Акыда в исламе что это
Значение акыды в языке и в Исламе
(Для начала) нам следует раскрыть значение и суть слова «акыда», а также науки, которая изучает её. Затем мы должны разъяснить основы акыды и указать на факторы укрепления этих основ. Итак, прося помощи от Аллаха, мы говорим:
а) Значение слова «акыда»
Акыда в лексическом значении указывает на связь, и это значение впоследствии было перенесено, расширено и стало указывать на уверенность сердца в постижении и представлении точного.
В терминологическом значении акыда указывает на неприкосновенное откровение, которое передалось от неприкосновенного, непогрешимого Посланника ﷺ, которое исповедует человек, решительно и уверенно связывая своё сердце с ним. Это также принципы (постулаты), в которые верит человек и с которыми он связывает своё сердце, а именно: принципы, связанные с Аллахом, с пророками, а также всё то, что опирается на откровения (например, Рай, Ад, события Судного дня и т. д.).
б) Наука, которая изучает, прививает акыду
Это та наука, которую учёные называют наукой единобожия (таухид), а некоторые называют рациональным богословием (калям). Это наука, которая изучает, рассматривает доказательства, опирающиеся на доводы разума и шариатский текст, и которая предоставляет неопровержимые доводы, стремясь к распространению достоверных принципов правильной акыды. Она также изучает подтверждение совершенной веры, доказывая существование Божественной Сущности, Его атрибутов и всего того, что обязательно, что возможно и что абсурдно в отношении Него.
Она также рассматривает доказательства веры в посланников и их совершенные качества и всю ту достоверную информацию относительно Рая, Ада, жизни в Барзахе, отчёта, воскрешения и состояния в Судный день, которые содержат их посланнические миссии. Также эта наука рассматривает доказательства, указывающие на существование ангелов, джиннов и обязанность уверовать в них. Также она изучает проблему предопределения (кадаъ и кадар) и многое другое. Посему она стала самой лучшей исламской наукой, которая является индивидуальной обязанностью для каждого мусульманина и каждой мусульманки, когда они достигают зрелости. А для каждого совершеннолетного, достигшего зрелости человека, будь то мужчина или женщина, обязательно изучать эту науку и понимать её в целом, а не детально.
Что касается конкретных, частных дел, второстепенных вопросов, то они являются коллективной обязанностью всех мусульман. Но всё же и эта наука с её второстепенными вопросами вменена в обязанность интеллигенции, особенно учёным, чтобы оберечь таким образом вероубеждения мусульман от всех сомнений, ложных увлечений и искажённых идей, разъяснить ложную акыду, которая отдалена (от истины) заблудшими течениями и враждебными элементами.
в) Правильная исламская акыда
Это та акыда, которая опирается на доказательства, основанные на шариатском тексте из ясных коранических аятов, а также достоверных хадисов Пророка ﷺ, и которая соответствует акыде сподвижников и их последователей, живших в лучшие века, а также отвечающая требованиям здравого разума и правильной логики, которые черпают из Книги Аллаха, сунны Его Пророка ﷺ и пути его благородных сподвижников, как об этом достоверно известно от Пророка ﷺ, сказавшего:
وأن هذه الأمة ستفترق على ثلاث وسبعين: اثنتان وسبعون في الناروواحدة في الجنة وهي الجماعة
«Поистине, эта община (умма) разделится на семьдесят три (течения): семьдесят два – в Аду, и одна – в Раю, и это – община (джамаа)» (передали Ахмад и Абу Дауд от Муавии. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)
Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:
إني قد تركت فيكم ما إن اعتصمتم به فلن تضلوا أبدا كتاب الله وسنة نبيه
«Поистине, я оставил среди вас то, благодаря чему вы никогда не заблудитесь, если будете этого придерживаться: Книгу Аллаха и сунну Его Пророка ﷺ» (передал аль-Хаким от Ибн Аббаса и сказал, что хадис с достоверным иснадом. См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, стр. 80)
