в специальном акте. Обычно комиссия состоит из сотрудников организации, относящихся к разным структурным подразделениям.
Задача комиссии – засвидетельствовать тот факт, что обстоятельства, приведшие к утилизации материально-товарных ценностей необратимы, и утилизация успешно состоялась.
Действия, предшествующие утилизации
Просто так взять и утилизировать товар невозможно. Существует определенная процедура, которая подразумевает под собой несколько этапов.
Следует отметить, что существуют категории товаров, которые можно утилизировать исключительно на специализированных предприятиях и в строго определенном порядке, ввиду наличия в их составе вредных веществ – к утилизации этих товаров следует подходить несколько по-другому, заключая с нужной организацией соответствующий договор.
Правила составления акта
На сегодняшний день строго унифицированного, обязательного к применению, образца акта утилизации товара не существует, поэтому предприятия могут разрабатывать документ по своему усмотрению, в зависимости от собственных потребностей или каждый раз писать его в свободной форме.
Важное правило: независимо от того, в каком виде будет оформлен акт– печатном или рукописном, он обязательно должен быть распечатан на бумажном носителе и иметь оригиналы подписей членов комиссии, которые принимали участие в оценке товара и подтверждали его утилизацию.
Экземпляров акта должно быть столько, сколько заинтересованных сторон было задействовано в данной процедуре.
В акт обязательно должен быть занесен полный состав комиссии, принимающей решение об утилизации и фиксирующей ее, а также точное наименование (при необходимости с указанием технических и иных характеристик) товара, в отношении которого составляется акт, результат обследования товара, и вывод комиссии. Документ должен быть заверен руководителем предприятия или иным уполномоченным (или материально-ответственным) лицом, которое имеет право на утверждение подобных бумаг.
Ставить печать на акте утилизации товара не обязательно.
Хранить акт следует в том же порядке, который определен для хранения всех учетных документов предприятий и организаций – не менее пяти лет.
Образец составления акта утилизации товара
Вверху документа указывается его наименование, затем с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для удостоверения акта ответственным лицом. Здесь нужно вписать его должность, полное название организации, фамилию, имя, отчество сотрудника. Две строки следует оставить пустыми — в одной нужно будет поставить подпись, во второй – дату утверждения документа.
Далее в акт вписывается состав комиссии, принимающей решение об утилизации товара.
Членов комиссии надо вносить с указанием ух должностей и выделением председателя.
После этого фиксируется факт проведения утилизации, с внесением в соответствующую табличку данных об утилизируемом товаре. Если наименований несколько, то в таблицу следует добавить дополнительные строки. По каждому виду товара, подлежащего утилизации, нужно внести конкретное и емкое обоснование для вынесения такого решения.
Во второй части акта регистрируются выводы комиссии с обязательной ссылкой на то, что в результате утилизации никаких материально-товарных ценностей в распоряжение компании не поступило, то есть утилизация проведена в полном объеме.
В завершение акт утилизации товара подписывается членами утилизационной комиссии и передается на утверждение ответственному лицу.
Налоговый учет операций по переработке давальческих материалов
Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Определение «давальческие материалы» закреплено в законодательстве о бухгалтерском учете. Так, в п. 156 Методических указаний № 119н говорится, что это материалы, принятые организацией от заказчика для переработки (обработки), выполнения иных работ или изготовления продукции без оплаты стоимости принятых материалов и с обязательством полного возвращения переработанных (обработанных) материалов, сдачи выполненных работ и изготовленной продукции.
В главе 25 НК РФ определение давальческих материалов или чего-либо подобного отсутствует, в то время как их учет имеет свои особенности, обусловленные прежде всего тем, что к переработчику (исполнителю) не переходит право собственности на эти материалы.
Какие существенные условия должны быть отражены в договоре на переработку материалов? Каковы особенности учета доходов и расходов у сторон такого договора? Какими первичными документами оформлять операции, связанные с передачей материалов и возвращением готовой продукции заказчику?
Правовое регулирование
Следует отметить, что в ГК РФ также отсутствует определение «давальческие материалы», зато имеется ст. 220 ГК РФ, регулирующая отношения сторон по договору переработки. Пунктами 1 и 2 указанной статьи предусмотрено следующее.
Право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов, который обязан возместить стоимость переработки. При этом дается оговорка – если иное не предусмотрено договором.
Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, то право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя. Это лицо обязано возместить собственнику материалов их стоимость.
Договор на переработку давальческого сырья как самостоятельный вид договора в ГК РФ не предусмотрен. Только в гл. 37 «Подряд» ГК РФ имеется ст. 713, регулирующая порядок выполнения работы с использованием материала заказчика.
