Акт супрематии что это
Акт о супрематии
Акт о супрематии (англ. Acts of Supremacy ) — два парламентских акта (1534 и 1559), закрепившие разрыв Англиканской церкви с Католической в ходе Реформации и передавшие монарху верховные полномочия в Англиканской церкви.
Акт о супрематии 1534 года
Акт о супрематии — парламентский акт, принятый 3 ноября 1534 года, провозгласивший Генриха VIII (и его преемников) единственным верховным земным главой Церкви Англии (англ. Church of England и лат. Anglicans Ecclesia ). В качестве главы Церкви Генрих VIII был в праве пользоваться «титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству верховного главы Церкви». До этого английские короли, как и многие другие средневековые монархи, пользовались значительной властью над Церковью своего королевства, а именно: контролировали (и при необходимости изымали) её доходы, контролировали (а иногда напрямую осуществляли) духовные назначения. Акт о супрематии передал Генриху VIII, кроме этих традиционных привилегий монарха, ранее свойственные примасам права посещать епархии, визитировать духовенство, решать вопросы вероучения, изменять литургические чинопоследования, исправлять заблуждения и искоренять ереси. Единственным правом, на которое не покусился Генрих VIII, было совершение богослужений, хотя напрямую это ограничение Актом не предусмотрено.
Акт о супрематии не содержал богословского обоснования, но утверждал, что правами Верховного главы Церкви король обладал «в долготу дний», то есть Акт не передавал Генриху VIII никаких новых прав, а лишь торжественно подтверждал их. Тем не менее, авторы Акта не были уверены во всеобщем одобрении нововведения, так как в том же 1534 году был издан Акт об измене, согласно которому лица, отказавшиеся под присягой признать Акт о супрематии, обвинялись в государственной измене. Именно согласно Акту об измене были осуждены и обезглавлены Джон Фишер и Томас Мор.
Акт о супрематии 1534 года действовал в течение всех последующих лет правления Генриха VIII и всего царствования его сына и преемника Эдуарда VI. Мария Кровавая, вступив на престол, отменила Акт в 1554 году, а впоследствии осуществила возвращение Англиканской церкви в лоно Католической.
Акт о супрематии 1559 года
Елизавета I, вступив на престол, вернулась к политике Реформации. В 1559 году был издан новый Акт о супрематии, подтверждавший Акт её отца Генриха VIII, но называвший королеву не Верховным главой (англ. Supreme Head of the Church of England ), а Верховной правительницей Церкви (англ. Supreme Governor of the Church of England ), полагая, что женщина не может быть главой Церкви. Принятие Акта сопровождалось требованием особой письменной присяги на верность королеве как главе Церкви всех клириков, гражданских чиновников, судей, преподавателей университетов и школьных учителей.
Акт о супрематии был отменён во время Английской революции, но затем восстановлен без изменений Карлом II, также требовавшим присяги вышеуказанных лиц (см. Акт о единообразии). Акт о супрематии сохраняет юридическую силу по настоящее время, определяя особую роль монарха Великобритании в Церкви Англии.
АКТ О СУПРЕМАТИИ. СОЗДАНИЕ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
АКТ О СУПРЕМАТИИ. СОЗДАНИЕ АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Генрих VIII
Реформация в Англии приняла несколько иную, нежели на континенте, форму. Здесь ее инициатором стал сам король. Как мы уже могли убедиться, борьба местных монархов с Римом имела давние традиции. Не стал исключением и Генрих VIII. Настали иные времена, влияние папы ослабло, и потому очередной виток борьбы за самостоятельную церковь в Англии увенчался полным успехом.
Англия, как и другие страны, в начале XVI в. зависела от Рима не только в духовном, но и в материальном смысле. Церкви платили Риму налоги. Монастыри уже вообще не подчинялись даже местной духовной власти. Однако в стране укреплялся абсолютизм, который, как известно, не признает никаких Генрих VIII «государств в государстве».
Король Генрих VIII, с личностью которого связана государственная церковная реформация в Англии, родился в 1491 г. Он был сыном короля Генриха VII, унаследовавшего престол по линии Ланкастеров, и Елизаветы, дочери короля Эдуарда IV из династии Йорков. Таким образом, взошедший на престол в 1509 г. Генрих VIII олицетворял собой союз домов Ланкастеров и Йорков и поэтому мог искренне полагать, что является бесспорным королем милостью Божьей. Долгое время он был полностью предан католической церкви и боролся с распространением протестантизма в своей стране. В 1521 г. он лично написал «Утверждение семи таинств против Мартина Лютера», за что благодарный папа удостоил его титула «Защитник веры». Однако политическое развитие Англии и личные причины вынудили короля изменить свои позиции.
Формальным поводом для полного разрыва с папой послужила ситуация с разводом Генриха VIII. Он был женат на вдове своего брата Екатерине Арагонской, которая не смогла родить королю наследника. Генрих пожелал развестись с Екатериной и жениться на фрейлине Анне Болейн. На это требовалось специальное разрешение папы. Однако Климент VII отказал Генриху, поскольку находился в союзе с родственником Екатерины Карлом V Габсбургом и боялся его гнева. Могущественному первому министру Англии кардиналу Томасу Булей не удалось договориться с понтификом, и в 1529 г. Булей был отстранен от власти.
Тогда Генрих VIII поднял вопрос о разрыве с Римом. Он обвинил всех священников католической церкви в том, что они подчиняются приказам иностранного государства, т. е. Рима. Король предложил папе даже в качестве компенсации уплатить 100 тысяч фунтов стерлингов и признать его главой английской церкви. Поддержал Генриха и парламент. Конвокации (высшие органы церковного управления провинциями) Кентерберийская и Йоркская, представлявшие всю католическую церковь в стране, без особого сопротивления удовлетворили это требование, но со своей стороны просили короля ходатайствовать перед Папой Римским о прекращении взимания налогов с англиканской церкви. Фактически, местные церковные иерархи поддержали Генриха VIII в его разрыве с Римом. В 1531 г. католическое духовенство признало Генриха «Чрезвычайным Покровителем и Верховным Государем и, в меру того, как это позволяет закон Христа, даже Верховным Главой церкви Англии».
Впоследствии разрыв был упрочен и узаконен рядом парламентских актов. С 1532 по 1534 г. было принято семь подобных постановлений. Например, Акт условного ограничения церковных налогов, Акт об ограничении апелляционных жалоб (прекращение юридических апелляций к Риму). Высшими инстанциями правосудия провозглашались суд архиепископа Кентерберийского и король. Акт церковных назначений передавал право назначения епископов исключительно королю. Еще одно постановление парламента наделяло архиепископа Кентерберийского правом освобождать от обетов (что имело прямое отношение к делу об упомянутом разводе). Последним актом из этой серии стал Акт о супрематии (верховенстве), принятый 30 марта 1534 г., закрепивший за королем титул «главы церкви» (теперь уже без всяких оговорок). Также Генрих получил право «инспектировать церкви, подавлять, восстанавливать, реформировать, приказывать, сдерживать и поправлять всякого рода ошибки, ереси и т. д.». Тем же актом устанавливалось право престолонаследия за потомством Анны и Генриха.
23 мая 1533 г. новый архиепископ Томас Кранмер объявил союз Генриха с Екатериной незаконным, пять дней спустя был заключен брак между королем и Анной Болейн. 11 июля папа отлучил Генриха от католической церкви. 7 сентября Анна родила мужу дочку — будущую королеву Елизавету.
Надо сказать, что женщина, которая фактически стала причиной всех этих событий, впоследствии была отправлена мужем на эшафот. Затем был казнен верный соратник короля Томас Кранмер, с еще одной женой Генрих развелся, еще одну казнил, и только последняя пережила супруга.