Также достоверно известно, что Пророк ﷺ сказал:
وأنه من يعش منكم فسيرى اختلافا كثيرا فعليكم بسنتي وسنة الخلفاء الراشدين المهديين عضوا عليها بالنواجذ
«Кто поживёт из вас (сподвижников, мусульман), тот увидит много разногласий. Держитесь за мою сунну и сунну праведных халифов, наставленных на истинный путь. Цепляйтесь за неё зубами» (передали Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис». Также его передали Ибн Маджа и Ибн Хиббан в своём «Сахихе». См.: «Ат-Таргиб уа ат-Тархиб», аль-Мунзири, т. 1, стр. 84)
г) Акыда ахль ас-сунна уаль-джамаа
Поистине, ахль ас-сунна уаль-джамаа, которая является той группой, о которой Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Одна – в Раю, и это община (джамаа)» – это те, которые идут по пути Посланника Аллаха ﷺ, а также следуют пути его сподвижников и их последователей. Это – те, кто руководствуется на своём пути ясными аятами и достоверной сунной, используя благоразумное мышление и здравую логику. Их акыда сводится к следующему. Они верят в существование Аллаха, одного-единственного, Который описан всеми качествами совершенства и пречист от подобия и уподобления.
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ وَهُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Нет никого и ничего подобного Ему, Он Всеслышащий, Всевидящий» (42:11)
Они верят в посланников, пророков и всё то, что достоверно известно от них, верят, что они описаны качествами совершенства, которые соответствуют им, и очищены от всего того, что нарушает их благородную степень и непогрешимую благодаря пророчеству и пророческой миссии личность. Они верят в существование ангелов и джиннов, а также в существование жизни в Барзахе, а также Судного дня и всего того, что произойдёт в этот день, а именно – в воскрешение, отчёт, мост Сират, Рай и Ад. Они верят в это подробнейшим образом, как это подтверждают предания непогрешимых посланников. Они также верят в предопределение.
Если же в Кyр`ане или достоверном хадисе встречается что-либо, противоречащее абсолютному совершенству Аллаха и отличию Его от творений, или что-либо, противоречащее высокому положению посланников и пророков, то они оставляют этот священный текст без комментария (тафсир), разъяснений (таъвиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим). Или же дают по этому тексту комментарии, разъяснения (таъвиль), которые соответствуют абсолютному совершенству Аллаха и ясным аятам и текстам в рамках границ Ислама, общих правил и тех значений, на которые указывает арабский язык, который, в свою очередь, Всевышний сделал формой для смысла Своей речи. И поэтому акида ахль ас-сунна уаль-джамаа сохранилась, избежала опустошения смысла (та‘тиль), уподобления (ташбих) и антропоморфизма (таджсим) в отношении Творца. Также она была сохранена от одиночных, заблудших, искажённых мнений, равно как была сохранена от языческих идей и разрушающих её принципов.
Эта акыда ахль ас-сунна уаль-джамаа, которая зиждется на ясных аятах Кyр`ана и достоверной сунне, которая использует здравый ум и различные стили арабского языка, которая далека от искажённых представлений и языческих, антропоморфических идей, является акидой Посланника Аллаха ﷺ. Она же есть и акыда идущих по правильному пути сподвижников, она же – акыда.
Шейх Абдуль-Кадир Иса Дийаб, из книги: «Весы справедливости», стр. 110-114
Что такое акида
Акида – что это такое в исламе?
Акида — это убеждение или догмат в исламе, одна из основ мусульманского вероучения. Сие самая основа и непоколебимый стержень исламской религии, не подлежащий никаким изменениям. Именно акида позволяет истинному мусульманину сформировать верные представления о своей религии. Согласно исламской традиции такие убеждения напрямую влияют на жизнь на земле и в мире вечном.
Акида под собой подразумевает твердую уверенность в существовании Всевышнего, согласно Корану и Сунне. Темы акид строго ограничены священными книгами ислама, а конкретно Кораном и Сунной, со временем менялись лишь формы их изложения.
