Активное слушание что это

Активное слушание: техники и упражнения на развитие навыка

Активное слушание – полезный навык для налаживания глубокого контакта с собеседником, эффективного поиска совместного решения вопросов. Это сложное коммуникативное умение, иногда вызывающее недоумение. Для многих слушание – это пассивное восприятие информации от окружающих людей.

Активное слушание что это. mark twen. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-mark twen. картинка Активное слушание что это. картинка mark twen

Отношение к контакту с собеседником точно описал американский сатирик Марк Твен: «Большинство бесед представляет собой монолог в присутствии свидетелей». Но эта позиция становится ловушкой, попадая в которую мы неправильно интерпретируем смысл разговора. Диалог заканчивается недопониманием, неприятными ощущениями, проблемами во взаимоотношениях. Как этого избежать?

Активное слушание – что же это

Активное слушание что это. tehnika aktivnogo slushaniya. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-tehnika aktivnogo slushaniya. картинка Активное слушание что это. картинка tehnika aktivnogo slushaniya

Беседуя с кем-либо, часто мысленно мы не вовлечены в процесс полностью. Наш мозг занят отвлеченными процессами:

Это привычные сценарии коммуникации, которые кажутся нормальными. Мы слушаем, но не слышим! Так выражается пассивный подход к контакту с людьми, становясь причиной многих сложностей. Активное слушание представляет собой полную противоположность привычной манеры общения. Это процесс осознанного взаимодействия, в котором внимание приковано к мыслям и чувствам собеседника. Фоновые шумы в голове отсутствуют, посторонние процессы (например, оценка внешности) тоже.

Мы поглощены моментом здесь и сейчас, поэтому направляем беседу в необходимое русло, получить массу полезной информации. Она не будет искажена нашими субъективными ментальными фильтрами. Кроме того, обучившись технике активного слушания, можно посылать сигналы о заинтересованности собеседнику. Они станут крепким фундаментом для плодотворных взаимоотношений в будущем.

Техника активного слушания: основные принципы

Активное слушание что это. aktivnoe slushanie. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-aktivnoe slushanie. картинка Активное слушание что это. картинка aktivnoe slushanie

Каким бы ни был красноречивым оратор, а взять максимум от изложенной информации мы сможем лишь в случае, если научимся правильно слушать. Как раз эту цель и преследует активное слушание. Основные факторы, способствующие его развитию:

Технику активного слушания применяют в психологии. Психологи описывают ее как восприятие информации «всем телом». Научно доказано, что активное слушание помогает лучше понимать состояние людей. Общаясь с клиентами, специалисты используют приемы участия в диалоге, помогающие точнее определять их состояние. Глубокое погружение, установление доверия, разбор состояния пациентов обеспечивают эффективную помощь. Эти моменты служат объяснением второго названия активного слушания – эмпатическое.

Активное слушание что это. gipennreiter. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-gipennreiter. картинка Активное слушание что это. картинка gipennreiter

Глубже изучить технику установления контакта активного слушания и аргументации поможет книга «Чудеса активного слушания». Автор – известный российский ученый, популяризатор науки, заслуженный психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Она первая ввела в нашу культуру понятие активного слушания, описала, что оно включает, как многократно улучшает качество жизни.

Эффективные приемы активного слушания

Существует множество способов превращения пассивного слушания в активное. Помимо вышеуказанных базовых факторов, выделяют еще три техники, с которыми также стоит ознакомиться. Они помогают быстро понять процесс.

Техника активного слушанияОсобенности
ЭхоЗаключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией. Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности.
ИнтерпретацияПодразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге. Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали.
ПерефразированиеПредставляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.

Ощущая собственную значимость и неподдельный интерес к разговору, собеседник становится более открытым. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений. Такие результаты ценны в любой сфере жизни (общение с членами семьи и друзьями, сотрудничество с партнерами и коллегами).

Мощным усилителем всех техник и приемов активного слушания является эмпатия. Люди, умеющие чувствовать состояние других, способны быстрее установить положительный контакт, использовать любые методики уместно и деликатно. Поэтому для повышения эффективности применения выбранных приемов (из списка ниже) важно поработать над уровнем эмпатии.

