Актуализированная редакция что значит
Актуализация ряда строительных норм и правил (СНиП).
Основным видом нормативных документов в области строительства ранее были строительные нормы и правила (СНиП) обязательные для применения. В них был отражен накопленный в течение нескольких десятилетий опыт проектирования и строительства зданий и сооружений различного назначения.
В настоящее время в России организован пересмотр и актуализация ряда строительных норм и правил.
Необходимость внесения изменений и дополнений в действующие строительные нормы и правила продиктована тем, что существующая нормативная база не обеспечивает установленный законодательством требуемый уровень безопасности, степень соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению, снижение энергозатрат, а также не отвечает нормам и требованиям международных стандартов.
Пересмотром и актуализацией СНиПов занимаются ведущие научно-исследовательские и проектные организации строительного комплекса.
После вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ актуализация ряда нормативных документов, в том числе строительных норм и правил, была приостановлена. И до 2008 года СНиП не актуализировались.
После вступления в силу Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 N 384-ФЗ началась масштабная работа по актуализации СНиП. В настоящее время процесс актуализации СНиП прошел уже несколько стадий.
В Перечень N 1047-р включено 83 СНиП (или частей СНиП), в Перечень N 2079 (после изменений от 18.05.2011) включено 49 СНиП (или частей СНиП).
Данные СНиП в соответствии с Техническим регламентом признаны сводами правил (СП).
В настоящее время обязательному применению подлежат разделы СНиП из Перечня N 1047 от 21.06.2010 до внесения в него изменений.
Новые СП (актуализированные редакции СНиП), которые не включены в данный перечень, применяются в добровольном порядке (дополняют обязательные требования) в части не противоречащей Перечню N 1047.
Официальная позиция Минрегиона по этому вопросу выражена в письме № 18529-08/ИП-05 от 15.08.2011 г.
В этом письме Минрегион сообщает, что в целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил, и до внесения изменений в Перечень N 1047-р применению подлежат СНиПы (см. также информацию на официальном сайте Минрегиона www.minregion.ru).
В связи с этим рекомендуется при разработке проектной документации ориентироваться на актуализированные редакции СНиП, а в проектных работах, которые уже ведутся, следует руководствоваться старыми редакциями СНиП, указанными в действующем Перечне N 1047-р.
Основная часть работы по актуализации строительных норм и правил (СНиП) уже проделана и необходимые изменения в Перечни N 1047-р и N 2079 должны быть внесены в ближайшее время.
Скачать копию «Перечень документов в области стандартизации» №2079 (в ред. от 02.07.2014).rtf
Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2010 г. № 2079 (ред. от 02.07.2014).
Письмо Минстроя России о статусах СНиП
Вопрос о статусах СНиП, правомерности их применения, постоянно возникает у проектировщиков. Руководители NormaCS решили направить в Минстрой России официальный запрос.
Исх. № 9 от 19 июня 2015 г.
Министерство строительства и ЖКХ Российской Федерации Департамент градостроительной деятельности и архитектуры.
Прошу разъяснить сложившуюся ситуацию: СНиП, указанные в Приложении № 1 к настоящему письму, были переработаны в соответствующие Своды правил (СП, актуализированные СНиП), которые в свою очередь включены в Постановление Правительства РФ № 41521 от 26 декабря 2014г. «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Поскольку нет никаких приказов, прочих нормативных актов, устанавливающих правопреемственность СНиП и СП (актуализированных СНиП), указывающих на замену одних другими, то сложилась ситуация, в которой нет однозначного толкования статуса, перечисленных в Приложении №1 СНиП. СНиП никто не отменял, значит они являются действующими документами добровольного применения, одновременно имеющие обязательные аналоги в виде Сводов правил (СП). Прошу определить и разъяснить статус СНиП, перечисленных в Приложении № 41 к настоящему письму: действуют или не действуют, заменяют ли СП эти СНиП, возможно ли применение СНиП и в каких случаях после 01.07.2015г.
Заместитель генерального директора
ЗАО Нанософт
Захлестин С.Ю.
Приложение №1. Список СНиПов и СП.