Также акида можно интерпретировать как “науку об исламском вероубеждении и его требованиях” или же наукой основ религии. Все остальные постановления ислама являются всего лишь ответвлениями акиды.
Краткая история
Необходимо отметить, что во время жизни пророка Мухаммеда такого понятия акиды как науки еще не существовало. В конце первого-начале второго века после Хиджры (переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину, традиционно считается началом отсчета исламского календаря), или же в VII – VIII веках н.э. в христианском летоисчислении, в исламской среде уже начались разногласия по поводу толкования отдельных аспектов мусульманской религии.
Первоначально акида являлась родом исламской литературы, представлявшим собой краткие публицистические тексты, выражающие позицию правоверного мусульманина или богословской школы по какому-либо вопросу ислама.
В период наивысшего расцвета исламской философии в IX-XI вв. появляются наиболее обстоятельные труды по данной тематике. Так как ислам являлся (и является) официальной доктриной стран Ближнего Востока, философия здесь тесно переплеталась с теологией, также влияние оказала и античная философская традиция. В это же время происходит становление мазхабов — религиозно-правовых школ ислама. Теперь в акиды вводятся так называемые доксографические части — теософские представления о различных богословских школах и сектах.
В X веке стали выделять две категории — “акида” и “и’тикад”. Данные разряды исламской теологии представляются как осмысление и подтверждение основных духовных, этических и юридических сводов и правил ислама. Вопреки существованию больших и доскональных толкований, в мусульманской среде по-прежнему наибольшей популярностью пользовались традиционные краткие агиды для общественного освещения основ исламской веры. В XI веке она окончательно становится официальным провозглашением правоверия в государстве.
Структура акиды
В основе акиды лежит “шахада” — подтверждение существования единого Бога — Аллаха, а также теоретическое обоснование пророческой миссии Мухаммеда. Она всегда начинается со слов “мы уверены, что…” или “наша религия убеждена, что…”.
Согласно теории исламского ученого Ахмада Зарукка, жившего в XV веке, акида состоит из трех видов познаний, которые в свою очередь представляют особенную троичную систему:
Понятие “хабар” нужно охарактеризовать отдельно. Он делится на 3 части:
Всё это необходимо подтверждать и совершать какими-либо действиями в соответствии с ними в течение всей жизни. Согласно религии, каждый мусульманин обязан знать как минимум пятьдесят таких акид, и для каждой из них правоверный мусульманин должен знать подробные доказательства и доводы.
Создатели самых известных акид. (века приведены от Р.Х.)
Лекция № 1: Исламская АКЫДА
Исламская акыда была передана человечеству через пророков, которые получали небесные откровения, Священные Писания. В них содержится вся полнота убеждений мусульманина, обязательных для каждого человека на земле.
«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него » (Коран, 17: 23).
«Мы отправили к каждой общине посланника: « Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута [2]«» (Коран, 16: 36).
Все пророки обращались к человечеству с призывом последовать путём истинных и правильных убеждений. Все небесные Книги были ниспосланы для того, чтобы донести до людей эти убеждения, а также разъяснить всё то, что портит их, разрушает или противоречит им. Каждый человек, прежде всего, должен стремиться к постижению и изучению правильных убеждений. И это особенно важно ввиду того, что на основе этих убеждений базируется счастье человека как в этой жизни, так и в следующей. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:
«Кто не верует в тагута, а верует в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять, которая никогда не сломается» (Коран, 2: 256).
Это значит, что если человек выпустит нерушимую рукоять этой акыды из своих рук, то ему не останется ничего, кроме фантазий и лжи. Что же может быть за пределами истины кроме заблуждения!?
«Все это потому, что Аллах – есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь» (Коран, 22: 62).
Таким образом, конечным пристанищем того, кто отказался от прочной рукояти исламской акыды, станет адское пламя, и как же скверна эта обитель!
