Алфавит что это такое определение 5 класс
Значение слова «алфавит»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Консонантно-вокалические алфавиты — буквы обозначают как гласные, так и согласные;
Консонантные алфавиты — буквы обозначают только согласные, гласные могут обозначаться с помощью специальной системы диакритических знаков (огласовки);
Слоговые алфавиты — буквы обозначают целые слоги, причём слоги с одинаковой согласной, но разные гласные могут обозначаться близкими знаками (т. н. абугиды, типа индийского письма), а могут быть совершенно разными (напр., кана); в узком смысле может не считаться алфавитом.
Использование знаков для отдельных фонем ведёт к значительному упрощению письма в результате сокращения количества используемых знаков. Также, порядок букв в алфавите является основой алфавитной сортировки.
Относительная сложность фонетических систем различных языков обуславливает наличие алфавитов неодинакового размера. Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв — 72 — содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее — 12 (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v) — в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). (Эта буква там обозначала согласный звук, но современная «о» произошла от неё).
АЛФАВИ’Т, а, м. [от греч. alpha и bēta — названий первых двух букв греч. азбуки]. 1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. Расставить книги по алфавиту авторов. || Совокупность всех букв, принятых в письменной системе какого-н. языка. Тюркские народности перешли с арабского алфавита на латинский. 2. Перечень слов или имен, расположенных по порядку букв, принятых в азбуке; алфавитный указатель. К книге приложен а. собственных имен.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
алфави́т
1. перечень букв, знаков какой-либо системы письма ◆ Она сообщает ученику, что французский алфавит состоит из стольких-то и стольких-то букв; когда она хочет продолжить свое преподавание в том же школьном духе, молодой ученый останавливает ее и говорит, что поскольку он окончил и гимназию, и университет, то ему не надо начинать — вот именно — с азов, а лучше сделать так: взять какую-либо книгу и попробовать переводить, останавливаясь на том Юрий Олеша, «Книга прощания», 1930—1959 г. ◆ Когда человечество перешло на единый алфавит, названный линейным по отсутствию сложных знаков, фильмование даже старых книг стало еще более простым и доступным автоматическим машинам. Иван Ефремов, «Туманность Андромеды», 1956 г. ◆ Я потихоньку делал кальки и зарисовки, хотя уже ясно: алфавит этот нам не по зубам. Андрей Лазарчук, Михаил Успенский, «Посмотри в глаза чудовищ», 1996 г.
2. порядок букв, принятый в азбуке; сама такая книга ◆ В тайной своей канцелярии Варфоломеич не стал долго размышлять, раскрыл алфавит — зеркало жизни — на букву П, быстро нашел требуемый номер и взял с полки пачку ордеров генеральши Поповой. Ильф, Петров, «Двенадцать стульев», 1927 г. (цитата из НКРЯ)
Значение слова алфавит
Словарь Ушакова
1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. Расставить книги по алфавиту авторов.
| Совокупность всех букв, принятых в письменной системе какого-нибудь языка. Тюркские народности перешли с арабского алфавита на латинский.
2. Перечень слов или имен, расположенных по порядку букв, принятых в азбуке; алфавитный указатель. К книге приложен алфавит собственных имен.
Словарь лингвистических терминов
(от названий первых двух букв греч. азбуки alpha и beta — в среднегреческом произношении «вита»). Совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом для данного языка (или языков) порядке. Русский алфавит. Латинский алфавит.
Этимологический Словарь Русского Языка
В русском языке слово «алфавит» известно с XVI в. в значении «словарь». Во французском и других западноевропейских языках слово известно раньше – с XIV–XV вв.
Этимологически слово предположительно восходит к позднегреческому alphavitos – «алфавит». В европейских языках первоисточником является позднелатинское (II–III вв. до н. э.) новообразование alphabetum по названиям первых букв греческой азбуки: alpha и beta (в позднегреческом произношении – vita).
Гаспаров. Записи и выписки
♦ Персидский великий визирь Абул Касем Исмаил (X в.) возил за собой свою 117000-ную библиотеку на 400 верблюдах по алфавиту.
