Альтернативное обучение детей что это
Альтернативное образование: преимущества и недостатки
Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.
Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои творческие способности и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.
Альтернативная школа — это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.
Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.
Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:
Миссия таких школ может иметь следующую форму: «Оснастить всех наших учеников основными знаниями и навыками, которые подготовят в академическом, социальном и эмоциональном отношении, что поможет преуспеть в глобальном сообществе».
Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:
Чартерная школа — это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.
Магнитные школы — это государственные школы со специальными курсами или учебными планами. Слово «магнит» здесь означает, что они привлекают учащихся из других регионов (то есть не по месту жительства).
Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.
Беспокойства родителей
Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:
Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.
Недостатки альтернативных школ
Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:
Преимущества альтернативного образования
Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.
И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:
Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.
Альтернативные школы в России
В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.
В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам — они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.
Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).
Не тратьте время на ковыряние в носу: рассказываем, как получить образование и не ходить в школу
© Иллюстрация Кристины Савельевой
Гид по разным вариантам обучения, которые доступны детям (главное — не завидовать)
Еще 20-30 лет назад у школьников не было вариантов — приходилось сидеть за партой и пересказывать заданные параграфы. Теперь же семейные классы, школы Монтессори и онлайн-обучение становятся сильными соперниками для государственной системы. Разбираемся, где и как можно получить аттестат, кроме как за партой обычной школы, какие плюсы есть у альтернативного образования, и кому больше подойдет обучение в таком формате.
Все образовательные организации можно поделить на две группы: аккредитованные школы, которые выдают аттестаты государственного образца, и все остальные образовательные организации. К первым относятся классические средние школы (государственные и частные), а также некоторые альтернативные и онлайн-школы (которые реализуют учебную программу по ФГОС) — там можно получить аттестат о среднем образовании. Можно пойти и по другому пути — выбрать удобную для ребенка и семьи форму обучения: учиться самостоятельно, с репетиторами, в онлайн-школе или семейном классе, — а для аттестации на время прикрепиться к любой аккредитованной школе.
Из каких форматов обучения выбирать, если ребенку и родителям по какой-то причине не нравится традиционное школьное обучение?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» выделяет две формы получения образования (статья 17):
Очно-заочное или заочное обучение в школе
Как организовано обучение
Это форма обучения в классической школе, когда ребенок посещает не все уроки и учится не каждый день (очно-заочное обучение) или приходит в школу только в дни контрольных, зачетов и экзаменов (заочное).
Переход на эти формы нужно согласовать с администрацией школы, и по закону его можно организовать в любом образовательном учреждении (правда не все директора охотно на это соглашаются). Задача родителей — решить, как ребенок будет проходить программу (они могут обучать школьника сами, нанимать репетиторов или совмещать заочку в школе с другими формами альтернативного образования). Часть предметов можно посещать в школе, другую — изучать самостоятельно. Но аттестацию придется пройти по всем дисциплинам, которые прописаны в школьной программе.
«Моей старшей дочери восемь лет, закончила первый класс. С самого начала она была необычным ребенком: закрытым, самостоятельным, ответственным. Мы не водили дочку в детский сад, а к школе я готовила ее сама — в шесть лет ребенок уже мог заниматься по рабочим тетрадям без посторонней помощи. Мне категорически не нравятся условия обучения в обычной школе: 30 человек в классе, общие стандарты для всех, дети тратят время на „ковыряние в носу“, не так много общаются и играют, а к оформлению работ учителя слишком уж придираются. К тому же, в школьном коллективе (как и в детском саду) нервная система ребенка перегружена общением со сверстниками и взрослыми, эмоциональными моментами, информационными потоками и звуковым шумом. Поэтому мы сразу выбрали заочную форму обучения. Моя дочь учится два раза в неделю, обязательных предметов у нее три: математика, русский язык и чтение, в качестве дополнительных мы выбрали уроки по театральному искусству и физкультуру. Со школой есть договоренность, что заочников не очень „дергают“ в плане аттестации: если меня не устраивает оценка по ИЗО или, например, физкультуре, я могу подойти к учителям и объяснить, что дочка восемь часов в неделю занимается художественной гимнастикой, а также несколько лет изучает живопись с преподавателем, и проблема будет решена. Самое приятное, что у ребенка достаточно времени на любимые дополнительные занятия: гимнастику, рисование, архитектуру, — а также никаких проблем с социализацией благодаря кругу друзей и кружкам».