Акыда – это то, во что верит человек, что он исповедует в своей жизни. Если акыда соответствует тому, что Аллах передал через Своих пророков и ниспослал в Своих Священных Писаниях, то это и есть истинная и правильная акыда. Если же акыда человека противоречит тому, что Аллах передал через Своих пророков и ниспослал в Своих Священных Писаниях, то она неизбежно приведёт человека к справедливому наказанию и бедственному положению, как в этой жизни, так и в Следующей.
Правильная, здоровая акыда спасает человека от возмездия Аллаха в день великого Суда. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Тот, кто встретит Аллаха, не поклоняясь никому наряду с Ним, войдёт в Рай. А тот, кто встретит Аллаха, поклоняясь кому-либо наряду с Ним, войдёт в Ад»[3].
«Воистину, Аллах запретил адскому пламени касаться того, кто сказал: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха», стремясь к Лику Аллаха»[4].
Правильной акыдой Всевышний Аллах стирает наши грехи. Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет им доволен Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Если ты придёшь ко Мне с грехами, по размеру подобными Земле, но не совершая многобожия, то Я приду к тебе с прощением, подобным ей по размеру»[5].
«…с грехами, по размеру подобными земле» — т.е. с таким количеством грехов, что будь они материальны, то заполнили бы собой всю или почти всю Землю. Однако условием достижения такого всеобъемлющего прощения является чистота акыды от многобожия, от любых его проявлений как больших, так и малых. Те люди, которые соответствуют данному условию, являются обладателями непорочных сердец, о которых Аллах сказал:
«В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (Коран, 26: 88-89).
Великий учёный Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Носителям чистого незапятнанного Единобожия (Таухид) будут прощены такие грехи, которые не будут прощены многобожникам. Если единобожник, не совершающий абсолютно никакого многобожия (ширк), предстанет перед Аллахом с грехами, по величине подобными земле, то Он даст ему прощение такого же размера. Но этого не произойдёт с тем, чьё Единобожие ущербно. Только чистейшее Единобожие, свободное от любого проявления ширка, имеет свойство искоренять грех без остатка, потому что оно содержит в себе любовь к Аллаху, возвеличивание и прославление Его, страх перед Ним и надежду на только Него Одного. Если же человек обладает этими прекрасными качествами души, то грехи его непременно будут стёрты, даже если они заполнят всю землю. Нечистоты грехов слабы, а Единобожие является надёжной защитой».
Именно правильные убеждения человека способствуют принятию Аллахом его добрых дел. Всевышний сказал:
А неправильные убеждения (особенно, если они связаны с многобожием и неверием) уничтожают праведные и добрые дела, совершённые человеком. Аллах (Велик Он и Славен) сказал:
«Тебе[6] и твоим предшественникам[7] уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния, и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (Коран, 39: 65).
Искажённые и неправильные убеждения, основанные на многобожии, делают Рай и прощение грехов запретным для своего обладателя, что непременно обеспечит ему вечное мучение в адском пламени. Аллах (Свят Он и Возвышен) сказал:
«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает» (Коран, 4: 47).
«Воистину, кто приобщает к Аллаху других богов, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет адское пламя, и у беззаконников не будет помощников» (Коран, 5: 72).
Правильная акыда оставляет свой благодатный след в сердцах людей, положительно сказывается на уровне общественной нравственности, а также помогает людям устраивать свою жизнь наилучшим образом. В качестве примера можно привести две группы людей, каждая из которых возвела здание мечети во времена жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Одна община построила мечеть, основанную на праведности и чистых убеждениях, с искренностью перед Всевышним Аллахом. Другая община построила свою мечеть, преследуя дурные цели, с грязными убеждениями и злым умыслом. Аллах велел Своему Пророку молиться только в той мечети, которая была основана на богобоязненности, и запретил ему молиться в мечети, основанной на неверии и коварстве. Аллах сказал:
«Те, которые построили мечеть для нанесения вреда, поддержания неверия, внесения раскола в ряды мусульман и создания заставы для тех, кто издавна сражается против Аллаха и Его Посланника, непременно будут клясться: «Мы не хотели ничего, кроме добра». Аллах свидетельствует, что они являются лжецами.
Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся.
Тот ли, кто заложил основание своего строения на страхе перед Аллахом и стремлении к Его довольству, лучше или же тот, кто заложил основание своего строения на самом краю обрыва, готового обвалиться, так что он обвалился вместе с ним в адское пламя? Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» (Коран, 9: 107-109).
Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Посланнику Аллаха, а также его семье и всем его сподвижникам.
Из книги «Aль-Иршад иля сахих аль-И’тикад»
Шейх Салих ибн Фаузан ибн Абдулла Аль-Фаузан
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Корректор текста: Тамки́н Р.Г.
Каноническая редакция: Максад Каримов
Для сайта – www.whyislam.to
Вопросы для проверки усвоения прочитанного:
1) Для чего Аллах создал людей и джиннов? Какую миссию они несут в этом мире? Обоснуй свой ответ доводом из Корана.
2) Аллах сказал: «…ухватился за самую надежную рукоять». Что такое «надёжная рукоять»?
3) Всё чему поклоняются помимо Аллаха, является ложью. Так ли это? Обоснуй свой ответ доказательством из Корана.
4) Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах запретил адскому пламени касаться того, кто сказал: “Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, стремясь к Лику Аллаха».
Ответь: достаточно ли человеку произнести слова «Ля иляха илля-Ллах», чтобы войти в Рай и избежать Ада? Как ты понимаешь данный хадис?
5) Какое деяние стирает все грехи, даже если они по количеству заполнят собою всю землю? Обоснуй свои слова доводом из Сунны.
6) Кто такие обладатели непорочных сердец?
7) Аллах обещал прекрасную жизнь мужчинам и женщинам, которые обладают двумя качествами, назови эти качества.
2) Совершение праведных дел.
8) Какой из грехов уничтожает все праведные дела человека? Приведи довод из Корана в подтверждение своих слов.
9) Если человек умирает, не покаявшись перед Аллахом в своих грехах, то Он может простить Его и после смерти и избавить от адского Пламени. Но существует грех, который Аллах не прощает после смерти, какой это грех? Обоснуй свой ответ доводом из Корана.
Наше вероубеждение: Акыда, калям и обязанность познания
Живой Ислам в Северной Америке
Исламский информационно-образовательный портал
Акыда — самая важная наука
Сегодня люди во всем мире тонут в океане знаний. Но мы барахтаемся, не имея четкого представления о том, что все это значит. От знаний, связанных с работой и учебой, до веб-сайтов, видео и социальных сетей — что из этого важно, актуально и заслуживает нашего внимания? К сожалению, мы часто пропускаем более масштабные и важные обсуждения. Большинство людей слишком заняты своей собственной мирской жизнью, и у них не хватает времени на размышления о смысле, существовании, смерти, и о том, что будет после неё. Мобильные телефоны в руках, развлекательные центры дома и кинотеатры в каждом районе города быстро отнимают свободное время для размышлений.
