Аллаки каменные палатки чем знаменита
Святилище на озере Большие Аллаки
Живописное озеро с горами на горизонте, скальные останцы причудливых форм, древние наскальные рисунки. Все это находится на севере Челябинской области, недалеко от города Касли.
Озеро Большие Аллаки
И немного цифр. Озеро имеет овальную форму, его длина 4 км, ширина 2,5 км. Средняя глубина озера Большие Аллаки – 4,7 метра, максимальная – до 7 метров. Площадь водного зеркала – 8,27 квадратных километра. Объем воды – 39 миллионов кубических метров, а площадь водосбора озера – 58,4 квадратных километра. Урез воды озера – 234 метра над уровнем моря. Берега озера Большие Аллаки невысокие, в некоторых местах (особенно на юге) заболоченные. Ручьем соединяется с озером Малый Кисегач. Дно у берегов песчано-каменистое, переходящее далее в илистое.
Рыбаки ловят на озере Большие Аллаки леща, щуку, окуня, ерша, плотву, линя, карася, язя, ельца, сига. Летом здесь очень много отдыхающих.
Святилище Большие Аллаки
На юго-восточном берегу озера Большие Аллаки (недалеко от поселка Красный Партизан) расположились скалы причудливых форм – Большие каменные палатки. 14 скальных выходов с высотой до 8-10 метров раскинулись на небольшом, голом холме, примерно в 50 метрах от воды. Деревьев вокруг нет, поэтому скалы хорошо видны даже с другого берега.
Археологический памятник на Больших Аллаках был открыт и впервые описан в 1914 году уральским археологом Владимиром Яковлевичем Толмачевым. Он же нашел здесь и зарисовал древние наскальные рисунки. Писаница сохранилась до наших дней, но частично пострадала от вандалов, любящих уродовать скалы краской.
Толмачев провел археологические раскопки, обнаружив каменные и бронзовые наконечники стрел, фрагменты керамики, гранитную плиту круглой формы, медное копье и даже медный птицевидный идол. А в озере близ берега были обнаружены два человеческих черепа.
Как оказалось, на протяжении многих тысячелетий Каменные палатки были местом поклонения. Толмачев датировал находки эпохами мезолита, неолита и бронзового века. Позже было установлено, что человек здесь появился еще в эпоху верхнего палеолита.
Спустя более чем полвека, в 1969 году, это место повторно изучил археолог В.Т. Петрин. Ему удалось найти еще одну, ранее неизвестную группу наскальных рисунков, а во время раскопок обнаружить изделия из горного хрусталя.
Еще одни скалы (Малые палатки) расположены на другом, западном, берегу озера Большие Аллаки. Они значительно скромнее Больших палаток, но и на них были найдены древние писаницы. К сожалению, рисунки наших далеких предков были закопчены разводившимися под скалой кострами.
Писаница считалась навсегда утраченной. Но во время посещения скал проектом «Ураловед» в 2014 году мы обнаружили, что кто-то очистил небольшой участок скалы от копоти и на камне можно различить фрагменты писаницы.
Таким образом, всего на озере Большие Аллаки имеется четыре группы древних наскальных рисунков. Все они нанесены охрой. Линии толщиной 1-1,5 см имеют красноватый цвет. Можно разобрать изображения людей, которые словно застыли в каком-то танце, геометрические фигуры (сетки, ромбы, гребни, отрезки). У некоторых антропоморфных фигур над головой изображены выступы. Скорее всего, это изображения шаманов в ритуальных масках (хотя некоторые любители фантастики предположили, что это не что иное, как антенны).
В 2010 году земельный участок со святилищем перешел в частную собственность Д.В. Крапивину из села Аллаки. После этого скалы огородили забором, запретили проезд на машинах и купание в непосредственной близости от святилища, но вход был по-прежнему свободным. Но, видимо, что-то не задалось и в наши дни святилище снова полностью доступно. О заборе уже ничего не напоминает, поэтому, к сожалению, некоторые необремененные культурой уральцы заезжают к святилищу прямо на машинах.
Со скал святилища открывается превосходный вид на озеро, а на западе над горизонтом возвышаются Потанины и Вишневые горы. Недалеко от озера Аллаки находится родовое поселение «Большая медведица».
Во время поездки на святилище озера Большие Аллаки можно также посмотреть достопримечательности городов Касли и Кыштым, подняться на гору Сугомак, посетить Сугомакскую пещеру или побродить по шахтам Слюдорудника.
Видео
Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, снятый во время поездки сюда ураловедов в октябре 2018 года.
Как доехать до святилища Большие Аллаки?
Добраться до святилища на озере Большие Аллаки в Челябинской области очень просто на автомобиле. Нужно ехать по трассе Екатеринбург – Челябинск, затем повернуть по указателю на поселок Красный Партизан. Нужно полностью проехать этот поселок, затем на его окраине повернуть направо. Вскоре идущая по полю грунтовка приведет к святилищу Большие Аллаки.
GPS-координаты святилища Большие Аллаки: N 55º 57.548´; E 60º 55.222´ (или 55.959133º, 60.920367º).
Святилище Большие Аллаки доступно и летом, и зимой. В зимнее время сюда чистят дорогу. Расстояние что от Екатеринбурга, что от Челябинска составляет примерно 110 км.
Автобродяга
Выбираем, куда поехать в зимние выходные самостоятельно, в зависимости от региона и вида маршрута.
Маршруты, подходящие для зимнего времени года.
Наш сайт поможет подобрать вам самый интересный маршрут в пределах 200 километров от города Екатеринбурга.
Аллаки, археологический комплекс Аллаки Челябинская область
Аллаки – уникальный природно – археологический памятник, расположившийся на территории Челябинской области, свидетельствующий о заселении людьми в этом регионе уже в период бронзового и железного веков. Происхождение слова Аллаки связывают с туркским языком, в переводе с которого Аллаки означают «большая (или обширная) впадина».
В археологический комплекс Аллаки входят озера Большие и Малые Аллаки, а также, прозванные в народе Аллакские каменные палатки или святилище Аллаки. Аллакские озера, интересны, прежде всего, для любителей рыбалки. На озере Большие Аллаки водится чебак, окунь, щука, лещ, карась.
Каменные палатки интересны с точки зрения археологии: найденные на некоторых останцах писаницы, а также неоднократно проводимые в районе палаток раскопки, характеризуют палатки как святилище или жертвенник первобытного строя. Наличие на некоторых скалах каменных чаш и сквозных отверстий, напоминающих норы, также являются признаками древнего святилища.
Первые зафиксированные археологические исследования были проведены в 1914 году археологом В.Я. Толмачевым: были сделаны первые фотографии наскальных рисунков и проведены раскопки, в ходе которых были найдены наконечники стрел (каменные и бронзовые), фрагменты керамики, медный птицевидный идол и медное копье. По мнению В.Я. Толмачева, находки относились к периоду мезолита, неолита и бронзового века.
Впоследствии, уже в 1969 году археологические исследования Аллаков проводил уральский археолог В.Т. Петрин. В ходе исследований были обнаружены новые наскальные рисунки, а повторно проведенные раскопки (на том же месте, что и раскопки 1914 года) позволили извлечь новые предметы керамики, бронзы и камня.
Несколько позже, в 1972 году, в результате новых раскопок в районе останцев были обнаружены более 200 предметов из горного хрусталя…
Как проехать до Святилища Большие Аллаки, координаты GPS:
Координаты каменных палаток Аллаки: N 55º57.575´; E 60º 55.332′
Из г. Челябинск, соответственно, выезжаем в сторону г. Екатеринбург. Не доезжая до пос. Аллаки, уходим по указателям налево, в поселок Красный Партизан. Расстояние от г. Челябинск до палаток ок. 110 км.
Озеро Большие Аллаки
На севере Челябинской области находится интереснейшее с исторической точки зрения озеро Большие Аллаки. Любопытно оно, прежде всего, тем, что на причудливых скалах близ озера в древности был жертвенник. С тех пор на каменных останцах сохранились наскальные рисунки.