Семейное обучение (также его называют домашнее, или хоумскулинг)
Как организовано обучение
В этом случае ребенок занимается с родителями, репетиторами или в онлайн-школе. Для школьника составляют индивидуальную программу, родители или преподаватели проводят уроки и следят за выполнением заданий, устраивают контрольные и готовят к аттестации. Правда формат требует высокой степени организованности родителей и ученика, зато предоставляет полную свободу по выбору места жительства, времени обучения и программы.
Без оценок и учебников: альтернативные школы в России
Вальдорфская школа
Самая известная альтернативная школа в России с более чем 20 филиалами по всей стране. Некоторые из них имеют государственную лицензию и аккредитацию на начальное, основное и среднее образование. А это значит, что дети изучают те же предметы, что и в обычной школе, проходят обязательную аттестацию в 4, 9 и 11-м классах, сдают ОГЭ и ЕГЭ.
Разница в том, что здесь главное — интересы ученика, а не режим и дисциплина. На ребёнка не обрушивают поток информации и дают ему учиться в своём ритме. Даже читать и писать начинают позднее, чем в обычной школе, — зато сразу на двух иностранных языках.
В вальдорфской системе нет оценок. Вместо них — рекомендации учителя-тьютора, который ведёт группу семь-восемь лет. Школьной формы тоже нет. Расписание в такой школе особое: есть главные уроки, которые длятся дольше остальных. Обучение не привязано к учебникам и может проходить в устной или игровой форме. А летом дети получают практические навыки: учатся готовить, работать в саду, ухаживать за животными.
Много часов отводится творческим занятиям:
Родителей приглашают заниматься творчеством вместе с ребёнком.
Несмотря на большое количество плюсов, вальдорфская методика подходит не всем.
Программа в вальдорфской школе не летит вперёд, у детей достаточно времени усвоить материал. Но эта система больше понравится детям, которым интересны гуманитарные предметы. Ученики с тягой к чертежам, цифрам и технике могут заскучать.
Школа Монтессори
По методике Марии Монтессори занимаются не только в детских садах, но и в школах. В среднем обучение длится 11 лет. Но продолжительность может меняться в зависимости от того, есть ли у конкретного учебного центра государственная лицензия и аккредитация.
Главная цель школы Монтессори — создать среду, в которой ребёнок сможет сам выбирать, чему учиться. Педагог здесь — просто наблюдатель, который не навязывает решение или ответ. Более того, ошибки поощряются: если ребёнок их совершает, значит, он пробует что-то новое.
Профи для любой задачи
Уроки проходят в малых разновозрастных группах. Учебный день состоит из часов свободной работы, работы в группе и творческих занятий. Последних не так уж много — акцент в методике Монтессори делается на развитии интеллекта и рационального мышления. Иначе говоря, дети учатся не только придумывать, но и измерять, рассчитывать, воплощать.
В школах Монтессори не ставят оценки и не сдают экзамены. Вместо этого ученики ведут дневники, в которых фиксируют свои достижения, а затем обсуждают их с педагогом. Строгого расписания и рядов парт тоже нет: дети сами решают, сколько им хочется заниматься и где. Вместо учебников — пособия, материалы и инструменты, чтобы сделать всю информацию максимально наглядной.
Система Монтессори учит выражать своё мнение и не бояться совершить ошибку или показаться неумехой. Материал преподносят в интересной форме и поощряют детей задавать вопросы, озвучивать свои мысли. Но замкнутым малышам может быть сложно работать в мини-группах, особенно поначалу. Если в обычном классе можно «спрятаться» на задней парте, то в маленькой группе так не получится.
Школа реджио
Итальянская методика преподавания только набирает популярность в России. Сейчас в крупных городах можно найти отдельные реджио-центры. Наиболее заметный из них — Reggio space в Петербурге.
В реджио-школе создают среду, которая стимулирует природное любопытство ребёнка. Ему дают достаточно пространства и инструментов для экспериментов, творчества, исследований.
Другие особенности реджио-методики:
Если в вальдорфской школе учитель находится в центре внимания, а в школе Монтессори наблюдает со стороны, то в реджио-школе он где-то посередине. Предлагает темы для обсуждения, помогает решать задачи, даёт подсказки, но не диктует правила и не ограничивает.
Важная особенность реджио-методики — преподаватели записывают всё, что происходит на уроке, делают фото, снимают видео. Считается, что это помогает отследить прогресс учеников намного лучше, чем оценки по пятибалльной шкале.
Школа «Апельсин» Димы Зицера
«Апельсин» — школа неформального образования, в которой всё решают дети. Вместо директора и завуча здесь детский парламент. Ученики могут попросить добавить новый предмет в расписание. Хотя школьная программа в «Апельсине» и без того достаточно разнообразная: в ней есть всё — от привычных математики и химии до кулинарии и йоги.
Учебный день состоит из обычных уроков и консультаций. Во время последних ученики обсуждают пройденный материал с учителем или берут дополнительные задачи.
К тому же много внимания уделяется изучению мира самыми разными способами.
Домашних заданий и оценок в школе нет. Ребёнок может уйти с неинтересного ему урока на другой, более увлекательный, или вовсе отправиться домой. Хотя в расписании есть и условно обязательные предметы, так как программа школы учитывает государственные стандарты и позволяет сдать ОГЭ и ЕГЭ.
Кажется, в таком формате обучение должно быстро превратиться в анархию. Но создатели школы уверяют, что этого не происходит. Ведь свободная атмосфера и возможность экспериментировать рано или поздно привлекают даже тех, кто раньше учиться не любил.
Семейная школа
Так называемые нешколы, в которых родители сами организуют классы: выбирают преподавателей, методику и место обучения. Существует даже общественная организация, которая объединяет руководителей таких проектов, — «Семейные школы».
Главная цель любой семейной школы — создание атмосферы уважения и поддержки, которой иногда не хватает в обычных школах. Благодаря этому в нешколах дети испытывают меньше стресса и обладают большей свободой.
Нешколы могут частично работать по государственным образовательным стандартам или использовать только авторские методики. Всё зависит от пожеланий родителей и потребностей детей. Аттестация обычно проводится в школе-партнёре, у которой есть лицензия и государственная аккредитация.
Семейная школа может стартовать как клуб для ограниченного числа детей и со временем перерасти в настоящую частную школу.
Альтернативное обучение в обычной школе
Не у всех родителей есть средства на платную школу, и не все готовы экспериментировать с авторскими методиками. В таких случаях педагог и репетитор Ольга Ляшенко советует рассмотреть один из вариантов альтернативного образования в обычной государственной школе: семейное, очно-заочное или индивидуальное.
При семейной форме ребёнок учится дома по собственному расписанию, которое чаще всего составляют родители. При этом ученик периодически проходит аттестацию в обычной школе. А вот на очно-заочном обучении посещать уроки всё же приходится. Правда, такое свободное посещение, считают специалисты, подходит дисциплинированным и трудолюбивым детям.
Очно-заочная форма обучения — это неплохая, и притом бесплатная, замена альтернативным школам. Но она подходит не всем. Учиться очно-заочно смогут, например, сильные и мотивированные старшеклассники, которые хотят как можно больше времени посвящать предметам, связанным с будущей специальностью.
Бывает, что родители переводят своего ребёнка на очно-заочную форму, не учитывая его готовности учиться самостоятельно. Кто-то делает это из жалости к ребёнку, желая облегчить его нагрузку. Кто-то считает, что ребёнок отличается от других детей и требует особого подхода. Это может привести к серьёзному отставанию в учёбе, которое потом придётся мучительно преодолевать.
Обучение по индивидуальному плану стоит рассмотреть, если ребёнок не может посещать уроки в школе и успевать за программой по медицинским причинам.
Бонус: вопросы, которые помогут выбрать школу
Подумайте, подойдёт ли формат альтернативной школы вашему ребёнку. Работа в маленьких группах или вдвоём с педагогом может осчастливить тихого интроверта, но быстро наскучить энергичному экстраверту.
Не забывайте про то, что большинство альтернативных школ развивают так называемые soft skills и креативное мышление, но не дают сложных профильных и технических знаний. Поэтому, если ваш ребёнок обожает общение и творчество, нестандартная методика обучения может помочь ему раскрыть свой потенциал.
Если вы всё же решили попробовать альтернативную методику, то, прежде чем выбрать конкретное учебное заведение, пройдитесь по чек-листу ниже:
Что делать, если не нравится школа: 6 альтернативных вариантов
По данным ВЦИОМа, 82% россиян считают, что современное школьное образование не готовит детей к самостоятельной жизни. В 2019 году в дистанционной или семейной форме обучались уже более 100 тысяч школьников, и каждый год это число растет. Чаще всего родители делают такой выбор из-за недовольства негибким форматом обучения и уровнем школьной подготовки.
Если вас тоже посещали мысли об альтернативах школе, взгляните на несколько опций, которые мы подыскали.
📚 Семейное образование или самообразование
Для кого: учащиеся 1—11 классов
Учащиеся 1—9 классов могут учиться в формате семейного образования. Его выбирают родители, учитывая мнение ребенка, они же организуют учебный процесс и несут ответственность за подготовку к государственной аттестации.
Ученики 10—11 классов по закону могут сами решить, где и как учиться. Если хочется учиться вне школы, семейное обучение превратится в самообразование. Ответственность за усвоение программы уже будет лежать на ребенке.
Чтобы перейти на эти форматы, нужно:
1. Написать заявление в местное управление образования.
2. Написать заявление в нынешнюю школу.
3. Выбрать школу для прохождения аттестаций. Она может быть той же, что и была
📝 Заочное обучение
Для кого: учащиеся 1—11 классов
Если вариант с семейным образованием кажется слишком радикальным, можно перейти на заочное обучение. В этом случае ребенок может выборочно посещать занятия и кружки, приходить на консультации с преподавателями и школьные мероприятия.
Из возможных минусов: кроме государственных аттестаций придется также писать контрольные и проверочные работы, которые предполагает учебный план самой школы.
Переход на заочное обучение согласуется с директором школы, ребенок по-прежнему считается ее учеником
💻 Удаленное обучение
Для кого: учащиеся 1—11 классов на заочном, семейном образовании и самообразовании
Если за время пандемии вам понравилась школьная удаленка, то можно продлить удовольствие. Достаточно найти подходящую онлайн-школу и либо оформить заочное обучение, либо перейти на семейное образование. Разница в аттестациях: за графиком контрольных работ заочников следит школа, к которой они прикреплены, а если ребенок на семейном обучении — родители.
Услуги удаленного обучения предоставляют, например, «Фоксфорд» или «Интернет-урок»
⏱ Экстернат
Для кого: учащиеся 1—11 классов на семейном образовании и самообразовании
Экстернат — это форма аттестации, а не учебы. Поэтому он доступен любому школьнику на семейном образовании или самообразовании. Актуальнее всего эта опция становится в старшей школе: ученик может пройти программу двух лет за год и досрочно сдать ЕГЭ, чтобы раньше поступить в вуз или просто отдохнуть.
Готовиться к экзаменам можно самостоятельно, при помощи репетитора или в онлайн-школе
🏫 Частная школа
Для кого: учащиеся 1—11 классов на семейном образовании и самообразовании
Если в нынешней школе вас не устраивает учебный план или формат учебы, возможное решение — переход в частное учреждение.
Можно подобрать школу с оригинальными образовательными практиками или профильной подготовкой. Еще в частных школах обучение нередко проходит в небольших группах, что способствует более «мягкой» социализации.
Важно: с точки зрения закона это не школы, поэтому по бумагам родители переводят ребенка на семейное обучение. Некоторые школы сами договариваются с аккредитованными учреждениями, чтобы их ученики сдавали экзамены там. Но такое есть не везде — возможно, школу для аттестаций придется искать самостоятельно
👩🏫 Предуниверсарий
Для кого: учащиеся 8—11 классов
Подходит школьникам, уже определившимся с вузом для поступления. В предуниверсариях читают школьную программу, но с профильной подготовкой, а занятия ведут университетские преподаватели.
Предуниверсарии есть у многих крупных вузов, но формат преподавания различается от одному к другому. В лицее НИУ ВШЭ школьники учатся бесплатно и сами выбирают направление обучения — от математики до востоковедения. В Сеченовском университете учеба стоит 200 тысяч рублей в год, и готовят там только по медицинскому направлению
📖 Курсы Т—Ж
Еще материалы, которые помогут вам и вашим детям:
Юлия, напишите свой опыт. Думаю многим было бы интересно. Для меня первый вопрос: с какого класса комфортнее переходить на СО? Я планирую примерно с 5 класса так как предполагаю, что к этому времени у меня как раз накопится критическая масса вопросов у образовательному процессу и заведению. В начальных классах пока все нормально, но очень неудобна привязка к месту.
Константин, чем раньше тем лучше. Я работаю тьютором в Парк-школе (альтернативное образование) помогаю детям на СО подготовиться к аттестации и учу их учиться. С детьми кто не ходил в школу вообще намного проще выстроить мотивацию к обучению, чем с теми кто хотя бы в 1-м классе был. За год школы мотивацию порой убивают на корню, собираем по крупицам.
Юлия, спасибо, что обратили внимание, ошибку в вопросе поправили
Юлия, согласна статья некорректная. Мои на СО 6 лет, старший в 11 лет в 7 классе, младший в 8 лет в 4-м. Учатся пару дней в неделю и успевают сдавать все аттестации иногда и два класса за год проходят. Плюс кружки, спорт школы, музыкалка.
Юлия, мне интересно в каком возрасте легче именно ребенку перейти на дистанционку. Понятно, что дети разные, но мне кажется чем дальше, тем проще будет оценить и развить самомоьивацию, договориться, совместно принять решение и пр.