СНиП и Своды правил
1 | СНиП II-7-81* | Строительство в сейсмических районах | СП 14.13330.2014 | Строительство в сейсмических районах |
2 | СНиП II-22-81* | Каменные и армокаменные конструкции | СП 15.13330.2012 | Каменные и армокаменные конструкции |
3 | СНиП II-23-81* | Стальные конструкции | СП 16.13330.2011 | Стальные конструкции |
4 | СНиП II-26-76 | Кровли | СП 17.13330.2011 | Кровли |
5 | СНиП II-89-80* | Генеральные планы промышленных предприятий | СП 18.13330.2010 | Генеральные планы промышленных предприятий |
6 | СНиП II-97-76 | Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий | СП 19.13330.2011 | Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий |
7 | СНиП 2.01.07-85* | Нагрузки и воздействия | СП 20.13330.2011 | Нагрузки и воздействия |
8 | СНиП 2.01.09-91 | Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах | СП 21.13330.2012 | Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах |
9 | СНиП 2.02.01-83* | Основания зданий и сооружений | СП 22.13330.2011 | Основания зданий и сооружений |
10 | СНиП 2.02.02-85* | Основания гидротехнических сооружений | СП 23.13330.2011 | Основания гидротехнических сооружений |
11 | СНиП 2.02.03-85 | Свайные фундаменты | СП 24.13330.2011 | Свайные фундаменты |
12 | СНиП 2.02.04-88 | Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах | СП 25.13330.2012 | Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах |
13 | СНиП 2.02.05-87 | Фундаменты машин с динамическими нагрузками | СП 26.13330.2012 | Фундаменты машин с динамическими нагрузками |
14 | СНиП 2.03.11-85 | Защита строительных конструкций от коррозии | СП 28.13330.2012 | Защита строительных конструкций от коррозии |
15 | СНиП 2.03.13-88 | Полы | СП 29.13330.2011 | Полы |
16 | СНиП 2.04.01-85* | Внутренний водопровод и канализация зданий | СП 30.13330.2012 | Внутренний водопровод и канализация зданий |
17 | СНиП 2.04.02-84* | Водоснабжение. Наружные сети и сооружения | СП 31.13330.2012 | Водоснабжение. Наружные сети и сооружения |
18 | СНиП 2.04.03-85 | Канализация. Наружные сети и сооружения | СП 32.13330.2012 | Канализация. Наружные сети и сооружения |
19 | СНиП 2.04.12-86 | Расчет на прочность стальных трубопроводов | СП 33.13330.2012 | Расчет на прочность стальных трубопроводов |
20 | СНиП 2.05.02-85* | Автомобильные дороги | СП 34.13330.2012 | Автомобильные дороги |
21 | СНиП 2.05.03-84* | Мосты и трубы | СП 35.13330.2011 | Мосты и трубы |
22 | СНиП 2.05.06-85* | Магистральные трубопроводы | СП 36.13330.2012 | Магистральные трубопроводы |
23 | СНиП 2.05.07-91* | Промышленный транспорт | СП 37.13330.2012 | Промышленный транспорт |
24 | СНиП 2.06.04-82* | Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов) | СП 38.13330.2012 | Нагрузки и воздействия на гидротехнические сооружения (волновые, ледовые и от судов) |
25 | СНиП 2.06.05-84 | Плотины из грунтовых материалов | СП 39.13330.2012 | Плотины из грунтовых материалов |
26 | СНиП 2.06.06-85 | Плотины бетонные и железобетонные | СП 40.13330.2012 | Плотины бетонные и железобетонные |
27 | СНиП 2.06.08-87 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений | СП 41.13330.2012 | Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений |
28 | СНиП 2.07.01-89* | Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений | СП 42.13330.2011 | Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений |
29 | СНиП 2.09.03-85 | Сооружения промышленных предприятий | СП 43.13330.2012 | Сооружения промышленных предприятий |
30 | СНиП 3.02.01-87 | Земляные сооружения, основания и фундаменты | СП 45.13330.2012 | Земляные сооружения, основания и фундаменты |
31 | СНиП 3.06.04-91 | Мосты и трубы | СП 46.13330.2012 | Мосты и трубы |
32 | СНиП 11-02-96 | Инженерные изыскания для строительства. Основные положения | СП 47.13330.2012 | Инженерные изыскания для строительства. Основные положения |
33 | СНиП 23.02.2003 | Тепловая защита зданий | СП 50.13330.2012 | Тепловая защита зданий |
34 | СНиП 23-03-2003 | Защита от шума | СП 51.13330.2011 | Защита от шума |
35 | СНиП 23-05-95* | Естественное и искусственное освещение | СП 52.13330.2011 | Естественное и искусственное освещение |
36 | СНиП 31-01-2003 | Здания жилые многоквартирные | СП 54.13330.2011 | Здания жилые многоквартирные |
37 | СНиП 31-03-2001 | Производственные здания | СП 56.13330.2011 | Производственные здания |
38 | СНиП 33-01-2003 | Гидротехнические сооружения | СП 58.13330.2012 | Гидротехнические сооружения |
39 | СНиП 35-01-2001 | Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения | СП 59.13330.2012 | Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения |
40 | СНиП 41-01-2003 | Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха | СП 60.13330.2012 | Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха |
41 | СНиП 41-03-2003 | Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов | СП 61.13330.2012 | Тепловая изоляция оборудования и трубопроводов |
42 | СНиП 42-01-2012 | Газораспределительные системы | СП 62.13330.2011 | Газораспределительные системы |
43 | СНиП 52-01-2003 | Бетонные и железобетонные конструкции | СП 63.13330.2012 | Бетонные и железобетонные конструкции |
44 | СНиП II-25-80 | Деревянные конструкции | СП 64.13330.2011 | Деревянные конструкции |
45 | СНиП 3.03.07-87 | Несущие и ограждающие конструкции | СП 70.13330.2012 | Несущие и ограждающие конструкции |
46 | СНиП 3.06.03-85 | Автомобильные дороги | СП 78.13330.2012 | Автомобильные дороги |
47 | СНиП 3.06.07-86 | Мосты и трубы | СП 79.13330.2012 | Мосты и трубы |
48 | СНиП III-42-80* | Магистральные трубопроводы | СП 86.13330.2014 | Магистральные трубопроводы |
49 | СНиП II-11-77* | Защитные сооружения гражданской обороны | СП 88.13330.2014 | Защитные сооружения гражданской обороны |
50 | СНиП II-35-76 | Котельные установки | СП 89.13330.2012 | Котельные установки |
51 | СНиП II-58-75 | Электростанции тепловые | СП 90.13330.2012 | Электростанции тепловые |
52 | СНиП II-94-80 | Подземные горные выработки | СП 91.13330.2012 | Подземные горные выработки |
53 | СНиП II-108-78 | Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений | СП 92.13330.2012 | Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений |
54 | СНиП 2.05.09-90 | Трамвайные и троллейбусные линии | СП 98.13330.2012 | Трамвайные и троллейбусные линии |
55 | СНиП 2.06.07-87 | Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения | СП 101.13330.2012 | Подпорные стены, судоходные шлюзы, рыбопропускные и рыбозащитные сооружения |
56 | СНиП 2.06.09-84 | Туннели гидротехнические | СП 102.13330.2012 | Туннели гидротехнические |
57 | СНиП 2.06.14-85 | Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод | СП 103.13330.2012 | Защита горных выработок от подземных и поверхностных вод |
58 | СНиП 2.10.02-84 | Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции | СП 105.13330.2012 | Здания и помещения для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции |
59 | СНиП 2.10.03-84 | Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения | СП 106.13330.2012 | Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения |
60 | СНиП 2.10.04-85 | Теплицы и парники | СП 107.13330.2012 | Теплицы и парники |
61 | СНиП 2.10.05-85 | Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна | СП 108.13330.2012 | Предприятия, здания и сооружения по хранению и переработке зерна |
62 | СНиП 2.11.02-87 | Холодильники | СП 109.13330.2012 | Холодильники |
63 | СНиП 21-02-99* | Стоянки автомобилей | СП 113.13330.2012 | Стоянки автомобилей |
64 | СНиП 22-02-2003 | Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения | СП 116.13330.2012 | Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения |
65 | СНиП 31-06-2009 | Общественные здания и сооружения | СП 118.13330.2012 | Общественные здания и сооружения |
66 | СНиП 32-01-95 | Железные дороги колеи 1520 мм | СП 119.13330.2012 | Железные дороги колеи 1520 мм |
67 | СНиП 32-02-2003 | Метрополитены | СП 120.13330.2012 | Метрополитены |
68 | СНиП 32-03-96 | Аэродромы | СП 121.13330.2012 | Аэродромы |
69 | СНиП 32-02-99 | Тоннели железнодорожные и автодорожные | СП 122.13330.2012 | Тоннели железнодорожные и автодорожные |
70 | СНиП 34-02-99 | Подземные хранилища газа | СП 123.13330.2012 | Подземные хранилища газа |
71 | СНиП 41-02-2003 | Тепловые сети | СП 124.13330.2012 | Тепловые сети |
72 | СНиП 2.05.13-90 | Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов | СП 125.13330.2012 | Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов |
73 | СНиП 3.01.03-84 | Геодезические работы в строительстве | СП 126.13330.2012 | Геодезические работы в строительстве |
74 | СНиП 2.03.06-85 | Алюминиевые конструкции | СП 128.13330.2012 | Алюминиевые конструкции |
75 | СНиП 23-01-99* | Строительная климатология | СП 131.13330.2012 | Строительная климатология |
Недавно был получен ответ от Минстроя России, от директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры А.В.Белюченко.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Письмо от 13.07.2015 г. № 21606-АБ/08
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело письмо ЗАО «Нанософт» от 19 июня 2015 г. № 9 по вопросу применения нормативно-технических документов в области строительства н сообщает.