Итак, по договору на переработку давальческих материалов одна сторона (исполнитель) обязуется изготовить из материалов, принадлежащих другой стороне (заказчику), продукцию в количестве и по характеристикам, предусмотренным договором, а последняя обязуется оплатить услуги по переработке.
Исходя из вышеперечисленных норм в договоре целесообразно закрепить следующие положения:
предоставление материалов осуществляется заказчиком на давальческой основе;
право собственности на материалы сохраняется за заказчиком;
исполнитель расходует материалы экономно и расчетливо и только для целей, на которые они были ему предоставлены;
исполнитель обязан представить заказчику отчет об использованных материалах, а также возвратить остаток материала.
Помимо этого, следует оговорить и такие условия, как характер выполняемых работ по переработке, технологические требования к ним; наименование и количество передаваемых материалов; сроки выполнения обязательств; наименование и технические характеристики готовой продукции.
Стороны должны предусмотреть, куда будет деваться неиспользованный материал – возвращаться к заказчику или оставаться у исполнителя. В последнем случае к исполнителю переходит право собственности на материалы. Ему следует оплатить их или уменьшить цену работы на стоимость остатков.
Первичные документы, оформляемые сторонами договора
Как известно, организация может воспользоваться унифицированными формами первичных документов или самостоятельно разработать эти формы.
Заказчик (давалец) оформляет накладную на передачу сырья и материалов (за основу можно взять типовую форму № М-15).
Исполнитель (переработчик), получив давальческие материалы, оформляет приходный ордер (можно воспользоваться формой № М-4), где следует указать, что материалы поступили на давальческих условиях.
После исполнения договора переработчик составляет отчет об использовании полученного сырья или материалов, в котором необходимо отразить:
наименование и количество полученных и использованных материалов;
наименование и количество готовой продукции;
наименование и количество остатков материалов и отходов от их использования.
После выполнения работ по переработке стороны составляют и подписывают акт приема-передачи выполненных работ, где указывается денежная стоимость работ.
Заказчик, принимая готовую продукцию, оформляет приходный ордер № М-4 или накладную на готовую продукцию по ф. № МХ-18 (утверждена Постановлением Росстата от 09.08.1999 № 66).
Учет у заказчика (давальца)
Бухгалтерский учет
Организация, передавшая свои материалы другой организации для переработки (обработки, выполнения работ, изготовления продукции) как давальческие, стоимость таких материалов с баланса не списывает, а продолжает учитывать на счете учета соответствующих материалов (на отдельном субсчете) (п. 157 Методических указаний № 119н).
Передача отражается внутренними записями по счету 10:
Дебет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» Кредит 10-1 «Сырье и материалы».
Стоимость оказанных исполнителем услуг по переработке материалов (без учета НДС) будет являться расходом организации по обычным видам деятельности, на базе которых формируется себестоимость продукции (п. 5 и 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). На дату подписания акта приемки-сдачи выполненных работ делается проводка: Дебет 20 Кредит 60.
Если в результате переработки материалов образуются возвратные отходы, которые по соглашению сторон возвращаются заказчику (давальцу), учет этих отходов ведется исходя из положений п. 111 Методических указаний № 119н. Отходы сдаются на склады по сдаточным накладным с отражением их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т. п. (то есть по цене возможного использования или продажи).
На дату утверждения отчета заказчик принимает возвратные отходы, делая в учете проводку: Дебет 10-6 «Прочие материалы» Кредит 20.
Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.
В конечном итоге фактическая себестоимость материалов будет складываться из суммы, уплаченной поставщику, плюс затраты на переработку минус возвратные отходы (при наличии).
Фактическая себестоимость списывается проводкой: Дебет 20 Кредит 10-7.
Готовая продукция, принятая к учету, отражается проводкой: Дебет 43 Кредит 20.
Налоговый учет
Материальные расходы.
По общему правилу затраты организаций на покупку материалов относятся к материальным расходам и при расчете налога на прибыль учитываются на дату их передачи в производство (пп. 1 п. 1 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ). Что касается давальца, то в момент передачи им переработчику давальческих материалов фактическая передача их в производство еще не подтверждена. Расход можно признать только на дату утверждения отчета исполнителя об использовании материалов.
Затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, признаются материальными расходами на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ.
Возникает вопрос: к каким расходам (прямым или косвенным) относятся расходы на переработку? С одной стороны, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ к прямым расходам могут быть отнесены, в частности, материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ. С другой стороны, в бухучете себестоимость материалов складывается из затрат в виде суммы, уплаченной поставщику, и затрат на переработку. Если одни учитывать как прямые, а другие – как косвенные, это значительно увеличит трудоемкость расчетов и приведет к образованию разниц и применению ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
Полагаем, что в этой ситуации можно воспользоваться рекомендациями Минфина, которые даны в Письме от 02.05.2012 № 03-03-06/1/214: при формировании состава прямых расходов в налоговом учете налогоплательщик может учитывать перечень прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), применяемый для целей бухгалтерского учета. Таким образом, расходы на переработку материалов можно учитывать как прямые.
