Акциз на сигареты что это
Акциз на сигареты что это
НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ ПО АКЦИЗАМ НА ПОДАКЦИЗНЫЕ ТОВАРЫ НА 2021 ГОД
Срок действия налоговой ставки
Виды подакцизных товаров
Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья (в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты), реализуемый организациям, имеющим свидетельства, предусмотренные п. 1 ст. 179.2 НК РФ
0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья (в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты), передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ
0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья (в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты), реализуемый организациям, не исполнившим обязанность по уплате авансового платежа акциза (не представившим банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза) и (или) не имеющим свидетельств, предусмотренных п. 1 ст. 179.2 НК РФ:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
566 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
566 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья (в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты), передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных пп. 22 п. 1 ст. 182 НК РФ:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
566 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья (в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты), полученный (оприходованный) организациями, имеющими свидетельства, предусмотренные п. 1 ст. 179.2 НК РФ:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
566 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
566 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
31 рубль за 1 тонну
Виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
32 рубля за 1 литр
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов):
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
566 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов):
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
452 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (за исключением игристых вин (шампанских), ликерных вин):
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
32 рубля за 1 литр
Винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
41 рубль за 1 литр
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
23 рубля за 1 литр
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
41 рубль за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно
0 рублей за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
23 рубля за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
43 рубля за 1 литр
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции):
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
3 806 рублей за 1 кг
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
258 рублей за 1 штуку
Сигариллы (сигариты), биди, кретек:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
3 666 рублей за 1 000 штук
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
2 359 рублей за 1 000 штук плюс 16 процентов расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3 205 рублей за 1 000 штук
Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
7 248 рублей за 1 кг
Электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
60 рублей за 1 штуку
Жидкости для электронных систем доставки никотина:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
Автомобили легковы с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно
0 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
51 рубль за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 150 кВт (200 л. с.) включительно:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
491 рубль за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 150 кВт (200 л. с.) и до 225 кВт (300 л. с.) включительно:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
804 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 225 кВт (300 л. с.) и до 300 кВт (400 л. с.) включительно:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 300 кВт (400 л. с.) и до 375 кВт (500 л. с.) включительно:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 375 кВт (500 л. с.):
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
1 464 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.):
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
491 рубль за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобильный бензин, не соответствующий классу 5:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
13 624 рубля за 1 тонну
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
13 262 рубля за 1 тонну
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
9 188 рублей за 1 тонну
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей:
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
5 841 рубль за 1 тонну
с 01.01.2021 по 31.12.2021 включительно
2 800 рублей за 1 тонну
(если иное не предусмотрено международными договорами РФ)
Ставка акциза на прямогонный бензин определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по расчетной формуле
Ставка акциза на бензол, параксилол, ортоксилол определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по расчетной формуле
Ставка акциза на нефтяное сырье определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по расчетной формуле
(если иное не установлено в п. 8 ст. 193 НК РФ)
Ставка акциза на средние дистилляты определяется налогоплательщиком в рублях за 1 тонну по формуле
Бюджет наполняется дымом
Минфин подготовил проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих увеличение в 2021 году ставки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20% по сравнению с текущими ставками, сообщили РБК в пресс-службе министерства. Поступивший из Минфина документ (с ним также ознакомился РБК) был одобрен на комиссии по законопроектной деятельности и будет рассмотрен на заседании правительства, уточнили в пресс-службе правительства. Дату заседания собеседник РБК не уточнил.
Текущая версия Налогового кодекса уже предусматривает, что в 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную и никотиносодержащую продукцию, а также электронные сигареты должны вырасти, но всего на 4%. Например, действующая сейчас ставка акциза на сигареты — 1996 руб. за 1 тыс. штук — в следующем году должна была вырасти до 2045 руб., ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — с 50 до 52 руб. за штуку. В предложенных Минфином поправках в 2021 году ставка акциза определена уже в 2359 руб. и 60 руб. соответственно.
«Внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии», — констатирует представитель Минфина, добавляя, что в последующие годы ставка акциза будет индексироваться стандартно, с учетом уровня прогнозируемой инфляции.
