Амфитеатр что это такое в театре
Театральная шпаргалка
Дорогие друзья! Вы, конечно же, знаете, что для продуктивной работы надо уметь отдыхать. Одним из приятных и культурных способов отдыха давно считается посещение театра. Но за первыми же дверями, в вестибюле, мы попадаем в мир полный тайн и загадок. В прямом смысле слова. Нас захватывает поток незнакомых, а часто и непонятных слов: фойе, администратор, партер, бельэтаж… Что же делать? Где найти администратора? Куда лучше взять билет: в партер или бельэтаж? Где найти фойе? Давайте попробуем разобраться.
Начнем с начала. Что такое театр?
Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище, от θεάομαι – смотрю, вижу) – форма исполнительского искусства.
Театр – это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, архитектуру, живопись, кинематограф, фотографию и т.д. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные театральные приемы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.
При этом актером не обязательно должен быть живой человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком. Театр считается самым сильным средством влияния на людей, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем. Через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. Основные работники театра: режиссеры, актеры, гримеры, гардеробщики, осветители, билетеры, балетмейстеры, художники, рабочие сцены. Но о них чуть позже.
Открыв первые входные двери, мы попадаем в вестибюль.
В кассах можно приобрести билет на нынешний спектакль или на будущие представления театра. В случае отмены спектакля здесь же можно будет сдать билет или узнать, когда будет дан отмененный спектакль.Там же располагается и окно администратора.
Администратор – член коллектива театра, отвечающий за организационную сторону и ежедневную работу кассиров, билетеров и др. персонала театра, часто также за предоставление бесплатных или льготных билетов на и во время конкретного спектакля; отвечающий за соблюдение правил и техники безопасности во время нахождения зрителей в театре. Пройдя во вторые двери, вы попадаете в театральное фойе.
Фойе, нескл., ср. Помещение в театре (кинотеатре, цирке) для пребывания зрителей перед началом спектакля, сеанса, представления, а также для отдыха публики во время антракта. Из фойе первого этажа вы сможете попасть в гардероб.
Гардероб – комната или специально отведенное пространство во входном вестибюле, где зрители могут оставить верхнюю одежду, головные уборы, зонты (и пр.) на хранение во время спектакля. Если здание театра содержит несколько этажей, то фойе будет присутствовать на каждом из них.
И вот вы входите в зал. Перед вами сцена и ряды кресел, которые «расходятся» от нее рядами и ярусами. Как же разобраться, куда идти? С одной стороны, вам всегда помогут администраторы по залу. С другой стороны вот наши подсказки: ряды кресел, которые расположены ближе всего к сцене, называются партер, следом за ним идет амфитеатр, вокруг них и слегка выше располагаются ложи и бельэтаж, над ними ярусами идет балкон.
Партер (фр. рarterre– на земле) – нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики в пространстве от сцены или от оркестра до противоположной стены или до амфитеатра. Родоначальником партера была скамья для сенаторов в театрах Древнего Рима. В XVII веке, после появления ярусного театрального здания, видоизменился и партер, приняв более современный вид. Партер предназначался для низшего сословия, поэтому долгое время не имел сидячих мест – зрителям партера приходилось смотреть спектакль стоя. Места для сидения в партере появились в начале XVII века в частных закрытых театрах Англии. Тогда сидячие места расставлялись по мере надобности. В настоящее время места чаще всего располагаются рядами, которые повышаются от сцены к амфитеатру и параллельны краю сцены. Места разделены проходами для выхода из партера.
Амфитеатр – это места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом.
Ложа – это обособленное, в виде небольшого внутреннего балкона, помещение в зрительном зале, предназначенное для нескольких зрителей. Ложи, как правило, расположены по сторонам и сзади партера, на ярусах, а также по боковым сторонам просцениума или примыкают к оркестровой яме (такие ложи носят название «бенуар»). Характеризуется недостаточным обзором сцены; иногда используется для осветительной аппаратуры.
Бельэтаж – места в зрительном зале, как правило, расположенные полукругом или по кривой линии, сзади и выше партера и амфитеатра. Иногда рассматриваются как балкон первого яруса театра.
Балкон – это места для зрителей, расположенные выше партера, в различных ярусах зрительного зала. Примечание: часто в англоязычной литературе под словом «balcony» подразумевается балкон первого яруса. Вы заняли свое место и замерли в ожидании спектакля…
Определения представленных терминов взяты с сайтов:
Почему Wiki
Почему Wiki
Слово амфитеатр встречается часто в повседневной жизни. В переводе с греческого языка оно означает «вокруг театра». Второй смысл этого слова «двойной театр». В древнем Риме и Греции так назывались монументальные сооружения, вмещающие большое количество человек, под открытым небом. Предназначались они для боёв гладиаторов, травли животных, зрелищных представлений.
Что такое амфитеатр? История возникновения
В античные времена театры располагались под открытым небом. Они вмещали большое количество зрителей. У подножия холма или горы находилась сцена, а выше по склону в виде террас выступами были устроены зрительские места. Такое расположение зрительских мест называлось амфитеатром. По этому же принципу возводились театры в древнем Риме и Греции. Они были двух видов: закрытые и открытые. Закрытые театры с пологом в качестве крыши назывались одеонами. Строились театры в Древней Греции и Риме по-разному.
Амфитеатр в Риме представлял собой монументальное сооружение. В центре находилась сцена в форме эллипса, а от неё вверх ступенями поднимались ряды зрительских мест. Выступы напоминали по форме подковы. Перед сценой располагался подием, который являлся прообразом современного партера. Места в подиеме были предназначены для особо уважаемой публики. Основное использование театральных сооружений в древнем Риме было проведение боёв гладиаторов. Практиковались и схватки человека с диким разъярённым животным. Для таких ристалищ под ареной помещались клетки с дикими зверями, поднимающиеся на специальных механизмах вверх. Сооружение было окружено высокой стеной.
Греческий амфитеатр, в отличие от Римского, устраивался на небольшом углублении в земле. Внизу находилась сцена, от которой вверх поднимались ступенями ряды зрителей. Напротив сцены возводился храм для величественности и священности происходящих действий. Обязательными компонентами сооружения были:
Греческий театр предназначался для театральных представлений, заседаний народных собраний. Зрителям в греческом амфитеатре разрешалось подниматься с мест и перемещаться по театру. При несогласии с происходящим на сцене позволялось громко выражать своё недовольство. Можно было приносить с собой пищу и есть её во время представлений, которые могли затянуться на целый день.
Основным достоинством античных театральных сооружений была большая вместимость, хороший обзор с любого места и прекрасная акустика.
Амфитеатр в современной жизни
По подобию античных театров возводились первые здания для театральных представлений в Европе. В эпоху Ренессанса залы полукруглой формы с поднимающимися от сцены уступами в виде подков ограничивались величественными колоннадами. Зрительские места находились не только в амфитеатре, но и в зоне орхестра. По такому принципу построен зрительный зал «Олимпико».
При возведении театров для оперных постановок со зрительскими местами в виде ярусов, зона амфитеатра была сохранена. В оперных театрах места для зрителей разбивались на зону партера, балконов и пространства амфитеатра. Разделённый на части продольными и поперечными проходами амфитеатр располагался на последнем ярусе. Места в нём были предназначены для небогатой публики.
С расширением театральных жанров стал изменяться тип зала. Первый Берлинский театр драмы имел зал прямоугольной формы. Места для публики были размещены в амфитеатре. Этот зал был маловместительным, и в 1821 году была предпринята попытка реформирования и возврата к античной форме устроения внутреннего пространства.
В 1913 году закончилось строительство Большого драматического театра в Берлине с неглубокой сценой, полукруглым партером. Была произведена работа в амфитеатре для разделения зоны радиальными проходами по античному типу. Зал предоставлял всем возможность одинаково слышать и видеть происходящее на сцене.
При строительстве театрального здания в Безансоне французский архитектор К.Н. Леду, являющийся основоположником ампира, заменил ярусы и ложи скамьями амфитеатра, разместив в партере кресла.
С началом петровских реформ в России стали появляться театральные залы итальянского типа. К ним относятся Александринский театр в Петербурге, а также Большой и Малый театр в Москве. Во французском стиле построен театр в Кусково, а в итальянском стиле возведён в селе Архангельское. Открытый амфитеатр представлен во дворце в Павловске. В старом Зимнем дворце Эрмитажа сохранился единственный в России античный амфитеатр.
С разделением театрального искусства по видам зрелищ произошло изменение предназначений зданий на цирковые, театральные и спортивные. Спортивные и цирковые арены соответствуют классическому «двойному театру». Зрительские места в них расположены в виде амфитеатра.
В русском языке слово амфитеатр имеет много значений. Так называются зрительские места в цирке, находящиеся вокруг арены. Это же название имеют места, расположенные в виде каскада, в лекционных залах учебных заведений. Амфитеатры сохранились в театрах и кинотеатрах, на ипподромах и стадионах. В виде амфитеатра сооружаются смотровые площадки для болельщиков при проведении массовых спортивных соревнований. Кроме этого, слово используется в качестве наречия для описания чего-либо возвышающегося на местности полукружием или кругом.
Как устроен зрительный зал в театре
Заядлые театралы точно знают, на какие места покупать билет и откуда идеально видно сцену. А для тех, кто бывает в театре редко, мы подготовили небольшую шпаргалку. Рассказываем об устройстве зрительного зала и как разобраться, откуда лучше смотреть спектакль.
Места в зрительном зале
Классический зрительный зал в театре делится на несколько частей.
Партер — места перед сценой на нижнем уровне, одни из самых удобных в зале: отсюда открывается равномерный обзор на сцену, особенно с центральных мест в ряду. Многие опытные поклонники театра считают, что идеальные места в партере — середина 5-7 рядов.
Амфитеатр — места за партером. Как правило, расположены полукругом и могут иметь несколько ярусов. Сцена видна хорошо, но так как места находятся в самом конце зала, рекомендуем воспользоваться театральным биноклем — он непременно пригодится, чтобы внимательно рассмотреть декорации, тончайшие нюансы мимики и игры актёров.
Ложи бенуара находятся на одном уровне со сценой по сторонам от партера. Между собой ложи разделены перегородками. В некоторых залах в бенуаре расположены не только ложи, но и классические ряды.
Бельэтаж — ярус над бенуаром. В переводе с французского «bel étage» звучит как «красивый этаж», а само слово пришло из архитектуры: в богатых домах именно второй этаж, расположенный над цоколем, было принято нарядно украшать. В театре бельэтаж также очень удобен для просмотра спектаклей и относится к дорогим местам в зрительном зале.
Балкон — места над бельэтажем. В зависимости от размера зала балкон может состоять из одного или нескольких ярусов. Места на верхнем ярусе балкона называют галёркой: отсюда сцена видна значительно хуже, чем, например, из партера, но и стоимость билетов заметно ниже.
Как выбрать удобные места в театре
Приведённая схема актуальна для больших зрительных залов, особенно в старых театрах с историей. А вот в современных театрах залы могут быть совершенно разными, например, состоять только из партера или партера с несколькими ложами на уровне балкона.
Перед покупкой билета рекомендуем внимательно изучить информацию на официальном сайте театра. Многие из них предлагают виртуальные туры, которые наглядно показывают масштаб зала, его устройство — проходы, расстояние между рядами и разными частями зала, близость первого ряда к сцене и другие нюансы.
АМФИТЕАТР
АМФИТЕАТР (от греч. аmphi – с двух сторон и theatron – зрелище), в переводе означает «двойной театр». Имеет несколько значений.
Способ размещения мест для зрителей в античном театре.
Вид древнеримской архитектуры.
Тип зрительного зала театра. Составная часть зрительного зала современного театра.
С дифференциацией театральных жанров на музыкальные и драматические появился немецкий, или секторальный, более демократичный тип театрального зала. Зал Первого драматического театра в Берлине, 1765, одного из первых европейских драматических театров, был прямоугольным, не имел балконов и состоял из одного амфитеатра. Из-за малой вместимости (800 человек) этот тип театра не получил широкого распространения. В 1821 архитекторы берлинского Нового драматического театра К.Ф.Шинкель и Г.Земпер пытались произвести реформу рангового театра и вернуться к античной форме театра. Зрительный зал с неглубокой сценой и широким просцениумом, состоял из небольшого полукруглого партера и античного амфитеатра с радиальными проходами, завершавшегося античной колоннадой. Такой зал обеспечивал всем зрителям равные возможности видимости и слышимости. В 1913 по такому же типу был построен берлинский Большой драматический театр с открытой сценической площадкой (архитектор Х.Пельциг).
В России с эпохи петровских реформ развивался ярусный тип театра, преимущественно итальянский (крупнейшие отечественные театры: Александринский в Петербурге, Большой и Малый в Москве, Одесский театр оперы и балета и др.). В домашних крепостных театрах 18 в. развивался как французский тип ярусного театра (Кусково), так и итальянский (Архангельское). Вид открытого дворцового театра представлен амфитеатром в Павловске, 1793. В России зал в виде античного амфитеатра сохранился лишь в Эрмитажном театре старого Зимнего дворца (архитектор Дж.Кваренги, 1784).
В начале 20 в. в Европе возродились типы амфитеатрального или аудиторного (амфитеатр с 1–2 ярусами балконов) зала. Попытки реформ театрального зала связаны с эволюцией сцены. С возникновением ярусного театра появилась глубокая сцена-коробка, в дальнейшем были попытки сделать ее или плоской, как в античном театре, или с выходящим в зрительный зал просцениумом, или от сцены полностью отказывались и переносили действие в зрительный зал (проект лидера архитектуры функционализма В.Гроппиуса и режиссера Э.Пискатора, Германия, 1920-е). Во второй половине 20 в. строятся театральные залы со сценой, окруженной амфитеатром с четырех сторон (Арена Стейдж в Вашингтоне, 1961), с кольцевой сценой и вращающимся амфитеатром (Театр в Версале, 1960).
Места для зрителей в цирке.
В древнеримскую эпоху произошло деление театра на виды зрелищ, соответственно современные зрелищные сооружения дифференцируются на театральные, цирковые, спортивные. В двух последних типах зданий места для зрителей представляют собой амфитеатр, т.е. «двойной театр» в его классическом виде. Амфитеатром называют также места для зрителей в цирке, которые окружают арену и делятся на секторы.
Лукомский Г. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания. Санкт-Петербург, 1913
Бархин Г. Архитектура театра. М., 1947
Быков В.Е. Архитектура открытых театров. М., 1954
Виноградов В. Театральные здания вчера, сегодня, завтра. М., 1971
Аркин Д.Е. Образы архитектуры и скульптуры. М., 1990
Значение слова «амфитеатр»
1. В древней Греции и Риме: открытое сооружение для публичных зрелищ, в котором места для зрителей располагались вокруг арены по возвышающемуся уступами полукружию или кругу.
2. В современном театре: ряды кресел, расположенные в зрительном зале за партером, а также часть зала, где они расположены.
3. в знач. нареч. амфитеа́тром. Возвышающимся полукружием. А там нивы с волнующимися, разноцветными хлебами шли амфитеатром и примыкали к темному лесу. И. Гончаров, Обыкновенная история. Мы часто заглядывали на переменах в этот кабинет. Там скамьи подымались амфитеатром к потолку. Паустовский, Далекие годы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
По такой же схеме строились арены для корриды в Испании.
АМФИТЕА’ТР, а, м. [греч. amphitheatron]. 1. У древних — здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кру́гом местами для зрителей. 2. В современных театрах — места за партером или над ложами, расположенные полукругом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
амфитеа́тр
1. истор. архит. в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом ◆ Смотрели потом древний славный амфитеатр, в котором свободно помещались 22 000 человек. Д. И. Фонвизин, «К родным», 1784–1785 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Солнце уже было на закате, когда я, со стилетом в кармане, пришел в Колизей; но чудное освещение древнего амфитеатра не привлекало моего внимания; жажда мщения кипела в груди моей и вытесняла все другие мысли. А. К. Толстой, «Амена», 1846 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. нечто, возвышающиеся уступами вокруг чего-либо ◆ Раскинутый амфитеатр хвойных гор развертывается нарастающей цепью и постепенно широкими темными потоками уходит к синеве отдаленных Хибин. Н. П. Колпакова, «Терский берег», 1936 г. (цитата из НКРЯ)
3. театр. места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером, а также так расположенные места в цирке, в лекционном зале ◆ Ползучие стебли глицинии и страстоцвета в одно мгновение жадно обвили колонны боковых лож, перекинулись на спинки кресел амфитеатра… Ирина Полянская, «Жизель», 1996 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: флорист — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?