Амд фрисинк что это
Почему играть с AMD Freesync лучше, чем без него. AMD FreeSync vs Nvidia G-Sync
Трехмерные игры завораживают. Новейшие технологии погружения в виртуальное пространство практически стерли границы между рисованным и живым мирами, а о том, что наше физическое тело всё еще здесь, по эту сторону экрана, и игровые образы – лишь картинка, напоминает… отсутствие поддержки монитором AMD Freesync.
Какой бы дорогущей ни была видеокарта, каким бы шустрым ни был игровой компьютер, без этой чудо-технологии изображение будет дергаться и подвисать. Итак, разберемся, что такое AMD Freesync и почему он так важен для игр, а также сравним его с аналогом конкурента Nvidia G-Sync.
Такой же важный, как FPS
Чем выше частота смены кадров в секунду (FPS), тем лучше качество графики, тем более реалистично и плавно меняется геймплэй. Это аксиома. Когда FPS достигает 60 и выше, по логике вещей изображение должно приближаться к идеалу, ан нет: от дрожи и лагов это не спасает. И дело здесь вовсе не в криворукости разработчиков игр, а в отсутствии синхронности работы GPU (графического процессора) и монитора.
Обычные мониторы без поддержки AMD Freesync обновляют картинку с одной постоянной частотой, а GPU «рисует» каждый кадр с различной скоростью, причем разница довольно значительная. На рендеринг сложных изображений может уходить в 2-10 раз больше времени, чем простых. Если передача кадра на монитор не совпадает со временем обновления экрана (а в реальных условиях так и происходит), то вывод этого кадра задерживается до следующего обновления или его готовая часть совмещается с частями предыдущих кадров. И в том, и в другом случае на экране возникают артефакты – разрывы, дефекты и рывки изображения.
Попытки сгладить картинку при помощи V-Sync – синхронизации вертикальной развертки монитора и частоты кадров, проблему не только не решают, а усугубляют – в этом режиме к артефактам добавляется снижение FPS, а обновление экрана и скорость рендеринга все равно остаются рассогласованными.
AMD FreeSync – и есть та палочка-выручалочка, которая убирает этот камень преткновения. Она заставляет монитор обновлять картинку с той же частотой, с какой происходит отрисовка кадров. Управление синхронизацией берет на себя графический процессор AMD Radeon.
FreeSync обеспечивает плавность картинки без влияния на частоту смены кадров и значительно повышает уровень зрительного комфорта в процессе игры.
В 2017 году AMD FreeSync сделал еще один шаг в развитии – дорос до версии 2. Первое отличие второго поколения этой технологии – интеграция функционала HDR 10, который открывает разработчикам игр возможность встраивать в свои продукты функцию автонастройки дисплея – установки оптимальных параметров для конкретной игры без участия пользователя.
Кроме того, во FreeSync 2 реализована технология LFR. Она устраняет артефакты геймплэя, возникающие при низкой скорости рендеринга, путем вставки в видеоряд дополнительных сглаживающих кадров.
Какие мониторы и видеокарты поддерживают AMD FreeSync
Совместимые мониторы несложно опознать по лейблу с логотипом AMD FreeSync, который изображен на картинке в начале статьи. Сегодня их выпускают практически все производители, причем у Acer, Asus, AOC, Philips, Samsung, LG, HP и некоторых других в ассортименте не единицы, а десятки моделей таких аппаратов с разными характеристиками. Например:
Мониторов с поддержкой FreeSync 2 HDR пока не слишком много. На начало 2019 года в продажу поступило 11 моделей, среди которых:
Для работы в режиме FreeSync монитор должен подключаться к видеокарте через интерфейсы HDMI или DisplayPort 1.2a и выше – в них реализован протокол Adaptive-Sync, необходимый для управления динамической частотой обновления дисплея.
Видеокарты AMD Radeon имеют поддержку FreeSync, начиная с серии R9 3xx, в том числе R9 Nano, Fury и Fury X. Кроме того, она есть у R7 360, некоторых представителей серии R9 2xx, мобильных GPU RX 5xx и у процессоров AMD A10 со встроенным видеоядром Radeon R7 и новее.
Функционал FreeSync реализован в видеодрайвере AMD Catalyst версии 15.3 и более поздних. Драйвер выпускается для операционных систем Windows 7, 8, 8.1 и 10.
AMD FreeSync vs Nvidia G-Sync
Технология динамического изменения частоты обновления экрана есть и у конкурента AMD – компании Nvidia, и называется она G-Sync. Принцип работы FreeSync и G-Sync во многом похож, но у AMD управление синхронизацией возложено на видеопроцессор, а у Nvidia – на монитор, в который встроен специальный контроллер. Это обуславливает достоинства и недостатки обеих технологий.
Итак, за счет чего FreeSync выигрывает у G-Sync и наоборот:
Так что же лучше: FreeSync или G-Sync? Применение обеих технологий дает картинку примерно одинакового качества, поэтому назвать одну явным лидером, а вторую отстающей, увы, не получится. Графика в игре зависит от многих факторов и в большей степени – от характеристик, производительности, сочетания железа, также от свойств самой игры. Технологии улучшения графики только раскрывают заложенный в устройства потенциал. Если вам больше нравится продукция Nvidia, значит, для вас лучше G-Sync, если AMD – то FreeSync. И то, и другое однозначно неплохо, так что лучший помощник в выборе – ваш личный вкус.
AMD FreeSync: Всё, что нужно знать!
Изучите все преимущества AMD FreeSync.
Возможно, вы знаете AMD по её процессорам и видеокартам. Но как насчет AMD FreeSync? Теперь, когда компания последовательно возвращается на ноутбуки, пришло время познакомиться с возможностями AMD FreeSync. Вы найдете эту технологию в мониторах, ноутбуках и даже телевизорах, но что это такое и для чего нужно? Следующее руководство расскажет вам о тонкостях FreeSync и о том, стоит ли вам использовать эту технологию.
| ЧТО ТАКОЕ FREESYNC?
(Изображение предоставлено: AMD)
AMD FreeSync существует с 2015 года, она стала ответом на технологию G-Sync от Nvidia. Технология, используемая в ноутбуках, мониторах, телевизорах и даже игровых приставках, помогает предотвратить визуальные искажения, такие как разрыв кадров, заикания и задержка ввода во время игр и воспроизведения видео.
| ЧТО ДЕЛАЕТ FREESYNC?
Технология AMD FreeSync синхронизирует частоту обновления вашего экрана с видеокартой вашего компьютера по средствам Adaptive-Sync. Это поможет предотвратить такие вещи, как разрыв кадров и заикание во время игр или видео – недостатки, которые могут испортить игровой процесс или мультимедиа. Проще говоря, FreeSync гарантирует, что ваш монитор и графический процессор будут хорошо работать вместе, чтобы вы могли получить наилучшее визуальное впечатление.
| ЗАЧЕМ НАМ ЭТО НУЖНО?
Когда вы играете, вы хотите чувствовать полное погружение без отвлекающих факторов (мы знаем, знаем). Вы хотите, чтобы всё выглядело как можно лучше, правильно? Вот тут-то в игру и вступает FreeSync. Технология предотвращает резкие разрывы кадров, которые возникают, когда кадры видеокарты не синхронизированы с вашим экраном, что ведет к смещению кадров и подрывает игровой процесс.
Использование FreeSync позволяет синхронизировать частоту обновления вашего экрана с частотой кадров игры. Если вы используете монитор с частотой 60 Гц, который работает только со скоростью 60 кадров в секунду, а ваш графический процессор проваливается ниже, частота обновления вашего монитора будет автоматически соответствовать частоте кадров, когда включена функция FreeSync.
| КАК ПОЛУЧИТЬ FREESYNC?
Многие современные ноутбуки, игровые приставки, устройства виртуальной реальности, телевизоры и мониторы сегодня приходят с FreeSync или совместимы с технологией. Наличие технологии будет указано на упаковке или в описании. На самом деле, вы уже сейчас можете использовать совместимые устройства. Всё, что вам нужно сделать, просто включить технологию.
Чтобы воспользоваться преимуществами FreeSync, не забывайте найти устройства (ноутбуки, мониторы, телевизоры), которые поддерживают AMD FreeSync или имеют совместимые APU / GPU. Совместимые графические процессоры включают видеокарты AMD Radeon, начиная с серии Radeon HD 7000, выпущенной в 2012 году, а затем и все новые потребительские видеокарты Radeon.