Сколько собирают сейчас
С начала 2020 года по август акцизы на табачную продукцию, которая производилась на территории России, принесли государству, согласно данным системы «Электронный бюджет», 372 млрд руб. Прогноз на весь год — 586,5 млрд руб. Еще 16,7 млрд руб. собрано акцизов на табак для нагревания, производимый в России. Акцизы на табак, электронные системы доставки никотина и никотиносодержащие жидкости, ввезенные из-за рубежа, составили около 2 млрд руб.
Таким образом, по итогам этого года Минфин планирует собрать около 600 млрд руб. «табачных» акцизов.
Как это скажется на стоимости сигарет
Акциз — основной фактор в цене сигарет, указывает Василий Груздев, директор по связям с органами государственной власти российского офиса Japan Tobacco International (производит сигареты Winston, Mevius, Camel, Glamour). Предложенное повышение в следующем году ставок акцизов на 20% приведет к значительному увеличению средневзвешенной цены пачки сигарет для потребителей — до 140 руб., оценивает Груздев. Такое увеличение ставок акциза повлечет за собой рост розничных цен в среднем минимум 20 руб. за пачку, подтверждает Олег Барвин, руководитель по связям с госорганами российского офиса British American Tobacco (бренды Dunhill, Kent, Lucky Strike). Повышение ляжет бременем в первую очередь на потребителей недорогих сигарет, которые наиболее чувствительны к цене: доля налога в стоимости недорогой пачки в полтора раза выше, чем в стоимости сигарет премиального сегмента, отмечает Илона Миртова, директор по корпоративным и юридическим вопросам российского офиса Imperial Tobacco (бренды Davidoff, West).
В абсолютных цифрах это будет самое большое за всю историю табачной отрасли в России повышение ставки акциза на сигареты, отмечает Барвин. С 2010 по 2020 год минимальная ставка акциза на сигареты в России выросла более чем в десять раз, за это же время средняя цена пачки сигарет в рознице выросла в 4,8 раза — с 25 руб. примерно до 120 руб. в этом году, добавляет Груздев.
Какова позиция Минздрава
Начать дискуссию о повышении акциза на табачную и другую никотиносодержащую продукцию в августе этого года призывала главный терапевт Минздрава Оксана Драпкина. Она напоминала, что налоговые меры, исходя из рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и мирового опыта, — самые эффективные в борьбе с табаком.
Если законопроект Минфина об увеличении табачных акцизов поступит в Минздрав, его рассмотрят, сообщили в пресс-службе последнего, отметив, что на фоне повышения акцизов потребление табака у населения в России сократилось с 2009 года за десять лет с 39 до 28%.
В мае прошлого года Минздрав в проекте своей антитабачной концепции прогнозировал, что доля курящих россиян должна снизиться к 2035 году до 5%, но затем отказался от этой цели — в окончательной версии концепции предполагается, что число курящих сократится до 21%.
Без огонька
Производство табачных изделий в России, по данным Росстата, падало с 2014 по 2017 год. Небольшой годовой рост был в 2018 году (на 4,1%). По итогам 2019 года производство табачных изделий в России вновь упало на 9,5% к уровню 2018 года. В этом году выпуск табачных изделий рос, за исключением апреля и мая, когда в России был пик пандемии коронавируса: производство за январь—июль выросло на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года.
В последние годы продажи сигарет населению стагнировали: в рознице Росстат фиксировал падение розничных продаж табачных изделий с 2012 года, в 2018–2019 годах продажи оставались на уровне предыдущего года.
В 2019 году Росстат сообщал, что по итогам выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на здоровье населения, почти каждый пятый россиянин был заядлым курильщиком. Каждый день курят 22,5% россиян, а свою жизнь без сигарет не представляют 5,4% респондентов.
О чем предупреждают производители
Рост акцизов усилит разрыв в розничных ценах между легальной продукцией и нелегальными сигаретами, которые присутствуют на рынке, — это спровоцирует обвал легального рынка и рост доли контрафакта и контрабанды до 30%, категоричен Барвин. На фоне снижения реальных располагаемых доходов населения и при наличии на российском рынке нелегальных сигарет по цене 50–70 руб. за пачку предложенное повышение цен на легальную продукцию приведет к тому, что еще большая часть потребителей перейдут на нелегальную продукцию, согласен и Груздев.