Вместе с тем Федеральным законом № 384-Ф3 установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения).
В соответствии с пунктом 5 постановления Перечень № 1521 вступил в силу с 1 июля 2015 года. С этого же дня распоряжение Правительства Российском Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р признано утратившим силу.
Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365. является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов н (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться во основании подтверждении их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, пе противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень № 1521, и нормам Федерального закона № 384-ФЗ.
Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры
А.В. Белюченко
В результате специалисты нашей компании прокомментировали ответ Минстроя РФ.
Ответ Минстроя России изобилует выдержками из Технических регламентов, Постановлений правительства и основополагающих Федеральных законов, некоторые положения которых неоднозначно могут быть истолкованы.
Цитата: «Действующие нормативно-технические документы, либо их части, не включенные в Перечень № 1521, включаются в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015г. №365 (далее Перечень № 365)». Конец цитаты.
Из изложенного следует, что все остальные документы, не вошедшие в Перечень № 365 являются не действующими при обеспечении требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Таким образом, статусы СНиП, перечисленных в приложении №1 к письму №9 от 19 июня 2015г., расценивается как «не действуют», поскольку рассматривают, как и своды правил, вошедшие в перечни № 1521 и № 365 вопросы по обеспечению безопасности зданий и сооружений.
В другой цитате письма-ответа изложено:
«Согласно части 4 статьи 16.1 Федерального закона 184-ФЗ «О техническом регулировании» применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в Перечень № 365, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов, в части, не противоречащей требованиям нормативно-технических документов, включенных в Перечень №1521, и нормамФедерального закона №384-ФЗ». Конец цитаты.
Логика второй цитаты:
Минстрой России уклонился от однозначного ответа на прямо поставленный вопрос.
Из одних положений письма № 21606-АБ/08 от 13.07.2015г. косвенно следует, что СНиП, включенные в приложение №1 к письму № 9 от 19 июня 2015г., не действуют, из других: разрешается применять вышеупомянутые СНиП, в части не противоречащей положениям стандартов Перечня №1521 и Технического регламента о безопасности зданий и сооружений ФЗ № 384.
В сложившейся обстановке неоднозначного толкования статусов СНиП и СП целесообразно явно указывать, именовать добровольно применяемую нормативно-техническую документацию в заданиях на проектирование и технических заданиях, исходя из принципов:
Актуализированная редакция что значит
В приказе № 2244 от 18.05.2011 приведен перечень документов (СП) с указанием после слова «кроме» разделов, частей и пунктов нормативного документа, включенных в Перечень национальных и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Кроме того, действует распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 г. № 1047-р, где также приведен перечень национальных стандартов и свод правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Получается, что одновременно действуют пункты СНиП до актуализации и актуализированная редакция СНиП. Какие нормативные документы необходимо применять при проектировании? Можно ли пользоваться только актуализированной редакцией СНиП (СП) и не ссылаться на неактуализированную редакцию?
При использовании нормативных актов всегда применяется нормативный акт с более поздней датой принятия или введения в силу. В случаях возникновения противоречия между нормативами используется нормативный акт с более поздней датой принятия. Соответственно, при наличии действующего СНиП и имеющемся при этом СП (в актуализированной редакции или с более поздней датой принятия), безусловно, при наличии противоречий всегда применяется СП с более поздней датой принятия, но при отсутствии противоречий используются оба норматива.
Актуализация нормативных документов в области строительства
Актуализация нормативных документов в области строительства
Карпов Владимир Львович
главный специалист отдела экспертизы пожарной безопасности и ГОЧС Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России
В современных условиях успешная реализация проектов строительства требует усовершенствования технического нормирования и создания единой системы технического регулирования. Необходима актуализация нормативных документов в области строительства.
Современное строительство – это динамично развивающаяся отрасль, активно внедряющая новые строительные материалы, инновационные технологии и сложные архитектурно-строительные решения с использованием нестандартных конструкций и узлов. Реализация уникальных и амбициозных проектов современного строительства, требующих масштабных инвестиционных программ, все чаще испытывает потребность в международном сотрудничестве России со странами, входящими в Евразийский экономический союз и Европейский союз. Все это диктует необходимость совершенствования технического нормирования и создания единой унифицированной системы технического регулирования.
В понимании профессионального строительного сообщества основная задача современного технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений заключается в устранении препятствий развития инвестиционно-строительной деятельности, исключении факторов сдерживания современных и передовых идей в области проектирования и строительства, модернизации отрасли и внедрения инноваций. В понимании профессионального строительного сообщества основная задача современного технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений заключается в устранении препятствий развития инвестиционно-строительной деятельности, исключении факторов сдерживания современных и передовых идей в области проектирования и строительства, модернизации отрасли и внедрения инноваций.
С принятием Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ), заложившего основы гармонизации российских норм с европейскими, началась активная фаза унификации российской нормативной базы и переход с предписывающего на параметрический метод технического регулирования.
Параметрический метод в настоящее время признан мировым сообществом как наиболее прогрессивный в силу того, что обеспечивает возможность применения альтернативных решений и методов их реализации для достижения преследуемой нормативным документом цели, внедрения инновационных технологий и материалов, оптимизации стоимости строительства и устранения избыточных административных барьеров.
Все это послужило толчком к активному внедрению системы «гибкого нормирования» в, том числе в области обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства как на стадии проектирования, так и в период эксплуатации. В короткие сроки были разработаны (актуализированы) и введены в действие стандарты и своды правил, которые вошли в перечни национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технических регламентов.
Попробуем сделать остановку в этом стремительном процессе преобразования и совершить небольшой анализ проделанной в столь сжатые сроки работы по актуализации и гармонизации нормативных документов в части требований пожарной безопасности. Зададимся вопросом, а получило ли профессиональное строительное сообщество долгожданное облегчение и удобство в работе, или все же вместе с позитивным результатом реформирования появились определенные сложности и новые административные барьеры.
Проведенный анализ вновь разработанных и актуализированных сводов правил выявил следующие отрицательные моменты:
Предлагаем вашему вниманию ряд негативных моментов на примере СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009».
В таблицах 6.8, 6.9, 6.10, 6.13 и 6.14 вышеуказанного свода правил пропала графа с определением степени огнестойкости здания, что привело к потере смыслового значения требований данных таблиц.
Проведем оценку семантической корректности предъявляемых требований на примере таблицы 6.13.
Согласно требованиям первой графы здания общеобразовательных организаций, образовательных учреждений дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций класса конструктивной пожарной опасности С0, с числом учащихся до 270 человек, могут быть не выше 2 этажей, а согласно требованиям, указанным для здания класса С0 во второй строке данной таблицы, этажность может быть одновременно и 5 и 9 этажей.
При этом число учащихся во второй строке таблицы для 5-этажных зданий увеличивается до 600 человек, а в 9-этажных зданиях количество учащихся никоим образом не ограничивается. Парадокс – чем серьезнее объект, тем меньше ограничений и требований к нему предъявляется.
Аналогичная ситуация и для таблиц 6.8, 6.9, 6.10, 6.14.
Например, согласно требованиям таблицы 6.14, одноэтажные здания спальных корпусов общеобразовательных организаций и интернатов при общеобразовательных организациях должны быть класса конструктивной пожарной опасности не ниже С0 с количеством учащихся не более 80 человек и одновременно могут быть класса конструктивной пожарной опасности С1 с количеством учащихся уже до 280 человек.