Делаем паузу

Активное слушание что это. sdelat pauzu. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-sdelat pauzu. картинка Активное слушание что это. картинка sdelat pauzu

После того, как оппонент закончил свой рассказ, пару минут стоит просто помолчать. Такая пауза позволит вам лучше переварить услышанное, отделить эмоции от истинного предмета беседы. Говорящему человеку такой перерыв позволит немного передохнуть, вспомнить что-то важное и проговорить его. Часто использование такого приема помогает ему раскрыться после небольшой передышки еще глубже.

Просим уточнения

Иногда собеседник упускает в своем рассказе много важных и интересных деталей. Проявление внимания к ним – отличный способ подчеркнуть ценность исходящей от него информации и искреннюю заинтересованность ею. Также этот прием активного слушания поможет избежать недомолвок и укрепить доверительные взаимоотношения, сформировать в воображении полноценную картину по теме беседы.

Развиваем мысль

Активное слушание что это. rasvitie misli. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-rasvitie misli. картинка Активное слушание что это. картинка rasvitie misli

Порой человек отклоняется от сути беседы или не может подобрать точных слов для продолжения темы. В этом случае отличным помощником станет прием активного слушания по развитию основной мысли разговора. Необходимо вернуть говорящего к главной нити диалога и деликатно развивать ее вместе с ним.

Делаем сообщение

Прием, использование которого помогает деликатно дать обратную связь. В зависимости от ситуативных особенностей, может реализоваться в двух вариантах:

Какой бы посыл ни был заложен в сообщении (положительный или негативный), важно выражать его спокойным, дружеским тоном. Хамство, агрессивные обвинения и прочие отрицательные формы выражения чувств моментально сводят к нулю всю результативность активного слушания.

Говорим об эмоциях

Этот прием активного слушания предполагает открытое общение о внутреннем состоянии собеседника с высказыванием желания поддержать или помочь. Например, когда говорящий сильно расстраивается по ходу беседы, этот прием реализуется фразой «Я вижу, как тяжело и больно вам об этом говорить…». Помогает продемонстрировать чуткое отношение, которое часто становится основой доверительных взаимоотношений.

Делаем замечания о ходе беседы

Активное слушание что это. umenie slusat1. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-umenie slusat1. картинка Активное слушание что это. картинка umenie slusat1

Прием позволяет выразить конечный результат по успешному (или наоборот) развитию разговора. Представляет собой комментарий по поводу достижения общего понимания темы. Если оно не было достигнуто, замечание может отражать проблему недопонимания. Так формируется следующий этап эффективного его разрешения (после точной формулировки предмета спора или недоговоренности).

Методы активного слушания

Активное слушание что это. metody aktivnogo slushaniya. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-metody aktivnogo slushaniya. картинка Активное слушание что это. картинка metody aktivnogo slushaniya

Методики активного слушания отличаются от приемов. В их основе лежит развитие навыка понимать смысл разговора глубже, чем это передают слова. Выше было упомянуто, что огромную роль в успешном внедрении техники активного слушания и аргументации играет способность к эмпатии. Именно она лежит в основе современных методов, проявляясь на трех базовых уровнях:

Использование методов – это путь к проникновению во внутренний мир другого человека, когда беседа не ограничивается словами. Она становится емкой и познавательной, но также требует больших психоэмоциональных затрат. Хотя они полностью окупаются последующим образованием крепких, доверительных взаимоотношений.

Активное слушание что это. rogers. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-rogers. картинка Активное слушание что это. картинка rogers

Основные методы активного слушания сформулированы лидером и создателем гуманистической психологии – Карлом Рэнсом Роджерсом. Заключаются они в следующем:

Упражнения для развития навыка активного слушания

Активное слушание что это. uprazhneniya dlya razvitiya aktivnogo slushaniya. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-uprazhneniya dlya razvitiya aktivnogo slushaniya. картинка Активное слушание что это. картинка uprazhneniya dlya razvitiya aktivnogo slushaniya

Для развития этого полезного навыка используется тренировка в паре. Один из участников играет роль слушающего, а второй – говорящего. Затем меняются местами. В среднем продолжительность упражнений занимает 30-45 минут. В течение этого времени реализовываются следующие этапы:

Окончание первого круга занятий наступает после того, как говорящий из пары сможет точно сформулировать, в чем конкретно его поняли правильно, а где произошла ошибочная трактовка. После этого партнеры меняются ролями.

Примеры активного слушания на практике

Активное слушание что это. primery aktivnogo slushaniya. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-primery aktivnogo slushaniya. картинка Активное слушание что это. картинка primery aktivnogo slushaniya

Примеры использования техники активного слушания встречаются везде. На работе они отражаются в виде улучшения взаимоотношений с коллективом. В семье помогают преодолеть кризисные и конфликтные периоды. При этом в любом взаимодействии активное слушание проявляется в двух плоскостях – невербальном и вербальном. Первое подразумевает мимику и жесты, делающие контакт глубже. Во втором – это правильно выстроенные в соответствии с выбранным приемом фразы. Например:

Также сюда относится вопрос о том, как случилось то, о чем говорит собеседник.

Заключение

Речь – главный способ общения между людьми, который часто реализовывается пренебрежительно. Во время беседы слушатели отвлекаются от сути разговора, не воспринимают подаваемую информацию или неправильно ее интерпретируют. Затем это негативно сказывается на взаимоотношениях. Техника активного слушания помогает устранить эти трудности, чтобы взаимодействие с людьми приносило удовлетворение и открывало новые перспективы для развития.

Источник

Как понять клиента: активное слушание в продажах

Мало просто услышать клиента. Чтобы что-то продать, нужно правильно понять собеседника и вовремя отреагировать на его слова. Сделать это правильно и без напряга помогает техника активного слушания. Раньше ее использовали психиатры для точного определения тона беседы и психического состояния пациента. Теперь про технику пронюхали и маркетологи. Оказывается, активное слушание помогает менеджерам продавать. Рассказываем как.

Что такое активное слушание

Некоторые продавцы только делают вид, что слушают. Они смотрят клиенту в глаза и всем видом показывают вовлеченность, чтобы человек доверился. Но собеседник быстро раскроет подвох. Незаинтересованность и безразличие читаются по глазам — клиент злится и уходит. Если ваши продавцы так делают, расскажите им про активное слушание.

Активное слушание — это социально-психологическая техника, которая позволяет быстро и точно считывать психологию собеседника, его чувства и даже мысли. Для этого используют специальные приемы активного участия в беседе — показывают клиенту свое сопереживание, делятся мыслями и соображениями. Человек улавливает вовлеченность и проникается доверием. Это работает.

Принципы активного слушания:

Цель активного слушания: понять клиента и правильно отреагировать на его речь. Смысл в том, чтобы активно участвовать и присутствовать в беседе, улавливать ее тон и вовремя замечать важные моменты. Например, если клиент рассказывает о своей проблеме, грамотный продавец не осуждает и не дает оценок, а поддерживает собеседника. Активный слушатель не просто получает информацию. Он вовлечен и управляет разговором. Вот, как Эмми из «Теории большого взрыва».

Эмми из «Теории большого взрыва» применила техники активного слушания, когда Шелдон засомневался в том, что его слушают. Она перефразировала его слова, использовала приемы эхо-реакции и резюмирование. Вовлеченность Эмми в разговор не казалась наигранной, Шелдон ей поверил

Виды активного слушания

Поведение клиентОВ и клиентОК сильно отличается. В зависимости от гендерных особенностей в продажах, техники активного слушания делят на мужские и женские. Мужские называют рефлексивным, а женские — эмпатичным. Какие использовать, вы решаете самостоятельно. Бывают женщины, для которых рефлексия ближе по духу — менеджер должен считать это и использовать в диалоге техники рефлексивного АС. Мужчины тоже бывают разные.

Мужское АСЖенское АС
Область продажАвтомобили, одежда, электроинструмент, бытовая техника, бизнес, строительные материалы, автотовары, смартфоны, ювелиркаДетские товары, интерьер и декор, мебель, строительные материалы, косметика, парфюмерия, ювелирка, бьюти-услуги, медицина
Способ восприятия информацииРациональный анализ сказанного, с сухими выводами и конкретными предложениямиСопереживания, проявление эмоциональности, причастность к проблеме собеседника
ЦельПонять смысл речи, выявить и закрыть потребность с выгодойУстановить доверительные отношения, найти подход
ПриемыРазбор ситуации по существу, анализ, разумная критика, наводящие вопросы и подсказкиРазвитое чувствование, грамотная пара фраз, обращение к эмоциям и отражение чувств
ВопросыГде, когда, сколько, какие обоснования и что из этого следует?Как ты к этому относишься, что ты почувствовала?

