Актуальность изучения дисциплины основы медицинских знаний обусловлена тем что
Программа факультативного курса «Основы медицинских знаний»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г. БЕЛОЯРСКИЙ»
Зам. директора по УВР приказом СОШ №3
_________О.В.Меньщикова от «31» августа 2020 г. № 558
(факультативного курса «Основы медицинских знаний»)
на 2020-2021 учебный год
Учитель Беляковцев Е.В.
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей физической культуры, технологии, ОБЖ
Протокол № 1 «29» августа 2020г.
Руководитель МО _______________Л.А.Жижилева
РАССМОТРЕНО на заседании Педагогического Совета
Протокол № 1 от «31» августа 2020 г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «Основы медицинских знаний» для 10 класса разработана на основе:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413.
3. Примерная программа по основам медицинских знаний и здорового образа жизни 10-11 классов. Автор составитель А.Т. Смирнов;
4. Требований Правительства РФ от 31.12.1999г. № 1441 «Об утверждении положения о подготовке граждан РФ к военной службе».
Рабочая программа факультативного курса «Основы медицинских знаний» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук: анатомии, физиологии, гигиены, микробиологии. Содержание и структура курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьников, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к людям. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных медицинских понятий, рассмотрением медицинских явлений от клеточного уровня строения организма до организма в целом.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-целостного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о правилах оказания первой медицинской помощи, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности. Программа способствует углублению знаний старшеклассников по основам медицинских знаний, выработке дополнительных умений и навыков диагностирования заболеваний, оказания перовой доврачебной медицинской помощи, выполнению некоторых предписаний врача по уходу за больным. Содержание программы выстроено по следующим линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы поведения при неотложных состояниях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся основных понятий в области основ медицинских знаний.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
ü освоение знаний и приобретение навыков в области оказания доврачебной и первой медицинской помощи;
ü освоение умений при организации своего здорового образа жизни;
ü изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
ü изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни.
Факультативный курс «Основы медицинских знаний» призван наглядно показать учащимся необходимость и его возможности во всех областях нашей жизни. Содержание данного курса направлено на изучение сущности понятия «основы медицинских знаний», профессий, связанных с деятельностью в области медицины.
Одной из ведущих тенденций современного образования является его профилизация. Содержание учебного материала данного курса соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Факультативный курс призван развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору медицинского профиля учащихся; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости медицины в различных областях, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической медициной; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Программа предназначена для проведения занятий с обучающимися 10 класса по изучению основ медицинских знаний.
Изучение факультативного курса «Основы медицинских знаний» поможет проверить целесообразность выбора профиля дальнейшего обучения и будущей профессии выпускников.
— Формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.
— Профильная ориентация учащихся на продолжение образования, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни.
1. показать значение медицинских знаний в чрезвычайных ситуациях;
2. познакомить с медицинской терминологией;
3. привить навыки оказания первой помощи при различных видах повреждений;
4. помочь овладеть современными достижениями биологической науки в области гигиены и санитарии;
5. формировать осознанное отношение к своему здоровью;
6. использовать полученные знания для обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны здоровья школьников.
Общая характеристика факультативного курса «Основы медицинских знаний»
Цель: наряду с учебными дисциплинами гуманитарного цикла дать обучающимся необходимый объем знаний, навыков и умений в области гигиены и медицины, системно изложить знания о человеке, гигиенических факторах, оказывающих существенное влияние на психическое, физическое и социальное развитие личности человека. Выработать сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Данная программа имеет ряд особенностей:
— в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть определенными практическими навыками, научиться выполнять необходимые медицинские мероприятия;
— овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся;
— теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;
— каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут контролировать свои знания.
— формирование знаний у обучающихся о методах оценки количества и качества здоровья человека;
— вооружить учащихся знаниями и практическими навыками оказания первой доврачебной помощи в различных опасных для жизни ситуациях;
— содействовать воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физически и духовных качеств;
— дальнейшее формирование у учащихся умения самостоятельно находить материал и практически применять его;
— развитие положительных мотиваций сохранения и укрепления собственного здоровья обучающихся через овладение принципами здорового образа жизни;
— формирование представления о наиболее распространенных болезнях и возможностях их предупреждения;
— формирование системы знаний о влиянии экологии на здоровье человека; ознакомление с наиболее часто встречающимися неотложными состояниями и привитие практических навыков оказания доврачебной помощи.
В основе содержания обучения основам медицинских знаний лежит овладение обучающимися следующими видами компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой компетенции личностного самосовершенствования.
Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения обучающегося в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Круг вопросов, по отношению к которым обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения обучающегося научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационно-коммуникативные компетенции.
