Американские боги о чем
Американские боги
Психоделическая заставка сериала Starz
Американские боги (англ. American Gods) — одно из крупнейших произведений Нила Геймана в жанре низкого фэнтези. Сюжет этого романа повествует об богах различных народов и религий, которые пытаются выжить среди новых богов в США. Роман в 2017-2021 был экранизрован телеканалом Starz, в роли Тени — Рики Уитл, в роли Среды — Йен МакШейн. Общая оценка сериала близка к «великолепный неканон», даром что со второго сезона в его продюсировании активно участвует сам Гейман. Из чего следует, что канон произведения выходит очень пластичным. К сожалению, противоречивые рейтинги позволили осилить всего три сезона, по состоянию на весну 2021 года ведутся разговоры о завершении сюжетных линий сезона единым телефильмом.
Содержание
Персонажи [ править ]
Сюжет [ править ]
Spoilers, sweetie! Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте! |
Весь роман поделён по 4 главам. Внизу и дальше будут даны краткие пересказы сюжета в каждой главе. Также здесь будет указан сюжет двух повествей-сиквелов «Король горной долины» и «Чёрный пёс». Такое ощущение, что вы этот пересказ промптом переводили.
Парень по имени Тень, которого выпустили из тюрьмы досрочно из-за гибели жены, встречает в самолете мистера Среду. Мистер Среда предлагает дать ему работу, но Тень отказывается, говоря, что его друг обещал то же самое. Среда отдает ему газету с некрологом, в котором указано, что его друг погиб в аварии. Тень промолчал об этой ситуацией, и вскоре заснул. И ему приснился Человек-Бизон. Человек-Бизон сообщил ему во сне, что надвигается буря, а потом Тень проснулся и увидел, что мистера Среды нет. Высадившись из самолёта, он берет машину напрокат и едет в Игл-Пойнт. По пути он решает перекусить и сходить в туалет в одном баре, который находится по пути к городу. Выйдя из туалета в этом баре, Тень увидел, что за одним из столов сидит мистер Среда. Тень присаживается рядом с ним и соглашается работать на него, но с одним условием: перед началом работы он должен навестить похороны жены. Потом он просыпается после пьянки в честь успешной проверки силы, устроенной со случайно оказавшимся рядом Безумным Суини, и едет вместе с мистером Средой в Игл-Пойнт на похороны.
На этих похоронах он узнает от подруги его жены, что его жена его изменяла, но не верит её словам. При закапывании гроба с Лорой он кидает золотую монету, которую подарил ему Безумный Суини. Уходит из похороного бюро он очень поздно. По дороге его хватают и сажают в лимузин люди бога интернета — Техномальчика. Сидя в лимузине, Техномальчик просит Тень передать мистеру Среде, что его религия должна валяться на свалке истории. Тень высаживают у отеля, где ночует мистер Среда, и тот объясняет всё, что требует передать Техномальчик, Среда выслушивает его и велит ложиться спать. Проснувшись поздно ночью, Тень увидел Лору. Поговорив с Тенью, она сразу же ушла, ошеломленный этим Тень сразу же побежал к мистеру Среде рассказывать об этом. Выслушав его, мистер Среда снова просит его снова лечь спать.
После этой аферы и совершения нескольких банковских операций, они отправляются к Дому-На-Скале, где их ждали Чернобог и Нанси. При помощи карусели они попали в Закулисье, где в палатах Валаскьялва ждали старые боги. В палатах Валаскьялва мистер Среда пытается их сплотить, но многие отказываются, и Среда решает пригласить их в ресторан и там потихоньку уломать на свою сторону каждого. Но люди новых богов предвидели это и устроили облаву в ресторане, где должно было происходить эти уговоры. Все сумели во время уйти, пока люди Новых богов оглушали Тень.
Добравшись до ближайшего населенного пункта при помощи одного из воронов Среды Тень выясняет, где находится Каир и покупает машину, чтобы добраться до Кейро. По пути он подбрасывает в Эль-пасо девушку Сэм. Во время ночевки в Миддлтауне с ним через телевизор попыталась связаться богиня телевидения — Медиа. Попытка провалилась, но после нее Тень проникся большей симпатией к Старым Богам.
В Каире Ибис и Шакель дают ему приют и работу. Но однажды на ранней утренней прогулке Тень встречает Безумного Суини. Безумный Суини просит его вернуть королевскую золотую монету, но Тень сказал, что он ее отдал, и на это Суини попросил одолжить 20 долларов. Тень бросает его, а днём 23-его декабря привозит мертвым в похоронное бюро, где мистер Ибис, Шакель и Тень устроили в честь Суинни поминки. Утром после поминок Тень встречает на кухне мистера Среду, который требует быстрее собрать вещи отправиться в путь.
Я Айнсель
Поужинав в Висконсине, мистер Среда вручил Тени билет на автобус в Лейксайд и новый кошелёк паспортом на имя Майк Айнсель, провожает до автобусный остановке и обещает позвонить когда-нибудь. Город Лейксайде, который стал временным убежищем Тени, сразу начал нравятся Тени благодаря его жителя и атмосферы. Но иногда после странных снов ему звонит мистер Среда, который говорит, чтобы Тень был потише и готовился к отъезду. В день одного из таких отъездов они чуть не попадают в засаду людей новых богов, но благодаря рунам Мистера Среды машина переместилась в Закулисье. Обратно в материальный в мир они попадают, пройдя между двумя холмами из застывшего стеклокамня. Они оказываются на пологом холме возле дома, который, казалось не чинили, не латали, а периодически расширяли при помощи пристроек.
В этом доме с ними встретились Виски Джек и Джонни Чэпмен. Среда попытался их завербовать на войну против Новых богов, но они лишь согласились обменять старую машину на новую. Джонни Чэпмен, Среда и Тень едут в Лейксайд. У Су-Фоллс Джонни Чэпмен высадился из машины, Тень высадили в Лейксайде у его дома, а Среда поехал дальше.
В феврале Тень вместе со Средой ездят в Род-Айленд, Сиэтл, Далас, Боулдер, а затем возвращаются. И каждый раз, когда Тень не в отъезде он обычно гуляет. В одну из прогулок он встречает на кладбище Лору. Поговорив с нею, Тень понял, где она будет зимовать, и почему она там хочет оставаться.
Тень, Чернобог и Нанси сменили свою машину в Миннеаполисе. Сев в новую машину вся троица отправилась в центр США, чтобы получить труп мистера Среды. Приехав в центр США троицу встретила Медиа, Техномальчик и Градд. Градд отдал им ключи и сообщил, где их номера. Вся троица пошла по своим номерам и легли спать. Тени снился сон про то, как он разговаривал с мистером Средой, но потом его разбудил стук в дверь. Это оказалось Медиа, которая передала ему, что привезли ужин. Поужиныв все кто находился ушёл в разные концы дома. Тень пошёл в маленькую заброшенную часовню, чтобы подумать. Его мысли прервал мистер Градд. Поговорив о богах и об убийстве они ушли в свои комнаты. Когда Тень открыл дверь своей комнаты, он обнаружил Медию, которая опять предлагала повернуть налево, но получив отказ она обещала его выставить монстром и вышла из комнаты. Через некоторое время после ухода Медии пришёл Техномальчик, которому было нечего делать, поговорить с Тенью, но Тень сказал, что ему необходим отдых до полуночи. Услышав Техномальчик покачал головой и ушел в свою комнату. Тень вышел на улицу и с ним сразу же заговорил шофер машины. Поговорив с Тень шофер начал закуривать и Тень в огне зажигалки узнал, что шофером является его бывший сокамерник — Ловкий. Ловкий сказал, что его на самом деле зовут Локи. Локи и Тень завязали, разговор об Среде и почему Локи выбрал сторону оппозиции. Закончив разговор они пошли к мертвому Среде. Когда в комнате все собрались каждый начал говорить поминальную речь. Закончив речью Нанси, Чернобог и Тень положили тело Среды в машину и отправились в Вирджинию к Мировому Древу. Там Тень взял на себе ответственность исполнить ритуал бдения, сам этот ритуал заключается в том, что надо висеть вверх ногами на ветке древа 9 дней без еды и воды, над телом Среды у Мирового Древа.
Пока Тень висел на ветке к нему в ведения пришёл Ганеша, который сказал, что он многое потеряет, но он не должен потерять мышь в хоботе. Но спустя некоторое время прилетел Гор. Поговорив с ним он быстро улетел. Вечером того же дня к нему пришла Лора. Она попыталась его освободить, но Тень отказался от освобождения. И Лора сказала ему, что она хочет пить и Тень сказал ей пойти к смотрительницам Древа и попросить воды. И Тень после этого он умер.
О чем говорят мёртвые
Получив случайно подсказку от сундука [1] Нанси про то, что труп недавно пропавшей девушки возможно находится в драндулете Хинцельмана.
Король горной долины
«Американские боги»: герои и мифология сериала
Фанаты давно мечтали об экранизации — и вот свершилось: 30 апреля на канале Starz стартует сериал. Его создатели внушают уважение: продюсер Брайан Фуллер (сериалы «Ганнибал» и «Мертвые, как я») и сценарист Майкл Грин, превративший в «Логане» супергеройское кино в реалистичную драму.
Для тех, кто не читал книгу или хочет освежить воспоминания, мы расскажем, что собой представляет странный и интересный мир «Американских богов» и кто его населяет. Главные сюжетные повороты мы спрятали под спойлерами.
О романе
Нил Гейман «Американские боги»
Сериал сериалом, дорогие киноманы, а прочитать книгу всё-таки придётся.
Мифотворчество
Говоря об «американской мифологии», мы обычно представляем дядюшку Сэма в высоком цилиндре и пантеон супергероев. На заднем плане маячат индейские духи, а надо всем этим парит не имеющая физического воплощения «американская мечта». По сути, американская история, культура и мифология — почти одно и то же. Недаром самая известная певица называет себя Мадонной, а президент Линкольн в фильме 2012 года охотится на вампиров. А в главного бога тут верят на зелёных банкнотах.
Но у Нила Геймана об этой мифологии свои представления.
Нил Гейман, отец всех богов
Вернее, у него та же «сборная солянка», но углубленная, переплетённая с чужими легендами и сдобренная фирменными сновидческими фантазиями писателя, прославившегося серией графических романов «Песочный человек». Поэтому не стоит удивляться, что путешествие Тени, главного героя «Американских богов», не только сопровождается аллегорическими и вещими снами, но и вовлекает читателя в литературное пространство на грани бреда, сна и забытья.
Судя по трейлерам сериала, его создатели постарались передать ирреальную атмосферу книги. Если им это удалось, нас ожидает погружение — не в здоровый сон, а в глубины коллективного бессознательного, где на людей строят планы питающиеся их верой боги. Американские и не только.
Есть среди американских богов и русские
Роман соединяет два пласта реальности: фантасмагорический и повседневный. Основное повествование постоянно перебивают «небылицы» (tall tales) — байки в традициях американского фольклора. Любопытно, появятся ли эти колоритные фрагменты в сериале и как создатели вплетут их в сюжет.
Но главная идея Геймана — противостояние Старых и Новых богов. Старые боги-иммигранты когда-то прибыли в Америку. Новых породило само течение жизни. Сейчас почти никто не молится Чернобогу и не верит в лепреконов. Люди поклоняются технологиям и верят СМИ.
Гейман не совершил великих открытий в области людских верований. Но с главным выводом «Американских богов» согласится каждый. Побеждает тот бог, которого кормишь.
Кто есть кто
Мистер Среда (актер Йен Макшейн)
Дедок пенсионного возраста с замашками гормонально нестабильного юнца. Не дурак выпить и признанный дамский негодник. По большому счету — мошенник, но с глобальными планами на людские умы и сердца. Много врёт и не краснеет. Вовлекает Тень в новую жизнь.
Верховный бог древнескандинавской мифологии Один, он же Вотан и Всеотец. Называет себя Средой, поскольку этот день считался посвященным Одину.
Среда — это лишь одно из воплощений бога, которых у него множество. С его смертью Один не исчезнет из мира. На его личность намекает не только имя, но и стеклянный глаз (Один в мифологии одноглазый) и серебряная булавка с изображением дерева, которую он носит. Это дерево символизирует исполинский ясень Иггдрасиль, на котором держатся все семь миров. Впоследствии на ясене будет висеть тело Тени.
Тень Мун (актер Рики Уиттл)
Молодой мужчина, на начало событий сидящий в тюрьме. Тих, добродушен, любит фокусы с монетами, свою жену и может ударом кулака свернуть вам шею. Когда терять уже нечего, получает деловое предложение от таинственного незнакомца. Из-за подчеркнутой обычности читателю и зрителю легко соотнести себя с Тенью. Герой соответствует своему имени: он словно играет второстепенную роль в собственной жизни. Но когда он оказывается во власти сверхъестественных сил, становится ясно, что боги хотят от Тени больше, чем он от них.
Спортивная фактура Рики Уиттла хорошо передает физическую силу Тени, высокого и молчаливого парня. Но пока из-за небольшой известности это самая тёмная лошадка сериала.
Никогда не знавший отца Тень — родной сын Среды. Рождение мальчика было заранее организовано. По миру у Одина разбросано немало детей. Среда — ужасный отец, который готов пожертвовать сыном ради своих целей.
В повести Геймана «Хозяин долины» подтверждается то, на что намекают «Боги»: Тень — воплощение светлого бога Бальдра из той же скандинавской мифологии. Бальдр тоже пал жертвой козней Локи, умер и воскрес для лучшего мира. Герой всю жизнь прожил как ни то ни сё, ни плохой, ни хороший, а теперь ему предстоит сделать выбор и выйти из собственной тени.
Лора Мун (актриса Эмили Браунинг)
Звезда «Запрещенного приёма» режиссера Зака Снайдера привнесла в образ героини хрупкость. Но, как мы помним по фильму, актриса убедительно выглядит в сценах, где нужно за себя постоять.
Сумасшедший Суини (актер Пабло Шрайбер)
Лепрекон по происхождению, стереотипный ирландец во всём остальном. Рыжий развязный пьяница, который знакомится с Тенью, завязав с ним драку в баре. Показывает лучшие в мире фокусы с монетами.
Судя по трейлеру, актер, известный по сериалу «Оранжевый — хит сезона», создал персонажа, фонтанирующего красками. Надеемся на появление книжной футболки с надписью «Если это нельзя съесть, выпить, выкурить или нюхнуть — тогда трахни это!».
Чернобог (актер Питер Стормаре)
Великолепный Питер Стормаре щеголяет в окровавленной майке-алкоголичке, говорит с жутким акцентом и вызывает тёплые воспоминания о своей роли русского космонавта из фильма «Армагеддон». Ах, как он колотил молотком по приборной панели корабля с рыком: «Проклятая тайваньская техника!»
Мистер Нанси (актер Джонс Орландо)
Бог-трикстер и человек-паук. Ананси — один из Старых богов, прибывших в Америку из Западной Африки. Колоритен во всем, от примечательного говора до яркого костюма. Получил отдельную историю в романе Геймана «Сыновья Ананси» 2005 года, продолжающего тему плодовитых богов-отцов.
В сериале персонаж стал моложе, но остается внешне эффектным. Актер в интервью определил героя как «часть африканской диаспоры». Посмотрим, поднимет ли сериал этнические вопросы.
Пасха (актриса Кристин Ченоуэт)
Одна из богинь Старого света, которую связывают с приходом весны и пробуждением природы. Отлично адаптировалась к новому миру, где люди каждый год отмечают Пасху. Живёт благополучно, так что её сложно втянуть в готовящуюся битву старых и новых богов.
Актриса крошечного роста и с детским голоском сильно отличается от книжной героини — пышной женственной дамы без возраста, которая видит мужчин насквозь и считает, что голыми они неинтереснее всего.
Билкис (актриса Йетиде Бадаки)
В трейлере мы видим зажжённые свечи, влажную кожу и много красного цвета. Похоже, будет горячо.
Техномальчик (актер Брюс Лэнгли)
Один из Новых богов — воплощение интернета. Окружен футуристическим дизайном, состоит из пикселей и выглядит как миллионер-вундеркинд из Кремниевой долины, который с пяти лет пишет на коленке коды и взламывает Пентагон. Четкий и дерзкий. В сравнении с книгой, где он был жирным и неопрятным, Техномальчик изменился сильнее всего. Как справедливо замечает Брайан Фуллер, с 2001 года, когда вышел роман, технологии шагнули в другую эпоху. Скорее всего, у этого мальчика будут инстаграм, твиттер, фейсбук и свой канал на YouTube.
Медиа (актриса Джиллиан Андерсон)
Добрый день, с вами разговаривает телевизор. А главное, что мы знаем о телевизоре, — у него бесчисленное количество лиц. Удачно, что все их будет представлять звезда «Секретных материалов», уже работавшая с Фуллером над сериалом «Ганнибал». Богиня СМИ поначалу, как и в книге, предстает перед Тенью в обличье заглавной героини шоу «Я люблю Люси». Но это лишь одна её ипостась. Всего их ожидается минимум четыре, включая бога музыки Дэвида Боуи, богиню секса Мэрилин Монро и легенду кинематографа Джуди Гарленд.
Зоря Полуночная (актриса Мелисса Роксбур)
Три сестры-Зори живут со своим братом Чернобогом. Они олицетворяют разное время суток и, возможно, стадии человеческой жизни. В сюжете наибольшую роль играет самая молодая из них, Зоря Полуночная, которая дарит Тени особую монету. Белоснежные волосы книжной героини сменили в сериале на черные.
Лоу Ки Лайсмит (актер Джонатан Такер)
Шулер и сокамерник Тени с примечательной улыбкой в шрамах. Читает Геродота. В фичуретке он зажигательно рассказывает Тени о правилах поведения в аэропорту. Увы, медные волосы книжного персонажа в сериале потемнели.
Лоу Ки, как и мистер Мир, — воплощения бога огня и обмана Локи. Изменчивая сущность этого бога позволяет ему не только существовать в двух экземплярах одновременно, но и согласованно действовать. На его истинную личность открыто намекают шрамы на губах Лайсмита: однажды асы подвергли Локи наказанию за злословие и зашили ему рот. То же с родом деятельности: шулер и мошенник — привычная ипостась божественного трикстера.
Мистер Мир (актер Криспин Гловер)
Предводитель Новых богов. Ходит в чёрном и неприятно ухмыляется. Верит в мир во всем мире.
Война, о которой так много говорят Старые и Новые боги, на самом деле была аферой, которую затеяли два шулера: Среда и Локи. Тень использован в их игре как пешка. Задачей было столкнуть богов, организовав массовое кровопролитие, которое позволит одряхлевшему Одину напитаться верой и обрести подлинно божественную силу, утраченную в современном мире.
Мистер Шакал (актер Крис Оби),
Мистер Ибис (актер Демор Барнс)
Братья-гробовщики, управляющие похоронным бюро. Шакал не кто иной, как египетский бог с песьей головой Анубис, проводник мертвых в загробный мир. Сосредоточен и серьезен, как положено по профессии. Его брат — Тот, древнеегипетский бог знаний и мудрости с птичьей головой. Обладает философским складом ума и пишет истории. Как и все члены его семьи (всего их пятеро), сохраняет в человеческом воплощении анималистические черты.
Человек-бизон
Существо с мужским телом и бизоньей головой, которое регулярно является к Тени во сне. Незримо присутствует на протяжении всей истории, не принимая прямого участия в событиях. Однако складывается впечатление, что он — наибольшая сила, существующая в мире «Американских богов». Возможно, самый поэтичный и глубокий образ Геймана. Открывая Тени в финале, кто он такой, человек-бизон говорит: «Я — земля».
«Американские боги»: кто есть кто в этом странном мире
Как авторы сериала переработали образы героев романа Нила Геймана.
Нил Гейман — адепт логики сна. Это прослеживается во многих произведениях автора, но особенно — в графическом романе Sandman и «Американских богах». Можно сказать даже, что «Американские боги» продолжают Sandman: как минимум, эти два произведения мирно сосуществуют и не противоречат друг другу.
За роман «Американские боги» Нил Гейман получил престижные премии Хьюго и Небьюла, а само произведение быстро стало культовым. И если экранизацию «Песочного человека» мы лишь возможно когда-то увидим на экранах, то «Американских богов» — точно. Одноимённый сериал стартует на канале Starz 30 апреля. А занимается им Брайан Фуллер (сериал «Ганнибал») вместе с Майклом Грином («Логан»). И это очень забавно — видеть сериал на ТВ по мотивам книги, в которой телевидение — зло.
Логика сна удивительна и сложна. Когда спишь (если это не осознанный сон, конечно) — всё нереальное кажется реальным. Оно принимается на истинную веру, и ты не сомневаешься. Идёшь по стене и думаешь, что это само собой разумеющееся. Встречаешь одного человека с лицом другого, но искренне считаешь, что так и должно быть.
Логику сна в реальности могут познать только дети. И изредка, один процент из ста — взрослые. Гейман из таких. События, описанные в «Американских богах», нарочито ирреальны, но благодаря главному герою — обычному парню по имени Тень — читатель познаёт логику этого мира постепенно и плавно, вместе с ним. Но если не получится — разум возьмёт верх, случится отторжение ирреального, книга захлопнется. Тут нужна вера, без этого никак.
Брайан Фуллер — тоже один из тех, кто познал логику сна. Это заметно по ныне замороженному сериалу «Ганнибал», который отвергает всякие принципы реального и втаскивает зрителя в свой собственный мир, работающий по совсем иным законам. Не познавший говорит, что у Ганнибала Лектера и Уилла Грэма обычный завуалированный гомосексуальный роман, а познавший ответит — нет, это сложные отношения двух космических существ, которые не работают по законам привычного мира. И ничего тут не попишешь.
Но «Ганнибала» постигла неприятная судьба: он так сильно углубился в нереальное, что зрители перестали его понимать — рейтинги упали, сериал закрылся. Остаётся надеяться, что Майкл Грин внесёт в шоу толику реализма, которая не даст зрителю провалиться в нереальное с головой.
Бывший заключённый Тень должен стать проводником, связующим звеном между зрителем и причудливым миром авторов «Американских богов». Все остальные персонажи ходят там, где не ходят люди, и знают то, чего не знает читатель или зритель. В книге Тени никто ничего не объясняет, он познаёт логику мира самостоятельно. Герои, которые поначалу кажутся обычными людьми, на деле оказываются сгустками энергии веры целых народов. Поэтому чертовски важно правильно передать их образы с бумажных страниц на экраны.
Как сказали авторы сериала, Нил Гейман поставил конкретное условие: каждый актёр должен быть похожим на персонажа из книги. Причём, в произведении главенствующая тема — эмиграция. Кастинг в сериале многонациональный, и это намеренно. Боги, которых создали народы своей верой, со всех уголков мира съезжаются в Америку вслед за людьми. Но на их место в сердцах людей приходят боги новые — телевидение, интернет, технологии, кредитные карты. Битве богов и посвящена эта история.
Когда мы впервые встречаемся с Тенью, он представляет из себя этакий пустой сломанный сосуд. Он сам — тень собственного «я» и должен вернуть своё моджо. Он сломлен, но благодаря мистеру Среде просыпается.
Тень с самого начала испытывает шок, но затем смиряется. Впереди его ещё ждёт потрясение за потрясением, и каждое новое мощнее предыдущего, но он очень быстро к этому привыкает. Тень апатичен, угрюм и хорошо сложен физически. Единственное его хобби — фокусы с монетами, которые он очень любит показывать детям. Может сильно дать в лицо любому, но при этом — добродушен.
Второй ключевой герой «Американских богов». Мистер Среда, Отец всех, Вотан или попросту — Один. Как и другие боги, он прибыл в Америку вместе с людьми, которые его создали. Именно он начинает войну с новыми богами — телевидением, технологиями и всем остальным, от чего сейчас зависит человечество.
Среда верит в себя. Он такой же капризный и упрямый, как боги, с которыми он борется, но он прав.
В сериале Среду играет Йен Макшейн, и его образ от книжного несколько далёк. Он не носит бороду, да и серебряной булавки в форме дерева на фотографиях и в трейлере не видать. Но поведение, судя по первым кадрам, соответствует: Среда может быть грубым, может зло шутить, но при этом он — честный и внушает уважение. Именно эти качества помогают ему собирать остальных старых богов на войну.
От писсуара справа от него послышалось вежливое «хм», а ведь Тень не слышал, чтобы кто-то входил.
Стоя мужик в светлом костюме казался крупнее, чем когда сидел рядом с Тенью в самолете. Ростом он был почти с Тень, а ведь тот считался здоровяком. Смотрел бородач прямо перед собой.
Суини — лепрекон, и его дьявольски заводит увлечение Тени фокусами с монетами. Ещё его заводят выпивка и драки, так что первым делом он устраивает с Тенью потасовку в баре. Её мы можем видеть в трейлере.
В книге роль у Сумасшедшего Суини не такая большая, но в сериале, похоже, всё будет немного иначе. Авторы выбрали на роль лепрекона канадского актёра Пабло Шрайбера (играл в сериале «Оранжевый — хит сезона»), и, похоже, это будет его лучшая роль. Образ в сериале сильно докрутили, из-за чего Суини стал похож на лепрекона ещё сильнее, чем в книге.
У него оказалась короткая рыжеватая бородка. Одет он был в джинсовую куртку со множеством нашитых на неё разноцветных и ярких заплат, под курткой виднелась запачканная белая футболка с надписью: «если это нельзя съесть, выпить, выкурить или нюхнуть… тогда трахни это!»
Ещё у него была бейсболка и тоже с надписью: «единственная женщина, которую я любил, была женой другого… моя мать!»
Открыв грязным ногтем большого пальца мягкую пачку «лаки страйк», он вытащил сигарету, потом предложил пачку Тени.
Она вроде как незримо защищает Тень, я полагаю. Этакий жутковатый ангел-хранитель.
С тех пор главное предназначение и желание Лоры — защищать своего мужа. Она не чувствует холода, не ест, не пьёт и постепенно гниёт. Но раз за разом приходит к своему мужу поболтать. Как утверждают авторы сериала, в экранизации «Американских богов» женским персонажам будет уделена сильно большая роль, чем в книге. Так что можно полагать, что встречи Лоры с Тенью будут происходить несколько чаще.
Вернувшись в комнату, он увидел, что Лора растянулась на его кровати поверх скомканного покрывала. Тень открыл окно, потом отдал ей сигареты и спички. Пальцы у нее были холодные. Лора чиркнула спичкой, и в свете крохотного язычка пламени Тень заметил, что её ногти, обычно безукоризненно чистые, обломаны и обгрызены и под ними полукругами залегла грязь.
Стиль Нила Геймана специфичен: он постоянно прерывает рассказ о Тени и войне богов, чтобы уделить внимание личным историям других существ. Одна из таких историй посвящена Билкис, богине любви. Что символично, в Америке она стала проституткой, но упаси боже кому-нибудь «снять» её. Обойдёмся без спойлеров, но способности Билкис — очень затягивающие.
В ней было много энергии когда-то давно. Она не получает должного почитания, ей не позволено то, к чему она привыкла. А потом она просто пытается выжить в этом мире.
Богиня Билкис в книге — не самый важный персонаж, но, как уже говорилось, женщинам в экранизации будет уделяться особое внимание. Так что можно рассчитывать на множество проникновенных постельных сцен с её участием. Рейтинг сериала позволяет, да и по трейлерам видно, что авторы не стесняются взрослых кадров.
Билкис надеется, что просвет в дождях вернет клиентов на улицы. Большую часть года она выхаживает взад-вперед два-три квартала по Сансет, наслаждаясь прохладой лос-анджелесских ночей. Раз в месяц она платит офицеру департамента полиции Лос-Анджелеса, сменившему прежнего детектива, которому она платила раньше и который исчез.
Ананси — бог-демиург, в которого верили некоторые народы Западной Африки. Вообще-то внешне он похож на паука, но мог в том числе и принимать человеческое обличье. В «Американских богах» он носит имя чуть попроще — Нанси.
Мне очень повезло, что я смог воплотить в жизнь персонажа, который был частью африканской диаспоры, что пробилась сюда из Ганы. Это тема кажется чрезвычайно острой, но в то же время — чрезвычайно мощной, чтобы быть, в каком-то смысле, голосом нации.
Я также думаю, что разговор о расе — это то, чего мы избегали довольно долго. Шоу даёт нам место не для проповедей, но для рассказа о наших убеждениях. Мы можем говорить о том, как убеждения объединяют нас, а не о том, как они разрывают нас на части. Я думаю, всё это — часть сложного путешествия г-на Нэнси.
В книге Нанси описывается как старик-интеллектуал, вежливый и рассудительный. В сериале его несколько омолодили, а костюм сделали более пёстрым. Также здесь он не носит очки и, почему-то, перчатки — важная часть его образа. Впрочем, он всё равно вышел достаточно колоритным.
– Тень, это мистер Нанси, – представил негра Чернобог. Поднявшись на ноги, негр резко выбросил вперед руку в канареечной перчатке.
– Рад познакомиться, – сказал он с ослепительной улыбкой. – Я знаю, кто ты. Ты ведь работаешь на одноглазого старикана, да? – Он слегка гнусавил, в речи его слышался отзвук патуа, вероятно, уроженца Вест-Индии.
Ну, тут всё понятно и знакомо. Есть Белобог, и есть его брат — Чернобог. Славянский дуализм. Чернобог в книге Геймана — один из важнейших персонажей. При первой встрече он играет с Тенью в шашки на смерть: если Тень проигрывает — то когда-нибудь, когда закончится война между богами, Чернобог убьёт Тень прицельным ударом молота по голове. Но вообще-то он дружелюбный и справедливый. В Америке он работал на скотобойне и забивал коров.
Среди всех героев сериала Чернобог, пожалуй, самый выдающийся. Его играет Петер Стормаре, один из колоритнейших актёров-злодеев. Чернобог — славянское существо, и выглядит он максимально брутально, в этой своей грязной растянутой майке.
— Нашел себе работу на бойне. Там, где забивают. Когда молодой бычок выходит на сходни, я — забойщик. Знаешь, почему нас назвали забойщиками? Потому что мы брали кувалды и раз, одним ударом валили корову. БАХ! Тут нужна сила рук. Да? Потом мясник навешивает мясо на крюк, поднимает его на цепи и только потом перерезает горло. Мы, забойщики, были самые сильные. — Засучив рукав халата, Чернобог напряг руку, показывая мускулы, ещё видные под старческой кожей. — Но дело тут не только в силе. Это целое искусство. В ударе. Иначе только оглушишь или разозлишь корову. Потом, в пятидесятые, нам выдали пистолеты, стреляющие болтами. Подносишь ко лбу. БАМ! БАМ! Ты думаешь, тогда каждый смог бы убивать. Вовсе нет. — Он изобразил, как всаживает болт в голову корове. — Всё равно тут надобно мастерство.
Есть среди богов-мигрантов и Пасха — пышногрудая блондинка, прекрасно адаптировавшаяся к новому миру. Поначалу Среде не удаётся убедить её примкнуть к армии старых богов и выступить на войне: Пасха вольготно себя чувствует, её всё ещё вспоминают каждый год.
Вот только одна проблема — люди красят яйца, готовят куличи, но не думают о богине Иштар. Не приносят ей жертвы.
Тень пробормотал что-то похожее на «привет», и женщина снова ему улыбнулась. Он почувствовал себя так, словно оказался в свете прожекторов-мигалок, какими браконьеры пользуются для того, чтобы перед выстрелом обездвижить оленя. С расстояния в несколько шагов он чувствовал запах ее духов: пьянящую смесь жасмина и жимолости, свежего молока и женской кожи.
Один из новых богов — властитель интернета и технологий. Перемещается на роскошном лимузине, пахнет пластмассой и в целом — типичный вредный подросток. Он контролирует технологии и буквально жить не может без средств связи.
Пожалуй, его образ изменился сильней всего. В книге он был толстым и несуразным, от него пахло горелой пластмассой. Но времена изменились: в сериале Техномальчик — модный парень с пучком на голове и вейпер.
«Мне показалось, что с того момента как книга была выпущена, а это случилось пятнадцать лет назад, произошла своеобразная эволюция и технически подкованный человек стал выглядеть иначе, чем в романе» — говорил Фуллер. Вряд ли кто-то будет против: новый образ Техномальчику потрясающе идёт.
Рядом с ним сидел кто-то ещё, но он не мог повернуться и посмотреть на этих людей.
Толстый юнец на дальнем сиденье шестидверного лимузина вынул из бара банку диет-колы. Одет он был в чёрное пальто из шелковистой ткани, на вид ему было лет девятнадцать. На щеках – угревая сыпь. Увидев, что Тень очнулся, мальчишка растянул губы в улыбке.
– Привет, Тень, – сказал он. – Не зли меня.
Богиня телевидения, состоящая из множества лиц, включая, например, Люси Рикардо из шоу «Я люблю Люси». Сначала общается с Тенью исключительно по телевизору: представьте, смотрите вы своё любимое шоу, и тут внезапно герои поворачиваются к камере и начинают с вами разговаривать. Жутковато, не правда ли?
Если у остальных персонажей было что-то, за что можно было зацепиться, что создавало бы ощущение, что я уловила некую сущность, то Джуди (Гарленд, популярная в прошлом актриса — прим.ред) — самая неуловимая и сложная.
Джиллиан Андерсон до этого уже работала с Фуллером над сериалом «Ганнибал». Как она в последствии признавалась, Фуллер специально писал для неё максимально странные диалоги, чтобы посмотреть, как она будет выкручиваться перед камерой. В «Американских Богах» она, по сути, играет сразу кучу реально существовавших людей, включая, судя по всему, Дэвида Боуи.
— Чёрт, — ругнулась она. — Послушай, сколько бы ни платили тебе старики, я заплачу вдвое. Втрое. Во сто раз. Что бы они тебе ни дали, я могу дать намного больше. — Она улыбнулась великолепной, задорной улыбкой Люси Рикардо. — Только скажи, милый. Что тебе нужно? — Она начала расстегивать пуговицы блузки. — Эй? Тебе когда-нибудь хотелось увидеть грудь Люси Рикардо?
Локи в первом сезоне, похоже, будет не очень много. По крайней мере, Джонатан Такер так говорит: «Я думаю, что если история продвинется немного дальше, возможно, в следующем сезоне вы увидите намного больше Low Key (так обыгрывается его имя в книге — прим.ред.)».
Полуночная Заря с сёстрами сожительствуют с Чернобогом. Утренняя, Вечерняя и Полуночная — все они бодрствуют в разное время суток. Но самая важная для истории «Американски богов» — Полуночная. Именно она первой вносит в текст логику сна и выбивает читателя из своей тарелки, притягивая Луну, как делала это одна ведьма из Sandman.
А это мистер Мир, самый важный из новых богов. Про него мы ничего говорить не будем, но он заявлен с самого первого сезона и даже получил собственную фичуретку, что выглядит крайне странно. Судя по всему, сюжет в сериале будет подаваться сильно иначе, чем в книге.
Ещё есть Анубис, которому в книге уделяется не очень много внимания. В сериале его, похоже, будет больше.
Одри, жена Робби и потрясающая стерва.
Также в первом сезоне должны появиться: мистер Ибис — работник морга и один из старых богов по совместительству, древний джин, подрабатывающий таксистом, и его новый друг Салим (про них в книге была короткая, но занимательная сюжетная арка). А ещё вроде бы в первом сезоне появится Иисус Христос, но это не точно.
Как видно, авторы сериала не совсем следуют просьбе Геймана — персонажи выглядят зачастую совсем не так, как описываются в книге. Однако это не повод расстраиваться, ведь новые образы проработаны до мельчайших подробностей, а тот же Техномальчик выглядит ещё более мерзко, чем в книге.
Нил Гейман — адепт логики сна, но просто взять и перенести её на экран не получится. Телевидение, как известно, — зло, и работает там всё совсем иначе. По совсем, совсем иной логике.
Мда. Куча спойлеров и неправильно интерпретированный источник. «Американские боги» не называют телевидение плохим. Техномальчик и компания ничем не лучше старых богов (часто грубых, жестоких, жадных и местами свихнувшихся очень давно). Это книга про неумолимый ход времени, про смену эпох и парадигм, про Новое и Старое — но никак не про «злые боги интернетов мешают хорошим языческим богам». А ещё — приличный роад-муви, отличная вставная новелла про маленький городок и кобольда (в оригинале, кажется, кто-то другой из мифов).
Про логику сна — перебор (на грани с «совсем не так»). Вот зачем тащить цитату к рассказу из «Хрупких вещей» и растягивать на всё творчество автора? Давайте её целиком, кстати, вспомним:
И всё же, есть вещи, которые можно унести из сновидения: настроение, фрагменты, людей или тему. На моей памяти это ЕДИНСТВЕННЫЙ РАЗ, когда я принёс оттуда целую историю». То есть, автор сам расписывается, что он сны, конечно, любит, но тащит в свои произведения в лучшем случае фрагменты увиденного. В «Богах» или «Сыновья Ананси» есть конкретно «сновиденческие» фрагменты, но не в них вся соль. Монетка в другой руке, монолог Бизона, явление Локи — это всё и без всяких снов создаёт нужный эффект.
Гейман куда многограннее. У него есть и деконструкции сказок, и сатирический «Пруд с рыбками» про будни сценариста и старый Голливуд, роман напополам с Прачеттом, наконец. И привязывать всё к запавшей в душу автору статьи «логике сна» каждый ход писателя — как минимум непрофессионально.
Особенность литературы в том, что каждый человек может понимать ее по своему. Поэтому некорректно говорить, что кто-то интерпретировал какой-то сюжет неправильно. Иначе, это как заявить, что внешность главного героя все должны представлять одинаково.
Нуу, ребят, это уже совсем несолидно. Когда за «не более чем» стоят и аргументы, и мнение общественности, а с вашей стороны только «я художник, я так вижу». Мнение, расходящееся с объективной реальностью, называется заблуждением. Вам и цитаты привели, и назвали моменты из произведения, которые под центральную тему статьи вообще не вписываются, и другие книги Геймана вспомнили, в которых как-то без снов обходится. Зачем же делать хорошую мину при плохой игре? У Олега есть хорошие статьи (про «Безумцев», например), эта не удалась, бывает.
А про литературу — ваше замечание я не понял. Надежда правильно сказала, понимать искусство — это наука, и этому нужно учиться. И можно понимать искусство неправильно (хотя объективная истина здесь более расплывчата, чем в физике). Вот смотрите. Есть утверждение «Лавкрафт был расистом». Фанаты писателя могут сколько угодно его опровергать, говоря, что это всё художественные образы такие у него. Но письма и воспоминания очевидцев не дадут соврать, негров этот писатель ой как не любил. Если занять вашу позицию, эти два мнения одинаково ценны. Очень неконструктивный подход.
«Обилие цитат еще не делают стопку листов формата А4 диссертацией и не гарантируют успешную защиту»
А по поводу Лавкрафта. вообще-то ксенофобия и расизм это разные вещи.
Если бы всё так было просто, то тогда не нужны были бы учителя литературы, например.
Я просто считаю, что если человек пишет статью по литературному произведению, то стоит потратить время и разобрать само произведение досконально (если, конечно, сможет и обладает определенными навыками, методологией и знаниями). А если нет, то увы, получается куцая статья подобная этой, где есть смысловые и логические ошибки (на которые Павел Ильин и указал).
Кстати, то же самое про разбор, мне кажется, можно отнести и к сериалам. А так, как тут симбиоз, то очень сложно было угнаться за двумя зайцами. К тому же сериал всё-таки очень переработали и изменили, судя по трейлеру.
Ни в коем случае не хотела обидеть Олега и некоторые статьи его мне нравятся, но просто не нужно было try to kill two birds with one stone.
Если учитель требует, чтобы литературное произведение все воспринимали только так, как о нем рассказывают на уроке, то это не учитель литературы, а набор шаблонов для вдалбливания в юную голову.
С интересом наблюдаю за этой странной дискуссией:) Вообще-то цель текста была — рассказать об образах персонажей и показать, какими их видят авторы сериала. То, что Павел тут додумал от себя — это интересно, конечно. Но к тексту вроде бы отношения не имеет.
Логика сна примешалась заодно, сама собой. Потому что так мысль пошла. Ну и это, конечно, только мой взгляд на вопрос. Можно с ним не согласиться, я не против. В интернете ведь не прав тот, кто считает иначе.
Павел, у нас есть кнопка «написать». Можешь написать эссе про свой взгляд на творчество Геймана, будет интересно почитать.
Сомневаюсь, учитывая предыдущие прецеденты )
За Геймана лучше Кима спрашивать, ну и покойный Зильберштейн сказал бы хорошо. У меня лично этот автор восторгов не вызывает. Не то, чтобы не нравится, просто остальные трогают больше. Мьёвиль — смелее и безумнее, Сандерсон — оригинальнее, да и лучше описывает эмоции, у Тэда Уильямса отличный язык и в оригинале, и в переводах. Сюзанна Кларк хммм. более утончённая. Это только близкие идейно, без всякого тёмного фэнтези.
Простыню про Геймана я точно писать не стану, если уж оторвусь от свай и платформенных стыков так ради материала про лингвистическую фантастику. Когда-нибудь.
Спасибо за предложение, но лучше откажусь.
Ну и главное: непонятно, будет ли детективная история в Лэйксайде про ежегодные исчезновения детей и прочее (в книге это была шикарная тема, как бонусный сюжет, не уступающий основному).
Статья говно, автор абсолютно не понял книги, если читал ее вообще.
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СПОЙЛЕР
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СПОЙЛЕР
НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ СПОЙЛЕР
Тень (именно так в книге его перевели) вместе со Средой будет кататься по США и звать старых богов собраться и победить всех новых богов. Ну и всё будет не просто офк.
Имя Тени играет довольно большую в образе персонажа, (могли бы его назвать и Тень Лун, вай нот)
Техномальчик похудел конечно)
Телефоны похудели, мониторы похудели и техномальчик похудел.
Слишком похудел 🙁
А Одри не кажется такой уж и мёртвой 🙂
Может выстрелить как игры престолов.
Проспойлерили Локи, Одина и другие сюжетные твисты. Зато про Билкис — «обойдёмся без спойлеров».
Но мы то знаем, как должен выглядеть Техномальчик)
Много разношерстных персонажей. Наверное, стоит глянуть.
Конечно не гарантирует. Потому что цитаты могут быть «мнением», как в этой статье или аргументами. Не все мнения одинаково ценны и истинны. Если вы разницы не видите или хотели бы не видеть, то так уж и быть, прекращаю этот бессмысленный разговор.
А Лавкрафт таки расист (хотя и пытался оправдываться «тяготением к европейской культуре»). Вот хотя бы из Википедии выдержка:
Lovecraft describes Africans not as human but «beasts..in semi-human figure. filled with vice. «. While his racist perspective is undeniable, many critics argue this is irrelevant to the compelling mythos of his philosophical worlds. In his early published essays, private letters and personal utterances, he argued for a strong color line to preserve race and culture. He made these arguments by direct disparagement of various races in his journalism and letters, and perhaps allegorically in his fiction concerning non-human races. Some have interpreted his racial attitude as being more cultural than brutally biological: Lovecraft showed sympathy to those who adopted Western culture, even to the extent of marrying a Jewish woman whom he viewed as «well assimilated.» While Lovecraft’s racial attitude has been seen as directly influenced by the society of his day, especially the New England society he grew up in, his racism appeared stronger than the general popular viewpoint. Some researchers also note that his racial views failed to change with those of American society.