Техника активного слушания

Техника строится на активном участии собеседника в диалоге, при котором внимание приковано одновременно к смыслу слов, интонации, настроению, выражению лица и жестам. Наша задача просканировать клиента, считать его настрой, а затем использовать правильные приемы: открытые и уточняющие вопросы, зеркальный эффект и резюмирование.

✖ Нельзя ✔ Можно
Оценочные суждения и агрессивная критикаПринятие собеседника с недостатками, искреннее переживание его проблеме, поощрение монолога и продолжения беседы
Невнимательность, безразличие, явное отсутствие интересаОткрытость, заинтересованность, вовлеченность в диалог, встречные вопросы
Навязывание своего мнения, непринятие альтернатив, перебиваниеКорректное и обоснованное выражение своей точки зрения, правильный контекст — «возможно, ты не прав. Но я не уверен, давай разбираться»
Хамство, раздраженность, скрытая и неявная агрессия, конфликтДружелюбие, открытость, спокойствие и размеренность, смирение и демонстрация выдержки

Приемы активного слушания

Обычное слушание легко превращается в активное с помощью простых и, кажется, очевидных приемов. Чтобы быть активным слушателем, не нужно иметь диплом по психологии. Просто проявляем чуть-чуть внимательности к собеседнику. И следуем правилам ниже.

Делаем паузу

Простая пауза дает собеседнику время подумать. Иногда минутка тишины помогает сосредоточиться и вспомнить про важные детали, которые в другой ситуации забылись и озвучены бы не были. Пауза полезна и для слушателя — он получит время переварить вводные, продумать ход диалога на их основе и сконцентрироваться на клиенте.

Просто взять и замолчать на минуту не выход. Лучше отлучиться, найти повод и переключить клиента, дать ему время отдохнуть от беседы. Взять и уйти тоже просто так нельзя. Нужна важная причина, чтобы клиент не возражал.

НЕЛЬЗЯ : «Вы постойте пока, подумайте, а я сейчас вернусь. Мы с Саньком из бухгалтерии на перекур бегаем, пока начальник вышел».

МОЖНО : «Иван Петрович, вот каталог, полистайте минутку. А я сбегаю на кухню нам за кофе. Вам сколько сахара?».

Просим уточнения

Попросите собеседника разъяснить или уточнить что-либо из ранее сказанного. Если клиент что-то недосказал или не уточнил, это придется додумывать. Если вы не умеете читать мысли, не надо так. Если есть риск додумать неправильно — всегда додумаешь неправильно, закон Мерфи. А если собеседник о чем-то непроизвольно забыл? А если произвольно? Короче, уточняйте. Дополнительные вопросы помогут сохранить понимание чувств и мыслей собеседника в конкретный момент времени.

НЕЛЬЗЯ : «Наверное 19-го у вас что-то важное. Я уже заказал водителя на 18-е, сделаем вам доставку заранее, чтобы все было ок»

МОЖНО : «Иван Петрович, вы сказали, что доставка нужна 19-го с 8.00 до 8.30. С чем связаны такие негибкие сроки? У вас мероприятие 19-го? Возможно, стоит организовать доставку заранее?».

Развиваем мысль

Попытайтесь развить ход мыслей клиента. Подхватывайте логику его рассуждения, следуйте ей и постарайтесь обобщить. Используйте этот прием, чтобы показать свою вовлеченность в диалог и одновременно интерес к теме. Особенно, если собеседник отвлекся и начал рассуждать о жизни и несправедливости судьбы.

НЕЛЬЗЯ : «Подождите, вы считаете, что демократы выиграли выборы в США несправедливо? А что, лучше, если бы президентом стал республиканец. »

МОЖНО : «Иван Петрович, мы говорили про сборную конструкцию. Значит, нам нужно заранее утвердить план-проект. Чертежи прислать вам на почту или использовать Вайбер?».

Делаем сообщение

Дайте клиенту обратную связь от диалога. Учитывая ситуативные особенности собеседника, сообщите свое впечатление о проблеме или о том, как ваше отношение в результате изменилось.