Ожидается, что другие графические процессоры, такие как Nvidia GeForce 10-й серии и видеокарты новее, поддерживающие DisplayPort Adaptive-Sync, также будут работать с технологией AMD FreeSync (мы бы рекомендовали проконсультироваться с производителем вашей видеокарты). Совместимые APU для настольных компьютеров, конечно, ограничиваются APU Ryzen. Кроме того, материнская плата должна иметь разъем DisplayPort или HDMI.
| РАЗНИЦА МЕЖДУ FREESYNC, FREESYNC PREMIUM И PREMIUM PRO?
Все технологии AMD FreeSync обеспечивают более плавное воспроизведение видео, а также игровой процесс. Базовая конфигурация FreeSync обеспечивает бесперебойное воспроизведение, а также низкую задержку с частотой обновления 60 Гц в базовом уровне. Тем не менее, частота обновления может быть выкручена до 75 Гц. Вы также получаете поддержку HDR со всеми очаровательными цветами этой технологии.
FreeSync Premium предлагает ко всему перечисленному компенсацию низкой частоты кадров (LFC) с частотой обновления 120 Гц с разрешением FHD (1920 x 1080). LFC обеспечивает частоту смены кадров в игре ниже минимально допустимой частоты обновления экрана и позволяет отображать кадры несколько раз, чтобы вы могли выйти на поддерживаемую частоту обновления экрана, чтобы поддерживать игровой процесс без рывков. Как и FreeSync, уровень Premium также включает HDR.
AMD FreeSync Premium Pro включает панели, которые сертифицированы Premium Pro, обеспечивает высокоточную яркость и расширенную цветовую гамму, что обеспечивает потрясающие впечатления от игр в HDR.
| FREESYNC ПОДДЕРЖИВАЕТ HDR?
Только FreeSync Premium Pro поддерживает все возможности HDR. До недавнего времени существовали FreeSync и FreeSync 2 HDR. Однако AMD недавно исключила FreeSync 2 HDR, заменив его FreeSync Premium Pro.
| РАЗНИЦА МЕЖДУ FREESYNC И G-SYNC ОТ NVIDIA?
Они служат одной цели. Обе технологии работают над подавлением разрыва кадров и фризов, чтобы обеспечить плавный рендеринг во время игры и просмотра видео. Главное отличие заключается в том, что AMD FreeSync – открытый стандарт, созданный AMD, который не требует дополнительного оборудования в мониторах. Таким образом, AMD избегает дорогостоящих лицензионных сборов и дополнительных затрат на уникальное аппаратное обеспечение, которое обычно оплачивается потребителями.
Стандарт G-Sync от Nvidia основан на собственных контроллерах и IP для создания переменных частот обновления с использованием специализированного оборудования с целью повышения производительности. Подход AMD со своим стандартом FreeSync и Adaptive Sync, поддерживаемыми Vesa, использует открытый стандарт, не требующий проприетарного оборудования, которое выйдет потребителю дополнительных средств.
Обе технологии эффективно справляются с работой, однако в последние годы видеокарты Nvidia стали поддерживать экраны FreeSync.
| САМОЕ ВЫСОКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ И FPS ДЛЯ FREESYNC?
AMD говорит, что для использования AMD FreeSync Premium и Premium Pro требуется частота обновления не менее 120 Гц в разрешении 1080р. AMD FreeSync Premium и Premium Pro обеспечивает частоту обновления не меньше 120 Гц для панелей с минимальным разрешением 1080р. Конечно, ваш опыт может варьироваться в зависимости от выбранного монитора. Панели, использующие AMD FreeSync, могут предлагать разрешение до 3840 х 2160 пикселей.
| КАКИЕ НОУТБУКИ ИМЕЮТ FREESYNC?
(Изображение предоставлено: AMD)
Есть несколько брендов, которые используют технологию и панели FreeSync. Большинство систем – игровые ноутбуки, среди которых Lenovo Legion Y700, Acer Predator Helios 500 и ASUS ROG Strix GL702ZC. Тем не менее, вы можете найти FreeSync в классических и даже корпоративных ноутбуках, таких как Microsoft Surface Laptop 3 и Lenovo ThinkPad T495s. Полный список вы найдете на странице ноутбуков AMD FreeSync.
| СКОЛЬКО МОНИТОРОВ СОВМЕСТИМЫ С FREESYNC?
В настоящее время в мире существует свыше 1000 мониторов, поддерживающих FreeSync, таких как Dell Ultrathin S2719DM и Samsung Space Monitor (S75).
| ИГРОВЫЕ ПРИСТАВКИ СОВМЕСТИМЫ?
Ответ на это – безоговорочное да! AMD FreeSync используется как на консолях Microsoft Xbox One, так и на Sony PlayStation 4 Pro. Технология также доступна в гарнитурах виртуальной реальности, будь то Microsoft Windows Mixed Reality, Oculus Rift S и HTC Vive Cosmos. Технология AMD FreeSync всюду, на бесконечном множестве устройств, поэтому вы сможете в полной мере наслаждаться максимальной точностью воспроизведения видео или игр.
Что такое G-Sync, FreeSync, V-Sync и HDMI VRR? — Разбор
Всех ПК-геймеров планеты Земля, да и консольных игроков тоже, объединяет одна проблема — вертикальные разрывы изображения. И вроде бы есть куча технологий которые решают эту проблему:
Давайте сегодня раз и навсегда разберемся в технологиях адаптивной синхронизации изображения.
Для тех кто не в курсе. А в чём собственно проблема?
Чтобы изображение появилось на экране, должно произойти, как минимум, две вещи:
Обычные мониторы работают на частоте 60 Гц, то есть способны выводить 60 кадров в секунду, а игровые на 144 Гц и выше.
А вот графический процессор живет в совершенно ином мире. В играх постоянно всё меняется: колышется листва, журчит ручеёк, враги выпрыгивают из-за угла. Каждый кадр отличается по своей сложности, поэтому на их просчет уходит разное количество времени.
Иными словами, у монитора частота кадров постоянная, а у видеокарты переменная.
Вот и выходит, что за один цикл обновления монитора видеокарта может подготовить больше одного кадра или меньше.
Из-за этого мало того что страдает плавность картинки, так еще и появляются артефакты в виде вертикальных разрывов изображения. Кстати, при просмотре фильмов тоже могут появляться такие артефакты, потому что кино снимают в 24 к/с.
V-Sync
Очевидно проблема требовала решения, и еще на заре компьютерных игр оно появилось! Название у этого решения — вертикальная синхронизация или V-Sync. Наверняка вы встречали такую опцию как в настройках видеокарты, так и в играх.
Работает эта штука достаточно топорно. Фактически она просто принуждает видеокарту выводить кадры с частотой кратной частоте обновления экрана. Например, если у вас монитор 60 Гц, то максимальное количество кадров в секунду тоже будет 60, даже если ваша видеокарта способна на большее. И в общем-то часто такое ограничение вполне уместно, если у видеокарты хватает мощи и нет просадок ниже 60 к/с, но если они есть — начинаются проблемы.
При включенной вертикальной синхронизации, следующее кратное значение — это 30 к/с. Поэтому даже если ваш фреймрейт просел фактически всего на пару кадров, вы всё равно увидите падение до 30 к/с. Такой перепад мало того, что большой и очень визуально ощутимый, так ещё и будет происходить с небольшим лагом. Поэтому если стабильного FPS в 60 к/с или 30 не достичь, то включать V-Sync вообще нет никакого смысла.
Справедливости ради, чем выше герцовка монитора, тем больше мы имеем кратных значений, на которых может работать синхронизация. Поэтому на игровых мониторах V-Sync работает куда лучше.
Но история с кратными значениями — не самая главная проблема технологии. Есть другой неочевидный недостаток: вертикальная синхронизация — увеличивает задержку ввода, то есть создаёт Input Lag.
Игра медленнее реагирует на ваши действия, всё происходит с задержками и как-то плывёт в молоке, поэтому прицелиться становится гораздо сложнее. Почему так происходит?
Это интересно, смотрите! Каждый кадр рассчитывается и выводится на экран через один и тот же конвейер. Упростим его до трёх этапов.
Ну и в чём проблема, спросите вы? Дело в том, что ЦП не берется за подготовку следующего кадра, пока предыдущий не будет выведен на экран. Поэтому ограничивая количество выводимых кадров в угоду синхронизации с дисплеем, мы фактически увеличиваем задержки с которыми обновляется состояние игры! И если в каких-то простеньких играх типа пасьянса такие вещи допустимы, то в соревновательных играх вертикальная синхронизация может стать серьёзной помехой.
