Алкаш никогда не признается что он
Почему алкоголик не признает, что он алкоголик
У каждого человека есть механизмы психологической защиты, которые служат для снижения эмоционального вреда от каких-либо трудных и проблемных ситуаций.
Иными словами, чтобы не переживать лишнего, человек выстраивает некий «барьер» и оберегает себя от действия негативных эмоциональных факторов. Например, вас уволили с работы. В истинных причинах увольнения признаются единицы, большинство людей расскажут своим друзьям и знакомым, что уволились сами (потому что начальник плохой, или начальник плохой и уволил вас просто так).
Человек итак переживает из-за увольнения (ценных сотрудников-то не увольняют), чувствует в глубине души себя неудачником, так зачем же ему еще одна порция переживаний из-за того, что окружающие тоже считают его неудачником? При этом оправдывая себя, человек сам начинает верить в то, что он просто жертва обстоятельств и сам бы уволился на днях, потому что в таких условиях невозможно работать.
Алкоголики — тоже люди и также активно выстраивают разного рода защиты, например: «В нашей стране все пьют…», «Я пью только по выходным», «Была бы у тебя такая работа, ты бы тоже запил» и пр.
Зависимый человек испытывает трудности, вызванные зависимостью и переживает их (например, дал себе слово выпить с друзьями 50 г. и не больше, т.к. завтра утром важное совещание, а в результате — пил до утра, совещание проспал и не понимает как так получилось). Во-первых, угрызения совести итак мучают, а признать, что ты алкоголик — вообще расписаться в собственной беспомощности, слабости, и позволить окружающим думать про себя также. Во-вторых, любая проблема требует решения, т.е. признать, что есть проблема — означает взять на себя ответственность за ее устранение (болен — значит надо лечиться, тратить время и деньги, на работе как-то объяснять: «где был» и «почему не пьешь»). И, в-третьих, за время употребления ценности немного поменялись и признание себя алкоголиком (с последующим отказом от алкоголя) является огромной потерей. Сразу появляется масса «неразрешимых проблем»: А как же встречаться с друзьями? А шашлыки? А футбол? Футбол без пива — не футбол. Рыбалка? Баня? А что делать в отпуске? Поскольку для зависимого ценность шашлыков, бани, отпуска, футбола и т.д. сводится к распитию спиртных напитков в нестандартной обстановке, то без спиртного эти развлечения теряют всякий смысл. Представляя себе бесконечную вереницу трудностей, подстерегающих на пути к выздоровлению, алкоголику действительно становится жутко и преодолевать все это нет ни сил, ни желания (не забывайте о том, что он изначально борется с проблемами путем ухода от них посредством алкоголя). Куда проще считать себя совершенно здоровым, не правда ли?
Между тем, все вышеописанное успешно поддается коррекции. В ходе психотерапии неадаптивные психологические защиты заменяются на адаптивные (реально, а не псевдо помогающие человеку в жизни), ценности возвращаются на свое место, в результате получается не «мне нельзя пить», а «я не хочу пить» и качество трезвой жизни заметно улучшается.
Если вы на грани потери самого важного в жизни ради сомнительной «пользы» спиртного, если вы уже бросили пить, но страдаете из-за того, что «футбол без пива — не футбол» или вам просто надоело находиться во власти «зеленого змея» — обратитесь к психологу, результат не заставит себя ждать!
Костюкова Екатерина Олеговна, клинический психолог
“Я не алкоголик!” или алкогольная анозогнозия
Состояние, когда алкоголик отрицает свою болезнь, в научной литературе называют алкогольной анозогнозией (лат. anosognosia alcoholica). Речь здесь может идти не только об абсолютном отрицании своей зависимости от алкоголя, но и о недооценке своего болезненного состояния, степени опасности, в которой находится в данное время человек, злоупотребляющий алкоголем, а также о переоценке своих реальных возможностей.