Энциклопедия иудаизма
Когда начали впервые писать буквами, принятыми у нас теперь? Когда появился древний еврейский алфавит? Как выглядели буквы, которыми впервые были написаны Священные наши книги?
Все данные исследований последних лет указывают на то, что буквенное письмо появилось в нашей истории с завоеванием Ханаана Израилем. Единственным родом семитского письма до того времени была вавилонская клинопись, и представляется вероятным, что еврейский алфавит был первым в Ханаане.
Хотя еще эллины времен Геродота были убеждены, что изобрели буквенное письмо финикийцы, а евреи переняли у них, нет никаких доказательств того, что именно финикийцы первыми ввели буквенное письмо. Названия букв, сохранившиеся у евреев без изменений с древнейших времен, доказывают, что не Финикия была их источником.
Самаритяне и по сей день пользуются древним еврейским алфавитом, а Эзра сменил письмо, чтобы отдалиться от самаритян, которые в нескольких местах исказили Тору.
Каббалисты считают, что формы букв не случайны, а имеют особый, таинственный смысл.
Грамматологический словарь
(от названия двух первых греч. букв ἄλφα, βῆτα) – упорядоченная система письменных знаков, передающих отдельные звуки языка. Как правило, в алфавите строго определен порядок знаков и за каждым знаком закреплено его название (графоним). Термин alphabetum, впервые встречаемый у Тертуллиана (ок. 155-230) и у св. Иеронима (ок. 340-420), применим в основном к буквенно-фонетическим системам письма (хотя в последнее время это понятие применяют к любому упорядоченному списку знаков или логико-математических категорий). Принцип алфавита был изобретен западносемитскими народами.
Мероитский алфавит часто называют дефективным, из-за нерегулярности обозначения гласных. Буквенный характер корейского письма онмун часто ставится под сомнение.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Буквы, выстроенные в случайном или продиктованным обычаем порядке. Алфавитный порядок – такой же хаос, как любой другой, но его выгодное отличие от прочих хаотических систем заключается в том, что видимость порядка в алфавите сведена к наиболее простой форме и не претендует на осмысленность. Алфавит не несет никакой информации, и в этом его заслуга. Например, книга, которую вы сейчас держите в руках, может быть адекватна своему предмету только в том случае, если она будет прочитана в хаотическом порядке, то есть в таком порядке, в каком существуют мир и истина. Словарь – нечто противоположное системе и гораздо более ценное.
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
Расположенные в определённом порядке буквы какого-н. языка; азбука.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
АЛФАВИТ, а, м.
1. Совокупность букв или других знаков данной системы письма. Русский а.
2. Порядок букв, принятый в азбуке. Написать фамилии по алфавиту.
3. чего. Указатель, перечень чегон. по порядку букв, принятому в азбуке. А. собственных имён в приложении к книге.
| прил. алфавитный, ая, ое. А. указатель.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— А. является последним явлением в истории письма (см. Письмо). Этим названием обозначается ряд письменных знаков, расположенных в известном постоянном порядке и передающих приблизительно полно и точно все отдельные звуковые элементы, из которых составлен данный язык. Алфавит в первый раз является у финикиян, когда они заняли дельту Нила и познакомились с египетским письмом. Это могло случиться за 2000 лет до Р. Х.; но самый древний финикийский писаный памятник относится ко времени ок. 1000 лет до Р. Х., когда царствовал сидонский царь Ашманозар; другие же древнейшим памятником считают надпись моабитского царя Меши (см. Финикийские надписи). От финикиян переняли алфавит греки: они оставили без резких перемен форму финикийских букв, сохранили их звуковое значение, даже их название и порядок, в котором следуют одни за другими. Притом некоторые знаки оказались излишними и, напротив, некоторые звуки греческой речи не могли быть передаваемы финикийскими знаками. Должно было создать несколько новых знаков, которые в различных местах имели разнообразную форму и выражали не везде один и тот же звук; когда и кем были изобретены эти знаки — неизвестно; древние традиции, касающиеся этого вопроса, не заслуживают доверия. По этим оттенкам греческие алфавиты (которых название по первым буквам άλφα, βητα стало общим для всех звуковых систем), разделяются на несколько систем, сходных одна с другою в отношении порядка и формы букв, но различных по их количеству и звуковому их значению (см. Греческие алфавиты); ср. Киргхоф, «Studien zur Geschichte des griechischen Alphabeten».