Сообщение о восприятии

НЕЛЬЗЯ : «Вы что-то придумали себе. Кажется, все что вы сказали — догадки. Такого не бывает»

МОЖНО : «Иван Петрович, очень интересно. Про пневматические механизмы привода сборки конструкции мы еще не слышали. Обычно они гидравлические. Нам очень важна эта тема, давайте вместе разберемся».

Сообщение о восприятии себя

НЕЛЬЗЯ : «А мне-то что? Мое дело маленькое, я свою зарплату получаю и так, с вашего заказа процентов не получаю»

МОЖНО : «Иван Петрович, я очень переживаю за ваш проект. Лично слежу за ходом доставки. Мне очень больно слышать, что сроки срываются».

Перефразируем

Повторяя сказанное другими словами мы показываем: дорогой клиент, мы тебя слышим и правильно понимаем. Это некая форма уточнения и поддержки собеседника, резюмирование его слов и подведение итогов. Пересказ должен касаться не чувств и эмоций, а смысла и содержания разговора. Важно перефразировать утверждением, а не вопросом. Клиент воспримет это более открыто и дружелюбно.

НЕЛЬЗЯ : «Вы сказали, что хотите доставку 19-го и не днем ранее? Это точно?»

МОЖНО : «Как я понял, доставку в пятницу 19-го делаем с 8 до 8.30. Не предлагаю вам гибкие сроки, я понял — дело важное».

Используем эхо-реакцию

Эхо-прием — это дословное повторение последних или ключевых слов клиента с неподкупной увлеченностью. Показывает, что мы интересуемся беседой и внимательны к деталям. А еще с помощью эхо-реакции мы можем определить главную мысль, направление беседы или поддержать собеседника.

Иван Петрович : «Представьте, они сказали, что пневматические механизмы на привод не ставят. Мол, в каталогах такого нет!»

Менеджер : «В каталогах такого нет?! Ну придумщики, вот же, в первом сразу нашли».

Делаем замечания в ходе беседы

Попробуйте сообщить клиенту о том, как можно осмыслить беседу в целом. Сделайте некий вывод, подведите черту, дайте комментарий по существу темы общения. Если вы не пришли к общему знаменателю, значение может касаться разногласий.

МОЖНО : «Иван Петрович, кажется, мы друг друга поняли. Я перезвоню вам, когда появятся акционные предложения».

МОЖНО : «Иван Петрович, мы так и не договорились: фасад делаем из керамогранита или подешевле, пластиковый?».

Вопросы для активного слушания

В основном, навыки активного слушания строятся на правильном и уместном задавании вопросов. Они показывают ваше внимание к беседе и увлеченность. Клиент увидит, что вы хотите помочь и проникнется доверием — шанс на успешное закрытие сделки значительно выше. Главное, не перестараться с вопросами. Помните, что они бывают трех категорий:

Открытые — активно используем. Они требуют от клиента развернутого ответа, а значит, мы получим больше пищи для размышлений и сможем эффективнее обработать и закрыть возражения. Это вопросы, которые начинаются на: «как», «каким образом», «сколько», «почему», «зачем».

Закрытые — не злоупотреблять. На такие вопросы отвечают односложно: да или нет. Вы не следователь, а клиент не на допросе. Ответы почти не дают конкретики, лучше использовать такие вопросы в конце беседы, когда детали уже уточнили.

Альтернативные — в меру. Это вопросы из двух частей: первая — сам вопрос, а вторая — два варианта ответа. Похоже на ЕГЭ. Такие вопросы используют, когда клиенту предлагаются разные варианты, а ему нужно выбрать.

Активное слушание в продажах по телефону

В чем особенность? Применять АС в телефонных продажах сложнее. Мы не видим клиента, не знаем его мимику и позу, не можем считать выражение лица. Сами мы тоже не можем поддержать собеседника жестом или улыбкой. Это создает определенные сложности, но не препятствует нам использовать АС. Мы ведь профессионалы, мы можем.

Как говорить с клиентами? Вся надежда на ораторское искусство: говорим четко, конкретно и без сложных лингвистических конструкций. Никогда не спорим и не поддаем сомнению тезисы собеседника. Клиент всегда прав и точка. Даже если не прав, все равно соглашаемся. Но одновременно пытаемся переманить на свою сторону: сообщаем преимущества, работаем с возражениями.