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности обучающегося по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Обучающийся должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждого уровня обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам обучающийся. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом предмет изучается в 10 классе по одному часу в неделю (35 часов). Курс предназначен для учащихся 10 класса естественно-научного профиля.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса
«Основы медицинских знаний»
ü знание основных принципов и правил отношения основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
ü реализация установок здорового образа жизни;
ü сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов.
ü умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
ü овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
ü умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать, определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
ü осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;
ü способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
ü умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
ü умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (организм человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);
приведение доказательств (аргументация) зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
В ценностно-ориентапионной сфере:
знание основных правил основ здорового образа жизни;
анализ и оценка влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере физической деятельности :
освоение приёмов оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах.
Программа элективного курса «Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь»
ГБОУ “Васильевская кадетская школа-интернат
им. Героя Советского Союза Н.Волостнова»
Программа элективного курса
«Основы медицинских знаний. Первая медицинская помощь»
1 квалификационной категории
Гришина Марина Анатольевна
«Ничего не будет, да ничего и не надо без человека»
В.В.Нестеров, Заслуженный учитель России.
Программа элективного курса «Основы медицинских знаний. Первая помощь» рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-11 кадетских классов по профилю МЧС. Программа реализуется как в сетке учебных часов, так и во внеурочное время.
Программа состоит из 6 разделов и 34 тем.
Теоретические знания позволят учащимся кадетских классов определять степень опасности полученных травм для самих пострадавших и вероятность аналогичных поражений у других, сформировать практические навыки оказания быстрой и эффективной доврачебной помощи, что поможет сохранить жизнь и здоровье людей.
Особенно важно иметь эти знания в случаях, требующих оказания человеку самой первой медицинской помощи в быту, на работе, поездке, путешествии, в школе, на улице. Ситуация, когда первая медицинская помощь может и должна быть срочно оказана пострадавшему человеку, когда спасателю приходится рассчитывать только на помощь оказавшихся рядом лиц, своих друзей или на собственные знания и силы своего организма, в повседневной жизни нередки. В ряде случаев правильно оказанная на месте помощь может сохранить жизнь пострадавшему человеку, предотвратить быстрое развитие необратимых изменений в его организме и обеспечить желаемый результат еще до доставки в лечебное учреждение.
В современных условиях значение доврачебной помощи еще больше возросло в связи с ростом чрезвычайных ситуаций различного происхождения.
Воспитание у кадет ответственности за жизнь людей, готовности оказать помощь пострадавшим в различных чрезвычайных ситуациях.
Формирование социального опыта кадета, осознание ими необходимости применять медицинские знания в нестандартных ситуациях.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основные задачи курса:
в сравнительно короткое время каждого занятия учащиеся должны овладеть практическими навыками для выполнения задач по спасению людей в условиях чрезвычайных ситуаций, действий по их предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
овладение практическими навыками предполагает активную самостоятельную работу учащихся;
теоретический материал неразрывно связан с практикой, и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;
каждое новое занятие курса содержит вопросы для повторения, и учащиеся могут контролировать свои знания.
овладение новыми практическими навыками оказания первой медицинской помощи, умение применять полученные знания на практике, выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помогать другим;
профессиональная ориентация и самоопределение кадет;
умение работать самостоятельно и в группе.
Требования к знаниям:
Выпускник кадетского класса должен знать:
Приемы оказания первой медицинской помощи
Средства для оказания первой медицинской помощи;
Выпускник кадетского класса должен уметь:
Применять полученные знания в практической деятельности при оказании первой медицинской помощи
Управлять своим поведением при общении с потерпевшими.
У учащихся должны быть сформированы компетенции:
1. Учебно – познавательные:
— определять наиболее рациональную последовательность при выполнении практических работ;
— самостоятельно оценивать свою деятельность
— уметь выделять причинно – следственные связи
— управлять своим поведением, настроением, своими потребностями и желаниями, сочетая их с интересами коллектива.
Первая медицинская помощь. (1 час)
Понятие первой медицинской помощи (ПМП). Мероприятия ПМП. Условия проведения ПМП. Правила поведения и правила общения с пострадавшими при оказании ПМП (последовательность действий).
Средства для оказания первой медицинской помощи. (2 часа)
Понятие «аптечка ПМП». Набор лекарственных препаратов и инструментарий.
Понятие «инъекция»: внутримышечная, подкожная, внутривенная. Набор инструментария и обращения с ним. Шприц, составные части, применение, проверка на герметичность. Иглы. Стерилизация инструментария. Профилактика после инъекционных осложнений.
