Аленький цветочек что это
Аленький цветочек: что он значит?
Самый красивый, самый прекрасный цветок в мире, краше его во всём свете нет. В.И. Даль записал народную пословицу: «Алый цвет мил на весь свет». Все о нём знают, но никто из современных людей его не видел. Говорят, что Аленький цветочек светится днём и ночью. Это один из Жар-цветов, светящийся всегда. Если прислушаться – можно услышать издаваемую им музыку или его тихий разговор с вами и другими существами в округе. Ещё о нём, о его благоухании в сказке говорится: «Запах от цветка по всему саду бежит».
Он волшебный – может переносить человека из одного мира (царства) в другой, может изменять и останавливать течение времени, делать человека невидимым и счастливым, исцелять от болезней и защищать его от врагов и многое-многое другое. В сказке он таинственным образом связан с заколдованным царевичем – «зверем», который своим внешним обманчивым видом «чудища» пугает и отгоняет непрошеных гостей, а на самом же деле – лелеет и охраняет божественный цветочек. У каждого такого особого Цветка есть свой защитник и хранитель.
Цветок этот так прекрасен и чудесен, что воплощает собой всю красоту мира, высшее возможное на земле счастье, красоту человеческой души. Словно он кем-то принесён в наш мир из обители светлых богов славянских – Ирия Небесного – и оставлен здесь в дар людям.
Редко кто может встретить и увидеть Аленький цветочек – для человека это большое счастье. Но суметь его удержать, хотя бы на время, и научится им пользоваться, дано только самым чистым душой людям.
Аленький цветочек в «Толковом словаре» В.И. Даля
В «Толковом словаре» В.И. Даля говорится о смысловых особенностях цвета, называемого людьми «алый»: ясный, чистый цвет, резко отличающийся от окружающих; присущий молодости, полный жизнедательной силы – «Алеет, поколе молодеет».
«Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежалися, и не знает он на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо. И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У чесного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; и возговорил купец голосом радостным:
«Вот Аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
И проговорив таковы слова, он подошёл и сорвал Аленький цветочек. В ту же минуту, безо всяких туч, блеснула молния, и ударил гром, земля зашаталася под ногами, – и вырос, как будто из земли, перед купцом зверь не зверь, человек не человек, а какое-то чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким: «Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моём саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его, как зеницу ока моего и всякий день утешался на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни…. Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью безвременной. ».
(«Аленький цветочек» С.Т. Аксаков)
«И приснился ему ночью сон, будто нашёл он Алый цветок, а в середине его большую прекрасную жемчужину. Цветок он сорвал и пошёл с ним к замку, и к чему он ни прикасался тем цветком, всё освобождалось от злых чар; и приснилось ему ещё, что и Йоринду он нашёл благодаря тому же цветку.
Проснулся он утром и стал искать по полям и горам, не найдётся ли где такой цветок. Он всё искал и на девятый день нашёл на рассвете Алый цветок. И лежала внутри цветка большая росинка – такая большая, словно жемчужина. Пошёл он с этим цветком, и он шёл целый день и целую ночь в сторону замка. Он подошёл к нему на сто шагов, и никто его не остановил, и вот подошёл он к самым воротам. Сильно обрадовался Йорингель, прикоснулся цветком к воротам – и распахнулись они перед ним…».
(«Подарки доброй феи», сказки братских народов)
Аленький цветочек (сказка)
«А́ленький цвето́чек» — сказка русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, записанная им «со слов ключницы Пелагеи». [1] По мнению некоторых исследователей, сюжет является заимствованием из сказки мадам де Бомон «Красавица и чудовище», [2] самый ранний схожий мотив встречается в сказке древнеримского писателя Апулея об «Амуре и Психее», пересказанной в романе «Золотой осёл». [3]
Сказка была впервые напечатана Аксаковым в 1858 году в приложении книги «Детские годы Багрова-внука», чтобы, по признанию самого автора, «не прерывать рассказа о детстве».
Содержание
Сюжет и его анализ
В сказке повествуется о заколдованном юноше, обращённом в чудище, и о девушке, которая силой самоотверженной любви возвращает ему человеческий облик.
История пересказана автором истинно народным языком, лиричным и напевным русским говором. [4] Например, когда младшая дочь купца находит «зверя лесного, чудо морское», по своём возвращении от родных, мёртвым, это описывается следующим образом:
Помутилися её очи ясные, подкосилися ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный Друг, я люблю.тебя как жениха желанного. »
Юрий Поринец пишет, что «уникальный и не имеющий собственного имени в мире цветов, аленький цветочек, в сказке, вероятно, является символом чуда единственной любви, входящей в жизнь человека, встречи двух людей, предназначенных друг для друга». [4]
Источники сюжета
По словам Аксакова, впервые он услышал сюжет «Аленького цветочка» от ключницы Пелагеи в своем детстве. Впоследствии писатель удивлялся сильному сходству сюжета с прочитанной позже сказкой под названием «Красавица и Зверь» из переводного сборника «Детское училище, или Нравоучительные разговоры между разумною учительницею и знатными разных лет ученицами, сочинённые на французском языке госпожой Лепренс де Бомон». Позднее Аксаков присутствовал на спектакле в Казанском театре, где давали оперу А. Э. М. Гретри «Земира и Азор», либретто которой было написано на основе всё того же произведения Бомон. [5]
Культурное влияние
Сказка является популярной и часто издаётся на русском языке для детского чтения. Первым иллюстратором был Николай Алексеевич Богатов (1854—1935), создав несколько чёрно-белых рисунков для альманаха «Волшебный фонарь». Известна также цветная федоскинская лаковая миниатюра «Аленький цветочек» за авторством В. Д. Липицкого (р. 1921), которая встречается в росписи шкатулок, также использована в оформлении 16-копеечной почтовой марки СССР от 1977 года [6]
ЧТо символизирует Аленький цветочек
Что символизирует Аленький Цветочек?
Все читали «Аленький цветочек Тимофея Аксакова и знают, что это сказка про трёх сестёр.
Батюшка уезжает в дальние страны и дочки заказывают ему подарки. Старшая просит отца золотой венец из камениев. Она твёрдо стоит на земле, для обеспеченного отца это не проблема. Он знает сколько это стоит и где это приобрести. «Работа будет немалая: да для моей казны супротивного нет». –говорит он.
Средняя тоже просит «тувалет из хрусталю восточного», чтобы глядя в него, она видела « всю красоту поднебесную» и чтоб, смотрясь в него, она «не старилась и красота б её девичья прибавлялася».
Старшие дочери созрели, стоят твёрдо на ногах, знают, что мир реален и материален. Отцу под силу и по средствам купить им подарки. Младшая –самая добрая и самая любимая дочь посылает любимого отца на погибель. Для чего? Чтобы подивиться этим цветком. Она даже не задумывается, что Отец будет рисковать жизнью и может погибнуть, доставая ей этот цветочек.
Отец с подарками возвращается домой.
«Старшие дочери от радости рехнулися, унесли свои гостинцы в терема высокие и там, на просторе, ими досыта потешалися. Взяла дочь меньшая цветочек аленький ровно нехотя, целует руки отцовы, а сама плачет горючими слезами».
Отец рассказывает дочерям всё, что с ним приключилося, и спрашивает, хотят ли они избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, к чуду морскому.
Старшие дочери отказываются:
«:- Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал аленький цветочек.»
«Меньшая сестра в дальний путь собирается и берёт с собою цветочек аленький в кувшине позолоченном».
Дочка, получив подарок, пользуется им один день (восемь часов) и отправляется в логово чудища. Она должна заплатить за этот подарок молодостью красотой и жизнью. Инфантильная жертва своего любопытства, жертва неясных желаний получает по своим запросам.
Что символизирует сей цветочек? Сколько стоит? Почему за обладание цветком надо так дорого платить? Цена цветочка- жизнь отца или одной из дочерей. Что это может быть? Может, это тайное знание? А может это супружество?
Ведь супружество –это постепенное узнавание тёмных сторон друг друга. Поначалу невесту пугают мужские желания, пугает физическая сторона брака. Не всегда близость особенно первая красива, она может оставить глубокие душевные раны до конца жизни.
Подарок(Не знаю что, не знаю где, не знаю зачем).
Может, АЦ означает взросление и она просит таким образом отца найти ей мужа? Или это сумрачный мужской мир? Это взросление. Младшая дочь платит за то, что реальная жизнь её не интересовала, и она жила а выдуманном мире, куда и благополучно попадает.
Поначалу «муж» ей не докучает, нормировано подготавливает к знакомству. Они ведут беседы. Он дает ей привыкнуть в начале к голосу, потом показывает и «лицо противное и тело безобразное»:
«руки кривые, на руках ногти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные»
Может быть, так выглядит женский страх замужества и знакомства с мужским миром?
Пройдя через все испытания, девушка встречается с прекрасным принцем. Получается, что она преодолела свои страхи и разглядела в женихе прекрасные черты?
История «Аленького цветочка» С. Т. Аксакова
[ Дальше. ]
Впервые русские читатели познакомились с «Аленьким цветочком» более 160 лет тому назад, когда известный писатель С.Т. Аксаков опубликовал свою автобиографическую книгу «Детские годы Багрова-внука», рассказывающую о своем детстве, проведенном на Южном Урале, в родовом имении в селе Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области. Усадьба, которая называлась Ново-Аксаково или Знаменское, было основано в конце 60-ых годов XVIII века дедом писателя Степаном Михайловичем Аксаковым.
В этой книге повествуется, в частности, и о том, как во время болезни ключница Пелагея рассказывала ему сказки. Среди них – волшебная история про купца, привезшего своей дочери аленький цветочек.
«В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек. Много у него было всякого богатства, дорогих товаров заморских, жемчугу, драгоценных камениев, золотой и серебряной казны; и было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех. »
Писатель так об этом рассказывал: «Скорому моему выздоровлению мешала бессонница. По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица рассказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать. Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная. села у печки и начала говорить, немного нараспев: «В неком царстве, в неком государстве. ».
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. ».
Пелагея была дочерью крепостного крестьянина Оренбургской губернии.В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. Там она прожила 20 лет, вышла замуж, овдовела. Служила в купеческих домах, даже у персидских купцов, где слышала восточные сказки — в том числе знаменитую «Тысячу и одну ночь». Узнав, что старый хозяин умер, а новые хозяева теперь Аксаковы, она вернулась в поместье. Пелагея была ключницей в доме Аксаковых. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга.
У Пелагеи был особый дар рассказывать сказки, она их на свой манер «литературно перерабатывала», а, так же, создавала свои.
Прошло много лет.
Осенью 1854 года в подмосковное Абрамцево, где он жил почти безвыездно, приехал из Петербурга средний сын, Григорий, и привез с собою пятилетнюю дочь Оленьку. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку. Дедушка, а где лесной Мишка живет. Дедушка, расскажи сказку. »
И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал. Но сказки – не было. Погостив, Оленька уехала. Настала зима. 26 декабря 1854 года ей исполнилось шесть лет, и дедушка послал ей подарок: стихотворение – совершенно детское и гениальное в простоте своей:
Обещание свое дед исполнил, хоть и не через год, а немного позже, уже почти перед смертью. К тому времени он был очень болен и почти слеп, поэтому сам не писал, а диктовал дочерям свои воспоминания.
Сам Аксаков так писал сыну Ивану: «Я теперь занят эпизодом в мою книгу: я пишу сказку, которую я в детстве знал наизусть и рассказывал на потеху всем со всеми прибаутками сказочницы Пелагеи. Разумеется, я совсем забыл о ней; но теперь, роясь в кладовой детских воспоминаний, я нашел во множестве разного хлама кучку обломков этой сказки, а как она войдет в состав «Дедушкиных рассказов», то я принялся реставрировать эту сказку».
Какие бы времена и нравы не господствовали, люди всегда тянутся к сказке, к торжеству добра. «Аленький цветочек» — иллюстрация торжества света над тьмой, добра над злом, любви над ненавистью. Сказка учит тому, что цели необходимо добиваться добротой и человечностью. Только они должны быть вознаграждены, а подлость и зависть не могут воздаться счастьем и удачей.