Потери федерального бюджета из-за нелегального рынка, которые, по оценкам экспертов, в этом году могут составить 100 млрд руб., вырастут кратно, предупреждает Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам российского офиса Philip Morris (Marlboro, L&M). Если поправки будут приняты, бюджет вместо дополнительных доходов может недополучить более 270 млрд руб., оценивает Барвин.
При менее радикальном повышении акциза таких последствий, по мнению Груздева, можно избежать: в случае если ставки акциза увеличатся всего на 8–10%, цена пачки в рознице увеличится в следующем году в среднем на 10% по сравнению с 2020 годом. При таком сценарии бюджет в итоге пополнится больше, чем если акциз вырастет сразу на 20%, и не приведет к взрывному росту нелегального рынка, уверяет Груздев.
Предотвратить риски незаконной торговли табаком должна вводимая в России государственная система маркировки, обнадеживает представитель Минздрава. Обязательная маркировка табачной продукции введена в России с марта 2019 года: выпускать табачную продукцию без марок было запрещено, а с июля этого года был запрещен оборот всей немаркированной продукции.
Расходы бюджета из-за COVID-19 покроют резким ростом акциза на сигареты
Минфин подготовил проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих увеличение в 2021 году ставки акциза на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20% по сравнению с текущими ставками, сообщили РБК в пресс-службе министерства. Поступивший из Минфина документ (с ним также ознакомился РБК) был одобрен на комиссии по законопроектной деятельности и будет рассмотрен на заседании правительства, уточнили в пресс-службе правительства. Дату заседания собеседник РБК не уточнил.
Текущая версия Налогового кодекса уже предусматривает, что в 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную и никотиносодержащую продукцию, а также электронные сигареты должны вырасти, но всего на 4%. Например, действующая сейчас ставка акциза на сигареты — 1996 руб. за 1 тыс. штук — в следующем году должна была вырасти до 2045 руб., ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — с 50 до 52 руб. за штуку. В предложенных Минфином поправках в 2021 году ставка акциза определена уже в 2359 руб. и 60 руб. соответственно.
«Внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии», — констатирует представитель Минфина, добавляя, что в последующие годы ставка акциза будет индексироваться стандартно, с учетом уровня прогнозируемой инфляции.
Сколько собирают сейчас
С начала 2020 года по август акцизы на табачную продукцию, которая производилась на территории России, принесли государству, согласно данным системы «Электронный бюджет», 372 млрд руб. Прогноз на весь год — 586,5 млрд руб. Еще 16,7 млрд руб. собрано акцизов на табак для нагревания, производимый в России. Акцизы на табак, электронные системы доставки никотина и никотиносодержащие жидкости, ввезенные из-за рубежа, составили около 2 млрд руб.
Таким образом, по итогам этого года Минфин планирует собрать около 600 млрд руб. «табачных» акцизов.
Как это скажется на стоимости сигарет
Акциз — основной фактор в цене сигарет, указывает Василий Груздев, директор по связям с органами государственной власти российского офиса Japan Tobacco International (производит сигареты Winston, Mevius, Camel, Glamour). Предложенное повышение в следующем году ставок акцизов на 20% приведет к значительному увеличению средневзвешенной цены пачки сигарет для потребителей — до 140 руб., оценивает Груздев. Такое увеличение ставок акциза повлечет за собой рост розничных цен в среднем минимум 20 руб. за пачку, подтверждает Олег Барвин, руководитель по связям с госорганами российского офиса British American Tobacco (бренды Dunhill, Kent, Lucky Strike). Повышение ляжет бременем в первую очередь на потребителей недорогих сигарет, которые наиболее чувствительны к цене: доля налога в стоимости недорогой пачки в полтора раза выше, чем в стоимости сигарет премиального сегмента, отмечает Илона Миртова, директор по корпоративным и юридическим вопросам российского офиса Imperial Tobacco (бренды Davidoff, West).