От греческих взяли начало италийские алфавиты, а именно: этрусский, умбрийский, осский, латинский, фалискийский (см. Италийские алфавиты). Сначала они почти ничем не различались от греческих, но со временем стали больше приноровляться к местным требованиям языка и вместе с тем по форме и значению букв удаляться от греческого первообраза; потом же все пропали, кроме латинского. С другой стороны, греческий алфавит дал начало еще албанскому (см. Глаголица), обоим церковно-славянским (см. Азбука, Глаголица, Кириллица) и готскому Ульфилы, занявшему притом часть форм у рун (см. Готский алфавит, Руны). Позднейшее так называемое готическое письмо, которым писались и печатались западноевропейские (и западно-славянские) книги в Средние века, происходит не из древнего готского Ульфилы, а прямо из латинского.
Латинский алфавит с течением времени распространился по всем частям света. Из него произошла, как мы уже сказали, немецкая готическая, так называемая «швабака» (См. Готский алфавит), где только форма букв осталась перемененною. В остальных случаях форма букв осталась без резких перемен, но изменяется только в частностях с целью пополнить требования разных многочисленных языков, которые письменно этими буквами выражаются. Теперь даже все больше и больше входит в употребление транскрипция разных всевозможных алфавитов латинскими буквами, и на основании латинского письма некоторые ученые стремятся сложить всеобщий алфавит, которым можно бы выразить всевозможные оттенки человеческой речи. Вообще, отношение письма к языку представляется не совсем правильным и точным; идеал алфавита таков, чтобы он мог отлично служить каждому без исключения языку. Но так как оттенков звука в многочисленных языках чрезмерное количество, то требуется тоже и чрезмерное количество отдельных знаков. Даже в одном языке один и тот же знак выражает несколько различных, хотя и близких звуковых оттенков: так, напр., русское о или е не всегда одинаково выговариваются. Ввиду этого неудивительно, что у различных народов, которые приняли латинскую систему, явилась потребность известных перемен в алфавите, вызванных уже слишком убедительными требованиями языка, но вместе с тем у этих народов латинский алфавит не отвечает в такой степени местным нуждам, как такие богатые специальные алфавиты вроде, напр., санскритского или зендского. Тем не менее, количество основных знаков латинского алфавита осталось везде почти не измененное, но зато люди прибегли к другим способам: второстепенным надстрочным или подстрочным значкам (см. диакритические значки) и группировке отдельных знаков.
Из славянских народов латинский алфавит употребляют все западные; а из южных — также хорваты и словенцы; вообще латинский алфавит распространился везде с католицизмом. В этих странах, конечно, тоже употребляются оба способа увеличения числа знаков, о которых мы говорили. В чешском алфавите, однако, имеют перевес диакритические знаки, в польском же — господствует группировка, т. е. соединение двух или нескольких букв. Так, напр., чешские знаки: č, ž, š, ě выражаются в польском языке посредством cz, z, sz, ie; в русском же — посредством самостоятельных знаков: ч, ж, ш, е. В древних и новых (писанных латинским шрифтом) литовских книгах употребляются в общем знаки по польской системе. Систему знаков в польском алф. хотели сделать более рациональною некоторые ученые, как Паркош XV в., или новые, напр. Фр. Малиновский и Э. Богуславский, но эти попытки не прививаются.
Есть еще несколько алфавитов, темных по происхождению, как санскритские, зендский, клинообразный, турецкий, арабский, армянский, рунические и т. д., о которых см. под соответствующими словами. Много алфавитов приведено в сочинении Балгорна «Alphabete der orientalischen und occidentalischen Sprachen» (12 изд., Нюрнберг, 1 880).