Упражнения для развития

«Испорченный телефон». Участвуют 5 человек: клиент и 4 слушателя. Докладчик рассказывает свою историю первому слушателю, тот запоминает детали и пересказывает второму, второй — третьему, а третий — четвертому. Последний рассказывает свой вариант истории, с которым сравнивается оригинал.

«Внимательность». Группа делится на команды по три человека. Каждому из тройки выдается своя история. Они одновременно и вслух читают свои документы, стараясь запомнить детали, которые произносит два других партнера. Пока что-то получится, пройдет время. Но это помогает вычленять из потока информации ключевые фразы на лету. Вы научитесь улавливать важные вещи, слушая клиента буквально краем уха.

«Закончи фразу». Команда получает листки с заранее подготовленными, но не завершенными фразами. Каждый член команды по очереди читает фразу вслух, а затем завершает ее выдумкой или правдой — на свое усмотрение. Остальные участники наблюдают за мимикой и поведением участника, стараются угадать: он сказал правду или соврал.

Источник

Активное слушание что это. userinfo v8. Активное слушание что это фото. Активное слушание что это-userinfo v8. картинка Активное слушание что это. картинка userinfo v8masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Активное слушание подразумевает под собой взаимодействие всех участников беседы, то есть не только говорящего, но и слушающего. Данная методика позволяет не только полноценно усваивать получаемую информацию, но также предотвращает неверную интерпретацию сказанного и ошибки во время беседы. С помощью активного слушания можно направлять беседу в необходимое русло и развивать ее.

Основной целью активного слушания всегда является возможность получить как можно больше исчерпывающей информации. Это позволяет собеседникам разрешить конфликт или предотвратить его преждевременно, навести порядок во взаимоотношениях. Активное слушание способствует налаживанию более глубоких контактов между членами семьи или коллектива. Действительно продуктивная беседа требует не только умения выражать свои мысли, но также и навыков слушания. Если человека действительно интересует процесс беседы и ее результативность, то он старается слушать максимально внимательно, чтобы получить всю необходимую информацию. При этом, как правило, устанавливается зрительный контакт. Это называется умением слушать «всем телом». Оно представляет собой выражение заинтересованности собеседника в разговоре, так как при этом он старается наблюдать исключительно за говорящим, поворачивается всем телом к нему, фокусирует внимание на его лице.

Техника активного слушания выражаются как раз в умении достичь состояния безусловного принятия, что становится возможным путем некоторых психологических маневров. Например, необходимо задавать субъекту уточняющие или интересующие вас вопросы, что подчеркнет ваш интерес к его личному мнению. Помимо прочего, это позволит скорректировать беседу, так как говорящий будет понимать, что именно вас интересует и почему. Тем не менее, важным является не только уточняющий вопрос или его интонация, но также реакция слушателя на ответ. В психологии, например, достаточно распространенным является метод «эхо». Он заключается в том, что, выслушав речь говорящего или его ответ на вопрос, слушающий повторяет несколько слов собеседника, которые отображают суть сказанного им. Этот метод не только подчеркивает внимание к говорящему, но также позволяет уточнить, верно ли вы уловили основной смысл предоставленной информации.

Говоря иными словами, суть методики заключается в уточнении информации, путем перефразирования сказанного. При этом не стоит пытаться закончить фразу вместо вашего собеседника, даже если вы совершенно уверены в том, что полностью понимаете ход его мыслей. Помимо этого, применение метода активного слушания требует умения проявлять участие к собеседнику, сопереживание. Также немаловажна способность задавать уточняющие вопросы, напрямую относящиеся к теме беседы, так как попытка уточнить что-то непонятное в разговоре не только позволит вам чувствовать себя комфортнее и уверенней в беседе, но и даст собеседнику уверенность в том, что его внимательно слушают.

Обязательные принципы активного слушания

Безоценочное отношение. Вы сохраняете нейтрально-позитивную позицию и признаете право другого человека отличаться от вас и иметь свое мнение. Вы не стремитесь соглашаться с ним или переубедить его. Вы уважаете его личность и взгляды.
Доброжелательность и учтивость. Вы сохраняете спокойствие и избегаете категоричных высказываний. Устанавливаете контакт и смотрите в глаза собеседнику с вниманием и участием, а не испытывающе. Поощряете его говорить, но не задаете слишком много вопросов и не перебиваете, даже если он говорит очень эмоционально и долго. А также не торопите его и не стремитесь заполнить паузы, если он замолкает.
Искренность. Вы должны по-настоящему хотеть слушать и понимать своего собеседника. Если вам неинтересно и вы прибегаете к технике активного слушания просто так, вам лучше вообще не пользоваться ею. Она не принесет никаких результатов, вы не попадете в точку, пытаясь разгадать причины поведения или настроения своего партнера, а он, скорее всего, окажется разочарован, и беседа будет испорчена. Если вы устали, плохо себя чувствуете или не настроены на серьезный разговор – отложите беседу или просто позвольте человеку выговориться, но не подменяйте формальной вежливостью настоящее активное слушание. Так же поступайте, если ваш партнер не готов к общению и избегает разговора о своих проблемах или чувствах.

Вот некоторые конкретные приемы активного слушания:

Прием № 1. Открытые вопросы

Задавая открытые вопросы, вы можете получить от клиента максимально подробную информацию и прояснить его потребности. Открытые вопросы начинаются со слов «что», «как», «почему», «какой» и т.п. Это побуждает клиента давать развернутые ответы (в отличие от закрытых вопросов, на которые можно получить лишь однозначный ответ: «да», «нет»).

– Какие характеристики продукта важны для вас?
– Что вы имеете в виду, когда говорите о.
– Почему для вас это важно?

Прием № 2. Уточнение

Название говорит само за себя – этот прием помогает уточнить, правильно ли вы поняли информацию, прояснить детали вопроса. Вы просто просите клиента прояснить моменты, которые для вас важны:

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о…
– Вы могли бы уточнить, что означает для вас…
– Я правильно вас понимаю, вы говорите о…

Эмпатия, или отражение эмоций – это установление контакта с клиентом на эмоциональном уровне. Прием позволяет создать атмосферу доверительного общения и показать уважение к чувствам собеседника.
Если во время беседы с клиентом вы уловили его эмоции, вы подстраиваетесь к его эмоциональному состоянию и либо усиливаете его чувства, либо скрашиваете их, направляя течение беседы.

– Я понимаю ваши чувства и могу помочь вам решить эту задачу.
– Я вижу, что вы сомневаетесь.
– Похоже, для вас это важное событие.


Прием № 4. Перефразирование

Перефразирование позволяет лучше понять мысль собеседника, прояснить информацию по отдельным вопросам, перевести разговор в нужное русло. Прием заключается в краткой передаче той информации, которую вы услышали от клиента.

– Другими словами, вы считаете, что…
– Вы имеете в виду…
– То есть, вы говорите о…

Этот прием заключается в дословном повторении фраз, которые произнес собеседник. Он помогает прояснить информацию от собеседника и акцентировать внимание на отдельных деталях разговора. Таким образом, клиент начинает яснее формулировать свои мысли, облегчая задачу прояснения потребностей.

– У вас есть ежедневники желтого цвета?
– Ежедневники желтого цвета? А вам нужны датированные или нет?
– Датированные.
– Датированные есть!

Прием № 6. Логическое следствие

Суть приема в выведении логического следствия из высказываний клиента. Будет лучше, если при построении фразы вы будете пользоваться формулировками клиента. Назначение его такое же, как и у предыдущего – прояснить информацию и выделить детали. Также прием можно использовать как связку перед переходом к презентации.

– Если исходить из ваших слов, то…
– Я правильно вас понимаю, вам нужно…

В завершение беседы, вы подводите итоги и резюмируете договоренности. Прием позволяет обобщить и прояснить важные вопросы, затронутые в беседе, закрепить договоренности и перейти к следующему этапу переговоров – заключению сделки.

– Подводя итоги нашей встречи, можем договориться о…
– Итак, мы с вами выяснили, что для вас важны следующие критерии…
– Обобщая то, что вы сказали, можно сделать вывод…

А теперь вопрос к вам. Доверяете ли вы психологическим приемам и методикам в общении, в отношениях, в жизни? Или это все «псевдонаучные модные штучки» имеющие к реальности совсем небольшое и совсем специфическое отношение?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *