Аллегория метафора и другие что это
Чем метафора отличается от аллегории
Метафора отличается от аллегории механизмом возникновения переносного значения слова или выражения: метафора основана на сравнении, а аллегория — на иносказании.
И метафора, и аллегория являются художественными тропами в языке литературного произведения. Оба средства выразительности художники слова применяют для создания яркого, зримого образа, основанного на переносном значении слов, что роднит эти разные тропы. Чтобы выяснить, чем отличаются метафора от аллегории, вспомним, что обозначают эти лингвистические термины.
Метафора
Этот термин обозначает один из видов тропов в литературе. Метафора основана на образном употреблении слова или выражения, которое определяет предмет, схожий в чем-либо с другим предметом. Метафора возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.
Рассмотрим механизм возникновения метафоры на примере.
Война на нём косит и пашет
Тёмным танком и пулей косой.
Поэт с помощью яркой метафоры превращает прямые сравнения (как плуг на пахоте, как скошенная острой косой трава) в образное представление у читателя о поле боя — о поле смерти.
Сделаем вывод, что метафора — это скрытое сравнение, которое всегда можно развернуть в сравнительный оборот.
Аллегория
Аллегория представляет собой один из видов художественных тропов, механизм возникновения которого несколько иной, чем у метафоры.
Аллегория — это всегда иносказание. Оно возникает в художественном тексте, в публицистике, в изобразительном искусстве, скульптуре или зодчестве, если отвлеченное понятие изображают с помощью конкретного предмета, который помогает ярче воплотить это понятие, показать основные его черты.
Например, абстрактные понятия воплощаются с помощью конкретных образов:
Примеры
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ | |
---|---|
Сон | Царство Морфея |
Смерть | Объятия Аида |
Неприступность | Форт Нокс |
Правосудие | Фемида |
Отличие метафоры от аллегории
Узнав, что такое рассматриваемые художественные тропы, сравнив механизм их возникновения в литературе, можно сделать вывод, чем метафора отличается от аллегории.
Метафора основывается на сравнении, а аллегория представляет собой зашифрованный образ в виде иносказания, тем не менее понятный всем.
Метафора может воплотиться в одном слове или выражении, а аллегория бывает объёмной: все произведение, например, басня И. А. Крылова «Свинья под дубом» является аллегорией.
Таким образом, аллегория является развернутым законченным образом, а метафора, хотя четко и образно, показывает лишь какую-то грань рассматриваемого предмета.
Разница между аллегорией и метафорой
Аллегорию и метафору объединяет то, что обе они рассчитаны на особое, не буквальное, восприятие. Читатель должен уметь видеть в сказанном второй план, содержащий в себе главный смысл. Однако каждое из этих средств речи употребляется с разной целью и предстает перед нами в своем свете.
Определение
Аллегория – выражение понятий отвлеченного характера в конкретном образе. Аллегория применяется не только в литературе, но и в других направлениях искусства, например в скульптуре и живописи.
Метафора – это фигура речи, имеющая переносное значение. Метафора возникает на основе сходства предметов.
Сравнение
То и другое выразительное средство связано с появлением в сознании человека ассоциации, то есть некоторой параллели сказанному. Однако отличие аллегории от метафоры состоит в самой их сложности. Аллегория гораздо богаче и полней. Она представляет собой развернутый законченный образ.
Сам размер аллегории может быть небольшим. Так, фраза «пришла осень» нередко истолковывается как «наступила старость», а выражение «заросла дорожка» в некоторых разговорных ситуациях обозначает «к былому нет возврата». Наглядным примером аллегорического подхода является изображение правосудия (абстрактного понятия) в конкретном образе женщины с весами.
Аллегория также может быть очень объемной и принимать вид целого произведения. Типичный пример – басни. В них различные пороки воплощаются в образах животных: осел ассоциируется с глупостью и упрямством, стрекоза – с недопустимой беспечностью, заяц – с хвастовством и трусостью. Критикуемые явления раскрываются в поступках этих персонажей.
Аллегория встречается и в других жанрах. Она применима везде, где через образ, доступный простому пониманию, автор стремится наиболее полно изобразить какое-либо явление жизни и выразить свое отношение к нему.
Рассматривая, в чем разница между аллегорией и метафорой, заметим, что последняя по своей сути представляет собой лишь сравнение. Но это сравнение является очень четким и эффектным, заставляющим работать воображение читателя или слушателя. Метафоры строятся на сходстве признаков и свойств предметов – пытливый глаз художника повсюду замечает общие черты. Неожиданность и меткость таких сопоставлений делает речь интересной и особенно выразительной.
К примеру, под словами «железный характер» подразумевается большая сила воли, стойкость. Слово «железный» здесь выступает как метафора, основанная на сходстве сильных черт характера и прочности железа. Еще один пример: выражение «лес призадумался». В этом случае на неодушевленный предмет переносятся способности человека. Лес в таких словах изображается притихшим, неподвижным, подобно кому-то, погруженному в свои мысли.
Метафора иногда умещается в одном слове. Бывает также, что автор, находя целый ряд родственных явлений, выдвигает метафору в виде развернутой словесной конструкции. Тогда простой стилистический прием, играющий в тексте роль отдельного элемента языка, превращается в мощное композиционное средство. Часто такая распространенная метафора или несколько взаимосвязанных метафорических образов рассматриваются как аллегория.
Языковые средства выразительности. Задание 26
Конспект для работы с заданием 26 ЕГЭ по русскому языку с примерами.
Тропы (эпитет, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, ирония, аллегория, символ).
ЛИТОТА – преуменьшение размеров или свойств предмета, человека, явления.
Жизнь человека – один миг.
Небо с овчинку.
Мальчик с пальчик.
Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка…
Таракан, таракан, таракашечка, / Жидконогая козявочка-букашечка.
Синтаксические средства (вводные слова и словосочетания, восклицательные и вопросительные предложения, неполные предложения, обращения, сравнительные обороты, ряды однородных членов предложения, риторические вопросы, риторические обращения, односоставные предложения)
ВВОДНЫЕ СЛОВА/СЛОВОСОЧЕТАНИЯ — слова, словосочетания, не входящие в структуру предложения (к ним нельзя задать вопрос), выражающие отношение говорящего к высказыванию. В предложении выделяются запятыми.
К сожалению, все оказалось ложью.
По-моему, ты не понимаешь меня.
Он, видимо, думает об экзамене.
Приёмы (анафора, эпифора, антитеза, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, цитирование, диалог, парцелляция, синтаксический параллелизм, оксюморон)
НЕОЛОГИЗМ — новое, не так давно вошедшее в язык слово или словосочетание. Неологизмы появляются в языке в двух случаях: 1) возникают для обозначения новых, ранее не существовавших предметов, явлений, понятий; 2) вводятся писателями.
Наибольшее количество неологизмов, укоренившихся в русском литературном языке, ввел Николай Михайлович Карамзин, стоявший у истоков его формирования («благотворительность», «будущность», «влияние», «влюблённость», «вольнодумство», «гармония», «достопримечательность», «занимательный», «катастрофа», «моральный», «ответственность», «первоклассный», «подозрительность», «промышленность», «сосредоточить», «сцена», «трогательный», «утончённость», «человечный», «эстетический», «эпоха»
Лексические средства выразительности (синонимы, антонимы, фразеологизмы, разговорная и просторечная лексика, книжная лексика, оценочная лексика, диалектизмы, устаревшая лексика, неологизмы, термины)
Фонетические средства (ассонанс, аллитерация, звукоподражание)
Определите, какие средства языковой выразительности употреблены в следующих предложениях:
1. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
2. И звезда с звездою говорит.
3. Глухие тайны мне поручены…
4. Ниже тоненькой былиночки / Надо голову клонить…
5. Мы читали Пушкина.
6. В крови горит огонь желаний.
7. Люди в белых халатах помогли ему.
8. Он мой заклятый друг.
9. Белые воротнички – основные посетители этого кафе.
10. И стройных жниц короткие подолы, / Как флаги в праздник, по ветру летят.
11. Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая…
12. Твой ум глубок, что море. / Твой дух высок, что горы.
13. Блажен, кто смолоду был молод, / Блажен, кто вовремя созрел…
14. И волны теснятся, и мчатся назад, / И снова приходят и о берег бьют…
15. Ночь, улица, фонарь, аптека, / Бессмысленный и тусклый свет.
16. Деточка, все мы немножко лошади, /Каждый из нас по-своему лошадь…
17. Все грани чувств, все грани правды стерты / В мирах, в годах, в часах.
18. Послушай… Далеко, на озере Чад, / Изысканный бродит жираф.
19. Во всем мне хочется дойти до самой сути. / В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
20. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки / Игрою счастия обиженных родов!