Большая Советская Энциклопедия
[греч. alphábētos, от названий первых двух букв греческого А. ≈ альфа и бета (новогреч. ≈ вита); аналогично: азбука ≈ от аз и буки], совокупность графических знаков ≈ букв (например, латинский, русский А.) или слоговых знаков (например, индийский А. деванагари), расположенных в традиционно установленном порядке. А. возникли в конце 2-го тыс. до н. э. в древнейших звуковых системах письма ≈ угаритской и финикийской; ранее, видимо, существовала система перечисления египетских иероглифов. Большинство современных буквенных и некоторых слоговых А. происходит от финикийского А. через посредство арамейского (еврейский, арабский А.), греческого А. (латинский, грузинский, армянский, славяно-кирилловский А.) и др. Большинство современных национальных систем письма базируется на А.:
латинском ≈ системы письма всех народов Америки и Австралии, большинства народов Европы и некоторых стран Азии и Африки (например, Турция, Индонезия);
славяно-кирилловском≈ системы письма большинства народов СССР (кроме Литвы, Латвии, Эстонии, использующих латинский А., и Армении, Грузии, имеющих свои национальные А.), болгарское и сербское письмо;
арабском ≈ системы письма всех арабских стран, а также Ирана, Афганистана, Пакистана и китайской провинции Синьцзян;
Лит.: Струве В., Происхождение алфавита, П., 1923; Георгиев В., Происхождение алфавита, «Вопр. языкознания», 1952, ╧6; Яковлев Н. [Ф.], Математич. формула построения алфавита, в сб.: Культура и письменность Востока, кн. 1, М., 1928; Истрин В. А., Возникновение и развитие письма, М., 1965; Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963; Cohen М., L’écriture, P., 1953; Gelb I. J., A study of writing, Chi., 1952; Jensen Н., Geschichte der Schrift, Hannover, 1925.
Урок русского языка «Алфавит». 5-й класс
Класс: 5
Ожидаемые результаты:
Оборудование: Компьютер, проектор, экран; слайды презентации; словари и справочники, конверты с разрезными стихами (приложение 2); раздаточный материал для мини-исследования ; таблицы для работы в группах (приложение 3); список слов для работы со словарями (приложение 4); магниты для крепления букв алфавита; принадлежности для рисования, плакат “Алфавитный ералаш”
Ход урока
1. Организационный момент.
Прежде чем вы рассядетесь по местам и я объявлю тему урока, прошу вас встать по порядку имен от А до Я, только с условием, что ваши имена будут полными: не Настя, а Анастасия, не Толя, а Анатолий и т. д. (Учащиеся выстраиваются в три группы – по рядам, проверяют правильность построения, затем рассаживаются по группам).
— Давайте заглянем в орфографический словарь. Откройте на любой странице. Посмотрите внимательно на расположение слов. К какому выводу вы пришли? (Теперь вы знаете, как должны были встать Тамара и Татьяна, Анастасия и Анатолий, чтобы их имена соответствовали алфавитному порядку?)
— Расположите фамилии на букву “К” по порядку.
— Какие знания помогли вам в этом?
Совершенно верно. Здесь не обойтись без знания алфавита. Вот о нем-то и пойдет речь сегодня на уроке.
— А кто может дать определение слову “алфавит”? (Ребята предлагают свои варианты)
— Загляните в толковый словарь. Какое определение слову “алфавит” дается в нем?.
— А что такое азбука? Обратимся к тому же словарю.
Азбука – совокупность букв, принятых в данной письменности, располагаемых в установленном порядке (слайд 1).
Сравните определения, выведите общее. (Ребята предлагают варианты)
Запишите в тетради: Алфавит (от греч. альфа и вита) = азбука (от слав. аз и буки) – буквы или знаки, расположенные в определенном порядке.
На основе буквенного алфавита созданы азбука Морзе, азбука глухонемых, семафорная азбука и др. (слайд 2)
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете алфавит.
