Алкаш никогда не признается что он

Почему алкоголик не признает, что он алкоголик

Алкаш никогда не признается что он. . Алкаш никогда не признается что он фото. Алкаш никогда не признается что он-. картинка Алкаш никогда не признается что он. картинка

У каждого человека есть механизмы психологической защиты, которые служат для снижения эмоционального вреда от каких-либо трудных и проблемных ситуаций.

Иными словами, чтобы не переживать лишнего, человек выстраивает некий «барьер» и оберегает себя от действия негативных эмоциональных факторов. Например, вас уволили с работы. В истинных причинах увольнения признаются единицы, большинство людей расскажут своим друзьям и знакомым, что уволились сами (потому что начальник плохой, или начальник плохой и уволил вас просто так).

Человек итак переживает из-за увольнения (ценных сотрудников-то не увольняют), чувствует в глубине души себя неудачником, так зачем же ему еще одна порция переживаний из-за того, что окружающие тоже считают его неудачником? При этом оправдывая себя, человек сам начинает верить в то, что он просто жертва обстоятельств и сам бы уволился на днях, потому что в таких условиях невозможно работать.

Алкоголики — тоже люди и также активно выстраивают разного рода защиты, например: «В нашей стране все пьют…», «Я пью только по выходным», «Была бы у тебя такая работа, ты бы тоже запил» и пр.

Зависимый человек испытывает трудности, вызванные зависимостью и переживает их (например, дал себе слово выпить с друзьями 50 г. и не больше, т.к. завтра утром важное совещание, а в результате — пил до утра, совещание проспал и не понимает как так получилось). Во-первых, угрызения совести итак мучают, а признать, что ты алкоголик — вообще расписаться в собственной беспомощности, слабости, и позволить окружающим думать про себя также. Во-вторых, любая проблема требует решения, т.е. признать, что есть проблема — означает взять на себя ответственность за ее устранение (болен — значит надо лечиться, тратить время и деньги, на работе Алкаш никогда не признается что он. a6569865. Алкаш никогда не признается что он фото. Алкаш никогда не признается что он-a6569865. картинка Алкаш никогда не признается что он. картинка a6569865как-то объяснять: «где был» и «почему не пьешь»). И, в-третьих, за время употребления ценности немного поменялись и признание себя алкоголиком (с последующим отказом от алкоголя) является огромной потерей. Сразу появляется масса «неразрешимых проблем»: А как же встречаться с друзьями? А шашлыки? А футбол? Футбол без пива — не футбол. Рыбалка? Баня? А что делать в отпуске? Поскольку для зависимого ценность шашлыков, бани, отпуска, футбола и т.д. сводится к распитию спиртных напитков в нестандартной обстановке, то без спиртного эти развлечения теряют всякий смысл. Представляя себе бесконечную вереницу трудностей, подстерегающих на пути к выздоровлению, алкоголику действительно становится жутко и преодолевать все это нет ни сил, ни желания (не забывайте о том, что он изначально борется с проблемами путем ухода от них посредством алкоголя). Куда проще считать себя совершенно здоровым, не правда ли?

Между тем, все вышеописанное успешно поддается коррекции. В ходе психотерапии неадаптивные психологические защиты заменяются на адаптивные (реально, а не псевдо помогающие человеку в жизни), ценности возвращаются на свое место, в результате получается не «мне нельзя пить», а «я не хочу пить» и качество трезвой жизни заметно улучшается.

Если вы на грани потери самого важного в жизни ради сомнительной «пользы» спиртного, если вы уже бросили пить, но страдаете из-за того, что «футбол без пива — не футбол» или вам просто надоело находиться во власти «зеленого змея» — обратитесь к психологу, результат не заставит себя ждать!

Костюкова Екатерина Олеговна, клинический психолог

Источник

“Я не алкоголик!” или алкогольная анозогнозия

Состо­я­ние, когда алко­го­лик отри­ца­ет свою болезнь, в науч­ной лите­ра­ту­ре назы­ва­ют алко­голь­ной ано­зо­гно­зи­ей (лат. anosognosia alcoholica). Речь здесь может идти не толь­ко об абсо­лют­ном отри­ца­нии сво­ей зави­си­мо­сти от алко­го­ля, но и о недо­оцен­ке сво­е­го болез­нен­но­го состо­я­ния, сте­пе­ни опас­но­сти, в кото­рой нахо­дит­ся в дан­ное вре­мя чело­век, зло­упо­треб­ля­ю­щий алко­го­лем, а так­же о пере­оцен­ке сво­их реаль­ных возможностей.

Хоро­шо извест­но мне­ние, суще­ству­ю­щее в наро­де, во мно­гом осно­ван­ное на реаль­но­сти: «Алко­го­лик нико­гда не счи­та­ет себя алко­го­ли­ком!». Неко­то­рые же зло­упо­треб­ля­ю­щие алко­го­лем утвер­жда­ют, что совсем лег­ко могут бро­сить пить в любую мину­ту; но про­хо­дят меся­цы, годы, а они это­го поче­му-то не дела­ют, хотя по-преж­не­му уве­ре­ны, что в любой момент могут от пагуб­но­го при­стра­стия лег­ко и сво­бод­но отка­зать­ся. Под зна­ме­нем тако­го само­об­ма­на у мно­гих про­хо­дит и вся их жизнь. Состо­я­ние алко­голь­ной ано­зо­гно­зии, как пред­став­ля­ет­ся, может иметь и демо­ни­че­скую состав­ля­ю­щую. Вспом­ним сло­ва свя­ти­те­ля Тихо­на Задон­ско­го: «О, какое ослеп­ле­ние, какой обман душе­губ­ца-диа­во­ла!». То есть сни­же­ние само­кри­ти­ки и даже пол­ное отсут­ствие её, лож­ная оцен­ка сте­пе­ни сво­е­го паде­ния могут быть обу­слов­ле­ны искус­ствен­но воз­ве­ден­ной пеле­ной сле­по­ты или лже­ду­хов­ным кри­вым зер­ка­лом, иска­жа­ю­щим истин­ное поло­же­ние дел. И тво­рец этих иска­жа­ю­щих меха­низ­мов вполне оче­ви­ден. И ещё, про­ци­ти­рую ёмкие сло­ва свя­ти­те­ля Тихо­на на ту же тему: «Пья­ни­ца – погиб­ший чело­век, но сам это­го не заме­ча­ет, он уто­па­ет в боло­те гре­ха и вовсе не дума­ет о том, как бы из него выбрать­ся; он валя­ет­ся в гря­зи, как сви­нья, но отмыть эту грязь не хочет, мало того, — он гне­ва­ет­ся на того, кто хотел бы его выта­щить из этой поги­бель­ной про­па­сти». Луч­ше, пожа­луй и не скажешь!

Опас­но ли это состо­я­ние? Это состо­я­ние очень опас­но, ибо толь­ко через осо­зна­ние гре­ха (а страсть вино­пи­тия, без­услов­но, с духов­ных пози­ций есть тяж­кий грех, а не толь­ко болезнь) воз­мож­но выздо­ров­ле­ние. А если чело­век лишен спо­соб­но­сти (или жела­ния) видеть свой грех, пол­но­ту сво­е­го паде­ния; лишен, как гово­рят пси­хи­ат­ры, кри­ти­ки – он обре­чен на неуда­чу и пора­же­ния в плане борь­бы за выздо­ров­ле­ние, и толь­ко чудо Божие или какая-то опас­ная болезнь могут отвра­тить его от даль­ней­ше­го пагуб­но­го заня­тия. В доку­мен­тах очень вли­я­тель­ной и попу­ляр­ной ныне меж­ду­на­род­ной ассо­ци­а­ции ано­ним­ных алко­го­ли­ков (АА), в пер­вом же пунк­те их 12-ти шаго­вой про­грам­мы зна­чит­ся бук­валь­но сле­ду­ю­щее: «Мы при­зна­ли своё бес­си­лие перед алко­го­лем, при­зна­ли, что мы поте­ря­ли кон­троль над нашей волей». И это очень вер­ное при­зна­ние и нача­ло пути к выздо­ров­ле­нию с пози­ции здра­во­го смыс­ла, важ­нее чего может быть лишь лич­ное глу­бо­кое осо­зна­ние в необ­хо­ди­мо­сти искренн­го слез­но­го пока­я­нии пред Богом сво­их гре­хов на испо­ве­ди у священника!

Какова природа алкогольной анозогнозии?

Мож­но рас­смат­ри­вать пси­хо­ло­ги­че­ские и духов­ные при­чи­ны. Пси­хо­ло­ги, ори­ен­ти­ро­ван­ные на пси­хо­ло­ги­че­ские (преж­де все­го пси­хо­ана­ли­ти­че­ские) запад­ные кон­цеп­ции видят при­чи­ну алко­голь­ной ано­зо­гно­зии в защит­ной реак­ции чело­ве­ка, его неже­ла­нии при­зна­вать себя алко­го­ли­ком, вслед­ствие вытес­не­ния из созна­ние в под­со­зна­тель­ное и бес­со­зна­ние все­го угро­жа­ю­ще­го его здо­ро­вью, а так­же в стра­хе перед самим кли­ше-клей­ме: «алко­го­лик».

Сто­рон­ни­ки лич­ност­ных тео­рий, выде­ля­ют опре­де­лен­ные типы лич­но­сти с раз­лич­ны­ми осо­бен­но­стя­ми отно­ше­ния к болез­ни вооб­ще и к алко­го­лиз­му в част­но­сти. Боль­шое зна­че­ние име­ют харак­те­ро­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти лич­но­сти до болез­ни («пре­мор­бид­ный фактор»).

О демо­ни­че­ской состав­ля­ю­щей я уже упо­мя­нул выше. «Где пьян­ство, там и диа­вол…», — писал свт. Димит­рий Ростов­ский». Ста­вил равен­ство меж­ду пьян­ством и беса­ми и вели­кий свт. Гри­го­рий Бого­слов. А Все­лен­ский Учи­тель Церк­ви свт. Иоанн Зла­то­уст ука­зы­вал на доб­ро­воль­ное неистов­ство и извра­ще­ния мыс­лей у пья­ниц: «Пьян­ство есть доб­ро­воль­ное неистов­ство, извра­ще­ние мыслей…произвольное бес­но­ва­ние, кото­рое хуже умо­по­ме­ша­тель­ства». По-мое­му, в при­ве­ден­ных выше сло­вах Вели­ких свя­тых мож­но най­ти пря­мой ответ на постав­лен­ный вопрос.

Как объяснить алкоголику, что он болен, кто должен это делать?

Долж­ны делать все, кто осо­зна­ет это, име­ет пра­во и воз­мож­ность. В первую оче­редь: вра­чи, пси­хо­ло­ги, педа­го­ги, близ­кие боль­но­му люди, слу­жи­те­ли Церк­ви (вспом­ним: «пья­ни­цы Цар­ствия Божия не насле­ду­ют ( 1 Кор. 6, 10 )». Вду­май­тесь, какие страш­ные сло­ва содер­жат­ся в Свя­щен­ном Писа­нии! А ведь мно­гие из пья­ниц – кре­щё­ные люди и даже искренне счи­та­ю­щие себя пра­во­слав­ны­ми христианами.

Осо­бен­но весо­мы­ми могут быть сло­ва, исхо­дя­щие из уст людей, име­ю­щих авто­ри­тет­ное зна­че­ние в гла­зах боль­ных. Толь­ко все эти сло­ва долж­ны гово­рить­ся не фор­маль­но в каче­стве нази­да­ний, нота­ций и поуче­ний, но искренне, с пози­ции люб­ви и так­же чув­ства соб­ствен­ной гре­хов­но­сти, не мень­шей, а даже боль­шей, неже­ли у того, к кому обра­ще­ны эти сло­ва. Соб­ствен­ны­ми сила­ми быва­ет очень слож­но досту­чать­ся до души пью­ще­го, поэто­му необ­хо­ди­ма внут­рен­няя молит­ва, обра­щен­ная к Богу, Пре­свя­той Бого­ро­ди­це, ко свя­тым, име­ю­щим осо­бую бла­го­дать в цели­тель­стве стра­сти вино­пи­тия (св. муч. Вони­фа­тий, преп. Мои­сей Мурин, св. прав.Иоанн Крон­штадт­ский). Долж­ны участ­во­вать в этой слож­ной рабо­те, без­услов­но, и все чле­ны семьи боль­но­го, хотя часто их убеж­де­ния и прось­бы ста­но­вят­ся при­выч­ны­ми и уже не вос­при­ни­ма­ют­ся со сто­ро­ны дли­тель­но пьющих.

Могут ли чем-то помочь родственники?

Род­ствен­ни­ки могут помочь мно­гим и долж­ны это непре­мен­но делать, не пере­ва­ли­вая все­це­ло ответ­ствен­ность на пле­чи лишь вра­чей, пси­хо­ло­гов, Церк­ви и пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов. Очень часто и насле­ду­ют пред­рас­по­ло­жен­ность к пьян­ству и алко­го­лиз­му по гре­хам сво­их роди­те­лей, то есть бли­жай­ших людей по сте­пе­ни родства.

Итак, род­ствен­ни­ки долж­ны вести борь­бу с чле­ном семьи или род­ным чело­ве­ком сооб­ща, не ища вино­ва­тых меж­ду собой и не всту­пая в пере­су­ды и ссо­ры. Сте­пень их воз­дей­ствия и сами спо­со­бы борь­бы зави­сят от мно­гих обсто­я­тельств. Хоро­шо бы при­со­еди­нять в таких слу­ча­ях кол­лек­тив­ные молит­вы, молит­вы по согла­ше­нию, зака­зы­вать в хра­мах молеб­ны и соро­ко­усты, уси­ли­вать свою соб­ствен­ную внут­рен­нюю духов­ную жизнь и т.д. Род­ствен­ни­ки долж­ны окру­жать боля­ще­го любо­вью и забо­той, но не в смыс­ле пота­ка­ния и поощ­ре­ния его поро­ка. Ино­гда быва­ет даже полез­нее «отпу­стить» сына или дочь на волю Божию, дабы они почув­ство­ва­ли ответ­ствен­ность за соде­ян­ное. Уни­вер­саль­но­го рецеп­та, конеч­но же, нет.

Существуют ли какие-то методы исследования по выявлению алкогольной анозогнозии?

Да, суще­ству­ют. Но боль­ше этим зани­ма­ют­ся всё же про­фес­си­о­наль­ные пси­хо­ло­ги. В част­но­сти, я имею вви­ду «Опрос­ник алко­голь­ной ано­зо­гно­зии», раз­ра­бо­тан­ный в Науч­но-иссле­до­ва­тель­ском пси­хо­нев­ро­ло­ги­че­ском инсти­ту­те им. В.М.Бехтерева в 2005–2009 гг. кол­лек­ти­вом авторов.

Опрос­ник состо­ит из 46 утвер­жде­ний, с каж­дым из кото­рых обсле­ду­е­мый дол­жен выра­зить своё согла­сие или несо­гла­сие. Семь шкал отра­жа­ют три основ­ные сфе­ры отно­ше­ния к болез­ни: когни­тив­ную, эмо­ци­о­наль­ную и моти­ва­ци­он­ную. Опрос­ник поз­во­ля­ет иссле­до­вать уро­вень алко­голь­ной ано­зо­гно­зии по отдель­ным ее пара­мет­рам. Име­ют­ся иссле­до­ва­ния ана­ло­гич­ной направ­лен­но­сти и за рубе­жом. К при­ме­ру, шка­ла для оцен­ки инсай­та (то есть «про­ник­но­ве­ния в суть») при алко­го­лиз­ме (Hanil Alcohol Insight Scale) и другие.

Есть ли случаи, когда алкогольную анозогнозию преодолеть невозможно?

Без­услов­но, осо­бен­но на позд­них ста­ди­ях алко­го­лиз­ма, при нали­чии необ­ра­ти­мых орга­ни­че­ских пора­же­ни­ях цен­траль­ной нерв­ной систе­мы и внут­рен­них орга­нов. К при­ме­ру, при тяже­лой энце­фа­ло­па­тии, выра­жен­ном пси­хо­ор­га­ни­че­ском син­дро­ме, Кор­са­ков­ском син­дро­ме, тяже­лых ано­ма­ли­ях лич­но­сти, когда чело­век упо­доб­ля­ет­ся уже по сути бес­сло­вес­ным живот­ным. Невоз­мож­но пре­одо­леть ано­зо­гно­зию при рас­строй­ствах вос­при­я­тия, бре­до­вых пере­жи­ва­ни­ях, при тяже­лых нару­ше­ни­ях памя­ти и интел­лек­та, алко­голь­ном гал­лю­ци­но­зе и мно­гих иных печаль­ных послед­стви­ях, кото­рые фор­ми­ру­ет в орга­низ­ме алко­голь. Почти невоз­мож­но пре­одо­леть алко­голь­ную ано­зо­гно­зию при пато­ло­ги­че­ском упрям­стве, свя­зан­ном с ано­маль­ны­ми чер­та­ми харак­те­ра, семей­ны­ми алко­голь­ны­ми тра­ди­ци­я­ми, урод­ства­ми и дефек­та­ми вос­пи­та­ния, а так­же при сла­бо­умии, тяже­лых депрес­сив­ных рас­строй­ствах и неко­то­рых иных пато­ло­ги­че­ских составляющих.

Те, кто преодолел алкогольную анозогнозию, имеют бо́льшие шансы избавиться от зависимости?

Без­услов­но. Через осо­зна­ние при­чи­ны лег­че лечит­ся и болезнь.

Но что хоте­лось здесь отме­тить. Избав­ле­ние от зави­си­мо­сти ещё не есть исце­ле­ние. Ино­гда жены пью­щих после удач­но­го сеан­са так назы­ва­е­мо­го «коди­ро­ва­ния», кото­рое чаще все­го про­во­дит­ся под акком­па­не­мент все­воз­мож­ных стра­ши­лок и трю­ков, напо­ми­на­ю­щих порой цир­ко­вое пред­став­ле­ние, где роль иллю­зи­о­ни­ста испол­ня­ет врач-нар­ко­лог или заез­жий гастро­лер, сожа­ле­ют, что мужья пере­ста­ли пить. Ибо теперь вме­сто алко­голь­ных сры­вов неред­ко разыг­ры­ва­ют­ся семей­ные дра­мы, свя­зан­ные с при­сту­па­ми агрес­сии, неадек­ват­но воз­ни­ка­ю­щей зло­сти, воз­буж­де­ния и дру­гих пато­ло­ги­че­ских рас­стройств пси­хи­ки и пове­де­ния. Насто­я­щее исце­ле­ние от алко­го­лиз­ма – это исце­ле­ние от стра­стей: преж­де все­го, гор­ды­ни, гне­ва, чре­во­уго­дия. А исце­лить­ся от гре­хов­ных стра­стей воз­мож­но толь­ко став на путь свя­то­сти, к кото­ро­му при­зы­ва­ет нас через Еван­ге­лие Сам Спа­си­тель Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Очень важ­но при­об­ре­сти пра­виль­ное пра­во­слав­ное созна­ние. Пьян­ство и алко­го­лизм – это, преж­де все­го, болез­ни души. Поэто­му ради­каль­но их мож­но исце­лить толь­ко через Вра­ча телес и душ наших Иису­са Хри­ста и непо­ко­ле­би­мую веру в Него.

Все мои наблю­де­ния над чудес­но исце­лив­ши­ми­ся от пьян­ства, алко­го­лиз­ма и нар­ко­ма­нии свя­за­ны с обра­ще­ни­ем этих людей к пра­во­слав­ной вере. Один из таких, Нико­лай П., кото­ро­му сей­час уже за 60‑т лет, после неод­но­крат­ных мно­го­лет­них запо­ев, кото­рые он соче­тал ещё и с упо­треб­ле­ни­ем лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов (то есть был и ток­си­ко­ма­ном), мно­го­крат­ных гос­пи­та­ли­за­ций, вклю­чая пси­хи­ат­ри­че­ские отде­ле­ния, неожи­дан­но для него само­го одна­жды открыл для себя вели­чие и кра­со­ту Пра­во­слав­ной веры. Меня пора­жа­ла яркая транс­фор­ма­ция (суб­ли­ма­ция) его пато­ло­ги­че­ской тяги к спирт­но­му в потреб­ность посто­ян­но еже­днев­но посе­щать Цер­ков­ные служ­бы, быть при Церк­ви, помо­гать её слу­жи­те­лям, хотя бы в каче­стве двор­ни­ка или про­сто труд­ни­ка, рас­про­стра­нять сре­ди наро­да полез­ные сове­ты в виде лист­ков, им же пере­пе­ча­тан­ных на машин­ке для стра­да­ю­щих алко­голь­ной зависимостью.

С ним все же про­ис­хо­ди­ли пери­о­ди­че­ски нерв­но-пси­хи­че­ские сры­вы, для лече­ния кото­рых необ­хо­ди­мо было при­ме­нять пси­хо­троп­ные лекар­ства, но к алко­го­лю он уже на про­тя­же­нии мно­гих лет не обра­щал­ся. Думаю, не обра­ща­ет­ся к «пой­лу сата­ны» он и по сей день (с ним мы не виде­лись око­ло года). По мыс­ли одно­го из фран­цуз­ских писа­те­лей, страсть алко­го­ли­ка к вод­ке (или вину) – все­го лишь извра­щен­ная силь­ная потреб­ность поис­ка боже­ствен­ной бла­го­да­ти. Это, конеч­но, мне­ние авто­ра, а не свя­тых Отцов или тем паче науч­ной меди­ци­ны, но, тем не менее, инте­рес­на в фило­соф­ском плане. Свои крат­кие отве­ты на постав­лен­ные кон­крет­ные вопро­сы я хотел бы завер­шить чудес­ны­ми бого­вдох­но­вен­ны­ми сло­ва­ми стар­ца Пор­фи­рия Кав­со­ка­ли­ви­та: «Когда мы любим Хри­ста, наши гре­хов­ные стра­сти мало-пома­лу сами начи­на­ют отсту­пать. Перед силой люб­ви они теря­ют свою силу. Когда рас­све­та­ет и в нашу ком­на­ту про­ни­ка­ют пер­вые лучи сол­неч­но­го све­та, тьма отсту­па­ет. Ей здесь уже нет места»

Автор: Врач пси­хи­атр-нар­ко­лог В.К. Невярович

Источник

МЫШЛЕНИЕ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

Алкаш никогда не признается что он. natalya letunova 681747 unsplash. Алкаш никогда не признается что он фото. Алкаш никогда не признается что он-natalya letunova 681747 unsplash. картинка Алкаш никогда не признается что он. картинка natalya letunova 681747 unsplash

Медицина начала признавать алкоголизм заболеванием тогда, когда врачи сделали вывод: никто не начинает пить для того, чтобы стать алкоголиком. Заболевание является результатом происходящих в организме процессов, которые больной не способен контролировать. Процессы эти аномальные, так как проявляются не у всех пьющих. Тем более, что не каждый, кто пьет много, становится алкоголиком. Алкоголик чаще всего совсем не похож на вечно пьяного собутыльника у бочки с пивом или валяющегося в канаве. В повседневной жизни большинство алкоголиков –это очень активные, до поры до времени, в обществе люди, да и квалификацией они иногда превосходят своих непьющих коллег. Алкоголик совсем не тот, кто пьет денатурат. Одна треть алкоголиков никогда в жизни не пила ничего кроме пива. Алкоголик может не пить ежедневно, почти половина из них пьет периодически, но после каждого очередного запоя периодически укорачиваются периоды трезвости.

Такая периодичность пьянства вводит в заблуждение больного, его семью, а часто и врачей, и является для них доказательством здоровой реакции на алкоголь. Однако, в сущности, перерыв в пьянстве ничего не доказывает. Почти каждый алкоголик может не пить какое-то время.

Как правило, он перестает пить для того, чтобы доказать, что пока еще имеет контроль над алкоголем. Человек решает не пить в течение 5ти дней, месяца, полгода, но всегда в этот период убежден, что контроль над алкоголем не потерян. Как только он докажет себе и другим, что в состоянии контролировать количество выпитого, то снова начнет пить. Каждый алкоголик, который верит, что имеет контроль над алкоголем, рано или поздно возвращается к пьянству – это неопровержимое правило, где нет исключений.

Почти каждый алкоголик может исполнить обещание, что в течение ближайших нескольких месяцев не выпьет ни капли спиртного. Но ни один алкоголик не может пообещать, что в течение месяца будет пить только по 2 рюмки и не более. Обычный пьяница может исполнить такое обещание, но алкоголик начнет пить запоем уже через несколько дней.

Сутью заболевания является потеря контроля над алкоголем. Заболевание состоит из 2х элементов: навязчивого влечения, которое приводит к тому, что алкоголик не может представить себе жизнь без алкоголя, и даже после длительного перерыва берется за рюмку, и физической потребности, возникающей сразу же после употребления первой капли и вызывающей потерю контроля над алкоголем (человек начинает пить без меры). Он обещает себе, что выпьет только одну рюмку, а пьет пока не допьется до бессознательного состояния.

Несмотря на то, что каждая очередная пьянка вызывает все более серьезные осложнения со здоровьем, в семейных отношениях, в обществе, а часто и конфликт с законом, алкоголик снова уходит в запой и пьет без меры. И так без конца. Не в состоянии учиться на собственном горьком опыте, он похож на человека, который раз за разом кладет руку на горячую плитку, не обращая внимания на все более тяжелые ожоги. Человек здравого ума так себя не ведет, алкоголик же здравого ума не имеет. Но это еще не все. Самое удивительное заключается в том, что не смотря на существование легко различимых проявлений заболевания, алкоголик почти до конца жизни не знает, что он болен. Алкоголизм относится к группе особых заболеваний, для которых характерно отрицание заболевания прежде всего самими больными

Основной частью зависимости от алкоголя являются механизмы психологической защиты, постоянно убеждающие больного в том, что он не алкоголик. Подозрение в алкоголизме имеет однозначно отрицательный эффект и может серьезно повлиять на все стороны жизни. Никто без сопротивления не желает признаваться в каких-то ошибках и недостатках, особенно тогда, когда ему кажется, что он не виноват. А ведь алкоголик пьет не для того, чтобы стать алкоголиком, он, в сущности, и сам не понимает, почему пьет бесконтрольно, а поэтому старается себя оправдать с помощью различных ухищрений. Он находит самые различные причины: это и тяжелое детство, и стрессовые ситуации на работе, и супружеские проблемы, и политические события.

Подыскивая на каждый очередной запой основательную причину, зависимый подсознательно пытается отвлечь внимание и свое и окружающих от возникших у него проблем с алкоголем. Но чаще всего в своем пьянстве обвиняет близких. Временами алкоголик неосознанно ищет повод для конфликта, чтобы найти причину напиться или поставить себя в роли пострадавшего, чтобы потом сказать: «Я пил, потому, что…»

Всевозможные уловки и ухищрения, чрезмерная старательность на работе, кротость дома в период трезвости, манипулирование людьми и фактами, периодические перерывы в пьянстве и многие другие механизмы самообмана создают необыкновенно сильную структуру отрицаний, благодаря которой алкоголик защищает себя от мысли, что он алкоголик. Такая структура самообмана имеет характер интеллектуальный и особенно хорошо развита у людей образованных. Люди, которые начинают пить все чаще и все больше, со временем приспосабливают свое мышление к этой потребности, придумывают опровержения растущей роли алкоголя в их жизни. А когда это становится невозможным, они находят объяснение своему пьянству, стараясь приводить логические, убедительные документы: «Да, выпил, но немного, вся беда лишь в том, что на пустой желудок…», «Пил потому, что не мог отказать начальнику», «Потому, что жена меня разозлила». Такие оправдания алкоголик выдумывает и тогда, когда он трезвый, чтобы начать новую пьянку, иногда специально идет на конфликт, чтобы иметь, на первый взгляд, логичный повод для пьянства. Теперь в жизни алкоголика самым важным является постоянно учащающееся пьянство, чего сам алкоголик необычайно ловко и хитро не хочет осознавать. Таким образом, развивается и укрепляется механизм самообмана и отрицания действительности, охватывающий со временем всю личность алкоголика, проникая во все его мысли, даже те, которые, на первый взгляд, далеки от алкоголя.

Снижение критики редко становится тотальным. Обычно к каким-то обсуждаемым вопросам больные более критичны, а к другим менее. В частности, больные достаточно хорошо осознают ущерб, наносимый алкоголем их физическому и психическому здоровью или материальному благосостоянию. Однако они гораздо хуже понимают отрицательные последствия выпивок для семьи или продвижения по работе. Ответственность за семейные и служебные неприятности больные перекладывают с себя на окружающих или объясняют их случайными обстоятельствами.

Одним словом, алкоголик не желает признавать, что он алкоголик. НО, в тоже время, постоянно находится в удрученном состоянии, чувствует вину и угрызения совести, страх перед звонком телефона и при встрече со служителем закона. Наблюдаются все более частые изменения настроения, агрессия и злость, болезненная ревность и подозрительность, склонность жалеть самого себя, чувство одиночества и тоски. И, что самое страшное, развивается комплекс собственной неполноценности, пока каждое утро человек не начинает просыпаться со страхом перед тем, что может принести ему предстоящий день, с мечтой о том, чтобы спать, не просыпаясь, или напиться. Самообман не позволяет ему заметить истинную причину такого состояния. Алкоголик убежден, что причина его проблем кроется в отношении к нему других людей, в происходящих событиях и обстоятельствах. Он принимает решение изменить эти обстоятельства, начинает заниматься гимнастикой, бегать, разводиться, куда-то уезжает, меняет работу. Снова женится, возвращается на старое место, однако желаемого облегчения не наступает. Так как нельзя убежать от самого себя и от болезни, которая вызывает значительное ухудшение здоровья, проблемы в семейных отношениях, конфликты на работе и с законом. В конце концов все это приводит к тому, что человек сдается и идет к врачу.

Но самообман выполняет еще одну важную функцию. Вместе с нарастающей день ото дня потребностью в алкоголе больной подсознательно чувствует, что уже не может жить без от него. Он понимает, что алкоголь стал для него «стеклянным барьером», отделяющим его от окружающих и гарантирующим безопасность и хорошее самочувствие. Теперь, когда алкоголик решил лечиться, самым важным для него становится подавление в себе этой мысли. Он не должен допускать мысли, что существует что-то, без чего он мог бы умереть. Ему следует отбросить чувство бессилия и зависимости, самообман же их подавляет. Больной окружает себя все более плотным панцирем самообмана, искажающим восприятие действительности и отгораживающим его от других людей и от самого себя. Основной механизм формирования зависимого от алкоголя поведения – стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Уничтожение этого панциря становится начальным этапом отрезвления.

Чтобы перестать пить, алкоголик должен начать вести себя совершенно иначе, чем прежде. Вместо того, чтобы безнадежно бороться за возвращение сильной воли, он должен окончательно капитулировать и признать факты, которых раньше не хотел замечать, но которые откровенно указывают на его бессилие перед алкоголем, т.е. признать себя алкоголиком, а алкоголизм заболеванием. Но стоит только высказать свое предположение относительно заболевания собеседника алкоголизмом, как у того тут же возникнет защитная реакция, которая преградит дорогу дальнейшему серьезному диалогу.

Проблемой алкоголика является неумение владеть собой длительное время в состоянии трезвости, без алкоголя. Легко это понять, задавая вопрос «зачем», а не «почему» алкоголик пьет.

Обычно люди употребляют алкоголь для того, чтобы насладиться вкусом спиртного, поддержать компанию или потому, что ритуал или обычай этого требуют. Другие же находят в алкоголе какую-то пользу для себя. Пьют для улучшения самочувствия, чтобы избавиться от стресса, уменьшить беспокойство, ослабить состояние напряжения, стать на некоторое время иным, убежать от самого себя. Пьют, так как не могут справиться с болезненными ощущениями, мыслями и сомнениями.

Иногда им это удается. Выпив, они начинают чувствовать себя лучше. Исчезают боль и страдание, легко преодолевается робость, в таком состоянии им легче самовыразиться, завести знакомство, пойти танцевать, ощутить единство с другими, найти понимание присутствующих, и, как результат – появляется чувство уверенности в себе. Таким людям алкоголь помогает жить. Притом действует он быстро и не требует никаких усилий. Оказывается, чтобы хорошо себя чувствовать, достаточно выпить несколько рюмок. Тот, кто открыл для себя эту магическую силу алкоголя, все чаще будет обращаться к рюмке. Со временем, и радости, и неудачи станут для него причиной очередной пьянки. Вообще умение владеть собой, собственными чувствами перестает быть необходимым, так как его теперь заменяет алкоголь. Человек перестает самосовершенствоваться: процессы формирования эмоциональной стойкости задерживаются. И с этого времени каждое колебание эмоций – тоска или страх, злость или радость – будет слишком большим потрясением, чтобы пережить его без алкоголя. Это объясняет на первый взгляд непонятный факт, что алкоголик напивается, как правило, в самый неподходящий момент: например, когда должен идти на экзамен, выполнить серьезное задание или принять ответственное решение. У алкоголика в этот момент возникает нервное напряжение, с которым он самостоятельно справиться не в силах, и поэтому он напивается. Именно на этом, вместе с особой физиологической восприимчивостью организма, основывается зависимость человека от алкоголя.

Общей чертой всех алкоголиков является эмоциональная незрелость, которая является чем-то большим, чем только, чертой характера, это – суть заболевания.

Ребенок ощущает себя в центре Вселенной. Когда он чувствует голод, то, желая немедленно его утолить, плачет, пока не получит пищу. Плачем, а иногда и другими способами, ребенок навязывает свою волю окружающим. Он должен это делать, так как полностью зависит от них и, одновременно, боится. Со временем ребенок начинает понимать, что в мире существуют и другие люди, а их существование ставит барьер его прихотям. Он осознает, что не всегда может быть центром внимания и не все его желания будут исполнены незамедлительно. А некоторые не сбудутся никогда, и с этим придется смириться, так как нельзя навязывать свою волю другим. Развивая механизм самоконтроля, созревающий ребенок становится более независимым, сознает, что его судьба в большей степени зависит от него самого, а не от окружающих. Зрелого человека характеризует умение контролировать себя, мужество, ответственность за свои поступки и судьбу.

Алкоголик напоминает ребенка. В сфере его сознания доминируют два понятия: Я и ХОЧУ. Безответственный, он, вместо того, чтобы настойчиво решать свои проблемы, предпочитает манипулировать окружающими людьми, стараясь заставить их выполнять его прихоти. В сущности, он – трус, так как боится встретиться с трудностями один на один, предпочитает, чтобы его проблемы решал кто-то другой. Алкоголик – всегда эгоцентрист, думает и говорит исключительно о себе, и ему в голову не придет, что кто-то не хочет им интересоваться и прислушиваться к его желаниям. Каждое «нет» он воспринимает, как личное оскорбление.

Таким образом, алкоголик постепенно духовно деградирует, теряя способность нормально проявлять свои чувства, не знает, что с ними делать, как выразить ненависть и как сказать слово «люблю». Он заглушает в себе чувства, особенно негативные: злость, обиду и страх. А когда их соберется слишком много – пьет, потом буквально взрывается и выбрасывает из себя все накопившееся, при этом, чаще всего, в агрессивной и деструктивной форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *