Акташский ретранслятор что это такое
Акташский ретранслятор
Вам нужно ориентироваться на трассу Акташ-Улаган. Проезжаем село Акташ, и на выезде трасса уходит налево на Улаган, а нам нужно направо вдоль речки Ярлыамры (Беленькая в простонародье). Поначалу дорога идет в окружении леса к истокам реки Ярлыамры, дорога в булыжниках с промоинами. Это один из самых забористых участков маршрута, легковые машины там не проедут. Далее пейзаж начинает меняться, все меньше становиться растительности, горы становятся более безжизненными. Доезжая до отвалов Акташского рудника дорога делиться на две части, поворот налево более крутой подъем ведет в объезд Акташского рудника, но зато проходит в окружении леса. Дорога правее ведет к шлагбауму рудника, здесь вам как повезет, если есть охрана значит нужно заплатить за въезд, если шлагбаум открыт то проезжаем дальше. Дорога крутыми подъемами и серпантинами бежит все выше, на вершине горы виднеется ретранслятор и белые островки снега. Назад смотреть совсем не хочется снизу обрывы, еще немного и мы на площадке перед вышкой. Приехали! Высота и масштабность этих мест завораживает, здесь трудно дышать, зато хорошо загорается. Мест для фото и видео съемки предостаточно. Если забраться на куполообразную гору из битых камней, смотря прямо на Северо-Чуйский хребет, по левую руку между гор виднеется озеро Горных духов, правее же за хребтом нужно искать Белуху. Безусловно, виды с этого места останутся навсегда в вашей памяти.
Если у вас нет возможности или желания ехать по маршруту на своем авто, со всех окрестных турбаз на Акташский ретранслятор возят экскурсии. Проезжей эта дорога становится с июня по сентябрь месяц.
Летим Куда Хотим
Акташский ретранслятор, дорога за облака
Акташский ретранслятор для туристов открылся сравнительно недавно — в районе 2015-2016 годов. Не сказать, что об этом месте никто не знал, оно просто было непосещаемым.
Мы давно рассказывали об этом месте и включали его в различные программы путешествий по Алтаю, но сами рискнули посетить только в июне 2017. Лишь тогда случилось так, что у нас был свободный день в Акташе, сносная погода и свободный проводник.
Можно ли подняться на ретранслятор на своей машине? Определенно можно, если у вас полный привод и высокий клиренс. Вы сэкономите 5 000 на заброске и сможете потешить свое самолюбие, восхваляя водительское мастерство и внедорожные качества автомобиля.
Но если у вас не подготовленный внедорожник, а стоковый паркетник или кроссовер (про который автопроизводители так любят снимать ролики о покорении горных ландшафтов), я бы рекомендовал найти хорошего проводника. На то есть две причины:
1. Амортизация деталей автомобиля и возможные неисправности во время этой короткой экскурсии могут стоить вам гораздо дороже 5 000 рублей. А учитывая удаленность Акташа от авторизованных сервисов еще и эвакуатор тысяч за 20.
2. Местные проводники очень не зря едят свой хлеб с хариусом. Помимо трансфера за облака они готовы выложить кучу интересных историй об этих местах. Если вы умеете слушать, разумеется.
Посетив ретранслятор в сентябре 2021 года мы вынуждены дополнить эту публикацию жирным красным текстом: не пытайтесь проехать на ретранслятор на своей машине! С каждым годом дорога все хуже и теперь штурмовать дорогу имеет смысл только на подготовленном внедорожнике с водителем, который имеет опыт и навыки передвижения по каменистым почвам и крутым склонам.
До середины 90-х годов в этих местах располагался Акташский ртутный рудник. Когда-то сам Акташ был основан для обслуживания этого рудника. Но ртуть в таких количествах больше не нужна стране и рудник вместе со всеми его недрами оказался никому не нужен. За пару десятилетий его разворовали, растащили на стройматериалы. А что не удалось человеку сделала природа. Сейчас от рудника остались лишь остатки нескольких зданий и горы отработанного шлака.
Но рудник дал миру дорогу наверх, и это главное для туристов. Выехав из Акташа в сторону Улагана через пару километров нужно повернуть перед первым мостиком направо. Дальше вас ждут 4,5 км дороги ужасного качества. Связано это прежде всего с тем, что речка Ярлыамры, вдоль которой идет дорога, весной выходит из берегой и вымывает из дороги грунт.
Нам повезло — проводник, которого мы нашли, родом из этих мест и много лет проработал на самом руднике. Он рассказывает, то в годы былого могущества эта дорога была намного лучше, чем сейчас. Настолько, что водители путали ее с Улаганским трактом и без всяких сомнений доезжали до самого рудника, где их разворачивала охрана.
Итак, первые 4,5 км преодолеваются с трудом даже на Ниве или УАЗе. Огромные валуны, колеи, трубы — все это не доставляет комфорта. Когда вы проезжаете мостик через Ярлыамры, можно выдохнуть. Дальше дорога пойдет попроще.
Мы поднимаемся на крутой яр и вдруг видим возле дороги небольшой палаточный лагерь.
— Это бабочники, — поясняет наш проводник Сергей, — они здесь все лето. Вы знали, что есть такие виды бабочек, которые стоят десятки тысяч долларов? Вот и я не знал.
Дальше мы огибаем гору рыжего шлака, высотой с шестнадцатиэтажку, и оказываемся перед шлагбаумом. Метрах в 50 справа от нас находится двухэтажное здание, когда-то выкрашенное в белый цвет. Здание давно заброшено за исключением одной секции из двух комнат, где из трубы идет дым. В остальном зияющие оконные проемы, схлопнувшиеся внутрь стены, сложившаяся крыша.
— А это администрация завода, который перерабатывал руду. В прошлом году один местный делец взял его в долгосрочную аренду, сколотил бригаду из местных бухариков и заселил их в корпус. Шарятся по округе, собирают травы, корешки. Вот шлагбаум поставили, чтобы деньги собирать.
Тут Сергей остановился перед шлагбаумом, и выкрикнул в сторону барака несколько крепких слов, что являются паролем. На акташский диалект из кустов появилось чумазое лицо, кивнуло и потянуло за трос, открывающий шлагбаум.
Дальше дорога пойдет еще круче и идет серпантином мимо заброшенного здания рудника, мимо штолен (глубина которых достигает 3-х километров), мимо пасущихся лошадей и яков.
А так выглядит ртутная киноварь, которую добывали как раз в этих штольнях, в Акташе. Снимок я сделал уже в музее в Горно-Алтайске.
Перед финальным подъемом будет большая площадка, на которой мы рекомендуем обязательно сделать остановку. С нее открывается вид на Северо-Чуйский хребет намного интересней, чем с вершины — там сильно мешает скала по центру.
На последнем отрезке к вершине уже встречается снег, облака и вообще здесь заметно прохладнее. Мы поднимаемся на гору Лысуха, но чуть чуть не достигаем вершины. Машины паркуются на площадке вокруг вышки — это и есть ретранслятор. Высота площадки 3 000 м над уровнем моря, а сама вышка 50-70 метров по разным данным.
О том, что это за вышка, какова история ее возникновения и кто эти люди, что здесь работали отлично написано на сайте Алтай Туристский. Я лишь добавлю, что этот ретранслятор обеспечивает район теле- и радиосигналом и мобильной связью. А это значить, что дивные фото с пылу с жару сразу попадают в инстраграмы. Или что вы там еще привыкли вести.
Итак, что делать на площадке у акташского ретранслятора?
Можно поймать потрясающий вид на весь Северо-Чуйский хребет. Если позволит погода, разумеется.
Можно наблюдать за Курайской степью и запечатлеть, как солнечные лучи гуляют по долине.
Можно медитировать, глядя на ленту реки Чуя.
В ясную погоду можно рассмотреть в бинокль или зум объектива Белуху.
Можно сходить на Озеро Горных Духов, описанное писателем-фантастом Иваном Ефремовым, в рассказе «Озеро Горных Духов».
Можно подняться пешком еще 200 метров и понаблюдать, как в ущелье пасутся сарлыки.
Можно прогуляться по хребту до старого ретранслятора. Прогулка займет часа 2 на туда-обратно.
Можно загореть и сгореть напрочь. А еще полюбоваться местной флорой под ногами.
Что нужно взять с собой на акташский ретранслятор?
— Термос с чаем, напитки, еду. Если погода облачная, то хребты могут то открываться, то закрываться и виды будут эпичными и переменчивыми. Вы проведете на вершине несколько часов.
— Теплую одежду: ветровку, шапку.
— Удобную и прочную обувь, если вам вдруг захочется забраться на скалу или погулять по курумнику.
— Защитный крем от загара. На такой высоте за несколько часов можно загореть как за день на солнце в Сочи.
— Фотоаппаратуру, бинокли, штатив.
Таким образом, на ретранслятор стоит потратить, как минимум, полдня. А то и весь день. И мы рекомендуем воспользоваться услугами местных проводников. Прогулка выйдет куда интереснее. Кроме того, через проводника всегда можно попробовать раздобыть свежего хариуса по низкой цене. Или кош-агачской баранины, которая ничем не хуже новозеландского ягненка.
Найти проводника за облака вы можете спросив на любой турбазе Акташа, Чибита или Курая. Всего на акташский ретранслятор доставляют 5-6 человек.
Мы публикуем номер телефона человека, который возил нас. Он дал на это разрешение: +7 962 582 62 77 Сергей.
А теперь фото пользователей, кому больше повезло с погодой.
Горный Алтай — ван лав! День 1. Акташский ретранслятор.
Здравствуйте. Сегодня хочу поделиться впечатлением от небольшого путешествия по Горному Алтаю.
Накануне мы приехали в Акташ поздно вечером, дорога из Красноярска заняла два дня, потому хотелось просто отдохнуть. Но как-то так вышло, что хозяин базы, где мы остановились, организовывал экскурсии на Акташский ретранслятор, и мы подумали, что почему бы и нет, не своим же ходом.
Сам ретранслятор — это радиорелейная вышка УРС 08609, которая является частью сети РРЛ-800 и обеспечивает связью Республику Алтай от Горно-Алтайска до Ташанты. Расположена на высоте 3038 метров. Во времена СССР здесь располагался ртутный рудник, собственно, Акташ и был основан для его обслуживания. В данный момент добыча ртути здесь не производится, сам рудник заброшен, разворован, в запустении. Наш проводник сказал, что в штольнях ушлые местные жители добывают красивые камушки и продают туристам как сувениры, потому он настоятельно не рекомендовал их приобретать, сами понимаете, ртуть не для хорошего здоровья.
Дорога на ретранслятор просто в отвратительном состоянии, мало того, что она не обслуживается, но и регулярно размывается речкой Ярлыамры, которая протекает вдоль дороги. Потому, если вы соберётесь подниматься туда на машине, она должна быть настоящим внедорожником, желательно, подготовленным. Но лучше не пожалеть денег (5–6 тысяч) и поехать с проводником, думаю, найти его в Акташе не составит труда. А ваша машина скажет вам «спасибо» (или вы себе скажете).
Проехали рудник, штольни и горы шлака, шлагбаум был открыт. И, не доезжая до вершины, внезапно нам открылся вид на Северо-Чуйский хребет, а мы такие — «Ух!»
Акташ
9 материалов по 2 объектам, 155 фотографий
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Акташе.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Во глубине алтайских руд. Акташский ретранслятор
Материал понравился:
На обратном пути от Телецкого озера до Чуйского тракта мы отметились на двух водопадах : Куркуре и безымянном. Конечно, у него есть название, не может такой красивый и высокий водопад не иметь названия, но я его не нашла.
Впереди нас ожидала ночь в гостинице п. Акташ и подъем на Акташский ретранслятор.
Сначала мы попали на водопад Куркуре. Будучи не самым высоким, ( около 30 м.) он входит в число самых известных водопадов Горного Алтая,
Водопад двухкаскадный. До первого каскада можно подняться по тропе в скалах, чего мы к, сожалению, не сделали.
На водопад ведет одна дорога. От тур. базы «Кату Ярык» на лодочном пароме через р. Чулышман нужно переправиться на противоположный берег и далее тропа сама приведет к водопаду. Идти порядка четырех км. в одну сторону и прогулочным шагом можно управится за 3- 4 часа.
Дорога на Акташский ретранслятор первые четыре км. тянется вдоль горной речушки,
После преодоления подъема вдоль реки, дорога становится сносной, временами даже хорошей до самого ретранслятора.
Акташский ретранслятор установлен на вершине г. Лысуха. Высота горы 3038 метра. Эта вышка является частью радиорелейной сети, обеспечивающей связью Республику Алтай от Горно- Алтайска до Ташанты.
Из- за относительной доступности сюда приезжает много туристов. Приезжают, чтобы увидеть Горный Алтай с высоты 3 х километров и оно того стоит. Вершина горы плоская и машины поднимаются до самой вышки.
Озеро «Горных духов».
Сразу признаюсь, что в этой поездке меня сильнее заинтересовал рудник, нежели виды с вершины горы. Отмечая красоту гор, я частенько смотрела вниз в сторону рудника, благо его было хорошо видно сверху.
Своим становлением рудник обязан ВОВ. Стране нужна была ртуть, которая использовалась в оружейной промышленности, в тяжелой металлургии, во взрывателях зенитных снарядов.
Донбасс, где добывалась ртутная руда, был захвачен немцами, не было запущено в работу месторождение в Средней Азии и тут- то пригодилась заначка в виде Акташского месторождения, открытая в 1935 году.
В ноябре 1941 г. руководство Ойротской обл. получило приказ начать разработку Акташского месторождения.
С золотых приисков были стянуты люди и техника, и началась добыча так необходимой фронту ртути. Сильно не хватало рабочих рук и квалифицированных специалистов, которые ушли на фронт. В первой партии рудника большинство работников были молодые девушки.
Условия труда были ужасными. Зимой стояли морозы до минус 45 град. К тому
же зимы 1941 и 1942 были лютыми, не хватало зимних вещей и рабочие, чтобы не обморозить ноги, наматывали на них обмотки. Все работы производились вручную.
Неважно было и с питанием. Его доставляли из Бийска и по воспоминаниям очевидцев были дни, когда ели только мороженую капусту и по 100 гр. хлеба в день. Летом спасали ягоды и батун (дикий лук).
Здесь и летом не бывает настоящего тепла, так как рудник расположен почти на 3х км. высоте.
Пишу и удивляюсь, восхищаюсь терпению народа, умению приспосабливаться к любым обстоятельствам, жить и работать в нечеловеческих условиях, выполнять и перевыполнять план по добыче руды. Были и среди них свои стахановцы.
Не всем суждено было выдержать такие условия. Тем не менее рудник разрастался, строились новые бараки, приезжали новые люди.
К апрелю 1944 г. на производстве трудилось уже 328 рабочих, работала обогатительная фабрика, дававшая до 40 тн. руды в сутки.
После войны рудник не закрылся. Это было время наращивания объемов производства, усовершенствования производственных процессов, модернизации производства.
Рос и благоустраивался поселок Акташ. Жизнь в поселке кипела.
В 90 е годы было решено, что месторождение выработано и добыча ртути была прекращена. На основании приказа Министерства металлургии СССР от 21 ноября 1990 г. Акташское рудоуправление было ликвидировано.
Но жизнь рудника на этом не закончилась.. Более 10 лет рудником владел местный бизнесмен. В апреле 2004 г. Арбитражный суд Республики Алтай начал процедуру банкротства и в этом же году предприятие было ликвидировано.
Но и на этом эпопея рудника не закончилась. До сих пор не решен вопрос с утилизацией большого количества ртути, которое осталось после деятельности бизнесмена. Поскольку ртуть считается стратегическим сырьем, ее нельзя продать за рубеж. Нашей стране в таком количестве ртуть уже не нужна. Еще та головная боль. Для всех: экологов, медиков, местных жителей и в первую очередь для бизнесмена. Также беспокоит экологов наличие большого количества отработанной руды.
На въезде на бывшую территорию рудника установлен знак с названием рудника