В 1535 г. Генрих VIII объявил о всеобщей секуляризации монастырского имущества. Значительная часть доходов от этого мероприятия была отправлена не на церковное устройство, а на укрепление позиций монархии. Кстати, многие крестьяне были недовольны такой реформой, поскольку они арендовали у монастырей земли, а новые владельцы сгоняли их с насиженных мест. Был дан толчок чудовищной экспроприации народных масс. Одним из пострадавших от нововведений стал автор знаменитой «Утопии» лорд-канцлер Томас Мор. Он выступал против разрыва с Римом, за что и был посажен в Тауэр.
Англиканская церковь не сразу приняла протестантские формы, некоторое время оставаясь по обрядам и вероучению точной копией католической церкви, с той лишь разницей, что она не подчинялась папе. Однако постепенно она была реформирована. Усиливающаяся буржуазия требовала дешевой и доступной церкви. Реформу начал осуществлять при преемнике Генриха Эдуарде VI сам архиепископ Кранмер. В 1547 г. заседание парламента впервые было открыто мессой на английском языке. В 1549 г. появился молитвенник Кранмера, предписывавший порядок отправления таинств и других обрядов «согласно традиции церкви в Англии». В течение следующих полутора столетий (до «Славной революции») англиканская церковь приняла во многом протестантскую форму.
Составленный при Елизавете I в 1571 г. англиканский «Символ веры», состоящий из 39 пунктов (членов), определяет англиканство как «средний путь» между католицизмом и лютеранством. Священное Писание признается основным источником Откровения. Однако был сохранен католический догмат о спасении с помощью церкви и одновременно принят лютеранский постулат спасения личной верой.
Главой англиканской церкви является монарх; фактически он назначает епископов. Примас англиканской церкви — архиепископ Кентерберийский, за ним в иерархии церкви следует архиепископ Йоркский. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Все принципиальные церковные статуты подлежат утверждению парламента. Расходы по содержанию церкви в основном несет государство. Кроме англиканской церкви в Англии, самостоятельные англиканские церкви есть в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии и некоторых других странах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Создание УПА
Глава 5 СОЗДАНИЕ ВЧК
Глава 5 СОЗДАНИЕ ВЧК Административный расстрелМне не удалось установить, когда именно появилось такое слово: «административный расстрел». Это когда суда не было, а человека взяли и расстреляли. По крайней мере, к февралю 1918 года оно уже было.Но суд… Он все же сохранялся в
I том СОЗДАНИЕ ИМПЕРИИ
I том СОЗДАНИЕ ИМПЕРИИ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИТАЛЬЯНСКОМУ ИЗДАНИЮ Эти два тома содержат историю века Цезаря от смерти Суллы до мартовских ид. Они охватывают ту критическую эпоху, когда римский империализм окончательно утвердил свое влияние над цивилизованным
Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э
Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э 1. Особенности
ОТ ОБЩИНЫ К ЦЕРКВИ (О формировании христианской церкви)
ОТ ОБЩИНЫ К ЦЕРКВИ (О формировании христианской церкви) Предисловие Предлагаемая читателю книга посвящена лишь одному из аспектов истории раннего христианства, а именно становлению христианской церковной организации на протяжении первых веков распространения новой
3 Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви
3 Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви Возрождением Русской Церкви можно назвать религиозную жизнь в оккупированной Белоруссии. Здесь, как и на северо-западе России, уже в конце лета 1941 г. началось быстрое восстановление закрытых храмов, причем при
Создание ООР (19 августа)
Создание ООР (19 августа) Уже в ночь на 19-е августа Ставка издала директиву, подписанную Сталиным и Шапошниковым: ДИРЕКТИВА СТАВКИ ВГК № 001066 НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА, ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ВОЙСКАМИ ЮГО-ЗАПАДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ, КОМАНДУЮЩИМ ВОЙСКАМИ ЮЖНОГО
2. Григорий X едет в Лион. — Гвельфы и гибеллины во Флоренции. — Собор в Лионе. — Григорий X издает закон о конклаве. — Жалованная грамота Рудольфа в пользу церкви. — Взгляд Григория X на отношения церкви к империи. — Грамота, данная Лозанне. — Григорий X во Флоренции. — Его
15 Создание полубога
15 Создание полубога К востоку от Иньчуаня и Желтой реки мы въехали в Ордос и очутились в мертвом царстве заводов и голубых грузовиков, окутанных облаками химических выбросов, беспорядочно го нагромождения скал и жесткой травы. Мы с Джоригтом были в надежных руках. Наш
Глава VI. Хотинская война. — Казаки и татары. — Отношения малорусского казачества к церкви. — Отношения польско-русских панов к церкви. — Успехи церковной унии. — «Советование о благочестии». — Мысль о присоединении к Московскому царству. — Казако-панская усобица 1625 года.