На севере Челябинской области находится интереснейшее с исторической точки зрения озеро Большие Аллаки. Любопытно оно, прежде всего, тем, что на причудливых скалах близ озера в древности был жертвенник. С тех пор на каменных останцах сохранились наскальные рисунки.
Название озера произошло от тюркского слова «аллак» — обширная впадина. Озеро разлилось в котловине эрозионно-тектонического происхождения. Эта местность сложена гранитами и гранито-гнейсами.
Озеро находится на высоте 234 метров над уровнем моря. Максимальная глубина в озере Большие Аллаки достигает 7 метров, средняя глубина – 4,7 метра. Площадь водного зеркала – 8,27 квадратных километра. Объем воды – 39 миллионов кубических метров, а площадь водосбора озера – 58,4 квадратных километра.
Берега озера плоские, не высокие, на юге заболоченные. У берегов дно песчано-каменистое, однако далее становится илистым. Через протоку имеет сообщение с озером Малый Кисегач.
В озере Большие Аллаки можно поймать плотву, леща, линя, карася, окуня, ерша, щуку, язя, ельца, сига.
В двух местах (на юго-восточном и западном берегах) имеются гранитные скалы – Каменные палатки. Их называют Бей-таш и Кинель-таш. Это главная достопримечательность этих мест.
Наиболее интересные останцы на юго-восточном берегу. Их называют Большие каменные палатки, жертвенник Аллаки. Именно они привлекают многочисленных туристов. Высота каменных останцев достигает 10 метров, она стоят примерно в 50 метрах от воды. Вокруг – открытая, безлесная местность, поэтому останцы резко выделяются.
Всего в составе Аллакских каменных палаток насчитывается 14 скал, стоящих на небольшой возвышенности. Форма скал очень причудливая. Одна из скал напоминает лицо человека. Эта так называемая личина находится на боковой (восточной) поверхности скалы в северной группе скал. Она отчетливо видна лишь при определенном боковом освещении. Встречаются каменные чаши и сквозные отверстия. Неспроста люди их приметили еще в давние времена. На этих скалах было святилище древних людей, возраст которого более 7 тысяч лет.
Этот удивительный археологический памятник был открыт и описан археологом Владимиром Яковлевичем Толмачевым в 1914 году. Он первым зарисовал все найденные наскальные рисунки. Многие из них теперь и остались лишь на бумаге. Нерадивые туристы замазали краской и закоптили большую часть древней живописи.
В ходе раскопок Толмачев обнаружил каменные и бронзовые наконечники стрел, фрагменты керамики, гранитную плиту круглой формы, медное копье и даже медный птицевидный идол. Кроме того, в озере на небольшой глубине были обнаружены два человеческих черепа. Толмачев датировал находки эпохой мезолита, неолита и бронзового века.
В 1969 году повторное исследование провел археолог В.Т. Петрин. Ему удалось обнаружить новую, ранее неизвестную группу писаниц. В ходе раскопок было найдено много новых древних артефактов, в том числе изделия из хрусталя.
Всего ученые обнаружили здесь на двух скалах три группы рисунков. Рисунки были сделаны на скалах охрой, большинство рисунков находятся под скальным козырьком, который защищал их от атмосферных осадков. Толщина линий – 1-2 сантиметра.
Много антропоморфных изображений (по некоторым предположениям – шаманов). Преобладают геометрические мотивы в виде сетки, гребней, ромбов и отдельных отрезков. Значение ряда рисунков однозначно интерпретировать не удалось.
Как предполагают ученые, здесь проводились регулярные жертвоприношения.
Осенью 2010 года земля, на которой находятся эти удивительные каменные палатки, перешла в частные владения и теперь принадлежит жителю села Аллак Дмитрию Крапивину. Тем не менее, доступ к скалам пока свободный.
Наскальные рисунки были и на Малых каменных палатках, которые расположены на западном берегу. К сожалению, в настоящее время они полностью уничтожены. Еще В.Т. Петрин в конце 1960-х годов отмечал, что из-за разводимых под скальным навесом костров скала сильно закоптилась. Сейчас от этих писаниц не осталось никаких следов.
Поблизости от озера Большие Аллаки находится немало других озер: Малые Аллаки, Малый и Большой Кисегач, Большие Касли, Киреты и другие. Будучи в этих местах можно заехать в Сугомакскую пещеру в Кыштыме или на Вишневые горы в Вишневогорске.
Озеро Большие Аллаки
Озеро Большие Аллаки находится в Каслинском районе, входящем в состав Челябинской области. Оно расположено между Челябинском и Екатеринбургом примерно посередине — в 115 км от обоих населенных пунктов. Расстояние до административного центра — города Касли — составляет не более 5 км.
На берега водоема приезжают не только искупаться, позагорать и порыбачить. Многих туристов в эти места привлекают уникальные древние останцы с сохранившимися на них наскальными рисунками.
Каменные палатки
Скальные группы причудливой формы являются главной достопримечательностью ближайших окрестностей. Каменные монстры сосредоточились с западной и юго-восточной стороны Больших Аллаков. Предполагается, что подобные объекты использовались древними племенами в качестве жертвенников примерно 7000 лет назад. Самыми крупными останцами являются Бей-таш и Кинель-таш.
При определенном направлении световых лучей восточная поверхность одной из 14 Аллакских каменных палаток образно напоминает человеческое лицо. Наверное поэтому ее называют Личиной. Другую глыбу сравнивают со сфинксом. Основная часть скал характеризуется приплюснутыми формами, остальные — конусообразными и остроконечными краями. Большие палатки возвышаются над землей на 10–12 метров, а низкие могут достигать двухметрового уровня. Некоторые камни имеют необычные сквозные отверстия и лунки.
Впервые на археологический памятник обратили внимание в начале ХХ столетия, еще до Октябрьской революции. Наскальные рисунки были зафиксированы на бумаге, а проведенные раскопки вскрыли много интереснейших артефактов. Ученые их отнесли к каменному и бронзовому веку. Среди находок:
Наскальные рисунки каменных палаток условно разделены на три (по некоторым источникам — на четыре) тематико-возрастные группы. К сожалению, многие изображения безвозвратно утрачены из-за недобросовестности туристов, оставляющих на стенах каменных палаток надписи краской и копоть от костров.
Отдых с палатками
Отсутствие густой лесной растительности вокруг озера Большие Аллаки вызывает у отдыхающих определенные трудности. Здесь сложно спрятаться от палящих лучей солнца, а палатки, установленные на открытой местности, сильно перегреваются. К тому же, стационарные отхожие места на диких пляжах попросту отсутствуют.
Несмотря на минусы местного отдыха, летом на водоеме бывает многолюдно, особенно в выходные дни. Учитывая доступность береговой линии, скученности загорающих не наблюдается. Место под солнцем находится всем желающим.
Плавное изменение глубины, хорошо прогреваемая вода и присутствие песка на пляжах делает озеро привлекательным для отдыха с детьми. Перед планированием поездки рекомендуется посмотреть прогноз синоптиков на ближайшие 10 дней.
В озере водится плотва и елец, окунь и щука, карась и прочие промысловые виды позвоночных водоплавающих. Любители-рыболовы наведываются на Большие Аллаки круглый год.
Особенности водоема
Озерная чаша образована в результате эрозионно-тектонических процессов. Она имеет овальную форму, вытянутую с юга на север. Низкие и плоские берега мягко изрезаны небольшими заливами, кое-где наблюдаются каменистые выступы. Озеро окружено лесостепной растительностью, открытых участков встречается намного больше. С южной стороны присутствует заболоченность.
Дно Больших Аллаков песчаное, местами каменистое, на глубине — илистое. Камышовых зарослей мало, пляжи достаточно узкие. Населенных пунктов на берегах озера нет. Ближайшие села находятся в шаговой доступности (2–3 км):
Озеро Большие Аллаки расположено на высоте более 230 метров над уровнем Балтийского моря. Размеры водоема составляют:
Небольшой перешеек, находящийся в южной части водоема, отделяет акваторию от небольшого озера Репенды. Когда-то оно принимало стоки Больших Аллаков. С юго-запада просматривается пара озер Малый/Большой Кисегач. В двух километрах к востоку раскинулось озеро Малые Аллаки.
Бессточный водоем питается за счет подземных вод и ручейков, струящихся по заболоченным участкам. Пресная вода поступает по искусственному каналу со стороны Малого Кисегача.
В конце 50-х годов прошлого столетия вблизи озера добывали гранитные плиты и сопутствующий щебень. Это привело к срезу береговой террасы, искажению природного ландшафта и сужению перешейка между Репендами и Большими Аллаками.
Название озера
Происхождение топонима связывают с тюркским «аллак», переводимым как «обширная впадина». Но существуют и другие предположения. В одном из них упоминается о древних мужских именах местных народностей Аллакул и Аллакол, а в другом принимается несколько искаженное сочетание «ала» и «кул», означающее «легкое, или пестрое озеро».
Как доехать до озера Большие Аллаки
Отдыхающие предпочитают приезжать к водоему на автомобильном транспорте. Из Челябинска и Екатеринбурга нужно следовать по трассе М-36. Первый вариант предусматривает съезд с дороги влево по знаку, указывающему направление в сторону деревни Аллаки. Далее на пересечении с улицей Калинина необходимо повернуть направо к Тюбуку. На следующем перекрестке нужно сделать поворот налево и проследовать в направлении Кисегача. Через 5 км появится озеро Большие Аллаки.
Поездка из Екатеринбурга по трассе М-36 продолжится до дорожного указателя «Касли, Кыштым». Съезд с дороги направо и дальнейшее движение прямо приведет непосредственно к водоему. Проехать останется всего 7 км.
Из Челябинска до водохранилища можно добраться на рейсовых автобусах, отправляющихся с Северного автовокзала. При покупке билетов необходимо уточнить направление следования — на Касли через Кисегач. Расписание проходящего автобуса «Челябинск — Нязепетровск» можно уточнить на сайте. Остановка у озера осуществляется по требованию.
Большие Аллаки — озеро и каменные палатки
Легенды Бей-Таш: вполне реальные события на берегу озера Аллаки
Одно из многих красивых и загадочных мест в наших краях – озеро Аллаки в Каслинском районе. А на берегах озера находятся две группы скал, которые обычно называют Большие и Малые Палатки, а по-башкирски – Бей-Таш и Килен-Таш.
Бей-Таш (Каменные палатки) известен своими петроглифами — наскальными изображениями. Но статья вовсе не о них, а о событиях легендарных и вполне реальных, которые связаны с местностью на берегу озера Аллаки и в народной памяти оказались переплетены с образом скал Бей-Таш.
Две легенды
Существуют две легенды, связанные с этими местами. Наверное, их было больше, но мы знаем только о двух и то благодаря неизвестному автору, записавшему их в башкирской деревне Алабуга в 1887 году и опубликовавшему в 1888 году в газете «Екатеринбургская неделя» под названием «Бей-Таш». Но этот пост я затеял не столько ради пересказа народных преданий, а для того, чтобы показать, как причудливо использует народная фантазия реальную историческую канву при передаче мифологических, сказочных и легендарных сюжетов…
Легенду о богатом бее, его жене и их невестке и о том, как возникло озеро Аллак, а также камни Бей-Таш и Килен-Таш знают многие. Ее известный дореволюционный русский этнограф В.Н. Харузин перепечатал в книге «Сказки русских инородцев», опубликованной в 1898 году. Он назвал сказку «Гнев Аллаха» и немного подредактировал ее. Но как бы то ни было, она довольно часто публикуется в газетах, есть в Интернете. А вот второе предание известно в меньшей степени, поскольку оно не совсем легенда, да и не выстроено так красиво, как повествование об озере Аллак. Но тоже довольно интересно, особенно если сопоставить его с некоторыми историческими фактами. Вот рассказ о камне Бей-Таш.
Рассказ о камне Бей-Таш
«На северо-западе от Каслинского завода, около 12 верст от него, что за озером Большой Кисегач, между озер Аллак и Большие Репенды, лежит огромный камень, с огромными трещинами, впадинами, навесами, бороздами и небольшими пещерами.
Поодаль от главной массы один кусок гранита представляет форму гриба. Все эти камни известны у местного населения под названием «Палатки». Башкиры в декабре 1887 г. называли его «Бей-Ташъ» (Бей – именитый, Ташъ – камень).
В незапамятные времена, еще до прихода русских, около этого камня жил святой сарт и заповедовал башкирам окружающую землю с тем, чтобы они не передавали ее никому, не оскверняли и не портили бы степи. И что пока кости его будут лежать под этим камнем, заповедь его будет соблюдена.
Прошло много лет и деды стариков 1887 г. продали землю русским (то есть продали землю не в 1887 году, а деды тех, кто в 1887 году был уже стариком – Г.С.). Но и после продажи долго еще русским не удавалось распахать ее, благодаря тому, что при первой борозде проведенной сохой, пахарь видел позади себя мертвеца, который страшно стонал и грозил пахарю кулаком, так что начатое дело бросалось, пока не находился другой смельчак. Но, повторялось то же самое, несмотря на палки, которыми угощали бежавших с работы заводские приказчики, щедрые на подобные «угощения» в старые времена.
Продолжалось это долго, пока почитатели святого не перевезли его куда-то в степи за Ташкентом. Когда они прибыли туда, камень на озере Большие Аллаки вдруг распался и принял тот вид, в котором находился и в 1887 году.
Тело же угодника было найдено в одной из трещин камня, вполне сохранившимся. Перенесение праха угодника башкирами относится во времена устройства Каслинского завода, а именно к переходу его от Коробкова к Никите Демидову».
Главный герой повествования обозначен как «святой сарт». «Сартами» называли жителей Средней Азии, точнее, жителей тамошних городов и земледельческих районов, т.е. оседлое земледельческое и ремесленное население. Казалось бы, где Средняя Азия и где озеро Аллаки? Но на Южном Урале были группы сартов, которые ушли из Средней Азии от набегов кочевников, а часть из них, возможно, бежала на Южный Урал из казахского или калмыцкого плена – сюда было ближе идти, чем домой. Селились они, по возможности, отдельными деревнями. Со временем они влились в состав башкирского народа и сегодня есть род «сарт» в составе башкир. И как раз на озере Аллаки располагалось недолгое время селение сартов. Было это в первой половине XVIII века. И связь между реальной историей и легендой имеется не только в том, что в преданиях фигурирует «сарт», но и в некоторых других моментах. Хотя в предании, как это обычно и бывает, история «переосмыслена» по своему и понять, что к чему можно лишь обратившись к архивным документам. Но об этом дальше.
В начале XVIII века на берег озера Аллак пришла группа сартов из-за Уральского хребта. С прежних мест они ушли потому, что там «пашнями и сенными местами стало быть недовольно» – то есть стало не хватать пахотных земель и сенокосных угодий. Земля на озере Аллаки находилась во владении башкир Мякотинской волости. «Инородческой», т.е. нерусской волостью в ту пору называли на Урале и в Сибири территории, которые занимало одно племя, или род. Соответственно, Мякотинскую волость населяли, преимущественно, башкиры племени бикатин («мякотинцами» это племя называли в русском варианте, на самом деле его название звучит как «бикатин»). Пришедшие сарты должны были получить согласие хозяев на проживание на их землях. В 1715 году башкиры Мякотинской волости «…дали на Уфе сию запись тое ж Сибирской дороги деревни Сартовой служилым тезиком Акимбетю Уразову, Ибраю Караобзову, Утегану Егумбетеву в том – припустили мы, Исламгул с товарыщи, их, Акымбетя с товарыщи, жить в вотчину свою…». А сами сарты в 1744 году объясняли, «Утягян Егумбетев с товарыщи сказали: во оную деревню Ахметеву пришли и живут поныне из Уфимской провинции из деревни Лабау назат тому лет тритцать». То есть разрешение жить на этой земле сарты получили вскоре после переселения.
«Переехала» на новое место, видимо, лишь часть людей, а часть осталась на прежнем месте – иначе сложно объяснить существование до сегодняшнего дня двух деревень Лабау – Сарт-Лабау и Песчано-Лабау – в Иглинском районе Башкортостана.
В приведенных выше цитатах интересно то, что деревню поначалу называли просто Сартова, а не Ахметева, хотя эти названия вполне могли существовать параллельно. Еще интереснее использование слова «тезики» для обозначения жителей деревни. «Тезик» (таджик), как и «сарт» обозначало выходца из Средней Азии и земледельца, это слово и сейчас сохранилось в башкирском языке. В данном случае они названы «служилыми тезиками». Можно предположить, что такое подчеркнутое именование показывало, что они пришли на Южный Урал относительно недавно (имеется в виду – недавно относительно начала XVIII в.) и при этом акцентируется их служилый статус, т.е. не просто земледельцы, а принадлежащие к служилому сословию. К служилым сословиям относились те, кто нес воинскую службу и, обычно, был освобожден от уплаты податей.
Деревня Ахметева показана на карте Исетской провинции, составленной прапорщиком Куроедовым в 1742 году. Рядом с деревней, между озерами Большой и Малый Аллак изображено нечто, что можно трактовать как те самые скалы, которые называются Бей-Таш. Называлась деревня по имени одного из старших сартов – Ахмета Альметева. Ахмет пользовался уважением начальника Сибирских и Казанских горных заводов В.Н. Татищева. В одном из писем, (адресат не указан) Татищева значительная часть посвящена его персоне, в частности он писал: «Вашему сиятельству в пополнение сим всепокорнейшее доношу, что по заключении доношения посыланной мною в Башкирь, к Ахмет сарту, возвратился и что показал оное кратко в экстракте внесено, токмо об нем Ахмете не отписано. Он есть в Сибирской дороге почитай знатнейший… ныне он весьма ревностно к удержанию от бунта поступает… Ныне они намерены сюда быть сами для показания верности». Письмо это было написано в августе 1735 года. Интересна оценка, данная Василием Никитичем Ахмету Алметеву – «знатнейший», это слово зачастую означало не благородство происхождения (дворянство), а степень влияния на окружающих. Возможно, Татищев и преувеличивал значимость фигуры Ахмета Алметева, но то, что сарт был личностью не из последних среди тюркского населения Зауралья, можно говорить довольно уверенно. «Бунт», от которого удерживал «Ахмет-сарт» башкир Сибирской дороги, это башкирское восстание, которое началось в 1735 году. Насколько можно судить, Ахмет Альметев и позже пытался удерживать башкир от нападения на русские селения. При этом деревня Ахметева весной 1736 года была разграблена отрядом капитана Житкова, отправленным на подавление восстания. Насколько можно судить, жители деревни Ахметевой пострадали не из-за сочувствия к восставшим, а просто потому что не понравилось как сарты себя держали, да и пограбить там было что… Тем не менее, Ахмет Альметев и после этого призывал башкир к миру.
В уже упоминавшемся письме, В.Н. Татищев писал про Ахмета Альметева, что «служитель его татарин поехав с товарами тысячи на две в Томск не возвратился и живет тамо записався в Томске». Другой житель деревни Ахметевой, Утяган Елимбетев указал в списке разграбленного командой капитана Житкова из его хозяйства: 300 пудов ячменя, 150 пудов овса и 50 пудов соли. Это помимо лошадей, верблюдов, металлической посуды и пр. Это были довольно большие запасы и явно не для себя, а на продажу. Сказать про всех сартов сложно, но часть из них, очевидно, занималась торговлей, причем не в самых мелких масштабах – 2000 рублей по тем временам очень немаленькие деньги, да и упомянутые припасы Утягана Улембетева тоже довольно значительны.
Приведу фрагмент из второй легенды, где описывается как безбедно жил старый бей сарт: «Жил тогда один бей из сартов. Жил он и богател, свято верил в Аллаха. Богатство его прибывало с каждым днем, стада увеличивались с каждым годом. Пил он, ел когда вздумает и сколько угодно душе его: и жирный бешбармак, и бурсак, и салма и все прочее, что ни захотел. Летом пил кумыс вволю. Посуда – чаши и чашки для кумыса были у него золотые, из чистого золота. Умывальники и тазы были и золотые и серебряные». Уровень благосостояния сартов, судя по всему, довольно сильно отличался от уровня жизни башкир из окрестных деревень. Со временем медная и чугунная посуда в предании преобразилась в золотую и серебряную – народные сказания вообще склонны к усилению акцентов и некоторому преувеличению, будь то предания русские, или башкирские.
В 1748 году сарты переселились на речку Чумляк, где власти Оренбургской губернии отвели им земли рядом с аюкинскими калмыками, вместе они образовали Сарт-Калмацкую волость. Сегодня это территория Сафакулевского района Курганской области. Если учесть, что во владенной записи, которую дали в свое время сартам башкиры Мякотинской волости была фраза: «…во всем в вотчине их владеть в равенстве, кроме бранья с рыбных ловель оброков, а с той вотчины никогда их не ссылать…», то «переезд» сартов на новое место выглядит довольно странно.
Переселиться на новое место, на реку Чумляк, им пришлось, возможно, после того, как башкиры Мякотинской волости продали, в 1747 году, земли под строительство Каслинского завода купцу Я. Коробкову. Хотя конкретно территория, включающая озера Аллаки, прописана лишь в купчей от ноября 1753 года, по которой часть земель Мякотинской волости отошла в собственность Н.Н. Демидова. В общем, в 1748 году служилые сарты покинули деревню Ахметеву и перебрались к речке Чумляк. В 1744 году в деревне Ахметевой было 25 дворов служилых сартов, в 1750-х годах на землях возле Чумляка насчитывался 31 двор сартов.
Переселение сартов с озера Аллаки произошло как раз в период строительства Каслинского завода. Очевидно, к этому времени Ахмет Альметев скончался – документы 1740-х годов подписаны его сыновьями, Султаном и Абдряшем. И мотив святого сарта, который «заповедовал башкирам окружающую землю с тем, чтобы они не передавали ее никому, не оскверняли и не портили бы степи» вполне понятен – фактически, под давлением обстоятельств мякотинцы были вынуждены нарушить данное обещание «не ссылать» сартов с вотчинных земель. Очевидно, сама история о том, что сартам пришлось уйти с берегов озера именно в связи с передачей земли заводчикам, сохранилась в памяти башкир, но отобразилась в предании несколько иначе. А уход сартов в предании обрел форму переноса останков святого старца. Обратим внимание, что время, когда тело святого, по преданию, было увезено «в степи за Ташкентом» и время ухода сартов на реку Чумляк практически совпадают…
Еще один момент – в журнале, где фиксировался осмотр межевых знаков по спорному делу о землях каслинского завода, в 1792 году, фигурируют названия камней «Бейташ» и «Килинташ» на озере Большие Аллаки. Названия, очевидно, появились давно, и сегодня уже трудно выяснить, кто фигурировал в первоначальных вариантах преданий, связанных с этими скалами. Сарты, жившие здесь недолго и вынужденные уйти в связи с передачей земель для нужд Каслинского завода, оказались достаточно яркими фигурами, чтобы «войти» в некоторые местные предания, невольно вытеснив прежних персонажей.
А сыновья Ахмета Алметева – Султан и Абдряш на новом месте основали деревни, которые и поныне носят их имена – в Сафакулевском районе Курганской области есть деревни Султаново и Сарт-Абдрашево…