G-Sync
Но переживать не стоит, так как решение появилось еще в 2013 году. Именно тогда компания NVIDIA представила свою технологию адаптивной синхронизации — G-Sync. В отличие от старой технологии, G-Sync позволяет подстраивать не видеокарту под частоту обновления монитора, а наоборот заставляет монитор менять свою частоту под видеокарту!
Представляете? Так тоже можно было!
В результате мы получаем потрясающе плавную картинку без вертикальных разрывов и задержки ввода! Просто сказка! G-Sync также работает в огромном диапазоне частот. Изначально это было от 30 до 144 Гц, а сейчас уже есть поддержка до 360 Гц и может даже выше, тут скорее всё зависит от монитора.
А если фреймрейт падает ниже 60 Гц G-Sync умеет дублировать пропущенные кадры.
Получаются сплошные плюсы и проблема решена еще в 2013 году? Так почему же мы до сих пор об этом говорим?
Ну как сказать. Во-первых, эта технология закрытая, соответственно, G-Sync работает только с карточками NVIDIA, но это пол беды.
Все волшебные функции G-Sync стали возможны благодаря специальному чипу, который необходимо встроить в монитор. Естественно, эти чипы производит тоже NVIDIA и стоят они недешево. Поэтому мониторы с поддержкой G-sync в среднем стоят на 250-300$ дороже и таких моделей очень мало. То есть получилась классная, и для 2013 года революционная технология, но не универсальная и дорогая.
VESA Adaptive Sync
Поэтому уже спустя год, в 2014, Ассоциация стандартизации Video Electronics Standards Association или VESA представила открытую технологию Adaptive Sync, которая умеет, в принципе, всё то же самое, что и G-Sync, но без дорогостоящих чипов и работает на частотах от 9 до 240 Гц! Неплохо да?
Но для внедрения технологии нужно, чтобы её поддержку внедрили в прошивку и драйвер монитора, драйвер видеокарты, операционной системы и в игры!
А также необходимо наличие DisplayPort версии не ниже 1.2a, так как технология стала частью именно Display Port. Как видите, чтобы технология взлетела, нужно было проделать много работы. И этой работой занималась компания AMD.
AMD FreeSync
В 2015 году AMD внедрили Adaptive Sync в драйвера своих видеокарт и назвали технологию FreeSync. Реализация от AMD быстро получила очень широкое распространение. Добавить поддержку FreeSync в монитор оказалось настолько дешево, что сейчас сложнее найти игровой монитор без этой фичи, чем с ней.
Но AMD не остановились на просто внедрении стандарта от VESA. Также они добавили поддержку HDMI, начиная с версии 1.4. А в 2017 выпустили FreeSync 2, в который добавилась поддержка HDR и компенсацию низкой частоты кадров, как в G-SYNC.
Кстати, чуть позже, FreeSync 2 переименовали в более элитное FreeSync Premium Pro, а обычный FreeSync для мониторов с частотой 120 Гц и выше стали называть FreeSync Premium. Хотя такие маркетинговые финты я не одобряю, но в остальном сплошной респект AMD за популяризацию стандарта.
Кстати, NVIDIA также в 2017 году добавила поддержку HDR и назвала это всё G-Sync Ultimate.
И вроде бы всё классно, в команде у красных и у зеленых есть по своей шикарной технологии. Но что делать, если у тебя видеокарта от NVIDIA, ты хочешь нормальную поддержку G-Sync, но покупать дорогущий монитор с этой технологией совсем не хочется? Или наоборот — не покупать же Radeon только потому что у тебя монитор с FreeSync?
G-Sync Compatible
Но в 2019 году NVIDIA пошли навстречу покупателям и добавили поддержку стандарта VESA Adaptive Sync в драйвера для своих видеокарт серии RTX, а также для карточки GTX 1080. А значит теперь можно легко насладиться лучшим из двух миров: взять себе карточку от NVIDIA и монитор с FreeSync по вкусу. Вот только есть проблема. Если на FreeSync мониторе не написано G-Sync Compatible — значит он не был протестирован NVIDIA на совместимость и никаких гарантий, что всё будет работать нормально, вам никто не даёт. А NVIDIA тестирует далеко не все, и далеко не самые доступные модели.
Поэтому инициативу по тестированию в свои руки взяло интернет-сообщество. Они составили табличку с огромным списком протестированных пользователями мониторов.
Причём всё будет работать и с видеокартами от NVIDIA и с Radeon. Всё потому, что VRR — это та же самая технология VESA Adaptive Sync, но теперь она стала ещё и частью стандарта HDMI 2.1. Именно таким образом адаптивная синхронизация реализована в консолях нового поколения. А также, вы удивитесь, в Xbox One S и One X. Да, в коробки текущего поколения от Microsoft VRR завезли даже раньше, чем HDMI 2.1.
Итоги
Что, в итоге спустя 6 лет после своего появления, технология Adaptive Sync стала фактически отраслевым стандартом. Захватив видеокарты от AMD и NVIDIA, телевизоры и даже интегрированная графика от Intel в 11-м поколении процессоров теперь поддерживает эту технологию. А это значит, что в светлом будущем мы будем жить без единого разрыва, по крайней мере, вертикального!
Обзор технологии AMD FreeSync
Содержание
Введение
В нашей статье, вышедшей в прошлом году, мы подробно описали тему плавности вывода 3D-анимации на мониторы, рассматривая технологию одной из двух компаний-конкурентов на рынке GPU. Сегодня же мы рассматриваем технологию компании AMD под названием FreeSync, которая в общих чертах аналогична технологии Nvidia G-Sync, хотя и имеет некоторые важные отличия. Тема эта в целом весьма непростая, так как по описанию трудно понять актуальность проблем и оценить результат их решения, но будьте уверены, что при первом же просмотре видеоряда на системе с поддержкой технологии FreeSync любому зрителю станет очевидно, насколько существенным является этот шаг по повышению комфортности.
Мы также уже рассказывали о том, почему вообще понадобилось придумывать и создавать какие-то новые режимы синхронизации и выпускать соответствующие программно-аппаратные решения — ведь технологии вывода, известные нам уже десятки лет, банально устарели. И сегодня мы расскажем о том, как технология AMD FreeSync помогает устранять известные артефакты, возникающие при выводе изображения на экран, а также неплавность 3D-анимации и увеличенные задержки между действиями пользователя и выводом изображения.
Большинство игроков использует мониторы с частотой обновления 60 Гц — такие ЖК-экраны являются самыми популярными сейчас, и в любом режиме (и при включенной вертикальной синхронизации и при выключенной), на них наблюдаются недостатки, связанные с базовыми проблемами устаревших технологий вывода, о которых мы еще поговорим: повышенные задержки и рывки FPS при включенной вертикальной синхронизации и разрывы изображения при выключенной синхронизации.
Проблемы с повышенными задержками и неплавной частотой кадров мешают и раздражают куда сильнее артефактов картинки, поэтому мало кто из игроков включает вертикальную синхронизацию. Появление игровых мониторов с высокой частотой обновления экрана вплоть до 144 Гц помогает устранить эти проблемы лишь частично, делая их несколько менее заметными, так как информация на экране может обновляться до двух раз чаще, но артефакты все равно никуда не уходят.
Технология же динамической синхронизации FreeSync позволяет получить плавную смену кадров на мониторе с максимально возможной производительностью и комфортом, что будет очень заметно даже простому пользователю. Эта технология была анонсирована компанией AMD уже довольно давно, мониторы продаются на рынке несколько месяцев, самое время понять, что́ она дает. Но сначала еще раз рассмотрим проблемы текущих методов вывода изображения.
Проблемы существующих методов видеовывода и их решение
Технологии вывода изображения с фиксированной частотой обновления появились еще во времена мониторов на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ), и они изначально разрабатывались для показа телевизионного изображения с фиксированной частотой кадров. На устройствах для вывода информации с динамически изменяющейся частотой кадров (типичная ситуация при 3D-рендеринге в играх, если не применяется программный ограничитель частоты кадров) такой подход вызывает несколько недостатков, ранее никак не решенных.
Даже современные ЖК-мониторы имеют фиксированную частоту обновления изображения, хотя технологически почти ничто не мешает изменять картинку на них с практически любой поддерживаемой частотой в разумных пределах. Но увы, до недавнего времени ПК-игроки были вынуждены мириться с неидеальным решением задачи по синхронизации нестабильной частоты кадров 3D-рендеринга и постоянной частоты обновления монитора. У них было лишь два варианта вывода изображения, и оба они имеют недостатки.
Основная проблема заключается в несовпадении времени, когда монитор обновляет информацию с фиксированной частотой, со временем, когда видеокарта отрисовывает каждый последующий кадр за разное время — из-за постоянной изменяющейся сложности 3D-сцены и нагрузки на GPU. Время рендеринга каждого кадра непостоянно, и при попытке вывести последовательный ряд кадров на монитор возникают проблемы синхронизации, ведь некоторые из них требуют больше времени на отрисовку, чем другие. К примеру, на подготовку каждого кадра требуется то 10 мс, то 25 мс, а существующие до появления технологий динамической частоты обновления мониторы способны выводить кадры только через определенный промежуток времени.
Соответственно, игроки на ПК были ограничены в возможности достижения плавной частоты кадров без ощутимых просадок FPS. Ведь обновление изображения на мониторе строго после каждого кадра возможно только в идеальных условиях, а в реальности получается иначе. GPU далеко не всегда успевает отрисовать кадр до того времени, как его нужно передать на монитор, и если время рендеринга кадра больше времени между обновлениями информации на дисплее, то кадр необходимо или выводить на экран в следующем обновлении изображения на мониторе (если вертикальная синхронизация включена) или выводить изображение, состоящее из кусков нескольких соседних кадров при отключенной синхронизации.
На схеме работы вертикальной синхронизации видно, что второй кадр (frame 2) чуть-чуть опаздывает к выходу на экран со временем его обновления под номером 3 (refresh 3), поэтому игроку еще раз демонстрируется содержимое первого кадра (frame 1), а второй (frame 2) задерживается еще на одно время обновления экрана. В результате возникает нестабильность в частоте кадров в виде резкой потери плавности видеоряда, кадры то показываются быстрее, то медленнее. Средняя частота кадров снижается, а задержки в управлении удваиваются.
Поэтому большинство пользователей выключает вертикальную синхронизацию, чтобы получить меньшие задержки и более плавный вывод кадров на экран, но это, в свою очередь, приводит к появлению хорошо заметных артефактов в виде разрывов изображения. Также будет заметна и некоторая неплавность из-за неравномерности поступающих от GPU кадров на экран — разрывов изображения в разных местах кадра.
Разрывы изображения возникают в результате вывода картинки, состоящей из двух и более кадров, отрендеренных на GPU за время одного цикла обновления информации на мониторе. Из нескольких — когда частота кадров превышает частоту обновления монитора, и из двух — когда примерно соответствует ей. Если содержимое кадрового буфера обновляется посередине между временами вывода информации на монитор, то итоговая картинка на нем будет искажена — часть информации принадлежит к предыдущему кадру, а остальное — к текущему.
При отключенной синхронизации кадры передаются на монитор без оглядки на частоту и время его обновления, и их частота поступления не совпадает с частотой обновления монитора, поэтому при отключенном VSync на мониторах без поддержки динамической частоты обновления всегда будут наблюдаться разрывы картинки, которые проще всего оценить, посмотрев на пример такого изображения, захваченного прямо с видеовыхода при помощи системы аппаратного захвата:
Выше показан уменьшенный кадр, а при нажатии на нем откроется полноразмерная картинка. Как видите, реальное изображение на экране в таком случае составлено из кусков соседних кадров, в том числе неравномерно, когда от одного из кадров взята лишь узкая полоска, а соседние занимают заметно большую площадь экрана. Такое бывает крайне редко, в основном на системах CrossFire, состоящих из нескольких графических процессоров, но все же бывает.
При включении вертикальной синхронизации (VSync), информация на мониторе обновляется только когда работа над кадром полностью закончена графическим процессором, что исключает разрывы в изображении, ведь кадры выводятся на экран целиком. Но зато возрастает задержка между действием игрока и обновлением изображения на экране, а частота вывода кадров получается неравномерной, так как графический процессор нечасто способен подготовить кадры в строгом соответствии со временем обновления картинки на мониторе.
Большинство современных мониторов обновляют информацию 60 раз в секунду (60 Гц), то есть каждые 16,7 миллисекунд. При включении вертикальной синхронизации, время вывода изображения будет жестко привязано к частоте обновления монитора. Но частота рендеринга кадров на GPU всегда переменная и не может быть всегда равной 16,7 мс. Соответственно, при включенной VSync, если кадр был отрисован быстрее момента синхронизированного вывода изображения, то проблем нет — кадр просто ждет времени обновления монитора для его вывода кадра на экран целиком, но если GPU не успевает подготовить кадр за отведенное время, то ему приходится ждать следующего цикла обновления изображения на мониторе, а на экран снова выводится изображение предыдущего «старого» кадра.
Это вызывает увеличение задержки между действиями игрока и их визуальным отображением на экране, которое хорошо заметно — управление становится «ватным», игра повторяет движение мыши с небольшим, но все же опозданием. И, так как время рендеринга кадров переменное, включение привязки к частоте обновления монитора вызывает рывки, ведь кадры выводятся то быстро, то вдвое-втрое-вчетверо медленнее.
Получается, что выбор у игрока небольшой: или отсутствие плавности и увеличенные задержки управления, или неидеальное качество картинки с разорванными кадрами. Проблема существует много лет и мешает комфорту при просмотре результата 3D-рендеринга, но лишь недавно его решили сравнительно простым способом, который очевиден для ЖК-панелей — применив динамическую частоту обновления информации на экране, при которой последующий кадр выводится на экран лишь тогда, когда GPU заканчивает свою работу над кадром. Ведь ЖК-дисплеи имеют техническую возможность выводить кадры не с фиксированной частотой, а тогда, когда на это укажет графический процессор. Остается лишь связать GPU и монитор, чем и занимается технология AMD FreeSync.
Все указанные проблемы: разрывы изображения, неплавность видеоряда и рост задержек управления и решает технология AMD FreeSync. С ее помощью, монитор обновляет изображение на экране ровно в тот момент, когда графический процессор заканчивает рендеринг очередного кадра. Получается динамически изменяемая частота обновления изображения на мониторе — в зависимости от времени подготовки каждого кадра.
Как видите, даже в случае очень большой разницы во времени рендеринга соседних кадров, фиксированного времени обновления информации на мониторе нет (в разумных пределах, но об этом мы поговорим позже), и как только GPU заканчивает отрисовку очередного кадра, он посылает его монитору для отображения. Разница между технологией динамического обновления экрана FreeSync и ранее существующими методами вывода изображения на дисплеи заключается в том, что частота вывода кадров в случае динамического варианта определяется графическим процессором Radeon, и она не постоянная.
Использование связи между графическим процессором и специальными мониторами с поддержкой FreeSync дает почти идеальный метод вывода изображения, как с точки зрения качества, так и максимальной производительности. Технология FreeSync обеспечивает идеальную смену кадров на мониторе, без задержек, рывков и артефактов, вызванных выводом визуальной информации. Хотя и не решая других проблем неплавности в частоте кадров, вызванных недоработками игрового движка или API.
Теперь частота обновления не привязана к старым стандартам и она идеально повторяет время отрисовки кадра графическим процессором. Сравним частоту кадров и задержки управления в игре мышью в режимах с включенными вертикальной синхронизацией (VSync On) и отключенной (VSync Off) — последняя линия будет также соответствовать и работе динамической частоты обновления FreeSync.
Как видите, частота кадров при включении VSync серьезно страдает, когда скорость рендеринга упирается в потолок 60 Гц, установленный частотой обновления монитора. А когда синхронизация упирается в ограничитель, то задержки управления, которые мы видим на втором графике, серьезно возрастают. В это же время, отключение VSync не ограничивает FPS, зато на изображении появляются артефакты.
Технология FreeSync сочетает лучшие стороны этих двух режимов, и для игрока геймплей с включением этой технологии означает полное отсутствие артефактов в виде разрывов изображения, свойственных режиму с отключенной синхронизацией. Также адаптивная частота обновления решает проблему неплавности FPS и увеличения задержек управления, которые возникают при включении привычной вертикальной синхронизации.
На наш взгляд, современные методы динамической синхронизации GPU и обновления информации на мониторах — это то, чего давно не хватало всей индустрии. Поддержка FreeSync очень серьезно сказывается на комфортности игры на ПК, при этом появляется та самая почти идеальная плавность, к которой все и стремятся. Но «на пальцах» это объяснить очень сложно, если вообще возможно.
Нагляднее всего будет оценить артефакты разрыва изображения и неплавность частоты кадров в динамике, для чего вы можете посмотреть видеоролики в нашем обзоре технологии Nvidia G-Sync, аналогичной AMD FreeSync. В видеороликах, снятых с частотой кадров 60 FPS, неприятные артефакты в виде разрывов картинки хорошо заметны, как и дерганый FPS. Можно также посмотреть созданный компанией AMD видеоролик, посвященный технологии FreeSync (на английском, но с русскими субтитрами):
Обязательно нужно упомянуть связь технологии FreeSync и стандарта Adaptive-Sync. Технология AMD FreeSync — это программно-аппаратное решение компании AMD, которое использует возможности протокола DisplayPort Adaptive-Sync, чтобы обеспечить динамическое изменение частоты обновления визуальной информации на устройствах вывода в играх, при просмотре видеороликов и для снижения потребления энергии (к примеру, можно снизить частоту обновления экрана в режиме простоя).
Спецификация Adaptive-Sync во многом схожа со спецификацией embedded DisplayPort (eDP), и она уже применяется во многих компонентах для дисплеев, в которых используется eDP для передачи сигнала. По предложению AMD она также была перенесена Video Electronics Standards Association (VESA) со встроенных решений и на настольные. Adaptive-Sync — опциональная составляющая спецификации DisplayPort 1.2a, открывающая возможность для внедрения технологий, аналогичных AMD FreeSync.
Наименование FreeSync можно считать маркетинговым именем компании AMD для их технологии адаптивной синхронизации частоты обновления на устройствах вывода, использующих разъем DisplayPort. По сути, это тот же самый VESA Adaptive-Sync, просто в исполнении AMD и с собственным названием. Важно, что G-Sync является собственной технологией компании Nvidia, не совместимой более ни с чем, а FreeSync теоретически совместим и с другими будущими решениями с поддержкой Adaptive-Sync.
Системные требования, настройка и субъективные впечатления
Выше мы еще раз описали теорию, посвященную проблемам плавного вывода видеоряда на современные мониторы, теперь пришло время описать свои ощущения и показать несколько графиков. Мы протестировали технологию AMD FreeSync на практике в нескольких 3D-приложениях, используя видеокарту AMD Radeon R9 290X и монитор LG 34UM67, поддерживающий технологию FreeSync.
Отметим, что хотя все видеокарты Radeon, начиная с серий Radeon HD 7000, вместе с APU «Kabini», «Temash», «Beema» и «Mullins» поддерживают технологию FreeSync для проигрывания видеоданных синхронизированно с частотой обновления экрана, только указанные выше модели видеокарт могут динамически изменять частоту обновления мониторов в 3D-приложениях.
На рынке продается несколько моделей мониторов разных производителей с поддержкой этой технологии: Asus, LG, Acer, BenQ, Samsung, Viewsonic и других. Технология FreeSync получила довольно широкую поддержку со стороны производителей мониторов, первые продукты с поддержкой Adaptive-Sync появились еще в прошлом году, но в по-настоящему широкую продажу они поступили нынешней весной. Приведем некоторые из характеристик лишь для нескольких самых интересных моделей мониторов (в алфавитном порядке):
Монитор Asus MG279Q интересен тем, что это — монитор типичного размера в 27 дюймов и разрешением 2560×1440, но с LCD-панелью типа IPS, которая отличается лучшей цветопередачей и другими характеристиками, такими как хорошие углы обзора. Также монитор интересен тем, что он поддерживает динамическую частоту обновления в пределах от 35 до 90 Гц.
Модель монитора Acer XR341CK интересна тем, что это также IPS-монитор, но размером уже 34 дюйма. А главное — он не просто сверхширокоформатный и с разрешением аж 3440×1440 пикселей, но еще и изогнутый (решение для монитора спорное, но интересное). Эта модель умеет динамически изменять частоту обновления при включенной технологии FreeSync от 30 до 75 Гц.
Монитор модели XL2730Z компании BenQ ничем особенным не выделяется, он имеет 27-дюймовую LCD-панель с разрешением 2560×1440 пикселей самого дешевого и быстрого типа TN. Зато именно поэтому он поддерживает адаптивную частоту обновления FreeSync в довольно широких пределах: от 40 до 144 Гц.
Еще один интересный монитор с поддержкой FreeSync — LG 27UM67. Он поддерживает динамическую частоту обновления в очень узком диапазоне от 40 до 60 Гц, зато имеет 4K-разрешение, а его 27-дюймовая LCD-панель не просто IPS, но еще и поддерживает 10-битный цвет — очень интересное сочетание!
Отметим еще один монитор компании LG — модель 34UM67, отличающуюся сверхширокоформатной матрицей типа IPS размером целых 34 дюйма. А вот среди не слишком выдающихся характеристик модели — низкое разрешение всего лишь в 2560×1080 пикселей, а также малый диапазон работы для динамической частоты обновления — 48—75 Гц. К слову, именно такой монитор нам и достался на тесты.
Для работы технологии FreeSync подойдет любой современный видеодрайвер, который можно скачать с сайта компании AMD. При наличии всех компонентов из списка системных требований останется лишь включить технологию FreeSync в настройках видеодрайвера, и технология будет работать в запускаемых 3D-приложениях.
Более того, при первом же подключении монитора с поддержкой FreeSync к видеокарте на экране появится сообщение с предложением сконфигурировать настройки монитора соответствующим образом — включив описываемую нами сегодня технологию.
Нажатие на кнопку «Configure» вызовет свойства монитора в панели управления AMD Catalyst Control Center. Прокрутив окно в самый низ — к секции «AMD FreeSync technology (or DP Adaptive-Sync)» можно включить или выключить соответствующую технологию. Для появления этой настройки в панели управления также необходимо, чтобы в настройках экранного меню используемого монитора также была включена поддержка технологии FreeSync.
Технология FreeSync работает на всех поддерживаемых монитором разрешениях, но в нашем случае мы использовали родное для монитора LG разрешение 2560×1080 пикселей при 75 Гц. В сравнениях с режимом без использования динамической частоты обновления, использовался также режим с частотой обновления 75 Гц и отключенной технологией FreeSync, чтобы имитировать поведение аналогичного монитора без поддержки этой технологии.
Кроме игр, мы также опробовали и специализированное тестовое приложение компании AMD — Windmill Demo. Это приложение показывает удобную для оценки плавности и качества 3D-сцену с вращающимися лопастями современного ветряка. Также программа позволяет имитировать разную частоту кадров и выбирать режим отображения, включая и выключая вертикальную синхронизацию VSync и динамическую синхронизацию FreeSync.
При запуске этой утилиты можно понять, поддерживается ли FreeSync и корректно ли работает технология. В нижнем левом углу экрана данного ПО должно быть написано «AMD FreeSync Compatible Display: Yes» — значит, к поддерживаемой технологией видеокарте подключен дисплей с соответствующими возможностями.
Приложение Windmill Demo использует режим экрана с частотой 60 Гц и позволяет проверить разные способы синхронизации в деле, оно имитирует как точную частоту кадров 60 FPS для сравнения VSync и FreeSync в идеальных для устаревшего способа синхронизации условиях, так и выставить неудобную для VSync частоту 55 FPS или еще более неудобную «плавающую» частоту кадров. В этом случае, задержки и неплавная смена кадров с отключенным FreeSync видны невооруженным взглядом, так как время рендеринга кадра превышает период обновления при 60 Гц, а при включении FreeSync все становится просто идеально гладким.
Также в настройках демки настраивается скорость вращения ветряка, есть несколько вариантов анимации и специальный режим с бегающей по экрану красной полосой для удобной визуальной оценки артефактов разрыва кадров. В общем, с помощью данной тестовой программы очень легко увидеть разницу между различными режимами синхронизации. Приложение AMD также помогает оценить разницу и между режимами с включенной и отключенной вертикальной синхронизацией.
Технология AMD FreeSync поддерживает частоту динамического обновления информации на экране в диапазоне от 9 Гц до 240 Гц, и в этом — ее важное отличие от конкурирующей технологии Nvidia G-Sync, которая ограничена снизу пределом в 30 Гц. Правда, в реальности все зависит скорее от диапазона частот обновления для конкретного монитора, на который влияют возможности установленной матрицы и иного аппаратного обеспечения.
Как и любая технология динамической частоты обновления, FreeSync не может избавить от абсолютно всех задержек и притормаживаний при рендеринге, вызванных не процессом вывода кадров на монитор с фиксированной частотой обновления, а другими причинами. Если в самой игре наблюдаются проблемы с плавностью вывода кадров и видимые рывки в FPS, вызванные подгрузкой текстур, обработкой данных на CPU, неоптимальной работой с видеопамятью, отсутствием оптимизации кода и т. д., то все они будут видны и с включением FreeSync. Они даже могут стать еще заметнее, так как вывод соседних кадров будет идеально плавным. Правда, на практике при использовании мощных CPU и GPU подобные проблемы встречаются не слишком часто.
Мы уже писали о том, что получаемые при игре на системе с динамическим обновлением изображения на мониторе ощущения очень сложно описать словами. В целом, мы отмечаем явное улучшение комфорта при игре за монитором с задействованной технологией FreeSync. У игрока складывается впечатление, что его настольный ПК стал мощнее, так как он обеспечивает плавную частоту кадров без просадок и визуальных артефактов, и особенно заметной будет разница при частоте кадров порядка 30-70 FPS, часто встречающейся в требовательных современных играх даже на мощных системах. На тестовом же мониторе LG лучше подобрать настройки так, чтобы частота кадров была в пределах 48-75 FPS.
В стратегиях реального времени и MOBA-играх преимущества технологии FreeSync будут отлично видны, ведь в таких играх со стремительным развитием событий нужны молниеносные действия, не терпящие задержек и дерганой частоты кадров, а плавный скроллинг играет важную роль в комфорте, которому помешают разрывы картинки при выключенной вертикальной синхронизации, не говоря уже о задержках и лагах при включении VSync.
Шутеры от первого лица и игры различных жанров с видом от третьего, часто являются весьма требовательными к вычислительным ресурсам, и при высоких настройках качества в них нередко получается частота кадров около 40-70 FPS — то есть, почти идеальные условия для применения FreeSync, значительно улучшающей комфорт в таких условиях. Примитивная же вертикальная синхронизация приведет к выводу кадров с частотой всего лишь 30 или 37 FPS (при режиме 60 Гц или 75 Гц соответственно), увеличивая задержки и рывки.
Заметим, что технологией FreeSync поддерживается и адаптивная частота обновления содержимого монитора при воспроизведении видеоданных — частота обновления монитора приравнивается к частоте кадров видеоролика, если это технически осуществимо. В таком случае, фиксированная частота обновления позволяет избавиться от неплавного воспроизведения, но это мало отличается от ручной установки нужной частоты обновления, разве что позволяет автоматизировать процесс. В преимуществах применения именно FreeSync для этой задачи — изменение частоты обновления происходит практически незаметно для пользователя, в отличие от смены фиксированной частоты обновления в свойствах экрана.
В общем, на практике разница по сравнению с обычными мониторами при игре почти во все современные жанры получается весьма впечатляющей, и далее мы постараемся не только рассказать это словами, но и показать графики частоты кадров, полученные при разных режимах вывода изображения на дисплей.
Результаты практических тестов
В этом разделе мы рассмотрим влияние разных методов синхронизации на частоту кадров — по графикам FPS можно наглядно показать, как работают разные технологии в деле. Не все игры позволяют показать разницу между привычными методами и FreeSync — некоторые игровые приложения не дают форсировать VSync, другие не имеют удобных средств по проигрыванию точной игровой последовательности, третьи исполняются на тестовой системе или слишком быстро или в слишком узком диапазоне кадровой частоты.
В итоге, мы выбрали три 3D-приложения: игру Just Cause 2 с максимальными настройками, игру Grand Theft Auto V с близкими к максимальным настройкам (какие приняты в наших материалах i3D-Speed) и один бенчмарк Unigine Valley — также при максимальных настройках качества. Частота кадров в этих приложениях изменяется в довольно широких и отличающихся друг от друга диапазонах, что удобно для того, чтобы показать, что конкретно меняется при выводе кадров в условиях различных режимов вывода изображения.
Мы провели тестирование ежесекундной усредненной частоты кадров при помощи известной утилиты FRAPS при частоте обновления монитора, равной 75 Гц (максимум для имеющегося монитора, так как он имеет узкий диапазон рабочих частот для FreeSync) с использованием следующих методов обновления экрана: VSync On, VSync Off, включенной технологией FreeSync при тех же 75 Гц, чтобы показать разницу в мгновенной частоте кадров между новой технологией компании AMD и существующими мониторами с поддержкой лишь вертикальной синхронизации.
Заодно вместе с FreeSync мы решили протестировать и технологию Frame Rate Target Control (FRTC), появившуюся в видеодрайвере AMD Catalyst версии 15.7.1, которая ограничивает частоту обновления кадров. Настройки драйвера Catalyst позволяют выставить максимально возможную частоту кадров для 3D-приложений в полноэкранном режиме. Эта технология разработана для снижения необязательной работы (FPS выше частоты обновления монитора чаще всего ничего не меняет для игрока), снижения энергопотребления и тепловыделения, а вместе с ними и скорости вентиляторов и издаваемого ими шума. Мы же просто проверим работоспособность новой функции заодно с вертикальной синхронизацией и технологией AMD FreeSync.
Начнем мы наше исследование со сравнения режимов с отсутствием синхронизации вовсе (максимальная производительность при неидеальном качестве), включенной вертикальной синхронизацией VSync (неплавность и увеличенные задержки) и технологией FreeSync — в таком сравнении будет видно разницу между этими методами, в том числе не имеющими недостатков в виде разрывов изображения. Первой мы рассмотрим популярнейшую игру Grand Theft Auto V при близких к максимальным настройкам качества в родном разрешении монитора 2560×1080 пикселей (по ссылке на уменьшенных картинках открываются графики в полном разрешении):
На графике FPS хорошо видно, что частота кадров при включенной технологии FreeSync (синяя линия) и при отсутствии синхронизации вовсе (черная линия — No Sync) практически совпадают. Это и неудивительно, ведь включение FreeSync в теории не должно сказываться на скорости рендеринга, по крайней мере, ниже частоты обновления монитора, а частоты кадров в нашем случае не превысила и 50 FPS, не говоря о 75.
А вот частота кадров в режиме с включенной вертикальной синхронизацией заметно ниже была почти всегда, ведь при включении VSync частота кадров может равна 75 FPS или меньше, но кратно целым числам: 1, 2, 3, 4, 5, 6. так как монитору приходится показывать один и тот же предыдущий кадр по несколько периодов обновления. То есть, возможные «ступени» значения частоты кадров при включенной вертикальной синхронизации для 75 Гц режима монитора будут следующими: 75; 37,5; 25; 18,8; 15; 12,5; 10,7 FPS и так далее.
Ступенчатость прекрасно видна по красной линии графика (VSync) — во время прохождения встроенного в игру теста (последняя его часть, с пролетом самолета), частота кадров часто снижалась до 25 или 37,5 FPS, и скакала от одного значения к другому. А в режимах FreeSync и No Sync она находилась в более широких рамках: от 30 до 50 FPS. При включенной вертикальной синхронизации такая частота вывода невозможна, поэтому монитор показывает в таких случаях или 25 FPS, когда GPU обеспечивает частоту рендеринга кадров ниже 30 FPS, или 37,5, когда частота рендеринга выше 37,5, но ниже 75 FPS. Иными словами, хорошо видно, как включение вертикальной синхронизации ограничивает производительность, добавляя задержки к времени вывода кадров.
Еще раз отметим, что на графике показана не мгновенная частота кадров, а усредненные значения в пределах одной секунды. В реальности FPS может скакать туда-сюда еще сильнее, чуть ли не каждый кадр, что вызывает очень неприятное отсутствие плавности — мы приводили графики со временами рендеринга каждого кадра в миллисекундах в обзоре Nvidia G-Sync, и возвращаться к теме не будем. Суть в том, что при включении VSync наблюдается постоянное скачкообразное изменение времени рендеринга кадра, что вызывает заметную потерю плавности видеоряда. Которая в случае использования технологии FreeSync заметно выше.
Рассмотрим бенчмарк Valley компании Unigine, созданный на одноименном игровом движке. Он уже слегка устарел, но остается достаточно технологичным и отлично подходит для нашей сегодняшней цели из-за большого разброса в частоте кадров.
В тестовом приложении Valley мы отмечаем примерно то же самое, что и в игре GTA V, с поправкой на больший разброс в частоте кадров. Значения FPS в режимах FreeSync и No Sync снова почти совпадают даже при частоте обновления выше 75 Гц — видим разный подход в технологиях Nvidia и AMD, во втором случае можно дополнительно включить вертикальную синхронизацию, а можно и не включать ее. Что мы и видим — при частоте кадров выше частоты обновления информации на мониторе, FPS не ограничивается.
Включенная вертикальная синхронизация VSync и в этом случае вызывает ступенчатое изменение FPS, чаще всего показывая 37,5 FPS, но иногда скатываясь и до 25 FPS, а в одном случае повышаясь до 70 FPS. По идее, там должно быть 75 FPS, но усреднение внутри секунды сделало свое дело. То есть, мы снова видим типичное поведение для этого устаревшего метода синхронизации, вызывающее рывки и повышенные задержки вывода изображения.
Кстати, в этот раз видно, что технология FRTC работает, ограничивая частоту кадров на значении 75 FPS, как мы и выставляли в настройках. Что ж, среди графиков FPS в этом подразделе нам осталось лишь рассмотреть тестовый отрезок из встроенного бенчмарка игры Just Cause 2 — также довольно старой, но до сих пор достаточно требовательной при максимальных настройках. Тем более, что нас уже интересует другой диапазон FPS.
Вот и еще одна игра нагляднейшим образом показала всю ущербность устаревшего метода вертикальной синхронизации. При изменяющейся частоте кадров в других режимах от 60 до 110 FPS, когда линии FreeSync и No Sync полностью совпадают, частота кадров в режиме VSync On хоть и доходит до максимально комфортных 75 FPS на некоторых отрезках, но в остальное время она сваливается сразу до 37,5 FPS. То есть, при возможности GPU отрисовать кадры игры при частоте в 40-74 FPS, игрок будет видеть на экране всего лишь 37,5 FPS. Соответственно ухудшатся и задержки между действиями игрока и их отображением на экране.
При визуальном просмотре этого отрезка теста также заметны большие проблемы в плавности смены кадров — в случаях, когда красная линия включенной вертикальной синхронизации прыгает от 37,5 до 75 FPS, при живом просмотре наблюдаются значительные рывки в частоте кадров, которая меняется от одного значения к другому почти каждые несколько кадров, что совсем не добавляет плавности и комфорта. Увы, но вертикальная синхронизация в таком режиме справляется с работой не слишком хорошо.
А что же с FreeSync, которая на тестовом мониторе также не умеет работать при частоте выше 75 Гц? Да, на таких частотах обновления дело также обстоит не лучшим образом, ведь динамическая синхронизация отключается при превышении 75 Гц. Но в случае технологии FreeSync можно включить дополнительно еще и вертикальную синхронизацию, и тогда в случаях превышения пределов будут поддерживаться постоянные 75 FPS. Примерно как при включении технологии ограничения частоты кадров FRTC (зеленая линия на графике), которая неплохо сработала и в этот раз.
Влияние метода вывода на среднюю частоту кадров
Но что получается в итоге со средней частотой кадров за всю длительность тестовых сцен при включении различных режимов синхронизации? Как влияет на среднюю производительность включение вертикальной и динамической синхронизации частоты обновления монитора? По сути, значительные потери FPS будут лишь в случае включении VSync, что можно понять даже просто по графикам FPS, показанным выше. Но давайте посмотрим на средние значения частоты кадров, полученные нами при тестировании:
Показатели в режимах FreeSync, FRTC и VSync Off (No Sync) практически не отличаются, так как скорость смены кадров в игре Grand Theft Auto V выше 75 FPS не повышалась. Включение технологии FRTC в этом случае также не могло сказаться на FPS. А вот использование VSync привело к заметному снижению средней частоты кадров, так как в этом режиме используются «ступенчатые» показатели FPS, о которых мы писали выше. Падение средней частоты кадров в этой игре составило около 25%.
Но самым интересным для нас является тот факт, что в режиме FreeSync средняя частота кадров вовсе не снижается — мы не заметили никаких потерь, среднее значение FPS в этом режиме оказалось даже чуть выше, чем в режиме с отключенной синхронизацией, что можно списать на погрешности при тестировании и усреднении. Рассмотрим бенчмарк Unigine Valley.
В этом случае падение средней скорости рендеринга в режиме с включенной вертикальной синхронизацией VSync увеличилось до трети, так как частота кадров большую часть прогона теста была близка к значению 37,5 FPS — второй «ступени» из возможных частот обновления для режима VSync. Технология FRTC при выставлении предела в 75 FPS и в этот раз простаивала.
При включении технологии AMD FreeSync, средняя частота кадров снова получилась почти ровно такой же, что была отмечена нами в режиме с отключенной синхронизацией вовсе. Новый режим синхронизации вывода изображения компании AMD обеспечивает отсутствие падения производительности и заметно большую скорость, чем при включенной вертикальной синхронизации. Смотрим на диаграмму средней частоты кадров в игре Just Cause 2:
В случае этой игры режим с включенной вертикальной синхронизацией пострадал еще сильнее, чем в предыдущих тестовых 3D-приложениях, так как верхний порог FPS был ограничен значением в 75 Гц. Средняя частота кадров в этом режиме оказалась более чем в полтора раза ниже, чем при отключенной синхронизации. И технология ограничения частоты кадров FRTC в этот раз сработала как надо, ограничивая FPS на необходимой отметке. Не удивились мы и тому, что включение AMD FreeSync позволяет добиться высокой производительности, судя по средним цифрам FPS, и вовсе не уступить по скорости рендеринга режиму с отключенной синхронизацией.
Итак, в этом разделе мы выяснили, что технология FreeSync обеспечивает частоту кадров, практически идентичную режиму с отключенной вертикальной синхронизацией, и ее включение фактически никак не сказывается на общей производительности. В отличие от вертикальной синхронизации VSync, при включении которой частота кадров изменяется рывками и наблюдаются скачки от одной ступени к другой, и отключенной синхронизации вовсе, когда на экран выводится картинка с неприятными разрывами, состоящая из нескольких кадров, включение FreeSync позволяет получить ровно ту же производительность, что и при отключенном VSync, но при максимально плавных движениях при выводе ряда последовательных кадров.
Тестовые результаты в цифрах и графиках подтверждают наши субъективные впечатления и говорят о том, что технология FreeSync компании AMD значительно изменяет комфорт при игре в 3D-игры в лучшую сторону. Новый метод лишен как графических артефактов в режиме с отключенным VSync, так и проблем с плавностью вывода кадров на монитор и увеличением задержек вывода в режиме VSync On. Жаль, но комфортность игры сложно передать только цифрами — технологии динамического обновления в действии желательно наблюдать своими глазами, и желательно постоянно.
Единственное, что можно отметить в виде маленького недостатка конкретной тестовой системы — используемый монитор компании LG имеет максимальную частоту обновления лишь в 75 Гц и рабочий диапазон FreeSync всего лишь от 48 до 75 Гц, что слегка снижает комфорт при игре, по сравнению с мониторами, обеспечивающими плавную частоту смены кадров в более широком диапазоне. С другой стороны, технология позволяет включать вертикальную синхронизацию при превышении максимально возможного значения, так что реально расстраивает лишь нижнее ограничение в 48 Гц. Но это — всего лишь особенность конкретной модели монитора.
Сравнение технологий динамического обновления изображения
Неудивительно, что как каждый кулик свое болото хвалит, так и компания AMD хвастает достоинствами именно своей технологии адаптивной частоты обновления информации на экране, считая технологию FreeSync лучшей, чем G-Sync, хоть и небеспочвенно. Но «какие ваши доказательства?», как говорил один малоизвестный персонаж из голливудского кинофильма конца 80-х.
И AMD действительно приводит свои доводы. По их мнению, технология FreeSync лучше G-Sync в том, что она не требует установки недешевого аппаратного модуля стороннего производителя, основывается на открытом общепринятом стандарте VESA, не требует лицензионных отчислений, совместима со стандартными возможностями мониторов (масштабирование, цветокоррекция, дополнительные видеовходы), имеет более широкий рабочий диапазон — в теории от 9 до 240 Гц, в отличие от 30—144 Гц у G-Sync.
Последнее преимущество не так уж важно на практике, как мы уже видели выше на примерах технических характеристик мониторов, поддерживающих лишь часть теоретически возможного диапазона частоты обновления. Какая пользователю монитора с поддержкой адаптивной частоты 48—75 Гц польза от того, что FreeSync может в теории работать, начиная от 8 Гц? Более того — на данный момент по своим возможностям и характеристикам мониторы с поддержкой FreeSync и G-Sync весьма похожи, хотя первые и дешевле.
Куда интереснее то, что AMD считает свою технологию FreeSync не подверженной дополнительным потерям производительности, в отличие от Nvidia G-Sync. И вот с этим нужно разобраться поподробнее. Специалисты компании протестировали свое и конкурирующее решения в нескольких игровых приложениях и отметили, что почти всегда при включении FreeSync производительность рендеринга остается прежней, а при использовании G-Sync она падает, хоть и совсем немного.
AMD приводит следующие графики, полученные при тестировании технологий переменной частоты обновления при использовании схожих мониторов с поддержкой динамической частоты обновления до 144 Гц. Как вы можете видеть на графиках выше, частота кадров в случае включения FreeSync (оранжевая линия по сравнению с голубой) практически не изменяется (средний рост на 0,16% во внимание можно не принимать), а вот при включении G-Sync (вторая оранжевая линия), средняя частота кадров падает на 1,14%. На самом деле, и по нашим наблюдениям небольшая разница в частоте кадров есть, но она не может быть реальным преимуществом FreeSync — подобные отличия в FPS уловить на глаз просто невозможно.
Еще одним интересным фактором при сравнении технологий FreeSync и G-Sync являются условия, при которых частота кадров находится вне пределов поддерживаемой динамической частоты. Технология FreeSync позволяет пользователю указать режим синхронизации при превышении пределов возможностей монитора. Игрок может выбрать отключенную вертикальную синхронизацию при слишком высокой частоте обновления (VSync off), что обеспечит максимальную производительность ценой артефактов в виде разрыва изображения, или включенную вертикальную синхронизацию (VSync on), которая ограничит скорость обновления максимальным значением, поддерживаемым монитором — как в случае G-Sync.
То есть, FreeSync дает пользователю ценную возможность выбора, и иногда отключение вертикальной синхронизации при очень высоких частотах обновления может быть полезным. На графике частоты кадров в игре Alien Isolation это выглядит соответствующе — G-Sync всегда упирается в предел 144 Гц, а FreeSync можно настроить так, что FPS не будет ограничен ни при каких условиях, даже ценой появления визуальных артефактов.
С точки зрения аппаратных отличий технологий компаний AMD и Nvidia, можно отметить следующее. Технология AMD FreeSync основана на общепринятом стандарте VESA, она не требует от производителей мониторов покупки и установки специальных управляющих аппаратных решений, как это делается в случае конкурирующей технологии G-Sync — в этом случае производители мониторов покупают у компании Nvidia специальные платы и устанавливают их в свои продукты, что увеличивает их себестоимость.
Все мониторы имеют в своем составе специальную схему под названием «scaler», которая управляет соединением между графическим процессором и ЖК-панелью. Эта схема является обязательным элементом монитора и она обеспечивает такую функциональность, как: возможности аудиовыхода, экранное меню, а также интерфейсы передачи изображения (например, DisplayPort или HDMI). Если компания Nvidia решила разработать собственную схему и продавать печатные платы производителям мониторов для установки в их решения, AMD договорилась с ведущими производителями скейлеров (MStar, Novatek и Realtek) для того, чтобы внедрить в их решения для мониторов поддержку Adaptive-Sync по разъему DisplayPort.
Разработки FreeSync основаны на общепринятых стандартах ассоциации стандартизации видеоэлектроники VESA, в частности — DisplayPort 1.2a, и AMD не требует уплаты каких-либо лицензионных отчислений за использование технологии FreeSync, поэтому обходится конечному покупателю дешевле аналогичной технологии конкурента. В этом кроется самый большой плюс, на наш взгляд.
Также можно быть в полной уверенности, что мониторы с поддержкой общепринятого стандарта Adaptive-Sync банально имеют больше перспектив, по сравнению с собственной технологией Nvidia, которая больше никем не поддерживается. Более того, на Adaptive-Sync уже обратила свое внимание компания Intel, уже одно это признание дорогого стоит. Будущее скорее за общепринятыми открытыми стандартами, пусть и в виде опциональной возможности в рамках DisplayPort 1.2a.
В общем, на момент появления первых мониторов с поддержкой FreeSync, у технологии компании AMD были следующие преимущества перед Nvidia G-Sync: поддержка не только привычного полноэкранного режима, но и оконного режима, а также полноэкранного borderless, поддержка адаптивной синхронизации частоты обновления монитора при проигрывании видеоданных, контролируемое поведение VSync вне диапазона 30—144 FPS, поддерживаемого конкурирующей технологией Nvidia, что приводит к несколько меньшим задержкам в некоторых играх, где они важны — например, League of Legends и Counter-Strike: Global Offensive, ну и самое главное — лучшее соотношение цены и функциональности.
Из недостатков FreeSync перед G-Sync на момент выхода первых драйверов с поддержкой технологии можно привести недостаточно хорошую оптимизацию драйверов для поддержки многочиповых и многомониторных конфигураций, отсутствие поддержки специального режима ULMB (Ultra Low Motion Blur), который улучшает динамическую четкость, хотя и не работает одновременно с динамической синхронизацией, а главное — список графических процессоров с поддержкой FreeSync куда короче, чем количество GPU конкурента с поддержкой G-Sync.
Со временем, часть достоинств и недостатков была устранена, так как обе компании постоянно работают над исправлением своих недоработок. К примеру, у G-Sync появилась поддержка оконного режима с драйвера версии 353.06, а FreeSync теперь отлично работает одновременно с CrossFire в приложениях DirectX 10 и DirectX 11, начиная с драйвера Catalyst версии 15.7.1. Также можно положительно отметить прогресс в количестве моделей мониторов, выходящих на рынок и имеющих поддержку той или иной технологии.
Из других преимуществ FreeSync перед G-Sync отметим отсутствие небольших дополнительных задержек при передаче данных, ведь при работе технологии FreeSync нет нужды в опросе или ожидании данных от дисплея, чтобы определить, готов ли он к передаче следующего кадра. Технология FreeSync использует возможности протокола Adaptive-Sync индустриального стандарта DisplayPort для того, чтобы предварительно определить минимальную и максимальную частоту обновления, поэтому передача и отображение кадра не прерывается для задач по координации работы между видеокартой и сторонним аппаратным модулем, встроенным в монитор. Хотя разница на практике весьма невелика — порядка 1-2%.
Выводы
Для начала, еще раз попытаемся описать свои субъективные впечатления от технологии FreeSync при всех сложностях объективного измерения плавности видеовывода. В свое время мы были поражены комфортностью и плавностью игры при использовании метода динамического обновления информации на мониторах при использовании собственной технологии конкурента компании AMD, хотя у того решения есть и некоторые недостатки, о которых мы написали выше.
В случае технологии AMD FreeSync и монитора компании LG с ее поддержкой наши отзывы меняются не слишком сильно — даже непродолжительная игра за системой с поддержкой FreeSync производит мощное положительное впечатление из-за крайне плавной смены кадров в динамике. И после опробования этой технологии в деле очень не хочется переходить обратно на мониторы с устаревшими методами вывода изображения на экран. Тем более прекрасно, что автору статьи этого больше не требуется. Когда-то бывшая топовой видеокарта AMD Radeon R9 290X в паре с монитором LG 34UM67, имеющим IPS-матрицу довольно крупного размера и весьма достойного качества, отлично подходят для повседневного использования в самом широком круге задач, от работы до игр.
Технологии адаптивной синхронизации вывода изображения FreeSync и G-Sync мы считаем одним из самых важных изменений в задаче вывода информации на мониторы за длительное время — это прямо влияет на комфортность восприятия динамических 3D-изображений, ведь до анонса этих технологий мы долгое время были вынуждены использовать устаревшие стандарты вывода изображения с корнями, идущими из ТВ- и киноиндустрии многолетней давности.
Без применения этих новых технологий достигнутое в играх качество изображения нивелируется неидеальными способами обновления картинки на мониторе, вызывающими артефакты на изображении, увеличенные задержки управления и рваную частоту кадров. Технология же AMD FreeSync позволяет избавиться от этих недостатков, фактически приравняв частоту вывода кадров на экран к скорости рендеринга графического процессора в пределах, определенных возможностями монитора и технологии.
По поводу выбора между FreeSync и G-Sync нужно отметить, что хотя каждая компания считает свою технологию лучшей, но с пользовательской точки зрения компанию AMD нельзя не похвалить за подход к поддержке общепринятых индустриальных стандартов и отсутствие желания заработать на нас дополнительные деньги. Правда, если взглянуть на ситуацию со стороны любой коммерческой компании, то потерю дополнительного заработка сложно назвать оптимальным подходом, особенно учитывая текущее финансовое положение на рынке.
Для пользователя же важно то, что технология AMD FreeSync, по сути, основана на индустриальном стандарте Adaptive-Sync, входящем в состав спецификации VESA DisplayPort 1.2a, пусть и опционально. А это означает, что и новые мониторы с поддержкой технологии будут выходить, и другие производители графических процессоров могут пойти по пути поддержки именно Adaptive-Sync — напомним, что один из представителей компании Intel уже высказался на тему того, что они рассматривают такую возможность.
К тому же и стоимость мониторов с поддержкой технологии FreeSync в любом случае получается ниже, чем аналогичных моделей с поддержкой G-Sync, так как компания AMD не требует установки своих управляющих плат в мониторы, а также уплаты лицензионных отчислений за использование своей технологии.