В абсолютных цифрах это будет самое большое за всю историю табачной отрасли в России повышение ставки акциза на сигареты, отмечает Барвин. С 2010 по 2020 год минимальная ставка акциза на сигареты в России выросла более чем в десять раз, за это же время средняя цена пачки сигарет в рознице выросла в 4,8 раза — с 25 руб. примерно до 120 руб. в этом году, добавляет Груздев.
Какова позиция Минздрава
Начать дискуссию о повышении акциза на табачную и другую никотиносодержащую продукцию в августе этого года призывала главный терапевт Минздрава Оксана Драпкина. Она напоминала, что налоговые меры, исходя из рекомендаций Всемирной организации здравоохранения и мирового опыта, — самые эффективные в борьбе с табаком.
Если законопроект Минфина об увеличении табачных акцизов поступит в Минздрав, его рассмотрят, сообщили в пресс-службе последнего, отметив, что на фоне повышения акцизов потребление табака у населения в России сократилось с 2009 года за десять лет с 39 до 28%.
В мае прошлого года Минздрав в проекте своей антитабачной концепции прогнозировал, что доля курящих россиян должна снизиться к 2035 году до 5%, но затем отказался от этой цели — в окончательной версии концепции предполагается, что число курящих сократится до 21%.
Без огонька
Производство табачных изделий в России, по данным Росстата, падало с 2014 по 2017 год. Небольшой годовой рост был в 2018 году (на 4,1%). По итогам 2019 года производство табачных изделий в России вновь упало на 9,5% к уровню 2018 года. В этом году выпуск табачных изделий рос, за исключением апреля и мая, когда в России был пик пандемии коронавируса: производство за январь—июль выросло на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года.
В последние годы продажи сигарет населению стагнировали: в рознице Росстат фиксировал падение розничных продаж табачных изделий с 2012 года, в 2018–2019 годах продажи оставались на уровне предыдущего года.
В 2019 году Росстат сообщал, что по итогам выборочного наблюдения поведенческих факторов, влияющих на здоровье населения, почти каждый пятый россиянин был заядлым курильщиком. Каждый день курят 22,5% россиян, а свою жизнь без сигарет не представляют 5,4% респондентов.
О чем предупреждают производители
Рост акцизов усилит разрыв в розничных ценах между легальной продукцией и нелегальными сигаретами, которые присутствуют на рынке, — это спровоцирует обвал легального рынка и рост доли контрафакта и контрабанды до 30%, категоричен Барвин. На фоне снижения реальных располагаемых доходов населения и при наличии на российском рынке нелегальных сигарет по цене 50–70 руб. за пачку предложенное повышение цен на легальную продукцию приведет к тому, что еще большая часть потребителей перейдут на нелегальную продукцию, согласен и Груздев.
Потери федерального бюджета из-за нелегального рынка, которые, по оценкам экспертов, в этом году могут составить 100 млрд руб., вырастут кратно, предупреждает Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам российского офиса Philip Morris (Marlboro, L&M). Если поправки будут приняты, бюджет вместо дополнительных доходов может недополучить более 270 млрд руб., оценивает Барвин.
При менее радикальном повышении акциза таких последствий, по мнению Груздева, можно избежать: в случае если ставки акциза увеличатся всего на 8–10%, цена пачки в рознице увеличится в следующем году в среднем на 10% по сравнению с 2020 годом. При таком сценарии бюджет в итоге пополнится больше, чем если акциз вырастет сразу на 20%, и не приведет к взрывному росту нелегального рынка, уверяет Груздев.
Предотвратить риски незаконной торговли табаком должна вводимая в России государственная система маркировки, обнадеживает представитель Минздрава. Обязательная маркировка табачной продукции введена в России с марта 2019 года: выпускать табачную продукцию без марок было запрещено, а с июля этого года был запрещен оборот всей немаркированной продукции.
Силуанов назвал стоимость сигарет после повышения акциза
По оценке Минфина, индексация ставки акцизов на табачную продукцию позволит привлечь 70 млрд руб. дополнительных доходов, сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов. Правительство одобрило проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих увеличение в 2021 году ставки акцизов на сигареты, табачную продукцию и электронные сигареты на 20%. Ранее о проекте сообщал РБК.
