Алхимия что это такое
Алхимия
Содержание
История алхимии
Александрийская алхимия
Алхимия складывается в эпоху поздней античности (II—VI века н. э.) в александрийской культурной традиции и представляет собой форму ритуального герметического искусства. В большой степени алхимия базируется на учении о 4 первоэлементах Аристотеля.
Основными объектами изучения александрийской химии (термин «алхимия» появится позже у арабов) являлись металлы. В александрийский период сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующее небесное светило:
Небесным покровителем химии в Александрии стал египетский бог Тот или его греческий аналог Гермес.
Центром алхимии того периода считался храм Сераписа, при котором ок. 235 г. был открыт филиал Александрийской библиотеки. Среди значительных представителей греко-египетской алхимии, имя которых дошло до наших дней, можно отметить Болоса Демокритоса, Зосима Панополита, Олимпиодора. Написанная Болосом книга «Физика и мистика» (ок. 200 до н. э.) состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру. Болос впервые высказал идею трансмутации металлов — превращения одного металла в другой (прежде всего неблагородных металлов в золото), ставшую основной задачей всего алхимического периода. Зосим в своей энциклопедии (III в.) определил khemeia как искусство делания золота и серебра, описал «тетрасомату» — стадии процесса приготовления искусственного золота; особо он указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.
В конце III в. в 296 г. египтяне под предводительством Домиция Домициана подняли восстание против римского императора Диоклетиана. Прибывший в Египет правитель Римской империи подавил восстание и издал эдикт, которым повелевалось собрать все старинные книги, учившие тому, как делать золото и серебро, и сжечь их. Это объясняли желанием Диоклетиана уничтожить источник богатства, а вместе с тем и высокомерия египтян. Однако от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представлявших собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, среди которых знаменитая «Изумрудная скрижаль» Гермеса Трисмегиста.
Алхимия на Арабском Востоке
После падения Римской империи центр алхимических исследований перемещается на Арабский Восток, и арабские учёные становятся главными исследователями и хранителями античных трудов.
В конце VIII века персидский алхимик Джабир ибн Хайян развил теорию Аристотеля о первоначальных свойствах веществ (тепле, холоде, сухости, влажности), добавив ещё два: свойство горючести и «металличности». Он предположил, что внутреннюю сущность каждого металла всегда раскрывают два из шести свойств. Например, свинец — холодный и сухой, золото — теплое и влажное. Горючесть он ассоциировал с серой, а «металличность» с ртутью, «идеальным металлом».
Другой арабский учёный Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию о первоначальных элементах, добавив ещё одно свойство металлов, «принцип твёрдости», которую он ассоциировал с солью.
Арабские алхимики внесли существенный вклад в развитие естественно-научных исследований, например, создав дистилляционный аппарат.
Центром арабской алхимии стал Багдад, а затем Академия в Кордове [5]
Проникновение алхимии в Европу
После захвата Омейядами Пиренейского полуострова в VIII в. европейская наука получила возможность обогатиться научными достижениями Арабского Востока. Кроме того, обстоятельством, способствующим проникновению древнегреческих алхимических представлений в Европу стало изучение античных трудов, например доминиканцами Альбертом Великим (трактаты «Пять книг о металлах и минералах», «Малый алхимический свод») и его учеником Фомой Аквинским.
Убежденный в совместимости греческой и арабской науки с христианской доктриной, Альберт Великий способствовал введению философии Аристотеля в схоластические курсы преподавания в Сорбонне (в 1250 г.).
Первым европейским алхимиком стал францисканец Роджер Бэкон (1214—1294) (трактаты «Зеркало алхимии», «О тайнах природы и искусства и о ничтожестве магии»), также положивший начало экспериментальной химии в Европе. [6] Он изучал свойства селитры и многих других веществ, нашёл способ изготовления чёрного пороха. Среди других европейских алхимиков следует упомянуть Арнольда из Виллановы (1235—1313), Раймунда Луллия (1235—1313), Василия Валентина (немецкого монаха 15-16 вв.). Уже в первой половине XIV в. папа римский Иоанн XXII запретил алхимию в Италии, тем самым положив начало «охоте на ведьм», направленной против алхимиков. [7]
Алхимия в эпоху Возрождения
В XIV—XVI вв. алхимия все теснее связывала свои цели с задачами практической металлургии, горного дела, медицины.
Наиболее значительный вклад в этот период совершил Парацельс. Он отказался от некоторых оккультных черт алхимии и сосредоточился на проведении физических и химических экспериментов, а также изучении свойств человеческого тела. Парацельс впервые начал использовать химические вещества и минералы в медицине. [8]
В то же время возможность получения золота способствовала росту числа шарлатанов и мошенников, стремившихся завладеть бесценными сокровищами. Кроме того многие алхимики (настоящие или мнимые) стали пользоваться поддержкой властей. Так, многие короли (Генрих VI, Карл VII) содержали придворных алхимиков, ожидая от них рецепта получения золота.
Император Рудольф II был покровителем странствующих алхимиков, и его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом. Курфюрст Август Саксонский и его супруга Анна Датская лично проводили опыты: первый — в своем дрезденском «Золотом дворце», а его супруга — в роскошно устроенной лаборатории на своей даче «Фазаний сад». Дрезден долго оставался столицей государей, покровительствующих алхимии, особенно в то время, когда соперничество за польскую корону требовало значительных денежных расходов. При саксонском дворе алхимик Иоганн Бёттгер, не сумевший сделать золото, первым в Европе изготовил фарфоровые изделия.
Упадок алхимии начинается с XVI в., несмотря на то, что и в XVII и в XVIII в. некоторые учёные оставались приверженцами алхимических идей.
Философия алхимии
Целью алхимиков во всех культурах является осуществление качественных изменений внутри одушевлённого или неодушевлённого предмета, его «перерождение» и переход «на новый уровень».
Алхимию, занимающуюся получением золота, составлением препаратов и снадобий, «пилюль бессмертия», изучением глубинной (оккультной) сущности веществ и химических реакций называют внешней алхимией.
Трансмутацией духа, достижением абсолютного здоровья или даже бессмертия при помощи определенных упражнений — внутренней алхимией.
В рамках внутренней алхимии человек или его отдельные материальные и нематериальные компоненты (сознание, тело, дух, душа, отдельные энергии и т.п. ) рассматриваются как субстанции, обладающие определёнными химическими и физическими свойствами, с которыми можно производить операции, описываемые на языке химических превращений. Параллельно основной — химической — метафоре часто развиваются другие символические ряды; особенно богата в этом отношении европейская алхимия. Так например, философский камень именовался как «красный лев», «великий эликсир», «философское яйцо», «красная тинктура», «панацея», «жизненный эликсир» и пр. [9]
Все без исключения алхимические учения отличаются таинственностью и секретностью, что часто давало повод к их превратному пониманию. Однако магические обряды, ритуальные действия, заклинания рассматривались как способ влияния на природные и божественные силы, которые могли помочь в осуществлении мистического творения, то есть превращения одного вещества в другое (трансмутация, тетрасомата и пр.).
Превращения обоснованы наличием первоматерии, первоначальных элементов: четырёх в западной традиции (огня, воды, земли и воздуха) и пяти в восточной (огня, воды, земли, металла и дерева).
В европейской алхимии между первоматерией и отдельными порождёнными ею материальными телами лежат два промежуточных «звена».
Первое звено — это всеобщие качественные принципы мужского (сера) и женского (ртуть) начал. В XV веке к ним добавили ещё третье начало — «соль» (движение).
Второе звено — это состояния, качества, свойства первоэлементов: земля (твёрдое состояние тела), огонь (лучистое состояние), вода (жидкое состояние), воздух (газообразное состояние), квинтэссенция (эфирное состояние).