Хорошо известно мнение, существующее в народе, во многом основанное на реальности: «Алкоголик никогда не считает себя алкоголиком!». Некоторые же злоупотребляющие алкоголем утверждают, что совсем легко могут бросить пить в любую минуту; но проходят месяцы, годы, а они этого почему-то не делают, хотя по-прежнему уверены, что в любой момент могут от пагубного пристрастия легко и свободно отказаться. Под знаменем такого самообмана у многих проходит и вся их жизнь. Состояние алкогольной анозогнозии, как представляется, может иметь и демоническую составляющую. Вспомним слова святителя Тихона Задонского: «О, какое ослепление, какой обман душегубца-диавола!». То есть снижение самокритики и даже полное отсутствие её, ложная оценка степени своего падения могут быть обусловлены искусственно возведенной пеленой слепоты или лжедуховным кривым зеркалом, искажающим истинное положение дел. И творец этих искажающих механизмов вполне очевиден. И ещё, процитирую ёмкие слова святителя Тихона на ту же тему: «Пьяница – погибший человек, но сам этого не замечает, он утопает в болоте греха и вовсе не думает о том, как бы из него выбраться; он валяется в грязи, как свинья, но отмыть эту грязь не хочет, мало того, — он гневается на того, кто хотел бы его вытащить из этой погибельной пропасти». Лучше, пожалуй и не скажешь!
Опасно ли это состояние? Это состояние очень опасно, ибо только через осознание греха (а страсть винопития, безусловно, с духовных позиций есть тяжкий грех, а не только болезнь) возможно выздоровление. А если человек лишен способности (или желания) видеть свой грех, полноту своего падения; лишен, как говорят психиатры, критики – он обречен на неудачу и поражения в плане борьбы за выздоровление, и только чудо Божие или какая-то опасная болезнь могут отвратить его от дальнейшего пагубного занятия. В документах очень влиятельной и популярной ныне международной ассоциации анонимных алкоголиков (АА), в первом же пункте их 12-ти шаговой программы значится буквально следующее: «Мы признали своё бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над нашей волей». И это очень верное признание и начало пути к выздоровлению с позиции здравого смысла, важнее чего может быть лишь личное глубокое осознание в необходимости искреннго слезного покаянии пред Богом своих грехов на исповеди у священника!
Какова природа алкогольной анозогнозии?
Можно рассматривать психологические и духовные причины. Психологи, ориентированные на психологические (прежде всего психоаналитические) западные концепции видят причину алкогольной анозогнозии в защитной реакции человека, его нежелании признавать себя алкоголиком, вследствие вытеснения из сознание в подсознательное и бессознание всего угрожающего его здоровью, а также в страхе перед самим клише-клейме: «алкоголик».
Сторонники личностных теорий, выделяют определенные типы личности с различными особенностями отношения к болезни вообще и к алкоголизму в частности. Большое значение имеют характерологические особенности личности до болезни («преморбидный фактор»).
О демонической составляющей я уже упомянул выше. «Где пьянство, там и диавол…», — писал свт. Димитрий Ростовский». Ставил равенство между пьянством и бесами и великий свт. Григорий Богослов. А Вселенский Учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст указывал на добровольное неистовство и извращения мыслей у пьяниц: «Пьянство есть добровольное неистовство, извращение мыслей…произвольное беснование, которое хуже умопомешательства». По-моему, в приведенных выше словах Великих святых можно найти прямой ответ на поставленный вопрос.
Как объяснить алкоголику, что он болен, кто должен это делать?
Должны делать все, кто осознает это, имеет право и возможность. В первую очередь: врачи, психологи, педагоги, близкие больному люди, служители Церкви (вспомним: «пьяницы Царствия Божия не наследуют ( 1 Кор. 6, 10 )». Вдумайтесь, какие страшные слова содержатся в Священном Писании! А ведь многие из пьяниц – крещёные люди и даже искренне считающие себя православными христианами.
Особенно весомыми могут быть слова, исходящие из уст людей, имеющих авторитетное значение в глазах больных. Только все эти слова должны говориться не формально в качестве назиданий, нотаций и поучений, но искренне, с позиции любви и также чувства собственной греховности, не меньшей, а даже большей, нежели у того, к кому обращены эти слова. Собственными силами бывает очень сложно достучаться до души пьющего, поэтому необходима внутренняя молитва, обращенная к Богу, Пресвятой Богородице, ко святым, имеющим особую благодать в целительстве страсти винопития (св. муч. Вонифатий, преп. Моисей Мурин, св. прав.Иоанн Кронштадтский). Должны участвовать в этой сложной работе, безусловно, и все члены семьи больного, хотя часто их убеждения и просьбы становятся привычными и уже не воспринимаются со стороны длительно пьющих.
Могут ли чем-то помочь родственники?
Родственники могут помочь многим и должны это непременно делать, не переваливая всецело ответственность на плечи лишь врачей, психологов, Церкви и правоохранительных органов. Очень часто и наследуют предрасположенность к пьянству и алкоголизму по грехам своих родителей, то есть ближайших людей по степени родства.
Итак, родственники должны вести борьбу с членом семьи или родным человеком сообща, не ища виноватых между собой и не вступая в пересуды и ссоры. Степень их воздействия и сами способы борьбы зависят от многих обстоятельств. Хорошо бы присоединять в таких случаях коллективные молитвы, молитвы по соглашению, заказывать в храмах молебны и сорокоусты, усиливать свою собственную внутреннюю духовную жизнь и т.д. Родственники должны окружать болящего любовью и заботой, но не в смысле потакания и поощрения его порока. Иногда бывает даже полезнее «отпустить» сына или дочь на волю Божию, дабы они почувствовали ответственность за содеянное. Универсального рецепта, конечно же, нет.
Существуют ли какие-то методы исследования по выявлению алкогольной анозогнозии?
Да, существуют. Но больше этим занимаются всё же профессиональные психологи. В частности, я имею ввиду «Опросник алкогольной анозогнозии», разработанный в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М.Бехтерева в 2005–2009 гг. коллективом авторов.
Опросник состоит из 46 утверждений, с каждым из которых обследуемый должен выразить своё согласие или несогласие. Семь шкал отражают три основные сферы отношения к болезни: когнитивную, эмоциональную и мотивационную. Опросник позволяет исследовать уровень алкогольной анозогнозии по отдельным ее параметрам. Имеются исследования аналогичной направленности и за рубежом. К примеру, шкала для оценки инсайта (то есть «проникновения в суть») при алкоголизме (Hanil Alcohol Insight Scale) и другие.
Есть ли случаи, когда алкогольную анозогнозию преодолеть невозможно?
Безусловно, особенно на поздних стадиях алкоголизма, при наличии необратимых органических поражениях центральной нервной системы и внутренних органов. К примеру, при тяжелой энцефалопатии, выраженном психоорганическом синдроме, Корсаковском синдроме, тяжелых аномалиях личности, когда человек уподобляется уже по сути бессловесным животным. Невозможно преодолеть анозогнозию при расстройствах восприятия, бредовых переживаниях, при тяжелых нарушениях памяти и интеллекта, алкогольном галлюцинозе и многих иных печальных последствиях, которые формирует в организме алкоголь. Почти невозможно преодолеть алкогольную анозогнозию при патологическом упрямстве, связанном с аномальными чертами характера, семейными алкогольными традициями, уродствами и дефектами воспитания, а также при слабоумии, тяжелых депрессивных расстройствах и некоторых иных патологических составляющих.
Те, кто преодолел алкогольную анозогнозию, имеют бо́льшие шансы избавиться от зависимости?
Безусловно. Через осознание причины легче лечится и болезнь.
