Альтернативное мясо что это
Как в России делают искусственное мясо
Где можно попробовать искусственное мясо?
Еще один тренд 2019-го года: растительное мясо становится массовым продуктом и в ретейле, и в общепите.
Наггетсы Beyond Meat продаются в американских KFC, а их же растительные бургеры – в 28 ресторанах McDonald’s в Канаде и сети Subway. Их главный конкурент – Impossible Foods – поставляет свои бургеры в сеть Burger King.
В России растительное мясо можно попробовать в сетях TGI Friday’s, Pizza Hut и «Теремок», ресторанах группы White Rabbit Family и бургерных «Ракета», а купить – в продуктовых сетях «Азбука вкуса», «Глобус», «Вкусвилл» или заказать онлайн – на Яндекс.Маркет, в Ozon или Wildberries.
Самыми популярными пока остаются фарш и котлеты для бургеров, имитирующие говядину и свинину, а также колбаски. Чуть хуже дела обстоят с заменителями курицы и рыбы.
Кто выпускает растительное мясо?
Кроме Beyond Meat есть и другие крупные производители. Большинство из них – американские. Например, транснациональная корпорация Tyson Foods. Вместе с Impossible Foods эти три марки производят львиную долю искусственных котлет для гамбургеров, а также – куриных крылышек и наггетсов. Их пытается догнать Awesome Burger – бренд компании Nestlé, а также Smithfield – крупнейший в мире производитель свинины, который теперь выпускает также растительные бургеры, сосиски и фрикадельки.
Sweet Earth Foods продает бекон на растительной основе. Smithland Pure Farmland – колбаски и фрикадельки. Good Catch предлагает растительную рыбу, а New Wave Foods – креветки.
В России растительное мясо выпускает компания GreenWise. В их линейке есть фарш, курица, а также джерки – заменитель вяленого мяса.
Как делают искусственное мясо?
Чаще всего растительное мясо делают при помощи экструзии – это способ изготовления пищевых продуктов, когда исходное сырье сжимают, разминают и нагревают до 100°C за счет трения. Это позволяет избежать химической обработки.
В качестве сырья используют растительный белок: например, сою или бобовые. В процессе экструзии растительный белок меняет свою структуру. Попадая наружу, он испаряет воду и расширяется: получается не плотный брикет, а мягкий и упругий – почти как настоящее мясо.
Чтобы котлета из растительного мяса напоминала настоящую, в нее добавляют растительные жиры – такие, как кокосовое масло. При жарке оно плавится, как говяжий или свиной жир. Кровь тоже имитируют – с помощью свекольного или морковного сока, сока папри или гема железа. Последний ингредиент – ноу-хау компании Impossible Foods. Он отвечает за выработку гемоглобина в организме. А еще – придает мясной котлете сочность и вкус.
В России гем железа в растительном мясе не используют, так как он является генномодицированным. Такие продукты у нас запрещены.
Растительное мясо полезнее, чем обычное?
По крайней мере, не вреднее. В растительном мясе нет В12, железа и других полезных веществ, которые необходимы человеку. Поэтому полностью заменить обычное мясо оно пока не может. Зато в нем больше аминокислот и чистого белка: к примеру, соя содержит его примерно в два раза больше, чем свинина. Однако растительный белок усваивается труднее, чем животный.
Вывод: если питаться одним только растительным мясом, организму будет не хватать питательных и других веществ. Но их можно получать из других продуктов или витаминных комплексов.
Из однозначно полезного стоит отметить, что в растительном мясе точно нет антибиотиков, которые часто используют для профилактики инфекций у домашнего скота.
Искусственное мясо – это наше будущее?
Один из главных аргументов в пользу перехода на растительное мясо – это польза для экологии и ресурсов. По данным FAIRR, которая объединяет инвесторов в сфере животноводства, в среднем на убой на сельскохозяйственных предприятиях ежегодно отправляется более 70 млрд животных – или 130 тыс. в минуту. На сельское хозяйство приходится 40% землепользования, 30% выбросов парниковых газов и 70% потребления пресной воды.