Возврат остатков материалов.
В случае если остатки давальческих материалов не возвращаются исполнителем и засчитываются в счет оплаты выполненных им работ, давалец должен включить в состав доходов выручку от их реализации на дату согласования отчета об использовании материалов на основании п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248 НК РФ.
Возврат отходов.
Согласно п. 6 ст. 254 НК РФ сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. В целях применения гл. 25 НК РФ под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), образовавшиеся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов (химические или физические свойства) и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.
Возвратные отходы оцениваются в следующем порядке:
1) по пониженной цене исходного материального ресурса (по цене возможного использования), если эти отходы могут быть использованы для основного или вспомогательного производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой продукции);
2) по цене реализации, если эти отходы реализуются на сторону.
В последнем случае возвратные отходы следует оценивать исходя из рыночных цен, определяемых в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 105.3 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 26.04.2010 № 03-03-06/4/49).
Пример 1.
Организация приобрела материалы, стоимость которых равна 354 000 руб. (в том числе НДС – 54 000 руб.).
Материалы на давальческих условиях были переданы переработчику, стоимость услуг которого составила 94 400 руб. (в том числе НДС – 14 400 руб.).
В результате переработки получены готовая продукция и возвратные отходы, которые планируется реализовать. Стоимость возвратных отходов оценена в размере 30 000 руб.
В бухгалтерском учете заказчика сделаны следующие записи:
Необходимо точно знать, как правильно составить акт на списание потерь и сверяться с образцом, чтобы не ошибаться при оформлении. Это важно, ведь налоговая инспекция может заинтересоваться, почему баланс не сходится, а материалы исчезают в неизвестном направлении. Снятие их со счетов происходит по алгоритму, который заранее определен, нарушать его нельзя. Именно по оформленным бумагам будет работать бухгалтер, поэтому сотрудники компании не могут ничего просто выбросить, все должно быть оформлено. Давайте разберемся в нюансах процедуры, как это работает, чтобы все делать правильно и не вызывать вопросов у ФНС и других проверяющих.
Порядок и правила оформления акта списания на предприятии
Снятие с учета — строго регламентированный процесс, который прописан законодательно.
В первую очередь стоит отметить, что для этого собирается специальная комиссия. В ее составе — обязательно материально ответственные лица, обычно из разных структурных подразделений организации. В их обязанности будет входить поиск и освидетельствование любых обнаруженных неисправностей, повреждений или дефектов.
В качестве объекта, который изучается, может выступать мебель, инструменты, оборудование, ТМЦ, запасы, хозяйственный инвентарь, основные средства, техника, товар и все, что находится на балансе предприятия.
Необходимо не просто зафиксировать в бланке наличие нарушений, следует полностью заполнить акт и указать причину происхождения брака. Нельзя без веских на то оснований производить списание. Кроме того, сам повод обязан быть подтвержден определенной доказательной базой. Существуют инструкции, где четко прописан алгоритм, следует просто действовать по ним. Например, если списываются материалы, могут использовать дополнительные вспомогательные документы.
Что подходит в качестве основания:
Как правильно подготовить и оформить простой акт о списании материалов
Это бумага, которая в обязательном порядке должна включать в себя информацию о фирме и членах комиссии. Необходимо прописывать:
Кто войдет в комиссионный состав — утверждается приказом директора организации или производства. Там же обязательно указывается председатель, который будет отвечать за весь процесс и руководить им.
Когда все данные будут внесены в акт, каждый, кто удостоверял дефектность продукции, должен подписаться. Так подтверждается достоверность всех записанных пунктов.
По итогам мероприятия последним ставит свою подпись председатель. Он проверяет правильность и корректность заполнения, сверяет еще раз при необходимости наименования ценностей, их суммы и стоимость.
Последним заверяет документ руководитель организации. Без его внимания бумага не будет иметь вес.
Если все указано и подсчитано верно, то это документация с юридическим статусом. Давайте разберемся, что это такое относительно акта списания.
На основе данной записи бухгалтерия отражает балансовую стоимость списываемых материалов или других ТМЦ. После этого происходит убыль предприятия из-за утраты. Все это необходимо своевременно отражать в налоговом учете любого юридического лица, чтобы не возникало трудностей со сведением баланса.
У этого документа нет унифицированного образца, поэтому составляют его с учетом простых рекомендаций и обязательных реквизитов. В остальном — форма и порядок полей может быть любым. Главное — чтобы он соответствовал шаблону, который будет официально принят в соответствии с нюансами и особенностями деятельности фирмы.
Давайте разберем, какие пункты обязательны и как обычно выглядит эта бумага.