Но что хотелось здесь отметить. Избавление от зависимости ещё не есть исцеление. Иногда жены пьющих после удачного сеанса так называемого «кодирования», которое чаще всего проводится под аккомпанемент всевозможных страшилок и трюков, напоминающих порой цирковое представление, где роль иллюзиониста исполняет врач-нарколог или заезжий гастролер, сожалеют, что мужья перестали пить. Ибо теперь вместо алкогольных срывов нередко разыгрываются семейные драмы, связанные с приступами агрессии, неадекватно возникающей злости, возбуждения и других патологических расстройств психики и поведения. Настоящее исцеление от алкоголизма – это исцеление от страстей: прежде всего, гордыни, гнева, чревоугодия. А исцелиться от греховных страстей возможно только став на путь святости, к которому призывает нас через Евангелие Сам Спаситель Господь наш Иисус Христос. Очень важно приобрести правильное православное сознание. Пьянство и алкоголизм – это, прежде всего, болезни души. Поэтому радикально их можно исцелить только через Врача телес и душ наших Иисуса Христа и непоколебимую веру в Него.
Все мои наблюдения над чудесно исцелившимися от пьянства, алкоголизма и наркомании связаны с обращением этих людей к православной вере. Один из таких, Николай П., которому сейчас уже за 60‑т лет, после неоднократных многолетних запоев, которые он сочетал ещё и с употреблением лекарственных препаратов (то есть был и токсикоманом), многократных госпитализаций, включая психиатрические отделения, неожиданно для него самого однажды открыл для себя величие и красоту Православной веры. Меня поражала яркая трансформация (сублимация) его патологической тяги к спиртному в потребность постоянно ежедневно посещать Церковные службы, быть при Церкви, помогать её служителям, хотя бы в качестве дворника или просто трудника, распространять среди народа полезные советы в виде листков, им же перепечатанных на машинке для страдающих алкогольной зависимостью.
С ним все же происходили периодически нервно-психические срывы, для лечения которых необходимо было применять психотропные лекарства, но к алкоголю он уже на протяжении многих лет не обращался. Думаю, не обращается к «пойлу сатаны» он и по сей день (с ним мы не виделись около года). По мысли одного из французских писателей, страсть алкоголика к водке (или вину) – всего лишь извращенная сильная потребность поиска божественной благодати. Это, конечно, мнение автора, а не святых Отцов или тем паче научной медицины, но, тем не менее, интересна в философском плане. Свои краткие ответы на поставленные конкретные вопросы я хотел бы завершить чудесными боговдохновенными словами старца Порфирия Кавсокаливита: «Когда мы любим Христа, наши греховные страсти мало-помалу сами начинают отступать. Перед силой любви они теряют свою силу. Когда рассветает и в нашу комнату проникают первые лучи солнечного света, тьма отступает. Ей здесь уже нет места»
Автор: Врач психиатр-нарколог В.К. Невярович
МЫШЛЕНИЕ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ
Медицина начала признавать алкоголизм заболеванием тогда, когда врачи сделали вывод: никто не начинает пить для того, чтобы стать алкоголиком. Заболевание является результатом происходящих в организме процессов, которые больной не способен контролировать. Процессы эти аномальные, так как проявляются не у всех пьющих. Тем более, что не каждый, кто пьет много, становится алкоголиком. Алкоголик чаще всего совсем не похож на вечно пьяного собутыльника у бочки с пивом или валяющегося в канаве. В повседневной жизни большинство алкоголиков –это очень активные, до поры до времени, в обществе люди, да и квалификацией они иногда превосходят своих непьющих коллег. Алкоголик совсем не тот, кто пьет денатурат. Одна треть алкоголиков никогда в жизни не пила ничего кроме пива. Алкоголик может не пить ежедневно, почти половина из них пьет периодически, но после каждого очередного запоя периодически укорачиваются периоды трезвости.
Такая периодичность пьянства вводит в заблуждение больного, его семью, а часто и врачей, и является для них доказательством здоровой реакции на алкоголь. Однако, в сущности, перерыв в пьянстве ничего не доказывает. Почти каждый алкоголик может не пить какое-то время.
Как правило, он перестает пить для того, чтобы доказать, что пока еще имеет контроль над алкоголем. Человек решает не пить в течение 5ти дней, месяца, полгода, но всегда в этот период убежден, что контроль над алкоголем не потерян. Как только он докажет себе и другим, что в состоянии контролировать количество выпитого, то снова начнет пить. Каждый алкоголик, который верит, что имеет контроль над алкоголем, рано или поздно возвращается к пьянству – это неопровержимое правило, где нет исключений.
Почти каждый алкоголик может исполнить обещание, что в течение ближайших нескольких месяцев не выпьет ни капли спиртного. Но ни один алкоголик не может пообещать, что в течение месяца будет пить только по 2 рюмки и не более. Обычный пьяница может исполнить такое обещание, но алкоголик начнет пить запоем уже через несколько дней.
Сутью заболевания является потеря контроля над алкоголем. Заболевание состоит из 2х элементов: навязчивого влечения, которое приводит к тому, что алкоголик не может представить себе жизнь без алкоголя, и даже после длительного перерыва берется за рюмку, и физической потребности, возникающей сразу же после употребления первой капли и вызывающей потерю контроля над алкоголем (человек начинает пить без меры). Он обещает себе, что выпьет только одну рюмку, а пьет пока не допьется до бессознательного состояния.
Несмотря на то, что каждая очередная пьянка вызывает все более серьезные осложнения со здоровьем, в семейных отношениях, в обществе, а часто и конфликт с законом, алкоголик снова уходит в запой и пьет без меры. И так без конца. Не в состоянии учиться на собственном горьком опыте, он похож на человека, который раз за разом кладет руку на горячую плитку, не обращая внимания на все более тяжелые ожоги. Человек здравого ума так себя не ведет, алкоголик же здравого ума не имеет. Но это еще не все. Самое удивительное заключается в том, что не смотря на существование легко различимых проявлений заболевания, алкоголик почти до конца жизни не знает, что он болен. Алкоголизм относится к группе особых заболеваний, для которых характерно отрицание заболевания прежде всего самими больными
Основной частью зависимости от алкоголя являются механизмы психологической защиты, постоянно убеждающие больного в том, что он не алкоголик. Подозрение в алкоголизме имеет однозначно отрицательный эффект и может серьезно повлиять на все стороны жизни. Никто без сопротивления не желает признаваться в каких-то ошибках и недостатках, особенно тогда, когда ему кажется, что он не виноват. А ведь алкоголик пьет не для того, чтобы стать алкоголиком, он, в сущности, и сам не понимает, почему пьет бесконтрольно, а поэтому старается себя оправдать с помощью различных ухищрений. Он находит самые различные причины: это и тяжелое детство, и стрессовые ситуации на работе, и супружеские проблемы, и политические события.
Подыскивая на каждый очередной запой основательную причину, зависимый подсознательно пытается отвлечь внимание и свое и окружающих от возникших у него проблем с алкоголем. Но чаще всего в своем пьянстве обвиняет близких. Временами алкоголик неосознанно ищет повод для конфликта, чтобы найти причину напиться или поставить себя в роли пострадавшего, чтобы потом сказать: «Я пил, потому, что…»
Всевозможные уловки и ухищрения, чрезмерная старательность на работе, кротость дома в период трезвости, манипулирование людьми и фактами, периодические перерывы в пьянстве и многие другие механизмы самообмана создают необыкновенно сильную структуру отрицаний, благодаря которой алкоголик защищает себя от мысли, что он алкоголик. Такая структура самообмана имеет характер интеллектуальный и особенно хорошо развита у людей образованных. Люди, которые начинают пить все чаще и все больше, со временем приспосабливают свое мышление к этой потребности, придумывают опровержения растущей роли алкоголя в их жизни. А когда это становится невозможным, они находят объяснение своему пьянству, стараясь приводить логические, убедительные документы: «Да, выпил, но немного, вся беда лишь в том, что на пустой желудок…», «Пил потому, что не мог отказать начальнику», «Потому, что жена меня разозлила». Такие оправдания алкоголик выдумывает и тогда, когда он трезвый, чтобы начать новую пьянку, иногда специально идет на конфликт, чтобы иметь, на первый взгляд, логичный повод для пьянства. Теперь в жизни алкоголика самым важным является постоянно учащающееся пьянство, чего сам алкоголик необычайно ловко и хитро не хочет осознавать. Таким образом, развивается и укрепляется механизм самообмана и отрицания действительности, охватывающий со временем всю личность алкоголика, проникая во все его мысли, даже те, которые, на первый взгляд, далеки от алкоголя.
Снижение критики редко становится тотальным. Обычно к каким-то обсуждаемым вопросам больные более критичны, а к другим менее. В частности, больные достаточно хорошо осознают ущерб, наносимый алкоголем их физическому и психическому здоровью или материальному благосостоянию. Однако они гораздо хуже понимают отрицательные последствия выпивок для семьи или продвижения по работе. Ответственность за семейные и служебные неприятности больные перекладывают с себя на окружающих или объясняют их случайными обстоятельствами.
Одним словом, алкоголик не желает признавать, что он алкоголик. НО, в тоже время, постоянно находится в удрученном состоянии, чувствует вину и угрызения совести, страх перед звонком телефона и при встрече со служителем закона. Наблюдаются все более частые изменения настроения, агрессия и злость, болезненная ревность и подозрительность, склонность жалеть самого себя, чувство одиночества и тоски. И, что самое страшное, развивается комплекс собственной неполноценности, пока каждое утро человек не начинает просыпаться со страхом перед тем, что может принести ему предстоящий день, с мечтой о том, чтобы спать, не просыпаясь, или напиться. Самообман не позволяет ему заметить истинную причину такого состояния. Алкоголик убежден, что причина его проблем кроется в отношении к нему других людей, в происходящих событиях и обстоятельствах. Он принимает решение изменить эти обстоятельства, начинает заниматься гимнастикой, бегать, разводиться, куда-то уезжает, меняет работу. Снова женится, возвращается на старое место, однако желаемого облегчения не наступает. Так как нельзя убежать от самого себя и от болезни, которая вызывает значительное ухудшение здоровья, проблемы в семейных отношениях, конфликты на работе и с законом. В конце концов все это приводит к тому, что человек сдается и идет к врачу.
Но самообман выполняет еще одну важную функцию. Вместе с нарастающей день ото дня потребностью в алкоголе больной подсознательно чувствует, что уже не может жить без от него. Он понимает, что алкоголь стал для него «стеклянным барьером», отделяющим его от окружающих и гарантирующим безопасность и хорошее самочувствие. Теперь, когда алкоголик решил лечиться, самым важным для него становится подавление в себе этой мысли. Он не должен допускать мысли, что существует что-то, без чего он мог бы умереть. Ему следует отбросить чувство бессилия и зависимости, самообман же их подавляет. Больной окружает себя все более плотным панцирем самообмана, искажающим восприятие действительности и отгораживающим его от других людей и от самого себя. Основной механизм формирования зависимого от алкоголя поведения – стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Уничтожение этого панциря становится начальным этапом отрезвления.
Чтобы перестать пить, алкоголик должен начать вести себя совершенно иначе, чем прежде. Вместо того, чтобы безнадежно бороться за возвращение сильной воли, он должен окончательно капитулировать и признать факты, которых раньше не хотел замечать, но которые откровенно указывают на его бессилие перед алкоголем, т.е. признать себя алкоголиком, а алкоголизм заболеванием. Но стоит только высказать свое предположение относительно заболевания собеседника алкоголизмом, как у того тут же возникнет защитная реакция, которая преградит дорогу дальнейшему серьезному диалогу.
Проблемой алкоголика является неумение владеть собой длительное время в состоянии трезвости, без алкоголя. Легко это понять, задавая вопрос «зачем», а не «почему» алкоголик пьет.
Обычно люди употребляют алкоголь для того, чтобы насладиться вкусом спиртного, поддержать компанию или потому, что ритуал или обычай этого требуют. Другие же находят в алкоголе какую-то пользу для себя. Пьют для улучшения самочувствия, чтобы избавиться от стресса, уменьшить беспокойство, ослабить состояние напряжения, стать на некоторое время иным, убежать от самого себя. Пьют, так как не могут справиться с болезненными ощущениями, мыслями и сомнениями.
Иногда им это удается. Выпив, они начинают чувствовать себя лучше. Исчезают боль и страдание, легко преодолевается робость, в таком состоянии им легче самовыразиться, завести знакомство, пойти танцевать, ощутить единство с другими, найти понимание присутствующих, и, как результат – появляется чувство уверенности в себе. Таким людям алкоголь помогает жить. Притом действует он быстро и не требует никаких усилий. Оказывается, чтобы хорошо себя чувствовать, достаточно выпить несколько рюмок. Тот, кто открыл для себя эту магическую силу алкоголя, все чаще будет обращаться к рюмке. Со временем, и радости, и неудачи станут для него причиной очередной пьянки. Вообще умение владеть собой, собственными чувствами перестает быть необходимым, так как его теперь заменяет алкоголь. Человек перестает самосовершенствоваться: процессы формирования эмоциональной стойкости задерживаются. И с этого времени каждое колебание эмоций – тоска или страх, злость или радость – будет слишком большим потрясением, чтобы пережить его без алкоголя. Это объясняет на первый взгляд непонятный факт, что алкоголик напивается, как правило, в самый неподходящий момент: например, когда должен идти на экзамен, выполнить серьезное задание или принять ответственное решение. У алкоголика в этот момент возникает нервное напряжение, с которым он самостоятельно справиться не в силах, и поэтому он напивается. Именно на этом, вместе с особой физиологической восприимчивостью организма, основывается зависимость человека от алкоголя.
Общей чертой всех алкоголиков является эмоциональная незрелость, которая является чем-то большим, чем только, чертой характера, это – суть заболевания.
Ребенок ощущает себя в центре Вселенной. Когда он чувствует голод, то, желая немедленно его утолить, плачет, пока не получит пищу. Плачем, а иногда и другими способами, ребенок навязывает свою волю окружающим. Он должен это делать, так как полностью зависит от них и, одновременно, боится. Со временем ребенок начинает понимать, что в мире существуют и другие люди, а их существование ставит барьер его прихотям. Он осознает, что не всегда может быть центром внимания и не все его желания будут исполнены незамедлительно. А некоторые не сбудутся никогда, и с этим придется смириться, так как нельзя навязывать свою волю другим. Развивая механизм самоконтроля, созревающий ребенок становится более независимым, сознает, что его судьба в большей степени зависит от него самого, а не от окружающих. Зрелого человека характеризует умение контролировать себя, мужество, ответственность за свои поступки и судьбу.
Алкоголик напоминает ребенка. В сфере его сознания доминируют два понятия: Я и ХОЧУ. Безответственный, он, вместо того, чтобы настойчиво решать свои проблемы, предпочитает манипулировать окружающими людьми, стараясь заставить их выполнять его прихоти. В сущности, он – трус, так как боится встретиться с трудностями один на один, предпочитает, чтобы его проблемы решал кто-то другой. Алкоголик – всегда эгоцентрист, думает и говорит исключительно о себе, и ему в голову не придет, что кто-то не хочет им интересоваться и прислушиваться к его желаниям. Каждое «нет» он воспринимает, как личное оскорбление.
Таким образом, алкоголик постепенно духовно деградирует, теряя способность нормально проявлять свои чувства, не знает, что с ними делать, как выразить ненависть и как сказать слово «люблю». Он заглушает в себе чувства, особенно негативные: злость, обиду и страх. А когда их соберется слишком много – пьет, потом буквально взрывается и выбрасывает из себя все накопившееся, при этом, чаще всего, в агрессивной и деструктивной форме.