Согласно исследованию, проведенному Beyond Meat совместно с Центром устойчивых систем в Мичиганском университете, производство одного бургера на растительной основе генерирует на 90% меньше парниковых газов, требует на 45% меньше энергии, на 99% меньше воды и на 93% меньше земли, чем фунт американской говядины. Fast Company подсчитала, что от перехода американцев на искусственное мясо эффект будет таким же, как от исчезновения 12 млн автомобилей.
Природные ресурсы стремительно сокращаются, тогда как численность населения растет. Другими словами, лет через 20 у нас просто не будет выбора: придется заменять натуральные продукты искусственными.
Когда-то растительное мясо было продуктом исключительно для веганов, но теперь все меняется. 93% потребителей Beyond Meat в США – это те, кто ест обычное мясо, но хочет попробовать и другое. Это значит, что растительные котлеты, которые так похожи на настоящее – лишь переходный этап: возможно, в будущем, мы привыкнем к заменителям мяса так же, как сегодня привыкли к растительному молоку – кокосовому, овсяному или миндальному.
Что еще почитать и посмотреть по теме:
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Мясо без мяса: могут ли котлеты из лаборатории заменить обычные
Считается, что альтернативное мясо нужно только веганам и зоозащитникам. На самом деле на лабораторные и растительные продукты, которые по вкусу не отличить от настоящих, многие возлагают большие надежды (и немало в них инвестируют). Разобрались, кто и как делает альтернативное мясо, сможет ли оно заменить обычное и спасти животных, планету и человечество.
Что это?
Альтернативное мясо бывает двух видов: из клеток животных и из растений.
Мясо из клеток еще называют чистым (clean) или культивированным. Чтобы его вырастить, берут кусочек мышцы теленка, поросенка, цыпленка или другого животного. Из него выделяют стволовые клетки, помещают их в питательную среду и ставят в биореактор (в похожих ферментируют йогурты). В результате получается масса рыхлых мышечных волокон.
Мясо, выращенное в лаборатории Mosa Meet. Источник
Делать такое мясо очень сложно и дорого: клетки могут расти не так, как надо. Например, образцы, полученные в России, погибают сразу же, как только попадают в нестерильную среду. Более удачливым коллегам из США и Израиля тоже далеко до массового производства: нужно оптимизировать питательный состав (он обходится очень дорого), построить заводы и уладить юридические моменты.
Производители культивированного мяса:
«Наши бургеры содержат те же белок и железо, что и котлеты из говядины, только растительного происхождения, — заявляют производители Impossible Foods. — При этом в наших продуктах нет антибиотиков, гормонов, холестерина и вредных веществ со скотобойни».
Производители веганского мяса:
Это вкусно?
Производители культивированного мяса говорят, что на вкус оно не отличается от обычного. Первый такой бургер основатель Mosa Meet презентовал на пресс-конференции в Лондоне еще в 2013 году. Дегустаторы сошлись на том, что котлета вполне вкусная, но ей недостает мягкости, сочности и жирности.
Российские разработчики признаются, что пока их мясо похоже на обычное в лучшем случае на 50%.
Растительное мясо давно продается в кафе и магазинах, поэтому его попробовали многие. «У него более сглаженный вкус, там нет ощущения мясного сока или сочности котлеты, к которому мы привыкли, — говорит журналистка Татьяна Решетник, — но в целом это вполне реалистичная замена. Если есть этот бургер, не зная, что там растительная котлета, ты вряд ли об этом догадаешься».
Зачем нам искусственное мясо?
Потому что с настоящим мясом есть проблемы.
Это жестоко
По разным оценкам, на мясо убивают от 56 до 70 млрд животных в год. Это в 8–10 раз больше, чем всё население Земли. Кроме того, их часто содержат в ужасных условиях.
В своей книге «Sapience. Краткая история человечества» израильский историк Юваль Ной Харари утверждает: у кур, свиней, коров и другого сельскохозяйственного скота есть эмоции и потребности.
«Свиньи — одни из самых умных и любознательных млекопитающих, интеллектом они уступают, кажется, только приматам. Но индустриализованные фермы помещают свиноматок в столь узкие загоны, что там нельзя повернуться, не то что пройтись или самостоятельно поискать пищу.
Там они находятся круглосуточно целый месяц, пока вскармливают приплод. Затем поросят переводят в другие загоны, а свинью вновь оплодотворяют. Когда с живыми существами, которые наделены сложным эмоциональным миром, обращаются словно с машинами, это не только причиняет им физический дискомфорт, но и разрушает их социальную иерархию, вызывает сильный психологический стресс».
Производство вредит окружающей среде
Получается, что 50 г говяжьего белка (примерно 200 г мяса или 2–3 обычных бургера) обходятся планете в 17,7 кг парниковых газов — это больше, чем поездка на автомобиле из Москвы в Ярославль (250 км и 16,5 кг газов).
Пастбища для скота занимают треть поверхности суши, то есть примерно три России.
Такого количества пригодных для выпаса равнин нет, поэтому приходится вырубать леса. Например, ради производства говядины в Бразилии уничтожили более 70% тропических лесов Амазонии.
В будущем обычного мяса на всех не хватит
Если человечество будет так же много есть и активно размножаться, примерно в 2050 году начнется кризис продовольствия. Спрос на еду вырастет на 60%, но из-за климатических изменений и деградации почв обеспечить всех достаточным количеством мяса и вообще пищи будет сложно.
Как альтернативное мясо решит эти проблемы?
Его хватит на всех
Из одного маленького кусочка телячьей мышцы можно сделать 80 тысяч котлет для бургера.
Меньше отходов и ресурсов
Поскольку массовое производство культивированного мяса еще не началось, трудно прогнозировать, как оно отразится на окружающей среде. Пока ученые полагают, что в ближайшие 200 лет оно точно не навредит планете больше, чем традиционные «мясные» заводы.
На альтернативное мясо в среднем уходит меньше ресурсов: энергии — на 46%, воды — на 99%, земли — на 93%. При этом парниковых газов выделяется на 90% меньше.
Не надо никого убивать
Это опасно для здоровья?
Само по себе альтернативное мясо несет не больше вреда, чем обычное. Другое дело, что будет с организмом, если полностью перейти с традиционных котлет на растительные. Врачи, нутрициологи, убежденные вегетарианцы и мясоеды до сих пор об этом спорят.
Одни говорят, что растительные белки не усваиваются так, как животные, и без настоящего мяса нам грозит анемия, упадок сил и снижение либидо. Их противники отвечают, что красное мясо считается таким же канцерогеном, как отрава для насекомых.
В любом случае стоит посоветоваться с врачом о том, какой рацион подойдет именно вам. Особенно если у вас есть аллергия или какие-либо заболевания.
«Обращайте внимание на состав, — советует Юлия Марсель, основатель и директор по маркетингу Greenwise. — К примеру, людям с целиакией нужно избегать продукции из пшеничного белка, с аллергией на сою — из соевого».
А ГМО там есть?
Юлия Марсель, основатель и директор по маркетингу Greenwise:
«В России закон запрещает выращивать и разводить генетически модифицированные растения и животных для производства продуктов питания. Мы считаем, что единственным настораживающим ингредиентом может быть ароматизатор, который придает продукту вкус говядины, курицы или другого мяса.
Каждый производитель выбирает свой вариант. К примеру, мы в Greenwise перепробовали более 300 блендов для растительных джерки со вкусом говядины, чтобы найти максимально „зеленый“. Но поручиться за других производителей мы не можем. Поэтому всем, кого волнует тот или иной компонент в составе, мы посоветовали бы написать производителю и разузнать о его происхождении».
Сколько стоит альтернативное мясо?
Пока дороже обычного. Правда, цены снижаются из года в год по мере совершенствования технологий. Например, первая культивированная котлета Mosa Meet в 2013 году обошлась разработчикам в 325 тыс. долларов (около 22,3 млн рублей). В 2016-м те же ученые оценили свой бургер в 11 долларов (757 рублей).
За три года цена снизилась почти в 30 тысяч раз.
Товары и цены: beru.ru, 4fresh.ru, 24veg.ru, av.ru, perekrestok.ru (1, 2, 3, 4, 5), home-gorynich.wrf.su, teremok.ru (1, 2), raketaburger.ru
В магазинах растительное мясо стоит в 4–9 раз дороже традиционного. Но производители из Beyond Meat говорят, что разницы в цене не будет уже через три года.
Какие еще продукты делают в лабораториях?
Из растений также производят молоко, сыр, куриные полуфабрикаты и снеки, креветки, яйца и майонез — правда, последних трех в России пока нет. В лаборатории культивируют мясо индеек и кур. Несколько стартапов взялись за рыбу: вырастить филе лосося гораздо дешевле, чем говяжий бургер.
Ученые из Perfect Day взяли молочные гены, поместили их в питательную среду и ферментировали. Из полученного молока готовят сыры, йогурты и мороженое.
Жидкие веганские яйца из бобов маш (можно жарить и добавлять в тесто) и майонез из желтого горошка. Источник
А если я не хочу быть вегетарианцем, но животных мне жалко?
Любить мясо — нормально, и не надо себя мучить, если вы без него совсем не можете. Вы можете помочь планете так:
Например, флекситарианцы (от flexible — «гибкий», vegetarian — «вегетарианец») не ограничивают себя в рыбе и морепродуктах, красное мясо едят пару раз в неделю, а молоко стараются вообще не пить — разве что растительное. Вот краткий обзор принципов флекситарианства с меню на неделю.
Может быть интересно
Что почитать
На русский язык переведены только первые две книги из списка.
«Будущее без греха»: Пробуем искусственное мясо на вкус Похоже ли мясо Beyond Meat на настоящее и зачем его есть
Московские рестораны один за другим вводят в меню блюда с «искусственным мясом». Предложение уже появилось и в недорогих пиццериях сети Pizza Hut, и в «Теремке», и в ресторанах White Rabbit Family. Стоит оно примерно как настоящее: 400 рублей за блин с искусственным мясом и гарниром, 600 рублей за пиццу или 690 рублей за бургер в «Горыныче». The Village разобрался, из чего делается искусственное мясо, а также попросил эксперта оценить его на вкус — вместе с нами бургеры ел мясник, владелец ресторанов «Скотина», «Южане» и Peqlo Asian Barbecue Тахир Холикбердиев.
Откуда берется искусственное мясо
Удивительный факт: все московские рестораны — и гастрономичный «Горыныч», и демократичный Pizza Hut, покупают искусственное мясо у американской марки Beyond Meat, у которой есть растительные аналоги привычных мясных продуктов: котлеты для бургеров, митболы, сосиски и фарш. Производитель обещает, что продукты неотличимы от настоящего мяса, но при этом оно полностью растительное и соответствуют веганским требованиям.
Бургер с говяжьей котлетой
Бургер с котлетой из искусственного мяса
Как его делают
Искусственное мясо по виду и вкусу не похоже на соевое, которое было популярным в 2000-х. Beyond Meat делают продукты из изолята горохового белка, рапсового и кокосового масла, рисового белка. Красители и ароматизаторы — натуральные, вроде экстракта свекольного сока, который добавляют для цвета. Подробности производства не разглашаются, и в том же «Горыныче» отказались называть полный список ингредиентов котлеты. На обратной стороне упаковки котлет Beyond Meat значится, что калорийность 100-граммовой котлеты составляет 290 калорий, на которые приходится 20 граммов белка и 22 грамма жира. Для сравнения: кусок говядины такого же веса будет в среднем содержать около 200 калорий, 22 грамма белка и 10 граммов жира.
Зачем нужно искусственное мясо? Во-первых, оно вроде бы экологичнее: растительные культуры производят меньше углекислого газа, чем животные фермы, а значит, вносят меньший вклад в глобальное потепление. Ну и конечно, растениеводство гуманнее.
Бургер с котлетой из искусственного мяса
Бургер с говяжьей котлетой
В чем состоял эксперимент
The Village решил проверить, насколько искусственное мясо похоже на настоящее и вкусное ли оно. На примере Pizza Hut выяснить это не удалось: пиццы с искусственными и настоящими митболами выглядят практически идентично, но из-за обилия соуса и сыра сам вкус мяса там почти не чувствуется. С «Теремком» есть сложность — лишь немногие точки сети включили этичный блин в меню. Поэтому мы отправились в «Горыныч». Отдельно отметим, что бургер «Без греха» — вегетарианский, но не веганский, в составе есть два вида сыра. В эксперименте нам помогал Тахир Холикбердиев, чьи рестораны специализируются на мясе.
Тахир Холикбердиев,
владелец ресторанов «Скотина», «Южане», Peqlo Asian Barbecue
Как едят искусственное мясо
Впервые искусственное мясо я попробовал в Америке. Там много разных производителей, которые делают альтернативные котлеты из жмыха бобовых или зерновых. Во все бургеры с искусственным мясом добавляют огромное количество ингредиентов. Дело в том, что в обычном бургере вкус получается за счет мяса, все остальное просто не должно мешать. В искусственной котлете этот вкус надо создать, поэтому в таком бургере будет больше натуральных усилителей вкуса. Какие усилители используют? Соль, перец, сыр. На мой взгляд, если в бургере используют сыр или сырный соус, это значит, что хотят подчеркнуть не вкус мяса, а именно сочетание общих ингредиентов, единого вкуса.
Сразу видно, где настоящий
С первого взгляда на два разных бургера понятно, где настоящий, а где нет. Во-первых, по форме котлеты: искусственная суперидеальная и имеет чуть другой цвет. Консистенция, структура тоже отличаются. Скорее всего, это жмых из каких-то бобовых. Но при этом очень классно, что ребята не добавляют огромного количества ингредиентов в искусственное мясо. Это очень круто.
Бургеры оформлены немного по-разному: в тот, который с мясом, добавили салат, а «Без греха» готовят с огурцами. Искусственная котлета и натуральная по вкусу совсем разные. По консистенции искусственная сильно суше, но в принципе, если бы мне не сказали, что это не животный продукт, можно было бы подумать, что это просто очень диетическое мясо, например курица или индейка. Но если знать заранее, то, думаю, любой человек распознает, где мясо, где нет.
«Без греха» или с кровью?
«Без греха» — вкусный бургер, но если брать котлету отдельно, то у нее нет насыщенного мясного вкуса, есть вкус гриля. Соусы подобраны хорошо — чтобы у блюда был единый общий вкус. Вообще, мне интересно попробовать искусственную котлету, когда она просто пожарена безо всего, даже без соли.
Как по мне, мясо лучше есть вечером, а с утра и днем предпочесть злаки, быстро усваиваемые углеводы. При случае я бы с удовольствием снова съел этот бургер. Но если у меня будет выбор, я всегда закажу с мясом.
На мой взгляд, вряд ли появление искусственного мяса сильно изменит манеру потребления реального мяса, по крайней мере, на данный момент. Но с точки зрения маркетинга, конечно, «искусственное мясо» классно звучит.
«Герой», «бунтарь», «творец» – кто и почему выбирает альтернативное мясо?
Портрет потребителя мяса на растительной основе выглядит неожиданно: в подавляющем большинстве это мясоеды, следящие за трендами и стремящиеся узнать что-то новое, они любят путешествовать, ценят простоту и уют, в них живет дух творчества и бунтарства. Такие результаты показало исследование целевой аудитории, проведенное компанией «Котлетарь». Выявление архетипов потребителей позволит бренду точнее выстраивать коммуникации и транслировать ценности, важные для целевой аудитории.
Фото: «Котлетарь»
Стереотипы и мифы о продуктах на растительной основе уходят в прошлое, в том числе и главный миф: альтернативное мясо – только для веганов и вегетарианцев. Кто же на самом деле потребляет такое мясо? Чтобы глубже понять свою аудиторию, выявить архетипы и ценности потребителей альтернативного мяса, компания «Котлетарь» в июле 2021 года провела исследование, охватившее несколько тысяч человек. Рассматривались две аудитории – целевая и текущая (потребители марки #неМясо).
Популярные марки
Котлеты – один из самых популярных продуктов альтернативного мяса, поэтому исследование ставило целью выявить, какие марки котлет знают и предпочитают потребители целевой аудитории.
По знанию торговых марок котлет из мяса на растительной основе доли распределились следующим образом: «неМясо» от «ВкусВилл» знают 21%, соевые или гороховые котлеты «От Ильиной» – 11%, «Окраина Vega food » – 10%, «неМясо» от «Котлетарь» – 9%, Beyond Meat – 7%, «Кабан веган» – 7%, «Не мясо Tashir food» – 6%, «Митлесс» – 6%, «Вегановъ» – 6%, GreenWise – 5%, HI – 3%, другое – 5%.
Знание марок связано с расширением каналов сбыта: за последние пару лет марки продуктов на растительной основе появились на полках почти всех крупных федеральных сетей и в ассортименте маркетплейсов. Например, «неМясо» поставляется во «ВкусВилл», «Магнит», «Пятерочку», «Ашан», «Ленту», Globus, а также на площадки «Утконос» и Ozon.
В рознице наметился новый тренд – альтернативным мясом все активнее интересуются региональные сети. Как рассказал директор по развитию компании «Котлетарь» Кирилл Александров, небольшие локальные сети сами выходят с предложением о сотрудничестве, так как понимают, что такие продукты помогут им дифференцироваться от конкурентов, предложить своим покупателям трендовые новинки.
По цене на полке альтернативные котлеты сопоставимы с традиционными мясными котлетами, притом что, например, американские аналоги – в несколько раз дороже мясных. Доступная цена тоже повышает популярность российских марок и способствует росту потребления.
Основная аудитория – лояльные и потенциальные
Как показал опрос, проведенный с помощью интернет-сервисов, потенциальная аудитория потребителей растительных альтернатив составляет 73% опрошенных, из них: не едят такие продукты, но хотели бы попробовать – 38%, едят время от времени – 32%, едят постоянно – 3%.
Самые маленькие доли потребителей продуктов на растительной основе приходятся как раз на вегетарианцев – 2% и веганов – 1%, большую долю занимают мясоеды – 72% и флекситарианцы – 21%.
Преимущественно это женщины (71%), в возрасте 26–45 лет (65%), которые ценят простоту и уют, любят проводить время с семьей, стараются поступать всегда правильно, но в то же время стремятся к независимости, правде и ищут новых впечатлений.
Главные ценности для них – семья и дети, любовь, здоровый образ жизни, материальное благополучие. Свободное время проводят в интернете, занимаются с детьми, общаются с друзьями и близкими, читают книги.
Фото: «Котлетарь»
Основной мотив покупки растительных альтернатив – разнообразить рацион
«Изначально предполагалось, что мясо на растительной основе будет востребовано в основном веганами и вегетарианцами, но исследования показали, что потребителями таких продуктов являются также мясоеды, которые следят за трендами питания, – рассказал Кирилл Александров. – Их мотив – попробовать интересный трендовый продукт, добавить необычное и новое в привычный рацион, обеспечить разнообразие питания: сегодня – стейк, завтра – растительные котлеты. Многие поняли, что растительные котлеты быстрее перевариваются, легче усваиваются, а белка в них даже больше, чем в мясе».
Главные критерии при выборе упаковки для потребителей: возможность видеть продукт в замороженном виде – 66%, информативность упаковки – 62% и ее перерабатываемость – 40%.
При покупке потребители обращают внимание на цену продукта – 78%, состав – 67%, наличие полезных свойств – 41% и дату изготовления – 32%.
В составе продукта их может отпугнуть наличие глутамата натрия (50%), метилцеллюлозы (43%), глютена (29%), красителя (34%) и даже сои (19%).
Предпочитают получать информацию из социальных сетей.
Подписаны на блоги по таким темам, как кулинария, психология, путешествия, юмор, спорт, обзоры фильмов.
По духу ближе всего такие персонажи кино и литературы, как Шурик, Шерлок Холмс, Джек Воробей, что отражает присущие им архетипы: простодушный (честный, оптимистичный, любит простые удовольствия, стремится быть счастливым), бунтарь (независимый, мятежный) и маг (катализатор изменений, стремящийся делать мечты реальностью).
Из брендов выбирают Apple, IKEA, Nike, отражающие архетипы: маг, творец (новатор, желающий создать что-то ценное и долговечное), герой (победитель, принципиальный, идеалист, желающий доказать собственную ценность).
Такие характеристика нашли свое отражение в марке. Например, была выбрана упаковка ярких неоновых цветов, которая характеризирует архетипы бунтаря и мага. Так же среди атрибутов бренда были выбраны «мы делаем традиционные продукты клевыми и модными» и «смотрим на вещи под другим углом». Эти тезисы часто встречаются в рекламных сообщениях бренда.
Обращаясь к своему потребителю, марка «неМясо» стремится рассказать о ценности продуктов на растительной основе и развенчать сложившиеся стереотипы. Например, миф о сое.
Выдержка из поста пищевого химика @chemistry_by_olga в Instagram:
«В #неМясе более 12 г соевого белка. Но настолько ли полноценна соя, как хотелось бы? И ответ: да, на счастье, соевый белок является полноценным белком! Он обеспечивает все незаменимые аминокислоты для питания человека. У него высокая степень усвоения. К тому же он не стоит космических денег, что особенно важно для приверженцев растительного питания. Это доступный, легкий, полноценный продукт. Не зря сою так ценят в Азии.
Некоторые избегают сою из-за страха, что в ней есть фитоэстрогены. Якобы эти растительные аналоги женских гормонов нарушат наш гормональный баланс. Однако фитоэстрогены – это не то же самое, что человеческие гормоны. Вещества лишь похожи на молекулярном уровне, но не идентичны. Исследования показывают, что прямой связи между мужским здоровьем и фитоэстрогенами нет. И есть четкий вывод: соя не влияет на мужские гормоны. На самом деле фитоэстрогены есть в самых разных продуктах: яблоках, рисе, чечевице, пшенице, кофе. Но боимся мы только сои. Это антинаучно и попросту неразумно!»
Портрет активного покупателя марки #неМясо
Аудитория исследования – потребители марки «неМясо».
Основную часть этой аудитории составляют веганы – 55% и вегетарианцы – 21%, которые едят продукты на растительной основе время от времени или постоянно.
Это тоже преимущественно женщины (68%) в возрасте 19–35 лет (72%). С представителями общей аудитории их объединяют стремление к независимости и правде, любовь к новому, желание обучаться. Они также предпочитают простоту и уют, стараются поступать правильно.
Главные ценности тоже схожи: самореализация, справедливость, свобода и независимость, здоровый образ жизни. В свободное время читают книги и сидят в интернете. Предпочитают получать информацию из социальных сетей. Подписаны на блоги по темам: кулинария, психология, путешествия, спорт, новости, юмор, образование, политика.
Но вот мотивы покупки альтернативного мяса существенно отличаются от мотива общей аудитории: если там это желание разнообразить рацион и попробовать новинку, то здесь – забота о животных и об окружающей среде.
Для них важно, чтобы упаковка была не только информативной, но и перерабатываемой.
При покупке обращают внимание на цену продукта – 89%, состав – 71% и наличие полезных свойств – 29%.
Подписчиков марки мало что может отпугнуть в составе, исключение составляет наличие глутамата и метилцеллюлозы.
Потребитель растительного мяса, кто же он?
На основе анализа двух аудиторий можно сделать вывод, что, хотя сейчас основные потребители марок растительных полуфабрикатов – это веганы и вегетарианцы, потенциальная аудитория потребителей намного шире. Такие продукты готовы включать в свой рацион как люди, стремящиеся к сокращению мяса в своем рационе, так и истинные мясоеды. «неМясо» – это самостоятельный продукт, который люди готовы добавить в свою продуктовую корзину из-за потребительских свойств и разнообразия в питании.