Ребята читают отрывки из стихотворения С. Я. Маршака “Про всё на свете” (приложение 1), после прочтения своего отрывка каждый прикрепляет магнитом к доске красочное изображение своей буквы. (Стихи и рисунки школьники готовят заранее дома, но никто не знает, у кого какая буква).
Перед вами на доске русский алфавит. Каких букв в нем не хватает? (Ь, Ъ, Ы)
Пока представители каждой группы в художественной мастерской готовят буквы, остальные ребята соревнуются: кто быстрее восстановит разрезанное на части стихотворение. (Конверты с карточками выдаются каждой группе) – (приложение 2).
Художники укрепляют недостающие буквы на доске. Теперь все буквы алфавита на месте.
5. Экскурс в историю.
Славянская азбука очень молода. Ей немногим более тысячи ста лет. Она была создана в середине IX века выдающимися людьми своего времени – братьями Кириллом и Мефодием. (слайд 3). Они родились и выросли в византийском городе Фессалоники (Солунь) (слайд 4). С детства оба много читали, любили учиться. Кирилл получил блестящее образование в Константинополе. Знал 22 языка (слайд 5).
В то время у славян не было своей письменности. Они пользовались латинскими и греческими буквами. В 863 году по просьбе моравского князя Ростислава Кирилл и Мефодий стали создавать славянскую азбуку, названную впоследствии глаголицей (слайд 6).
После смерти Кирилла его ученики создали вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу, названную в честь Кирилла (слайд 7).
Благодарные потомки установили памятники Кириллу и Мефодию во многих городах России и за рубежом (слайд 8).
Кирилл и Мефодий считаются святыми, а день их памяти стал Днем славянской письменности. Он отмечается 24 мая.
Давайте сравним три алфавита – глаголицу, кириллицу и современный алфавит.
У каждого из учащихся есть ксерокопии алфавитов (слайд 9), по которым они проводят мини-исследование. Вопросы проецируются на экран (слайд 10):
— Сколько букв в каждом из алфавитов?
— Какой из них самый большой?
— Запишите рядом с кириллицей современные буквы алфавита.
— Сколько букв кириллицы совпадает с современным алфавитом?
— Какие кириллические буквы отсутствуют в современном алфавите? (выделите их маркером) Сколько их? (12: зело, и десятеричное, ук, омега, от, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица).
— Какие буквы, отсутствовавшие в кириллице, появились в современном алфавите?
— Сравните названия букв глаголицы, кириллицы и названия современных букв. Различаются ли они?
— Какой алфавит легче выучить: современный или старый?
— Какой вывод можно сделать из проведенного вами исследования? (Изменения, произошедшие в алфавите, упростили современное письмо, названия букв близки к их звучанию) (Алфавит со временем изменился, букв стало меньше, их названия стали ближе к произношению). Запишите вывод в тетрадь.
7. Физминутка “Алфавитная разминка”.
На экран проецируются фигурки детей, изображающие буквы алфавита (слайд 11): Б, В, Г, Р, Т, Ф, Х, Ь, Я. Ученики повторяют движения, изображая буквы, при этом один из них называет буквы, которые нужно изобразить.
— Как вы думаете, зачем нужно знать алфавит? Где в жизни это может пригодиться? (Ребята дают ответы).
Существует великое множество словарей и справочников, в которых собраны сведения, накопленные человечеством за всю историю существования. Чтобы не заблудиться в этом лабиринте, чтобы быстро найти нужное слово, понятие, необходимо знать алфавит.
Давайте посмотрим, кто из вас может пользоваться этим знанием при поиске нужной информации.
8. Работа в группах со справочной литературой.
1) У вас есть список слов (приложение 4), сведения о которых содержатся в справочной литературе. Запишите рядом с каждым словом страницу словаря или справочника, на которой находятся сведения об этом слове.
2) Заполните таблицу (приложение 3). В алфавитном порядке запишите названия растений, животных, птиц, цветов, овощей, фруктов, имен и т. п. В случае затруднения можно пользоваться справочной литературой.