Глава VI. Хотинская война. — Казаки и татары. — Отношения малорусского казачества к церкви. — Отношения польско-русских панов к церкви. — Успехи церковной унии. — «Советование о благочестии». — Мысль о присоединении к Московскому царству. — Казако-панская усобица 1625
3.6. Астрономическая датировка 1785 или 1843 годами заставляет подозревать, что все даты XV–XVI веков, указанные на стенах церкви Санта Марии дель Пополо, подложны Заведомо подложна числовая дата 1516 года на самом зодиаке Не вызывает сомнений лишь дата 1823 года на внешней стене церкви
3.6. Астрономическая датировка 1785 или 1843 годами заставляет подозревать, что все даты XV–XVI веков, указанные на стенах церкви Санта Марии дель Пополо, подложны Заведомо подложна числовая дата 1516 года на самом зодиаке Не вызывает сомнений лишь дата 1823 года на внешней стене
Акт супрематии что это
«АКТ О СУПРЕМАТИИ» (1534 г.) – законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII. Статут, принятый «парламентом реформации» по настоянию короля, провозглашал его «единственным Верховным главой» (Supreme Head) Церкви Англии, называемой Ecclesia Anglicana, со всеми вытекающими отсюда «титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы Церкви». «Акт о супрематии» наделял короля не только всей полнотой юрисдикции над церковью, правом контролировать её доходы и назначать на церковные должности (что в определённой мере было свойственно средневековым монархам и раньше), но и полномочиями, принадлежащими исключительно примасу церкви: решать доктринальные вопросы, утверждать чин литургии, совершать визитации диоцезов, инспектировать духовенство, исправлять заблуждения и искоренять ереси. Впрочем, Генрих VIII не претендовал на право совершать таинства и рукополагать в сан, оставляя эти функции архиепископу Кентерберийскому. Сам характер парламентского статута исключал развёрнутое теологическое обоснование предпринятого шага. Верховенство светского государя над Церковью Англии объявлялось непреложным историческим фактом, признаваемым английским духовенством. «Акт» был аннулирован в период правления католички Марии Тюдор. При восшествии на престол Елизаветы I парламент восстановил «Акт о супрематии» (1559 г.) с некоторыми изменениями. Елизавета I именовала себя не «Верховной главой», а «Верховной правительницей (Supreme Governor) во всех духовных и церковных делах», полагая, что женщина не может считаться главой церкви. Это было продиктовано и политической необходимостью привлечь на свою сторону подданных, сохранивших католическую веру. В 1560 г. действие «Акта о супрематии» было распространено на Ирландию. Принятие «Акта о супрематии» сопровождалось требованием особой присяги на верность государю как главе церкви и подписи каждого священника, должностного лица, члена университетской корпорации и школьного наставника. Подобной присяги потребовал и Карл II, восстановивший монархию и Англиканскую церковь после периода гражданских войн и республиканского правления. При этом новой редакции «Акта о супрематии» не было, и он сохранял свою юридическую силу (о роли правящего монарха в Англиканской церкви см. в ст. Англиканская церковь).