«Сегодня рассматривали законопроект, он одобрен на правительстве. Это будет стоить порядка 20 руб. к пачке, если смотреть стоимость [пачки] сигарет в размере примерно 120 руб.», — пояснил Силуанов.
Текущий Налоговый кодекс предполагал, что действующая сейчас ставка акциза на сигареты — 1996 руб. за 1 тыс. штук — в следующем году должна была вырасти до 2045 руб., ставка акциза на электронные сигареты и вейпы — с 50 до 52 руб. за штуку. В предложенных Минфином поправках в 2021 году ставка акциза определена в размере 2359 руб. и 60 руб. соответственно.
Ранее министерство объясняло, что внеплановое повышение акцизов позволит обеспечить «выполнение социальных обязательств государства в условиях роста бюджетных расходов из-за сложившейся экономической ситуации, связанной с распространением пандемии».
«В ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми», — прокомментировал планы повышения ряда налогов премьер-министр Михаил Мишустин в ходе совещания с членами правительства в среду.
Как на решение отреагировали табачные компании
Рост стоимости табачной продукции будет стимулировать рост нелегального рынка сигарет, на нем цена продукции кратно меньше в сравнении с легальным, уверены в табачных компаниях. «На фоне снижения реальных располагаемых доходов неизбежный рост цен на сигареты из-за запланированного резкого повышения акцизов на 20% (до 140 руб. в среднем за пачку) приведет к тому, что еще больше потребителей будут выбирать нелегальные сигареты по 70 руб.», — отмечает директор по работе с органами государственной власти «JTI Россия» (производит сигареты Winston, Mevius, Camel, Glamour) Василий Груздев.
Текущий объем нелегального рынка более 15% уже представляет огромную проблему — ущерб федеральному бюджету от такой продукции превышает 100 млрд руб. в год, напоминает он.
«Если мы отталкиваемся от предложения Минфина поднять акциз на 20%, то в таком случае разница в ценах легальной и нелегальной табачной продукции составит порядка 90 руб., что дает широкий простор для развития серого рынка», — говорит руководитель по связям с госорганами российского офиса British American Tobacco (бренды Dunhill, Kent, Lucky Strike) Олег Барвин. Ранее он прогнозировал, что такой разрыв в стоимости спровоцирует обвал легального рынка и рост доли контрафакта и контрабанды до 30%. О кратном росте объемов контрафактной продукции предупреждал и Сергей Слипченко, вице-президент по корпоративным вопросам российского офиса Philip Morris (Marlboro, L&M).
Директор по корпоративным и юридическим вопросам российского офиса Imperial Tobacco (бренды Davidoff, West) Илона Миртова убеждена, что повышение акциза в первую очередь отразится на потребителях недорогих сигарет, которые наиболее чувствительны к цене. «Доля налога в стоимости недорогой пачки в полтора раза выше, чем в стоимости сигарет премиального сегмента», — уточнила Миртова.
Какие еще изменения предусмотрели для табачных компаний
Одновременно с увеличением акциза, по словам Силуанова, будет улучшено администрирование табачного рынка. «Речь идет о маркировке, здесь нужны меры ответственности за реализацию соответствующих маркированных и немаркированных табачных изделий», — уточнил министр финансов. Будет принят комплекс мер по повышению ответственности за этот рынок, «аналогичный мерам ответственности, которые существуют на рынке алкогольной продукции».
Заместитель гендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ; оператор системы маркировки) Реваз Юсупов поддерживает предложения об ужесточении ответственности за производство и оборот немаркированных товаров, а также за непредоставление или предоставление некорректных сведений в систему маркировки. Это позволит улучшить условия работы для легальных компаний и даст возможность более эффективно справляться с теми, кто находится в серой или черной зоне, считает он.
«Меры ответственности должны быть чувствительными, чтобы сделать невыгодным незаконное ведение бизнеса», — говорит Юсупов. Они уже обсуждаются в рамках согласования проекта нового Кодекса об административных нарушениях, также оценка данных системы маркировки проводится для администрирования акцизов Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.