— Вы работали с печатными словарями и справочниками. А где ещё можно найти ответы на вопросы?
— В Интернете есть специальные сайты, где вы найдете нужные словари. Может быть, кто-то уже пользовался электронными справочниками и может показать, как это делать?
Кто-либо из учеников или учитель показывает образец поиска в электронных словарях и справочниках, например, на сайте portal@gramota.ru, site/www.gramota.ru, http://www.gramma.ru (проецировать на экран).
Если урок проводится в школьном медиацентре, пятиклассники могут сами поработать с электронными словарями.
10. Игра “Алфавитный ералаш”.
Если останется время, можно поиграть в “Алфавитный ералаш” (слайд 12). Один ученик медленно рассказывает алфавит, а другой в это время должен найти на плакате и показать названную букву.
При отсутствии времени мини-плакаты учащиеся забирают домой, где могут поиграть с домашними, продемонстрировать им знание алфавита.
С детства мы знаем буквы нашего русского алфавита, пишем на русском языке и редко задумываемся о том, когда и как возник наш язык, какова его история. Сегодня мы прикоснулись к этой истории, узнали о развитии языка.
12. Домашнее задание:
Повторить алфавит (уметь рассказать, правильно называя буквы); составить задания, при выполнении которых требуется знание алфавита; найти в Интернете дополнительную информацию о создателях русской азбуки.
Урок русского языка по теме «Алфавит» (5 класс)
Тема урока Алфавит
Цель урока: дать знания об особенностях русского алфавита.
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Приветствие. Создание эмоционального настроя.
Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение ранее усвоенных знаний. Комментированное письмо.
Задание 1. Запишите пословицы, прокомментируйте орфограммы и пунктограммы, которые встречаются в данных предложениях; произведите синтаксический разбор первого предложения.
Буквенный диктант (безуд гласная в корне)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Е о………о о о о о о а и
1)Места, 2)корневой, 3)солдат, 4)фонетика, 5)собака, 6)доска, 7) горевать, 8)родной, 9)сказать, 10)писать
Азбука – к мудрости ступенька.
Аз да буки избавляют от муки.
Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.
– Как вы понимаете данные пословицы?
Задание 2. Произведите морфологический разбор имен существительных в 1 предложении с помощью лингвистического тренажёра.
Технология: ученик рассказывает об имени существительном на конкретном примере, показывая на приборе наглядно.
Задание 3. Запишите транскрипцию слова азбука.
Задание 4. Обратите внимание на слово (от) муки. Поставьте ударение на другой слог. Как называются такие слова?
III. Объяснение нового материала
1. Сообщение учителя с элементами эвристической беседы
– Как называются все буквы, собранные вместе?
– Правильно, алфавит.
– Как его ещё называют?
– Верно, азбука.
– Кто знает, как эти слова – алфавит и азбука, получили своё название?
– Эти слова, ребята, образованы одинаково: из названий двух первых букв, но слово алфавит – из первых двух букв греческого языка (альфа и вита), а азбука – из букв древнерусского языка (аз и буки).
Словарная работа (азбука, алфавит).
3. Показать отрывок урока виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»
4. Продолжение беседы
– Ребята, как вы думаете, буквы раньше читались и писались так же, как и сейчас?
– Конечно, нет, в их написании очень многое изменилось. А раньше каждую букву учили по названию.
– Русский алфавит произошёл от славянского, созданного в 863г. двумя учёными монахами – братьями Кириллом и Мефодием на основе греческого. Оба они хорошо знали язык южных славян и были посланы византийским императором в Моравию – научить местных славян богослужению на родном языке. Для перевода священных книг и понадобился новый алфавит. Так родились первые славянские азбуки – глаголица и кириллица. Глаголица довольно быстро вышла из употребления.
– Вы видите, что запомнить такой алфавит было очень сложно. Поэтому в начале XVIII века Петр I провел реформу азбуки. Трудные для написания буквы были заменены так называемым гражданским шрифтом. Такого вида буквами с небольшими изменениями пользуемся мы сейчас.