Травмы. Патологические состояния. Первая помощь. ( 28 часов)
Нарушения сознания и первая помощь при них. Обморок: понятие, причины, признаки. Коллапс: понятие, причины, признаки. Кома: понятие, причины, признаки.
Практическая работа «Первая помощь при обмороках, коллапсах».
Раны и ранения. Понятие, классификация, причины, признаки.
Кровотечения. Понятие, классификация, причины, признаки. Остановка кровотечения – артериального, венозного, капиллярного, смешанного.
Практическая работа «Первая помощи при кровотечениях»
Переломы. Понятие, классификация, причины, признаки. Повреждения черепа. Признаки, классификация. Перелом свода черепа, перелом основания черепа, сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга.
Практическая работа «Первая помощь при переломах».
Повреждения лица. Ранение мягких тканей. Перелом нижней челюсти, признаки. Первая помощь при повреждении лица.
Практическая работа «Основные виды повязок на голову».
Повреждения органов зрения. Ушиб глаза, причины, признаки, первая помощь. Ранения век, причины, признаки, первая помощь. Проникающие ранения глаз, причины, признаки, первая помощь.
Практическая работа «Основные виды повязок при различных повреждениях глаз».
Повреждения грудной клетки. Перелом ребер, причины, признаки, первая помощь. Перелом грудины, причины, признаки, первая помощь.Ушиб грудной клетки. Пневмоторакс, понятие, симптомы, классификация
( открытый, закрытый). Первая помощь.
Повреждения живота и его органов. Ушиб брюшной стенки, признаки. Закрытое повреждение живота, его виды, признаки, первая помощь. Ранения живота, признаки, первая помощь. Ранения живота, признаки, первая помощь.
Повреждения позвоночника. Определение повреждений позвоночника, правила работы с пострадавшим. Повреждения грудных и поясничных позвонков, причины, признаки, первая помощь.
Решение ситуационных задач при повреждении позвоночника.
Повреждения лопатки и ключицы. Перелом лопатки, причины, признаки, первая помощь. Акромиальный вывих ключицы, причины, признаки, первая помощь. Перелом ключицы, причины, признаки, первая помощь.
Повреждения верхних конечностей. Травматический вывих плеча, причины, признаки, первая помощь. Перелом плеча, причины, признаки, первая помощь. Перелом, вывих предплечья, растяжения классификация, причины, признаки. Перелом костей кисти. причины, признаки, первая помощь
Практическая работа «Первая помощь при переломах и вывихах верхних конечностей».
Повреждения нижних конечностей. Вывих бедра, причины, признаки, первая помощь. Перелом бедра, причины, признаки, первая помощь. Растяжения. Повреждения коленного сустава: менисков, надколенника, голени.
Практическая работа «Первая помощь повреждении нижних конечностей».
Ожоги. Понятие, классификация, признаки, первая помощь. Обморожения. Понятие, классификация, признаки, первая помощь
Практическая работа «Первая помощь при ожогах и обморожениях».
Отравление. Классификация отравлений, признаки.
Решение ситуационных задач при отравлениях различной степени тяжести.
Утопление. Виды, признаки, помощь. Причины смерти впервые минуты после спасения.
Практическая работа «Этапы оказания первой помощи при утоплении».
Электротравмы и их последствия. Первая помощь. Шок. Виды шоковых состояний. Классификация. Первая помощь при шоке.
Укусы. Признаки. Первая помощь при укусах домашних и диких животных.
Попадание инородного тела в глаз, ухо, нос, дыхательные пути. Симптомы, причины. Первая помощь.
Травматическая ампутация конечностей. Причины. Симптомы. Первая помощь и неотложные действия.
Порядок действий при определении состояния и степени травмирования пострадавших.(1 час)
4.1. Осмотр пострадавшего. Приемы определения наличия сознания, дыхания, пульса. Особенности положения пострадавшего при различных травмах.
Реанимационные состояния и выбор способа в зависимости от конкретных условий и состояния пострадавшего. (2 часа)
Искусственное дыхание, способы и техника проведения. Классификация видов искусственного массажа: изо рта в рот, изо рта в нос, способ Сильвестра, способ Сильвестра-Боша, способ Шеффера, способ Нильсона, способ Кольрауша, способ Калистова. Особенности искусственного дыхания у детей.
Массаж сердца. Прямой массаж сердца. Понятие. Непрямой массаж сердца, правила массажа. Правила выполнения непрямого массажа сердца.
Первая помощь пострадавшим детям и подросткам.(1 час)
Возрастные особенности детей, которые надо учитывать при оказании первой медицинской помощи. Правила работы с пострадавшими детьми. Поведение, речь, общение. Вызов служб спасения.