По данным ЦРПТ, введение маркировки уже дало первые результаты: на рынке появилось сразу десять «новых» табачных производителей — это около 30% от их общего числа, а поступления в бюджет акцизных сборов за семь месяцев 2020 года увеличились на 54 млрд руб. к прошлому году.
Когда в России начали маркировать сигареты
Обязательная цифровая маркировка сигарет и папирос штрихкодами data matrix в системе мониторинга и отслеживания «Честный знак» введена с 1 марта 2019-го, а оборот немаркированной продукции запрещен с 1 июля 2020 года. Продукция с цифровыми кодами массово начала появляться в рознице после окончания переходного периода, предназначенного для регистрации производителей и торговых точек в системе маркировки в июле 2019 года.
Основная цель введения маркировки — борьба с нелегальным оборотом сигарет. По данным исследовательской компании Nielsen, в третьем квартале 2019 года (более поздних данных нет) каждая седьмая проданная пачка сигарет в России была нелегальной. Доля контрафактной табачной продукции достигла 15,6% от всего объема продаж, что на 7,2 п.п. выше, чем за аналогичный период 2018 года.
Ранее эксперты аналитического центра при правительстве прогнозировали, что цены на сигареты существенно (примерно на 25%) могут вырасти в 2020 году в том числе из-за ввода обязательной маркировки продукции, однако впоследствии и игроки рынка, и единый оператор системы маркировки — ЦРПТ заявляли, что росту стоимости продукции способствует только увеличение акциза.
Первого июля 2020 года правительство выпустило постановление, позволяющее рознице самостоятельно маркировать остатки сигарет, которые магазины не успели распродать. Послабление коснулось только продукции, произведенной до 1 июля 2019 года.
За продажу немаркированного табака налагаются административные штрафы и конфискация немаркированной продукции. Так, для граждан они составляют от 2 тыс. до 4 тыс. руб., для юридических и должностных лиц — 50–300 тыс. руб. и 5–10 тыс. руб. соответственно.
Необходимость усиления администрирования Силуанов объяснил высокой долей контрафакта, который поступает из стран Евразийского экономического союза.
Как ранее указали исследователи Nielsen, каждая вторая пачка, за которую не уплачены акциз и другие налоги, попадает в Россию из стран ЕАЭС: на них приходится 55,4% нелегального рынка. Табачные изделия белорусского производства занимают 36% всего объема сигарет, нелегально продающихся в России, говорится в материалах Nielsen. Контрафакт, произведенный в Казахстане, составляет 8,9% нелегального рынка, за ним следует Армения с долей 8,8%.
«Мы прекрасно понимаем и видим, что сегодня существует большая доля нелегального сектора, завозимого из наших братских стран, в первую очередь Белоруссии и Армении. Вопрос маркировки помогает нам решать проблему обеления этого рынка. Мы видим необходимость ужесточения ответственности за реализацию немаркированной продукции, за контроль прохождения этой маркированной продукции до прилавка и меры, которые должны быть приняты вместе с нашими странами-соседями по контролю за поставками табачной продукции, потому что, как правило, поставщики, предположим, из Белоруссии поставляют продукцию в третьи страны, этот товар идет через Россию, до третьих стран не доходит, а здесь реализуется. Такую схему, как правило, мы видим», — пояснил министр.
«Еще раз говорю: ужесточение реализации и ужесточение нашего пограничного контроля и взаимодействия с коллегами из ЕАЭС», — добавил он.
Не все члены ЕАЭС одинаково стремятся к цели гармонизации акцизов, отмечает Олег Барвин. Белоруссия снизила план повышения акцизов на 2021 год — теперь он составляет 10% по сравнению с запланированными ранее 25%. «С такими темпами республика не приблизится к намеченной к 2024 году минимальной ставке €28 за 1000 сигарет. Необходимо уделить этому вопросу внимание на межгосударственном уровне», — говорит он. По его мнению, маркировка не единственный инструмент обеления рынка и будет эффективна в комплексе с другими мерами: например, введение минимальной цены на сигареты по аналогии с аналогичной мерой в алкогольном регулировании может стать подспорьем для правоохранительных органов.