«При Петре Великом, – шутливо писал М.В.Ломоносов,– не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы (славянский шрифт) и нарядились в летние одежды (имеется в виду гражданская азбука)».
В 1917 – 18 годах была проведена следующая реформа и из азбуки исключены «i», «ять», «ижица», «фита» и «ер» в конце слова.
После исключения лишних букв кириллицы их должно было остаться в русском алфавите 31. А оказалось 33. Откуда же они взялись?
– Их придумали в 18-м веке для звуков, не существовавших в старославянском: й – в 1735г., а ё – в 1797г. Букву ё впервые использовал писатель Н.М.Карамзин, автор «Истории государства Российского».
Этих 33 букв нам сейчас вполне хватает.
– Давайте приоткроем завесу истории и, послушав отрывок из стихотворения Н.Кончаловской «Наша древняя столица», узнаем, как учили грамоте на Руси в старину.
(Эту часть урока можно оформить как «Историческая справка».)
5. Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
Словарная работа (дьяк, перочинный).
6. Работа с учебником
– Ребята, вы знаете, что есть правила произношения букв русского алфавита? Часть букв, обозначающих согласные звуки, произносится со звуком [а], часть со звуком [э] в начале, а часть со звуком [э] в конце. Внимательно прочитайте теоретический материал учебника.
– Сколько букв в русском алфавите?
– Сколько гласных букв?
– Сколько согласных букв?
– В чем особенность букв Ь и Ъ?
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [а].
– Назовите буквы, в произношении которых мы произносим звук [э].
IV. Закрепление изученного материала
1. Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера с целью закрепления правильного произношения букв (слайд 9 спроецирован на экране и раздаётся на каждый стол).
Задание: определите, каких букв нет в стихотворении, и вставьте их на место.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаны красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ, –
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я, –
Все теперь мои друзья!
Познакомьтесь с ними, дети.
Вот они стоят рядком,
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
2. Беседа:
– Какое практическое значение имеет знание алфавита?
– В каких сферах деятельности человеку необходимо знание алфавита?
– Действительно, алфавит экономит время, помогает систематизировать различный материал: пользуясь алфавитом, можно легко и быстро найти в любом словаре нужное слово, название учреждений и фамилии жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке.
К сегодняшнему уроку некоторые ребята получили задание. Ребята, расскажите, что вы узнали?
– Как используют алфавит в библиотеке?
– Как помогает алфавит медицинским работникам?
– Помощник учителя.
3. Творческое списывание
Задание: запишите слова в алфавитном порядке, уточните написание при необходимости по орфографическому словарю.
Кор(?)еспондент, д…журный, арх…тектура, г…олог, ин…циатива, к…манда, г…нерал, сп…сибо, р…дакция, инст…тут, эксп…диция, б…бл…отека, к…т…лог, б…ография, с…наторий, а…томобиль, брош…ра.
(Автомобиль, архитектура, библиотека, биография, брошюра, генерал, геолог, дежурный, инициатива, институт, каталог, команда, корреспондент, редакция, санаторий, спасибо, экспедиция).
4. Игра «Кто быстрее?»
Задание: мысленно расположите слова по алфавиту, определите их очередность и соедините стрелочками с нужным номером. Каждый ученик заполняет индивидуальную карточку, которую он сдаёт после выполнения задания. Победитель определяется по двум критериям: правильность выполнения работы и скорость заполнения карточки.
5. Работа над культурой речи
– Посмотрите, ребята, на современный алфавит.
– О букве говорят, что она обозначает звук. Различайте звук и букву. Не произносите вместо звука название буквы.
( Приложение 1 , слайды 10, 11). «Помоги Незнайке».
– Ребята, помогите Незнайке. Посмотрите, как выполнил он задание. Найдите ошибки, запишите названия букв в исправленном виде.
– В слове лист 4 буквы: «ль», «и», «сэ», «тэ».
– В слове строчка 7 букв: «эс», «тэ», «рэ», «о», «че», «ка», «а».