АКТ О СУПРЕМАТИИ
[англ. Act of Supremacy] (1534), законодательный документ, окончательно закрепивший разрыв Английской Церкви с Римом в ходе реформации Генриха VIII. Статут, принятый «парламентом реформации» по настоянию короля, провозглашал его «единственным Верховным главой» (Supreme Head) Церкви Англии, называемой Ecclesia Anglicana, со всеми вытекающими отсюда «титулами, почестями, достоинствами, привилегиями, юрисдикцией и доходами, присущими и принадлежащими достоинству Верховного главы Церкви» (SR., 26 Hen. VIII. C. 1). А. о с. наделял короля не только всей полнотой юрисдикции над Церковью, правом контролировать ее доходы и назначать на церковные должности (что в определенной мере было свойственно средневек. монархам и ранее), но и полномочиями, принадлежащими исключительно примасу Церкви: решать доктринальные вопросы, утверждать чин литургии, совершать визитации диоцезов, инспектировать духовенство, исправлять заблуждения и искоренять ереси. Впрочем, Генрих VIII не претендовал на право совершать таинства и рукополагать в сан, оставляя эти функции архиепископу Кентерберийскому. Сам характер парламентского статута исключал развернутое теологическое обоснование предпринятого шага. Верховенство светского государя над Церковью Англии объявлялось непреложным историческим фактом, признаваемым англ. духовенством. Акт был аннулирован в период правления католички Марии Тюдор. При восшествии на престол Елизаветы I парламент восстановил А. о с. (1559) с нек-рыми изменениями. Елизавета I именовала себя не «Верховной главой», а «Верховной правительницей (Supreme Governor) во всех духовных и церковных делах» (SR. 1 Eliz. I. Р. 1), полагая, что женщина не может считаться главой Церкви. Это было продиктовано и политической необходимостью привлечь на свою сторону подданных, сохранивших католич. веру. В 1560 г. действие А. о с. было распространено на Ирландию. Принятие А. о с. сопровождалось требованием особой присяги на верность государю как главе Церкви и подписи каждого священника, должностного лица, члена университетской корпорации и школьного наставника. Подобной присяги потребовал и Карл II, восстановивший монархию и англикан. Церковь после периода гражданских войн и республиканского правления. При этом новой редакции А. о с. не было и он сохраняет свою юридическую силу (о роли правящего монарха в англикан. Церкви см. Англиканская Церковь).
Albeit the king’s Majesty justly and rightfully is and ought to be the supreme head of the Church of England, and so is recognized by the clergy of this realm in their convocations, yet nevertheless, for corroboration and confirmation thereof, and for increase of virtue in Christ’s religion within this realm of England, and to repress and extirpate all errors, heresies, and other enormities and abuses heretofore used in the same, be it enacted, by authority of this present Parliament, that the king, our sovereign lord, his heirs and successors, kings of this realm, shall be taken, accepted, and reputed the only supreme head in earth of the Church of England, called Anglicana Ecclesia; and shall have and enjoy, annexed and united to the imperial crown of this realm, as well the title and style thereof, as all honors, dignities, preeminences, jurisdictions, privileges, authorities, immunities, profits, and commodities to the said dignity of the supreme head of the same Church belonging and appertaining; and that our said sovereign lord, his heirs and successors, kings of this realm, shall have full power and authority from time to time to visit, repress, redress, record, order, correct, restrain, and amend all such errors, heresies, abuses, offenses, contempts and enormities, whatsoever they be, which by any manner of spiritual authority or jurisdiction ought or may lawfully be reformed, repressed, ordered, redressed, corrected, restrained, or amended, most to the pleasure of Almighty God, the increase of virtue in Christ’s religion, and for the conservation of the peace, unity, and tranquility of this realm; any usage, foreign land, foreign authority, prescription, or any other thing or things to the contrary hereof notwithstanding.