Тем не менее, тяга к истине живет глубоко внутри каждого человека. Это желание пробиться сквозь искусственный туман, чтобы увидеть скрытую действительность существования. Некоторые следуют этому влечению, исследуя естественные науки, другие — физический опыт, а третьи, к сожалению, игнорируют его, считая, что о нем не стоит думать. С этим тесно связан практический вопрос соответствующих руководящих принципов — различения правильного и неправильного, хорошего и плохого в нашей жизни. Здесь перед каждым человеком встают неизбежные вопросы:
В наше время крайне важно создать среду, которая будет отвечать на эти вопросы и давать людям цель, понимание и руководство. Мы должны создать среду самого важного вида знаний. Обращая наше внимание, указав на свой статус, Пророк ﷺ сказал: «Я самый богобоязненный среди вас, и я самый знающий о Нем». В этом кратком высказывании он ﷺ указывает на самое важное знание — знание о Всевышнем Аллахе. Оно является корнем всех полезных знаний, поскольку все, чему учил нас Пророк ﷺ, исходит из него. Всевышний Аллах сказал:
شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ
«Аллах свидетельствовал, что нет никого достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладатели знания (свидетельствовали это). Он поддерживает справедливость». (Cура «Алю Имран», аят 18)
По поводу этого аята Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Поистине, кто свидетельствует о Единственности Аллаха, то это — лучшее из знаний. Ибо именно знание об этом является самым важным и благородным из знаний. Поистине, знание увеличивает благородство в зависимости от благородства того, что познаётся. В то время, как Всевышний Аллах является самым величественным из всего существующего, то и знание о Нем будет самым величественным из знаний».
Таким образом, знание о Единственности Аллаха и Его атрибутов является величайшей из наук не только потому, что оно отвечает на эти неизбежные вопросы, но и потому, что на нем построены все остальные области знания. Оно известно как «аль-‘Ильм аль-Усуль» (основополагающее знание), потому что из него вытекают остальные четыре науки Шариата. Первая — «Тафсир» — это изучение атрибута Аллаха, Его Речи. Вторая — «Хадис», которая основывается на признании Пророка ﷺ, а это происходит только после признания Аллаха. Третье — «Усуль аль-Фикх» — это изучение доказательств решений, и все это восходит к Книге Аллаха. Четвертый — это «Фикх», который строится на его усуле.
Каждый человек, от нашего отца Адама (мир ему) до последнего мусульманина, либо принимает это знание, либо несет ответственность за его принятие. Действительно, каждое творение Аллаха, от одушевлённого до неодушевленного (помимо большинства людей и джиннов), принимает его. Правильно будет сказать, что хотя Шариаты каждого Посланника менялись, их акыда оставалась неизменной. Этого и следовало ожидать, поскольку акыда — это объяснение действительности, а действительность не меняется от поколения к поколению. Акыда начинается с познания Единственности Аллаха и Его атрибутов. Затем с того, что все творения являются результатом Воли Аллаха. Поэтому вполне логично, что акыда является самой важной из всех областей.
Стоит отметить, что акыда не означает веру в беспочвенное собрание мнений; скорее это убеждения, догмы и доктрины. Например, человек не говорит: «Я верю, что гравитация существует». Точно так же и мы не говорим: «Мы верим в существование Творца». Скорее, мы с уверенностью утверждаем: «Творец существует». Мы не говорим: «Мы верим, что Мухаммад ﷺ — посланник Аллаха». Скорее, «Мухаммад ﷺ — посланник Аллаха». Кто-то может посчитать этот момент незначительным, но после того, как вера и доказательства, подтверждающие акыду стали понятными, то нет причин отделять то, что известно физически, от акыды. Напротив, как мы увидим в будущих статьях, логика диктует, что большинство пунктов акыды имеют более прочную основу, чем известные физические законы.
Необходимость в каляме
Каждое поколение испытывает большую потребность в той или иной науке. В наше время у людей практически отсутствует понимание вероучения. Под этим я подразумеваю не повторение шести столпов веры, а твердую убежденность в истинности этих столпов, основанную на прочном логическом и текстовом фундаменте. Современное поколение нуждается в науке под названием «Калям». Даже другие религии обращаются к трудам мусульманских ученых по каляму, чтобы поддержать общие основные убеждения, такие как существование Творца.
Калям — это наука о Единственности Аллаха и Его атрибутов, с помощью которой исламские убеждения утверждаются путем изложения доказательств (как логических, так и основанных на текстах) и устранения сомнений. Имам ат-Тафтазани в своем «Шарх аль-Акаид» пишет:
«[Калям] — это безопасность от разнообразной тьмы сомнений».
Он был разработан для дальнейшего объяснения и защиты акыды, подобно тому, как фикх развивается для того, чтобы дать понимание новых постановлений и старых. Например, если наша акыда заключается в том, что Аллах является Творцом всего сущего, то калям объясняет нам, почему каждое условное и возможное существование должно указывать на предвечное и необходимое Существование.
Существует богатая традиция объяснения и защиты акыды, которая возникла вскоре после смерти Пророка ﷺ. Во времена Пророка ﷺ разногласий в вероучении не существовало, поскольку сподвижники были чистыми сердцем людьми, пьющими напрямую из фонтана пророчества. Если возникали какие-либо разногласия, они быстро разрешались простым вопросом к нему ﷺ.
После его смерти возникли различные группы, такие как мутазилиты (первая группа, придерживающаяся убеждений, прямо противоречащих ясному Писанию), рафидиты, хавариджи и др. Эти группы придерживались девиантных позиций, несовместимых с тем, что было передано от Пророка ﷺ и его сподвижников. В то время как разногласия в других областях, таких как фикх, более терпимы, Пророк ﷺ предупреждал нас о разногласиях в акыде:
وَإِنَّ بَنِي إِسْرَائِيلَ تَفَرَّقَتْ عَلَى ثِنْتَيْنِ وَسَبْعِينَ مِلَّةً وَتَفْتَرِقُ أُمَّتِي عَلَى ثَلاَثٍ وَسَبْعِينَ مِلَّةً كُلُّهُمْ فِي النَّارِ إِلاَّ مِلَّةً وَاحِدَةً قَالُوا وَمَنْ هِيَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ مَا أَنَا عَلَيْهِ وَأَصْحَابِي
«Поистине, сыны Исраиля разделились на 72 течения, а моя умма разделится на 73 группы. Все они войдут в Огонь (на время), кроме одной группы. Пророка спросили: «О Посланник Аллаха, кто они?» Пророк ﷺ ответил: «Те, кто на моем пути и пути моих сподвижников (сахаба)».
Отклонение в вероучении может варьироваться от бид’а (нововведения) до куфра, и иметь последствия как в этом, так и в следующем мире. Из этого следует, что мы должны тщательно следить за нашим пониманием об Аллахе и действительности. Калям, как и фикх, усуль аль-Куран, усуль аль-Хадис и другие науки, возник с целью защиты и распространения основных исламских учений. Почти все сегодняшние нападки на акыду являются старыми и переработаны сотни, если не тысячу лет назад. На эти нападки, будь то со стороны философов, атеистов или других религий, ученые каляма убедительно отвечают, правильно используя инструменты конкурирующих идеологий, такие как философия, логика и естественные науки для защиты акыды.
Иногда калям может показаться очень абстрактным и сложным для неподготовленного ума. С определенными людьми и в определенные времена его лучше не обсуждать, так как это может привести к путанице вместо ясности. Пророк ﷺ не просил людей доказывать свои убеждения, а просто верить. Во времена, когда заблуждения встречаются редко и люди естественным образом следуют Исламу в общинном масштабе, калям среди простолюдин не нужен. Имам Абу Юсуф, абсолютный муджтахид и ученик имама Абу Ханифы, сказал Бишру аль-Мариси:
«Тот, кто ищет знания через калям, стал неверующим».
Подобные высказывания приписывались и другим известным ученым, но эти высказывания относились к тем, кто неправильно использовал инструменты каляма, чтобы прийти к идеям, противоречащим Ахлю Сунна валь-Джама’а. Однако, когда заблуждение процветает, как в современном мире, люди следуют своим прихотям и пытаются оправдать их с помощью ошибочной философии и чувств, тогда калям необходим. В нужные времена калям был необходимым инструментом, освещающим истину Ислама против лжи атеизма, агностицизма и других религий.
«Истина заключается в том, что наука калям является обязанностью мусульман (ваджиб ‘аля аль-кифайя). Должен существовать тот, кто будет выполнять эту обязанность от имени мусульман».
Что касается вышеприведенного высказывания имама Абу Юсуфа, то он ссылался на таких, как аль-Мариси, который был неверующим из секты джахмитов, использовавшим инструменты мутакаллимов против правильной акыды. Подобным образом, такие великие ученые, как имам Абу Ханифа, Наджмуддин ан-Насафи и Камаль ибн аль-Хумам из числа ханафитов занимались калямом по мере необходимости.
Познание (ма’рифа) — это обязанность
Первое внимание в каляме обращено к первому пункту акыды — Всевышнему Аллаху. Точнее, оно касается познания Аллаха. По общему мнению, познание (ма’рифа) Аллаха является обязательным для каждого человека, обладающего здравым разумом (аль-акль) и достигшего совершеннолетия (аль-балиг).
Обладатель здравого разума — это такой человек, который способен различать добро и зло, пользу и вред. По Шариату ребенок достигает совершеннолетия и становится взрослым к 15 годам хиджры, а при наличии признаков полового созревания — раньше. На самом деле некоторые ученые, в частности иракские ханафиты, сделали ма’рифа обязательным для разумного ребенка еще до его совершеннолетия. Как только человек может понять доказательства в пользу Творца, он и взрослый человек становятся похожими в этом отношении. Недопустимо, чтобы Аллах оставался неизвестным для человека, наделенного интеллектом.
أَيَحْسَبُ الْإِنسَانُ أَن يُتْرَكَ سُدًى
«Неужели человек полагает, что его оставят в покое (и не будет Суда и воздаяния)?» (Сура «Аль-Кыяма», аят 36)
Это указание Аллаха на то, что Он не оставит нас без внимания от достижения ма’рифа. Познание Аллаха — это первая обязанность человека, потому что все остальные обязанности в религии основаны на ней и вытекают из нее. Молитва и пост требуют познания и принятия Творца в первую очередь. Это предписано в Коране:
فَاعْلَمْ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا اللَّهُ
«Знай же, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха». (Сура «Мухаммад», аят 19)
Имам Абу Юсуф передал от имама Абу Ханифы, который овладел акыдой прежде, чем перейти к фикху:
«Незнание своего Творца не является оправданием ни для кого, когда он видел сотворение небес, земли, самого себя и всех творений своего Господа».
Ученые по акыде дают очень конкретное определение познания. Имам Абу Ханифа в книге «Аль-Фикх аль-Акбар» определил его так:
«Мы познаём Аллаха, поскольку это Его право быть познанным, так, как Аллах описал Себя в Своей Книге со всеми Своими атрибутами».
Кто-то может возразить: «Как можно познать Аллаха?». Действительно, никто не может полностью постичь зат (сущность) или сыфат (атрибуты) Аллаха. Однако ма’рифа означает познать Его, подтверждая то, что Он подтвердил о самом Себе, и отрицая то, что Он отрицает от Себя в Священном Коране и хадисах. Это означает делать всё это, не проводя никакого сходства между Ним и другими, и не отрицая ни одного из Его подтвержденных качеств.
Ислам начинается с глубокого осознания — нашим разумом, нашими благами, нашим существованием и вообще всем мы обязаны Творцу. Следовательно, мы обязаны познать Его как можно лучше. Это тем более актуально в сегодняшней атмосфере постоянно растущего атеизма и заблуждений.
Мы обсудим методы достижения ма’рифа в одной из следующих статей, иншаАллах. Здесь же мы ограничимся тем, что ма’рифа — это первая и главная обязанность каждого ответственного по Шариату человека. Сегодня его лучше всего приобретать интеллектуальным путем посредством изучения каляма. Каждый человек должен предпринять необходимые шаги, чтобы укрепить свою собственную убежденность в Исламе и убежденность окружающих его людей, мусульман и немусульман. Мы просим Аллаха о тауфике.