– Одна из загадок русского языка – мягкий знак. Буква, которая не обозначает звука. Как связан Ь с орфографией?
– Мягкий знак – всегда орфограмма (ошибкоопасное место).
Задание : распределите слова в три группы.
Мальчик, роскошь, тетрадь, рассказываешь, вьётся, купаться, Софья, назначьте, возьми.
– Объясните свой выбор.
6. Комментированное письмо
– Какие буквы не обозначают звук? (ь, ъ)
Задание: определить род существительных и объясните постановку ь или его отсутствие на конце существительных с помощью тренажёра-круга.
Технология: у доски работают три ученика, остальные записывают в тетрадь. Один ученик читает пример, второй на тренажёре-круге определяет род, склонение существительного, третий с помощью тренажёра-круга объясняет написание Ь на конце существительных.
На море свирепствовал смерч; мальчику подарили мяч и игрушечный меч; в трюме была обнаружена течь; пробежала мышь; вовремя подоспела помощь; озорной малыш; печь обогревала все комнаты; сторожкараулил дом; рядом с домом был гараж; гуашь и тушь нужна художникам; вокруг тишь да гладь; лесная глушь; расцвёл ландыш; шумит камыш; купи мне брошь; смелая молодёжь.
7. Распределительный диктант
Расположите названия разделов науки о языке в алфавитном порядке: фонетика, морфология, графика, орфография, пунктуация, синтаксис, лексика, грамматика.
Технология: слова проецируются на экране и записаны на карточках, выходя к доске, ученик должен прикреплять картонную карточку с названием раздела науки о языке с помощью магнита на доску в алфавитном порядке.
8. Игра «Шифровальщик».
Задание: прочитайте и запишите зашифрованные слова.
9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20.
9, 3, 21, 12, 10.
22, 16, 15, 6, 20, 10, 12, 1.
19, 10, 15, 20, 1, 12, 19, 10, 19.
2, 21, 12, 3, 29
Ответы: загадка, алфавит, звуки, фонетика, синтаксис, буквы.
Технология: у каждого ученика есть карточка с алфавитом, над буквами расставлены цифры. Ребята получают задание по рядам (по два слова, если остаётся время на уроке, шифруют все слова). Кто быстрее.
V. Подведение итога урока
– Что такое алфавит?
– Как образовалось это слово?
– Зачем нужно знать алфавит?
– Что вы узнали из истории азбуки?
– Сколько букв в русском алфавите?
– Какие буквы обозначают гласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы обозначают согласные звуки? Сколько их?
– Какие буквы не обозначают звуков?
– Если первые буквы слов одинаковые, как правильно расположить слова?
VI. Выставление оценок
VII. Информация о домашнем задании
– Выучить алфавит.
– Выполнить упражнение № 289.
Дополнительное задание по желанию. Карточку ребята выбирают самостоятельно.
Индивидуальное задание по карточкам:
1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение. Распределите слова по следующим тематическим группам: «Школа», «Библиотека», «Театр» в алфавитном порядке.
2. В данных словах вставьте пропущенные гласные и согласные буквы, расставьте ударение. Выпишите слова по следующим тематическим группам: «Физкультура и спорт», «Наука и техника» в алфавитном порядке.
Арт..лерист, б..тальон, трен..ровка, с..м..фор, тр..лейбус, к..мета, пл..нета, экск..ватор, диз..ль, г..мнастика, д..визия, г..н..рал, к..р..бин, рот..принт, эск..латор, ст..дион, б..ссейн, тр..мплин, р..кетчик, к..нвейер, ш..нель, инт..ндант, к..н..нада, бл..када, р..портаж, ф..нал, к..мпьютер, г..потенуза, к..ррозия, м..лекула, ч..мпион, п..л..гон, к..зарма, п..л..тка, к..мпания, п..тит, ман..кен, р..нтген, д..агноз, п..циент, б..ктерия, бл..ндаж, б..с..ктриса, м..диана, с..ликаты, б..скетбол, тр..ншея.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.