В результате взаимодействия качественных принципов (начал) и состояний первоэлементов можно осуществлять любые трансмутации веществ.
Во всех алхимических традициях исключительную роль играет ртуть и её сульфид — киноварь (HgS), которые порой даже дают название всей алхимической системе, как, например, «расаяна» (один из смыслов — «колесница ртути», «учение ртути») — индийская алхимическая традиция, «дань (цинь)» («(искусство) киновари») — название даосской алхимии. В европейской алхимии слово, обозначающее ртуть, совпадает с именем покровителя алхимии — Меркурия (бога и планеты) и её легендарного основателя (Гермеса Трисмегиста).
Кроме того, используются сера, 6 традиционных металлов (свинец, железо, медь, олово, серебро, золото), соединения мышьяка (прежде всего аурипигмент и реальгар), сурьма, селитры, щелочи и некоторые другие неорганические соединения и органические соединения. В китайской, индийской и тибетской алхимии также драгоценные камни и травы.
Во всех алхимических системах важное значение имеют идеи:
Для александрийской, арабской и европейской алхимических традиций крайне важную роль играет также идея смерти (обычно в форме убийства) и воскресения (воскрешения).
Роль алхимии в истории науки
Представление об алхимии как «примитивной химии», сложившееся в науке к концу XIX в., было полностью пересмотрено в XX в. Однако считается, что именно алхимия дала толчок к развитию современной химии. В исследованиях различных алхимических традиций алхимические системы трансформации человеческого существа часто обозначают как «внутреннюю алхимию», а практики получения различных веществ — как «внешнюю алхимию».
Реальные алхимические традиции, по всей видимости, сочетают внутреннюю работу с получением и приёмом некоторых веществ. Как и все эзотерические знания, алхимия строится на постулате о подобии микрокосма и макрокосма.
Неясно, насколько алхимические системы разных культур изоморфны друг другу и, в частности, насколько аналогичны их конечные результаты. Также остаются открытыми вопросы о генезе алхимических традиций, существовании единого их источника, взаимных связях и заимствованиях. Некоторыми исследователями предполагается связь внутри следующих групп: платонизм, позднеантичный гностицизм, христианство, неоплатонизм, зороастризм, манихейство, суфизм, эллинистическая, египетско-эллинистическая, византийская, арабская и европейская алхимия.
Психологическая интерпретация алхимии К. Юнгом
Следует отметить, что Юнг не был пионером в рассмотрении алхимии в свете психоанализа. Первым такой подход предложил Итан Аллен Хичкок ещё в XIX в. Затем, Херберт Зильберер, ученик Зигмунда Фрейда, рассмотрел поздний алхимический трактат «Парабола» в связи с «Эдиповым комплексом». Однако именно подход Юнга, с учением о коллективном бессознательном, достиг наибольшей популярности и обрёл последователей.
Как древние алхимики искали рецепт бессмертия и пытались левитировать и какой была алхимия в СССР? Рассказывает соавтор книги «Страдающее Средневековье»
В Петербурге 1 декабря пройдет просветительский фестиваль Science Bar Hopping, на котором ученые и эксперты выступят с лекциями в барах. Там расскажут, зачем нужна «карта Google» времен динозавров, как российские геологи научились делать цифровой рентген строения Земли и повлияли ли данные из социальной сети Facebook на выборы президента США.
Организаторы мероприятия — Фонд инфраструктурных и образовательных программ (группа РОСНАНО) и «Бумага». Инновационный партнер — «Газпром нефть». Все лекции бесплатные, необходимо предварительно зарегистрироваться.
«Бумага» поговорила с одним из участников фестиваля, культурным антропологом и соавтором книги «Страдающее Средневековье» Сергеем Зотовым о том, какой была алхимия в Китае, Индии и России, что связывает ее с йогой и как рецепт универсального растворителя оказался в советском учебнике по химии.
Сергей Зотов
Культурный антрополог, соавтор книги «Страдающее Средневековье»
Что такое алхимия и как она появилась
— Алхимия — наука о трансмутации, то есть о том, как превратить неблагородный металл в золото. При этом на начальном этапе она занималась и тем, как обращать недрагоценные камни в драгоценные, как красить поддельным пурпуром ткани.
Единого времени возникновения алхимии нет — в разных странах она появилась в разное время. Самая древняя алхимия — китайская, зародившаяся в IV–III веках до нашей эры. Чуть позже, незадолго до I века нашей эры, она появилась и в эллинистическом Египте. В других регионах златоделие возникает в Средние века: например, в Западной Европе — в VIII–XII веках.
Есть разные подходы к пониманию сущности алхимии. Долгие годы ученые рассматривали ее как протохимию, зачаточную стадию химического знания, и как псевдонауку, потому что алхимия не основывается на постулатах современной химии, а утверждает, что свинец или ртуть можно превратить в золото.
В конце XX — начале XXI веков ученые сошлись во мнении, что алхимию не стоит называть псевдонаукой или недонаукой, скорее это был определенный этап развития химии, а в некотором смысле и социокультурное явление. Ведь алхимия — не только руководство о том, как изменять металлы, но и натурфилософия, учение о природе, ее устройстве, месте человека в мире. Также в нее входят явления, которые в научную парадигму вписать просто нельзя — лечебная алхимия, магия, астрология, учение о том, как возвеличить свою душу и прийти к богу.
Как ислам и христианство влияют на алхимию и как с ней связана йога
— Алхимия находится на стыке ремесла, искусства и науки. Это объемное явление, которое в разных регионах проявлялось по-разному. Алхимия была и христианская, и исламская, и индийская (тесно связанная с индуизмом, джайнизмом и буддизмом), и китайская (ориентирующаяся на даосизм, но иногда и на конфуцианство или буддизм). Другими словами, она была тесно связана с религиями, господствовавшими в регионах.
Первоначально европейская алхимия была рецептурной и повторяла греческие постулаты без какого-либо духовного переосмысления. Но в XIV–XV веках она становится всё более христианизированной — алхимические реагенты, посуда символически связывались с какими-либо событиями христианской истории, с евангельскими эпизодами. Например, философский камень сравнивался с Иисусом Христом, а четыре стихии — с четырьмя евангелистами. В XVII–XVIII веках европейская алхимия начинает заниматься не только способами изготовления философского камня, но и непосредственно духовными поисками.
Своя специфическая алхимия сложилась и в Индии. Например, такие хорошо известные нам практики, как хатха-йога, тантра, аюрведа, были бы немыслимы без алхимии. Индийская алхимия разделялась на огромное количество практик, которые были связаны и с златоделием, и с выздоровлением, и с продлением жизни, и с бессмертием, и с изготовлением различных пилюль для обретения сверхспособностей — например, левитации или невидимости.
В исламской алхимии тоже была своя специфика. К примеру, очень распространенный в ней мотив — поиск сокровищ, которые можно обрести с помощью специальных зелий. Исламская алхимия была в меньшей степени мистической, но более направленной на производство каких-то конкретных веществ. Китайская же алхимия была преимущественно внутренней — с ее помощью пытались, например, гармонизировать энергию ци, обессмертить себя.
Чем восточная алхимия отличается от западной и как он попала из Египта в Европу
— Как алхимия попала в европейские страны, можно сказать однозначно. После того как арабы захватили Египет и обнаружили там огромное количество трактатов на древнегреческом языке, они начали их переводить и осваивать новые знания, в том числе и алхимию. Они перевели много трудов, которые затем, в основном через испанских мавров, и попали в Европу. Первый известный нам перевод арабской алхимической книги — перевод труда Роберта Честерского, вышедший в 1144 году. Конечно, это не отменяет того факта, что европейцы переводили и древнегреческие труды — они появлялись в том числе из-за контактов с Византией. А также [переводили] собственно византийские труды, наследовавшие древней традиции.
Есть теории о том, что алхимия попала в Египет из Китая, но тут прямых доказательств нет. Существует несколько странных исследований, которые ссылаются на какие-то глиняные таблички с рецептами на китайском, которые якобы были найдены на Лемносе. Но в действительности серьезные ученые никак не продвинулись в изучении этого вопроса и всё это очень сомнительно — даже само устройство алхимии китайской и алхимии эллинистической показывает, что они кардинально отличаются друг от друга. В Китае алхимия направлена на обретение бессмертия или на лечение болезней, а в Египте — на обогащение или же на совершенствование души и постижение сущности Бога.
Кто такой Николя Фламель и почему современники называли его алхимиком
— История Николя Фламеля очень интересна. В массовой культуре сегодня его помнят, конечно же, из-за Джоан Роулинг — писательница упомянула его в «Гарри Поттере». Однако представления о том, что он был алхимиком, возникли после его смерти: они были связаны с тем, что Фламель нашел способ быстрого обогащения. Николя Фламель заработал огромные деньги на продаже и перепродаже недвижимости, и уже его современники задавались вопросом, как у него это получилось. Выдвигались различные версии, в том числе и о том, что Фламель изобрел рецепт философского камня — красного порошка, обладающего возможностью превращать металлы в золото.
Имя Николя Фламеля начинает активно появляться в алхимических трактатах уже после его смерти — в XVII–XVIII веках. Дело в том, что алхимики очень часто подписывались чужими именами (это явление ученые называют псевдоэпиграфами). Мы знаем много алхимиков, которые выпускали труды под именами Сократа, Аристотеля, Платона или Моисея, Адама, Авраама. Так и автор знаменитой книги «Иероглифические фигуры» подписался известным именем Николя Фламеля. Труд стал очень популярным и влиятельным, и в какой-то мере благодаря ему имя алхимика дожило до наших дней.
Какой была алхимия в России и чем европейские алхимики занимались при царском дворе
— В России алхимия из-за сильного технологического отставания и малого количества рудников появилась поздно — уже после монгольского ига — и была полностью переводной. Добывать металлы начали при Иване III, а при Иване IV Грозном стали приглашать алхимиков из-за рубежа. Например, тогда приехал Елисей Бомелий — известный алхимик, отравитель и, как считают многие, психопат. При дворе он был то ли аптекарем, то ли палачом.
В конце XVI века в Россию приглашали английского алхимика Джона Ди, в основном занимавшегося другими оккультными науками — магией и астрономией. Однако он решил не приезжать. Зато вместо него в XVII веке в Россию прибыл его сын — Артур Ди, которого здесь называли Артемием Ивановичем. Он работал аптекарем царя Михаила Федоровича и занимался в том числе алхимией. По возвращении в Англию Артемий Иванович написал очень известный алхимический трактат.
При Петре I и позднее появилось большое количество последователей Парацельса, людей, которые увлекались натурфилософией и спагирией (медицинской алхимией). Тогда же в России возникают огромные алхимические библиотеки. В середине XVIII века появляется огромный интерес к алхимии со стороны таких людей, как Николай Новиков и Семен Гамалея, активно участвовавших в создании русских сообществ масонов и розенкрейцеров. В те годы тайные общества в России налаживали связи с аналогичными организациями Германии и других стран, получали оттуда литературу и переводили ее.
Чем в СССР занимались эзотерические общества и как алхимия оказалась в советском учебнике по химии
— В раннем СССР было много мистических обществ, например Орден Восточных тамплиеров, масоны, розенкрейцеры. Все они обсуждали различные оккультные темы. В 1930-е годы их репрессировали, и, казалось бы, эзотерики в России не осталось.
Но алхимия дожила в Советском Союзе до конца 1930-х годов в одной очень интересной книге — «Занимательной химии» за авторством Владимира Рюмина. В ней он рассказывает про различные опыты, которые можно сделать дома из подручных ингредиентов. Неожиданно, но на страницах этой, в сущности, развлекательной книги, он приводит рецепт изготовления «зеленого льва» — в алхимии этим словосочетанием обозначался универсальный растворитель. Обычному читателю было абсолютно непонятно, что этот образ был взят из средневековых трактатов. Рюмин никак не комментирует свой рецепт: таким образом, в книжке про химию «для чайников» появилась сложная аллюзия, рассчитанная на тех немногих, кто посвящен в секреты алхимии. Возможно, автор и сам занимался ее изучением?
Во вступительной части Рюмин излагает стандартную для советских ученых позицию — критикует алхимиков, пишет, что они были невеждами, занимались ерундой, хотя в какой-то степени и содействовали развитию химической науки. При этом в конце книги он предлагает добывать из воды золото, что, в сущности, тоже недалеко от алхимии, и отмечает, что таким образом химическая наука сможет обогатить СССР. Если из воды можно будет делать золото, оно обесценится, и капиталистический порядок рухнет. Восторжествует коммунизм, и каждый пролетарий будет есть золотой ложкой! Это достаточно любопытное преломление алхимических идей.
В 1960–1980-е годы в СССР возникают различные законспирированные эзотерические сообщества. Самое известное из них — Южинский кружок. В него входили такие люди, как Юрий Мамлеев, Евгений Головин, Гейдар Джемаль, Александр Дугин. Посещая библиотеки, исследуя там оккультные науки в закрытых отделах, они обсуждали свои успехи дома у Мамлеева. В итоге многие из них написали свои — пусть и противоречивые — труды по алхимии. Многие из них сегодня можно рассматривать исключительно как источники — то есть как что-то близкое по смыслу к средневековым алхимическим трактатам.
Существует ли алхимия сейчас и чем занимаются эзотерические объединения
— Безусловно, алхимия существует и сегодня. Благодаря интернету и другим медиа доступ к информации стал проще, теперь люди легко находят друг друга и объединяются. В сети можно найти огромное количество сообществ по интересам, в которых их участники пытаются повторить алхимические эксперименты. Причем это не только эзотерические объединения, но и группы ученых и энтузиастов. Они проводят эксперименты, которые записаны в алхимических книгах, например, Исаака Ньютона, в оборудованных по последнему слову техники лабораториях — с научными целями. Я знаком с такими специалистами и несколько раз посещал подобные собрания.
Эзотерические объединения вокруг алхимии тоже есть, и их большинство. Люди собираются вместе и пытаются постичь какое-то древнее знание или создать философский камень, спагирическое лекарство. Кроме того, есть люди, которые считают, что алхимия — это просто метафора. Прежде всего это юнгианцы, последователи психоаналитика Карла Юнга, который придумал учение, основанное на алхимической образности. По его мнению, аллегории в алхимических трактатах — это отражение человеческой психики, которая выплескивала свое внутреннее устройство, со всеми архетипами и прочим, в сюжеты трактатов о златоделии. И поэтому они на самом деле не о химических операциях, а о том, как устроен человек, о структуре его разума.
Алхимия в практически изначальном смысле есть в странах, где распространен традиционный уклад жизни. В Китае или Индии вы запросто сможете найти школы или сообщества, практикующие алхимию. Кроме того, во всех индийских аптеках продают аюрведические лекарства, которые являются прямыми наследниками алхимических. Йога тоже в каком-то смысле алхимия — йоги изначально стояли на голове не для оздоровления, а для мистического процесса обессмерчивания. Так что алхимию можно найти в самых неожиданных местах, об этом я пишу в своей новой книге «Алхимия: священное искусство», которая выйдет в следующем году. Поверьте, чем бы вы ни занимались в современном мире — скорее всего, это как-нибудь связано или было связано с алхимией.