Ситуация дополнительно усложняется тем, что пункты СП 118.13330.2012, содержащие вышеперечисленные требования, входят в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 (далее – № 1521). В этой связи на практике неоднозначная смысловая нагрузка является очередным административным барьером на пути реализации проектов строительства. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 07.08.2014 было утверждено и введено в действие измене- ние № 1 СП 118.13330.2012. К сожалению, таблицы 6.8, 6.9, 6.10, 6.13 и 6.14, содержащие некорректные данные, не были приведены в надлежащий вид. В результате до настоящего времени данные принципиальные ошибки в СП 118.13330.2012, касающиеся социально-значимых объектов (детские сады, школы-ин- тернаты и т. п.), не устранены, несмотря на то, что с момента утверждения свода правил прошло уже 5 лет.
Внесение п.п. 6.9, 6.14, 6.23, 6.24, 6.25, 6.26, 6.28, 6.30, 6.32, 6.34 СП 118.13330.2012, предъявляющих требования к протяженности путей эвакуации, габаритам и количеству эвакуационных выходов, в перечень обязательных требований № 1521, ограничило для общественных зданий возможность подтверждения расчетным методом обоснованности принятых объемно-планировочных решений, обеспечивающих безопасную эвакуацию людей при пожаре.
Если ранее, в соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ, обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре возможно было подтвердить расчетом пожарного риска по утвержденным методикам, то с 01 июля 2015 г, согласно ч. 8 ст. 6 Федерального закона № 384-ФЗ при отступлении от обязательных требований СП 118.13330.2012 необходимо разрабатывать Специальные технические условия. Данное положение вещей создает дополнительный административный барьер и ограничивает развитие в России современных подходов противопожарного нормирования в строительстве с использованием механизмов оценки пожарного риска.
Тем самым не выполняется принцип «гибкого нормирования», заложенный в ч. 6 ст. 15 Федерального закона 384-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), и не реализуются основы параметрического метода технического регулирования.
Особо актуален данный вопрос при реконструкции и приспособлении для современного использования зданий и сооружений, являющихся памятниками архитектуры, где сохранение конструкций, объемно-планировочных решений, габаритов путей эвакуации и лестничных клеток является основной задачей согласно требованиям Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
У всех у нас еще свежа в памяти первая редакция Федерального закона № 123-ФЗ с требованиями к противопожарным разрывам и устройству проездов для пожарной техники. Требования Федерального закона с привязкой к конкретным числовым значениям явились на тот момент непреодолимым барьером для многих объектов, подлежащих реконструкции и приспособлению для современного использования, а также объектов нового строительства, на территориях исторической застройки. У всех у нас еще свежа в памяти первая редакция Федерального закона № 123-ФЗ с требованиями к противопожарным разрывам и устройству проездов для пожарной техники. Требования Федерального закона с привязкой к конкретным числовым значениям явились на тот момент непреодолимым барьером для многих объектов, подлежащих реконструкции и приспособлению для современного использования, а также объектов нового строительства, на территориях исторической застройки.
При определении перечня, национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ, не были учтены предыдущие ошибки.
Технические регламенты, выступают как документы федерального уровня обязательного применения. Требования технических регламентов должны содержать минимально необходимые требования и положения общего характера в части обеспечения необходимого уровня безопасности зданий и сооружений, а также предусматривать (регламентировать)
вариативность достижения этого самого уровня (соблюдение требований нормативных документов, проведение исследований, выполнение испытаний, оценка риска и т. д.).
Стандарты и своды правил должны являться документами добровольного применения и использоваться в качестве информационно-технических справочников, которые включают в себя детальные требования и процедуры, регламентирующие порядок выбора альтернативных решений для подтверждения соблюдения требований технических регламентов.
Анализ мирового опыта технического регулирования в области строительства, в частности в области обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства, говорит о правильности выбранного вектора развития технического регулирования в России, который, тем не менее, нуждается в определенных корректировках. Анализ мирового опыта технического регулирования в области строительства, в частности в области обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства, говорит о правильности выбранного вектора развития технического регулирования в России, который, тем не менее, нуждается в определенных корректировках. И, в частности, указанные выше примеры показывают недопустимость актуализации нормативных документов в спешном порядке. Появлению вновь разработанных (актуализированных) стандартов и сводов правил должна предшествовать кропотливая работа, основанная на анализе отечественных и зарубежных нормативных правовых и нормативно-технических документов, в которой должно участвовать все профессиональное строительное сообщество.