21. И какой же русский не любит быстрой езды?
Отличие метафоры от аллегории на примерах
Метафора отличается от аллегории механизмом возникновения переносного значения слова или выражения: метафора основана на сравнении, а аллегория — на иносказании.
И метафора, и аллегория являются художественными тропами в языке литературного произведения. Оба средства выразительности художники слова применяют для создания яркого, зримого образа, основанного на переносном значении слов, что роднит эти разные тропы. Чтобы выяснить, чем отличаются метафора от аллегории, вспомним, что обозначают эти лингвистические термины.
Метафора
Этот термин обозначает один из видов тропов в литературе. Метафора основана на образном употреблении слова или выражения, которое определяет предмет, схожий в чем-либо с другим предметом. Метафора возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.
Рассмотрим механизм возникновения метафоры на примере.
Война на нём косит и пашет
Тёмным танком и пулей косой.
Поэт с помощью яркой метафоры превращает прямые сравнения (как плуг на пахоте, как скошенная острой косой трава) в образное представление у читателя о поле боя — о поле смерти.
Сделаем вывод, что метафора — это скрытое сравнение, которое всегда можно развернуть в сравнительный оборот.
Аллегория
Аллегория представляет собой один из видов художественных тропов, механизм возникновения которого несколько иной, чем у метафоры.
Аллегория — это всегда иносказание. Оно возникает в художественном тексте, в публицистике, в изобразительном искусстве, скульптуре или зодчестве, если отвлеченное понятие изображают с помощью конкретного предмета, который помогает ярче воплотить это понятие, показать основные его черты.
Например, абстрактные понятия воплощаются с помощью конкретных образов:
Примеры
Сон | Царство Морфея |
Смерть | Объятия Аида |
Неприступность | Форт Нокс |
Правосудие | Фемида |
Отличие метафоры от аллегории
Узнав, что такое рассматриваемые художественные тропы, сравнив механизм их возникновения в литературе, можно сделать вывод, чем метафора отличается от аллегории.
Метафора основывается на сравнении, а аллегория представляет собой зашифрованный образ в виде иносказания, тем не менее понятный всем.
Метафора может воплотиться в одном слове или выражении, а аллегория бывает объёмной: все произведение, например, басня И. А. Крылова «Свинья под дубом» является аллегорией.
Таким образом, аллегория является развернутым законченным образом, а метафора, хотя четко и образно, показывает лишь какую-то грань рассматриваемого предмета.
Чем метафора отличается от аллегории
Метафора отличается от аллегории механизмом возникновения переносного значения слова или выражения: метафора основана на сравнении, а аллегория — на иносказании.
И метафора, и аллегория являются художественными тропами в языке литературного произведения. Оба средства выразительности художники слова применяют для создания яркого, зримого образа, основанного на переносном значении слов, что роднит эти разные тропы. Чтобы выяснить, чем отличаются метафора от аллегории, вспомним, что обозначают эти лингвистические термины.
Метафора
Этот термин обозначает один из видов тропов в литературе. Метафора основана на образном употреблении слова или выражения, которое определяет предмет, схожий в чем-либо с другим предметом. Метафора возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения их общих признаков.
Рассмотрим механизм возникновения метафоры на примере.
Война на нём косит и пашет
Тёмным танком и пулей косой.
Поэт с помощью яркой метафоры превращает прямые сравнения (как плуг на пахоте, как скошенная острой косой трава) в образное представление у читателя о поле боя — о поле смерти.
Аллегория
Аллегория представляет собой один из видов художественных тропов, механизм возникновения которого несколько иной, чем у метафоры.
Например, абстрактные понятия воплощаются с помощью конкретных образов:
Примеры
ПРИМЕРЫ АЛЛЕГОРИЙ | |
---|---|
Сон | Царство Морфея |
Смерть | Объятия Аида |
Неприступность | Форт Нокс |
Правосудие | Фемида |
Отличие метафоры от аллегории
Узнав, что такое рассматриваемые художественные тропы, сравнив механизм их возникновения в литературе, можно сделать вывод, чем метафора отличается от аллегории.
Метафора основывается на сравнении, а аллегория представляет собой зашифрованный образ в виде иносказания, тем не менее понятный всем.
Метафора может воплотиться в одном слове или выражении, а аллегория бывает объёмной: все произведение, например, басня И. А. Крылова «Свинья под дубом» является аллегорией.